1:11. Мир в Персии. Подобно царским курьерам, докладывающим своему повелителю о том, что в империи все спокойно, эти небесные вестники отчитываются перед Ангелом Господним. Тот факт, что Дарий прочно восседал на троне, а всякие вспышки недовольства были подавлены, был хорошей новостью для империи, но плохой для иудеев. Их надежды на восстановление Давидова царства, которые связывались с распадом Персидской империи, ныне угасли. Кроме того, если армия Дария направлялась через Иудею в Египет (см. коммент. к 1:7), то донесение вестового внушало уверенность, что персы не представляют никакой опасности. 1:16. Сооружение дома Господня. В Езд. 3 описываются работы по восстановлению храма до 520 г. до н. э. Вероятно, жертвенник был установлен и начал функционировать, однако хронологические сведения, предваряющие рассказ о закладке фундамента в Езд. 3:10 , довольно расплывчаты (см. коммент. к Езд. 3:8 ). Не исключено, что фундамент закладывался дважды. 1:18–21 Второе видение: четыре рога и рабочие 1:18. Четыре рога. В Месопотамии цари и боги носили короны, или венцы, украшенные рогами, которые либо выступали, либо были выгравированы на них. Иногда эти рога располагались в виде ярусов, один над другим. Крылатый лев из дворца Ашшурбанипала несет на своей человеческой голове конусообразный венец с тремя рядами выступающих рогов. Трудно со всей определенностью сказать, почему здесь речь идет о четырех рогах. Возможно, это связано с концепцией четырех царств (см. коммент. к Дан. 7:17 ) или с четырьмя концами земли, откуда могли прийти эти враги (см. коммент. к Иез. 7:2 ). В контексте строительства храма наиболее вероятной представляется версия о четырех рогах жертвенника. Жертвенник был возведен на месте храма вскоре после возвращения из плена (см. коммент. к 1:16), но, скорее всего, его пришлось перенести в процессе работ по восстановлению храма. 1:20,21. Рабочие. В многочисленном персонале вавилонского храма конца VI в. до н. э. выделялась особая категория «ремесленников» (ummanu).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С точки зрения христианского учения, если еще и можно допустить некоторые космические иерархии в качестве посредников между Богом и человеком до Воплощения, то после Воплощения соединение человека с Богом происходит непосредственно во Христе, минуя все посредствующие инстанции. 3.1.10. Архангелы Наименование " архангелы " употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой, архангелами называют особых, высших ангелов, которые вообще не входят в дионисиеву иерархию. Это особые духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств. Согласно Преданию, таких архангелов восемь. В канонических книгах Свщ. Писания упоминаются только два архангела. Архангел Михаил (евр., " кто как Бог " ) упоминается в Дан. 10, 13, и Иуд. 9. В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова. Архангел Гавриил (евр., " муж Божий " или " сила Божия " ), упоминается в Дан. 8, 16 и Лк. 1, 19. В церковном Предании архангел Гавриил почитается, как вестник Божественных тайн. Четыре архангела упоминаются в книгах неканонических. Архангел Рафаил (евр., " помощь Божия " или " исцеление Бо-жие " ), упомянут в Тов. 3, 16 и почитается как исцелитель недугов. Архангел Уриил (евр., " огонь, или свет Божий " ) упоминается в 3 Езд. 4, 1, почитается как проводник Божественной любви, как пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания. Архангел Селафиил (евр., " молитва к Богу " ) упоминается в 3 Езд. 4, 1; 5, 20, почитается как научающий молитве. Архангел Иеремиил (евр., " высота Божия " ) упомянут в 3 Езд. 4, 36. Есть еще два архангела, которые не упоминаются в Свщ. Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами. Архангел Иегудиил (евр., " хвала Божия " или " славящий Бога " ) чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах. Архангел Варахиил (евр., " благословение Божие " ) почитается как служитель Божественного благословения.

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

1998. P. 19, 21). Появление в тексте доноса сообщения о 2 новых авторах, не упомянутых ранее,- Рехуме и Шимшае - также иногда трактуется как признак того, что первоначально текст письма был, возможно, другим (Ibid. P. 20). В качестве основной угрозы безопасности персид. властей представлено строительство стен Иерусалима, а о восстановлении храма в письме открыто вообще не сказано. В письме Артаксерксу упоминается царь «Аснафар (  )... великий и славный», который поселил различные народы «в городах Самарийских и в прочих городах за рекою» (1 Езд 4. 10); составители синодального перевода отождествляют Аснафара с Сеннахиримом, но более вероятно, что речь идет об одном из ассир. царей - Салманассаре (ср.: 4 Цар 17. 3) или Ашшурбанипале (про которого неизвестно, занимался ли он депортациями на завоеванных территориях) ( Grabbe. 1998. P. 20). В 1 Езд 4. 24 сообщается о том, что стараниями доносчиков строительство храма было приостановлено «до второго года царствования Дария, царя Персидского». Здесь имеется в виду, по-видимому, Дарий II (423-404 гг. до Р. Х.), поскольку Дарий I царствовал до Артаксеркса; в этом случае в тексте Е. п. к., повествование к-рой начинается в царствование Кира II (558-530 гг. до Р. Х.), оказываются неупомянутыми по крайней мере 3 персид. царя этой эпохи: Камбиз II (530-522 гг. до Р. Х.), Дарий I (522-486 гг. до Р. Х.) и Согдиан (423 г. до Р. Х.). Нек-рые исследователи, однако, решают эту проблему иначе: они считают, что строительство храма было возобновлено все же при Дарии I (522-486 гг. до Р. Х.), предполагая, т. о., отсутствие в Е. п. к. строгой хронологической последовательности (см., напр.: Grabbe. 1998. P. 21). В начале 5-й гл. рассказывается, что, пока строительство храма было приостановлено, пророки Аггей и Захария говорили «Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева». По-видимому, пророки призывали иудеев превозмочь свой страх перед окрестными жителями и перед персид. властями и, несмотря ни на что, продолжить строительство храма; их речи возымели действие, так что «Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме», причем оба пророка принимали участие в работах (1 Езд 5.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Гал. — Послание к галатам Еф. — Послание к ефесянам Флп. — Послание к филиппийцам Кол. — Послание к колоссянам 1 Сол. (Фес.) — Первое послание к солунянам (фессалоникийцам). 2 Сол. (Фес.) — Второе послание к солунянам (фессалоникийцам). 1 Тим. — Первое послание к Тимофею 2 Тим. — Второе послание к Тимофею Тит — Послание к Титу Флм. — Послание к Филимону Евр. — Послание к евреям Откр. — Откровение Иоанна (Апокалипсис).   Сокращенные Обозначения Книг Библии в алфавитном порядке Ветхий Завет Авв. — Книга пророка Аввакума Авд. — Книга пророка Авдия Агг. — Книга пророка Аггея Ам. — Книга пророка Амоса Быт. — Бытие Вар. — Книга пророка Варуха Втор. — Второзаконие Дан. — Книга пророка Даниила 1 Езд. — Первая книга Ездры 2 Езд. — Вторая книга Ездры 3 Езд. — Третья книга Ездры Екк. — Книга Екклесиаста или Проповедника (Соломона). Есф. — Книга Есфири Зах. — Книга пророка Захарии Иез. — Книга пророка Иезекииля Иер. — Книга пророка Иеремии Иов — Книга Иова Иоил. — Книга пророка Иоиля Иона — Книга пророка Ионы Ис. — Книга пророка Исайи Исх. — Исход Иудифь — Книга Иудифи Лев. — Левит 1 Мак. — Первая книга Маккавейская 2 Мак. — Вторая книга Маккавейская 3 Мак. — Третья книга Маккавейская Мал. — Книга пророка Малахии Мих. — Книга пророка Михея Нав. — Книга Иисуса Навина Наум — Книга пророка Наума Неем. — Книга Неемии Ос. — Книга пророка Осии 1 Пар. — Первая книга Паралипоменон 2 Пар. — Вторая книга Паралипоменон Песн. — Песнь песней Соломона Плач — Плач Иеремии Посл. — Послание Иеремии Прем. — Книга Премудрости Соломона Притч. — Притчи Соломона Пс. — Псалтирь Руфь — Книга Руфи Сир. — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Соф. — Книга пророка Софонии Суд. — Книга Судей израилевых Тов. — Книга Товита 1 Цар. — Первая книга Царств 2 Пар. — Вторая книга Царств 3 Цар. — Третья книга Царств 4 Пар. — Четвертая книга Царств Чис. — Числа   Новый Завет Гал. — Послание к галатам Деян. — Деяния апостолов Евр. — Послание к евреям Еф. — Послание к ефесянам Иак. — Послание Иакова Ин. — Евангелие от Иоанна

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

35 бросьте. Раскаяние включает в себя отречение от всего того, что препятствует поклонению Богу и порочит Его имя. Изначальное требование завета состояло в преданности одному лишь Господу ( Исх. 20,3–5 ; Нав. 24,14 ; Суд. 10,16 ). богов. См. 31,19; Нав. 24,23 . 35 отдали Иакову. Иаков вновь взял на себя духовное руководство в семье. серьги. Это были амулеты (ср. ст. 2). под дубом, который близ Сихема. Это священное дерево было связано с именем Авраама (12,6 и ком.; Нав. 4,18 ). 35 ужас Божий. Бог вызвал панический ужас у жителей окрестных городов ( Исх. 23,27 ; Нав. 2,9 ), что явилось для них подтверждением присутствия Господа с Иаковом. Теперь семья Иакова в глазах окрестных народов превратилась из мирных пастухов (34,21) в грозных воинов (34,30). 35 Луз. См. 28,19. 35 устроил... жертвенник. Поклоняясь Богу, семья завета тем самым сохраняла свою обособленность от хананеев и свидетельствовала им о Господе. Это было символическим подтверждением их права на обещанную Богом землю (12,7). 35:9–15 Бог, открывшись Иакову после его возвращения из Месопотамии в Вефиль, подтверждает Свои обетования (28,13.14). Основываясь на Своем завете с Авраамом относительно народов, царей и земли (17,5–8), Бог передает эти обетования Израилю Иакову (32,28), а через него его двенадцати сыновьям. 35 плодись. Благословение Божией благодати, адресованное всему человечеству (1,28; 9,1.7), особенным образом было сосредоточено на народе завета (47,27; Исх. 1,3 ). множество народов. См. 28,3. 35 землю... потомству твоему. См. 12,7 и ком. 35 восшел от него Бог. См. 28,13 и ком. 35:16–20 Близ Ефрафы Рахиль родила Вениамина, двенадцатого сына Иакова; она умерла при родах и была похоронена здесь. 35 родила. Рождение Вениамина завершило собой образование двенадцати колен Израилевых. 35 это тебе сын. Ее молитва была услышана (30,24). 35 Бенони. Плач Рахили о своем ребенке предвещает муки рождения, которые позднее испытает ее народ, производя на свет новый век, век благодати ( Иер. 31,15–17 ; Мф. 2,17.18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Итак, любое нравственное благо, проявляется ли оно в христианах или в нехристианах, есть дар Божий, а не человеческое достижение. Соломон молится: возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним (3 Цар. 8:50). См. также Пс. 105:46, 2 Пар. 30:9, а Ездра говорит: Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царя — украсить дом Господень, который в Иерусалиме, и склонивший на меня милость царя и советников его, и всех могущественных князей царя! (1 Езд. 7:27-28). См. также Езд. 9:9, Неем. 1:11, Тов. 1:13. Писание говорит, что именно Бог пробуждает в людях милость и сострадание; когда же Он оставляет людей на самих себя, они неизбежно приходят к ужасающему нравственному распаду: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства (Рим.1:28). В предыдущих стихах апостол дважды утверждает, что " предал их Бог постыдным страстям " . Это трудно понять иначе, как то, что, будучи оставлены Богом и предоставлены самим себе, люди впадают во всякое зло и безумие — впадают с такой неизбежностью, что можно сказать не " предоставил Бог им самим выбирать " , но " предал их Бог [их собственным] постыдным страстям " . Тот уровень нравственности, который существовал среди язычников, поддерживался благодатью Божией; когда Бог ослабил Свой покров, от " римских добродетелей " ничего не осталось. Тот же смысл имеют слова Господа " я ожесточу сердце фараона " (Исх. 9:16; Рим. 9:17): оставить грешника на него самого значит ожесточить его. Итак, именно Бог есть Тот, Кто сохраняет христиан в вере и благочестии, а всех вообще людей — на определенном уровне нравственности, который позволяет обществу существовать. Ибо зачем же мы молимся о мире и процветании нашей страны, когда то и другое зависит от доброй воли людей, по большей части неверующих, если и в неверующих добрая воля не является даром Божиим? Зачем же Апостол называет начальника " Божиим слугой " , а гражданскую власть " Божиим установлением " (Рим. 13:1-6), если способность поддерживать порядок и справедливость присуща людям самим по себе, а не является даром благодати Божией? Писание также вполне прямо говорит, что мир и справедливость в обществе — это дар Божий:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

29. Иоиля (Иоиль); 30. Амоса (Ам.); 31. Авдия (Авд.); 32. Ионы (Иона); 33. Михея (Мих.); 34. Наума (Наум); 35. Аввакума (Авв.); 36. Софонии (Соф.); 37. Аггея (Агг.); 38. Захарии (Зах.); 39. Малахии (Мал.); Помимо перечисленных книг, которые называются каноническими , (образцовыми) в Писание входят книги неканонические :  1. Пророка Варуха (Вар.); 2. Послание Иеремии (Посл. Иер.); 3. Премудрости Соломона (Прем.); 4. Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир.); 5. Иудифи (Иудифь); 6. Товита (Тов.); 7. Вторая книга Ездры (2 Езд.); 8. Третья книга Ездры (3 Езд.); 9–11. Три книги Маккавеев (1, 2, 3 Мак.) Авторитет последних книг высок, и хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога. Святитель Афанасий Великий так говорит о них: «…есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим (оглашаемым, вступающим в Церковь. – Ред.) и желающим огласиться словом благочестия» 15 . 15Афанасий Великий, еп. Александрийский, свт. О Каноне Св. Писания (из 39 Послания о праздниках).  http://pravlib.ru/afanasy_39posl.htm  Суть Нового Завета состоит в том, что Бог исполнил Свое обещание и действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа, Который искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги.  Законоположительные:  1. Евангелие от Матфея (Мф.).  2. Евангелие от Марка (Мк.).  3. Евангелие от Луки (Лк.).  4. Евангелие от Иоанна (Ин.). Эти книги, Евангелия, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его воплощении на земле от Пречистой Богородицы Девы Марии, о Его жизни на земле, о чудесах, которые Он творил, проповедуя Царство Божие, о Его спасительном учении и, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на Небо.  Исторические:  5. Деяния апостолов (Деян.) Она рассказывает о том, как апостолы после сошествии на них Святого Духа проповедали повсюду Благую весть, распространяя Церковь по всей земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Захарии. Гари Холл Исторический и культурный фон Книга Захарии имеет тот же самый исторический контекст, что и книга Аггея. Как и в книге Аггея, некоторые проповеди Захарии имеют точную дату, как, например, первая, которая была прочитана «в восьмой месяц, во второй год царя Дария» (1:1), то есть в октябре 520 года до н.э. Так Захария начал проповедовать, когда служение Аггея уже шло полным ходом. Вторая проповедь Захарии была прочитана в «двадцать четвертый день одиннадцатого месяца», то есть 15 февраля 519 года до н.э. Последняя дата, данная в тексте книги – «четвертый день девятого месяца» (7:1) в четвертый год правления царя Дария, то есть 7 сентября 518 года до н.э. В главах с 9 по 14 книга Захарии не уточняет ни одной даты и мнения ученых относительно происхождения этих глав, как и следует ожидать, расходятся (см. ниже). В 520 году до н.э. Дарий только-только начинал свое продолжительное и успешное правление Персией. На троне он сменил Камбуса, сына великого царя Кира. В первый год правления ему пришлось заниматься подавлением оппозиции, но это не заняло много времени, и вскоре он уже держал ситуацию в своих руках. Правление Дария продолжалось 34 года, до 486 года до н.э. Первые пленники вернулись в Палестину в 538 году, чтобы восстановить храм, но очень скоро строительные работы прекратились, причиной чему стали упадок духа и сопротивление местной власти. Но Аггей и Захария дали народу необходимый толчок, и под руководством Зоровавеля через четыре года строительство храма было завершено ( Езд.6:15 ). Текст и автор Из первого же стиха книги мы узнаем, что Захария был сыном Варахии и внуком Адды. Он был современником Аггея, вместе с которым призывал людей к восстановлению храма (Ездры 5:1, 6:14). Его имя, очевидно, означает «Яхве помнит» – вполне подходящее имя, если учесть обстоятельства, в которых оказались возвратившиеся пленники, и постигшее их чувство разочарования. Захария – популярное имя в Ветхом Завете. Один ученый отыскал тридцать персонажей Библии, носивших имя Захария. 1092 Нам неизвестен возраст Захарии, но, судя по 2:4, он мог быть молодым человеком. Захария также был современником Зоровавеля (4:6,7:9), которого персидский царь Дарий I поставил областеначальником над Иудеей, и который, вдохновленный Аггеем и Захарией, возглавил работы по восстановлению храма ( Езд.2:2, 3:1213 ; Аг.1:12:9 ; Зах.4:810 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Славянская Библия (и Синодальное — Елизаветинское — издание, и цитируемый прп. Иосифом Волоцким список) в переводе этого прообразовательного отрывка повторяет чтение Септуагинты; этим обусловлено отличие приводимого рус. перевода от Синодального. — Ред. 8 Ср.: Зах. 12, 10. В рукописи Соловецкой библиотеки и рукописи архиеп. Григория цитата совпадает с распространенными редакциями Библии: “посмотрят на Него…”. — Ред. 9 Ср.: Зах. 13, 7. Приводимая прп. Иосифом цитата близка к редакции Острожской Библии и отличается как от редакции славянской Елизаветинской Библии 1751 г., так и от Синодального перевода 1876 г. — Ред. 10 Ср.: 1 Езд. 7, 27; 2 Езд. 8, 25. Ключевой оборот цитируемого стиха — “распростерший Свои руки” — в доступных редакциях славянской Библии обнаружить не удалось. — Ред. 11 Ср.: Зах. 14, 4–5, 8. Цитируемый прп. Иосифом текст близок к редакции Острожской Библии. — Ред. 12 См. Ис. 2, 2–3. Расхождения с Синодальным переводом в славянских редакциях Библии. Первое предложение цитаты в доступных списках славянской Библии обнаружить не удалось. — Ред. 13 В данном случае прп. Иосиф Волоцкий не цитирует Священное Писание, а обобщенно передает смысл выше и ниже цитированных мест. — Ред. 14 См. Евр. 1, 2–3. Отличия от Синодального перевода в порядке слов цитаты — по славянской Библии. — Ред. 15 Пс. 44, 7. Цитируем по славянскому тексту псалма; в Синодальном русском переводе Библии это же место в цитировании ап. Павлом (Евр. 1, 8) совпадает со славянской Библией; в самом же псалме перевод дает: “вовек”. — Ред. 16 Пс. 103, 4. В Синодальном переводе в тексте псалма — “Твоими”, а в цитировании ап. Павла — “Своими”; в славянском тексте псалма нет расхождения с цитатой апостола. — Ред. 17 См. Быт. 18, 9 — 10. В Синодальном переводе: “сказали ему”, “сказал один из них”; в славянской Библии глагол употребляется в ед. числе: “рече”, — но в доступных нам славянских редакциях Библии слово “Господь” в этом отрывке отсутствует. — Ред. 18 См. Быт. 12, 3. Как в русском Синодальном переводе, так и в доступных нам славянских редакциях Библии здесь: “племена земные”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010