Свет осаждаем мраком и все же не смешивается с ним. Этим светом был создан мир («все чрез Него начало быть,.., что начало быть» — и этот же мир Его не принял и не познал. «Был Свет истинный,.. в мире был,.. и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли… Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 1;3,9-11; 3,19 ). Рождение Сына Божия среди людей, вхождение Предвечного Бога в наш мир не опрокинуло обычный порядок вещей. Творец неба и земли сошел на землю, однако солнце и звезды (кроме одной) продолжали свой обычный ход. Небо не раскололось, реки не потекли вспять, люди не онемели от ужаса, или мистического восторга. «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине», — так за семь столетий до ночи Рождества описал грядущего Сына Божия пророк Исаия ( Ис. 42,1-3 ). Мир остается практически неизменным. Его слепящая тьма еще слишком многим застит глаза, лишь некоторые находят дорогу к Вифлеемским яслям… А кто-то будет искать эту дорогу лишь для того, чтобы принести смерть новорожденному Царю. В иконе вообще символика света чрезвычайно важна. Евангелие насыщено светом и световыми образами — и язык иконы, конечно, тоже не может быть другим. «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в тени смертной свет воссияет,.. чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» ( Ис. 9,2; 42,7 ). «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8,12 ). «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин. 1,4 ). «Доколе Я в мире, Я свет миру» ( Ин. 9,5 ). Итак, Бог в мире — это свет миру. До Христа и, кроме Него, такой полноты светоносности мир не имеет. Но — «вы имеете полноту в Нем» ( Кол.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

Мы ниже скажем о пророческих общинах или школах, основанных впервые по-видимому во времена Самуила или им самим, – здесь же мы докончим краткий очерк его общественной и государственной деятельности. Нет человека, который был бы совершен; и в жизни великого пророка есть тень, падающая на его деятельность. Лично он был чист: «вот я», – говорил он народу, слагая с себя в преклонных летах по избрании царя Саула, власть Судьи, – «свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я.... дар… и кого притеснил и закрыл в деле его глаза мои?» «И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас, и ничего ни у кого не взял» (1 Ц. XII, 3 – 4). Но и Самуил в общественной деятельности своей был виновен пред народом в том, что поставив сыновей своих подчиненными себе судьями, долженствовавшими заменять его, ослабленного старостью, он не наблюдал за их действиями, или не проявлял достаточно силы, чтобы обуздать их дурные наклонности. Сыновья его не ходили путями его, а уклонялись в корысть, и брали подарки, и судили превратно» 181 … «И собрались все старейшины Израиля и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; и так поставь над нами царя» (VIII, 1–5). Самуил смутился от слов этих и молился Господу Богу; «и сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (ст. 7) 182 . Господь повелевает еще Самуилу разъяснить народу страшные тяжести, которые ему придется нести; и права царя, – восточного деспота, – дабы народ знал, что он готовит себе. – Но народ упорствовал в желании иметь царя и Господь повелел поставить им царя. – Народ Израильский не был готов к тому идеально-прекрасному строю жизни, когда, говоря словами Откровения, – «Бог будет обитать с нами» (XXI, 3). И в этом случае народ Израильский есть типический образ всех царств и народов. При отсутствии, – до времен, Богу только известных, – полноты развития царствия Божия правды и любви среди всех, даже высших культурных обществ, – народы несут бремена налогов почти невыносимые, потому что царства Божия нет среди них. Войны, хотя бы только ожидаемые; грозящие иногда среди рабочего населения восстания и беспорядки; страдания голодающих масс; необходимость принимать меры безопасности для защиты собственности и ограждения спокойствия внутреннего строя всей жизни, вызывают такие общественные и государственные расходы и требования, что народы в высоко развитой Европе несут бремена повинностей и личной службы, который делают жизнь почти невыносимою, и заставляют народ выселяться огромными массами в другие континенты, чтобы бежать от этих тягостей: «Гряди, Господи Иисусе!» восклицал с тоскою начертатель Апокалипсиса (XXII, 20). «Да приидет царствие Твое»! молимся мы ежедневно, ожидая царства любви и правды и счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Псалом 101 Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое. С Евр.: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою». «Псалом содержит в себе, – говорит бл. Феодор., – предречение о бедственном состоянии народа Иудейского в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием, потому что нищим пророк называет имеющего нужду в Божием о нем промышлении». Нищий по Богу это, по св. Афан., – «лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает к Богу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа». Св. Ап. Павел 26, 27 и 28 стихами сего псалма подтверждает учение о Божестве Спасителя. Сн. Евр. 1:10 . 2 . С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе». 3 . С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, (когда) воззову (к Тебе), скоро услышь меня». 4 . Кости моя яко сушило сосхошася. С Евр.: «Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены как головня». Акила перевел: «Кости мои, как пережженная земля, рассыпались». Т.е. «тело мое от печали сделалось сухим, как головня, как бы обожженное прирожением к нему какого огня» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «вся сила того, чем поддерживалось подзаконное служение, расслабла и погибла, сила эта – первосвященство, храм, принесение животных в жертву, народная независимость». 5 . Уязвен 561 бых яко трава. «Я истреблен на подобие травы» (Бл. Феод.). С Евр.: «Сердце мое поражено, и иссохло как трава, так что я забываю есть хлеб мой». 6 . С Евр.: «От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей». 7 . Уподобихся неясыти 562 пустынней, бых яко нощный вран 563 на нырищи 564 . С Евр.: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах». Т.е. находясь в бедствии, избегал людского общества, жил уединенно, как пеликан, как ночный ворон на развалинах. По св. Афанасию, «пророк говорит это по причине тьмы, объявшей народ, ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного ворона не иное, как издавать голос ночью, от чего получил он себе и имя 565 . Посему-то псалмопевец, проводя целые ночи на молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 42 (1) Вот раб Мой... Я поддержу Его 253 ; Избранный Мой, которого любит душа Моя; Я излил дух Мой на Него, Суд народам возвестит Он. (2) Не воспрекословит и невозопиет, И не даст слышать на улице голоса своего 254 . (3) Трости надломленной не переломит, И светильни гаснущей 255 не потушит; По истине Он произведёт суд. (4) Он не устанет и не поторопится, Пока не утвердит на земле суд; И на закон Его острова надеяться будут. (5) Так сказал Бог Иегова, Сотворивший небеса и пространства их 256 , Распростерший землю и произраждения ее, Дающий дыхание народу, населяющему ее, И дух ходящим по ней: (6) «Я Иегова призвал тебя в правде, «И возьму за руку твою и поддержу тебя, «И дам тебя в завет народу, «В свет язычникам, – (7) «Чтобы открыть глаза слепых, «Вывести из заключения узника, «Из дома тюремного – сидящих во тьме. (8) «Я – Иегова, – это имя Мое, – «И славы Моей другому Я не дам, «И хвалы Моей – истуканам. (9) «Прежнее вот сбылось 257 , «И новое Я возвещу; «Прежде чем покажется оно, «Я дам услышать вам». (10) Пойте Иегове песнь новую, Хвалите Его от концов земли, Сходящие в море и наполняющие его 258 , Острова и живущие на них! (11) Да воскликнут пустыня и города ее, Орды, где живёт Кедар 259 ! Да торжествуют обитатели Петры 260 , С вершин горных да откликнутся! (12) Да воздадут Иегове славу, И хвалебную песнь Его да возвестят на островах! (13) Иегова, как исполин выступает, Как ратоборец пылает мщением, Поднимает тревогу, громко кричит, На врагов своих идёт Он храбро. (14) «Молчал Я долго... «Безмолвствовать ли Мне еще? удерживать ли себя? «Как рождающая буду кричать, «Вдыхая и выдыхая воздух быстро 261 . (15) «Изглажу горы я холмы, «И всякую зелень на них иссушу; «И превращу реки в острова, «А озера осушу. (16) «Я поведу слепых по дороге, которой не знали, «На пути незнакомые направлю их, «Превращу тьму перед ними в свет, «И извилистые пути – в прямые: «Вот что Я сделаю для них, «И не отступлю от них». (17) Отступят назад, покроются стыдом Положившиеся на идола,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 32 (1) Вот, по правде будет царствовать царь, И князья будут править по закону. (2) И будет каждый (из них) как защита от ветра, И навес от дождя, Как потоки вод в степи, Как тень высокой скалы в пустыне. (3) Тогда не помрачатся глаза видящих, И уши слышащих чутко будут слышать. (4) Тогда поспешные в суждениях и действиях научатся размышлять, И косноязычные получат дар говорить скоро. (5) Нечестивый не назовется более благородным, И о жадном не скажут, что он щедрый. (6) Ибо нечестивый и говорит нечестивое, И сердце его умышляет только неправое: Как бы сделать лицемерие, Сказать на Иегову ложное, Истощить душу голодного, И отнять питье у жаждущего. А жадный... образ действий его гибельный: Он измышляет ковы, Чтобы губить бедных ложными оговорами, Хотя на деле нищий прав. (7) Благородного же и намерения благородны, И он устоит в благородстве. XXVI 180 (9) Женщины беспечные! Встаньте, послушайте голоса моего. Дочери беззаботные! Приклоните ухо к слову моему. (10) Несколько дней к году.... Вы ужаснетесь, беспечные, Ибо не будет обирания винограда, Не придёт жатвы. (11) Ужаснитесь вы, беспечные! Содрогнитесь, беззаботные! Сбрось наряды и разденься до – нага, Оставь покров только на чреслах. (12) Возрыдают горько О полях роскошных, О виноградной лозе плодовитой. (13) На земле народа моего Прорастёт тёрн и дикий шиповник, А также и при всех домах роскоши В славном городе. (14) Да, чертоги опустеют; Многолюдство города исчезнет; Гофел и Боген 181 на долго обратятся в развалины, В гульбище для диких ослов, В пастбище для стад, – (15) Доколе не изльётся на нас дух свыше. А тогда пустыня обратится в сад, А сад покажется лесом. (16) И поселится в пустыни правосудие, И правда будет жить в этом саду. (17) И будет делом правды – мир, И плодом правосудия – безопасность во веки. (18) И заживёт народ мой в жилище мирном, В селениях безопасных, И в местах изобильных. (19) Между тем, град разразится над лесом, И город будет крайне унижен 182 . Счастливы вы, сеющие при всех водах,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Теперь, можно сказать, эти оба события являются фактами истории. Не доверять им могут только люди, доверяющие только себе. «Проклинающие псалмы» Критики находят, что некоторые выражения Псалмов неподходящие для уст Господних, а скорее обнаруживают следы чисто человеческих страстей. Особенно они любят выставлять три примера, на рассмотрении которых следует остановиться. «Боже! сокруши зубы их в устах их» ( Пс.57 :7). Критики кричат о жестокости и мстительности этих слов, повторяя их отдельно и не желая изучить в связи с остальным текстом псалма. На самом деле Давид совсем не горел мстительностью, когда воспроизводил этот псалом. Он импровизировал под вдохновением Духа, и слова данного стиха послужили предсказанием суда Божия, который совершится не просто над личными врагами Давида, но над всеми, кто «беззаконие составляет в сердце» (ст. 3), «говорит ложь» (ст. 4) и намеренно «затыкает уши свои, чтобы не слышать голоса заклинателя» (ст. 5). Язык стиха, на который ведется нападение, образный. Идея его связана с представлением о рыкающем льве, готовящемся разорвать добычу. «Делающие беззаконие» уподобляются образу такого зверя, но их зубы будут сокрушены и их зло не достигнет цели. Слова Давида служат как бы предчувствием слов Божиих, сказанных позже Самим Христом: «И ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 13:41–42 ). Второй и последний стихи Псалма говорят о конечном торжестве справедливости, несмотря на несправедливость человеческую, царящую в мире. Восклицание «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог , судящий на земле» (12 ст.) также является лишь пророческим предчувствием торжества справедливого суда Божия, о чем мы читаем в Откровении: «Ибо истинны и праведны суды Его, потому что Он осудил ту великую любодейку, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от рук ее... Аллилуя... Богу, сидящему на престоле: аминь, аллилуия!» Откр. 19:2–6 ). «Да скитаются дети его и нищенствуют и просят хлеба из развалин своих» ( Пс. 108:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

8 681 Где были камни, создал Он озеро полноводное, из недр скалы несокрушимой по воле Его возник источник вод. 9 682 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей! 10 Да никогда не скажут язычники: «Где их Бог?» 11 А Бог наш на небесах и на земле все, что восхотел, сотворил. 12 683 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих; 13 Уста имеют, и не заговорят; очи имеют, и не увидят; 14 Уши имеют, и не услышат; ноздри имеют, и не обоняют; 15 Руки имеют, и не будут осязать; ноги имеют, и не пойдут; не подают голоса гортанью своей. 16 Да уподобятся идолам создавшие их и все надеющиеся на них! 17 684 Дом Израилев уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им. 18 685 Дом Ааронов уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им. 19 Боящиеся Господа уповали на Господа; Податель помощи и Защитник Он им. 20 Господь помнит нас и благословил нас; благословил Он дом Израилев, благословил дом Ааронов, 21 Благословил боящихся Его, малых и великих. 22 Да умножит Господь блага вам, вам и сыновьям вашим! 23 Благословляет вас Господь, Творец неба и земли. 24 686 Небо, что превыше небес, обитель Господа, землю же даровал Он сынам человеческим. 25 Не мертвые восхваляют Тебя, Господи, и не те, кто нисходит во ад; 26 Но мы, живые, благословим Господа отныне и вовеки! Аллилуия, 114. 687 1 Возрадовался я, ибо услышал Господь моление мое, 2 Ибо Он приклонил ухо Свое ко мне; и я во все дни жизни моей призывать буду Его. 3 Объяли меня болезни смертные, беды адовы постигли меня; познал я скорбь и болезнь и призвал имя Господне. 4 О Господи, избавь от бед душу мою! Милостив Господь и праведен, милует нас Бог наш. 5 688 Хранит младенцев Господь; смирился я, и спас Он меня. 6 Обрети покой, душа моя. Ибо Господь сотворил благо тебе! 7 Ибо избавил Он душу мою от смерти, очи мои от слез и стопы мои от преткновения. 8 Угождать буду Господу на земле живых. Слава: Аллилуия, 116. 697 1 Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди! 2 Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки! Аллилуия, 117. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Маленькие кошки распространились с помощью римской армии из Египта, где они выступали в роли неоценимых охранителей зерновых запасов, по всем пределам Римской империи вплоть до Британии. Отсутствие упоминания о маленьких кошках в Библии всё же не совсем абсолютно. Они мелькают в Послании Иеремии. Этот фрагмент греческой Библии касается укрепления веры находящихся в плену иудеев через широкое осмеяние языческих идолов: …Лица их (идолов) черны от курения в капищах. На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки (Посл Иер 1:20–21) 3 . Любопытно, что много можно рассказать и о наших современных котах, которые любят бывать в святых местах — в церквах и соборах. Например, в нашей местной церкви две белые персидские кошки любят по воскресеньям встречать прихожан снаружи, а в будничные службы пробираются внутрь и неожиданно обнаруживаются на кафедре или таинственно протекают вдоль алтаря. Собаки, лисы, шакалы и гиены Об одомашненных собаках в Библии есть немного больше свидетельств. Известны слова, спасшие дочь сирофиникиянки: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей (Мк 7:28). Упоминаются собаки, стерегущие стада (Иов 30:1). Если их перекормить, стерегущая собака может проспать опасность и не подать голоса, в точности как снисходительные к себе вожди древнего Израиля: Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять (Ис 56:10). Любовь собак, известная современному человеку, практически не подтверждается Библией, но есть одна история, которая говорит о многом. В книге Товита (5:16–6:2; 11:4) упоминается, что когда молодой Товия отправился в своё долгое и опасное путешествие, с ним была его собака. И когда он возвращался с женой, с богатством и средством для излечения своего ослепшего отца, собака всё ещё была с ним. В некоторых версиях говорится, что мать Товии, ожидавшая и высматривающая его на дороге, вначале увидела бегущую впереди собаку. Всё ещё сохранившихся лис, шакалов и гиен и сегодня можно встретить на Святой Земле. Лисы обычно охотятся ночью, а днём скрываются в норах (лисицы имеют норы… — Мф 8:20). Их меньшие сородичи, более светлые и большеухие, живут в глухой пустыне. Шакалы, подобные лисе размерами, ночью стаями роются в отбросах. В некоторых пророчествах о разрушении городов шакалы включаются в описание картины разорения (напри­мер: И будет Асор жилищем шакалов… — Иер 49:33). Большие гиены появляются около трупов, и их массивные челюсти могут справиться со скелетами крупного скота. Их жуткий вой дополняет картину разорения, однако упоминание их в Библии малы и неопределённы (например: …Идите, собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его… — Иер 12:9).

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. 13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. 14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. 15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. 16 И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, 17 говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. 18 И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. 19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. 12 1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. 2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. 3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. 4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. 5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. 6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. 7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

http://azbyka.ru/apokalipsis/otkrovenie-...

8 из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. 9 После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. 10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! 11 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, 12 говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. 13 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? 14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. 15 За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. 16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: 17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. 8 1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. 2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. 3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. 4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. 5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. 6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. 7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

http://azbyka.ru/apokalipsis/otkrovenie-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010