Следующие книги Библии, так называемые Книги Царств и Паралипоменон повествуют о событиях монархического периода в жизни еврейского народа. После Самсона судьей был пророк Самуил. При нем израильские колена решили объединиться в одно государство под скипетром царя. Самуил помазал Саула в цари над Израилем. После Саула царствовали сначала Давид, потом его сын Соломон. При сыне Соломона, Равоаме, единое царство разделилось на два: иудейское — на юге, и израильское — на севере Святой Земли. Книги Царств описывают период в пятьсот лет: от рождения Самуила (1100 лет до Р. Х.) до освобождения иудейского царя Иехонии из темницы (в 567 г. до Р. Х.). В еврейской библии книга Царств разделена на две части под названием «Сефер Шемуель» (книга Самуила) и «Сефер Мелахим» (книга Царей). В библии же Семидесяти толковников (греческий перевод), а также в русской библии, книга «Сефер Шемуель» разделена на две части, которые названы 1-я и 2-я книги Царств. Книга же «Сефер Мелахим» тоже разделена на две части, которые названы 3-я и 4-я книги Царств. Согласно преданию, писателем первой части 1-й книги Царств были пророк Самуил (1-25 гл.), авторами конца 1-й (26–31 гл). и всей 2-й книг Царств — пророки Нафан и Гад. 3-я и 4-я книги Царств были написаны несколькими пророками-летописцами. Книги Паралипоменон частично повторяют и дополняют книги Царств. В еврейской библии они составляют одну книгу, которая называется «Дибрегаионим» — «Летопись». Семидесяти толковников назвали эту книгу «Паралипоменон» т. е. «о пропущенном» и разделили на две книги. Главнейшие события, описанные в книгах Царств, следующие. 1-я книга Царств начинает свое повествование рождением Самуила. Благочестивая, но бездетная Анна вымолила себе у Бога сына. Она назвала его Самуилом и по обету посвятила на служение Богу при первосвященнике Илии. Хвалебная песнь Анны по случаю рождения сына (2 гл.) легла в основу некоторых ирмосов, поющихся на всенощных. В жизни пророка Самуила (1–4 гл.) есть много интересного и поучительного, например, о важности воспитания детей (ведь род доброго, но слабовольного первосвященника Илии был отвергнут Богом за беззакония его детей).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

После Саула царствовали сначала Давид, потом его сын Соломон. При сыне Соломона, Равоаме, единое царство разделилось на два: Иудейское на юге, а Израильское на севере Святой Земли. Книги Царств описывают период в пятьсот лет: от рождения Самуила (1100 лет до Р.Х.) до освобождения иудейского царя Иехонии из темницы (в 567 год до Р.Х.). В еврейской Библии Книга Царств разделена на две части под названием Сефер Шемуель (Книга Самуила) и Сефер Мелахим (Книга Царей). В Библии же семидесяти толковников (греческий перевод), а также в русской Библии книга Сефер Шемуель разделена на две части, которые названы Первая и Вторая Книги Царств. Книга же Сефер Мелахим тоже разделена на две части, которые названы Третья и Четвертая Книги Царств. Согласно преданию, писателем первой части Первой Книги Царств были пророк Самуил (1 Цар. 125 гл.), авторами конца Первой (1 Цар. 2631 гл.) и всей Второй Книг Царств пророки Нафан и Гад. Третья и Четвертая Книги Царств были написаны несколькими пророками-летописцами. Книги Паралипоменон частично повторяют и частично дополняют Книги Царств. В еврейской Библии они составляют одну книгу, которая называется Дибрегаионим " Летопись " . Семьдесят толковников назвали эту книгу " Паралипоменон " , т.е. " о пропущенном " и разделили ее на две книги. Первая Книга Царств начинает свое повествование рождением Самуила. Благочестивая, но бездетная Анна вымолила себе у Бога сына. Она назвала его Самуилом и по обету посвятила на служение Богу при первосвященнике Илии. Хвалебная песнь Анны по случаю рождения сына (1 Цар. 2 гл.) легла в основу некоторых ирмосов канонов, поющихся на всенощных бдениях. В жизни пророка Самуила (1 Цар. 14 гл.) есть много интересного и поучительного, например, о важности воспитания детей (ведь род доброго, но слабовольного первосвященника Илии был отвергнут Богом за беззакония его детей). Когда Самуил состарился, он сложил с себя звание судии и помазал в цари Саула из колена Вениаминова (1 Цар. 512 гл.). Далее книга Царств повествует о царствовании Саула.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

Общие сведения о Книгах Царств Наименование их в еврейской и греческой Библиях В еврейской Библии , четыре книги, следующие за книгою Руфь, составляют лишь две книги, или два отдела с двумя различными наименованиями. Первый отдел называется «Книга Самуилова» (по-евр. Sepher Schemuel), поскольку начинается описанием жизни и деяний пророка Самуила. Второй отдел называется – «Цари» (по-евр. Melachim), поскольку повествует о жизни и деяниях царей еврейских. В греческой же Библии , вышеозначенные два отдела, для большего удобства чтения и усвоения оных, раздроблены каждый еще на два, и, таким образом, составляют четыре отдельные книги. Наименование им дано общее «Книги Царств – первая, вторая, третья и четвертая», поскольку все они содержат одну и ту же последовательную историю основания, возрастания и падения царств еврейских. Однако же, счет этих книг православная Греко-Российская церковь удержала еврейский, из уважения к священной древности еврейского канона. Каждые две последующие книги царств она соединяет в одну и считает их так: «Первая и Вторая книги Царств, Третья и Четвертая книги Царств». Сведения о писателях Так как ни в самом Св. Писании, ни в преданиях иудейских, нет ясных и решительных указаний на то, кто написал книги Царств; то, относительно этого вопроса, и возникло немало разноречивых мнений. а) Относительно Первой и Второй книги Царств существует мнение (преимущественно, у иудейских раввинов), что двадцать четыре главы первой книги, объемлющие собою жизнь пророка Самуила, написаны им самим; остальное же – пророками Нафаном и Гадом. Нетвердость и слабость этого мнения видна из многих выражений священного текста, указывающих на писателя позднейшего, чем исчисленные лица. Напр.: ... И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей… 245 Разве мог Самуил так выразиться о себе, находясь еще в живых? Трудно, так же, приписать ему многократные хвалебные замечания о личности Самуиловой 246 . И еще: дал Давиду Алхуз, царь Филистимский, город Секелаг; посему Секелаг и остался за царями Иудейскими, доныне 247 . Это указание на период царей иудейских, и притом, на период уже довольно поздний, не могли сделать ни Нафан, ни Гад пророки, а писатель, живший уже значительно после разделения еврейского царства на два – Иудейское и Израильское. Подобных выражений, указывающих на времена, позднейшие Самуила, Гада и Нафана, рассеяно весьма много, в обеих первых книгах Царств 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Примечание. Вопреки сему, указывают на некоторые места в книгах Царств, которые, по-видимому, не могут относиться ко времени Ездры. Напр., о ковчеге завета писатель выражается так, как о предмете еще существующем в его время 261 ; о разделении царства еврейского на Иудейское и Израильское повествует таким образом, как бы, царства эти еще существовали 262 ; а также, названия месяцев употребляет такие, которых при Ездре уже не существовало 263 . Но эти, и подобные, выражения могут быть объяснены тем, что Ездра внес их в свои книги буквально из тех источников, которыми пользовался. Известно, что такого рода заимствования (буквальные и дословные) – древние составители исторических книг допускают весьма часто. Период времени, обнимаемый содержанием книг Царств Период времени, обнимаемый содержанием книг Царств, простирается до 608 лет, начинаясь временами Самуила пророка и простираясь до времен плена Вавилонского (от 1170 до 562 года до Р. X.). Точнее – этот период определяется следующим образом. Первая книга Царств начинается повествованием о родителях Самуила и обете матери Самуиловой, а кончается смертью Саула и погребением его в Иависе Галаадском. Первое событие полагается около 1170 г. до Р. X., а второе – около 1055 года. Таким образом, получается 115 лет. Вторая книга Царств начинается плачем Давида над Саулом и воцарением его в Хевроне, а кончается моровой язвой, поразившей Иерусалим при этом царе. Первое событие в этом периоде полагается около 1055 г., а второе – около 1017 г. Таким образом, получается 38 лет. Третья книга Царств начинается возмущением Адонии против отца своего Давида и помазанием Соломона на царство, и кончается воцарением Охозии, сына Ахавова в царстве Израильском. Первое событие полагается около 1015 г., а второе – около 896 г. Таким образом, получается 119 лет, да два промежуточных года, – всего 121 г. Четвертая книга Царств начинается болезнью и смертью Охозии, а кончается освобождением Иехонии, пленного царя Иудейского – по повелению Евильмеродаха, царя Вавилонского. Первое событие полагается около 895 г., а второе – около 562 г. до Р. X. Таким образом, получается 333 года, да один год промежуточный, – всего же 334 года. По сложении, получаем: 1153821191333=608 лет. Цель написания книг Царств

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  Историческими книгами Ветхого Завета в Восточной Православной Церкви называются книги, содержащие историю народа Господня и его религиозной жизни в период времени от Иисуса Навина до Симона Маккавея (12 – 2 вв. до Р.Х.). Считая по заглавиям, исторических канонических книг Ветхого Завета двенадцать, а по древнему счислению в каноне – семь: 1 . Иисуса Навина 2 . Судей и Руфь 3 . 1–2 Царств 4 . 3–4 Царств 5 . 1–2 Паралипоменон 6 . 1 Ездры и Неемии 7 . Есфирь Неканонических исторических книг шесть: Вторая Ездры, Товита, Иудифь, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В еврейской Библии неканонических книг нет, а расположение канонических отличается от размещения их в греческой и славяно-русской Библии. Первые исторические книги: Иисуса Навина, Судей, 1–2 Царств, 3–4 Царств в еврейской Библии входят во второй отдел канона – «Пророков»/«Невиим»/и называются «Ранними пророками», а «Поздними пророками» именуются Исаия, Иеремия, Иезекииль и двенадцать малых. Остальные исторические книги нашей Библии: 1–2 Паралипоменон, 1 Ездры и Неемии, Есфирь и Руфь в еврейском каноне входят в третий отдел – «Писания»/«Кетувим»/. Книги Иисуса Навина, Судей, 1–4 Царств, образующие первую группу канонических исторических книг ВЗ, – более древние по времени происхождения: они написаны до вавилонского плена. Наименование их «Ранними пророками» в еврейском каноне объясняется тем, что предание приписывает их написание древним пророкам: Самуилу (кн. Судей, 1–2 Царств); кроме того, тем, что в них описывается деятельность многих пророков-проповедников и развивается пророческое богословие истории. Тематически эти книги связаны как с предшествующим им Пятикнижием, продолжением которого они являются, так и с последующими священными писаниями. Так, в конце книги Второзакония говорится, что Моисей назначает своим преемником Иисуса Навина и вскоре умирает, а книга Иисуса Навина начинается повествованием о деятельности Иисуса после смерти Моисея и далее описывает поселение народа в Ханаане и разделение земли на коленные уделы. Книга Судей повествует о повторяющихся порабощениях ветхозаветного Израиля, когда он отступал от Бога Завета и предавался ханаанским культам, и о возвращении благополучия через воздвигаемых Богом судей, когда он раскаивался. 1–2 Царств сначала повествуют о кризисе, который привел к реформе правления и учреждению монархии, подвергшей опасности ветхозаветную теократию, а затем обозревают религиозную жизнь израильтян в новых условиях их исторического существования при первых царях – Сауле и Давиде. 3–4 Царств изображают религиозный регресс, начавшийся в царствование Соломона и прогрессировавший после него, несмотря на усилия воздвигаемых Богом пророков и отдельных царей обратить израильтян к Ягве, и, наконец, описывает, как неверность Господу, упорство и нераскаянность израильтян навлекли суд Божий и привели к падению северное и южное царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Автор книг Царств передает историю установления и укрепления в Израиле царской власти начиная с первого царя – Саула. Пророк и последний из судей Самуил выполняет важную роль, помазывая по велению Божию на царство Саула. В 1-й и 2-й книгах Царств описывается период от возникновения монархии до конца царствования Давида. Нашествие филистимлян создало угрозу существованию государства. Это вынудило израильский народ выбрать себе вождя для организации обороны. Саул становится главой всех колен уже не как судья, а как царь. Он оттесняет филистимлян, но сам гибнет в решающей битве с ними. После его смерти Израиль охвачен раздорами. В Хевроне признают царем Давида, северные племена хотят иметь царем другого человека – Иевосфея. Но Иевосфей убит, и весь Израиль соединяется под началом Давида. Во 2-й книге Царств рассказывается, чем окончилась царствование Давида: филистимляне изгнаны, объединение Израиля закончено, Иерусалим становится столицей государства и главным религиозным центром. К Израилю присоединены новые земли. Однако после смерти Давида снова начинаются беспорядки, которые предваряют будущий раскол. Книги Царств показывают, как трудно установить на земле государственный порядок, в котором управление народом совершалось бы в соответствии с волей Божией. Угодным Богу царем был Давид, но его предшественник Саул и наследники Давида часто забывали о Боге, и за это Господь гневался на них. Читающим эти книги надо помнить, что Иисус Христос – потомок Давида по плоти. Его часто называют “сын Давидов”. Отцы Церкви нередко сравнивали жизнь Давида с жизнью Спасителя – Он так же, как Давид, – вождь всех и так же, как Давид, гоним своими. Содержание 1-й книги Царств. Происхождение и призвание Самуила. Его деятельность как судьи и пророка. Основание Самуилом Израильского царства; помазание Саула на царство по воле народа. Правление Саула, его первоначальные победы и своеволие. Отвержение Саула Богом. Помазание на царство Давида, преследование его Саулом. Смерть Саула. Содержание 2-й книги Царств. Царствование Давида сначала над коленом Иудиным, потом над всем Израилем. Божие благословение его правления. Расширение царства Давида. Тяжкий грех Давида и кара за него. Наказание Давида Богом и временное лишение царского престола. Помилование его Богом, возвращение на царство, восстановление в стране спокойствия и порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И не послушался царь народа. Впрочем, не послушался он именно потому, что Господь уже некоторым образом отступил от него, на нем должно было совершиться то, что было обетовано Богом Соломону. И Израильтяне отложились от Ровоама. «Разошелся Израиль по шатрам своим и только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных царствовал Ровоам… и за домом Давида не осталось никого кроме колена Иудина и колена Вениаминова» (3 Цар. 12:16–20). Совершается то, что было предречено Соломону, и с этого момента до самого времени Вавилонского пленения никогда больше единое царство не восстанавливалось. Надо сказать еще, что обетование Ахия дал только Иеровоаму, а народ отступил от потомка Давида не по причине ревности о благочестии, но по желанию мирских благ, «а поэтому недостойны они никакого извинения в том, что присвоили себе поставление царя» т. 29, с. 243]. Начиная с двенадцатой главы третьей книги Царств и по семнадцатую главу четвертой книги Царств, идет описание параллельной истории разделенных царств. Разобраться в этой истории на основании книг Царств довольно сложно, потому что, во-первых, деяния израильских и иудейских царей приводятся вперемежку. Во-вторых, книги Царств не представляют собой обычных хроник или летописей писателя этих книг интересовал более всего религиозный, а не исторический аспект жизни царств. Поэтому некоторые царства, которые были весьма замечательны с точки зрения экономического расцвета, военных завоеваний и достижений мирского характера, удостаиваются одной-двух фраз, что несколько затрудняет изучение собственно истории. При изучении этого раздела полезно обращаться к различного рода справочным материалам и исследованиям, посвященным этим книгам. Время разделения царств – это примерно 930 (или 926) год до Рождества Христова. Начиная от времени Давида и далее, уже вполне точно можно датировать события Израильской и Иудейской истории, как благодаря хронологии, которая присутствует в самом Священном Писании, так и благодаря историческим и археологическим открытиям, сделанным за последние двести лет.

http://sedmitza.ru/lib/text/431162/

Есть и другие прибавления о царях и родах " (Синопсис 1 Златоуста). Прибавления сии касаются особенно деяний Иудейских царей и преимущественно имевших отношение к вере и богослужению. Но, кроме многих дополнений, книги Паралипоменон повторяют много и такого, что уже находится в книгах Царств. Об этих повторениях нужно сказать то же, что св. Иоанн Златоуст говорит о повторениях у четырех Евангелистов. " Когда не один писатель, а четверо пишут не в одно и то же время, не в одном и том ж месте, не сносясь и не сговариваясь между собою, и при всем том пишут совершенно согласно, как будто сказанное одними устами, то это служит сильнейшим доказательством истины " (Златоуст, На Матфея Беседа 1). По словам бл. Феодорита, причиною повторений, встречающихся в книгах Царств и Паралипоменон. было, между прочим, и то, что здесь совместно изображалась история двух разделившихся царств. " Иногда пересказав многое о котором либо одном царстве и перейдя к другому, автор считает нужным повторить уже сказанное для соблюдения последовательности " (Феодорит, Толк. на 3Цар. Вопр.41). Другой причиною повторений, по истолкованию бл. Феодорита, было то, что книгу сию, как и книги Царств, писал не один пророк, а целый сонм пророков летописцев (Феодорит, Толков. на кн. Царств и Паралипом. Предисловие). О дальнейшем же высшем значении книг Паралипоменон бл. Иероним выражается так: " никто не может считать себя знающим Св. Писание, если он не знает книг Паралипоменон, ибо здесь везде затраиваются умолчанные в книгах Царств истории и излагаются бесчисленные евангельские вопросы " (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Частные истолкования книг Царств и Паралипоменон читатель найдет у бл. Феодорита и св. Ефрема Сирина вместе с толкованием и всех предшествующих книг. На историю Самуила и Саула, Давида, пророка Илии есть несколько назидательных бесед Иоанна Златоуста; на историю " священника Илии, нерадившего о воспитании детей своих " Ефрема Сирина и др. Это замечание бл. Иеронима о книгах Паралипоменон встречается при переводе книг Паралипоменон в древних рукописных славянских изданиях книг Ветхого Завета (Описание слав.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Первая книга Царств содержанием своим имеет жизнедеятельность пророка и судии Самуила и еврейского царя Саула. Вторая книга Царств исключительно изображает царствование Давида, начиная от воцарения его в Хевроне и оканчивая наказанием Давида за незаконное перечисление еврейского народа. Третья книга Царств описываете историю еврейского народа от Соломона царя, повествует о разделении еврейского царства на два, изображает отдельно судьбу царств иудейского и израильского, доводя повествование до смерти израильского царя Ахава. Четвертая книга Царств продолжает изображение судьбы царств, иудейского и израильского до конца, т. е. до падения обоих царств. В первой книге Паралипоменон содержится родословная евреев от Адама и повествования о смерти Саула и постановлениях Давида относительно еврейского богослужения. Во второй книге Паралипоменон описана история евреев с царствования Соломона до разрушения Навуходоносором царство Иудейского. В книге священника Ездры, рассказывается о возвращении иудеев из плена вавилонского, построении второго храма и восстановлении богослужения. В книге Неемии виночерпия при царе персидском Артаксерксе, излагается деятельность этого еврея по восстановлению стен Иерусалимских после возвращения иудеев из плена. Книга Есфирь повествует о том, как еврейка Есфирь, сделавшись женою Персидского царя Артаксеркса, спасла евреев от истребления. Учительная книги ветхого завета следующая: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст его же и Песнь песней его же. Эти книги названы учительными, потому что содержат главным образом учение веры и благочестия. Частные, в книге Иова излагается история этого Аравийского праведника; говорится об искушениях его от дьявола и о том, что во всех искушениях Иов остался верен Богу, за что и получил награду. В Псалтири находятся псалмы и преимущественно псалмы (песни) Давида царя, в которых он изливает пред Богом скорбь души своей и воссылает благодарность и славословие Творцу, находясь в разных жизненных условиях. Есть также несколько псалмов пророческих о Спасителе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010