6:6). А Иосиф говорит, что и сам храм был двухкровный и вся высота его была в сто двадцать локтей. То же показывает и книга Паралипоменон. Вопрос 24. Как должно разуметь сказанное: «млат, и теслица, и всякое орудие железно не слышася в храме, егда созидатися ему» (3 Цар. 6:7 )?    Сказал я уже, что храм построил Соломон из камней самородных, а тесаные камни, из которых устроил ограду храма, повелел обсечь и приладить один к другому в горе, чтобы не требовали уже никакой обделки. Но и здесь писатель дал разуметь, что храм был неоднокровный, ибо говорит, что был извиенный восход до средины, а от средины до трекровных (3 Цар. 6:8). Стена, будучи весьма толста, имела улиткообразный всход, который и назван извиенным. Соломон все в храме покрыл кедровыми досками (3 Цар. 6:9), а доски еще позолотил. Связи писатель назвал вязаниями и говорит, что были они приготовлены из кедра и положены чрез пять локтей камня (3 Цар. 6:10). Ими-то связывалось все здание. А что храм был в шестьдесят локтей, удобно дознаем сие из следующего. Сказав уже, что длина была в сорок локтей, писатель после сего присовокупил еще: «и созда двадесяти лакот от края стены бок един от земли даже до верха; и сотвори от Давира стену до Святая Святых. И четыредесяти лакот бяше храм сей, который пред лицем Давира, посреде храма внутрь, уготова поставити тамо кивот завета Господня. Двадесяти лакот долгота, и двадесяти лакот широта, и двадесяти лакот высота его, и объят его златом облечен» (3 Цар. 6:16—20). Посему в сорок локтей было так называемое Святая, а в двадцать — Святая Святых, сие же именовалось и Давиром. Это всякий яснее может увидеть из последующего. Сказано: «и сотвори олтарь пред лицем Давира» (3 Цар. 6:20). Ибо алтарь кадильный был пред завесою и имел по одну сторону трапезу, а по другую — светильник. Потом писатель опять извещает нас, что Давиром называет Святая Святых, ибо говорит: «и сотвори в Давире два херувима» (3 Цар. 6:23). А каждый из них был десяти локтей, так что у каждого одно из крил доходило до стены, концы же других взаимно касались и осеняли кивот.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

11:6). «И разгневася Господь на Соломона, яко уклони сердце свое от Господа Бога Израилева, явльшагося ему дважды и заповедавшаго ему о словеси сем, веема не ходити ему вслед богов инех, но хранити и творити, яже заповеда ему Господь» (3 Цар. 11:9—10). «Не бе сердце его совершенно с Господем, якоже сердце Давида отца его» (3 Цар. 11:4). К усилению обвинения упомянуто о бывшем дважды Божественном откровении. Сказано: не чрез другого пророка указал ему Бог, что должно делать, но Сам паче всего воспретил ему служение богам лжеименным, а потом повелел хранить и другие законы. Поелику же Соломон по невоздержанию уклонился в нечестие и похотливость довела его до служения идолам, то Бог лишил Соломона Своего о нем попечения. Ибо сказал: «раздеру царство из руку твоею и дам е рабу твоему (3 Цар. 11:11). Потом показывает безмерную благость: «обаче во дни твоя не сотворю сих Давида ради отца твоего; от руки же сына твоего отыму е» (3 Цар. 11:12). Тебе помощник отец, а сын твой лишен отеческой помощи. «Токмо всего царства не возьму, скипетр един дам сыну твоему Давида ради раба Моего и Иерусалима ради града, егоже избрах» (3 Цар. 11:13), — т. е. присовокуплю Вениамина к колену Иудину. И весьма справедливо Бог соединил два сии колена. Как колено Иудино имело в себе царский род, так Вениаминово — храм Божий, потому что Иерусалим был жребием колена Вениаминова. После писатель говорит о восстающих против Соломона врагах. Пока пользовался он Божиим промышлением, жил в мире и тишине, все были ему покорны и приносили большею частью великую дань. Но как скоро лишен Божия промышления, подвергся неприязненным нападениям. Вопрос 37. Кого писатель называет сатаною (3 Цар.11:14 )?    Отступника, мятежника, противника. А что Бог Давидову царству оставил два колена, явствует сие из последующего. Пророк Ахия силонитянин, раздрав одежду на двенадцать частей, десять велит взять Иеровоаму. Потом разрешает сию загадку: «се, Аз отторгаю царство из руки Соломони, и дам ти хоругвий десять; и две хоругви дам ему, ради раба Моего Давида и Иерусалима ради града, егоже избрах Себе от всех колен Израилевых, занеже остави Мя и поклонися Астарте мерзости сидонстей и Хамосу идолу Моавлю, и Мелхолу претыканию сынов Аммоних» (3 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

Хотя и в государственной иудейской летописи (кн. Пар.) выставляются на вид действия некоторых пророков, но сравнительно не так часто и не столь решительные и важные по своим последствиям. Специальное же развитие силы и деятельности пророческого института в наиболее богатый пророками период царей дают только книги Цар. Только в кн. Цар. тот же пророк Нафан является деятелем возводящим на царство Соломона ( 1Цар. 1, 23 и дал.). Только в кн. Цар. ближайшим другом Соломона называется сын пророка Нафана ( 1Цар. 4, 5 ). Только в кн. Царств пророк Ахия является деятелем возбуждающим Иеровоама „смирить дом Давидов“, т.е. отложиться от Ровоама и стать во главе нового царства десяти северных колен ( 1Цар. 16, 27 – 39 ). Только в кн. Цар. пророк Исаия является деятелем, поддерживающим царя и народ в бедственное время нашествия Сеннахирима, дающим знамения и творящим чудеса (2 Ц. 19 и 20). Только в кн. Цар. выступает целый сонм пророков высказывающих обличения против Манассии ( 2Цар. 21, 10 – 15 ). Только в кн. Цар. царь Иосия свидетельствует свое почтение гробнице „человека Божия” (2 Ц. 23, 17 и дал.) 12 . В этом отношении, т.е. со стороны известий о пророках, их влиянии и руководственной деятельности, книги Царств без всякого сомнения первоначальны, т.е. не требовали для себя каких либо сторонних источников, так как писались самими пророками. Но для полного изображения картины пророческой деятельности во весь период царей книгам Царств нужна была простая историческая канва, краткая, но документальная и оффициально засвидетельствованные известия мазкиров и шотеримов или отчеты о современных государственных деятелях, потому что, не смотря на все высокое призвание пророков, не по их жизни и деятельности народ считал свою национальную историю, а по царствованиям царей, служивших его представителями среди других народов. Эти государственные, актовые известия не первоначальны в книгах Царств, как это показывают положительные основания, выведенные из отношений книг Цар. к книгам Пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Содержание Вопрос 1. Иные догадываются, будто бы Нафан, как не позванный Адониею на пиршество, оскорбился и потому настроил Вирсавию донести царю о происшедшем (3 Цар. 1и далее)    Крайне несмысленно возымели они такое подозрение. Пророк знал Божие определение и потому объявил царю: «не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне в нем» (2 Цар. 7:5). «Се, сын тебе родится, сей будет муж покоя, и упокою его от всех враг его окрест, зане Соломон имя ему, и мир и покой дам ему над Израилем во дни его; той созиждет дом имени Моему» (1 Пар. 22:9—10). Пророк, зная сие и видя, что Адония вопреки Божией воле восхитил царскую власть, чрез Вирсавию напомнил царю Божие определение, а потом, вошедши сам, подтвердил слова ее. Вопрос 2. Что называет писатель Гионом (3 Цар. 1:38 )?    Гионом именуется Нил, потому что он есть одна из четырех рек (Быт. 2:11—14). Сие ясно показал Сам Бог, сказав чрез Иеремию: «и ныне что тебе и пути египетскому, еже пити воду геонскую?» (Иер. 2:18). Но и Силоам именовали также Гионом, называя его так или в насмешку, как поток весьма малый, или потому, что и он, подобно Нилу, выходит из сокрытых подземных истоков. А помазать Соломона получили повеление первосвященник Садок и пророк Нафан; военачальнику предпоставлен пророк и пророку — первосвященник. Посланы же с ними пращники и стрелки; их-то называет писатель херефи и фелефи. Вопрос 3. Почему князи, благословляя нового царя пред отцом, изъявили желание, чтобы он был славнее и знаменитее отца, ибо сказали: «да ублажит Господь имя Соломона сына твоего паче имени твоего, и да возвеличит престол его паче престола твоего» (3 Цар. 1:47 )?    Знали, что никто из имеющих нежную отеческую любовь не завидовал детям и что отцам свойственно желание увидеть детей в большей славе, нежели какую имеют сами. Только Арий и его исчадия страждут сим безумием. Давид же так обрадован был сказанным князьями, что при всей старости, препятствовавшей ему встать, лежа поклонился исполнившему обетования Богу, и сказал: «благословен Господь Бог Израилев, Иже даде днесь от Семене моего седяща на престоле моем, и очи мои видят» (3 Цар. 1:48). Сие славословие принес он Богу, а сыну, преемнику царства, заповедал хранить во всей чистоте благочестие; прежде же всего указал на общий конец. Ибо говорил: «аз отхожду в путь всея земли; ты же крепися, и буди мужем силы, и сохрани завет Бога Израилева, еже ходити пред Ним, хранить путь Его, и повеления Его, и определения Его, и судьбы Его, и заповеди Его, и свидения Его, как написано в законе Моисеове» (3 Цар. 2:2, 3). Не осмеливайся преступить хоть что-либо из написанного. Ибо сие означает словами «определения», «судьбы», «свидения», «заповеди» и «повеления». Показывает же и пользу, отсюда происходящую, а именно что благоуспешно будет все, что ни сделает и на что ни обратит взор свой. Ибо говорит, что если будет сие исполнено тобою, благий наш Господь твердо сохранит данное мне Им обетование: «не искоренится тебе муж с престола Израилева» (3 Цар. 2:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

   Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1:1—28).    В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: «Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1:4—5).    Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3:1—8).    Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17:1—51).    Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18:29—39).    Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17:17—22).    Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1—2, 11).    Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3:8—95).    Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! » (Ис. 6:1—3).    О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).    3 Цар. 17:1—21, 29. 4 Цар. 1:3—2, 15. О рождении пророка Илии см.: Житие святого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 20 июля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Иеровоаму также было обещано долгосрочное правление его потомков. Через Ахию, пророка из Силома, Господь пообещал: «Устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля» (3 Цар. 11:30-39). Но Иеровоам не пошел вслед за Господом, а, установив жертвенники в Дане и Вефиле, стал практиковать синкретический культ. В итоге «путь Иеровоама» стал символом отступничества (см. 3 Цар. 14:16; 15:30, 34; 16:2). За «грех Иеровоама» Господь отринул Израильское царство и переселил его жителей в Ассирию, поскольку ни один из правителей Северного Царства не вернул народ на путь к истинному Богу (см. 4 Цар. 17:7-41). Некоторые исследователи задаются вопросом: а не была ли история падения северных колен тем фоном, на котором подчеркивалась симпатия авторов 3-4 книг Царств к роду Давида? Действительно, по данным книгам, Бог «обещал дать ему [Давиду] светильник в детях его на все времена» (4 Цар. 8:19; ср. Пс. 131:17), но, как показывает история, обожание личности Давида не всегда приравнивалось к уважению к его потомкам. Последняя книга Царств приводит серию примеров далеко не самого благочестивого поведения представителей избранного рода. Так, иудейский царь Иорам «делал неугодное в очах Господних», за что Бог мог истребить даже колено Иуды (4 Цар. 8:19). Гнев Господа на Манассию за распространение идолопоклонничества был настолько велик, что несмотря на преданность заветам Господа его внука Иосии, Бог пообещал отвергнуть даже святой град Иерусалим вместе с его храмом (см. 4 Цар. 23:27). Следовательно, нельзя утверждать, что по 3-й и 4-й книгам Царств «вечное» правление династии Давида над Иудеей было безусловным. Скорее, напротив, в «Соломоновой» версии пересказа завета Господа с Давидом присутствует некое «если» (3 Цар. 2:4), которое устанавливает условия «вечности» царствования семени Давида. Таким образом, внутри 1-2 и 3-4 книг Царств наблюдается несовпадение в рассказах о том, что получил в откровении пророк Нафан и как впоследствии его пророчество передавалось из рода в род.

http://bogoslov.ru/article/6177151

Саул, одержимый стремлением убить Д., пытается осуществить свой план, но его же дети становятся на защиту Д. Дочь Саула и жена Д. предупреждает мужа об опасности, «спустила Мелхола Д. из окна», помогая т. о. ему избежать смерти (1 Цар 19. 11-17). Старший сын Саула Ионафан, к-рый всей душой «прилепился» к Д. и «полюбил его» «как свою душу» (1 Цар 18. 1), неск. раз убеждает отца отказаться от необоснованного преследования, но, не достигнув желаемого, побуждает Д. к бегству (1 Цар 19. 1-7; 20. 1-43). Эта часть повествования оканчивается трогательной сценой прощания Д. и Ионафана, к-рые обещают друг другу быть верными заключенному ими союзу (1 Цар 18. 3; 20. 42). После этих стихов излагается длинная (1 Цар 19 - 2 Цар 1) и полная драматизма история изгнания Д., преследований, предательств, скитаний, сражений, увенчавшаяся в итоге воцарением Д. в Иудее (2 Цар 2. 4) после смерти Саула. Оставив Саула, Д. отправляется в Номву (вблизи Иерусалима - Ис 10. 32), где в то время находился культовый центр. Объявив свящ. Ахимелеху , что он послан с секретным поручением от царя, Д. получает провиант (хлебы предложения, к-рые предназначались в пищу священникам) и меч Голиафа (1 Цар 21. 1-9). Этот эпизод станет причиной гибели 85 номвских священников от руки Доика Идумеянина, одного из слуг Саула (1 Цар 22. 6-23). Из Номвы Д. бежал к Анхусу , царю Гефскому, но и здесь он не чувствует себя в безопасности (1 Цар 21. 10-15). Опасаясь преследования со стороны филистимлян, Д. скрывается в пещере Одолламской к северо-востоку от Гефа. Здесь вокруг Д. собирается небольшой отряд беглых людей. это члены его семьи и «все притесненные и все должники, и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек» (1 Цар 22. 1-2). После того как Д. отвел родителей в безопасное место, в Массифу под покровительство царя Моавитского (1 Цар 22. 3-4) (чему могло способствовать моавитянское происхождение от Руфи), он по совету прор. Гада возвращается в родные места в Иудею (1 Цар 22. 5), где к нему присоединяется Авиафар , единственный спасшийся сын Ахимелеха (1 Цар 22. 20-23). То, что в отряде Д. оказался последний из отпрысков старинного священнического рода, а также то, что Авиафар принес с собой ефод (1 Цар 23. 6), безусловно поднимало авторитет Д. и придавало характер религ. легитимности его действиям.

http://pravenc.ru/text/168470.html

Первая и Вторая книги Царств В еврейской Библии они образуют целостное произведение. Разделение на две книги восходит к греческому переводу, который к тому же соединяет под одним названием книги Самуила и книги Царств (см. примечание к с. 49 — Ред.); в Вульгате эти четыре книги называются книгами Царей. Первым двум книгам Царств соответствуют две еврейские книги Самуила; такое обозначение связано с традицией, приписывающей авторство этих книг пророку Самуилу. Текст относится к числу наихудшим образом сохранившихся из всего корпуса Ветхого Завета. Зачастую греческий перевод Септуагинты выказывает отклонения, так как он восходит к некоему прототипу, крупные фрагменты которого находились в пещерах Кумрана. Следовательно, существовало несколько еврейских версий этих книг. В книгах различают пять частей: 1. О Самуиле (1 Цар 1—7); 2. О Самуиле и Сауле (1 Цар 8—15); 3. О Сауле и Давиде (1 Цар 16 — 2 Цар 1); 4. О Давиде (2 Цар 2—20); 5. Дополнения (2 Цар 21—24). В книге (параллельно или даже включаясь одно в другое) содержатся различные предания о началах эпохи царств. Вот рассказ о ковчеге, о его захвате филистимлянами и о его возвращении (1 Цар 4—6); повествование о ковчеге, в котором Самуил не фигурирует, продолжается во 2 Цар 6. Это предание обрамлено историей детства Самуила (1 Цар 1—3) и рассказом, рисующим Самуила как последнего судью и провозвещающим освобождение от филистимского ига (1 Цар 7). В истории становления царства Самуилу принадлежит существенная роль, см. 1 Цар 8—12, где издавна различают в предании две путеводные нити: с одной стороны, 9; 10:1—16; 11, с другой — 8; 10:17—24; 12. Первую группу текстов определяют как изображение, поддерживающее царей, а вторую — как версию, им враждебную и датирующуюся более поздним временем. Но в действительности обе традиции — древние и выказывают в лучшем случае различие тенденций в повествовании; кроме того, вторая нить повествования вовсе не столь “антимонархична”, как это иногда утверждают; если она и высказывается против царства, то только против такого, в котором попираются права Бога. О войне Саула с филистимлянами рассказывают глл. 13—14 с первой версией отвержения Саула (13:7б—15а); вторая версия этого отвержения — в гл. 15 в связи с войной против амаликитян. Отвержение приуготовляет помазание Самуилом Давида (16:1—13). Сведения о начальной истории Давида и его столкновении с Саулом собраны в двух параллельно излагаемых и очевидно равно древних преданиях (1 Цар 16:14 — 2 Цар 1); здесь повествование зачастую дублируется. История возвышения Давида заканчивается в 2 Цар 2—5: помазание его на царство в Хевроне, война с филистимлянами и взятие Иерусалима образуют основу для того, чтобы царствование Давида простерлось на весь Израиль (2 Цар 5:12). Шестая глава продолжает повествование о ковчеге; пророчество Нафана (7) — древний, но переработанный текст; восьмая глава — редакционное резюме.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Вернувшись в Секелаг, Д. находит, что амаликитяне, воспользовавшись удобным случаем, напали на город, разграбили его и пленили всех жителей. Д. с воинами удается настичь грабителей и, поразив их, вернуть и имущество, и пленников (1 Цар 30). Тем временем в сражении при горе Гелвуй филистимляне побеждают войско израильтян и Саул с 3 сыновьями погибает в бою (1 Цар 31). Получив весть о смерти Саула, Д. слагает траурную песнь, в к-рой воспевает воинскую доблесть и оплакивает Саула и его сына Ионафана (2 Цар 1). После смерти Саула у Д. нет причин оставаться среди филистимлян, он возвращается в Иудею и поселяется в Хевроне - главном городе колена Иудина, древнем культовом центре, где находятся захоронения праотцов (см.: 2 Цар 15. 7-8). Здесь, в Хевроне, «мужи Иудины» помазали Д. на царство над домом Иудиным (2 Цар 2. 4). Как можно заключить из послания, с к-рым Д. обратился к жителям отдаленного района Иависа Галаадского (север Заиорданья), он пытался распространить свою власть также за пределами Иудеи (2 Цар 2. 4-7), но Авенир , сын Нира, военачальник Саула, воцарил «над Галаадом и Ашуром и Изреелем и Ефремом и Вениамином и над всем Израилем» сына Саула Иевосфея, «только дом Иудин остался с Давидом» (2 Цар 2. 9-10). Новой столицей возглавляемого Иевосфеем Северного царства был избран Маханаим (2 Цар 2. 8), расположенный за Иорданом на значительном расстоянии как от филистимлян, так и от отделившейся Иудеи. Противостояние между Иудеей и сев. коленами длилось 7,5 лет (подробно излагается лишь один военный эпизод (2 Цар 2. 12-32), но в 2 Цар 3. 1 сообщается о «продолжительной распре»), «Давид все более и более усиливался, а дом Саулов все более и более ослабевал» (2 Цар 3. 1). Вероятно, с целью упрочить свои позиции Д. заключает союз с Фалмаем, царем Гессурским, и скрепляет его браком с Маахой, дочерью Фалмая (2 Цар 3. 3). Ссора между Авениром и Иевосфеем (2 Цар 2. 7-11) послужила причиной того, что Авенир начал переговоры с Д., помогая ему вернуть жену Мелхолу. Окончательно оставив Иевосфея, Авенир призывает старейшин сев. колен перейти под власть Д. (2 Цар 2. 12-19).

http://pravenc.ru/text/168470.html

Большинство этих пророков известно нам только по беглым упоминаниям, однако некоторые из них обрисованы более отчетливо. Нафан провозвещает Давиду продолжение его рода, на котором почиет благоволение Божие; это — первое звено в цепи становившихся все более ясными пророчеств о Мессии, сыне Давидовом (2 Цар 7:1–17). Однако тот же Нафан сурово упрекает Давида за его грех с Вирсавией; когда же царь кается, он возвещает ему Божественное прощение (2 Цар 12:1–25). В книгах Царств повествование в подробностях раскрывает нам истории Илии и Елисея. В то время, когда религии Ягве грозило проникновение чуждых верований, Илия восстал как защитник истинного Бога и на вершине Кармила одержал блестящую победу над пророками Ваала (3 Цар 18). Его встреча с Богом на Хориве, на той горе, где был заключен Завет, непосредственно сближает его с Моисеем (3 Цар 19). Будучи защитником веры, Илия также стоит на страже нравственности и правового порядка; он возвещает Божию кару Ахаву, убившему Навуфея, дабы завладеть его виноградником (3 Цар 21). Таинственный конец (4 Цар 2:1–18) окружает его образ славой, которая все возрастает в еврейском предании. В противоположность Илие, одинокому пророку, Елисей был в гуще событий своего времени. Он появляется во время войны с моавитянами (4 Цар 3) и сириянами (4 Цар 6–7); он играет роль при воцарении Азаила в Дамаске (там же) и Ииуя в Израиле (4 Цар 9:1–3); знатные люди обращаются к нему как к советнику (Иоас в Израиле, 4 Цар 13:14–19, Венадад в Дамаске, 4 Цар 8:7–8, сириец Нееман, 4 Цар 5). К тому же он связан с группой “учеников пророков”, рассказывающих о нем чудеса (4 Цар 4:1–7, 38–44; 6:1–7). Естественно, лучше всего мы осведомлены о тех из встречающихся в Писании пророков, которые названы по именам. Более подробно о них будет сказано во введениях к отдельным книгам пророков; здесь же достаточно указать на их рядоположность. Первый из них — Амос — несет свое служение в середине VIII столетия до Р. Х., приблизительно 50 лет спустя после смерти Елисея. В таком случае великая эпоха пророков до начала вавилонского пленения длилась едва только два века. Она ознаменовалась появлением таких значительных лиц, как пророки Осия, Исайя или Иеремия; к этому периоду относятся и пророки Михей, Наум, Софрония, Аввакум. Окончание деятельности Иеремии по времени совпадает с началом деяний Иезекииля. С этим пророком в изгнании связано и изменение атмосферы: меньше непосредственности и страстной напряженности; грандиозные, но сложные видения и скрупулезные описания; растущий интерес к последним временам, — признаки, провозвещающие апокалиптическую литературу. Но тогда же прорывается и великое, исходящее от Исайи направление в пророчестве, запечатлившееся в новой величественной форме у ВтороИсайи (Ис 40–55). Ограничены горизонты вернувшихся из плена пророков Аггея и Захарии: их интересы сосредоточены на восстановлении храма. Последовавший за ними пророк Малахия обличает пороки новой общины.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010