господства неоднократно восставали апулийские лангобарды (крупнейшее восстание произошло в 1009-1018). Визант. катепану (наместнику) Василию Боиоаннесу некоторое время удавалось противостоять лангобардам. После его смещения (1028) Византия окончательно утратила свое влияние в регионе, вскоре он был завоеван норманнами. Один из норманнских отрядов сражался в Апулии на стороне византийцев. В 1030 г. их предводитель Райнульф Дренго стал правителем графства Аверса. Как союзников норманнов использовали и лангобардские правители Юж. Италии. Так, князь Салерно Гаймар IV (1027-1052) пожаловал др. предводителю норманнов, Вильгельму де Отвилю, титул графа Мельфи и предоставил право создавать новые баронства на отвоеванных у Византии землях. Позже гр. Дрого (1046-1051), брат и преемник Вильгельма де Отвиля, присягнул на верность имп. Генриху III, что узаконило власть норманнов в Юж. Италии. В 1047 г. Дрого, приняв титул «герцог и магистр Италии, граф норманнов всей Апулии и Калабрии» (dux et magister Italiae comesque Normannorum totius Apuliae et Calabriae), захватил Беневенто, а барон Рикард Дренго, единолично правивший графством Аверса,- Капую (1062). В Юж. Италии сложилось 2 норманнских государства: династия Дренго утвердилась в графстве Аверса, а династия Отвиль - в герцогстве Апулия и Калабрия. Возросшее могущество норманнов, разорение ими мон-рей и грабежи населения на землях, относившихся к Папской области, привели к конфликту с Римскими папами. Папа Лев IX заключил союз с визант. катепаном Аргиром, но ему не удалось привлечь на свою сторону лангобардского правителя Салерно Гизульфа II (1052-1077), не желавшего конфликтовать с норманнами; в результате папская армия была разбита (июнь 1053), Лев IX попал в плен, из к-рого был освобожден весной 1054 г. Во 2-й пол. XI в. отношения между Римскими папами и норманнскими правителями улучшились. В 1059 г. папа Николай II признал гр. Аверсы Рикарда I (1049-1078) князем Капуанским, а Роберта Гвискара, к-рый к тому времени захватил власть в Апулии и Калабрии,- герцогом Апулии, Калабрии и еще не завоеванной Сицилии.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Повесть изрядная 1021 о Апполоне, царе Тирском, и о случаях, и о бедах, и печалех в мире сем, и яко человеколюбие Божие никогоже оставляет до конца погибнути. Начасяж антиохом царем Антиох – владетельный, и великосильный, и многословутый 1022 цесарь греческий, иже глаголется Великий, понеже во Елладе и Сирии много царей премину, но сего внешних еллинских писаний премногу паче инех славляше, зане превозрастен 1023 бе, и красен, и премудр, и храбр, – сей Антиох многими ратоборствы и мужественным одолением множество царств повоева и в свою державу прия. Созда же и град в славу имене своего и нарече Антиохия Великая. Име же царицу зело премудрую и прекрасную, паче же жития добрых обычаев и ко всем человеком милосердую. Прижит же от нея цесарь дщерь едину, толикою красотою сияющу, яко во вселенней таковей не обретатися. Прилучи же ся прекрасной царице умрети, иже смертию своею великою цесарю печаль наведе, изумление 1024 ; но име утешение – дщерь, толикою сияющу красотою, яко никтоже непщева 1025 рожденне ей быти от земных. И егда цесарь Антиох от зельныя 1026 своя печали вмале утешение прия, посла во вся страны своя державы и в окрестная кралевства ко благоплеменным и благородным, да обрящут ему в жену подобну первей прекрасную девицу. Посланник же много искавше, не обретоша и возвратившеся. И по сих паки посла, и третии, и возвратившеся, поведаша, яко нигдеже таковыя не обретоша; и сим пребольшую печаль наведоша и лютое недоумение 1027 . И в том стужении 1028 впаде ему от диявола в сердце злая мысль о дщерине красоте и (понеже бе тогда безбожное время, сквернии бо идоли почитахуся, всии же творяху по воли своего сердца, скотцки лагодяще 1029 своей плоти) тако убо нача ю любити, яко нимала времени возможе без нея пребыти. Не может сия любовь таитися надолзе. Призвав цесарь к себе свою дщерь, сказа ей свою мысль не точию словесы, но и вещьми 1030 . Цесаревна же, видя лукавую волю и злое смышление отца своего, рече ему «Отче мой, неудобно 1031 мысльми мятешися 1032 , отец убо еси ми, како толикими злыми осквернити хощеши?».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, если единственным аргументом против достоверности этой истории выступает антинаучность чудес, на этот аргумент можно просто не обращать внимания. Чудеса – это неотъемлемая часть исторически достоверных библейских повествований. 1027 Новый Завет, похоже, также предпочитает смотреть на книгу Ионы, как на реальную историю. Упомянутая Иисусом история пророка Ионы, указывает на то, что Он видел в Ионе реальную историческую фигуру, а три дня пребывания Ионы в желудке рыбы воспринимал как достоверное историческое событие ( Мф.12:3842 ). Тем не менее, сила этого аргумента умаляется, если учесть, что сегодня мы смотрим на персонажей новозаветных притчей как на реально существующие исторические фигуры. Так можно услышать проповедь, в которой добрый самарянин представлен, как реально существовавший в истории человек, хотя всем известно, что это не так. Возможно, что Иисус следовал той же риторике. Проще всего воспринимать рассказ об Ионе, как исторически достоверное повествование. Но следует помнить, что в этой книге заключена больше чем простая история, ибо этот рассказ преследует нравоучительные цели, которые становятся понятными лишь в самом конце повествования. В этом смысле история Ионы отличается от повествований об Илии и Елисее. Последние являют собой часть большего повествования, и смысл рассказов об отдельных пророках исходит из более обширного контекста. Не так с пророком Ионой, короткий рассказ о котором самодостаточен и должен восприниматься как есть. Вот почему такую популярность приобрело толкование книги Ионы как притчи. Сделать выбор между притчей и историческим повествованием оказывается действительно трудно. Оба толкования приводят к одинаковым выводам. Ни одно из них не отвергает богодухновенность Библии. Оба раскрывают перед толкователем один и тот же смысл истории и приводят к одинаковым взглядам на природу Бога. 1028 Второй вопрос жанра – природа 2 главы. Глава представляет собой гимн во многом похожий на псалом. Он близок по стилю к псалмам благодарения (стихи 1,6:9). В подобных условиях, мы скорее ожидали бы плача, ибо Иона оказался запертым в желудке у большой рыбы. Но с помощью этой рыбы Бог спас Иону от смерти в морской пучине, поэтому псалом благодарения вполне соответствует обстоятельствам. Псалом состоит из частей, обычно присутствующих в псалмах благодарения: введение (стих 3), объяснение причин страдания (стихи 57а), моление Бога о помощи (стих 8), указание на Божье спасение (стих 7Ь) и торжественное прославление (стихи 910). 1029 Несмотря на отличный от остальной части книги жанр, поэма вполне вписывается в общую картину и может быть истолкована только в контексте всего рассказа. 1030 Богословские темы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

(ПОВИ. Вып.11). Л., 1988. С.80–94. – Прим. изд. (А.Н.)]. 1024 Это несколько странное, на наш взгляд, суждение автор разъясняет следующим образом (письмо от 21.03.1992 г.): “Следует различать абсолютный (онтологический) и относительный (гносеологический) дуализм. Первая разновидность приписывается византийским богомилам, вторая – болгарским (в широком смысле). Таким образом, в данном случае речь идет о второй разновидности богомильства, т.е. о дуализме, коренящемся не в творении как таковом, а в человеческом грехе”. Но разве грех – гносеологическая категория? Разве онтологический статус творения не был изменен грехопадением прародителей человеческого рода? Не говорим уже о том, что учение волхвов, как оно изложено в данном месте Повести временных лет, предполагает соперничество Бога и “сотоны” именно в акте сотворения человека: “...и створи дьявол человека, а Бог душю во нь вложи” (ПСРЛ. Т.1. Стб. 177). (А.Н.) 1025 Там же. Стб. 183–198 (под 1074 г.). В Патерике содержатся соответствующие более ранние тексты: слово 8 (Житие Феодосия; см. прим. 612 и сл.), а также Нестором же написанные слова 12 (см. прим. 762 и сл.) и 36 (см. прим. 783 и сл.); см.: Бугославский С. (прим. 531). С. 153–191. 1027 Согласно Кассиану, Четыредесятница – это тот минимум, который предписан с тех пор, как христиане отказались от круглогодичного поста, практиковавшегося в первоначальной церкви: Conlatio XXI, 30 (Conferences XVIII–XXIV/Ed. E.Pichery. [SCh. Т.64]. Paris, 1959. P.105). 1029 ПСРЛ. T.l. Стб. 209–214 (под 1091 г.). Ср. в Патерике слова 9 (Нестор) (прим. 759) и 11 (прим. 760 и сл.); см. об этом: Бугославский С. (прим. 1025). 1030 ПСРЛ. Т.1. Стб. 283–285 (под 1108–1110 гг.). Ср. выше, прим. 310, 605 (аналогичное видение в Житии Феодосия), а также: Vaillant A. Les citations des années 1110–1111 dans la chronique de Kiev//ByzSlav. 1957. T. 18. P. 18–38. 1031 ПСРЛ. T.l. Стб.222–225 (под 1093 г.). См. также сообщение о нашествии саранчи: там же. Стб.226 (под 1094 г.); еще об одном нападении половцев см. под 1096 г. (там же. Стб. 232 и сл.). 1033

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть II Часть I > > По неполным данным, с 1940 по 1950 год в Карлаге умерло около 40.000 заключенных. Самая высокая смертность была в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1943 году ежемесячно умирало почти по 1000 человек. Вот эта страшная статистика: 1940 г . – 647 человек; 1941 г . – 1486 человек; 1942 г . – 8399 человек; 1943 г . – 11828 человек; 1944 г . – 5323 человека; 1945 г . – 1762 человека;  1946 г . – 1868 человек; 1947 г . – 1366 человек; 1948 г . – 1508 человек; 1949 г . – 1027 человек; 1950 г . – 650 человек. В Карлаге, правда, проводились оздоровительные мероприятия, но их было недостаточно. В лагере было всего 575 человек медперсонала, в том числе: врачей – 193; фельдшеров-акушеров – 128; медсестер – 216; фармацевтов, аптечных работников – 35; стоматологов – 3. Убывших из лагеря по литере «В» (так в отчетности шифровалась смерть заключенного) увозили на лагерное кладбище. Процедура похорон по «лагерному обряду» была максимально упрощена: никаких провожающих. Могила общая по 15 трупов в каждой (в три слоя по пять в каждом, каждый слой трупов присыпался землей), трупы совершенно голые, на ногу и кисть руки надевались жестяные кольца с выбитыми номерами (этот номер значился в акте на смерть заключенного). В одном из углов могилы устанавливался столб с выжженными номерами. Трупы плохо засыпались, бывали случаи, когда голодные собаки или волки их вырывали. Такой порядок погребения был установлен на основании распоряжения  ГУЛАГа от 16 марта 1943 г.: 1. Разрешить погребение в общих могилах по нескольку трупов вместе. 2. Допустить захоронение трупов без гробов и без белья. 3. Глубина могилы должна быть не менее 1,5 м. Ширина и длина могилы  определяется количеством погребенных. Никто не знает, сколько по Карлагу разбросано подобных безвестных кладбищ. Архивные материалы УВД КО свидетельствуют, что во внутренней службе Карлага допускалась бесконтрольность в персональном учете заключенных. По этому вопросу был издан приказ ГУЛАГа от 30 января 1947 г . «О мероприятиях по упорядочению персонального учета заключенных в лагерях, колониях и тюрьмах МВД». В этом приказе отмечалось неудовлетворительное состояние персонального учета в Карлаге.

http://pravoslavie.ru/2264.html

88 Перечень дацанов, находящихся в Сибири, приложен к статье, где говорится о распространении Буддизма. 89 По сказанию книги Улигерун далай, Шигемунию сопутствовали 1200 Гелунов. В других же сутрах о Гелунах ни слова не говорится, а указывается лишь на шараваков или слушателей, и число их определяется 1250 человеками. В числе их стоит Ананда, двоюродный брат Будды. Далее является сын Будды, Рахула, с другими знаменитыми поборниками Буддизма. 90 В числе жертв, три считаются приношением от морей: внешнего – аргам, внутреннего – бадим, и увеселительного – ценгелун. Все же вообще жертвы имеют таинственное значение, указуемое книгою Мигрим джидрим. 92 Можно допустить, что предметы Буддийской символики, имеют отношение к тем знака, которыми некогда отличали себя секты; а может быть и к тем обстоятельствам, под влиянием которых возникли они и существовали. 93 Знаки додекады суть следующие: барас, тулей, лу, могой, морин, хони, бычи, такия, нохой, гахай, хологуна, укырь; т. е. тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, дикий человек, петух, собака, свинья, мышь, корова. 94 Вопреки убеждениям Буддистов в подлинности Ганджура, ученые исследования не оставляют за ним этого авторитета. Так у г. Васильева в статье о первоначальном Буддизме встречаются следующие мысли: 1) Шигемуни и близкие к нему последователи его не оставили после себя никаких письменных памятников. 2) В веке Шигемуния (а он по Кит. Летописям родился в 26 лето царствования Джас-ван; след. в 1027 году до Р. Хр.), письменность даже не существовала в Индии, и появилась там десятком столетий позже Буддизма. 3) Во весь этот период, Буддизм, водимый лишь преданиями, развивался не столько из собственных начал, сколько под влиянием сторонним, усвояя и переделывая чуждые идеи. 4) Можно думать, что Буддисты распространяясь на Запад от Мегады, первые познакомились с Греческою письменностью в Бактрии ( ? ), и применив ее к своему языку, взялись за труд составления многочисленных сутр. 5) Но кто первый стал их издавать и в каком месте явились они? Эта трудная задача не иначе может быть решена, как чрез сличение всех тех книг, которые принимаются в Буддизме за коренное начало правил веры и нравственности. Ч. 1, стр. 22–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Опору против Аспара и готов Лев нашел в исаврах. В изложении о правлении Феодосия было отмечено, что исавры сослужили большую службу империи в грозную годину нашествия Аттилы. Их вождь, принявший греческое имя Зенона, был удостоен консульства в 448 году, занял пост магистра армии Востока и вошел в круг высшей знати. В составе гарнизона столицы был с тех пор корпус исавров, деливший эту службу с готами. Зенон, после своего консульства, вел себя так, что Феодосий заподозрил его в стремлении посягнуть на государственный переворот. Поэтому он хотел послать Максимина в Исаврию с поручением захватить крепости этой страны, чтобы тем самым ослабить для Зенона возможность попытки сделать восстание. 1025 Но этот план не был приведен в исполнение. Зенон пережил Феодосия и умер в правление Маркиана. Упоминание о его смерти у Иордана заставляет предположить, что был какой-то бунт, опасный для империи, во главе которого стоял Зенон. 1026 Когда Лев вступил на престол, исавры находились в большом числе на службе в столице. Лев сформировал из них особый дворцовый отряд, носивший имя экскувитов. Если схолы с давних пор комплектовались из германцев и в Константинополе – преимущественно из готов, то экскувитов Лев стал набирать из исавров. 1027 Вынужденный впоследствии начать борьбу против могущества Аспара и теснее сблизиться с исаврами, чтобы иметь опору против готов, император Лев выдал за одного из исаврских вождей, по имени Тарасикодисса, отец которого носил имя Русумбладеот, свою старшую дочь Ариадну. Тарасикодисса принял имя Зенона, своего славного соплеменника, 1028 и был удостоен консульства на 469 год. Вандалы. Дела на Западе. Смерть Аспара и ее последствия. Смена лиц на Римском троне В ту пору, когда воцарился Лев, самым опасным врагом империи был царь вандалов Гензерих. Смелый и предприимчивый, кипевший энергией, счастливый во всех своих начинаниях, Гензерих считал Африку завоеванной страной и организовал свое царство на новых началах. Он никогда не был федератом империи, не носил никаких римских чинов и званий, как Аларих и другие цари германских племен, и чувствовал себя свободным от всяких обязательств в отношении империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

1019 Общее заглавие: « Περ πρνοιας », — De providentia. Con. начинает 8-ю книгу: De Providentia…, etc. 1020 Вм. της προαιρσεως в D. 1, A. 3, Con. и Vall, της πραξεως (actione), что одобряет и Matth., хотя мысль от этого почти не изменяется. 1021 Иначе с греч.: «не достигает цели». 1022 Точнее с греч.: «то следующее за рассуждением о том, что в нашей власти, есть рассуждение о провидении». 1023 В лат. Ant. добавлено: quaerendum est. 1024 Буквально: с подлинника — «дела». 1025 Буквально: «невероятнейшее» (Matth. Var. lectiones. p. 333). 1026 Т.е. — не только к одним христианам; в D. 1: «не только к одним иудеям». 1027 Т.е. греки. 1028 Буквально: с греч.: «никогда нисколько не изменяющееся». 1029 Точнее: «каким образом совершалось бы, одинаково распределяемое». 1030 Иначе: «сообщается такого рода случай " … и т. д. 1031 Буквально: «некоторыми» ( πο τιμν ). 1032 Accidit — см. лат. перев. Ant. 1033 В лат. переводе добавлено: «spectandi causa». 1034 Таковы у Немесия космологическое и нравственное доказательства существования промысла Божия. 1035 У пер.: бытии — ред. 1036 Буквально: с греч.: «прилежные, трудолюбивые». 1037 Точнее: «одинаковую красу». 1038 Переводим метонимически; буквально — «храмами», в которых, конечно, совершаются священнодействия. О таком значении слова περιβολος см. у Matth. Var. lectiones p. 336. Таково у Немесия психологическое доказательство существования промысла. 1039 Буквально: «естественно возгревающаяся в неизвращенных (натурах)». 1040 В лат. Ant. добавлено: «in posterum tempus». 1041 В лат. перев. — религия. 1042 Буквально: «не уделяет наград поступающим хорошо». 1043 Δι υερων можно еще перевести: «посредством сновидений». 1044 Иначе: «многие предсказания изречены относительно каждого поколения». 1045 Точнее с греч.: «устрашаются ночью и по дням». 1046 Ср. И. Дамаскин, Цит. соч., гл. 29, стр. 111 по рус. пер. 1047 См. более полный лат. пер. Ant. В греч. подлиннике здесь — один длинный период в вопросительной форме. 1048 У пер.: никакой прибавки — ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

Оно оправдывается всеми здравыми соображениями серьезного беспристрастия. В глубине его стоит мысль о непрерывном и всегдашнем действии божественного промысла. Его голос без права утверждает раздается издревле – на рассвете человеческой истории, слышится во все периоды ее дальнейшего развития, многочастно и многообразно взывает к людям и всюду внедряет в них свое спасительное содержание. По нуждам приспособления оно обнаруживается неодинаково и с разной степенью отчетливости, но за ним неизменно скрывается благая воля Божия, устрояющая предопределенное избавление. Последнее воплощается во временных формах, дает им жизнь и значение. Отсюда и первейшая обязанность экзегета снять эту скорлупу и отыскать самое зерно, ради коего она и существует. Поэтому «типический смысл есть и первичный» 1021 и «подлинный смысл Священного Писания , имеющей происхождение от Духа Божия» 1022 . В таком случае не без права утверждают, что усматривать в этом произвол могут разве авторы, желающие дополнять Еразмову «Похвалу глупости» 1023 . Но этого мало. Обетование было рассчитано на всецелое исполнение, которое и совершено Господом Христом. Очевидно теперь, что к Нему относились все моменты ветхозаветного откровения, Его предуказывали и предваряли, почему безусловно верно замечено, что «все Писание написано кровью Христовой» 1024 . Естественно, что мессианское толкование ветхозаветного слова будет самым точным, соответствующим исключительному его достоинству. Современная критическая наука смотрит на дело иначе и поступает обратно 1025 . Она всю свою честь нередко полагает в том, чтобы не искать Христа, и любить разными искусственными приемами уничтожать Его 1026 ; бывает далее так, что в ней не только устраняется мессианское понимание, но и самая мессианская идея почти совсем убивается, лишаясь своей индивидуальности 1027 . Однако это жесточайшее поругание истины – не закон и не образец. И если критика в нем почерпает мерило для своего суждения, то мы можем не тревожиться ее приговором. Он ложен эссенциально, потому что отнимает у предмета его душу 1028 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

…накануне августовских каникул. Английские служащие в первый понедельник августа получают дополнительный выходной день. Эти «каникулы» горожане обычно проводят за городом. Вильгельм Завоеватель (1027—1087) — герцог Нормандии, а затем английский король (1066—1087). С войском, состоявшим из нормандских и французских рыцарей, Вильгельм вторгся в Англию и в битве при Гастингсе одержал решительную победу. Сделавшись королем, он конфисковал земли у англо-саксонской знати и усилил закрепощение английского крестьянства. Впоследствии коренное население страны — англо-саксы — смешалось с завоевателями. Вильям Педжет (1506—1565) — английский государственный деятель. Занимал видные посты при королях Гehpuxe VIII и Эдуарде VI, при королевах Марии Кровавой и Елизавете. Последняя дала ему отставку, и остаток дней своих Педжет провел на покое. Тамплиеры — или храмовники — члены монашеско-рыцарского ордена, основанного в 1119 году во время крестовых походов. Тамплиеры неоднократно приходили в столкновение с королевской властью. B XIV веке орден был упразднен римским папой по настоянию французского короля. Анна Клевская (1515—1557) — четвертая жена Генриха VIII. Английский король женился на ней в 1540 году и уже через несколько месяцев потребовал от парламента признания этого брака недействительным.  Уорик, «делатель королей». Так называли графа Ричарда Уорика (1428—1471), которому удалось во время войны Алой и Белой розы захватить в плен Гehpuxa VI Ланкастера (1461) и возвести на престол Эдyapдa IV Йорка. В дальнейшем Уорик пытался низложить непокорного Эдуарда, но был убит в бою с королевскими войсками. Солсбери, сыгравший немаловажную роль в битве при Пуатье. 19 сентября 1356 года при Пуатье (город на западе Франции) произошло одно из значительнейших сражений Столетней войны (1337—1453 с перерывами) между Англией и Францией. Сражение окончилось сокрушительным разгромом французского рыцарского ополчения английской наемной пехотой, вооруженной луками. В битве при Пуатье погибли многие французские феодалы. Английский граф Вильям Солсбери (1328—1397) командовал крупным подразделением английских войск и проявил, отражая атаку французских рыцарей, незаурядное воинское искусство.

http://azbyka.ru/fiction/troe-v-lodke-ne...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010