Псиол Глафира Ивановна, в замуж. Дунина-Барковская 240, 415 Пушкин Александр Сергеевич 11, 12, 14–16, 35, 36, 50, 75, 76, 88 («новая утрата»), 89 («Ничего не предпринимал я без его совета»), 91, 93 («Великого не стало»), 97, 98, 105, 108, 110, 112, 123, 192, 195, 233, 247, 255, 262, 330, 364, 366, 367, 373–375, 378–380, 382–384, 388, 393, 394, 399, 406, 414, 426, 436, 445, 451 — «Вновь я посетил» («Отрывок») 16, 108, 388 — «Галуб» 132, 394 — «Евгений Онегин» 122 («которым и больно и смешно»), 132 («которых мы обязаны любить и почитать, и с рождеством их поздравлять, чтоб в остальное время года о нас не думали они»), 148 («Привычка свыше нас дана, замена счастия она») 287, 392, 394, 397, 434 — «Египетские ночи» 132, 394 — «Капитанская дочка» 85, 382 — «Моцарт и Сальери» 81 («таким счастливцем праздным»), 380 — «На выздоровление Лукулла» 414 Пушкин Александр Сергеевич, «На статую, играющую в свайку» 123 («по стихам Пушкина, написанным на его Сваечника»), 392 — «Полководец» 85, 382 Пушкина М. А. 375 Пушкина Н. Н. 12 ( «Пушкин в письме к жене») Р адзивилов 34 Раевская Прасковья Ивановна 24, 279–281, 284, 289, 297, 302, 304, 327, 337, 375, 428, 431, 433, 435, 436, 438, 445, 447, 449 Раевские 313 Рафаэль 95, 100, 138, 177, 224, 260, 353, 435, 450, 451, 453 — «Изгнание Илиодора из храма» 349 и 353 («за копию женщин из Илиодора»), 451 — «Положение во гроб» 353, 453 — «Преображение» 353, 435, 453 Раштадт 58, 111 («Растан»), 375, 388 Редкин Петр Григорьевич 23 Рейн 13, 41, 50, 56, 57, 133, 343 Рейтерн Елизавета, в замуж. Жуковская 441, 450 Рейтерн, художник 441 Репнин Василий Николаевич 375, 401 Репнин-Волконский Николай Григорьевич 32, 195, 240 («княгине и князю»), 364, 375, 401, 406 Репнина Варвара Алексеевна (княгиня) 120, 170, 195, 240 Репнина Варвара Николаевна 18, 68, 146, 155, 168, 171, 172, 193, 195, 239, 375, 391, 396, 398, 401, 402, 406, 411, 414, 415 Репнина Елизавета Николаевна 141 («Ваша сестрица») 396 Репнина Елизавета Петровна, рожд. Балабина 274, 375, 395, 401, 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

587. Сборник богослужебный , в четвертку, 450 лл., без начала и конца, полууставом XV–XVI вв., в поврежденном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца что на Возине». Состав: I) Шестоднев: 1) недельныя службы восьми гласов (1–242); служба 1-го гласа начинается концом канона на повечерии в субботу; 2) службы на каждый день седмицы (243–332); 3) светильны воскресные и евангельския стихиры (332–339 об.); 4)троичны 1–8 гласов (339 об.–342 об.); 5) утренния воскресныя евангельския чтения (342 об.–351 об.). II) Минея Общая: службы: 1) пророку единому (352–360), 2) апостолу единому (360–367), 3) двема апостолом и многим (367–372), 4) святителю единому (372–380); 5) святителем двема и многям (380 об.– 386 об.), 6) священномученику единому (386 об.–392); 7) священномучеником двема и многим (392–397); 8) преподобному единому (397–402 об.); 9) преподобным двема и многим (403–406 об.); 10) преподобному мученику единому (406 об.–411); 11) преподобным мучеником двема и многим (411–415 об.); 12) мученику единому (415 об.–423); 13) двема мучеником и многим (423–428 об.); 14) мученице единой (428 об.–434 об.); 15) мученицам двема и многим (434 об.–440 об.); 16) единой преподобной жене (440 об.–446 об.); 17) двема преподобным и многям женам (446 об.–450 об.), без конца. 588. Сборник богослужебный , в четвертку, 187 лл., полууставом XV–XVI вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 3, 4, 13, 15, 52–63, 65–76, 92–94, 97–100, 112–116, 139–141, 151–153, 156–157, 160, 163 и 170; от 1 и 2 листов уцелели лишь клочки. IIa 1 листе в приписке указана вкладная дата 7101 (1593) года. На полях внизу листов 3–8 приписки: 1) «Лета 7100 десятаго (1602) дал сию книгу Васьян Андре(ов) кануник Пречистой на Монзу в дом по своих родителей и по своей душе подписал своею рукою»; 2) «Покрова на Шиленге». Состав: 1) канон радостен Пресвятей Богородице Одигитрии (2–8); 2) служба Николаю чудотворцу 6 декабря, (8–24), неполная: нет одного листа между 21 и 22 листами; 3) последование в пятницу пятой недели вели поста (24 об.–51); 4) последование церковного пения и собрания вселетного по уставу иже в Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

376 Eth 6.424—428. 377 Eth 3.590—599. 378 Eth 1.12.483—489. 379 Eth 11.386—391. 380 Eth 15.189—196. 381 Cat 28.262—274. 382 Cat 28.291—299 383 Cat 33.80—93. 384 Cat 33.215—218. 385 Cat 34.33—35. 386 Hymn 58.224—248. 387 Eth 13.222—236. См.: Часть II. Покаяние. Примечание 17. 388 Eth 13.278—283. 389 Сар 3.46 390 Сар 3.79. 391 См. по этому вопросу диссертацию Joost Van Rossum. The Ecclesiological Problem in St. Symeon The New Theologian. 1976. (New York). Классическая книга — Karl Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt (См. библиографию) — рассматривающая те же вопросы, не потеряла еще своего интереса. 392 Ер 1.2—4. 393 Ер 1.34—36. 394 Ер 1.39—44. 395 Ер 1.79—83. 396 Euch 2.14—15. 397 Ер 1.112—117 398 Ер 1.128 399 Ер 1.134—146 400 Ер 1.150—155. 401 Ер 1.177—183. 402 Ер 1.223—236. 403 Ер 1.237—245. 404 Ер 1.258—263. 405 Van Rossum. The Ecclesiastical Problem… p. 34—35. 406 Ep Ep 1.278—280.1.263—274. 407 Ep 1.307—309. 408 Ер 1.318—322. Можно заметить значительное сходство, может быть даже влияние, между тем, что говорит здесь пр. Симеон о апостольском преемстве, и хорошо известным местом из Климента Римского в его Послании к Коринфянам. Хотя намерение пр. Симеона совсем другое: не столько подкрепить авторитет существующей иерархии, сколько показать действительность дара Святого Духа истинным преемникам апостолов. Св. Послание Климента к Коринфянам, гл. 42—44. 409 Ер 1.327—333 410 Ер 1.351—361 411 Ер 1.362—374. 412 Ер 1.387—390. 413 Ер 1.427—432 414 Ер 1.433—442 415 Ер 1.452—456. 416 Hymn 55.38—51. 417 Eth 2.7.260—266. 418 Eth 7.1—6. 419 Eth 2.7.291—294. 420 Eth 13.175—178. 421 Eth 10.188—192. 422 Ер 4.49—53. 423 Cat 2.139—152. 424 Eth 1.12.173—183 425 Hymn 15.250—261. 426 Eth 10.430—448. 427 Eth 10.114—118. 428 Hymn 55.28—51. 429 Сар 1.35. 430 Сар 1.36 431 Сар 3.45. 432 Eth 7.385—387 433 Cat 24.109—121 434 Диадох Фотикийский. Сто глав о духовном совершенстве. Глава 60 и 73. 435 Пр. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 7. (P. G. 88.801—818). 436 Eth 13.236—250. 437 Euch 2.13—18. 438 Euch 2.187—189.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

1923 Иппон держался в течение четырнадцати месяцев. Бонифаций тогда получил помощь из Италии и с востока, но опять был разбит вандалами. Население Иппона спасалось морем. После Августина не упоминается ни о каком другом епископе. В VII столетии город был разрушен, и материалы его пошли на построение Боны, верстах в четырех от него. 1933 Prosper. Patrol. 51:604. По свидетельству Прокопия (De Bello Vandal. T. 1, p. 187) и Марцеллина (455 год), Максим был подстрекателем к убийству Аеция. 1941 См. Joh. Damasc. De Faid Orthod. 3:4 (Opera 1:209–10, edit Paris, 1712); Petau De Incarn. 4:15, 16; 10:1. 1944 Theodor. 5:40. Григорий Великий говорит, что апостольское седалище отвергает «Историю» Созомена , потому что в нем говорится о Феодоре, как остававшемся до самой смерти великим учителем церкви; никто, поэтому, говорит Григорий, не может принять этой книги, не противореча пятому вселенскому собору (Ер. 7:34). Феодор был епископом мопсуестийским с 392 по 428 годы. Большая часть, его сочинений теперь потеряна. Он, будто бы, отвергал некоторые книги св. Писания, и отрицал евангельское значение некоторых псалмов, которые вообще считались пророческими по отношению к Мессии, Как на образчик его метода, можно указать на его критику на книгу Иова, ссылки па которую делались на 5-м вселенском соборе (Collat. 4:5:451–7, edit, Labbe). Писатель, говорит он, вместо того, чтобы рассказать историю этого патриарха простым и назидательным образом, усиливается выставить свою языческую ученость и подражать красноречию языческих трагиков. Феодор находит недостатки в проведении завязки и аргументации. Языческую тенденцию он считает с достаточностью очевидной из того обстоятельства, что младшая дочь Иова носит (в переводе LXX) языческое имя рога Амалфеи, которое должно исходить от автора, так как патриарх ничего не знал о греческой мифологии (!). Его толкование на Песнь Песней отличается подобным же стилем. 1950 Serm. 4. Некоторые относят это к празднику Рождества 428 года; другие к Богоявлению или к Благовещению 429 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

362-369 369-378 ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович († не ранее 1549), дворянин на польской и русской службах, писатель-публицист 378-382 382-386 386-391 392-394 394-397 397-401 401-403 403-412 ПЕРЕСОПНИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ памятник восточнослав. (украинского) кириллического книгописания, книжной иллюминации и миниатюры, созданный в 1556-1561 гг. на Волыни (ныне Хмельницкая и Ровненская области Украины) 412-415 415-416 416-419 421-423 419-421 424-426 «ПЕРИВЛЕПТА» («видная отовсюду», «всесторонне прекрасная», «восхитительная»), один из устойчивых эпитетов Божией Матери 426-427 427-428 428-450 ПЕРМСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Пермская митрополия РПЦ, образована по решению Синода от 19 марта 2014 г. в адм. границах Пермского края 450-451 451-453 453-455 455-477 ПЕРМСКИЙ СТЕФАНОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Пермский Стефанов во имя Святой Троицы мужской монастырь (Пермской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми 477-478 ПЕРОЖАВРА СИВНИЙСКАЯ (IV в.), св. (пам. груз. 15 янв. вместе со св. царицей Саломеей Уджармской ) Грузинской Православной Церкви 478-479 479-486 ПЕРСИДСКИЕ МУЧЕНИКИ Грузинской Православной Церкви (XVII в.) - см. Ферейданские мученики (пам. на Вознесение Господне) 486-487 ПЕРСОНАЛИЗМ обобщенное наименование мировоззренческих представлений и философских учений, утверждающих высший онтологический и ценностный статус личности 487-491 491-493 ПЕРТОМИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Архангельском у. Архангельской губ., на вост. берегу Унской губы Белого м. (ныне пос. Пертоминск в 120 км от г. Архангельска) 493-497 497-513 PERFECTAE CARITATIS декрет Ватиканского II Собора об обновлении монашеской жизни (лат. renovatione vitae religiosae) применительно к совр. условиям 513-516 ПЕРЧАТКИ один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора 516-517 517-520 ПЕСАХ главный праздник евр. традиц. календаря, посвященный воспоминанию исхода евреев из Египта и связанных с ним событий; «пасха иудейская» (Ин 11. 55)

http://pravenc.ru/vol/lv.html

Феодор Мелитиниот (ум. между 1388–1397 гг.) – великий сакелларий Св. Софии, учитель в Патриаршей школе, написал энциклопедию по астрономии, которую как науку ставил на второе место после теологии. См.: Мелитина. Феодор Метохит (1269/70–1332 гг.) – крупный политический деятель и писатель. Родился в Никее в семье знатного вельможи, который подвергся опале и был удален от двора василевса Андроника II (1282–1328 гг.). Тем не менее выдающиеся способности способствовали политической, чиновной карьере его сына, Ф. М., который в итоге достиг должности великого логофета, главы правительства, и стал месадзоном Андроника II. Развернул в Константинополе большое строительство, возвел для себя великолепный дворец, а из общественных зданий восстановил и украсил за собственный счет монастырь Хора (см.: Кахрие-Джами). Благополучие Ф. М. стало жертвой гражданской войны, вызванной борьбой за трон между Андроником II и его внуком, Андроником III. После воцарения Андроника III в 1328 г. его обвинили во всех прегрешениях свергнутого василевса, конфисковали значительную часть имущества, дом разграбили и сожгли. Ф. М. был сослан в кастрон Дидимотейхос, откуда ему разрешили вернуться в 1331 г. Последние годы жизни провел в монастыре Спасителя в Хоре, где и умер под именем монаха Феофлета. Ученый-энциклопедист, философ- гуманист, занимался изучением математики и астрономии, очищенной от астрологии, писал риторические сочинения, поэмы, в том числе автобиографического характера. Автор 145 писем. См.: Никифор Григора. Феодор Мопсуестский (350–428 гг) – епископ Мопсуестии (392–428 гг), крупнейший религиозный мыслитель конца IV – начала V в., ученик и последователь Диодора Тарсского, главы Антиохийской школы теологии. Согласно его учению, во Христе соединены две природы, соответствующие двум лицам – Бога и человека. Ф. М. прокомментировал почти всю Библию , написал теологические сочинения по церковной догматике и литургике, в том числе гомилии с комментариями на ход и структуру Божественной литургии (Евхаристии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 . Библия , Острог. 12 августа 7089 (1581) г., в лист ц. б. Выписки на стр. 278–280, 378–379, 416–427, 478–479. 15 . Благовестник , Евангелие толкованное блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским, Москва. 6 августа 7156 (1648) г. – 1 апреля 7157 (1649) г., при патриархе Иосифе, в лист, ц. б. Выписки на стр. 18, 19, 69–84, 122, 137–138, 189–190, 205, 344, 345,389–392, 407, 441–442, 443–445, 451. 16 . Богословие , преподобного Иоанна Дамаскина , Москва. 1774 г., в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 404–410. Указ. на стр. 394. 17 . Василия Великого Богоугодных трудов, Москва. Январь 7295 (1787) г., в лист, ц. б. Выписки на стр. 265–266, 270–271, 284–285. Указ. на стр. 297. 18 . Василия Великого творения в русском переводе, Москва. 1846 г., г. б. том 8, и из Православно-Догматического Богословия. Выписки на стр. 236, 481–482. 19 . Василия Нового житие, известное под именем Григорьева видения, Почаев. 7302 (1794) г., и в неизвестных типографиях в четвертку ц. б. Выписки на стр. 153–154. 20 . Григория Богослова свидетельство из Православно-Догматического Богословия. Выписки на стр. 73–74. 21 . Григория Омиритского , прение с Ерваном жидовином, старописьменной рукописи: Московской Синодальной библиотеки 15 века 670 под 419 и библиотеки Московской Никольск. Единоверческого монастыря 17 века, 75. Вып на стр. 467–468. 22 . Епифания св . свидетельство из Православно-Догматического Богословия. Выписки на стр. 65–66. 23 . Ефрема Сирина и аввы Дорофея , Москва. 28 сентября 7159 (1651) г. – 1 января 7160 (1652) г., при патриархе Иосифе, в лист ц. б. Выписки на стр. 169–170, 392–393, 407, 416–416, 428, 431–432, 443. 24 . Ефрема Сирина творения в русском переводе, Москва.. 1861 г. гр., б. часть 6. Вып. 1 стр. 466–467, 475–484. 25 . Евангелие , Москва. 28 апреля 7133 (1624) г. – 19 марта 7135 (1626) г., при патриархе Филарете, в лист, ц. б. Выписки на стр. 25, 155–156, 187–188, 343–344, 402. Евангелие Благовестное , см. Благовестник . 26 . Евангелие учительное, Москва. 7 февраля 7160 (1652) г. – 12 июня 7160 (1652) г., при патриархе Иосифе, в лист, ц. б. Выписки на стр. 282, 374–376, 451–452.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Unum de assumente et assumpto. Item librum margaritarum in quo epistolae eius collectae sunt. Demum semonem de legislatione. a) Homilías catequéticas El impulso inicial al marcado interés que se ha despertado en torno a los escritos y doctrina de Teodoro de Mopsuestia se lo dieron en 1932 el descubrimiento y la publicación con traducción inglesa, hechos por Mingana, de un texto siríaco de las Homilías catequéticas de Teodoro. Estos sermones se identifican con las dos obras De sacramentis y De fide que menciona Ebedjesu al frente de los tratados no exegéticos. La Crónica de Seert se refiere a ellos con las siguientes palabras: " Nos ha dejado además una explicación del Símbolo de los 318 [Padres y de la Misa.» Hasta ahora sólo se conocían fragmentos aislados. Ahora por vez primera disponemos del texto completo de una obra en la que Teodoro presentaba la fe de la Iglesia a sus catecúmenos. Las dieciséis catequesis se dividen en dos partes: las diez primeras tratan de los artículos de la fe tal como se presentaban en el Credo niceno, mientras que las seis restantes explican el Padrenuestro (11), la liturgia del bautismo (12–4) y la Eucaristía (15–6). Las primeras están destinadas a los catecúmenos como preparación para el sacramento de la iniciación; las últimas –catequesis mistagógicas –, a los neófitos a lo largo de la semana que seguía al bautismo. Así, pues, toda la serie de instrucciones guarda un paralelismo exacto con las conferencias prebautismales y postbautismales de Cirilo de Jerusalén (cf. supra. p.379). Teodoro las pronunció probablemente en Antioquía entre los años 388 y 392, siendo aún presbítero, aunque Lietzmann cree que pertenecen a la época en que ocupaba la sede episcopal de Mopsuestia, por consiguiente a los años 392–428. Parece que se tradujeron al siríaco poco después de su muerte. Sin embargo, el manuscrito, Cod. Mingana Syr. 561, no es anterior al siglo XVII y se encuentra en la colección Mingana de la Biblioteca del Selly Oak College, Birmingham.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

112 Леонтий, магистр милитум во Фракии, был направлен Зеноном против восставшего Илла, однако перешёл на его сторону. Текст эдикта Верины о коронации Леонтия см. в «Хронике Феофана Исповедника », л. м. 5974, р. х. 474. Коронация Леонтия состоялась 19 июля 484 г. в Тарсе. 115 Несторий – константинопольский патриарх (428–431 гг.); его учение было осуждено и объявлено ересью на Эфесском соборе (431 г.). 116 В оригинале сказано двусмысленно: могут иметься в виду и учителя, стоящие во главе христианской школы, и епископы Эдессы. 117 Феодор – мопсуестийский епископ (392–428 гг.); богослов, вдохновитель несторианства. Его учение было осуждено и объявлено ересью на Константинопольском соборе (553 г.). 119 Силентиарии (от лат. silere – «молчать») – императорские придворные, отвечавшие за спокойствие («тишину») во дворце. 123 См. «Хронику комита Марцеллина», а. 491: 2: «Среди византийцев [т. е. жителей Константинополя] возникла народная война (bellum plebeium), [в ходе которой] в огне погибла большая часть города и цирка». 127 Κυρτν – «гроб». У других авторов Иоанн называется «Иоанн Гибб» (gibbus (лат.) – «гроб»). По окончании войны и Иоанн Скифа, и Иоанн Курт будут удостоены консульского звания: Иоанн Скифа – в 498 г., а Иоанн Курт – в 499 г. 128 Согласно комиту Марцеллину исаврийская война продолжалась шесть лет: исавры потерпели поражение во Фригии, однако продолжили борьбу, укрепившись в горных крепостях Тавра («Хроника комита Марцеллина», а. 492; «Хроника Феофана Исповедника », л. м. 5985, р. х. 485 ). 130 Феодор Анагност хочет сказать, что император Анастасий таким образом пытался создать себе предлог, чтобы прекратить войну. 138 Имеется в виду либо город, на побережье Мраморного моря, либо одноимённый город на средиземноморском побережье в провинции Пафлагония. 143 По принятому тогда обычаю патриархи крупнейших христианских церквей (Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской) отправляли особые соборные послания о своём рукоположении. 146

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

После неск. нападений на М. и грабежей со стороны мамлюков, в 1375 г. М. перешла под контроль Египетского мамлюкского султаната. С этого времени город начал приходить в упадок, а его христ. общины вскоре превратились в меньшинства среди турок-мусульман. В 1432 г. франц. паломник Бертрандон де ла Брокьер, посещавший М., писал, что значительная часть города находится в руинах. В 1515 г. М. была включена в состав Османской империи. В последующие столетия упадок города продолжался. К XIX в. он превратился в небольшую деревушку Мисис, к-рая занимала менее четверти площади древней М. В 60-х гг. XX в. Мисис была переименована в Якапынар. Значительные археологические исследования М. проводились в 1955-1961 гг. Среди памятников древности на месте выделяются рим. мост через р. Пирам (со средневек. перестройками), большая часть остатков средневек. городских стен, кладбища за пределами города. Отдельной стеной вне городской территории была обнесена исследованная археологами большая христ. церковь, построенная во 2-й четв. V в. Она представляла собой 3-нефную базилику с нартексами, примыкавшими к ней с запада и севера. До наст. времени сохранились напольные мозаики высокого качества, украшавшие базилику. На них представлены циклы сюжетов из ВЗ, в т. ч. история Ноя, подвиги Самсона и др. ( Biddle. 1969; Kitzinger. 1973). Предположительно это сооружение было посвящено мученикам Тараху, Прову и Андронику. На городской территории обнаружены также фундаменты церкви XII в. Ее посвящение неизвестно; к тому же неясно, принадлежал ли храм общине православных или Армянской Церкви. В совр. Якапынаре действует археологический музей. Известные епископы М. Феодор (упом. в 266-268), Македоний (325-342/343, арианин), Авксентий (359-360), Протоген, Зосим, Олимпий (381), Кирилл, Феодор (392-428), Мелетий (428-433, сторонник Нестория, низложен), Фома (Хоматий; 433-448), Вассиан (451), Иулиан (484, антихалкидонит, низложен), Иоанн (518/9, антихалкидонит, низложен), Авксентий, Палатин, Иаков, Зосим, Феодор, Симеон (все 1-я пол. VI в.), Косма (550-553), Антоний (560), Бенигн (597), Иов (798-808, иерарх Сирийской яковитской Церкви), Софроний (1365).

http://pravenc.ru/text/2564148.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010