391. Mango. Byzantium, 33. 392. Сл.4,96,16–20; SC 309,242=1.106. 393. 1 Пет.2:13–17. 394. Рим.13:1–5. 395. Рим.13:1. 396. 1 Тим.2:2. 397. Апология 33. 398. Лк.2:1–5. 399. Слова обращены к Юлиану. 400. Ср. Мф.17:24–27. 401. Сл.19,12–13; PG 35,1057–1060=1.295–296. 402. Сл.17,6–10; PG 35,972–977=1.258–260. 403. Сл.19,13; PG 35,1060=1.296. 404. Мф.19:8. 405. Мф.19:4. 406. Ср. Быт.2:16–17. 407. Сл.14,25–26; PG 35,892=1.221. 408. PG 37,938=2.229. 409. PG 37,853=2.233. 410. Мф.19:21. 411. Ср. Мф.16:24. 412. Сл.14,17–18; PG 35,877–880=1.214–215. 413. PG 37,602–603=2.158. 414. PG 37,884–885=2.242–243. Ср. Knecht. Frauen. 415. PG 37,903–904=2.249. 416. Сл.37,8,15–20; SC 318,288=1.514. 417. Гал.3:28. 418. Исх.10:12. 419. Рим.1:3. 420. Ср. Мф.1:23. 421. Быт.2:24. 422. Еф.5:32. 423. Еф.5:33. 424. Сл.37,6,4–7,20; SC 318,282–286=1.513–514. 425. Ср. Mango. Byzantium, 225–227. 426. PG 37,661=2.221. 427. Ср. Ин.3:3. 428. Сл.20,12,4–7; SC 270,80–82=1.305. 429. О девстве в ветхозаветной традиции (в частности, о ессеях и о " " терапевтах " " Филона) см. Guillaumont. Origines, 13–37. Ср. Леон–Дюфур. Словарь, 261–262. 430. Ср. Мф. 19, 10–12; 1 Кор.7, 7; 7, 24–25; Откр. 14, 4. 431. Об историческом контексте этого Собора см. Gribomont. Basile I, 26–33. 432. См. прав. 1, 9, 10 и 14. О недопустимости гнушения браком говорил во II в. Климент Александрийский (см. Строматы 3, 18). 433. Пир десяти дев, Феофила 1; SC 97, 70. 434. Феофила 5; SC 97, 80. 435. Быт. 2:21. 436. Феофила 2; SC 97, 70–72. 437. PG 35, 530=2.135. 438. PG 37, 539–540=2.138. 439. PG 37, 545–546=2.140. 440. PG 37, 547=2.141. 441. Ср. Быт. 2:24. 442. PG 37, 542–544=2.129. 443. PG 37, 550=2.142. 444. PG 37, 553=2.142. 445. PG 37, 567=2.147. 446. Ср. Brakke. Asceticism, 53. 447. PG 37, 563=2.146. 448. PG 37, 564=2.146. 449. Сл. 40, 18, 13–15; SC 358, 236=1.554. 450. Ср. Ин. 2:9. 451. Письмо 232; ed. Gallay, 166=2.531. 452. Сл. 40, 18, 15–16; SC 358, 236=1.554. 453. Сл. 37, 17–20; SC 318, 290=1.515. 454. PG 37, 1548=2.253. 455. PG 37,572=2.148.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Квалиф. Контрабанда 1.524 Должностные преступления 78.428 Против личности 61.551 Имущественные преступления 155.385 По закону от 7/8–32 г 27.313 Воинские преступления 5.521 ИВЭ и СОЭ 279.526 НЭП 20.976 Прочие преступления 22.552 Без указания 4.394 По срокам заключения До 6 месяцев (включительно) 236 До 1 года (включительно) 2.959 До 2 лет (включительно) 107.404 До З лет(включительно) 242.108 До4 лет (включительно) 64.754 До 5 лет (включительно) 287.590 До 6 лет (включительно) 38.626 До 7лет (включительно) 30.481 До 8 лет (включительно) 120.062 До 9 лет (включительно) 4.303 До 10 лет (включительно) 383.664 От 11 лет до 15 лет (включительно) 2.045 От 16 до 20 лет (включительно) 1.040 От 21 до 25 лет (включительно) 578 Без указаний 3.641 В том числе: ВМН с заменой л/свободы 3.350 По органам осуждения: НКВД (ОПТУ) 764.552 В том числе: а) Особым Совещанием НКВД 106.977 б) Спецстройками НКВД 300.505 НКЮ 522.815 Без указаний 2.124 Начальник 2 отдела ГУЛАГа НКВД лейтенант госбезопасности ГРАНОВСКИЙ ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1140. Лл. 189–195. Подлинник. 93 Справка о численности и составе заключенных тюрем и колоний ОМЗ ГУЛАГа на 1 января 1939 г. Фактически содержалось: на 1/I-39 г. на 15/III-38 Всего заключенных в местах заключения 700.392 726.141 I. В тюрьмах 342.131 364.508 В том числе – размещено на хоздворах 18.851 14.954 а) следственных 226.503 245.506 б) кассационных 32.151 29.760 в) транзитно-перес г) осужденных 74.489 79.691 Распределение следственных: а) числятся за органами УГБ 129.858 141749 б) числятся за органами РКМ 27.942 39.007 в) числятся за органами Прокуратуры 33.304 31.459 г) числятся за органами Судебн. орган 35.399 33.291 Контингент осужден ных: а) осужденных к тюремному заключению б) осужденных Особым Совещанием НКВД в) осужденных за особо опасные преступления 13.366 14.421 г) прочих осужденных 55.979 58.273 Из числа прочих осужденных 1) Несовершеннолетних, не достигших 16 лет 2) Несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет 3) Инвалидов и хроников, вовсе негодных к труду

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир, 1869 и Слова к Тамбовской пастве, вып. 2, стр. 115–131. Москва, 1867. 427 См. Слова к Владим. пастве, стр. 113–120, 148–154, 254–259 и 524–539 и Слова к Тамбовской пастве, стр. 158–163 упомянутого 2-го выпуска. 428 См. о сем предисловие редактора-издателя в подстрочном примечании к началу статьи преосв. Феофана в Домашней Беседе за 1869 г., выпуск 1. 429 Срав. преосв. Феофана письма о том, Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, стр. 51–52 Издание 2-е. Одесса, 1886. 431 Первое помянутое выше издание, 8 . Стр. 112†121†164. Затем уже в 1879 г. вышло в Москве 4-е, в 1886 г. в Одессе 6-е и в 1894 г., в Москве, 7-е (Афонское). 8 . Стр. 392. 434 Душепол. чтение 1894 г., стр. 563. Тоже самое в свое время увидим и в одном из неизданных писем преосв. Феофана к О.С. Бурачек. 436 Срав. лестный отзыв о них редактора «Домашней Беседы» к началу их в 6 выпусках Домашней Беседы за 1871 год. 438 Собственно говоря, за Вышенский период вышел в свет и 2-й выпуск слов к Тамбовской пастве. Москва, 1867. 8°. Стр. IV†20†III. 1-й вып. СПб. 1861. 8°. Стр. 326. 439 Эта довольно значительная по объему (стр. 628–632) статья представляет собой письмо к по поводу изданного еще в 1845 году стихотворения В.И. Александровского: " Небо голубое звездами» и проч. 440 Скончался в 1887 году в сане епископа Курского. Разумеется здесь его Толковое Евангелие. Кн. I. (Евангелие от Матфея). Москва, 1870. После вышли и дальнейшие книги его же Толкового Евангелия (1871–1874) и Толкового Апостола (1876). Последний закончился впрочем лишь толкованием соборных посланий (1887). 443 В пользу того же училища преосв. Феофан жертвовал выручку от продажи и других своих, главным образом толковательных трудов, особенно тех, которые печатаны были первоначальнов «Тамбов. Епарх. Ведомостях». 444 Из наставников Моск. дух. академии в то время однако никто не делал попытки подвергать критике брошюру преосв. Феофана. 445 Т.е. И.А. Крутикову, тогда студенту Моск. дух. академии. Письмо преосв. Феофана из неизданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

230. 3320 «die Subjektivität, welche den Boden der Existenz für den Freiheitsbegriff ausmacht... ist im Sittlichen die ihm adäquate Existenz desselben»: Recht. 219. 3323 «Thun»: Phän. 265. 328; «bewirkt». Phän. 328; «Bethäftigung»: Enc. III. 391; «Handeln»: Recht. 210; «Thätigkelt»: Recht. 312. 3329 Ср.: Phän. 326. 444: «der allgemeine Willen geht in sich und ist einzelner Willen». См. главу пятнадцатую. 3337 «in den Ernst desselben (des sittlich Objektiven) sich zu vertiefen und aus ihm zu handeln: Recht. 203. 3338 «harte Arbeit gegen die blosse Subjektivität des Benehmens, gegen die Unmittelbarkeit der Begierde, sowie gegen die subjektive Eitelkeit der Empfindung und die Willkür des Beliebens»: Recht. 253. 3342 «Selbstsucht»: Enc. III. 428. Rel. I 163; «Eigensucht»: Rel. I. 75–76; «Uneigennützigkeit»: Lass. II. 469. 3359 «in der wahren Sittlichkeit die Subjektivität aufgehoben ist»: Glaub. 150; «nicht als Subjektives zu sein, sondern durch die Tätigkeit des Subjekts selbst die Subjektivität aufzuheben»: Enc. III. 369. 3370 das «wahrhafte lebendige nicht unterwürfige Einssein» «mit der absoluten sittlichen Majestät»: W. Beh. 338. 3371 «sittliche Persönlichkeit, d. i. die Subjektivität, die von dem substantiellen Leben durchdrungen ist»: Enc. III. 392. 3374 «sein empirisches Sein und Thun ist ein schlechthin allgemeines; denn es ist nicht das Individuelle, welches handelt, sondern der allgemeine absolute Geist in ihm»: Lass. II. 465. 3377 Cp.: die Individuen «ihre innere Allgemeinheit wirklich besitzer»: Recht. 219. Курсив Гегеля. 3411 «das Recht der Individuen an ihre Besonderheit ist ebenso in der sittlichen Substanzialität enthalten»: Recht. 219–220; cp.: 268. 3420 Cp.: «das Natürliche... als ein Aufzugebendes... würde selbst nichts Sittliches sein»: W. Beh. 338. 3431 Cp.: «Die Allgemeinen sittlichen Wesen sind also die Substanz als Allgemeines und sie, als einzelnes Bewusstsein»: Phän. 343. 3457 «Zum Bürger eines wohleingerichteten Volkes»: W. Beh. 400. У Гегеля ссылка на Диогена Лаэрция.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Толстого. Издание М.К. Элпидина. Genève, 1892 (16 с.). Учение двенадцати апостолов. Перевод с греч. Л.Н. Толстого. М., 1906 2 , 1911 3 . Переиздания: ПСС, т. 17. Пг., 1916 1 , 3–17; ПСС, т. 25. М., 1937, 416–424 (перевод), 424–428 (комментарии Толстого). Рец.: Соловьев И., свящ. О новом переводе «Учения двенадцати апостолов», помещенном в журнале «Детская Помощь». – ЧОЛДП 1885, кн.7 (июль-август), пагин. 2-я, 67–92 (высказано предположение об авторстве Л.Н. Толстого); Р – в В. – ТКДА 1906, т.1, 4, 694–697. Бронзов А. Библиографическая заметка. Addenda к библиографической заметке г. В. Р-ва (ТКДА 1906, апр., 694–697). – ТКДА 1906, 6, 389–392 (о переводе Л.Н. Толстого по поводу «не преступай клятвы» гл. 2. Замечает также, что пер. К.Д. Попова в изд. «Посредник» М., 1898 намеренно искажен издательством). Ср.: Mattioli U. La Didachè secondo Tolstoj. – Mattioli U., Torti G. La Didachè secondo Tolstoj; La guerra e la pace secondo Sant’Ambrogio. Univ. degli Studi di Parma Ist. di lingua e lett. latina. Firenze, 1974. 153 p. 5. Свящ. M.[C.] Соловьева: ПО 1886, июль, 497–516 (греч. текст с параллельным рус. пер. и примеч.). Отд. оттиск: Учение XII апостолов/Греч. текст с рус. пер. и примеч. М. С. Соловьева и введением Вл. Соловьева. М.: Унив. тип., 1886, 41 с. Переизд. одного перевода: Брюсс. Антол., 16–26. 6. Свящ. И. Соловьева: Приложение к ЧОЛДП 1886, апр., 1–16; сент., 17–40; окт., 41–76 (греч. текст с параллельным рус. пер., обширные параллельные места из Библии и раннехрист. лит-ры на греч. языке). Отд. оттиск (?): М., 1886. Переизд. перевода: ЖМП 1975, 11, 68–72 и Настол. кн., 732–737 (в подстрочных примечаниях указано большинство расхождений с переводом К.Д. Попова по изд. 1906 г.). 7. А.Ф. Карашева: Карашев 1896, Приложение, XIII-XLVI (греч. текст с паралл. рус. пер. и коммент. За основу взят перевод К.Д. Попова , при коммент. использованы примеч. К.Д. Попова и свящ. И. Соловьева). 8. Я. Проханова (баптистский): Христианин 1924, 5, 29–36. Переизд. перевода: Альманах «Богомыслие».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Ср. 6, с. 441-443. Сочинения •Филофея, связанные с захватом Ираклии, опубликованы в 179, с. 1-46. Филофей, «О захвате Ираклии», 179, с. 7. 41, с. 5-163. Ср. ссылки на тексты в 103, с. 284, прим. 22. Сам Григорий Палама в последние годы жизни, будучи архиепископом Фессалоникийским, поддерживал дружеские отношения с обоими претендентами на патриарший престол (ср. 105, с. 167, прим. 64); ср. также молитвы Филофея за Каллиста в «Захвате Ираклии», 175, с. 7. Ср. 109, с. 64. Кантакузин, Historié, IV, 29, ed. Bonn, III, с 217. Жития св. Саввы Ватопедского, св. Германа и патриарха Исидора, написанные Филофеем, и особенно его «Энкомион Паламе», показывают незаурядное риторическое искусство и изобилуют ссылками на античных авторов. Ср. 230, с. 120-149. Полный перечень сочинений Филофея см.: 10, с. 723-726. 64, с. 235-260; ср.также 87, стлб. 1501-1502. Идея союза византийцев и сербов появляется только в риторических речах Дмитрия Кидониса, разочарованного провалом прозападной дипломатии, которой он сам же и руководил. 102, I, с. 553-555 (синодальное постановление мая 1371). Ср. его послание архиепископу Охридскому (102, I, с. 491-493); ср. 111, с. 159. Ср. 82, с. 303-310 (там же указана более ранняя библиография). Ср. гл. 7. О внутреннем кризисе в Орде и влиянии его на русские дела см., в частности, 186, с. 245-263 и 202, с. 49-55; 167, с. 109-121. 246, с. 392. 246, с. 396. Наиболее подробное изложение его биографии см • 201 с. 171-225. 102, II, с. 117, а также с. 12. 102, I, с. 347. 246, с. 375-376. Ср. 201, с. 196-198. Ср. 246, с. 376-377. 102, I, с. 428. 246, с. 386; об обиде пострадавшего см. 237, с. 87: «Князь же великыи Михайло съжалиси велми о томъ и негодо-ваше, и не любо ему бысть, и положи то в измену и про то имеяше розмирие к князю къ великому, паче же на митрополита жаловашеся, к нему же веру имел паче всехъ, яко по истине святителю». Ср. не менее горькие упреки патриарха Филофея Алексию в связи с этим эпизодом (Приложение 6). Ср. 102, I, с. 523-525. 246, с. 397. 237, стлб. 105: ср. 239, с. 438-439.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Аксаков К. С. Полное собрание сочинений. Т.2. Ч.2. Опыт русской грамматики. М.: Тип. Каткова, 1880. Аксаков К.С. О современном человеке//Русь. 1883. N8, 12, 13. Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. Т.1. Изд. 2-е. М.: Тип. ун-та, 1889. Аксаков К.С. Собрание стихотворений. М.: Тип. " Об-ва распростр. полезных книг " , 1909. Аксаков К.С. Воспоминания студентства 1832-1835 годов. Пг.: " Огни " , 1911. Аксаков К.С. Сочинения. Т.1. Вступ. Статья, ред. и прим. Е.А. Ляцкого. Пг.: Огни, 1915. Аксаков К.С. Поездка в чужие краи К.С.Аксакова (Письма к родным)//Богословский вестник. 1915. N9; 1916. N3/4, 5, 9; 1917. N4/5. Аксаков К.С. О Карамзине. Неопубликованная речь//Русская литература. 1977. N3. С. 103-110. Аксаков К.С. Воспоминания студентства 1832-1835 годов//Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. М., 1989. С. 312-334. Аксаков К.С. О некоторых современных собственно литературных вопросах//Вопросы философии. 1990. N2. С. 158-176. Аксаков Константин. Рабство и свобода//Москва. 1991. N 8. С. 199-201. Аксаков К.С. О русском воззрении. Ещё несколько слов о русском воззрении//Встреча. Культурно-просветительная работа. 1993. N4. С. 24-26. Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М.: Современник, 1981. Аксакова В.С. Дневник Веры Сергеевны Аксаковой. 1854-1855. СПб.: Огни, 1913. Аксаковы и цензура 1852 года//Русская старина. 1905. N5. С. 392-403. Анненкова Е.И. Аксаковы. Преданья русского семейства. СПб.: Наука, 1998. А.С. Славянофильство по взглядам В.С.Соловьёва (Критическая заметка)//Славянское Обозрение. 1892. N11-12. С. 428-450. Афанасьев В., Воропаев В. Святитель Игнатий Брянчанинов и его творения//Литературная учёба. 1991. N4. С. 109-118. Бартенев Ю.П. Недоучки-славянофилы и высокоучёный западник-профессор (А.С.Хомяков и К.С.Аксаков по Запискам С.М. Соловьёва)//Русский Архив. 1907. N8. С. 557-563. Бицин Н. [Павлов Н.М.]. Воспоминание о К.С.Аксакове//Русский Архив. 1885. N3. С. 371-415. Baлiцьkuй Анджей. В noлohi kohcepbamubhoi ymonii: Структура i buдoзмihu pocicьkoro К.: Основи, 1998.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/20/...

«Смерть Сталина была воспринята иерархами Московской Патриархии противоречиво. Возникли не только надежды на будущее религиозное возрождение, но и опасения, что некоторые деятели из окружения вождя, который имел сдерживающее влияние, будут стремиться вернуться к агрессивной антицерковной политике» ( Маслова И.В. Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной Церкви (1953-1991): дис.... докт. ист. наук. М., 2005. С. 102). Тревога оказалась не напрасной. После насильственной смерти «отца народов» при Хрущеве наступил трагический период последних попыток руководства компартии и правительства Советского Союза бешеными большевицкими темпами окончательно решить религиозный вопрос в стране «Великого Октября». «Московская Патриархия, вероятно, казалась Хрущеву остатком сталинизма, подлежащим уничтожению в ходе десталинизации» ( Маслова И.В. Указ. соч. С. 45). Он в душе был противником Иосифа Виссарионовича ( «троцкистом» ) и лично ненавидел его (См.: Сто сорок бесед с Молотовым ... С. 351-352, 392). Не эта ли реваншистская политика проводится сейчас, боголюбивый читатель? 7 июля 1954 г. было принято постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд., доп. и испр. Т. 8. М., 1985. С. 428-432). Это решение, очевидно, инспирированное антирусскими силами, по существу директивно пересматривало прежнюю умеренную и прагматическую сталинскую линию в церковной политике. Борьба двух течений в советском руководстве наглядно обнажилась в следующем постановлении ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10.11.1954 г., в котором отмечается, «что за последнее время в научно-атеистической пропаганде среди населения в ряде мест допускаются грубые ошибки..., оскорбительные выпады против духовенства и верующих..., случаи административного вмешательства в деятельность религиозных объединений и групп». В то же время Центральный Комитет постановил: «Исправление ошибок, допущенных в антирелигиозной пропаганде, не должно привести к ослаблению научно-атеистической пропаганды... Коммунистическая партия... не может безучастно, нейтрально относиться к религии как к идеологии, ничего общего не имеющей с наукой» (Там же. С. 446-449).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/17/...

Забелло, Яков Павлович — 58, 398 Заболотский, Петр Александрович — 391, 392, 396, 409, 411, 416, 451 Загоскин, Михаил Николаевич — 379 — „Господин Богатонов, или провинциал в столице“ 45, 393 Закревский, Арсений Андреевич — 382, 424, 499 Звегинцев — 251, 457 Зверьков, домовладелец — 162, 198, 428, 433 Зеленецкая, Варвара Степановна — 223, 445 Зельднер, Егор Иванович — 33, 388–389, 392 Зенгер, Татьяна Григорьевна — 463 Зингер, Федор Осипович — 403 Иван, священник — 301, 475 Иваницкий, Николай Иванович — 486 Иеропес, Христофор Николаевич — 40 („Профессор уже приехал“), 100, 391 Измайлов, Владимир Васильевич — 412 Иисус Христос — 156, 279 Инженер (лицо не выяснено) — 197 Иоасаф Белгородский — 496 Иохим, домовладелец — 145, 149 155, 253, 418, 424 Испания — 315 Испанский посланник — 215 „История римской империи и славянских народов“ — 269 Италия — 315 Иуда Искариот — 270 Кавказ — 198, 212, 213, 217, 230, 235, 274, 318, 319, 329, 364, 365, 369, 384, 435, 465, 479, 493, 501 Кагорлык, имение — 186, 276, 287, 428–429, 462 Каллаш, Владимир Владимирович — 391, 435, 454, 473 Каменец-Подольская гимназия — 338 Каминский, Вячеслав Арсеньевич — 453 Камчатка — 207 Каневский — 307, 476 Канчотиха — 86 Капетиха — 100 Капнист, Алексей Васильевич — 231, 393–394, 447 Капнист, Василий Васильевич — 45, 470 Капнист, Софья Васильевна — 259, 394, 460 Капнисты — 134, 395 Карамзин, Николай Михайлович — 239, 420, 451 — „Деревня“ 239 („Он копировал малороссийскую деревню“), 451 Катерина Григорьевна — 199 Катеринич — 496 Кафторов — 127, 415 Каченовский, Михаил Трофимович — 342, 406, 486 Кибенцы, имение — 36, 44, 47, 58, 60, 64, 82, 94, 104, 109, 114, 134, 136, 157, 265, 390, 392–396, 398, 400, 410, 417, 419, 462 Киев — 42, 186, 273, 288, 290, 291, 296, 297 („типография будет под боком“), 301, 302, 305, 309, 322, 325–329, 332, 335, 337–340, 349, 356, 357, 368, 370, 456, 473, — Подол 328 Киево-печерская лавра — 328 Киевский университет — 288, 291, 335, 349, 468, 469, 476–479, 481-484 Киреевский, Иван Васильевич — 247, 269, 278, 294, 342, 353–355, 444, 450, 453, 463

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Датирующим признаком для греч. прототипа этой антиохийской анафоры является то, что он лежит в основе анафоры греч. литургии свт. Иоанна Златоуста. При этом можно считать доказанным, что свт. Иоанн принес греч. прототип этой сир. анафоры в К-поль из Антиохии (см.: Taft. 1990); т. о., к кон. IV в. анафора должна была не только существовать в Антиохии, но и восприниматься как нормативная. Творения свт. Иоанна Златоуста († 407) являются ключевым источником для исследования истории чинопоследования литургии в Антиохии посл. четв. IV в. и К-поле (где он был архиепископом с 398) рубежа IV-V вв. (см.: Paverd F., van de. Zur Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des 4. Jh. R., 1970. (OCA; 187)), как и для правосл. богословия Е. в целом (см.: Кириллов. 1896; Nägle . 1900; Пономарев. 1904); из произведений грекоязычных авторов рубежа IV и V вв., писавших в Сирии, большое значение для этой темы также имеют Макариевский корпус и катехетические гомилии Феодора Мопсуестийского (см.: Mingana. 1933), соученика свт. Иоанна Златоуста. Диак. Михаил Желтов Феодор Мопсуестийский ( 428) - богослов и толкователь Свящ. Писания кон. IV - нач. V в. Хотя учение Феодора было осуждено Вселенским V Собором , а он сам по праву считается одним из родоначальников несторианства , вклад Феодора в экзегезу Свящ. Писания и в борьбу с рядом еретических учений кон. IV в. весьма значителен. Поскольку большая часть творений Феодора Мопсуестийского не сохранилась - из-за его посмертного осуждения они перестали копироваться или были уничтожены,- его учение о Е. может быть восстановлено лишь на основании цикла его «Тайноводственных поучений» (сохр. в сир. переводе), а также встречающегося в катенах фрагмента (достоверность к-рого, однако, вызывает нек-рые сомнения) толкования на Евангелие от Матфея. Исследователи расходятся во мнениях относительно того, когда именно Феодор составил цикл «Тайноводственных поучений»: в антиохийский период своей деятельности (до 392), во время пребывания в Тарсе (392 или немногим ранее) или уже в период епископства в Мопсуестии (с 392); как бы то ни было, их следует датировать временем после хиротонии Феодора во пресвитера (383).

http://pravenc.ru/text/348067.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010