Вопрос: Многие протестантские конфессии не молятся Пресвятой Богородице. Единственным подтверждением благословления Марии в Библии Православная Церковь считает отрывок из Лк. 1: 48: «Отныне будут ублажать Меня все роды». Однако некоторые считают перевод «ублажать» неточным. Перевод с греческого будет якобы «считать счастливой»: получается, что Богородица просит не молиться к ней, а просто считать ее счастливой. Вера в заступничество Марии Девы перед Господом за нас является одним из ключевых моментов Православия. Пожалуйста, дайте ответ относительно перевода. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Перевод на церковнославянский и русский языки совершенно точен. В греческом тексте Евангелия от Луки стоит: «tou nun makariousin me pasai ai geneai» 1: 48). Ключевым словом является слово makarizo (1. прославлять, превозносить; 2. считать счастливым). У евангелиста Луки глагол поставлен во множественном числе третьего лица – makariousin. Есть обязательное правило для всех экзегетов и переводчиков: если слово имеет несколько смыслов, то брать только то значение, которое находится в смысловом согласии с другими словами переводимого или комментируемого места, то есть брать текст и контекст. Если это не соблюдается, то получается буквализм, который ведет к ошибкам и произволу. Приведенные слова составляют часть песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды ; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1: 46–49). Как видим, слово «ублажать» находится в смысловом единстве со словами «сотворил Мне величие Сильный». Слово «величие» во всей Библии встречается только 41 раз. Оно означает «вознесенность», «возвышенность», «слава Божия» (см.: Втор. 5: 24; Иов 13: 11; 1 Пар. 29: 11; Евр. 1: 3, 8: 1; Иуд. 1: 25). В Священном Писание оно связано всегда с почитанием. «Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое» (Втор. 5: 24); «Твое, Господи, величие , и могущество, и слава, и победа и великолепие» (1 Пар. 29: 11); «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие , сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки» (Иуд. 1: 25).

http://pravoslavie.ru/30925.html

5Кто приоткроет край его одежд, кто проникнет сквозь двойную его броню? 6Врата его пасти – кто их отворит? Ужас – зубов его круг! 7Величавы ряды его щитов, как печатью, намертво скреплены, 8плотно пригнаны один к одному – и ветру не провеять между них! 9Ряд к ряду тесно прижат, они сцеплены так, что разъять нельзя. 10От его чоха блистает свет, и глаза его, как вежды зари, – 11из пасти его рдеет огонь, искры разлетаются окрест нее! 12Из его ноздрей валит пар, словно из клокочущего котла, – 13его дых раздувает жар углей, пламя пышет из гортани его! 14На его вые почила мощь, и ужас несется впереди него; 15крепко сплочена его плоть, словно литая, не задрожит; 16как камень, твердо сердце его, жестко, как жернов, на котором трут. 17Когда встает, дрожат силачи, от испуга теряют они ум! 18Ударишь ли его? Не выдержит меч – сломится копье, и дрот, и стрела: 19железо с соломой равняет он и с трухлявой древесиной – медь! 20Лучник не заставит его бежать, за мякину он считает камни пращи – 21за мякину палица идет у него, и смешон ему свист копья! 22Под брюхом его грани черепиц, он на них налегает, как борона; 23нудит он пучину клокотать, как котел, и в кипящее зелье претворяет зыбь, – 24за ним светится его след, словно поседела глубь морей! 25Подобного ему нет на земле: не ведающим страха он сотворен. 26На всё высокое смотрит он: всему, что горделиво, он царь!» 42 И отвечал Иов Господу, и сказал: 2«Теперь знаю: ты можешь все, и невозможно противиться Тебе! 3Кто есть сей, что промысл мрачил речами, в которых разуменья нет? Да, Ты явил дивное, непонятное мне, великое, непостижное для меня. 4Внемли же, я буду говорить, и что буду спрашивать, изъясни! 5Только слухом я слышал о Тебе; ныне же глаза мои видят Тебя, – 6сего ради отступаюсь и раскаиваюсь во прахе и пепле!» 7И было после того, как Господь сказал те слова Иову, и молвил Господь Элифазу из Темана: «Гнев Мой пылает на тебя и на двух друзей твоих; ибо вы не говорили обо Мне так правдиво» как раб Мой Иов! 8Потому возьмите семь тельцов и семь овнов» и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву всесожжения; и пусть раб Мой Иов помолится за вас, ибо только его молитву Я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы не говорили обо Мне так правдиво, как раб Мой Иов!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Благословил Господь последние дни Иова более, нежели прежние. Было же скота у него: овец четырнадцать тысяч, верблюдов шесть тысяч, тысяча пар волов, ослиц на пастбище тысяча. Рождаются же у него семь сыновей и три дочери. И назвал он первую День, вторую же – Кассия, а третью – Рог Изобилия И не нашлось таких, как дочери Иова, прекраснее их, в поднебесной; и дал им отец наследство между братьями (их). И прожил Иов после своего бедствия сто семьдесят лет, а всего прожил он двести сорок лет. И увидел Иов сыновей своих, и сыновей у сыновей своих до четвертого рода. И скончался Иов старым и исполненным днями. Написано же, что он вновь восстанет с теми, кого воскрешает Господь. О нём толкуется в Сирийской книге, что жил он в земле Авситидийской на пределах Идумеи и Аравии: прежде же было имя ему Иовав. И взяв жену Аравитянку, рождает он сына, которому имя Еннон. А сам он был от отца Зарефа сынов Исавовых сын, матери же Восорры, так что был он пятым от Авраама.    Иов 42:12–17 греч. букв.: Рог Амалфеи Пророчества Исаиина чтение: [Глава 52, ст. 13 – 15; 53:1 – 12; 54:1] 3. Пророчества Исаии чтение Тако глаголет Господь: се уразумеет отрок Мой, и вознесется и прославится зело. Якоже ужаснутся о Тебе мнози, тако обезславится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов человеческих. Тако удивятся языцы мнози о Нем, и заградят царие уста своя. Яко имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют. Господи, кто верова слуху нашему? И мышца Господня кому открыся? Возвестихом, яко Отроча пред ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида Ему, ниже славы: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты. Но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися Лице Его, безчестно бысть, и не вменися. Сей грехи наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

В слове церковном «об Иове и о нищелюбии» читаем: «Послушайте, что говорит Писание об Иове: имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока ( Иов. 1,3 ). Но, по попущению Божию, почти все имение его попалил огонь. При этом у Иова не вышло ни одного слова ропота, и он говорил: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, как угодно было Господу, так и сделалось ( Иов. 1, 21 ). Итак, Иов, при несчастии, не возроптал, но выразил полную покорность воле Божией и, когда все потерял, не пришел в уныние. А нынешние люди, когда получат от Господа какое-либо благодеяние, то о Нем и не воспомянут; а когда какое-нибудь несчастье к ним придет, тогда Творца своего начнут хулить и перечислять все свои добродетели. И если когда-либо или копейку подали нищему, или кусок хлеба дали, или свечу поставили в церкви, или от плодов что-либо Господу принесли, то об этом воспоминают и говорят: «За что же такая напасть пришла на нас?» Но им бы следовало не о добродетелях, а о грехах своих вспоминать. Ты поставил свечу в церкви? Хорошо. Но ты забыл то, что некогда нищий, отвергнутый тобою и ушедший от тебя со вздохами и слезами, погасил свечу твою. Ты дал нищему хлеб? И это хорошо. Но вспомни, что некогда стада овец твоих истребили всю жатву этого нищего. Итак, если придет беда к тебе, то не ропщи, а поступай так, как Иов, прославляя Бога и говоря: «буди имя Господне благословенно во веки». Что отсюда следует? То, что в несчастиях мы должны не унывать, не отчаиваться, не хвалиться своими добродетелями, не роптать на Бога, а прежде всего вспомнить жизнь Иова и с ним говорить: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Затем, должны помышлять не о добродетелях, а о грехах своих, каяться в них и смирять себя пред Богом. А, наконец, всю веру и упование свое возложить на Бога и чаще воспроизводить в душе своей слова Давида: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает ( Пс. 54, 23 ). Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа ( Пс. 26, 14 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Для знакомства с книгой Иова мы, как и в случае с псалмами, рекомендуем наряду с синодальным текстом перевод С. Аверинцева. В первых двух главах завязывается основной сюжет. Действие происходит в двух измерениях — на земле и на небе. На земле живет Иов, который «прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла». За это он, как и полагается, награжден Богом богатством, многочадием и земным блаженством: «Родилось у него семеро сыновей и трое дочерей; имения же было у него семь тысяч овец, и три тысячи верблюдов, и пятьсот пар волов подъяремных, и пятьсот ослиц, и челяди весьма много. И был человек этот велик между всеми сынами земли восточной. И сыновья его имели обыкновение сходиться, и каждый … давал пир в доме своем … но когда дни пира совершали круг свой, тогда … Иов … творил над ними очищение; рано утром вставал он и возжигал искупительную жертву по числу их…: «может статься, погрешили сыны мои и похулили Бога в сердце своем?…». Итак, жизнь Иова и его детей — непрестанное пиршество, и Иов не только всем сердцем исполняет предписания Закона, но еще приносит дополнительные жертвы за помышления детей — «на всякий случай». В это время на небесах происходят интересные события: «…был день, когда пришли Сыны Божьи, чтобы предстоять Господу; и Противоречащий («сатана» в синод. переводе) пришел с ними. И вопросил Господь Противоречащего: «Отколе приходишь ты?» И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал: «От обхода земли, от скитаний по ней». И вопросил Господь Противоречащего: «Приметило ли сердце твое раба Моего Иова? Ведь нет на земле мужа, как он: прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла!» И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал: «Разве не за мзду богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и всё, что его? Дело рук его ты благословил, разошлись по земле его стада. Но — протяни-ка руку Твою, дотронься до всего, что есть у него; разве не похулит он Тебя в лицо Тебе?» И сказал Господь Противоречащему: «Вот — всё, что его, в руке твоей; лишь на него не простри руки твоей!» И отошел Противоречащий от лица Господа».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

И обратился царь Египтян к повивальным бабкам Евреев – одной из них имя Сепфора, а имя второй – Фуа, и сказал им: «Когда вы повиваете у Евреянок, и будут они близки к родам, если будет мужской пол, то умертвите его, а если женский, сохраняйте его». Но повивальные бабки убоялись Бога и не сделали так, как повелел им царь Египетский; и оставляли они детей мужского пола в живых. И призвал царь Египетский повивальных бабок и сказал им: «Зачем же вы сделали это дело, и оставляете детей мужского пола в живых?» Но повивальные бабки сказали фараону: «Не (так), как женщины Египетские (женщины) еврейские; ведь они рождают прежде, чем придут к ним повивальные бабки; вот они и рождали». Бог же делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и усиливался весьма. Исх 1:1–20 Прокимен, глас 6 Благословляем вас/во имя Господне. Стих: Много раз ополчались на меня с юности моей. Пс 128:8б, 1а 2. Иова чтение Человек некий был в земле Авситидийской, имя ему Иов; и был человек тот непорочным, справедливым, правдивым, богобоязненным, удалявшимся от всякого злого дела. Было же у него семь сыновей и три дочери. И было у него скота: овец семь тысяч, верблюдов три тысячи, пятьсот пар волов, ослиц на пастбище пятьсот и прислуга весьма многочисленная; и дела великие были у него на земле. И был человек тот знатнее всех, кто от востока солнца. Сходились же сыновья его друг к другу, делая пир на всякий день, забирая вместе с собою и трех сестер своих есть и пить с ними. И когда кончались дни пира, посылал Иов и очищал их, вставая рано утром, и приносил о них жертвы, по числу их, и одного тельца за грех о душах их. Ибо говорил Иов: «Не (согрешили ли) когда сыновья мои (и не) помыслили ли в уме своем дурного о Боге?» Так и делал Иов во все дни. И как настал такой день – и вот, пришли Ангелы Божии предстать пред Господа; и диавол пришел с ними. И сказал Господь диаволу: «Откуда ты явился?» И в ответ диавол сказал Господу: «Обойдя землю и пройдя поднебесную, (вот,) я пришел». И сказал ему Господь: «Обратил ли ты мысль на слугу Моего Иова? Ибо нет подобного ему, среди тех, кто на земле: человек непорочный, [справедливый], правдивый, богобоязненный, удаляющийся от всякого злого дела. Отвечал (же) диавол и сказал пред Господом: «Разве даром Иов чтит Бога? Не Ты ли оградил что у него извне, и внутри дома его, и окрест всего, принадлежащего ему кругом? И дела рук его Ты благословил, и стада его сделал многочисленными на земле; но простри руку Твою и коснись всего, что он имеет, – конечно он в лицо [Твое] благословит Тебя!» Тогда сказал Господь диаволу: «Вот, всё, что есть у него, даю в руку твою; но к нему самому не прикоснись». И отошел диавол от [лица] Господня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

И призвал царь Египетский повивальных бабок и сказал им: “Зачем же вы сделали это дело, и оставляете детей мужского пола в живых?” Но повивальные бабки сказали фараону: “Не (так), как женщины Египетские (женщины) еврейские; ведь они рождают прежде, чем придут к ним повивальные бабки; вот они и рождали”. Бог же делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и усиливался весьма. Исх 1:1–20 Прокимен, псалом 128, глас 6: Прокимен, глас 6 Благословихом вы/во имя Господне. Стих: Множицею брашася со мною от юности моея. Благословляем вас/во имя Господне. Стих: Много раз ополчались на меня с юности моей. Пс 128:8Б, 1А Иова чтение: [Глава 1, ст. 1 – 12] 2. Иова чтение Человек некий бяше во стране Авситидийстей, емуже имя Иов: и бе человек он истинен, непорочен, праведен, Богочестив, удаляяйся от всякия лукавыя вещи. Быша же ему сынове седмь, и дщери три. И бяху скоти его, овец седмь тысящ, вельблюдов три тысящи: супруг волов пять сот, и ослиц пасомых пять сот, и слуг много зело, и дела велия бяху ему на земли: и бе человек оный благороднейший сущих от восток солнца. Сходящеся же сынове его друг ко другу, творяху пир на кийждо день, споемлюще вкупе и три сестры своя, ясти и пити с ними. И егда скончавашася дние пира, посылаше Иов и очищаше их, востая заутра: и приношаше о них жертвы по числу их, и тельца единаго о гресе, о душах их. Глаголаше бо Иов: негли когда сынове мои согрешиша, и в мысли своей злая помыслиша противу Бога? Тако убо творяше Иов вся дни. Человек некий был в земле Авситидийской, имя ему Иов; и был человек тот непорочным, справедливым, правдивым, богобоязненным, удалявшимся от всякого злого дела. Было же у него семь сыновей и три дочери. И было у него скота: овец семь тысяч, верблюдов три тысячи, пятьсот пар волов, ослиц на пастбище пятьсот и прислуга весьма многочисленная; и дела великие были у него на земле. И был человек тот знатнее всех, кто от востока солнца. Сходились же сыновья его друг к другу, делая пир на всякий день, забирая вместе с собою и трех сестер своих есть и пить с ними.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

Из Ветхого Завета Книга Иова 1 И был человек в земле Уц, и звался он Иов; и человек этот был прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла. 2И родилось у него семеро сыновей и трое дочерей; 3имения же было у него семь тысяч овец, и три тысячи верблюдов, и пятьсот пар волов подъяремных, и пятьсот ослиц, и челяди весьма много. И был человек этот велик между всеми сынами земли восточной. 4И сыновья его имели обыкновение сходиться, и каждый в день свой давал пир в доме своем; и посылали они за тремя сестрами своими, и звали их есть и пить вместе. 5Но когда дни пира совершали круг свой, тогда посылал Иов за сынами своими и творил над ними очищение; рано утром вставал он и возжигал искупительную жертву по числу их. Ибо говорил Иов: «Может статься, погрешили сыны мои и похулили Бога в сердце своем?» И так делал Иов во все дни. 6И был день, когда пришли Сыны Божьи, чтобы предстоять Господу; и Противоречащий пришел с ними. 7И вопросил Господь Противоречащего: «Отколе приходишь ты?» И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал: «От обхода земли, от скитаний по ней». 8И вопросил Господь Противоречащего: «Приметило ли сердце твое раба Моего, Иова? Ведь нет на земле мужа, как он: прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла!» 9И ответствовал Господу Противоречащий, и сказал: «Разве не за мзду богобоязнен Иов? 10Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что его? Дело рук его Ты благословил, разошлись по земле его стада. 11Но – протяни-ка руку Твою, дотронься до всего, что есть у него; разве не похулит он Тебя в лицо Тебе?» 12И сказал Господь Противоречащему: «Вот – все, что его, в руке твоей; лишь на него не простри руки твоей!» 13И был день, когда сыновья и дочери Иова ели и пили вино в доме брата своего первородного. 14И приходит к Иову вестник, и говорит: 15«Орали на пашне волы, и ослицы подле паслись, как напали савеяне и взяли их, а отроков сразили острием меча, и спасся я один, дабы известить тебя!» 16Он не кончил, как приходит другой и говорит: «Огонь Божий ниспал с небес,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

История Иова как бы бросала вызов Ане – всем ее понятиям, представлениям о жизни. Иов потерял семью, здоровье, уважение людей – ради чего? Из-за каких-то «разборок» между Богом и диаволом? Что вообще может быть хорошего в такой боли? Что полезного в страданиях, ведь они могут только разрушать? И она полностью была «за» Иова, разделяла его претензию к Богу: появись, объяснись! «Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись. Я носил бы ее на плечах моих и возлагал бы ее, как венец» (Иов 31, 35–36). Да, да, вот пусть Бог придет к нему и объяснит, зачем Иов так мучается! Библия как бы навязывала совсем другую модель мышления, и Аня с раздражением противилась этому. Ведь это все обман, выдумки, мифы, «опиум для народа»! Но вот Аня перелистнула заключительную страницу книги Иова. Она прочитала последние слова Иова, сказанные Богу: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42, 5–6). Прочитала – и вдруг разрыдалась. Аня ощущала, что дочиталась до того, чему она не могла противостоять Аня не понимала, что с ней происходит, из-за чего она так расчувствовалась. Но вместе с тем она ощущала, что до чего-то «дочиталась». Чего-то такого, что не умещалось в сознании, но тем не менее было очень реальным. Дочиталась до того, чему она не могла противостоять. Бог. Он есть. Аня чуть не вскрикнула от этой мысли. И несколько раз проговорила про себя: «Нет, нет…». Но всякий раз какой-то внутренний голос в ней отвечал: «Да, да…». Она сама себя испугалась. Спросила себя: «Ань, ты что, стала верующей?» Посмотрела на Библию. И ответила сама себе: «Не знаю». На следующий день после пар Аня не пошла домой. Отделавшись от подружек какими-то отговорками, она поднялась на третий этаж университетского корпуса, где находился кабинет декана Ивана Петровича. Того самого, о котором Дима сказал, что он верующий. Почему Аня пошла к нему? Наверное, потому что декан был единственным верующим человеком из Аниного окружения. Она просто не знала, с кем еще можно поговорить на такие темы.

http://pravoslavie.ru/130764.html

Клочкова «Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время». – М., 1983. В масоретском Танахе 20 текст книги Иова содержит очень много сложных для понимания мест. Достаточно большое количество слов, употребленных в еврейском тексте книги Иова, не употребляются более ни в одной из книг Священного Писания . Для прочтения сложных для понимания мест ученые обращаются к арамейским таргумам и греческим переводам. Особенную ценность имеет арамейский таргум на книгу Иова, найденный среди рукописей Мертвого моря. В Септуагинте текст книги находится в сильно сокращенном виде. В масоретской редакции 1069 стихов, а в Септуагинте лишь около 400. Возможно, что текст 70-ти толковников был сокращен из-за трудности перевода. Славянский перевод сделан на основе Септуагинты и перевода Теодотиона. На Руси полный текст книги Иова появился лишь в составе Геннадиевской Библии в 1498 году. В числе экзегетических произведений, имевшихся в Киевской Руси, было сокращенное толкование Олипиодора на книгу Иова. На русский язык книга Иова переводилась неоднократно. Помимо традиционного синодального перевода существуют переводы С.С. Аверинцева (впервые опубликован в книге «Поэзия и проза Древнего Востока». – М., 1973), М.И. Рижского (впервые «Книга Иова». – Новосибирск, 1991), А.С. Десницкого (впервые «Притчи. Книга Экклесиаста. Книга Иова», Российское Библейское общество, 2001). 2.6. Обзор содержания книги Иова 2.6.1. Пролог (гл. 1–2) Иов был великим человеком своего времени, хорошо известным в той части света, в которой он жил. Во времена глубокой древности, да и в значительно более поздние, богатства в пустынных и полупустынных районах Ближнего Востока измерялось количеством скота. Иов владел большими стадами. «Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока» ( Иов.1:3 ). Иов был отцом семерых сыновей и трех дочерей. Однажды когда ангелы предстали пред лицем Божиим, то вместе с ними пришел и сатана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010