Лит.: Занков П. М. Старец Артемий, писатель XVI в.//ЖМНП. 1887. 11. Ноябрь. С. 47-64; Садковский С. , свящ. Артемий, игумен Троицкий//ЧОИДР. 1891. Кн. 4. Отд. 3. С. 1-143 (отд. отт. М., 1891); Кононов Н. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава//БВ. 1904. 4. Апр. С. 671-680, 700; Вилинский С. Г. Послания старца Артемия (XVI в.). Од., 1906; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 144-151, 153-168, 170-171, 174-180, 183, 185-188, 191-192, 200 (сн. 448), 201, 208, 212-214; Mainka R. Des Starzen Artemij Polemik gegen die Zehn Gebote: Aus der Auseinandersetzung der Russischen orthodoxen Kirche mit den Lutheranern Litauens im 16. Jh.//OS. 1964. Bd. 13. S. 123-152; idem. Der Konflikt des Starzen Artemij mit der russisch-orthodoxen Kirche//Ibid. 1966. Bd. 15. S. 2-34, 113-129; Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964. С. 43-52; он же. Начало книгопечатания на Украине: Иван Федоров. М., 1974. С. 56, 58, 86-87, 133; он же. Иван Федоров и старец Артемий//ВИ. 1986. 5. С. 162-163; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969. С. 116 (сн. 40), 117-118, 197-198; Schulz G. Die theologiegeschichtliche Stellung des Starzen Artemij innerhalb der Bewegung der Besitzlosen in Russland der ersten Hälfte des 16. Jh. Erlangen, 1980. (Oikonomia; Bd. 15); Библиотека Ивана Грозного: Реконструкция и библиогр. описание/Сост. Н. Н. Зарубин; подгот. к печати, примеч. и доп. А. А. Амосова. Л., 1982. С. 31, 46-47, 75; Rozemond K. Ivan Fedorov and starets Artemy//SEER. 1985. 3. P. 417-421; Auerbach I. Russische Intellektuelle im 16. Jh.: Andrej Michajlovi Kurbskij und sein Kreis// Kurbskij A. M. Novyj Margarit: Hist.-krit. Ausg. auf d. Grundlage d. Wolfenbütteler Handschrift/Hrsg. v. I. Auerbach. Giessen, 1987. Bd. 3. Lfg. 15. S. 36-37, 48-49; Казакова Н. А. Артемий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1: А-К. С. 71-73; Плигузов А. И. «Прение с Иосифом»//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. ст. М., 1989. С. 49-77; Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-латинська Akaдeмiя (1576-1636). К., 1990. С. 74 (сн. 64), 82; Голубинский. История РЦ. Т. 2 (1-я пол.). С. 832-840; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теоретические взгляды и лит. техника древнерус. писателя). М., 1998. С. 36-37, 71-72, 85-90, 103-105, 194, 199-200, 223, 246, 287 (сн. 19, 20), 288-289 (сн. 5), 293 (сн. 8); Dmitriev M. V. Dissidents russes II: Matvej Ba kin, le starec Artemij. Baden-Baden, 1999. S. 61-167. (Bibliotheca Dissidentium; T. 20); он же. Между Римом и Царьградом: Киевская митрополия во 2-й пол. XVI в. и генезис Брестской церк. унии 1595-1596 гг. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/76378.html

337  Пространнее см. Zahn. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. Erlangen. 1888–1890 в разных местах; Jülicher. Einleitung in das Neue Testament. Freiburg и Leipzig. 1894. Sait 321. 338  Prol. in Cant. Cant. (XIII, 83); „canonicae scripturae“; Com. in Matth. ser. 117 (XIII, 1769): regularis liber; col, 1636; canonizati libri. 340  In Luc. hom. I, (XIII, 1801)..; κα ν λα χρισμα διαχρσεως πνευμτον ­ греческий текст по изданию Граба и Комбефиса. 341  Comm. in Matth. ser. 47 (XIII, 1668). Christus verbum esse... ostenditur... a Genesi usque ad apostolicos libros, post quos nullis scripturis ita credendum est, sicut illis. 342  Prol. in Cant. Cantic (XIII, 82)... non enim transeundi sunt termini, quos statuerunt patres nostri. Эти предназначенные для официального чтения писания называются Оригеном „ κοιν κα δεδημοσιευμνα”, в противоположность употребляемым частным и тайным образом, т. е. „ πκρυφα”. Впоследствии они стали называться „внеканоническими”, „неподлинными”, каковые термины стали стереотипными. Ср. Tom. in Matth. X, 18 ( ΧIII, 881) и выражение: „libri, qui in ecclesiis leguntur” (Comm. in Matth. ser. 117 (M. XIII, 1769). 343  Comm. in Matth, XVI, 81 (XIII, 1240); Fragm. ex hom. in epist. ad Hebr. (XIV, 1309). Ср. Hist. eccl. IV, 25; Comm. in Joh. 5, 3 (XIV, 185). 350  Select. in Psalm. I (XII, 1084). Ср. Eusel. Histor. eccl Lib. VI. 25. Св. книги перечисляются им в следующем порядке: Пятикнижие, Иисуса Навина, Судей и Руфи, Царств (1, 2, 3 и 4), Паралипоменон (1, 2), Ездры (1, 2, т. е. Ездры и Неемии), Псалмы, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Исаии, Иеремии с книгой „IIлaч” и „Посланием”, Даниила, Иезекииля, Иова, Есфирь. 357  Prol. in Cant. Cantic. XIII, 73; Contra Cels. III, 72 (XI, 1013). Ср. Com. in Johan. VI, 36–37; XIII, 25–35; XIX, 2; XX. 4–5, 10, 21, 33; XXVIII, 13; XXXII, 2, где приводятся цитаты из Премудрости. 363  Redepenning (см. Origenes. Bonn. 1841. Band I, 246) и Jülicher (Einleitung in das Neue Testament. Freiburg. 1894. Seit. 324) совершенно неосновательно утверждают, будто Ориген впервые употребляет это название. У Sanday (Inspiration. London. 1894. pag. 65) приведено достаточно доказательств употребления термина; καιν (синонима να) διαθκη” в творениях Климента Александрийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

За общим наставлением, как христиане должны были относиться к преследовавшим их язычникам, апостол даёт теперь более частные наставления: не страшиться пред ними, исповедовать Господа Иисуса Христа, в сердце своём, а отсюда на словах и на деле, святым и отвечать каждому, требующему у них отчёта и оправдания в их христианской надежде на царство Христово, с кротостью и страхом пред Богом, имея добрую совесть, чтобы преследователи не могли обличить их указанием на их проступки и, чтобы, таким образом, они устыдились своих обвинений и своего несправедливого отношения к ним. 13. И кто найдётся такой, чтобы причинять вам зло, притеснять вас, бить, мучить (ср. Деян. 7:6, 19; 12:1; 18:10 ), если вы будете ревнителями 244 добра? Вопросом, заключающим в себе и отрицательный ответ, апостол, прежде всего, выражает свою полную уверенность в том, что если христиане будут ревнителями добра, то никто не станет им причинять зла. Затем, переходя к действительности, даёт наставления: 14. Но если бы вы и страдали за правду, за то, что во Христе вы делаете добро (ср. 4:14: за имя Христово, Мф. 5:11 : Меня ради), то вы блаженны. В этом случае, значит, они испытывают на себе действие благодати Божьей (2:19) и Дух славы, Дух Божий почивает на них (4:14). И не страшитесь страха их, ваших гонителей, и не смущайтесь. 15. Но святите Господа Христа 245 в сердцах ваших, почитайте и любите Его в сердце вашем, как святого, чтобы это священие выразилось потом и в исповедовании Его святым словами и делами 246 ; будьте готовы всегда и всякому, начальству и каждому, требующему от вас ответа о вашей христианской надежде, дать этот ответ, оправдывая себя от извращённого представления неверующих о вашей надежде и защищая её 247 , но с кротостью, а не со страстной возбуждённостью и противоречием, и со страхом, а не с упорной самоуверенностью в ничтожности обвинения, со страхом пред Богом и своим положением, чтобы через неприличные ответы не согрешить и не удалиться от Христа (ср. 2:18; 3:2); 16. Против клевет на ваше поведение, имея добрую совесть, дабы, чрез то, за что (т. е. христианство) злословят вас, хулители вашей доброй жизни во Христе устыдились своих речей и действий (ср. 2:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

238 . Устав ИАО//Записки Санкт-Петербургского археологическо-нумизматического общества. 1850. Т. 2. С. IV-XII. 239 . Устав ИППО. СПб., 1887. 240 . Устав РАИ в Константинополе. Одесса, 1894. 241 . Устав ЦИАО при КДА//ТКДА. 1901, 12, отд. 8. С. 1–8. 242 . Фармаковский Б. Последние научные предприятия РАИ в Константинополе//Труды Одиннадцатого археологического съезда в Киеве (1899). М., 1902. Т. 2: Протоколы. С. 79–80. 243 . Фоменко К., прот. Сион (церковно-археологический экскурс)//ТКДА. 1914, 4, отд. 8. С. 602–613. 244 . Фрейман А. Согдийский рукописный документ астрологического содержания (календарь)//ВДИ. 1938, 2. С. 34–49. 245 . Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков. М., 1961. 246 . Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч./Под ред. М. Коростовцева и др. М., 1980. 247 . Цветков И. О значении открытия отделения МАИ в Калуге для изучения местной истории края//КС. 1911. Т. 6. С. 30–39. 248 . Церен Э. Библейские холмы. М., 1986. 249 . Церетели К. Арамейский амулет из Мцхета//ВДИ. 1999, 3. С. 3–22. 250 . Циркин Ю. История библейских стран. М., 2003. 251 . Циркин Ю. Карфаген и его культура. М., 1986. 252 . Циркин Ю. Некоторые вопросы социально-политической структуры Финикии//ВДИ. 1991, 4. С. 3–13. 253 . Циркин Ю. Финикийская культура в Испании. М., 1976. 254 . Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956. 255 . Чарльзуорт Д. Иисус и свитки Мертвого моря: что нам удалось узнать за пятьдесят лет//МБ. 2000, 7. С. 39–57. 256 . Шифман И. Древняя Финикия – мифология и история//Финикийская мифология/Под общ. ред. Ю. Довженко. СПб., 1999. С. 185–327. 257 . Шифман И. Культура древнего Угарита (XIV-XIII вв. до н. э.). М., 1987. 258 . Шифман И. Новые материалы к характеристике социальной структуры Иудейского государства//ЭВ. 1963. [Т.] 16. С. 21–28. 259 . Шифман И. Сирийское общество эпохи принципата (I-III вв. н. э.). М., 1977. 260 . Шифман И. Угаритское общество (XIV-XIII вв. до н. э.). М., 1982. 261 . Шкаровский А. Масада//ДИ. 1967, 6. С. 47–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Дневник Мещерского для Александра III, 11 марта г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 114. Л. 71 об. Ср.: Дневник Мещерского для Александра III " О гимназических и университетских дилеммах " , г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 108. Л. 6 об.-7 об. См., напр.: Письма Победоносцева к Александру III. Т. 2. М., 1926, С. 139. См.: Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 года. М., 1976. С. 200-202; Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 80-х - начала 90-х годов). М., 1970. С. 334, 347-354. Мещерский В.П. По поводу уличного скандала 6-го декабря в Петербурге//Гражданин. 1876. 13 декабря. Дневник Мещерского для Александра III, 8 марта г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 114. Л. 92-92 об. Мещерский В.П. Дневник, 27 февраля//Гражданин. 1898. 1 марта. N 17. С. 17. Мещерский В.П. По поводу университетского устава (Размышления)//Гражданин. 1884. 24 июня. N 26. С. 5. Мещерский В.П. Дневник, 27 февраля//Гражданин. 1902. 30 мая. N 40. С. 18. Мещерский В.П. Всё около да около!//Гражданин. 1887. 3 октября. N 3 (79). С. 1. Мещерский В.П. Дневник, 27 февраля//Гражданин. 1902. 30 мая. N 40. С. 18. Мещерский В.П. В улику времени. СПб., 1879. С. 242-245. Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 2. С. XLIX. Мещерский В.П. В улику времени. С. 245. Письмо Мещерского цесаревичу Александру, г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 896. Л. 57 об. Мещерский В.П. В улику времени. С. 246-247. Мещерский В.П. Дневник, 3 июня//Гражданин. 1887. 7 июня. N 46. С. 13. Мещерский В.П. Дневник, 3 декабря//Гражданин. 1894. 4 декабря. N 334. С. 4. Мещерский В.П. О народной школе//Гражданин. 1884. 20 мая. N 21. С. 1. Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 1. СПб., 1876. С. 22. Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 2. С. 209. Мещерский В.П. 13-ое июня 1884 года//Гражданин. 1884. 29 июля. N 31. С. 2. Классические гимназии Мещерский считал " гнёздами политического растления " благодаря духу бюрократического формализма, который царил в них (см.: Мещерский В.П. Воспоминания. С. 446-448).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

232)  Климент. Строматы. 1.1.3. 233)  Евсевий. Церковная история (согласно латинскому переводу Руфина). 5.10.4. 234)  Церковная история. 5.10.1. 235)  Иероним. Письмо 70.4//PL 54:705. См. также О знаменитых мужах. 36. 236)  Руфин (Об искажении творений Оригена. 4) называет Климента presbyter et magister ecclesiae illius ; Иероним. Комментарий на одиннадцатую главу книги пророка Исайи. Предисловие; Апология против Руфина. 2.17; Письмо 70.4; Кассиодор. Институты. 1.8.4, 2.5.1. 237)  Датировка приблизительная. Иероним. О знаменитых мужах. 38: clemens, alexandrinae ecclesiae presbyter, pantaeni, de quo supra rettulimus, auditor post eius mortem alexandriae ecclesiasticam scholam tenuit et κατηχσεων magister fuit . Обратим внимание на то, что Иероним называет школу Пантена “церковной” – еще одно указание на то, что уже при Пантене школа подчинялась местному епископу. 238)  Порфирий. Жизнь Плотина. 3. 239)  Дион Хрисостом. Речи. 35.8. 240)  См., например, Строматы. гл. 5, где содержится подборка параллельных мест из Библии и греческих классиков. 241)  См. Строматы. 6.1. Название Παιδαγωγς можно также перевести как “Учитель”, или “Детоводитель”. Ср. Гал.3:24–25. 242)  Педагог. 1.11. Климент цитирует Мф.17:5 неточно. 243)  Строматы. 3.10.68. 244)  Строматы. 7.12.70. 245)  Строматы. 3.7.59. 246)  Педагог. 3.6. 247)  Педагог. 3.1–2. Ср. Тертуллиаи. Против Валентина. 1//PL 2.539–542. 248)  Евсевий. Церковная история. 6.2.7. 249)  Евсевий. Церковная история 6.6.1; Руфин. Апология против Иеронима 1.45; Иероним. Жизнь знаменитых мужей. 38. 250)  Евсевий цитирует свидетельство Порфирия в Церковной истории (6.19.6–7). Впрочем, возможно, что Евсевий путает Оригена-христианина с его языческим тезкой, который жил в Александрии в то же время. 251)  Иероним. Письмо к Маркелле. 43.1; Руфин. Апология против Иеронима. 2.17. 252)  Евсевий. Церковная история. 6.8.2. 253)  Иероним. О знаменитых мужах. 60. 254)  Сократ. Церковная история. 5.22. Ориген обращается к катехуменам, например, в Слове на книгу Чисел (3.1).

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

3 сент. 243 С. 12 : По подозрению. IIIIV/А. Калвский. ((Ф)); С. 2 : Москва, 2 сентября: (О необходимости реформы в кабинете министров – по поводу публикаций в «НВр» и »МВед«)/(Г.-П.); С. 3 : Из Волжско-Камского бассейна. 28 авг.: Как умеют доедать в захолустье. (ВИ); С. 4 : Указ. журналов: (Роспись содерж. сент. книжек журн.: «Журн. гражд. и угол. права», «Слово», «Дело», »РВ " ). 4 сент. 244 С. 1 : По подозрению. V/А. Калвский. ((Ф)); С. 2 : Москва, 3 сентября: (О распоряжении МНП о запрещении студенч. браков, разрешенных в 1863 г.)/(Авт. не установлен); Несколько слов о г-же (А. В.) Светловской. Дебюты г-жи (М.) Винчи. Музыкальные и театральные новости. (ТиМ); С. 3 : Из Суздаля, Владимирской губ. 28 авг.: Заседание Думы. Местный праздник. Дороговизна. Цены; Из Ставрополя, Самарской губ. (Без даты): Наши целебные места и богатства/И. Рв. (ВИ); С. 4 : Указ. журналов: (Роспись содерж. сент. книжек журн.: «ВЕ», «РС», «РР», «ИВ»). 5 сент. 245 С. 12 : По подозрению: (Оконч.). VIVIII/А. Калвский. ((Ф)); С. 2 : Москва, 4 сентября: (Балканский вопрос и Австрия)/(Г.-П.); С. 3 : Из Сенгелей, Симбирской губ. 24 авг.: Перестройка храма. Фонари без ламп. Обещанный телеграф. Предполагаемое осушение улиц. Урожай. Дифтерит. (ВИ); По делу об убийстве О. Н. Скобелевой: (Из газ. «Берег»). (РИ). 6 сент. 246 С. 1 : Еврейское дитя: (Рассказ офицера)/Е. Некрасова. ((Ф)); С. 2 : Москва, 5 сентября: (О будущем кабинета министров в России – по поводу публикаций в газ. «НВр» и »Голос«)/(Г.-П.); Изучение литературных «образцов»: (О книгах «Очерк развития педагогических идей в Новое время (XVI и XVII вв.)» (М., 1880) В. А. Гольцева и «О преподавании русской словесности» (СПб., 1880) А. И. Незеленова)/Л.; С. 23 : Ванька ключник, драматический эскиз (Л. Н. Антропова)/Гва. (ТиМ); С. 3 : Из Самары. 31 авг.: Открытие Александровского волжского моста; Из Курска. 1 сент.: Результат сбора пожертвований в пользу пострадавших при взрыве лаборатории. Ожидаемая выставка/(А. А. Танков). (ВИ); С. 4 : К биографии А. С. Пушкина: (Сообщение Ф. М. Деларю из сент. книжки »РС " ). (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Если рассматривать Е. П. как образец эпистолографии, то в Послании можно выделить: 1) praescriptio (Еф 1. 1, 2), в к-ром указываются отправитель письма, адресаты и выражается приветствие; 2) основную часть (Еф 1. 3 - 6. 20), состоящую из благословения (Еф 1. 3-14), благодарения и ходатайственной молитвы (Еф 1. 15-23), напоминания (анамнесиса) о прошлом опыте (Еф 2. 1-10), напоминания об участии в новом творении и новом храме (Еф 2. 11-22), напоминания о служении Павла читателям (Еф 3. 1-13), ходатайственной молитвы и славословия (Еф 3. 14-21); 3) паренесис (Еф 4. 1 - 6. 20), к-рый включает призыв к укреплению церковного единства (Еф 4. 1-16), призыв оставить прежний образ жизни (Еф 4. 17-24), практические наставления о новой жизни (Еф 4. 25 - 5. 2), увещевания о блуде, сквернословии, пустословии и смехе (Еф 5. 3-14), призыв к мудрости и рассудительности и наставления о взаимоотношениях с домашними (Еф 5. 15 - 6. 9), призыв быть твердыми в духовной битве и постоянными в молитве (Еф 6. 10-20); 4) postscriptio (Еф 6. 21-24), в к-ром говорится о Тихике, посланном к адресатам, содержатся пожелание мира и благословение. А. А. Ткаченко, К. В. Неклюдов Богословие Е. П. представляет собой вершину мистического богословия ап. Павла ( Кассиан (Безобразов). 1950. С. 246). И это проявляется уже в том, что учение Послания, посвящающее читателя в глубочайшие тайны веры, изложено преимущественно в молитвенно-литургической форме. Основные богословские темы, затронутые в Е. П.,- экклезиология и сотериология . Внимание исследователей направлено также на выяснение особенности эсхатологии Послания. Экклезиология I. Христиане как «святые». Ап. Павел в обращении к адресатам часто называет их «святыми» (Еф 1. 1). Обращение заимствовано из ВЗ, где так именуется народ Израиля (Исх 19. 6; Втор 26. 19; 28. 9). Соответственно и в Посланиях ап. Павла это наименование никогда не встречается в ед. ч., применительно к отдельному христианину. «Святые» - это св. народ Божий. «Святыми» ефесские христиане именуются в молитвах.

http://pravenc.ru/text/182055.html

Кирпиану. 64 De vita et passione s. Caecilii Cypriani, Episcopi Carth, et Martyris per Pontium. Migne, Patr. curs. compl. t. 3. P, 1483. 65 Hieronim., de viris illustrib. c. 57. c. 1. Lactant. Institution. diviner. 1. 5. c. 1. Augustin., sermo 312. c. 4. 66 Киприан, будучи уже христианином, сознавался, что юношеская его жизнь прошла не без тени. Ep. ad Donat. c. 4. Migne, Patrol. curs. compl. t. 4, p. 200. 67 Можно думать, что Киприан еще до обращения к христианству читал произведения Тертуллиана , своего соотечественника, которого впоследствии он называл не иначе, как свои учителем. Hieronim. de viris illustr. c. 53. 89 Понтий с похвалой отзывается о личности пресвитера Цецилия. Vita Cypriani per Pont. с. 4. – Полагают, что пресвитер Цецилий был тот ревностный язычник, обращенный Октавием, о котором рассказывает Минуций Филинс. Геттэ, Истор. цер. т. 2, стр. 148. 90 Крещение Киприана обыкновенно относят к 246 г. Fechtrup. s. 9–10. В 249 г. Киприан был уже епископом, а известно, что он был посвящен в пресвитера и епископа вскоре после крещения. Vita Cypr. per Pont. c. 3. Гетта полагает, что Киприан был крещен года за два или за три до его епископства. Ист. Ц. т. 2. стр. 148. 93 Ibidem, c. 2. Fechtrup. s. 12. Католические писатели предполагают существование у Киприана жены и детей, которых будто бы он оставил при крещении и дал тогда же обет воздержания от супружеских отношений. Некто Milner жене Киприана старается приписать даже известные черты (см. Бароний, Annal. p. 10. У Pool’я, Histoire de la vie et des temps de s. Cyprien. p. 11. примеч.). Между тем, Понтий нигде ни одним словом не упоминает ни о жене, ни о детях Киприана, чего, конечно. Не могло случиться, если бы, действительно, у него была семья. Напротив, Понтий говорит, что пресвитер Цецилий, умирая, поручил Киприану свое семейство; что Киприан при жизни Цецилия жил вместе с ним в одном доме. Все это указывает на то, что у самого Киприана не было ни жены, ни детей, и что предполагаемое существование их есть только простая выдумка католиков позднейшего времени – поборников целибата.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Все другие значительно уступают ему, допуская целый ряд противоречий видению в существенных деталях. Шавров (114–133) применяет видение орла к сиро-египетской монархии, образовавшейся по смерти Александра Македонского. Иго ее тяготело над Израилем до Маккавеев, когда Иудея получила независимость. Пророческая книга Ездры появилась, по его мнению, при Симоне Праведном (143 г.–125 г. до Р. X.). Объединение двух царств в образе орла Шавров оправдывает тем, что оба они одинаково враждебно относились к Палестине и одно перед другим пытались подчинить ее себе. Под 12 большими крыльями разумеются 7 сирских царей: 1) Селевк I Никатор (312–232), 2) Антиох I Сотер (282–261), 3) Антиох II Феос (261–246), 4) Селевк II Каллиник (246–225), 5) Селевк III Керавн (225–231), 6) Антиох III Великий (223–187) и 7) Селевк IV Филопатор (187–176), и 5 египетских: 1) Птоломей I Лаг (324–284), 2) Птоломей II Филадельф (284–246), 3) Птоломей III Эвергет (246–221), 4) Птоломей IV Филопатор (221–204) и Птоломей V Епифан (204–180). Замечание пророка, что некоторые из 12 больших крыльев, хотя и поднимались, но не получали власти (XI:21), указывает на то, что они не владели Палестиной. Сирское царство, имевшее больший успех в борьбе за обладанием Палестиной, занимает в видении правую сторону орла; египетское – левую. За вторым крылом, выделяющимся долголетием, скрывается Птоломей Лаг (324–284). Три головы орла – это Антиох IV Епифан (176–164), Антиох V Евпатор (164–162) и Димитрий I Сотер (162–150). При Антиохе Епифане второй Иерусалимский храм был превращен в святилище Зевеса. Антиох IV умер от мучительной болезни (XII:26). После него претендентами на престол выступили Димитрий Сотер, сын Селевка Филопатора, и Антиох Евпатор, сын умершего. Первый одержал победу над вторым и заколол его мечом (XI:35), да и сам был впоследствии убит Александром Баласом (XII:28). Под видом 8 малых крыльев изображены лица, стоявшие во враждебных отношениях к 12 перечисленным выше царям. В двух первых из них можно видеть полководцев Александра, Антигона и его сына Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010