Думается, в свете вышеизложенного вполне понятно, что разработчики никак не могли обойти вниманием и столь важный для нас аспект, как религиозное образование, как в светских, государственных школах и вузах, так и в его внутреннем, конфессиональном аспекте. Законопроект фактически сводит на нет многолетние усилия представителей как Православной Церкви, так и других религиозных организаций России, направленные на то, чтобы узаконить признание государством дипломов, выдаваемых духовными учебными заведениями. Ведь сейчас получается так, что выпускник не только семинарии, но даже и духовной академии, если он при этом не имеет светского высшего образования, формально, с точки зрения государственного закона считается человеком без высшего образования, что просто унизительно для нашего духовенства. Вопреки неоднократным требованиям руководства страны, принципиально проигнорирован вопрос о введении теологии в государственную систему аттестации научных работников. Теология продолжает отсутствовать в перечне научных специализаций, представленных ВАКом, что напрямую противоречит практике, существующей в светских государствах современной Европы, на которую нынешнее политическое руководство России так стремится походить и в которую оно столь страстно желает интегрироваться. Полностью отсутствует в новом законопроекте и какое-либо правовое обоснование для продолжения преподавания в российских школах «Основ религиозной культуры» вне рамок полностью выхолащивающего этот предмет «эксперимента», проводимого министерством. На фоне всего вышеизложенного вполне «органично» выглядят для данного законопроекта такие «мелочи», как, например, полное отсутствие в нем какого-либо упоминания о кадетском образовании и т.п. Понимая, что такой документ в любом случае вызовет сильное противодействие, сопротивление в профессиональной среде, ведомство освистанных реформаторов продолжает и усиливает давно начатую атаку на ректорский корпус, ловко используя недавний очень странный скандал с махинациями при приеме студентов, очень «вовремя» выявленными во 2-м Медицинском Университете. Ни у кого не должно быть иллюзий: нынешний ректорский корпус, по планам ликвидаторов российского образования, засевших в зданиях на Тверской и Люсиновской, должен быть заменен. Зомбированные гомункулы, призванные заменить стоящих во главе вузов заслуженных российских ученых, в достаточном количестве выращиваются в кадровых лабораториях главной цитадели «реформ» – пресловутой Высшей Школы экономики, возглавляемой одним из основных идеологов всего безобразия Ярославом Кузьминовым.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/17/li...

Байер Готлиб Зигфрид (в нем. литературе Теофиль Зигфрид) (1694–1738), ориенталист и филолог, магистр философии (1717), первый академик-историк, профессор по кафедре греческих и римских древностей Петербургской АН (с 1725); Бакланова Наталья Аполлинариевна (1891–1977), историк. Слушательница историко-философского ф-та МВЖК (1911–1918). Сотрудница Информационного бюро Совета Всероссийских кооперативных съездов, помощник хранителя ГИМ, научный сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН, секретарь комиссии по истории быта Московского отделения ГАИМК. Арестована 3.02.1930 по «академическому делу», осуждена на 3 года лагерей, позже, сотрудница ИМЛИ (со 2-й пол. 1930-х); Баллод Франц Владимирович (Франц Александр Вольдемар) (1882–1947), египтолог, археолог, историк искусства, магистр теории и истории искусств Мюнхенского ун-та (1913), доктор исторических наук (1926). Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1915–1917), приват-доцент (1912–1918), профессор (1918–1924) Московского археологического ин-та, редактор журнала «Древний мир», профессор Саратовского ун-та (в нач. 1920-х). Действ. член НИИ археологии и искусствознания РАНИОН (1923–1924). В 1924–1940 в эмиграции в Риге, профессор, декан философско-филологического ф-та (1929–1931, 1933–1937), проректор (1931–1933) Латвийского ун-та, зав. кафедрой археологии Кенигсбергского ун-та, вице-директор Ин-та истории Латвии (с 1936). С 1940 в эмиграции в Швеции, профессор Стокгольмского ун-та; Боратов, студент МДА, архитектор, вице-директор одного из провинциальных банков; Баркова Зинаида Андреевна (1886–?), историк, педагог, выпускница (1911) Женского педагогического ин-та в Петрограде, ученица С.Ф. Платонова. Преподаватель истории в Константиновской гимназии при Женском педагогическом ин-те и Александровской гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны; Барсков Яков Лазаревич (1863–1937), историк, архивист, редактор журналов «Искусство и наука» и «Детский отдых». С 1888 преподаватель истории в московских гимназиях и на вечерних, и воскресных курсах для рабочих, с 1902 в Петербурге: преподаватель Женского педагогического ин-та, Николаевского Кадетского корпуса, ВЖК, член испытательных комиссий при Петербургском ун-те и Николаевской академиии Генерального штаба. Делопроизводитель Государственного и С.-Петербургского Главного архива МИД (1912–1917), член Комиссии по изданию русских классиков при Петербургской АН, член Ученого совета Мин-ва нар. Просв. и Петербургской АК (с 1916). Член совета Союза архивных деятелей (с 1917), после Октябрьской революции зав. отделом в 3-м отделении Государственного архивного фонда, преподаватель Инженерного военного техникума РККА, в 1922–1925 зав. музейным подотделом Петроградского ун-та (ЛГУ), действ. член Государственного ин-та научной педагогики;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Свидетельство духовной преемственности Весной этого года в Москве в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына произошло уникальное по своему значению событие: в книжное собрание дома были целиком переданы фонды Библиотеки имени генерал-лейтенанта барона А.П. Будберга, принадлежавшей Обществу русских ветеранов великой войны и Объединению кадет российских кадетских корпусов в Сан-Франциско. Эта акция стала результатом тесного сотрудничества Дома русского зарубежья и Общества ветеранов и Объединения кадет при участии Открытого содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России, осуществляющегося на протяжении последних лет. Общество русских ветеранов великой (Первой мировой) войны было основано в Сан-Франциско 85 лет назад, в мае 1924 года, эмигрантами из числа солдат и офицеров русской императорской армии. В 1925 году было положено начало формированию библиотеки общества, получившей название в честь его первого и многолетнего председателя, известного военачальника и военного писателя генерала Алексея Павловича Будберга, подарившего библиотеке около трехсот томов из личной коллекции. Дальнейшее пополнение фондов происходило за счет пожертвований ветеранов, а также дарителей, которыми были практически все члены общества и его друзья. Отдельные редкие русские издания выкупались на аукционах, куда попадали из Советского Союза. В 80-х годах XX века последние из уходящих ветеранов назвали своими преемниками выпускников последних русских кадетских корпусов. В годы гражданской войны множество кадет приняло участие в боях на стороне Белой армии. В 1920 году по приказу ее главнокомандующего генерала Врангеля из действующих частей были отозваны все без исключения кадеты – им предстояло вернуться на школьную скамью. Врангель стремился сохранить этих мальчишек, чтобы впоследствии они пополнили собой ряды офицеров в армии новой, освобожденной России. Большинство из них было эвакуировано в Югославию. Впоследствии в этой гостеприимной стране, ставшей для многих русских эмигрантов второй Родиной, были воссозданы сводные кадетские корпуса, где получили образование сотни русских юношей. Последний из кадетских корпусов в Югославии был закрыт в 1944 году. До 1967 года существовал русский кадетский корпус в Версале под Парижем. Именно тем, кто окончил эти учебные заведения, ветераны русской армии доверили стать продолжателями и хранителями своих традиций и своего наследия.

http://pravoslavie.ru/30551.html

Призвание подлинной национальной элиты быть ведущей творческой силой государства, а не благоприятной почвой для реализации интересов иностранных партнеров. Настоящая элита не те люди, кто поднимается «выше народа», но те, кто ощущает себя частью народа, принимает на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Ключевой задачей становится воспитание новых поколений элиты, вбирающей в себя наиболее дееспособных, интеллектуально развитых и патриотически мыслящих представителей народа. Для этого необходима национально ориентированная система высшего образования, обеспечивающая как высокое качество знаний, так и устойчивую российскую гражданскую идентичность своих выпускников. Для сохранения гуманитарного суверенитета России важно восстанавливать и развивать отечественные научные и педагогические школы, продвигать собственные методологические наработки, а также выработать новую философию образования, в основе которой должно лежать воспитание высоких морально-нравственных качеств учащихся. Сегодня нравственное воспитание молодежи является важнейшей задачей, решение которой необходимо для устойчивого и эффективного развития нашей страны. Отметим, что в России уже есть замечательные примеры реализации таких образовательных проектов. Это, в том числе, кадетские корпуса, школы и классы. В эпоху глобализации не исчезают, а наоборот, обретают особое значение многие элементы этнической идентичности. Традиционные виды национального искусства, ремесел, спорта становятся успешными мировыми брендами, укрепляют привлекательность государств и народов в глазах всего человечества. Поэтому в грядущем необходимо не только сохранять, но и развивать русскую идентичность, как в ее сложившихся традициях, так и в новых формах нового века. Одновременно нужно сберечь идентичность миллионов носителей русского языка и русской культуры, проживающих за пределами России, поддерживая их единство культурными, образовательными, дипломатическими проектами.

http://patriarchia.ru/db/text/5070652.ht...

Из тех, кто уже окончил кадетские корпуса, решили ехать в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев только половина выпускников, другая половина и часть персонала уже нашли кое-какую работу и решили остаться в Шанхае. Среди оставшихся в Шанхае был кадет Валентин Соколов. Он вспоминал: «Оставшиеся в Шанхае, я в том числе, работали где только возможно, и скоро многие достигли хорошего положения. Вначале лучше всех зарабатывали музыканты, а многие другие жили впроголодь. Сразу же после отбытия корпуса создалось шанхайское кадетское объединение, естественным путем, без устава, но с жизнью по совести». Отъезд старших кадет 6 ноября 1924 года остатки Сибирского и Хабаровского корпусов на французском пароходе «Портос» покинули Шанхай. Среди них плыли на пароходе и Мартьяновы. Их отъезд сопровождал проливной тропический дождь. По воспоминаниям кадет, путь был красочен: все время менялась погода и обстановка. Этапами пути были: Гонконг, Сайгон, Сингапур, Коломбо, Джибути, Суэц, Суэцкий канал, Порт-Саид. В портах небольшими группами пускали на берег. Оркестры и хоры обоих кадетских корпусов развлекали с большим успехом не только своих, но и пассажиров. Наконец, после пересечения огромных морских просторов, через месяц пути, 9 декабря 1924 года, путники прибыли в адриатический порт Сплит в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев. Прошло более двух лет с тех пор, как кадеты покинули Россию. Остров Цейлон Воспоминания кадет Кадет Сергей Марков вспоминал о путешествии так: «Отъезд был назначен на 6 ноября 1924 года. Сборы были очень несложными, имущества очень мало, и погрузка на пароход Портос” произошла без задержек. Священник отец Е. Яхонтов, остававшийся в Шанхае, отслужил напутственный молебен; остающиеся в Шанхае пришли проводить уезжавших в Югославию воспитателей и однокашников, с которыми было пережито столько тяжелых и полных лишений дней... Кадетам на Портосе” был предоставлен носовой трюм, заполненный нарами в два этажа с перегородками поперек, около каждого места, чтобы предохранить от падения во время качки. Педагогический персонал разместился в 4-м классе, а высшие чины обоих корпусов — в 3-м классе. Путешествие длилось немного больше месяца и закончилось 9 декабря; шли, конечно, тем же путем, что и при плавании первой группы, и заходили в те же порты. Кормили сносно, но вначале порции были малы, а главное, все подавалось на стол несоленым. Администрация парохода обещала улучшить пищу по приходе в Сайгон и даже перевести кадет на лучшее питание 3-го класса.

http://pravoslavie.ru/134909.html

протоиерей Георгий Митрофанов Скачать epub pdf Часть 1. 1900–1917 Вопрос Высшего Церковного Управления В соответствии с законами Российской Империи, Высшее Церковное Управление осуществлялось следующим образом: «Император есть верховный хранитель и защитник догматов господствующей веры. В управлении церковном самодержавная власть действует посредством Святейшего правительствующего Синода, ею учрежденного». К началу XX века первенствующим иерархом в Русской Православной Церкви, то есть первенствующим членом Синода, являлся митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) – иерарх, внесший огромный вклад в подготовку Поместного Собора, до которого, к сожалению, ему было не суждено дожить. Что касается системы церковного управления, то все оставалось по-прежнему – так же, как было в предшествующем столетии. Синодальная бюрократия из Петербурга жестко контролировала епархиальную жизнь. Права епархиальных архиереев были ограничены. В епархиях сохранялось двоевластие: епархиальный архиерей и духовная консистория, которая была подотчетна именно синодальной бюрократии. В приходской жизни, за исключением городских приходов, положение, к сожалению, менялось мало. Городское духовенство было неплохо обеспечено материально, и к началу XX века его уровень был очень высок. Скажем, в Петербурге и Москве практически все духовенство имело академическое образование. Впрочем, несмотря на то, что этот период ознаменовался мощными религиозными исканиями в русской литературе, философии и в русской культуре в целом, статус священника в широких слоях русского образованного общества оставался не очень высоким. Ограниченное в своих правах на приходах, даже на приходах городских, обездоленное материально на приходах сельских, духовенство испытывало комплекс социальной неполноценности. В начале XX века обнаруживается очень тревожная тенденция: городские священники стараются отдавать своих детей не в Духовные Семинарии, а в гимназии, в реальные училища, в кадетские корпуса. Духовные Семинарии все больше пополняются детьми сельского духовенства, и нередко туда начинают поступать представители других сословий (это был, безусловно, хороший момент), но сословий низших, потому что и купцы, и мещане, и состоятельные крестьяне старались отдавать своих детей все-таки не в Духовные школы. Одновременно из года в год уменьшается число выпускников Духовных Семинарий, принимающих священнический сан. Облегчение поступления после Семинарии в светские учебные заведения ведет к тому, что все больше семинаристов уходит из клировой жизни, получив образование за церковный счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скульптурная композиция «Солдаты Первой мировой войны» в г. Сморгонь. (Источник: Панов С.В., Морозова С.В., Сосно В.А. История Беларуси, конец XVIII – начало ХХ в.: учеб. пособие для 8-го кл. … Минск: Изд. центр БГУ, 2018. С. 125). Говоря о боевых действиях, авторы упомянули оборону Сморгони, отметив, что она продолжалась 810 дней, и напомнив про газовые атаки Также указано, что «наступательные операции российской армии в марте 1916 г. в районе озера Нарочь и в июне июле в районе города Барановичи оказались неудачными. При попытке прорвать фронт российская армия потеряла около 80 тыс. солдат в каждой из этих операций» В издании 2018 г. помимо вышеперечисленных действий появляется рассказ об обороне крепости Осовец. С кратким описанием переговоров с немецким парламентёром, упоминанием газовой атаки на крепость и контратаки русских Ныне крепостные бастионы находятся на территории Польши, но в период Первой мировой войны это была западная часть Гродненской губернии, а комендант крепости Николай Александрович Бржозовский являлся выпускником Полоцкого кадетского корпуса. Эти факты отмечены в учебнике Комендант крепости Осовец генерал-лейтенант Н.А. Бржозовский. Фотография. Начало XX в. (Источник: Панов С.В., Морозова С.В., Сосно В.А. История Беларуси, конец XVIII – начало ХХ в.: учеб. пособие для 8-го кл. … Минск: Изд. центр БГУ, 2018. С. 127) Из уроженцев белорусских территорий, прославившихся на фронтах Первой мировой войны в учебнике 2011 г., упомянуты уроженец Могилевской губернии лётчик штабс-капитан Сергей Аркадьевич Бойно-Родзевич и уроженец Волковысского уезда полный георгиевский кавалер старший унтер-офицер Михаил Иванович Зданович Интересно, что в издании 2018 г. об этих персонажах уже не упоминается. Вместо них появляются уроженец Гродненской губернии генерал Платон Алексеевич Лечицкий и уроженец Рогачёвского уезда полный георгиевский кавалер прапорщик Пётр Иванович Козятников Белорусские интернет-ресурсы о польско-советской войне 1919 – 1920 гг. Полный георгиевский кавалер старший унтер-офицер М.И. Зданович (на фото в чине рядового).

http://ruskline.ru/opp/2023/08/24/otrazh...

Иеромонах Сергий (Шемелин) был сыном сотника Забайкальского казачьего войска, выпускником Оренбургского кадетского корпуса, решительно пересевшим после его окончания на скамью, предназначавшуюся поповичам. Он и в Миссии готов был взять на себя многое. Причём решительно и сразу. Вице-консул пишет о нём: «Отец иеромонах Сергий, взявшийся за занятия в миссийской школе и за заведывание православными школами по сирийским селениям, вскоре вынужден был прекратить свою деятельность, не встречая не только помощи и сочувствия, но и испытывая противодействие. Тогда он задумал, по примеру католической и американской миссий, издавать миссионерский журнал на русском и сирийском языках, предполагая, что в этом деле архимандрит не будет ему мешать. Но вместо помощи и содействия со стороны начальника миссии к облегчению переводческих трудов он встретил глумление над плохим переводом и мелкими промахами, всегда возможными при начале дела. Несмотря на это он продолжал работать, и было издано 3 книжки журнала «Православная Урмия». Отец Сергий числился помощником начальника миссии, но его ни в какие дела Архимандрит не посвятил и держал всё от него в секрете» 118 . Второй из прибывших – иеромонах Корнилий (Соболев) получил обязанности ризничного. Кандидату Петербургской духовной академии предстояло весьма «достойное» занятие − пересчитывать и осматривать облачение в домовой церкви. После нескольких недель переговоров он добился одного урока в школе. Вскоре начальник забрал урок обратно, мотивируя тем, что учебной нагрузки не хватает ему самому. Не прошло года, как оба иеромонаха бежали в Россию. Шемелин был пострижеником епископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого) . Этот епископ и помог ему устроиться преподавателем в Житомирскую духовную семинарию. Иеромонаху Корнилию также оказал поддержку его духовный отец − архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) : его официально отозвали в Петербург. Выезд обоих без согласования с начальником миссии вызвал у последнего бурю негодования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

2509 Там же. Оп. 2. 101. «О реформе духовно-учебных заведений». Объяснительная записка к временному уставу, выработанному комиссией. 2511 Еще в марте 1917 г. аналогичное постановление было принято по Министерству народного просвещения. По словам А. И. Соболевского, А. А. Мануйлов «ни за что ни про что уволил более 70 профессоров всех политических оттенков лишь за то, что они были назначены неугодным Народной свободе Кассо» (ОР РНБ. Ф. 558. 202. Л. 51. Письмо Соболевского И. С. Пальмову от 14 нояб. 1917 г.). 2512 ОР РНБ Ф 194. Оп. 1. 158. Л. 3–3 об. Письмо И. М. Громогласова Η. Η. Глубоковскому от 20/7 мая 1918 г. Здесь же (Л. 1–2) копия этого определения, сделанная Глубоковским с копии, находившейся у протоиерея о. П. И. Соколова . 2513 Статья была принята еще прежним редактором о. П. А. Флоренским. На 1-м листе рукописи статьи сохранилась помета: «Для мая. Прошу набрать заранее, ибо надо корректуру отправить в Петроград. Свящ. П. Флор[енский]» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 285). В конце статьи, как всегда, указана дата, поставленная Глубоковским: Петроград, 1917, IV. 4, пасхальный вторник. 2516 ЦГИА СПб. Ф. 2162. 16–34. Все предполагавшиеся к печатанию письма взяты были из архива профессора Московской академии В. Н. Потапова. Материалы этого архива по наследству перешли к А. В. Лебедевой; ее мать (Варвара Никифоровна, 1887, XI, 18) была сестрой В. Н. Потапова. В подборку вошли переписка за 12 лет отца и сына Потаповых (прот. Никифора Ивановича и Василия Никифоровича, оба были выпускниками и профессорами МДА) и письма В. Н. Потапову от П. М. Хупотского (за 1865–1869 гг.), проф. А. Л. Катанского (1868–1870 гг.), о. П. Л. Лосева (1870 г.), о. И. А. Кратирова (1883 г.) и проф. Д. Ф. Голубинского (1856–1887 гг.). 2520 РГАЛИ. Ф. 449. 129. Л. 23. Письмо от 17 мая 1917 г. «Точит меня новейшее революционное правописание. Оказывается, не только Ваш Ольденбург объявляет его верхом совершенства, но похвалялся на кадетском съезде и Мануйлов, ссылаясь на авторитет Фортунатова (большого лентяя), Шахматова и др., но не упоминал Вас, как сделал неистовый Бодуен», – замечал он в письме Соболевскому 7 августа (Там же. Л. 31). «В том безысходном мраке, который пал на нашу Русь, является комическим выступление Академии Наук с упрощением правописания», – писал Ю. А. Кулаковский Соболевскому (Там же. 221. Письмо от 24 мая 1917 г.). Прочитав в газетах об уничтожении Отделения русского языка и словесности при Академии наук, Н. В. Нумеров писал Соболевскому: «Постепенно все русское уничтожается» (Там же. 272. Л. 74 об. Письмо от 21 мая 1917 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Военные сборы и страйкбол как вершина школьной НВП В советское время военные сборы не были такой редкостью, как в современной России. Многие юноши выезжали на двухмесячные сборы летом после 9 класса. Такие сборы были неотъемлемой частью советской культуры, многие мужчины в возрасте позитивно вспоминают сборы своей юности, а некоторые отмечают высочайшую интенсивность тех сборов. В современной российской практике военные учебные сборы в основном проводятся для выпускников военно-учебных центров (военных кафедр) вузов, когда двухмесячные сборы становятся финалом и проверкой результатов двухлетнего обучения одновременно с освоением программы бакалавриата или магистратуры. В последнее десятилетие российские школьники выпускных классов крайне редко выезжают на учебные сборы, только с наиболее ответственными директорами, с кадетскими классами, с нацеленностью на победы на олимпиадах по ОБЖ. Хотя в 2022 году российские СМИ стали часто сообщать о проведении военных сборов юношей 10 классов, обычно в течение пяти дней, а иногда до трёх недель. Среди нормативных документов федерального и регионального уровней можно найти учебные планы сборов для старшеклассников. Такие программы обычно повторяют по своим темам модули программы ОБЖ с большим упором на практические аспекты военных модулей. Типичный учебный план сборов включает вопросы размещения и безопасности военнослужащих, нарядов и караулов, строевой подготовки и стрельб, защиты от оружия массового поражения и медицинской помощи, сдачу нормативов по физической подготовке. Зачастую полноценно отработать указанные вопросы за одну неделю не представляется возможным, да и перечень вопросов требует расширения и актуализации, но все же сборы должны стать важнейшим элементом подготовки школьников. Представим идеальную ситуацию: 30-60 баллов в портфолио при поступлении в вузы по результатам сдачи нормативов НВП и ГТО, а также учебные сборы в течение двух летних месяцев с возможностью улучшить подготовку и сдать эти нормативы. Для многих ребят это станет важным мотивом «зацепиться» за бюджетные места в столичных вузах или на наиболее престижных специальностях вузов своих регионов. Необходима только грамотная организация таких сборов, чтобы они не повторили судьбу ЕГЭ первых лет и не превратились в профанацию почти автоматического получения таких баллов. Хотя и треть баллов в портфолио от максимальных вполне можно давать за умеренные усилия по достижению бронзовых результатов НВП и ГТО.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/29/vetera...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010