Александро-Невский собор (Пружаны) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Невский собор (белор. Сабор у дабравернага князя Аляксандра — православный собор в городе Пружаны Брестской области Республики Беларусь. Освящён 22 октября (3 ноября) 1866. Принадлежит Брестской и Кобринской епархии. Содержание История [ править править код ] К моменту строительства собора в Пружанах было два храма: Христо-Рождественский (сейчас на его месте универмаг) и Спасо-Преображенский (на кладбище). На встрече представителей сельских собраний Пружанского повета 24 апреля 1864 г. было заявлено о готовности помогать в строительство церкви, как работой, так и деньгами. Помощь повета была очень востребованной, потому что городское население не очень спешило принимать участие в строительстве храма, так как переживало тяжелое время в связи с огромным пожаром, который уничтожил третью часть строений в городе. Место для строительства было выбрано около торговой площади. Инициативу в строительстве храма взяли на себя городские чиновники. Проект будущей церкви был подготовлен губернским архитекторомМихайловским, который пользовался в свою очередь, проектом из альбома, предложенного Святейшим Синодом. Архитектура Собора вобрала в себя приемы и формы ушедшего к этому времени классицизма. Такой консерватизм в архитектуре православных храмов, особенно в провинциальных городах и местечках страны определялся архитектурно-строительной политикой Святейшего Синода. Краеугольный камень в основание храма положен был в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 1864 г., Преосвященным Игнатием (Железовским), епископом Брестским, викарием Литовской епархии. Архивные документы свидетельствуют, что активное участие в деле планирования интерьера принимал архитектор Сычев. Именно им был сделан эскизный проект иконостаса и боковых киотов. Его проекты, как отмечал временный комитет, полностью удовлетворяют желания «...как по красоте, так и по византийскому стилю». По этому эскизу в Санкт- Петербурге в мастерской Козырева был изготовлен иконостас и два боковых киота.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

с, 1820D, 1821АВС); 4, Василия Вел. (из 1-й книги против Евномия, 2 цит.: с. 1821В), 5., Кирилла Александ. (из письма к царю Феодосию 2 цит. с. 1821CD); 6, Григория Нисского (2 цит. из книги против Евномия с. 1821D), 7, Иоанна Златоуста (против Аполлинария с. 1821D – 1824АВ); 8, Кирилла Александ. (4 цит. с. 1814D, – 1825А); 9, Иоанна Златоуста (с. 1825С); 10, Иустина Муч. (из книги о св. Троице, с. 1825D); 11, Амвросия Медиолан. (с. 1825D – 1828А); 12, Юлия Римского (с. 1828А); 13, Григория Нисского (2 цит. с. 1828В); 14, Иоанна Златоуста (с. 1828С); 15, Ефрема Сирина (из слова на жемчуг, с. 1829С); 16, Исидора Пилусиота (к Кириллу Алекс. 1828С); 17, Павла Емесского (с. 1828D); 18, Кирилла Алекс, (к Иоанну Антиох. с. 1829 АВ; о воплощении с. 1829CD; к Иусту, еп. Римск. с. 1832А); 19. Афанасия Александ. (с. 1832D); 20., Кирилла Алекс, (с. 1832ВС; 1832Б; из слова о вере: 1833А; из письма к Сукенсу: 3 цит. с. 1833ВС; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах: с. 1833CD); 21, Григория Нисского (против Аполлин. с. 1833D); 22, Исидора Пилусиота (из письма к Тимофею: с. 1836D); Феодота Антиохийского (против синусиастов с. 1836А); Кирилла Иерусалим. (с. 1836А); 25, Петра Александ. с. 1836В); 26, Севириана Гавальского (с. 1836В); 27, Прокла Константин. (2 цит. с. 1836ВС); 28, Сильвестра Римского (с. 1836С); 29, Ипполита Римского (с. 1836С), 30, Илария Пиктавийского (2 цит. с. 1836D); 31, Амвросия Медиол. (7 цит. с. 1837АВС); 32, Амфилохия Иконийск. (2 цит. из писем против арйан и к Селевку с. 1837CD); 33, Августина Ригитского (т. е. Иппонского, из писем к Волузиану с. 1837D); 34, Флавиана Антиох. (2 цит. с. 1840А); 35, Исидора Пилусиота (из письма к диакону Феодосию с. 1840А); 36, Кирилла Александр. (2 цит. с. 1840В); 37, Евстафия Антиох. (с. 1840С); 88, Иоанна Златоуста (из письма к Кесарию, с. 1840С); 39, Амфилохия Иконийского (из письма к Селевку с. 1840D); 40, Григория Нисского (с. 1841 А). К этой части присоединены выдержки из сочинений: 41.. Амфилохия Сидского (из его письма к имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2) Филарета, архиепископа Черниговского в сочинении: «Русские святые, чтимые всею Россиею или местно». Ноябрь. 3) «Жизнь св. благоверного князя Александра Невского, в Христианск. Чтении за 1852 г. ч. II. Есть отд. издание, сокращ. СПб., 1853. 4) Житие св. благоверного вел. князя Александра Невского в «Житиях святых российской церкви также Иверских и Славянских». Ноябрь, 1856. 5) «Великий князь Александр Ярославич Невский» во «Времени.» IV. Есть оттиск. Ив. Беляева. 6) «Князь Александр Ярославич Невский» Костомарова в сочин. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Вып. I. 7) «Жизнь и деятельность вел. князя Александра Ярославича Невского в связи с событиями на Руси в XIII столетия». Соч. Холодного. Тамбов, 1883. Подробное и обстоят. изложение. 8) «Жизнь св. благоверного великого князя Александра Невского» в описании открытия и освящения Зеленчукской пустыни, впрочем, целиком заимствованное из Христианского Чтения (см. выше). 9) «Александр Невский» в Энциклопедическом лексиконе Устрялова. Т. I. СПб., 1835, с. 465–466. 10) «Александр Невский» в Энциклопедическом словаре, составленном русскими учеными и литераторами. Т. III, 1861. С. 149–152. 11) «Александр Невский» в Энциклопедическом словаре, под ред. проф. И.Е. Андреевского. Т. I, 1890, с. 390–391. 12) «Александр Невский и Дмитрий Донской». В. Кельсиев. Нива. 1872. 3 и 11 (с рисунком). 13) В рассказах из истории русской церкви графа М. Толстого . Кн. 2, гл. I, 1870. 14) В кратких жизнеописаниях русских святых, составленных архимандритом Игнатием. СПб., 1875. 15) «Святый Александр Невский». Нива. 1870. 9. 16) «О святом благоверном и вел. князе Александре Невском». Сост. св. В. Гуляев. Мирск. слово, 1876, 34, 35, 36. 17) «Сказание о подвигах св. благоверного и вел. князя Александра Невского». И.С. Ремезов. СПб., 1874. 18) «Жизнь и подвиги св. благоверного вел. кн. Александра Невского. Изд. В.Г. Шатаева, 1866. 19) «Великий князь Александр Ярославич Невский и великий князь Александр Александрович, наследник цесаревич». Грамотей, 1865, 6, с. 13–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 12 сентября, 2021 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Александр Невский — великий русский правитель, полководец, мыслитель и, наконец, святой, особо почитаемый в народе. Его житие, иконы и молитвы — в статье! Александр Невский 5 апреля 1242 года Александр Невский разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. День памяти Александра Невского Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). В честь памяти Святого Александра Невского по всей России построено множество храмов, где в эти дни проводятся молебны. Есть такие храмы и за пределами нашей страны: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Александр Невский — настолько значимый Святой для русского народа, что еще в Цараской России был учрежден орден в его честь. Удивительно, что и в советские годы чтилась память Александра Невского: 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден советский военный орден Александра Невского. Александр Невский: только факты

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Л., 1978.; Андреев А.Р. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. М., 1997.; Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., 2003.; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; и другие. См.: Данилевский И.Н. Ледовое побоище: смена образа// http://www.strana-oz.ru/?numid=20&article=934 ; Смирнов С.Б. Конец русской демократии// . Из самых последних работ критического характера можно выделить книгу А.Н. Нестеренко «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище» (М., 2006). «Какой же будет объективная оценка деятельности Александра Ярославича? Реальный Александр был пособником татар и не отражал никакой угрозы с Запада. Он не был защитником Русской земли и выдающимся полководцем», – такой вывод делает А.Н. Нестеренко (С. 270). Среди зарубежных критиков можно выделить работы профессора Оксфордского университета Дж. Феннела «Кризис средневековой Руси: 1200–1304 гг.» (Под ред. А.Л. Хорошкевич и А.И. Плигузова. М., 1989. С. 142–145, 162–163.) и статью директора Института восточной и юго-восточной истории при Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана Эдгара Хёша (Хёш Э. Восточная политика Немецкого ордена в XIII в.//Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 65–74). Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010. С. 179–182. Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии// http://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf . Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф?//Родина. 2003. 12. С. 91–93. Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII вв.//Князь Александр Невский и его эпоха. С. 163–164. Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. Т. 3// .

http://pravoslavie.ru/48583.html

567) Новые русские строения в Иерусалиме, Иллюстрация 1863, 568) Русское Богоугодное заведение в Иерусалиме. Из воспоминаний поклонника св. Гроба, В.К. Каминского, Дух. Бес. 1864, стр. 201–208. 569) О нынешнем положении русских сооружений в Иерусалиме для улучшения быта правосл. поклонников, Ж. М. Нар. Просв. 1864, ч. 121, отд. 6, стр. 62. 570) Освящение русских учреждений в Иерусалиме, Странн. 1864, отд. IV, стр. 92–94; Киев. Епарх. Ведом. 1864, стр. 634. 571) Краткий очерк жизни и кончины преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, начальника миссии в Иерусалиме, соч. А. Захарова, 8 , 8 стр., без года и места печати; перепеч. из Казанск. Губ. Вед. 1866. 572) Речь при погребении преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, († 10 февраля 1866), Прав. Собес. 1866, март, 236; Странн. 1866, май, IV, 42. 573) Вести из Иерусалима, Руков. для сельск. пастырей, 1864, т. III, стр. 514–515 (о русских постройках; об экспедиции Сольси). 574) Описание русских построек, возведенных близ Яффских ворот Иерусалима, Морск. Сборн., т. 85, 1866, неоф. 166–187. 575) Праздник 30 августа 1866 г. в Иерусалиме, Сев. Почта, 1866, переп. в Церк. Летоп. 1866, стр. 662 и в Херс. Епарх Ведом. 1866, стр. 208, статья П. Г. Папандони. 576) Пасха в Иерусалиме 1867 г., Херс. Епарх. Ведом. 1867, стр. 140–162, статья Папандони. 577) Положение и штат русских православных церквей заграницею, Прав. Обозр. 1867, стр. 94, изв.; 1868, 474; 1869, 328–330. 578) Патриаршее богослужение в Иерусалиме, по поводу 25 мая в Париже, Дух. Бес. 1867, Церковн. Летоп., стр. 519–528, статья II – н и. 579) Из Иерусалима, Впечатление от кончины митр. моск. Филарета, Церк. Летоп. 1868, стр. 123. 580) Письмо из Иерусалима, А. Солодянского, от 21 марта 1868 (Зима, поклонники; преосв. Александр, бывший Полтавский († 1874); постройки; абиссинский князь), Сев. Почта 1868, стр. 7. 581) Письма из Иерусалима, А. Солодянского, от 5 апр. 1868 (Пасха; археологические раскопки; обедня 17 апреля), Сев. Почта 1868, мая 4. По поводу этих писем см. заметку в Воскр. Чтен. год XXXII, кн. 1, стр. 551; возражение на заметку – в Трудах К.Д. Акад. 1869, май, стр. 413.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 марта 1866 г. святитель Феофан подал прошение в Святейший Синод об увольнении на покой. 5 июля 1866 г. последовал Высочайший указ следующего содержания: «17 июня 1866 г. епископ Феофан был уволен «от управления Владимирской епархиею и определён настоятелем в Шацкую общежительную Вышенскую пустынь, с поручением ему управления оною и предоставлением ему права пользоваться всем по званию настоятеля пустыни» 10 . Святитель прибыл в Вышенскую пустынь 3 августа 1866 г. и был встречен с колокольным звоном братией во главе с настоятелем архимандритом Аркадием и небольшим ко личеством богомольцев. Об этом преосвященный написал в Святейший Синод 14 сентября 1866 г.: «Честь имею почтительнейше донести Святейшему Синоду, что я благополучно прибыл в данную мне обитель 3 августа». 11 Почти через тридцать лет после этого очевидец, предположительно игумен Тихон (Цыпляковский), почему то назвал днём прибытия святителя в Вышу другой день. В своих воспоминаниях он оставил такую запись: «1866 г. августа 4 дня, в 6 часов вечера, в Вышенскую пустырь прибыл удалившийся сюда на покой с Владимирской архиерейской кафедры Преосвященный епископ Феофан, назначенный настоятелем этой пустыни. Приехал он из города Шацка, в сопровождении только одного келейника иеродиакона Иосифа из Боголюбского монастыря». 12 В указанной записи игумен Тихон утверждает, что преосвященный прибыл в сопровождении «только одного келейника». 13 Профессор И. Корсунский сообщает, что вместе со святителем прибыл и его племянник А. Г Говоров. Об этом свидетельствует и сам племянник: «Наступил наконец 1866 год, когда много ранее задуманное совершилось… Отказавшись от управления Владимирской паствой, преосвященный удалился на покой в Вышенскую пустынь, о которой часто вспоминал в Тамбове и во Владимире и не раз говаривал мне, что нет места лучше как Выша. По прибытии на Вышу мы сперва поселились в настоятельских келиях… Вскоре по удалении преосвященного на покой ему удалось устроить меня в Москве у одной почитательницы его княгини П. С. Лукомской, любившей меня как родного сына. До 1871 года я ежегодно в каникулярное время ездил гостить к Преосвященному». 14 Из Вышенской обители в 1866 г. святитель Феофан направил племянника учиться сначала во Влади мирскую семинарию, что можно заключить из письма святителя к священнику И. И. Говорову, написанному в сентябре 1866 г., 15 а также из его письма к А. П. Покровскому, 16 хотя племянник в своих воспоминаниях об учёбе во Владимире не сообщает. Через год, в 1867 г., святитель направил племянника учиться в Московскую духовную семинарию. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На Заседании обсуждались программы на 2007-2008 гг. Особое внимание было уделено образовательной составляющей проекта. Принято решение об объявлении Всероссийского конкурса «Александр Невский» на лучшую творческую, научную и методическую работу среди школьников, учащихся, студентов, курсантов, аспирантов, педагогов и журналистов по проблемам актуализации исторического наследия. Конкурс проводится в номинациях: творческая работа (художественные, публицистические произведения, мультимедийные презентации, теле- и радиопередачи, документальные фильмы, социальная реклама); научно-исследовательская работа (курсовые работы, дипломы, диссертационные работы, отчеты о поисковых экспедициях); научно-методическая работа (конспекты урока, лекции, сценарии внеклассного мероприятия, викторины, олимпиады). Примерная тематика конкурсных работ: «Великий князь Александр Невский как выдающийся государственный деятель», «Дипломатическая политика князя Александра Невского», «Святой Александр Невский и Русская Православная Церковь», «Великий князь Александр Невский — защитник Отечества». В настоящее время в рамках реализации программы «Александр Невский» осуществляется подготовка круглого стола по теме «Александр Невский — мудрый правитель и искусный дипломат», создается документальный фильм об Александре Невском телеканалом «Россия»; готовятся учебные пособия и научно-просветительские книги об Александре Невском. Рабочей группе было поручено доработать детальный план мероприятий на 2007-2008 гг. по другим направлениям программы. На Заседании выступали представители Министерства обороны, Министерства иностранных дел, представители ведущих ВУЗов страны, которые говорили об исторической значимости Александра Невского, как персоны, заложившей основы российской государственности, русской идентичности, межцивилизационного диалога. Посол РФ по особым поручениям М.В. Майоров отметил, что «Александр Невский заложил основы единого русского государства, основы веротерпимости в нашей повседневной жизни». По его словам, «дипломатия, служившая Старой России, считала своим покровителем Александра Невского». По его мнению, необходимо возрождение традиции почитания Александра Невского, как покровителя российской дипломатии.

http://patriarchia.ru/db/text/247651.htm...

Во второй половине дня уже на теплоходе состоялось пленарное заседание. Открыл конференцию епископ Петр, который зачитал приветственное слово участникам конференции архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. По словам владыки Димитрия, победа, одержанная Александром Невским в проекте «Имя Россия», показало, какое большое значение современные русские люди придают историческим заслугам князя. Александр Невский, отметил архиерей, не только был героем, но также был и святым человеком, сочетавшим в себе смиренномудрие с воинским бесстрашием и отвагой. Александру Невскому, уверен владыка, мы обязаны тем, что Россия стала не католическим, а православным государством. Мудрая политика Великого князя в отношениях с татаро-монголами вообще определила развитее Руси на много столетий вперед. Святой князь, уверен владыка Димитрий, может стать наилучшим примером для молодежи. И если при жизни Александр Невский был отважным воином, мудрым правителем и тонким дипломатом, то после своей кончины, отметил витебский архипастырь, он стал нашим небесным покровителем и молитвенником на небесах. Не раз русский народ, по словам владыки Димитрия, получал помощь и поддержку Александра Невского. Невский герой явился народу накануне Великой Отечественной войны в фильме «Александр Невский» в «иконописном и гениальном исполнении Черкасова», с тем, чтобы укрепить дух народный перед надвигающейся бедой. Второй раз святой князь явил себя в 1942 году, когда был учрежден советский орден Александра Невского, который вручался военачальникам в знак особых полководческих заслуг. Затем выступил заместитель председателя правления Александро-Невского братства Сергей Шаров с докладом «Концепция программы «Александр Невский – Имя России». Главной целью программы, по его словам, является создание системы воспитания молодежных лидеров по примеру образа Александра Невского, которые могли бы стать частью национальной элиты. Молодежный лидер должен сочетать в себе все основные качества святого князя: святость, мудрость, здоровье, служение народу. Сергей Шаров, отметив полезную воспитательную деятельность государства и Церкви, обратил внимание на отсутствие между ними конструктивного взаимодействия. Александр Невский, уверен Шаров, может быть знаменем, вокруг которого могут консолидироваться эти институты. Тем более, что победа святого князя в конкурсе «Имя Россия», по его мнению, говорит о том, что это имя востребовано властью. Александр Невский является образцом того человека, который должен представлять национальную элиту. Если элита не будет состоять из людей, похожих на Великого князя, то Россию, считает С.Шаров, ничего хорошего не ждет. «Мы стараемся сделать так, чтобы во власти появились такие люди. Нашей главной задачей является разработка такой системы воспитания, которая позволила бы готовить молодежных лидеров, подражающих Александру Невскому».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/ale...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010