Псалом 57 Псалом написан Давидом во время начинавшегося подготавливаться восстания Авессалома, когда он мог наблюдать в Иерусалиме как степень озлобления против него его врагов ( Пс.57:4–5 ), так и начавшееся нестроение в жизни: они (враги) злоупотребляли своей властью. Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния (2–3). Эти судьи – нечестивцы, с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям (4–6). Сокруши, Господи, их силу, сделай их безвредными и развей (7–10). Тогда праведник будет радоваться от сознания, что есть Бог, судящий на земле! (11–12) Пс.57:2 .  Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Известно, что Авессалом старался расположить к себе евреев указанием на те несправедливости, которые будто бы допускаются Давидом за его неспособностью к управлению народом и за нелюбовью к последнему. Так как вкрадчивые речи Авессалома возымели свое действие, то популярность его и его сторонников росла, влияние же Давида сокращалось. Власть, таким образом, фактически и постепенно переходила на сторону непризнанных и незаконных правителей. Как последние вели дела, выясняется далее. Пс.57:3 .  Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле. «Составлять беззаконие в сердце» – любить и питать зло, быть внутренне расположенным к дурному. «Класть на весы злодеяния» – наклонять чашку весов справедливости, перевешивать злым делом. Злое же дело в судебных решениях зависит от руководства при разборе тяжбы не существом поступка, а посторонними соображениями, каким являлось, напр., взяточничество. Подкуп, как бесчестное дело и злодеяние, и склоняло весы судьи. Пс.57:5 .  Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои Пс.57:6 .  и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. Испорченность этих новых судей настолько велика, что они недоступны к восприятию хорошего и честного. Они похожи на змей, вроде аспида, который не поддается влиянию самых лучших заклинателей Востока, умевших путем нашептываний и насвистываний так очаровывать самых даже ядовитых из них, что они делались бессильными жалить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15 умножатся еще в старости маститой и будут благодушны, 16 чтобы возвещать, что праведен Господь, Бог наш, и нет неправды в Нем. Псалом 92 В день предсубботний, когда населилась земля. Хвалебная песнь. Давида. 1 Господь воцарился, в благолепие облекся, облекся Господь силою и препоясался, ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна. 2 Искони престол Твой приготовлен: Ты от века существуешь. 3 Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, 4 поднимут высоко реки валы свои, от гласов вод многих: 5 дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь, 6 откровения Твои весьма истинны. Дому Твоему, Господи, подобает святыня на долгие дни. Псалом 93 Псалом Давида. В четвертый субботы. 1 Бог отмщений Господь, Бог отмщений не скрылся. 2 Возстань, Судья земли, воздай воздаянье гордым! 3 Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? 4 Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? 5 Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твоё обидели, 6 вдову и сироту умертвили и пришельца убили, 7 и сказали: " Не увидит Господь и не узнает Бог Иакова " . 8 Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! 9 Насадивший ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли? 10 Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? 11 Господь знает помышления людей, что они – суетны. 12 Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь, 13 чтобы укротить его, со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешному яма. 14 Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит, 15 пока правда не возвратится в суд, и все, держащиеся её, правые сердцем. 16 Кто возстанет за меня на лукавых? Или кто встанет со мною против совершающих беззаконие? 17 Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя. 18 Когда я сказал: " Поколебалась нога моя " , тогда милость Твоя, Господи, помогла мне. 19 При умножении болезней моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

От окрика гнева Твоего они гибнут. (18) Да будет рука Твоя над человеком, [спасенным] десницей Твоей, над сыном человеческим, которого Ты закрепил за Собою. (19) И мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем взывать к имени Твоему. (20) Господь, Всесильный [Бог] воинств, возврати нас, да воссияет лик Твой, и мы будем спасены! 81. (1) Руководителю [музыкантов], на гитит. [Песнь] Асафа. (2) Пойте Всесильному, оплоту нашему; трубите Всесильному [Богу] Яакова! (3) Возвысьте пение, дайте тимпан, сладкозвучную арфу с лирой. (4) Трубите в новолуние в рог, в назначенное время дня праздника нашего. (5) Ибо это устав для Израиля – суд Всесильного [Бога] (6) Венец возложил Он на когда вышел тот, чтобы пройти по [всей] Стране Египетской: «Речь незнакомую я (7) «Я снял с плеча его тяжесть, и руки его освободились от котлов. (8) Взывал ли в беде ты – Я избавлял тебя, отвечал тебе тайно При водах Меривы испытал Я тебя. (9) Слушай, народ Мой, Я предупреждаю тебя, Израиль, если ты будешь слушать Меня! (10) Чтобы не было у тебя чужого бога, и не поклонялся ты божеству чужеземному. (11) Я – Бог, Всесильный твой, Который поднял тебя из Страны Египетской. Раскрой уста твои, и Я наполню их». (12) Но не слушал народ Мой голоса Моего, Израиль не желал [слушаться] Меня. (13) Оставил Я их на усмотрение сердца их, пусть ходят по помыслам своим. (14) О, если бы народ Мой слушал Меня, Израиль ходил бы путями Моими! (15) Я скоро смирил бы врагов их, на притеснителей их обратил бы руку Мою. (16) Ненавистники Бога заискивать будут пред Ним, их же благоденствие будет продолжаться вовек. (17) Он питать его будет от тука пшеницы, из скалы медом насытит тебя. 82. (1) Песнь Асафа. Всесильный присутствует в общине Всесильного [Бога], в среде судей Он суд ведет. (2) Доколе будете вы судить по кривде, злодеям лицеприятствовать (3) Творите суд бедняка и сироты, угнетенного и нищего (4) избавляйте бедного и нищего, от руки злодеев спасайте. (5) Не знают, не понимают, во тьме они ходят: все устои земли (6) Я думал, вы - сыны Всевышнего – все вы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(11) Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, говоря мне весь день: «Где Всесильный твой?». (12) Зачем изнываешь ты, душа моя, зачем скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его, [ибо Он] – спасение для лица моего, [Он] – Всесильный мой. 43. (1) Суди меня, Всесильный, вступись в тяжбу мою с народом неблагочестивым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, (2) ибо Ты – Бог крепости моей. Зачем Ты отринул меня? Зачем я хожу будто сумеречный из-за притеснений врага? (3) Пошли свет Твой и истину Твою – они будут меня вести, приведут меня на святую гору Твою, в обители Твои. (4) И подойду я к жертвеннику Всесильного, к Богу веселья и радости моей, и буду благодарить Тебя на арфе, Всесильный, Всесильный [Бог] мой! (5) Зачем изнываешь ты, душа моя, зачем скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его, [ибо Он] – спасение мое и Всесильный мой. (1) Руководителю [музыкантов]. Сынов Кораха наставление. (2) Всесильный! Ушами своими мы слышали, отцы наши рассказывали нам о деле, которое совершил Ты в их дни, в дни древние: (3) Ты рукой Своей выдворил народы, а [этих] сокрушил Ты народы и изгнал их. (4) Ибо не мечом своим приобрели они землю, не мышца их спасла их, но десница Твоя и мышца Твоя и свет лика Твоего, ибо Ты благоволил к ним. (5) Ты – тот же царь мой, Всесильный! Пошли спасение (6) С Тобой израним врагов наших, именем Твоим растопчем восстающих на нас. (7) Ибо не на лук мой я надеюсь, и не меч мой спасет меня. (8) Ибо Ты спасаешь нас от врагов наших, срамишь ненавидящих нас. (9) Всесильного мы славословим целый день, и имя Твое благодарим вовек, – (10) даже [когда] Ты отринул нас и посрамил, не выходил с войсками нашими, (11) [когда] обратил нас в бегство от врага, ненавидящие нас грабили наше [достояние], (12) [когда] отдал Ты нас, как овец, на съедение, рассеял нас между народами; (13) [когда] без выгоды Ты продал народ Свой, не возвысил цены его; (14) [когда] отдал Ты нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание [живущим] вокруг нас; (15) [когда] Ты сделал нас притчею между народами, иноплеменники покачивают головой; (16) всякий день посрамление мое предо мною, стыд покрывает лицо мое (17) от голоса поносителя и обидчика, от лица врага и мстителя: (18) все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не изменили союзу с Тобой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

16 и соверши то, что насадила десница Твоя, на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе. 17 Он пожжен огнем и взрыт. От гнева лица Твоего погибнут. 18 Да будет же рука Твоя над мужем десницы Твоей и над Сыном Человеческим, Которого Ты укрепил Себе. 19 И мы не отступим от Тебя: оживи нас, и мы будем призывать имя Твоё! 20 Господи, Боже сил! Обрати нас, и просвети лицо Твоё, и спасемся. Псалом 80 1 В конец. О точилах. Псалом Асафа. 2 Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова! 3 Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслями. 4 Вострубите в новомесячие трубою: в торжественный день праздника вашего. 5 Ибо таково повеление Израилю и определение у Бога Иакова. 6 Он поставил это в свидетельство Иосифу, когда он выходил из земли Египетской, он слышал язык, которого не знал. 7 Освободил Он от тяжестей хребет его: руки его работали корзиною. 8 В скорби ты призвал Меня, и Я избавил тебя, услышал тебя в сокровенном бурном, испытал тебя при воде пререкания: 9 " Слушай, народ Мой, и Я засвидетельствую тебе: Израиль, если бы ты послушал Меня! 10 Да не будет у тебя нового бога, и да не поклонишься богу чужому. 11 Ибо Я – Господь, Бог твой, выведший тебя из земли Египетской: открой уста Твои и Я наполню их " . 12 Но не послушал народ Мой голоса Моего и Израиль не внял Мне. 13 И предоставил Я их замыслам сердца их: пусть пойдут по замыслам своим! 14 Если бы народ Мой послушал Меня, если бы Израиль по путям Моим ходил, 15 то Я смирил бы врагов его легко и на притеснителей его наложил бы руку Мою. 16 Враги Господни солгали ему, и будут бедствия их во век, 17 а Он питал их тучною пшеницею, и насыщал их медом из камня. Псалом 81 Псалом Асафа. 1 Бог стал в сонме богов, чтобы среди богов произвести суд: 2 доколе будете судить неправедно и лицеприятствовать грешникам? 3 Давайте суд сироте и убогому, смиренного и нищего оправдайте. 4 Отнимите бедного и убогого из руки грешника и избавьте его. 5 Не познали. Не уразумели. Во тьме ходят. Да поколеблются все основания земли!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

( 63 ,1) Точно так же и Варнава, который сам принимал участие в проповеди апостола и его походе к язычникам  , говорит  : «Я пишу для вас по возможности просто, чтобы вы могли понять». (2) Затем, раскрывая путь гностического предания, он пишет: «Что говорит им другой пророк Моисей? — «И сказал Господь Моисею: (3) Пойди в благую страну, которую обещал Господь, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед».  (4) О чем учит гносис: Учись, верь, — говорит он, — в явившегося во плоти Иисуса, ведь человек — это страждущая земля, поскольку Адам был создан из глины, взятой с лица земли. (5) Что же он говорит о благодатной земле, где течет молоко и мед? Благословен наш Господь, братья, давший нам премудрость и знание своих сокровенных тайн, говорит здесь пророк. (6) Кто же уразумеет притчу Господа, как не умудренный, знающий и любящий его? И только немногим это доступно». (7) «Не из зависти, — далее говорит Варнава, — Господь возвещает, что «таинства мои есть достояние мое и чад дома моего»  , напротив, он таким образом дает возможность избранным пребывать в сохранности и в состоянии беззаботности, чтобы они, оценив значение ими сделанного выбора, были выше зависти». (8) Тот же, кто не обладает знанием того, что есть благо, является человеком недобрым. Ведь один только Отец благ и не знать его — равносильно смерти, а знать его есть «жизнь вечная» и участие в его несокрушимом всемогуществе. Не быть подверженным тлену — значит быть причастным божественному, а отказ от божественного гносиса влечет за собою разрушение. ( 64 ,1) Пророк говорит: «Я дам тебе сокровище, тайное, темное и невидимое, ради знания (gnw=si»), что я Господь Бог».  (2) И Давид Псавмопевец восклицает: «Вот ты возлюбил истину и внутрь меня вложил свою темную и скрытую мудрость». (3) «День дню передает речь», — то есть ту, что написана ясно, и «ночь ночи открывает знание», — сокрытое и таинственное, и «нет языка, и нет наречий, где не слышались бы голоса их»  , и «сотворит ли что во мраке и не увижу его?» (4) Поэтому учение называется «просвещением»  , открывающим сокровенное и Наставник открывает ковчег, в то время как Зевс изображается поэтами как закрывающий его и открывающий другой, содержащий зло  . (5) «Уверен, — говорит апостол, — когда приду, то приду с полным благословением благовествования Христова».  Этот «духовный дар» и гностическое предание, которое он желает передать только лично, поскольку оно не может быть сообщено письменно, он называет «полнотой Христовой», (6) «о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена и через писание пророческое, по повелению великого Бога, возвещена всем народам для их обращения»  , то есть тем из народов, которые верят в нее. Но даже из них он немногим показал, в чем состоит таинство. Платон о необходимости хранить тайну

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Сотворите же достойные плоды покаяния... ( Лк.3:8 ) Господь Бог заповедал Моисею, говоря: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем ... ( Чис.5:6–7 ). Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ). Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться... ( Деян.17:30 ). Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся ( Откр.3:19 ). С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ). Из приведенных цитат мы видим, что Бог заповедал исповедовать свои грехи. Мы, как сыны Божии, должны покоряться наказам Небесного Отца. Ни один сын не может сказать, что любит отца, но не слушает его наставлений. По благодати мы – сыны Божии. Но можем ли мы ожидать какой-нибудь милости от Бога, если не исполняем то, что Он нам предписывает? Подумаем, как может относиться к нам Бог , если мы равнодушно стоим, слыша Его строгое напоминание: «Если не покаетесь, то все погибнете!» Страшны эти слова Божии и их никто не смеет забывать! Подойдем же туда, к Небесному Исцелителю. Он нас зовет и ждет нас, чтобы излечить от немощи, которая губит нашу душу. Излечимся без мучений и без труда. Небесный Исцелитель предлагает нам лекарство без платы и без трат. Перед нами открытые двери – покаяние. Поспешим и пройдем через них, пока Божественный Исцелитель не закрыл их. Если же затворятся эти двери смертью , то тогда придется навеки остаться под тяжким бременем греха. Счастлив всякий, который исполняет заповеди Божии. Он, покоряющийся наставлениям Божиим, волен сказать: Твой я‚ спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих ( Пс.118:94 ). Кто не слушает наставлений Святой Церкви, тот не сын Церкви, тому Христос не может быть Пастырем, того ждет вечная мука. Христос Спаситель говорит: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную ( Ин.10:27–28 ). 1.4. Бог наказывает упорных грешников, которые не хотят каяться и исповедоваться

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О двух свидетельствах, превосходящих свидетельство Иоанна, говорится в ст. 36 и 37. Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня — совершенное послушание Отцу выражается в совершенстве дел Иисуса. Дела пророков и святых прежних времён были лишь частичным исполнением Божией воли. Дела Иисуса свидетельствуют не только о том, что Бог с Ним (как думает Никодим, 3:2) — Он совершает и то, что может быть лишь непосредственно Божиим действием, см. ст. 21. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне — такое свидетельство выше слов Иоанна и выше любых дел. Но о каком именно свидетельстве Отца здесь сказано, остаётся неясным. Маловероятно, что это свидетельство Писаний, о котором идёт речь дальше в ст. 39, или что имеется в виду глас Божий при Крещении (Мк 1:11 и параллели у других синоптиков), о котором Иоанн не упоминает. Ключ к смыслу, как кажется, даёт 1 Ин 5:9–10 (Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом): свидетельство Отца открыто тем, кто верит в Сына. Неверующий в Иисуса не слышит голоса Отца (12:29), но увидевший в Иисусе Сына Божиего видит также и Самого Отца (14:9). Не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал — слово Божие не пребывает среди тех, кто не принимает его; возможно, здесь и второй смысл — Словом называется Иисус, Который не может пребывать ( среди неверующих, ср. 15:3–4. Потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал — придаточное причины может быть понято двояко: ‘вы не имеете слова, потому что не верите’ или ‘то, что вы не имеете слова, видно из того, что вы не верите’. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную — глагол ™reun©te может быть и императивом ‘иссле­дуйте’, и индикативом ‘вы исследуете’. Додд 17 после длительного обсуждения склоняется ко второй точке зрения. Во-первых, такое понимание согласуется со словом думаете, во-вторых, оно образует явную параллель к упомянутому выше почитанию Иоанна, другого свидетеля (ст. 35). Иудеи изучают Писания как некую окончательную данность. Апостол Павел пишет об этом в Рим 7 и в Гал 3:21 (если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона). Христос получил от Отца дар жизни, превосходящий дары закона, см. в Прологе 1:1–4. Не будучи источником жизни, закон, однако, указывает на этот источник — Христа. Одна из форм богопротивления — стремление обрести окончательную “безопасность”, устоявшуюся, всесторонне освящённую авторитетами религиозную модель. Такая закрытая самодостаточная модель жизни и веры была разработана иудеями на основе Торы, и поэтому люди, всецело погружённые в “исследование Писания”, не нашли там свидетельства об Иисусе и не услышали Его слова.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Глава 6 (1) В год смерти царя Озии 46 я видел Господа, сидящего на высочайшем престоле, но одеяние Его наполняло все святилище. (2) Вокруг Него стояли серафимы 47 . По шести крыльев у каждого из них: двумя они закрывали лица свои, двумя закрывали ноги и двумя летали. (3) Они взывали попеременно: «свят, свят, свят Иегова воинств, вся земля полна славы Его»! (4) От звука голоса взывающих дрожали основания здания и дом наполнялся дымом. (5) «О! горе мне, – вскричал я, – погиб я, потому что я человек с нечистыми устами и живущий среди народа, имеющего нечистые уста, видел своими глазами Царя – Иегову воинств». (6) Тогда прилетел ко мне один из серафимов, в руке его был уголь (щипцами взял он его с жертвенника). (7) Им прикоснулся он к губам моим и сказал: «вот коснулось это уст твоих и уничтожает нечестие твое, очищает грехи твои». (8) Тогда услышал я голос Господа говорящего: «Кого бы Мне послать и кто – бы пошёл ради Нас»? (9) И я вскричал: «вот я! пошли меня». Он отвечал: «иди, скажи этому народу: все услышите вы и не выразумеете, все увидите – и не поймете (потому что ожирело сердце этого народа, отяжелели уши его, и глаза их ослепли); пусть смотрят они глазами своими, и слушают ушами и выразумеют сердцем своим и обратятся; тогда исцелю их. (11) «Доколе, Господи» 48 ? спросил я. «Он отвечал»: дотоле, пока не опустеют города и не будет жителей в них, и дома останутся без людей, и земля совершенно запустеет, (12) и удалит Иегова человека и великое запустение будет в стране. (13) Когда останется десятая часть на ней, она и тогда снова будет предана опустошению. Но как от теревиноа 49 , как от дуба, хотя они и срублены, останется их корень, так святое семя – корень ее. V 50 46 Юззия умер в 741 г. до Р. X. Видение, описанное в этой главе, последовало, вероятно, не за долго до смерти царя. Это видение по общепринятому мнению было посвящением Исаии на пророческое служение. 47 Это название существ предстоящих Богу встречается только у Исаии. По производству слова, оно означает существо огненное, высокое, благородное, начальственное. Окончание слова серафим, также как херувим есть окончание множественного числа в евр. языке: но, по примеру древнейших переводчиков, в новейших языках эти слова принимаются в значении единственного числа. 48 Довольно обычная у пророков краткость речи. Пророк спрашивает, доколе продолжится ослепление народа. 50 По связи речи можно догадываться, что пророк в смутное время для царства иудейского несколько раз выступал пред царём и народом со своими увещаниями. Но все эти отрывочные увещания составляют как-бы одну целую речь, простирающуюся от начала 7 до конца 12 главы, по нынешнему разделению текста. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И именно там, при скинии Завета, происходит призвание юного Самуила на пророческое служение. В начале 3-й главы Первой книги Царств подчеркивается: слово Господне было редко в те дни, видения были не часты. Потому отрок Самуил, услышавший голос, звавший его по имени, не мог предположить, что это обращение Бога к нему. Он решил, что его зовет Илий; а на самом деле Бог через юношу Самуила открывает Свою волю о доме первосвященника Илия. Начинается война с филистимлянами (см. главу 4) – и слова безымянного пророка сбываются. – От Самуила не осталось пространных книг, события его жизни занимают не так много места в Священном Писании – в отличие от событий жизни пророка Иеремии, например; но от Самуила осталось действие, остались исторические поступки. В чем пророческая миссия Самуила? – Самуил – пророк, то есть представитель Бога на земле, посредник меж людьми и Богом, вестник Его воли – через Самуила в истории Израиля действует Сам Бог . После возвращения Ковчега, чему содействовал Сам Бог (см.: 1Цар. 6 ), Самуил убеждает народ Израиля в том, что спасение от внешних врагов возможно только при условии верности Единому Богу: расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян (7, 3). Именно через Самуила в Израиле устанавливается монархия. Об этом просят пророка старейшины Израиля (8, 5). Самуил против этого: И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя (8, 6). Ведь монархия – измена теократии. Самуил обращается к Богу, и Господь говорит ему о необходимости уступки: не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними (8, 7–9). Самуил честно предупреждает старейшин о том, что, получив царя, они утратят всякую личную независимость и всякие права: и сами вы будете ему рабами (8, 17). Но они продолжают настаивать: пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы (8, 19–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010