Митрополит Киевский и всея Украины Владимир В своих действиях, внося вышеизложенные изменения и дополнения в Устав «Об управлении Украинской Православной Церкви», Архиерейский Собор руководствовался пунктом 2 раздела XIV действовавшего ранее Устава и гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви». Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста предстоятеля Украинской Церкви, данного на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 г . Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор Украинской Церкви и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого  на основании пунктов  12 и 13 раздела V Устава «Об управлении Украинской Православной Церкви» состоялось избрание нового состава  Синода: тайным голосованием не менее чем из 3 выдвинутых Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви кандидатов». Этим обеспечивалась свобода и демократичность выбора. Каждый член Собора подавал записки с именами трех кандидатов. В первом  туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) – 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонюка), Ровенского Иринея (Середнего) – по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вакарика) – 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела (Саввина) и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) – по 2 голоса. Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и главой Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5464.html

— А как относиться к другим свидетелям, к неканоническим евангелиям? — Здесь-то и проходит граница — за неканоническими евангелиями Церковь не признает авторитета свидетельства. Голоса живых свидетелей мы слышим только в четырех канонических Евангелиях. Из евангелистов Матфей и Иоанн — это два апостола, ученики Спасителя, которые были избраны Им для продолжения Его миссии (см.: Мф. 10, 2–3); Марк — ученик и постоянный спутник апостола Петра, он записывает проповедь своего учителя, и за его Евангелием стоит авторитет первоверховного апостола. Евангелиста Луку в православной традиции очень тесно связывают с апостолом Павлом и с Пресвятой Богородицей; кроме того, Лука пользуется многочисленными самыми ранними письменными и устными источниками, о чем он сам сообщает нам в начале своего Евангелия. К тому же апостолы были не просто очевидцами событий: их свидетельство укреплялось и направлялось силою Духа: Вы примете силу, когда сойдет на Вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями (Деян. 1, 8). Поэтому Петр мог сказать: Свидетели Ему мы и Дух Святой (Деян. 5, 32). Голос очевидца и сила Духа — это то, что отличает четыре канонических Евангелия от многочисленных не входящих в канон. — Вы только что сказали, что тексты Евангелий первоначально назывались, в частности, «Воспоминаниями апостолов». Действительно, они ретроспективны: слова Спасителя были преданы, условно говоря, бумаге (пергаменту, папирусу…) спустя какое-то время после произнесения. Нигде нет указаний на то, что кто-либо записывал произносимое непосредственно за Христом. Да и не было ведь ничего подобного стенографии, не было скорописи — писание было сложным, медленным процессом. Как в таких условиях возможна точная передача слов Учителя? — Как вы считаете, что более надежно — письменный текст или память? Господь проповедовал тогда, когда не было не то что диктофонов и компьютеров, не было и печатного станка. Книга (а точнее, свиток) была вещью редкой и дорогой. Поэтому память была основным хранителем информации. Даже в школах того времени не пользовались необходимыми в наше время тетрадками, ручками, карандашами — ученик должен был все запоминать с голоса учителя.

http://pravoslavie.ru/78438.html

«У Батюшки, у Батюшки. Он сегодня не служит в соборе». Когда я подошел к дому, в котором живет отец Иоанн; там собралось несколько сот оборванцев; и народ продолжал стекаться со всех сторон. «Стройся, стройся», – слышались голоса. Сотни собравшейся голи начали становиться вдоль забора, начиная от дома о.Иоанна по направлению к Дому трудолюбия. На одной стороне становились мужчины; на противоположной панели – женщины. Меньше чем в 5 минут образовалась длинная лента из человеческих фигур, примерно в полверсты. Бедняки стояли в три колонны, то есть по три человека в ряд, так что занимали всю панель; женщин было гораздо меньше мужчин. Все ждали. Еще не было 6 часов, когда из калитки хорошо знакомого «золоторотцам» дома вышел батюшка. Толпа заколыхалась; но все остались на местах, обнажив только головы. Отец Иоанн снял свою шляпу; сделал поклон своим «детям», перекрестился на видневшийся вдали храм. И пошел по строю. Раз, два, три,... десять,... двадцать... – двадцатый получил рубль для раздела с 19 коллегами. Опять: раз, два, три,... десять,... двадцать... – и опять рубль. Так до самого конца строя. Только что кончился счет, вся толпа бросилась со своих мест к батюшке: кто становился на колени; кто ловил руку батюшки для поцелуя; кто просил благословения, молитвы; некоторые рассказывали свои нужды. И о.Иоанн всех удовлетворял; никому не отказывал; видно было, что почтенный пастырь сроднился с этой средой; понимает их без слов, по одному намеку, точно так же, как и толпа понимает по одним жестам. Окруженный и сопровождаемый своими «детьми», о.Иоанн медленно движется к собору Андрея Первозванного или церкви Дома трудолюбия для служения ранней обедни. Исчез батюшка в дверях храма, и толпа рассеивается по городу; лишь ничтожная часть остается на паперти для сбора подаяний. Это уже профессиональные нищие, которых, однако, сравнительно очень немного. Бедняки привыкли смотреть на заботы о них почтенного пастыря, как на что-то должное, почти законное. Если иногда случается, что при разделе «строй» получает по 2 копейки на человека, вместо ожидавшихся 3-х (или 5), то раздаются громкие протестующие голоса: «Не брать, ребята; ничего не брать; не надо! Этак завтра батюшка по копейке даст! Что ж? Мы будем на улице ночевать, что ли?! А в ночлежном приюте взимается по три копейки с человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Архиерейский собор, членами которого являются более 200 епископов, должен был определить трех кандидатов на патриарший престол, из которых через два дня члены поместного собора, высшего органа управления РПЦ, выберут главу церкви, место которого стало вакантным после смерти Aлekcuя II 5 декабря 2008 года. В ходе тайного голосования симпатии участников архиерейского собора распределились следующим образом. Из 198 голосов епископов (четыре участника собора на него не приехали, а один бюллетень был признан недействителен) 97 получил местоблюститель митрополит Кирилл, 32 — митрополит Климент и 16 голосов были отданы за митрополита Минского Филарета. За пределами тройки оказались митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (13 голосов), митрополиты Киевский Владимир и Черновицкий Онуфрий набрали по 10 голосов. Митрополит Воронежский Сергий получил 7 голосов, Кишиневский Владимир — 4 голоса, а Одесский Агафангел — 3 голоса. По одному голосу получили пять епископов РПЦ, которые, по-видимому, проголосовали сами за себя. Победу митрополита Кирилла в первом этапе голосования за кандидатов в патриархи его сторонники считают убедительной — он набрал почти половину голосов епископата, и эта доля втрое превышает число голосов, отданных за его главного конкурента митрополита Климента. В церкви дают понять, что архиерейский собор пусть и не полное, но отражение поместного. Ведь делегаты епархий (именно им предстоит определить предстоятеля) обычно голосуют консолидированно, разделяя позицию своего епископа. Иными словами, по мнению церковного большинства, митрополит Кирилл близок к победе. " Если не обращать внимания на более мелкие детали, очередность кандидатов, определенная архиерейским собором, отражает реальное положение дел в церкви " ,— считает пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский. " Жаль, конечно, что местоблюстителю не удалось сразу набрать больше половины голосов. Но в ситуации голосования за список в 140 кандидатов — это очень серьезная победа " ,— считает диакон Андрей Кураев.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   Условия для вступления в Царство: «Покайтесь (дословно: перемените образ мыслей), ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Вход в это Царство возможен только через таинство Крещения, в котором человек рождается для духовной жизни: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5).    Смирение, вера, послушание и стремление к добру — это необходимые для верующих качества. «Блаженны нищие духом» (смиренные) (Мф. 5:3) — это первая заповедь Христова. «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:14, 15). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду (Мф. 5 гл.). «Овцы слушаются голоса его» (Ин. 10:3). Взор христианина направлен к небу: «Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12).    Следует отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев светского мира: «Я избрал вас от мира», т. е. выделил из него и «Царство Мое не от мира сего», — говорит Спаситель (Ин. 15:19, 18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Принадлежность к Царству Божию — не внешняя регистрация, но внутреннее обновленное состояние: «не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:20, 21). «Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). «Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор. 4:20). Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях    Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В момент, определенный советом Св. Троицы, выступает Мессия на дело служения грешному человечеству. Он открывает людям истинное учение о Боге и правде Божией, говорит о необходимости спасения и тайне искупления ( Ис. 2:3–4; 11:5 ); Он провозглашает великое учение о любви к человеку, заповедует разрешить оковы неправды, развязать узы ярма, угнетенных отпустить на свободу, разделить с голодным хлеб, скитающихся ввести в Дом свой и нагих бедняков одеть своей одеждой ( Ис. 58:6–7 ср. Мф. 5 гл.). Небесный Учитель божественное учение распространяет соответственным образом. Он не проповедует громко на улицах и даже не возвышает Своего голоса, подобно ложным проповедникам ложного учения; Он нежно прикасается к душе грешника и не убивает его суровым обличением; трости надломленной не сокрушает и льна курящегося не угашает; между тем не ослабевает и не изнемогает в трудных подвигах распространения божественного откровения ( Ис. 42:2–4 ), Божественный Пророк сначала обращается к погибающему Израилю. Но напрасно Он здесь трудится и без пользы истощает Свои силы. Израиль не понимает нового учения, не хочет признавать новой жизни и отвергает Проповедника ( Ис. 49:4 ). Тогда Бог Отец говорит Возлюбленному Отроку: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (ст. 6). Божественный Учитель, не оставляя неблагодарного Израиля, обращается с проповедью к отдаленным островам и дальним народам (ст. 1). Как жаждущая земля принимает благодатный дождь, как голодный вкушает подкрепляющий хлеб, так покинутые языческие народы принимают благовестие Мессии. С неописанной радостью стремятся они из далеких стран на Сион послушать дивного Учителя, слова Которого признают непреложным законом ( Ис. 2:2–3 ). Все они идут к истинному свету, стремятся к восходящему над Иерусалимом сиянию. Множество верблюдов покрывает дороги, ведущие к Сиону; по ним идут караваны из Мадиама и Ефы; все они везут золото и ладан и безмолвно возвещают славу Божию. Овцы Кидарские возносятся на алтаре, овны Неваиофские приносятся в дар Господу ( Ис. 60:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Н. было решено отдать на растерзание зверям, для чего мученика привязали к столбу и выпустили на ристалище медведей. После того как свирепые животные не тронули юношу, появились пастухи, поймавшие в пустыне огромного льва и не кормившие его в течение 5 дней; они предложили натравить зверя на Н. Однако голодный лев, увидев мученика, заплакал и стал лизать его ноги. Это был тот самый зверь, чью пещеру занимал Н. Мученик велел льву вернуться на гору и впредь никогда не вредить людям. Зверь поклонился Н., сломал двери в загоне и бросился на волю сквозь объятую страхом толпу. Пришедшие в ярость императоры приказали казнить мученика. Некий могучий воин метнул в него копье, к-рое проткнуло юношу насквозь, и мученик предал свой дух Господу. Помимо 6 Мученичеств сохранилась также Похвала Н. Константина Акрополита (между 1250 и 1255-1324) (BHG, N 1326d). На Западе почитание Н. не было известно до тех пор, пока кард. Цезарь Бароний (1538-1607) не внес его память под 20 янв. в Римский Мартиролог. Ист.: PG. 117. Col. 272 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 39; MartRom. Comment. P. 29. N. 3; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 113-114; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 238-244. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 32-33; Sauget J.-M. Neofito//BiblSS. Vol. 9. Col. 806-807; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 347; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 323-325. О. Н. А. Славянская традиция почитания Славянская традиция почитания Н. представлена пространным Мученичеством, а также краткими Житиями в составе обычного Пролога и стишного Пролога под 21 янв. Пространное Мученичество переведено с греческого (BHG, N 1325) в составе годового комплекта Четьих-Миней весьма рано, возможно в X в., в Болгарии; сохранилось в восточнослав. списках, древнейший - РГБ. Вол. 593. Л. 393-400, посл. четв. XV в. (то же в ВМЧ под 21 янв., см.: Иосиф (архим). Оглавление ВМЧ. Стб. 408). В 1-й части Мученичества повествуется о добром нраве святого и чудесах, творимых им в раннем детстве, в частности об изведении воды из камня в городской стене с целью напоить школьных товарищей, о воскрешении матери, павшей замертво при звуке голоса явившейся белой голубицы, о том, как он подвизался на горе Олимп. Вторая часть Мученичества посвящена подвигу Н. Когда ему было 15 лет, во время гонений на христиан при Диоклетиане и правителе Декии, святого били воловьими жилами, бросили в горящую печь на месте, называемом «обучение Ираклий» (гимнасий Геракла), натравили на него медведя, медведицу и льва, затем некий «венатор» (venator - цирковой борец с животными) заколол его.

http://pravenc.ru/text/2564970.html

Самое сочетание слов в выражении (ς σλπιγγος λαλοσης, вместо λαλοσηv) – как бы трубы говорящей – подобное 1:15, есть, по замечанию толкователей 240 , одна из особенностей апокалиптического стиля, объясняемая отчасти его гебраическим оттенком, а отчасти величественным и быстрым течением мыслей тайнозрителя. Во всяком случае здесь выражается не та мысль, что св. Иоанн слышал трубу (говорящую, издающую звуки), но та, что звук голоса по своей силе был подобен звуку трубы (это, кроме ς, поставленного перед σλπιγγος, доказывается и относящимся сюда же глагольным причастием муж. рода λγων 241 , которое заставляет подразумевать человеческий членораздельный голос Иисуса Христа, как говорящего лица). Голос повелевает Иоанну взойти сюда (δε). Сравнивая это выражение с 11:12 (νβητε δε, а вместе с тем, имея в виду, во-1-х, открытие двери на небе как бы для входа и, во-2-х, созерцание небесного престола и Сидящего на нем (4:2,3 и т.д.), необходимо отвергнуть то мнение 242 , по которому здесь под восхождением разумеется восхождение св. Иоанна на более высокий пункт возвышенностей о. Патмоса, и принять другое, по которому Иоанн действительно был восхищен духовно на небо 243 . Выражение же: и тотчас я был в духе (ст. 2; εθως γενμην ν πνεματι) поясняет предыдущее, давая понять, что здесь было не телесное восхождение, но духовное, высшее состояние экстаза: Иоанн своим духом, по воле Божией, проник во святилище Бож. Тайн 244 . То, что прежде всего увидел тайнозритель, был престол – трон ( Ис. 6:1 ; Иез. 1:26 ; Дан. 7:9 ), стоящий (κειτο; ср. Ин. 2:6; 19:29 ) на небе. Но он не описывает самого трона, а обращает свой взор на Сидящего (καθμενος) на нем. Этот Сидящий не называется по имени; потому, что св. Иоанн «следует здесь еврейским талмудистам, которые избегали всякого произнесения имени Божия» 245 , а потому, что хочет указать на первую Ипостась Св. Троицы, Бога Отца, в Его отличии от Иисуса Христа (5:6) и от Св. Духа (4:5). Предполагая неописуемость и непостижимость Божества, св. Иоанн изображает Сидящего по виду подобным камню яспису и сардису. Сочетание цветов двух драгоценных камней, зеленого (ясписа) и желтовато-огненного (сардоника) 246 имеет в виду лишь общее «впечатление приятности, располагающее к спокойному созерцанию» 247 . Такое значение имела и следующая черта в описании: и радуга вокруг престола видом подобная смарагду (ρις μοα ρσει σμαραγδν). Здесь разумеется не дождевая 248 радуга, так как состоит не из семи цветов, но из одного – смарагдовая 249 ; она была «круговым преломлением лучей блеска ясписа и сардоника и имела зеленоватый цвет (смарагдовый)» 250 . Таким образом, видение Бож. Престола и Сидящего было совершенно отлично от видений Дан. 7:9 , Иез. 1:26–27 и Ис. 6:1 и должно было выразить для Иоанна отличие отношения Бога к миру в Ветхом и Новом заветах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Таких же состояний достигали и другие апостолы 264 и пророки, как, например, пророк Исаия, который «видел Господа, на престоле высоком превознесенного и окруженного серафимами. Первомученик Стефан видел отверстые небеса и Господа Иисуса одесную Отца» 265 . 5.2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы Низшие степени молитвы характеризовались участием чисто внешних приемов, каковы соответствующие телодвижения, поклоны и т. п. Высший же род молитвы, напротив, отличается необязательностью их наличия и часто проявляется без них, становясь молитвою не внешнею, но исключительно внутреннею. Высшая молитва, по словам святого Кассиана Римлянина, проявляется не звуком голоса, не движением тела, но умом, собравшим чувства, изливается неудержимо и неизреченно прямо к Господу 266 . Поэтому преподобный Нил Синайский учит: «Молись, не ограничивайся одними внешними телодвижениями и положениями, но возводи ум свой в чувство духовной молитвы с великим страхом» 267 . Блаженный Диадох советует: для того чтобы душа молящегося была способна воспринять воздействие Святого Духа, надо читать молитвы негромким голосом, даже «удерживать голос» 268 , так как при этом «память, пребывая теплою (т. е. нерассеянною), настраивает сердце производить слезотворные и в себя углубляющие помышления» 269 . Как исключение из этого правила он разрешает немного громче совершать песнопения, «когда бываем подавляемы большою печалью» 270 , чтобы этим самым заглушить скорбные вопли души и псаломской мелодией развеять тяжелое облако печали. Из сказанного видно, что высшая молитва есть молитва внутренняя и, как называют ее святые авторы, – духовная, ибо в ней дух человеческий благодатию Божиею удостаивается духовных даров, из которых первый – созерцание Бога. 5.3. Три вида духовной молитвы Рассматривая подробнее учение святых подвижников о высшей, созерцательной, молитве, следует отметить, что они различают в ней три вида. Первый вид высшей молитвы достигается человеком путем совершенствования его обыкновенной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

• 4й Ангел — затмилась 3я часть солнца, луны, звезд • 5й Ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладезь бездны; и вышла саранча; и дано ей мучить 5 месяцев только одних людей, которые не имеют печати Божией на челах своих. Царём своим она имела ангела бездны Аваддона. • 6й Ангел — освобождены 4 Ангела, приготовленные для того, чтобы умертвить 3ю часть людей. Явление конного войска. Выжившие люди так и не раскаялись. Явление с неба Ангела с радугой над головой, держащего раскрытую книгу. Голос с неба Иоанну не записывать того, что проговорили 7 громов. Повеление Иоанну съесть эту книгу, горькую во чреве, но сладкую в устах. Иоанну дана трость для измерения храма Божьего, жертвенника и поклоняющихся в нём. Два человека Божьих пророчествуют 1260 дней, после чего выходит зверь и убивает их. Через 3,5 дня Бог их воскрешает и возносит на небо. • 7й Ангел вострубил — голоса на небе восклицают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его. Отверзся храм Божий с ковчегом завета на небе. Явление жены, облечённой в солнце, мучающейся в родах. Красный дракон, увлекший с неба третью часть звёзд ожидает пожрать её младенца. Новорожденный младенец был восхищен к Богу. Жена убегает в пустыню на 1260 дней, где для неё было приготовлено место от Бога. Война на небесах между Михаилом и Ангелами его, и драконом и ангелами его. Дракон (сатана или дьявол) низвержен на землю, он пытается преследовать жену, родившую младенца и вступает в брань с сохраняющими заповеди Божии. Из моря выходит зверь с семью главами, которому дракон дал силу свою и престол свой. И дана ему власть действовать 42 месяца. Появление из земли зверя с агнчьими рогами, заставляющего людей поклоняться первому зверю и творящего великие знамения. Он сделает необходимым людям иметь начертание (или имя зверя, или число имени его – 666) на правую руку или на чело для того, чтобы покупать или продавать. Явление Агнца на горе Сион с 144 000 искупленных. Последовательное явление 3х Ангелов: • Благовествовавшего вечное Евангелие

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-skhema-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010