Самые древние части названной системы это — паримии страстной седмицы и в частности — великих субботы и пятка. Литургийные паримии в. субботы собственно уже относятся к пасхальной службе, или — точнее — являются переходом между пасхами крестной и воскресной. Он принадлежат древнему христианскому бдению, совершавшемуся в ночь с субботы на воскресение в воспоминание воскресения Христа. Еще в упоминавшейся выше Дидаскалии» читаем: «в субботу собирайтесь все вместе, бодрствуйте всю ночь в молитве, в чтений пророков, Евангелия и псалмов со страхом и трепетом до третьего часа субботней ночи и тогда разрешайте свой пост”. В некоторых даже и позднейших греческих уставах, например, в студийском уставе патриарха Алексия (1025—1043), предписывается начинать великосубботную литургию в 11 ч. (т.е. в 5 ч.) вечера. Продолжительностью названного бдения объясняется большое (15) количество паримии в великую субботу. Их подбор очень сходен с подбором великосубботных чтений некоторых других церквей. Объясняется это, вероятно, тем, что последние некогда находились в близких отношениях с греческою церковью. С другой стороны, указанное сходство свидетельствует, что основа системы великосубботных чтений восходить к глубокой древности. Вот, например, подбор чтений армянской церкви:  1. Быт. 1:1—3,24 (ср. нашу первую паримии). 2. Быт. 22:1—18. 3. Исх. 12:1—24 (ср. 3-ю). 4. Ион. 1:2—4,11 (ср. 4-ю). 5. Исх. 14:24—15,21 (ср. 6-ю). 6. Иса. 60:1—13 (ср. 2-ю). 7. Иов. 38:1—41. 8. Нав. 1:1—9. 9. Иерем. 38:31—34 (ср. 14-ю). 10. Иез. 37:1—14. 11. Дан. 3 (лишь песнь трех отроков).    Интересна также система паримии церкви древнеиспанской (мозарабской):  1. Быт. 1:1—2(ср. первую). 2. Быт. 2:7—3. 3. Иса. 55. 4. Быт. 5:31—8,21. 5. Исх. 13:18—15,21 (ср. 6-ю). 6. Быт. 22:1—18 (ср. 10-ю). 7. Втор. 31:28—32, 3, 44—5. 8. Быт. 27:1—29. 9. Исх. 12:1—42 (ср. 3-ю). 10. 2 Пар. 34:1—4, 30—33, 35:1—19. 11. Иез. 37:1—14. 12. Дан. 3:1—24, 46—48, 49—51 (ср. 15-ю).    Приведенный порядок содержится в одном испанском лекционарии XI в. парижской Национальной библиотеки 2171): издатель его G. Morin относит его по содержании к половине VII-ro века. В других лекционариях мы находим подбор еще боле близкий к греческому и армянскому:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что же, черствело ли от сторонних невзгод сердце наших иноков, – хулили ли они в безумии своем Бога (сн. Иов.2:910 )? Нет, и тогда благословлялось, и всегда исключительно славословится здесь Имя Божие с сочувственно принимаемыми молящимися вместе с нами побуждением к тому же и этих последних. И на всяком месте Божественного владычества (сн. Пс.102:22 ) совершают подобное делание насельники этой обители, – как там, будет ли это полем брани 18 или приходскими храмом, служением обычным 19 или чрезвычайным 20 ; куда повелено бывает идти им «от святаго послушания» (сн. Чин иноч. постр.), – так и там, куда бы ни разлетелись из нашего гнезда его оперившиеся птенцы, т.е. навыкнувшие в чтении, пении и уставе церковном юноши, кои приуготовляются здесь «к совершению», на поприще благовестников, пастырей и учителей, «святых, в дело служения, в созидание (церковного) тела Христова» (сн. Еф.4:1112 ). Никогда Христос Спаситель, источая дары Божественной благодати, не ограничился только этими, но, обращая взоры Своих учеников на голодавший телом народ, сказали: «дадите им вы ясти» ( Мф.14:14, 16 и пар.). Подавая хлеб жизни вечной, всегда питала наша обитель и алчущих хлеба насущного 21 , укрыла в своих стенах теперь остатки церковного имущества разоренных войною окраин Св. Руси 22 , двукратно 23 , тесня себя 24 первее всего 25 укрывала 26 доблестных защитников целости и славы своей Родины, а личными трудами иночествующих приобщалась по существу к подвигам Осляби и Пересвета 27 . Не забывает наша обитель и страннолюбия 28 , стараясь, в частности, «приходящих в Москву от различных стран как старообрядцев, так и православных, для исследования истины о святой Церкви принимать, упокоивать и руководить их в рассмотрении истины»(сн.цит.Дух.зав.). Как особо желанных и дорогих гостей встречает обитель зрелых и юных, близких и дальних ей по крови и вере, представителей чистого и высшего научного знания, с братскою любовью предлагаешь им изысканную трапезу в виде своих драгоценных, рукописных и книжных, сокровищ и, при возникающей потребности, даже отсылает эти яства на страну далече (сн. Лк, XV, 13), лишь бы напитать алчущих и жаждущих правды (сн. Мф.5:6 ). Ведомы, наиболее близко в дни древние (сн. Пс.144:5 ), были нам и блуждающие по халугам и распутиям старообрядческого раскола и сект. И как бы не довольствуясь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

430. Гр. λκσαι — увлечет, слав. извлечет, как-бы унесет с земли в свое царство „погибели“ — Аваддона – ада. 431. Гр. πισκπου — т. е. от Бога, надзирающаго за миром и человеком, он получит в удел только бедствие и полное раззорение (срав. 5 ст.). 432. Какое доселе получал: „не утешение, а скорбь причиняли вы мне своими ошибочными речами“. Олимпиодор и Полихроний. 433. Гр. βαστασατε — понесите, как некоторую тяжесть, слова мои. 434. Гр. λεγξις — слав. обличение, доказывающее невинность Иова. 435. π σιαγνι — на челюсть, слав. ланите – щеки, пользуемся синод. переводом. 436. О своем положении. 437. Слав. ужаснуся соотв. вульг. pertimesco, древ. итал. perturbor и евр. т., а по гр. σποδακα — спешил, старался; срав. 4, 5 прим. 438. Гр. χουσι — слав. обдержат, обнимают, по русски вульгарно: схватывают; срав. 7, 11 прим. 439. Т. е. радует их; в Хр. Чт. „в благоустроенном виде“, доставляет радость своим родителям. 440. Не подвергаясь болезням, хищениям, зверям и т. п. Олимпиодор. 441. Слав. мн. ч. не хощем соотв. в вульг. nolumus и евр. т., а по гр. ед. ч. ο βολομαι. 442. Гр. κανς — слав. достоин, а внизу: с евр. Всемогущий; пользуемся синод. переводом. 443. Букв. в руках у них благо было. 444. Так говорят благоденствующие нечестивцы. 445. Καταστροφ – катастрофа; слав. развращение, точнее: ниспровержение, низвержение. 446. Господня; срав. 3, 26. 447. Пс. 1:4. 448. С евр. от гнева Господа. 449. Не дети лишь и потомки нечестивца должны страдать, а он сам при жизни пусть страдает за свои грехи. 450. Т. е. жизнь его вдвое короче должна быть обычной. Пс. 54:24. Олимпиодор. 451. ν κρατει πλοσνης — слав. въ силе простоты, символ нечестия высшаго и „глупости“, изображаемой приточником (Пр. 10, 22. 11, 30. 14, 3. 15, 5). Здесь πλοσνης употреблено в классическом смысле: простоты­глупости (Passow. 1. с. 1, 166 s.), а в Библии обычно в моральном смысле: простосердечия, безхитрости, нековарства (Пр. 11, 25 πλ; 1 Пар. 29:17. Пр. 19, 1 – πλτης Иов. 22:3. 452. По нашему: „все заплыло жиромъ“ отъ привольной, сытой и беззаботной жизни.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Опять-таки подчеркнем, что это качество они приобретают не вследствие особой святости переводчиков или их таинственного общения с Духом Святым, а в том и только в том смысле, что текст перевода адекватно воспроизводит библейскую весть, то спасительное учение, которое является главным признаком и в то же время следствием боговдохновенности Библии. 2. Состав еврейской Библии Все священные книги разделяются у евреев на три части: Закон, Пророки и Писания. Отдел «Закон», или «Тора», содержит первые 5 книг Библии, то есть Пятикнижие Моисея. Отдел «Пророки» («Невиим») содержит 8 книг и делится на две части: «Ранние пророки» («Невиим ришоним») и «Поздние пророки» («Невиим ахароним»). В «Ранние пророки» вошли Книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1 и 2 Цар.) и Царей (3 и 4 Цар.); отдел «Поздние пророки» заключает в себе Книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12-ти малых пророков (которые считаются одной книгой). В третий отдел – «Писания», или «Кетувим», – входят 11 книг, а именно: Псалтирь, Иов, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездры (1 Езд. и Неем. за одну книгу) и Хроники (1 и 2 Пар.). В отделе «Писания» выделяются в особый сборник «мегиллот» («свитки») следующие пять книг: Песнь Песней, Руфь, Плач, Екклесиаст и Есфирь, так как эти книги употреблялись в синагогах в праздничные дни (в Пасху, Пятидесятницу, день воспоминания разрушения храма, праздник Кущей, Пурим). Книги Руфи и Плач, которые входят в отдел «Писания», в древности находились в пророческом отделе. Более того, Книга Руфи присоединялась к Книге Судей, а Плач – к Книге Иеремии; именно так считал Иосиф Флавий и некоторые отцы Восточной Церкви, вследствие чего они говорили о 22 книгах иудейского канона. Дальнейшее выделение их и перенесение в отдел «Писания», может быть, произошло по причине их употребления в праздничные дни и вхождения в число «пяти свитков». 3. История происхождения и заключения ветхозаветного канона Начало канонизации священных ветхозаветных книг восходит к глубокой древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1 Греческое слово «благодать» ( χαρις ) одного корня с «радуйся» (xai re); «радуйся, Благодатная» ­­ « », можно переводить: «радуйся, Обрадованная». 2 Возможно, что слово «Горняя» есть русское произношение греческого слова: «орини», общего корня — «ороо» — гора. Тем более что в греческом языке пред этим словом «орини» поставлен член, что бывает пред каким-либо определенным предметом, а не пред прилагательным; и дальнейшее слово град Иудин тоже стоит с членом, то есть определенный город. 3 В греческом языке на этот раз употреблено иное слово: «Сотир» ( Σωτρ ), которое обычно прилагается ко Христу как Искупителю; а Иисус, собственно, означает: Целитель, Врач, Спаситель. 4 При этом мы должны предупредить, что поставленные там сотвори, расточи, низложи стоят никак не в повелительном наклонении, как просьба, моление, — а в прошедшем времени... Рядовые же богомольцы, не знающие славянского языка, и доселе думают, что здесь мы молимся об этом (повелительное наклонение). Между тем в 52-м стихе вознесе и в 54-м [восприят] ясно, что глаголы там стоят в прошедшем времени (аорист): вознесе — вознес, восприят — воспринял; и раньше — возрадовася (ст. 47), призре — призрел. Пречистая благодарит Бога за содеянную уже милость к Ней, а не просит ее. 5 Образное выражение силы. Сила человеческая — в мышцах рук (ср.: 2 Пар. 32:8; Иов. 40:4; Пс. 43:4; 88, 14 и т.д.). 6 Греческое слово: λεος — «милость». 7 См.: Суд. 9:54: отрок, оруженосец; Быт. 22:3: Авраам взял двух слуг, чтобы нести дрова для жертвы; 4 Цар. 9:4: отрок, слуга пророка; Мф. 8:6—13: отрок — слуга сотника, и т.д. 8 Вот теперь восстановлено политически государство Израиль; но кто придает ему значение? А христианство господствует во всем мире! 9 Сей Феофан, известный под именем «Византийского», родился в 758 году, скончался 12 марта 817 года. По имени устроенного им Сигрианского монастыря называется еще Сигрианским. Из знатной константинопольской фамилии. Стоял за иконы на VII Вселенском Соборе. Очень образованный. За иконы был мучим. Сослан в Самофакию (в Малой Азии), где и умер 12 марта 817 года. Святой; память в день кончины. Кир — почетное имя: господин, отец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4088...

б) Свойства Владыки жизни и смерти также подтверждают уверенность в бессмертии души. Бог по премудрости не может ограничить стремления души к бесконечной .жизни короткою земною жизнью; по благости не допустил прекрасный свой образ истлеть в земле; по правосудию не оставит без воздаяния не награжденные на земле дела души. в) Верование всех народов в бессмертие души также известно 731 Цицерон, указав на эту общую веру, прибавляет: «более всего убеждаемся всею древностью, которая конечно тем лучше видела, чем ближе была к началу и божественному происхождению» 732 . Слово Божие а) в в. завете более или менее ясно показывает нам бессмертие души то в примере вознесения Эноха и Илии на небо, то – когда Бог именует себя наградою Аврааму (Быт, 15, 1.), или Богом Авраама, Исаака и Иакова, уже почивших, причем несообразно было бы с Его верностью и величием представлять Его Богом небытия ( Быт. 25, 8. 9; 5 9, 32. Ис. 3, 6 . Мат. 22, 32.), или когда временная жизнь называется странствованием ( Быт. 45, 9 ; Ис. 6, 5. 1 Пар., 29, 15), а смерть преложением к отцам ( Быт. 37, 35 ; Числ. 16, 30 . Иов. 3, 11–19 ; Ис. 14, 9 ). Иаков говорить: «сниду к сыну моему в шеол» ( Быт. 37, 35 ), тогда как уверен был, что Иосиф растерзан был зверем и след. не мог под шеолом разуметь гроба, а понимал состояние душ, разлучавшихся с земною жизнью. – Св. певец поет: «душа и тело ослабели: но скала сердца, моя доля – Бог – вечен» ( Псал. 72, 26 ). Здесь выражается надежда праведника на вечное пребывание его с Богом. Екклесиаст проповедует: «и возвратится прах в землю, где он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его» ( Еккл. 12, 7 ). Вот самое ясное и сильное свидетельство в. завета о продолжении бытия души за гробом 733 ! б) В н. завете мыслию о бессмертии души проникнуто все учение. Христианство основано на той мысли, что Бог наш есть Бог жизни. Спаситель побуждает к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не убивают души (Мат. 10, 29). В причте о богатом и Лазаре дает видеть, что по смерти, как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лук. 16, 19–31 ). Он побуждает к самоотречение обещанием блаженной вечности. Иже ненавидите душу свою в мире сем, в живот вечный соблюдает ю ( Иоан. 12, 25 . Мат, 19, 29). Победа Его – Царя нашего над смертию есть победа всех верующих· Аз живу и вы живи будете, говорит Он ( Иоан. 14, 19 . Тоже 1Петр. 1, 3–5 . Евр. 9, 12 ). § 314. Состояние души за гробом до всеобщего суда, по учению писания; состояние праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Угашали силы огня — Анания и его сотоварищи (Дан 3:23), избегали острия меча — те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан 3:1), также Урия (Иер 26:29) и Илия (3 Цар 19:3) и пророки, укреплялись от немощи — Езекия царь (4 Цар 20:1, Ис 38:1) и Елисей, были крепки на войне — Авраам, Лот, Моисей, Иисус Навин, полки… прогоняли… чужих — Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. Евр 11:35. Получали… жены из воскресения мертвецов своих — Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3 Цар 17:17, 4 Цар 4:17). Другие же — предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2 Мак 6:1, 7:1): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. Евр 11:36. Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей (4 Цар 2:23), темницам и узам, как Иеремия и Михей (Иер 20:2, 33:1; 3 Цар 22:26–27). Евр 11:37. Были побиваемы камнями — Моисей, Навоф (Навуфей) (3 Цар 21:13; 2 Пар 24:20), рассекаемы были, как Захария и Исаия, искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов 1:1), убийством меча умирали — Михей, Урия, Иоанн (Иер 26:23; 3 Цар 19:10; Мф 14:10), скитались в милотях и козьих кожах, — как Илия и Елисей (3 Цар 19:13, 19; 4 Цар 2:8, 13–14), терпя недостатки, скорби, озлобления. Евр 11:38. Коих недостоин… был… мир — пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли — когда то есть слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (3 Цар 18:4, 13; 19:4, 8–9, 13). И эти великие скорби свидетельствуют о всех их, что они пребывали в вере, так как Евр 11:39. не получали обетований своих при своей жизни. Мы же хотя и позднее их подверглись испытаниям, однако и к нам относились прежние обетования, дабы… не без нас… они… достигли совершенства, то есть не так, что кто подвизался прежде, тот и награду получит прежде, но один день назначен для мздовоздаяния за все скорби, кои терпели и терпят люди. Евр 12:1. Посему и мы, кои такое имеем вокруг нас, как бы собравшееся, облако, множество свидетелей бремени нашего, то есть предстоящее нам облако скорбей и бед, которые приведут к совершенству очень многих, имеющих надежду во Христе и умирающих за Него, сложим с себя все, чтобы не оказаться нам медлительными в борьбе с грехами, кои всегда готовы ввести нас в преступление, и с терпением да устремимся к предлежащему нам подвигу (приготовленному) не от одних только гонителей, но и от самого диавола. Евр 12:2. Да взираем не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг, но да взираем на виновника веры… Иисуса Христа, Который соделался вождем и совершителем 

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-p...

Глава 1 Иов. 1 :1. Некий 1 человек жил в стране Авситидийской, имя ему – Иов. И был тотъ человек истинен, непорочен, праведен, богобоязнен, (и) удалялся отъ всякаго худого дела 2 . Иов. 1 :2. И было у него семь сынов и три дочери. Иов. 1 :3. И было скота у него: овец семь тысяч, верблюдовъ три тысячи, волов пять сот пар, пять сот пасущихся ослиц, и слуг весьма много, и дела большия были у него на земле 3 , и он был знатнейшим из жителей востока солнца. Иов. 1 :4. И собирались сыновья его друг к другу, устраивали ежедневно пир, взяв с собою и трех сестер своих, чтобы с ними есть и пить. Иов. 1 :5. И когда оканчивались дни пира, Иов посылал (за ними) 4 и очищал их, встав поутру: приносил о них жертвы по числу их, и одного тельца за грех, о душах их, ибо говорил Иов: „может быть, сыновья мои как нибудь согрешили и в разуме 5 своем дурное помыслили против Бога“. Так поступал Иов во все дни. Иов. 1 :6. И было в один день 6 : и вот пришли Ангелы Божии предстать пред Господом и диавол пришел с ними. Иов. 1 :7. И сказал Господь диаволу: откуда пришел ты? И сказал диавол в ответ Господу: я обошел землю и прошел поднебесную, и вотъ 7 предстою. Иов. 1 :8. И сказал ему Господь: обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как онъ 8 , на земле человека: непорочнаго, истиннаго, богобоязненнаго, удаляющагося от всякаго худого дела. Иов. 1 :9. И отвечал диавол и сказал Господу: Иов. 1 :10. Разве даром Иов чтит Господа? Не Ты-ли со вне оградил его и внутренность дома его, и (даже) со всех сторон все имущество его? А дела рук его Ты благословил и умножил скот его на земле. Иов. 1 :11. Но простри руку Твою и коснись всего, что он имеет, и он в лице не благословит-ли Тебя 9 ? Иов. 1 :12. Тогда сказал Господь диаволу: вот все, что у него есть, отдаю в руку твою, только (его) самого не касайся. И вышел диавол от Господа. Иов. 1 :13. И было въ один день: сыновья Иова и дочери его 10 пили вино в доме старшаго брата своего. Иов. 1 :14. И вотъ пришел вестник к Иову и сказал ему: пары волов пахали, а ослицы паслись подле них,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 42 :10. И возрастилъ 1010 Господь Иова, а когда он помолился и о друзьях своих, Он отпустил имъ грехи 1011 ихъ 1012 . И далъ Господь Иову вдвое более того, что он имел прежде. Иов. 42 :11. И услышали все братья его и сестры его о всем, случившемся с ним, и пришли къ нему, (а также) и все, кто знали его прежде, ели и пили у него, утешили его и дивились всему, что навел на него Бог, и каждый дал ему по одной агнице и по четыре золотых без печати 1013 драхмы. Иов. 42 :12. И благословил Господь последние (дни) 1014 Иова более, нежели прежние: и было скота у него, овец четырнадцать тысяч, верблюдов шесть тысяч, волов тысяча пар, ослиц в стаде тысяча. Иов. 42 :13. И родились у него семь сыновей и три дочери. Иов. 42 :14. И назвалъ он первую: День, вторую: Кассия, а третью: Амалфеев рог. Иов. 42 :15. И не находились в поднебесной по красоте подобныя 1015 дочерям Иова. И дал им отец наследство среди братьев их. Иов. 42 :16. И прожилъ Иов после болезни сто семьдесятъ 1016 лет, всех же лет он прожилъ двести сорок восемь 1017 . И видел Иов сынов своих и сыновъ их сынов, даже до четвертаго рода. Иов. 42 :17. И скончался Иов старцем, в полноте дней. Написано 1018 , что он снова возстанет с теми, съ кем Господь возстановит его 1019 . Так изъясняется в сирской книге 1020 . Он жил в земле Авситидийской, на границах Идумеи и Аравии, прежде имя было ему Иовав. Он взял жену Аравитянку и родил сына, по имени Еннон. Онъ имел отцем Зарефа, сына сынов Исава, а мать Восору, так что онъ был (в) пятом (роде) от Авраама. И сии цари, царствовавшие въ Едоме, каковою страною и он обладал: первый Валак, сын Веоров, и имя города его Деннава, а после Валака Иовав, называемый Иовом. А после него Ассом, бывший вождем страны Феманской; после него Арад, сын Варада, изсекший Мадианитян на поле Моавитском, и имя городу его Гефемъ 1021 . Пришедшие же к нему друзья: Елифаз (сын Софана), из сынов Исава, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарскаго) 1022 , Савхейский правитель, Софар, Минейский царь. Псалтирь

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, как пишет святитель Григорий Великий , подводя некоторый предварительный итог тем словам, что сказаны в отношении этого праведника в начале книги Иова, «блажен Иов, поскольку [здесь] указано, насколько он был чист в добре, и искусно показывается, насколько он был чужд злу» 161 . Мы знаем из библейского рассказа, что у Иова была большая семья – семь сыновей и три дочери (см.: Иов. 1:2 ), что он владел огромным имением: Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги ( Иов. 1:3 ) и что он был... знаменитее всех сынов Востока ( Иов. 1:3 ). По мысли святителя Григория Великого , последнее означает, что «Иов обладал необыкновенным богатством. А кто не знает, что мужи Востока весьма богаты? Значит, Иов именуется знаменитым, потому что был богаче [их]» 162 . Говоря о богатстве Иова, святоотеческая традиция в то же время настойчиво подчеркивает превосходство его духовного богатства над материальным. По слову преподобного Исихия Иерусалимского , «видимые богатства Иова были восхитительны, но еще более восхитительны были богатства внутренние...» 163 Вместе с тем, Святые Отцы настаивают на том, что причина личной святости Иова, равно как и основание его материального благополучия, – отнюдь не в нем самом. По мысли преподобного Ефрема Сирина , недопустимо, чтобы кто-либо «подумал, что все это – благочестие, невинность, великий почет – было у Иова благодаря [лишь] его человеческим способностям» 164 . Основание всего этого – в Божественных дарах, в подлинном Первоисточнике всякого блага – Творце и Промыслителе мироздания. Все это было Иову даровано Богом. Следом за кратким начальным описанием духовного, житейского и материального благополучия Иова библейский текст рисует близкую к идеальной картину его семейной жизни: Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их... Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни ( Иов. 1:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010