Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

Не спрашивай, как это Бог разобьет сильную армию наших супостатов, – для Бога это легче, чем для тебя вдохнуть и выдохнуть воздух. Прочитай, как Бог одним стуком колес и ржанием коней [в серб, букв.: одним видением. – Ред.] устрашил сирийское войско, так что разбежалось оно и Израиль был спасен ( 4Цар. 7:6 ). Прочитай и о том, как Иерусалим был избавлен от сильной вавилонской армии – без каких-либо усилий [со стороны] царя Езекии, кроме его плача пред Богом и молитвы ( 4Цар. 19:35 ). Причем такие чудеса Господь творил не только в древние времена – совершает Он их в любое время, когда верующие Ему молятся. Так, в 1395 году монгольский хан Тамерлан с несметными полчищами подходил к Москве. Русские люди перенесли чудотворный образ Пресвятой Богородицы из Владимира в Москву, и весь народ со слезами стал молиться Пресвятой Пречистой [Деве об избавлении от врага]. Внезапно, без какой-либо видимой причины, монгольские орды начали спешно отступать и обратились в бегство. Что же произошло? Тамерлану во сне было видение: предстали ему бесчисленные сонмы небесных Ангелов и святых, среди которых была Пресвятая Богородица как Царица. Она строго пригрозила Тамерлану, повелевая немедленно отойти от Русской земли, а святители прогоняли его своими жезлами. Ужаснувшись такому сновидению, Тамерлан на рассвете приказал начать спешное отступление. Созерцание Да созерцаю Давидово великодушие (1 Цар. гл. 26), а именно: 1) как Давид ночью вошел в шатер Саула и, пока Саул спал, взял у него копье и сосуд с водою; 2) как военачальник Давида хотел пронзить Саула копьем, но Давид ему запретил; 3) как Давид оставлял отмщение Богу. Проповедь о Христовых страданиях, как предвидел их Исаия Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. Ис.50:6 Это – пророчество, братья; а теперь послушайте точное исполнение сего пророчества; Тогда [Пилат] Иисуса, бив, предал на распятие ( Мф. 27:26 ). Не то [же] ли это самое, что предсказал пророк; Я предал хребет Мой биющим ? Слушайте дальше: Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке ( Ин. 18:22 ); и еще: Люди...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Патриархи ветхозаветные называли себя странниками или пришельцами на земле, тем самым как бы указывая на то, что существование человека не исчерпывается пределами земной жизни. Наконец, в Ветхом Завете, в том числе и у Моисея, Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, причем называется уже после того, как все эти патриархи умерли. Слова Спасителя (Мф. 22, 32) - " Бог не есть Бог мертвых, но живых " — означают, что патриархи не исчезли бесследно и у Бога они продолжают существовать. Наиболее явным образом вера в бессмертие души выражена у Моисея в Быт. 37, 35. Это слова патриарха Иакова после того, как он узнает о смерти Иосифа: " с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю " . У последующих ветхозаветных авторов вера в бессмертие, в сохранение бытия человеческой души по смерти, несомненна. В 1 Цар. 28 Саул вызывает дух пророка Самуила; в Притч. 21, 16: " Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов " . Можно привести другие места, например, Ис. 38, 17 или Пс. 88 48-49. В некоторых словах Ветхого Завета можно уловить намеки на неодинаковость посмертного воздаяния, например, Пс. 48,11-16. 3.2.7.5. Свобода Формальная (психологическая) свобода — это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, избирать тот или другой путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности. На этой способности человека основаны многие заповеди Свщ. Писания. Втор. 30, 15: " Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло " . И дальше говорится о необходимости делать выбор между этими предложенными началами. В Ис. 1, 19-20: " Если захотите и послушаете, то будете вкушать благо земли. Если отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " . Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду. Сама по себе формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот, она свидетельствует о некотором несовершенстве, поскольку Бог не имеет воли гномической, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Так, одни говорили, что она бестелесна; другие — что она есть тело и вместе с телом разрушается. Равным образом о небе те говорили, что оно одушевлено и есть Бог, а рыбари и научили, и убедили, что оно есть творение и произведение Божие. Впрочем, в том нет ничего удивительного, что язычники руководились умствованиями, но вот что достойно слез — что люди, представляющие себя верующими, и они оказываются душевными. Оттого-то и они впали в заблуждения. Так, одни из них говорили, что знают Бога так, как Он знает Сам Себя, чего не смел сказать даже никто из язычников. Другие говорили, что Бог не может рождать бесстрастно, и не предоставляли Ему никакого преимущества пред людьми. Иные же утверждают, что ни хорошая жизнь, ни доброе поведение не приносят никакой пользы.… А что    правая вера при порочной жизни не приносит никакой пользы, это показывают и Христос, и Павел, которые преимущественно заботились о доброй жизни. Так, Христос учит: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7:21); и далее: многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:22- 23). В самом деле, люди невнимательные к себе самим легко впадают в пороки, хотя имеют правую веру (8). не будем испытывать Бога относительно причины событий, но без исследования и излишней пытливости станем принимать все, что бы Он ни повелел, хотя бы Его повеление и казалось несообразным с точки зрения человеческих размышлений. Скажи мне, в самом деле, что может представляться более несообразным, как то, чтобы сам отец умертвил единственного и возлюбленного своего сына? Однако же, праведник, получив такое приказание, не стал рассуж-    дать об этом, а принял повеление только по достоинству приказавшего и повиновался. Но другой, получив от Бога повеление бить пророка и считая его несообразным, задумался над этим делом, а не просто послушался, и за это был наказан смертно, а бивший угодил Богу (см. 3 Цар. 20:35). И Саул, против воли Божьей спасший жизнь людям, был низложен с престола и подвергся жестокому наказанию. Можно найти и многие другие примеры, которые все научают нас никогда не изведывать причины повелений Божиих, а только не противиться и повиноваться им. Если же опасно любопытствовать относительно того, что Бог повелел, и если испытующих ожидает крайнее наказание, то какое оправдание некогда будут иметь те, которые судят о предметах более непостижимых и страшных, например: каким образом Отец родил Сына? Какова Его сущность? Итак, зная это, со всем благоволением примем матерь всех благ — веру, чтобы нам, как плывущим в спокойной гавани, соблюсти правильное учение (11). видя небеса отверстые, Христа грядущего на облаках и

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХАВ [Евр.  ,  ; - брат отца; греч. Αχααβ], царь Израиля (ок. 874-853 до Р. Х.), сын и наследник Амврия , один из образов богоотступничества в ВЗ (3 Цар 16. 30). Наделенный мн. достоинствами (мужеством - 3 Цар 22. 35, великодушием - 3 Цар 20. 31-34, готовностью отстаивать права своего народа - 3 Цар 20. 7-8), А. следовал религ. политике своего отца (на что указывает значение его имени). По-видимому, он принадлежал к тем израильтянам, к-рые поклонялись Яхве наряду с языческими богами исключительно ради удовлетворения своих земных интересов и потребностей. Несмотря на наличие описаний эпического характера, рисующих его с положительной стороны (напр., 3 Цар 20. 3-11), А. подвергается строгому осуждению в Свящ. Писании за идолопоклонство. Даже такой превосходный по ближневост. меркам правитель, как А., остается отрицательной фигурой с т. зр. библейского откровения. А. находился под сильным влиянием Иезавели, дочери Тирского и Сидонского царя Итобаала (библ. Ефваала), взятой им в жены ради союза с Финикией , и стремился обеспечить себе и своему царству покровительство языческих богов (3 Цар 18. 18). Хотя Яхве и оставался главным Богом Израиля, непосредственным покровителем царя и его дома стал финикийский Ваал . Ему А. построил храм в Самарии , что превзошло прежние нечестивые деяния израильских царей (3 Цар 16. 32-33), вызвав резкое недовольство пророков Божиих. Конфликт достиг своего апогея в год засухи, предсказанной прор. Илией (3 Цар 17-19) и известной по финикийским летописям. В центре рассказа об А. лежит его противостояние пророкам Божиим, прежде всего Илии, и преступное присвоение наследственного надела израильтянина Навуфея, безвинно казненного по ложному обвинению в богохульстве и гос. измене для того, чтобы А. мог завладеть его землей (3 Цар 21). Непосредственную ответственность за злодеяния, творимые именем А., несет Иезавель. Узнав о происшедшем, А. был весьма огорчен и смирился перед пророком Божиим (3 Цар 18. 16-20; 21. 16, 27), но не нашел в себе сил не только покарать Иезавель, но и отказаться от доставшегося ему преступным путем виноградника Навуфея (3 Цар 15. 20). Даже устрашенный прор. Илией, он не отступил от идолопоклонства.

http://pravenc.ru/text/77156.html

Арамейское царство Д. В X-VIII вв. до Р. Х. Д. был столицей одного из гос-в арамеев - Дамасского царства (Арам-Дамаск; евр.     - 1 Пар 18. 5-6; ср.: Ис 7. 8). Первое упоминание о царстве Д. в письменных источниках встречается в рассказе о войне царя Давида с арам. сувским царством (Арам-Цоба) (2 Цар 8; 1 Пар 18), ставшим доминирующей силой в Юж. Сирии в первые годы правления царя Давида. Он одержал победу над Сувским царем Адраазаром в 2 сражениях (2 Цар 8. 3-8; 10. 15-19). Согласно сообщению 2 Цар 8, после сражения с Адраазаром Давид разбил армию арамеев из Д. и включил город в свое царство. Д. оставался под властью израильтян до времени правления царя Соломона, когда Разон, сын Елиады, бывш. слуга Адраазара, собрав армию мятежников, захватил Д. и провозгласил себя царем (3 Цар 11. 23-25). Разон вскоре стал противником Израиля в союзе с идумеями (3 Цар 11. 25). Соломон не смог вернуть контроль над Д., вокруг которого объединялись др. арам. гос-ва. Влияние Д. усилилось при преемнике Разона Тавримоне. В IX-VII вв. до Р. Х. арам. царство Д. было главным противником Северного царства. Под предводительством Венадада (Бен-Хадад) (ок. 900 г. до Р. Х.) Д. напал на Израиль после заключения союза с иудейским царем Асой и разграбил большую часть его сев. территории (3 Цар 15. 16-22=2 Пар. 16. 1-6). Израильский царь Ахав сумел разгромить войска Венадада при Афеке (3 Цар 20. 26 сл.), но его самого в связи с пророчеством оставил в живых, заключив с ним договор (3 Цар 20. 35-42). Коалиция гос-в, созданная по этому договору, была направлена против Ассирии. Согласно анналам ассир. царя Салманасара III, в битве при Каркаре (ок. 853 г. до Р. Х.) Ассирии противостояла военная коалиция 12 гос-в, к-рую возглавлял царь Д. Ададидри. Одним из участников этой битвы был израильский царь Ахав (ANET. 278-279). Мн. исследователи отождествляли Венадада I с Ададидри, полагая, что битва при Каркаре произошла в период между сражениями, описанными в 3 Цар 20 и 22. По мнению др. ученых, повествование о войнах арамеев с Израилем первоначально не содержало имени израильского царя и было ошибочно отнесено к эпохе правления царя Ахава (см.: Pitard. Damascus. P. 6). Возможно, в нем имелись в виду сражения в нач. VIII в. между израильским царем Иоасом (или Иохазом) и Венададом III, сыном арам. царя Азаила (ср.: 4 Цар 13. 14-19, 24-25).

http://pravenc.ru/text/168694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ [евр.  ,   греч. Ιωακεμ], 18-й царь Иудеи (609/8-598/7 гг. до Р. Х.), сын царя Иосии (1 Пар 3. 15). Египетский фараон Нехо II поставил И. царем над Иудеей, низложив его старшего брата царя Иоахаза . И. наследовал трон в возрасте 25 лет. При рождении И. был назван Елиаким (  ), а при поставлении на престол фараон дал ему тронное имя - Иоаким (4 Цар 23. 34; 2 Пар 36. 4). Фараон наложил на Иудею тяжелую дань (4 Цар 23. 33), к-рая была собрана с помощью введения новых налогов (4 Цар 23. 35). Первые 3 года правления И. Иудея оставалась вассалом Египта, контролировавшего территорию Сирии и Палестины. В 605 г. в битве при Кархемише вавилонская армия под предводительством Навуходоносора II (605-562 гг. до Р. Х.) нанесла сокрушительное поражение войскам фараона, после чего вавилонский царь провел успешные военные кампании в Сирии и Палестине (4 Цар 24. 7; Иер 46. 2). В 604 г. вавилонская армия завладела г. Аскалоном на побережье Средиземного м. Предупреждая о грозящей опасности, прор. Иеремия призвал весь народ в Иерусалиме соблюдать пост (Иер 36. 9). Навуходоносор вторгся в Иерусалим, забрал часть сокровищ Иерусалимского храма и увел в качестве заложников представителей царского рода, в т. ч. прор. Даниила с друзьями (Дан 1. 1-6). Став вассалом Навуходоносора, И. платил ему дань последующие 3 года (4 Цар 24. 1). Ок. 601 г. Навуходоносор перебросил основные вооруженные силы из Сирии и Палестины к границе с Египтом, где в результате продолжительного сражения потерпел поражение и вынужден был вернуться в Вавилонию (Assyrian and Babylonian Chronicles/Ed. A. K. Grayson. Locust Valley, 1975. P. 101. (Texts from Cuneiform Sources; 5)). Воспользовавшись этой ситуацией, И. освободился от зависимости от Вавилонии и прекратил платить дань (4 Цар 24. 1). Согласно Вавилонской хронике (Ibid. P. 102), Навуходоносор вновь вторгся в Иудею и после недолгой осады в марте 597 г. взял Иерусалим (4 Цар 24. 10-14). И., вероятно, умер во время осады, а новый царь Иудеи Иехония был взят в плен (4 Цар 24. 12, 15). Существуют различные предания о смерти И. В Книгах Царств говорится о том, что И. умер естественной смертью и «почил… с отцами своими» (4 Цар 24. 6); в Лукиановской рецензии этого стиха LXX добавляется, что он «был похоронен с его отцами в саду Уззы» (на месте захоронения царей Манассии и Аммона - 4 Цар 21. 18, 26). Возможно, это произошло, когда И. был заключен Навуходоносором в оковы, «чтоб отвести его в Вавилон» (2 Пар 36. 6; 2 Езд 1. 40). Согласно Иосифу Флавию, И. был убит в Иерусалиме по приказу Навуходоносора, а его тело было выкинуто за городские стены ( Ios. Flav. Antiq. X 6. 3). Это сообщение отражает пророчества из Книги прор. Иеремии о том, что труп И. «будет брошен на зной дневной и на холод ночной» (Иер 36. 30) и что он будет погребен «ослиным погребением» за воротами Иерусалима (Иер 22. 19).

http://pravenc.ru/text/468867.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕНИР [евр.  ,   - отец света; отец есть свет], сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула (1 Цар 14. 50). Как высший чиновник А. имел право сидеть рядом с царем и его сыновьями. Участвовал в битве с филистимлянами в Сокхофе (1 Цар 17. 55). Командовал войском Саула во время преследования им Давида и подвергся упрекам последнего, когда дал ему возможность безнаказанно войти ночью в шатер царя Саула (1 Цар 26. 14-16). После гибели Саула А. возвел на престол оставшегося в живых царского сына Иевосфея в Маханаиме, новой столице царства (2 Цар 2. 8-10). Под властью царя Давида осталось только Иудино колено со столицей в Хевроне (2 Цар 2. 1). С целью преодолеть разделение царства Саула и решить вопрос о правах на него в Гаваоне произошло сражение между 12 воинами из войска Иевосфея, к-рым командовал А., и из войска Давида, находившегося под командованием Иоава . Сражение избранных не решило вопроса, тогда развернулась ожесточенная битва между войсками, в к-рой А. был побежден. Тогда же он убил преследовавшего его племянника Давидова Асаила (2 Цар 2. 12-23). Вскоре Иевосфей обвинил А. в притязаниях на царство, т. к. узнал о его связи с Рицпой, одной из наложниц Саула. Разгневавшись на царя, А. послал вестников к Давиду с предложением заключить с ним мир, обещая объединить весь Израиль под властью Давида (2 Цар 3. 7-21). Царь Давид принял его предложение, но Иоав, брат Асаила, не доверял А. Желая отомстить за смерть брата, он тайком от Давида умертвил А. (2 Цар 3. 22-27). Когда Давид узнал об этом, он проклял потомков Иоава. «Когда погребали Авенира в Хевроне, то царь громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ» (2 Цар 3. 28-39). Лит.: Богородский Я. А. Еврейские цари. Каз., 1884; Van der Kam J. C. Davidic complicity in the deaths of Abner and Eshbaal//JBL. 1980. Vol. 99. P. 521-539; Cryer F. H. David " s rise to power and the death of Abner//VT. 1985. Vol. 35. P. 385-394. Г. В. Рудницкий Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/62696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАФАМ [Иофам; евр.  ,   - Господь совершенен; греч. Ιωαθμ], 11-й иудейский царь (ок. 740-731 гг. до Р. Х.), сын царя Озии от Яруши, которая происходила из священнического рода (4 Цар 15. 32-33; 2 Пар 27. 1). Др. вариант дат его правления: 742-735 гг. до Р. Х. ( Albright. 1945. P. 21; Bright. 1960). После того как царь Озия был поражен проказой, И. фактически стал во главе гос-ва (4 Цар 15. 5). Иногда в научной лит-ре в даты правления И. включаются годы, когда он был соправителем отца. Согласно 4-й Книге Царств, И. взошел на трон в возрасте 25 лет и правил в течение 16 лет (4 Цар 15. 33), однако в 4 Цар 15. 30 упомянуто, что израильский царь «Осия… воцарился… в двадцатый год Иоафама», и это указывает на нахождение И. у власти не менее 20 лет. Данное утверждение обычно признается ошибочным ( Cogan M., Tadmor H. II Kings. N. Y., 1988. P. 181), тем более что оно отсутствует в Лукиановской рецензии LXX и противоречит свидетельству 4 Цар 17. 1. В 4 Цар 15. 32 воцарение И. сопоставлено со 2-м годом правления израильского царя Факея, а в 1 Пар 5. 17 его правление соотнесено с правлением Иеровоама II . Очевидно, в этих свидетельствах перепутаны даты начала регентства И. и его вступления на царство ( Kuntz. 1992. P. 1021). Правление И., продолжившего дело отца, можно охарактеризовать как период благосостояния и независимости Иудеи. И. удалось вернуть идумейский г. Елаф (см. ст. Эйлат ) в Эдоме, ставший морским портом Иудеи (4 Цар 14. 22). Влияние Иудеи времен И. на Эдом подтверждается находкой перстня-печати с надписью:   («Принадлежащего Иоафаму»). Перстень был обнаружен при раскопках амер. археологом Н. Глюком в Телль-эль-Хелейфе (между Эйлатом и Акабой) ( Glueck N. Rivers in the Desert: A History of the Negev. N. Y., 1959. P. 167-168). И. удалось покорить аммонитян и собрать с них дань за 3 года (2 Пар 27. 5). При И. были построены защитные сооружения, что способствовало усилению безопасности страны. Он укрепил «стену Офел» (к-рая, вероятно, находилась на юго-вост. склоне храмовой горы) в Иерусалиме (2 Пар 27. 3) и провел ремонтные работы в храмовом комплексе (4 Цар 15. 35). Согласно Иосифу Флавию, И. восстановил портики и преддверия храма, велел починить обрушившиеся части стен и возвести неприступные башни ( Ios. Flav. Antiq. IX 11. 2). Он также построил новые города, дворцы и башни в лесных регионах Иудеи (2 Пар 27. 4). В конце его правления израильский царь Факей и царь Дамаска Рецин образовали антиассир. коалицию, в к-рую, очевидно, пытались вовлечь И. с целью нейтрализовать потенциального противника (4 Цар 15. 37).

http://pravenc.ru/text/578134.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСАФАТ [евр.  ,   - Господь рассудил; греч. Ιωσαφτ] (ок. 873/2 - 849/8 гг. до Р. Х.), 4-й иудейский царь, сын царя Асы от Азувы, дочери Салаила (3 Цар 22. 42; 2 Пар 20. 31). В 35 лет И. стал соправителем отца, с 870/69 г., по смерти отца, правил единолично; в 855/4 г. И. назначил соправителем своего сына Иорама (3 Цар 15. 24; 22. 2-51; 4 Цар 3. 12, 18; 2 Пар 17. 1 - 21. 3). Возвращение царя Иосафата в Иерусалим после победы над моавитянами и аммонитянами. Миниатюра из кн. Иосифа Флавия «Иудейские древности». Мастер Ж. Фуке. Ок. 1470–1475 гг. (Paris. 247. Fol. 194) Возвращение царя Иосафата в Иерусалим после победы над моавитянами и аммонитянами. Миниатюра из кн. Иосифа Флавия «Иудейские древности». Мастер Ж. Фуке. Ок. 1470–1475 гг. (Paris. 247. Fol. 194) Во внешней политике И. отошел от линии предшественников и смирился с тем, что сев. колена отъединились от Иерусалима после смерти царя Соломона и «заключил мир с царем Израильским» (3 Цар 22. 44). Он женил сына и наследника Иорама на Гофолии, дочери (или сестре; см.: 4 Цар 8. 26) израильского царя Ахава . Вместе с союзником Ахавом И. выступил против войска арамеев у Рамофа в Галааде (ок. 853); в этом сражении иудейский царь подвергся смертельной опасности, израильский был убит. Ок. 852 г. И. вместе с сыном и преемником погибшего израильского царя Охозией безуспешно пытался организовать морскую экспедицию из Ецион-Гавера в Эйлатском (Акабском) зал. (2 Пар 20. 35-37; ср.: 3 Цар 22. 48-49). Ок. 850 г. И. и подчиненные ему эдомитяне поддержали др. сына Ахава - царя Иорама, который пытался восстановить власть над мятежным Моавом, отложившимся от Израиля после смерти царя Ахава; несмотря на первоначальный успех, эта кампания провалилась. При И. Иудея подчинила себе Эдом (3 Цар 22. 47; ср.: 4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10) и, согласно 2 Пар 17. 2; 19. 4, стала контролировать часть территории земель Ефрема; филистимляне и аравитяне присылали иудейскому царю дары (2 Пар 17. 11). Потерпела поражение и коалиция моавитян, аммонитян и обитателей Сеирского нагорья, нападавшая на Иудею (2 Пар 20. 1-29), благодаря тому что И. заранее возвел крепости, сделал в городах запасы и укрепил вооруженные силы (2 Пар 17. 2, 12-19). Израильский археолог Й. Ахарони фиксирует во время правления И. (или его отца Асы) строительную активность в Мицпе и Вирсавии , а также появление новых крепостей в Араде и Ецион-Гавере ( Aharoni. 1982).

http://pravenc.ru/text/578386.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010