В сонме Св. Пророков Православная Церковь ублажает Богодухновенных провозвестников Откровений ветхозаветных, главным предметом коих был Господь Иисус Христос, основание Ветхого и нового Завета ( 1Пет.1:10–11 ). Не смотря на многие страдания, коим подвергались Пророки, будучи проповедниками правды и обличителями нечестия ( Мф.23:30 ), их всегда почитали как посланников Божиих ( Мф.21:11,26 ), и в их посольстве видели особенную милость Божию ( Мф.15:31 ). По смерти Пророков древле строили им гробницы и памятники ( Мф.23:29 ; Лк.11:47 ) 387 . тем более чтит Пророков Православная Церковь . В IV веке в честь их были уже совершаемы праздники и произносимы пастырями похвальные Слова 388 . В своем Богослужении в честь Пророков Церковь прославляет их, как писателей, освященных Богом ( 2Пет.1:20–21 ), Богодвижимыми устами, Божественными органами Духа утешителя, присноударяемыми Его действием и дохновением, обличителями нечестия и проповедниками спасения мира. Ибо пророчество обнаруживает тайны сердца человеческого силой обличения и суда, и есть знамение невидимого присутствия Бога всеведущего ( 1Кор.14:25 ) 389 . Предочищенные от страстей телесных, Пророки силой Св. Духа зрели будущее, приемля от Всеведущего образы Божественных явлений, как в зерцале, – зрели будущее как настоящее: Бог всеведущий открывал им ведение будущего. Говоря именем Господним и проповедуя правду, они сделались примером злострадания и долготерпения за правду ( Иак.5:10 ) 390 . Этих злостраждущих проповедников истины Церковь называет Праведниками, которые, скончавшись ранней смертью, ранее перешли на вечный покой. Умирая, они обличали нечестиво живущих. Гонители Пророков в изумлении и раскаянии некогда скажут: и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. ( Прем.5:3–6 ) 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ведь Спаситель говорит не о тех, кого Павел именует младенцами во Христе и признает, что [им] необходимо пить молоко и [питаться] не твердой пищей 387 , но о всех вместе людях: «Вот Я и младенцы Мои, которых дал Мне Бог» 388 . Но как среди детей одни резвее других и быстрее понимают то, что им преподано, – так, говорю, подобны одаренным детям стали Моисей и пророки, а также апостолы Господа нашего Иисуса Христа. Чувствуя самих себя, понимая, что, даже продвигаясь, они продвигались детским шагом, они сказали: «Отчасти познаем и отчасти пророчествуем» 389 . И ведь они смотрели не на дела истины, но на тени дел, не на полноту света, а на темный образ. И поэтому они повторяли: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» 390 . Кто же, читая и разумея это, наполнится спесью и будет кичиться из-за [своего] знания или какого-либо из даров 391 [Божиих]? Все, низшедшее к детям, гораздо ниже того, что уготовано мужам. Итак, те, кто среди детей кажутся по своим способностям наиболее резвыми и скорыми, не должны гордиться и превозноситься. А этими детьми названы все люди, на которых указал и Спаситель: «Вот, – говорит Он, – Я и дети, которых дал Мне Бог». Даже Спаситель принял дар от Бога. Ведь никто не может прийти к Нему, если Пославший Его не привлечет приходящего к Спасителю, как мы научены Евангелием, что от Иоанна 392 . И поскольку Он принял в дар от Отца тех, кто верует, то пророк говорит о них: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». Но не стоит полагать, что не имел их Тот, Кто получил, – до того времени ими обладал Тот, Кто дал. II. Затем Спаситель пророчествует в остальных [словах книги], говоря от лица пророка [Исаии], возвещая, что наступит [время], когда в Изра­иле появятся знамения и чудеса, как только Он примет детей. Говорит же Он так: «И будут знамения и чудеса в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» 393 . Живущий на Месте стражи 394 и Зрящий истину во всякой душе творит знамения и чудеса через Спасителя, после же Спасителя – через апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 53 (1) Кто верил проповеди нашей? И мышца Иеговы перед кем открылась? (2) И взошёл Он, как отпрыск 386 , перед Ним, И как росток из земли сухой; Ни вида у Него, ни величия, Чтобы нам посмотреть на Него, Ни красоты, чтобы нам полюбоваться Им 387 . (3) Презренный и отверженнейший из людей 388 , Человек скорбей и изведавший болезни, И как заставляющий отвращать лицо от себя, Презренный до того, что мы ни во что ставили Его. (4) Подлинно, болезни наши Он принял, И скорби наши Он нёс; И мы считали Его Избитым, поражённым от Бога 389 И страждущим. (5) А Он изъязвлён за преступления наши, Избит за беззакония наши; Наказание мира 390 нашего на Нём, И в ранах Его исцеление для нас. (6) Все мы, как овцы, блуждали, Каждый на свой путь совратились, И Иегова возложил на Него Вину всех нас. (7) Его мучили, но Он был кроток, И не открывал уст своих. Как агнец на заклание ведён был, И как овца перед стригущими ее безгласная... И не открывал Он уст своих. (8) После мучения и суда Он предан смерти 391 ; И род Его кому был известен, Когда Он изгнан из земли живых За нечестие народа Моего, – Терпел мучения ради его 392 ? (9) И дал Он с нечестивыми погребсти Себя, И у богатого – могила Его 393 ; Хотя обиды не делал Он, И не было обмана в устах Его. (10) Но Иегове угодно было поразить Его, Он нанёс смертельную рану: За – то, когда принесёт жертву умилостивления душа Его 394 , Он узрит потомство долговечное, И воля Иеговы рукою Его исполнится. (11) За труд души своей, Будет смотреть, утешаться 395 ; Учением своим приведёт к благочестию праведный раб Мой многих, И вины их на Себе понесёт. (12) Посему Я дам Ему наследие во многих, И сильных получит во обладание, За то, что предал Он на смерть душу свою И между преступниками считался; Тогда как Сам грехи многих понёс И за преступников был ходатаем. XLIII 386 отпрыск от дерева. LXX перевели без метафоры: παιδον, но удержали метафору в следующей строке. 387 Место это хорошо переводит с евр. Симмах οκ εδος ατ, οδ ξδωμα, να εδωμεν ατν, οδ θεωρα, να πιθυμηθμεν ατν.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Дан. 11 :7. И возстанет отрасль 384 корня ея для утверждения его 385 , и придет в силу, и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них и укрепится, Дан. 11 :8. И богов их с идолами их, и все драгоценные сосуды их из серебра и золота с пленниками унесет в Египет, и он будет могущественнее царя северного. Дан. 11 :9. И войдет 386 в царство южного царя, но возвратится в свою землю. Дан. 11 :10. И сыновья его 387 соберут многочисленный и сильный народ, и войдет он 388 , шествуя и наводняя, и пройдет 389 , и остановится и (потом) даже до крепости 390 его дойдет 391 . Дан. 11 :11. И разсвирепеет 392 царь южный, и выйдет и будет воевать с царем северным, и выставит много народа и народ предастся 393 ему. Дан. 11 :12. И овладеет народом 394 и возгордится сердце его, низложит многия тысячи 395 , но не будет сильнее. Дан. 11 :13. И возвратится царь северный, и приведет многочисленный народ 396 более прежнего, и по окончании нескольких 397 лет 398 войдет быстро 399 с большою силою и великим богатством 400 . Дан. 11 :14. В те года многие возстанут против царя южного и мятежные 401 из сынов народа твоего поднимутся, чтобы исполнилось видение 402 , но изнемогут. Дан. 11 :15. И придет царь северный, и сделает насыпь 403 , и возьмет укрепленные города, силы же 404 царя южного не устоят, и возстанут отборные 405 его 406 , и не будет (у него) силы (противо) стоять. Дан. 11 :16. И поступит вступивший к нему 407 по воле своей, и никто не будет стоять против него, и он остановится в земле Сави 408 , и она погибнет от руки его. Дан. 11 :17. И вознамерится 409 войти с силою всего царства своего 410 и во всем справедливо 411 поступать с ним, и дочь жен отдаст ему на растление, но не состоится и не сбудется ему 412 . Дан. 11 :18. И обратит лице свое на острова и возьмет многие, и погубит князей позора своего 413 , но позор его возвратится на него 414 . Дан. 11 :19. И обратит лице свое на крепость земли своей 415 , и изнеможет, и падет, и не найдут 416 его. Дан. 11 :20. И возстанет от корня его царская отрасль 417 для утверждения его, возвышающая и совершающая славу царства 418 , но в те дни будет сокрушена не лицами и не войною 419 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма одиннадцатая В наставление, Асафа, 77. 378 1 379 Внемли, народ Мой, закону Моему, приклони ухо твое к словам уст Моих! 2 380 Отверзу в притчах уста Мои, изреку сокровенное от создания мира. 3 381 То, что слышали мы и познали, что отцы наши поведали нам, 4 Не утаится от потомков их; возвещу славу Господню, силу Его и чудеса, сотворенные Им. 5 382 Даровал Он откровение Иакову, закон положил Израилю, заповедав отцам нашим передать его сыновьям своим, 6 Да познают потомки, сыновья, еще не рожденные, и возрастут они, и поведают также сынам своим. 7 Да возложат на Бога упование свое и не забудут деяний Божьих, исполнять будут заповеди Его! 8 Да не будут, подобно отцам их, родом строптивым и дерзким, родом, что не сохранил правды в сердце своем и не был верен Богу духом своим. 9 383 Сыны Ефремовы, что напрягают луки и стреляют, обратились в бегство в день битвы; 10 384 Не сохранили они завета Божия, не захотели соблюдать закон Его; 11 385 И забыли благодеяния Его и чудеса Его, что явил Он им. 12 386 Чудеса, что сотворил Он пред отцами их на земле Египетской, на поле Танеос; 13 387 Разверз Он море и, как по суше, провел их; остановил воды, собрав их, словно в мехи; 14 388 И облако Его вело их днем, и всю ночь вел их столп огненный. 15 389 Расторг Он камень в пустыне и напоил их, точно из бездны великой; 16 390 И источил воду из камня, извел потоки водные. 17 Но продолжали они согрешать пред Ним, оскорбляли Всевышнего в пустыне безводной; 18 И искушали Бога в сердцах своих, испрашивая пищи, угодной им. 19 И клеветали они на Бога и говорили: «Разве может Бог даровать нам трапезу в пустыне? 20 Хотя ударил Моисей по камню, и потекли воды, и разлились потоки, но разве может Бог дать хлеб? Или даровать трапезу народу Своему?» 21 Услышал Господь и воззрел на них, и возгорелся гнев на Иакова, излился гнев на Израиля; 22 Ибо не веровали они Богу, и не ждали от Него спасения. 23 И свыше повелел Он облакам, и отверз Он врата небес; 24 391 И обильно, как дождь, послал им манну в пищу, хлеб небесный даровал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еккл. 11 :10. И удаляй безпокойство 369 от сердца твоего и отринь дурное от плоти твоей, ибо юность (соединенная) с безумием 370 -суета! 371 . Глава 12 Еккл. 12 :1. И помни Творца твоего во дни юности твоей, пока не наступили бедственные дни твои и не пришли годы, о которых будешь говорить: „нет мне наслаждения в нихъ“ 372 . Еккл. 12 :2. Доколе не померкли (для тебя) солнце, и свет, и луна, и звезды, и не нашли новыя тучи 373 после дождя. Еккл. 12 :3. (Пока не наступил) тот день 374 , когда задрожат стерегущие дом 375 , и согнутся мужи силы 376 , и перестанут молоть мелющие 377 , ибо их мало останется, и померкнут смотрящие в отверстия 378 , Еккл. 12 :4. И затворят двери на торжище 379 , при слабости звука мельницы 380 , и будет он вставать по пению птицы 381 и ослабеют все органы пения 382 . Еккл. 12 :5. И в пути на высоту 383 будут смотреть с ужасом 384 , и зацветет миндаль 385 , и отолстеет саранча, и распадется каперсь 386 , ибо отходит человек в вечный дом свой и окружают (его) плакальщицы на площади. Еккл. 12 :6. Пока не порвалась серебряная цепочка 387 и не разорвалась золотая повязка 388 , и не разбился водонос у источника, и не сломилось колесо над колодцем 389 . Еккл. 12 :7. И возвратится прах в землю, как он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его 390 . Еккл. 12 :8. Суета сует, сказал Екклесиаст, все суета 391 . Еккл. 12 :9. Помимо того, что Екклесиаст был мудр, он учил людей 392 знанию и ухом изследовал 393 красоту 394 притчей 395 . Еккл. 12 :10. Много заботился Екклесиаст (о том), чтобы найти изящныя изречения 396 , и точную запись (их) 397 и истинныя слова 398 . Еккл. 12 :11. Слова мудрых-что острыя палки для волов 399 и что вбитые гвозди 400 , а для сложения они даны от Единого Пастыря 401 . Еккл. 12 :12. А сверх сего 402 : сын мой! берегись составлять много книг,-не будет (им) конца, и большое учение 403 утомительно для тела. Еккл. 12 :13. Выслушай конец всего слова: Бога бойся и заповеди Его храни, ибо в этом все-для человека 404 . Еккл. 12 :14. Ибо все созданное 405 приведет Бог на суд 406 за всякое пренебрежение 407 , в добром-ли или в худом 408 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

И слова Давида: «… в сияниях святых Твоих, из чрева Я родил Тебя прежде утренней звезды; Господь поклялся и не раскается; Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» 389 , не показывают ли вам, что Бог и Отец всего искони хотел, чтобы Он родился и от чрева человеческого? И в другом месте, мною уже приведенном, Бог говорит: «… престол Твой, Боже, в век века; жезл правоты жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; поэтому Бог, Бог Твой, помазал Тебя елеем радости больше причастников Твоих. Смирна, драгоценная камедь и кассия от одежд Твоих, от палат из слоновой кости, которыми увеселяли Тебя. Дочери царей в чести Твоей; по правую сторону Твою предстала царица, облеченная в золотую одежду, испещренная. Слушай, дочь, смотри и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И Царь пожелает красоты твоей, ибо Он Господь твой, и ты будешь поклоняться Ему» 390 . Эти слова ясно означают, что Он есть поклоняемый и Бог и Христос, свидетельствуемый Тем, Который сделал это 391 . Они также ясно показывают, что Слово Божие обращается к верующим в Него, которые суть одна душа, один сонм и одна церковь , как к дочери, т. е. к церкви, образовавшейся от Его имени и носящей Его имя (ибо все мы называемся христианами), и научают нас забыть древние отеческие обычаи; они так говорят: «… слушай, дочь, и смотри и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего; и Царь пожелает красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты будешь поклоняться Ему». 64. – Пусть Он будет – возразил Трифон, – как показывают писания, Господь, Христос и Бог для вас язычников, которые от Его имени и называетесь все христианами; но вам, служителям Бога, Который создал и Его Самого, нет нужды исповедовать Его и поклоняться Ему. – Если бы я был также пристрастен к спорам и суетен, как вы, Трифон, – отвечал я, – то не продолжал бы доселе беседовать с вами, так как вы не стараетесь понимать того, что говорю, а напрягаете свои силы только, чтобы сделать какое-нибудь возражение. Но теперь так как я боюсь суда Божия, – я не спешу решительным приговором ни о ком из вашего рода, думая, не есть ли он из числа тех, которые могут спастись по благодати Господа Саваофа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Иез. 16 :32. А подобна тебе была жена прелюбодейная, получающая плату от мужа своего Иез. 16 :33. И дающая плату всем блудившим с нею: и ты давала плату своим любовникам 381 и щедро награждала 382 их, чтобы они отовсюду приходили блудить с тобою. Иез. 16 :34. И было в тебе, в блужении твоем и у блудивших с тобою, противное обычаю женскому: вместо того, чтобы давать тебе плату, платы не давали тебе, а у тебя было противное 383 . Иез. 16 :35. Посему, блудница, выслушай слово Господне. Иез. 16 :36. Так говорит Господь Бог: за то что ты расточала деньги 384 твои, откроется срам твой в блужении твоем пред любовниками твоими, и во всех беззаконных помыслах твоих, и в крови детей твоих, которых ты дала им. Иез. 16 :37. Посему, вот Я соберу против тебя всех любовников твоих, с которыми ты соединялась, и всех, которых ты любила, со всеми теми, которых ты ненавидела; и соберу их против тебя отовсюду, и открою пред ними злобу 385 твою, и увидят весь срам твой. Иез. 16 :38. И накажу тебя наказанием прелюбодейцы и проливающей кровь, и предам тебя кровавой ярости и ревности 386 . Иез. 16 :39. И предам тебя в руки их: и раскидают блудилище твое, и раззорят возвышение твое, и снимут с тебя одежды твои, и возьмут прекрасныя вещи твои, и оставят тебя нагой и осрамленной. Иез. 16 :40. И приведут на тебя народы, и побьют тебя камнями, и изсекут тебя мечами своими. Иез. 16 :41. И сожгут дома твои огнем, и совершат над тобою суд пред многими женами, и отвращу 387 тебя от блужения 388 , и не будешь более давать платы 389 . Иез. 16 :42. И направлю ярость Мою на тебя, и отнимется попечение Мое от тебя, и успокоюсь, и более не буду пещись. Иез. 16 :43. Ибо ты не вспомнила дней младенчества своего и печалила Меня всем сим, и вот Я обращу пути твои на голову твою 390 , говорит Господь Бог. И такое нечестие совершила ты во всех беззакониях твоих! Иез. 16 :44. Все это сообразно с притчею, которую говорят о тебе: „какова мать, такова и дочь“. Иез. 16 :45. Ты-дочь матери своей, отвергшая мужа своего и детей своих, и сестры 391 сестер твоих, отвергшия мужей своих и детей своих: мать ваша-Хаттеянка, а отец ваш-Амморей 392 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Как духовные и мудрые, они презирали Павла за простоту формы и содержания его учения (1, 17 – 2, 5). Они оставили молоко его учения ради твердой пищи более глу­бокой мудрости (3, 1–2). Они уже достигли полноты, уже разбогатели, уже воцарились, а потому могут свысока, с напыщенной гордостью и высоко­мерием взирать на собратьев-христиан и на самого Павла, как на настав­ника в низшем по уровню христианстве (4, 6. 8. 10. 18)» 390 . Конечно, при таких воззрениях Крест как символ расточения своего богатства никак не укладывался в сознание тех, кто почитал себя духовными, зрелыми, мудрыми, стяжавшими знание. Апостол даже позволяет себе иронизировать, и довольно едко, по поводу превозносящихся братьев: Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! ( 1Кор. 4:8 ). Но Павел не только иронизирует – он предупреждает о духовной опасности, которая подстерегает всякого верующего, если он начнет мыслить свою христианскую жизнь исключительно как путь накопления неких таинственных знаний, за счет которых можно превозноситься над другими. Эта опасность подстерегает буквально каждого члена Церкви, подобно тому, как в свое время перед соблазнами не устояли многие израильтяне, которых Бог вывел из Египта и которые таким образом находились в равных условиях богоизбранности: 1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3 и все ели одну и ту же духовную пищу; 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня [ЕК: из духовной скалы, следовавшей за ними]; камень же был Христос. 5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. 6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы ( 1Кор. 10:1–6 ). Возможно, Павел подразумевает здесь участие всех в церковных Таинствах 391 , сравнивая их со странствием Израиля по пустыне, когда он уже был в Завете с Богом 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Но потом Я вновь вернусь к народам и изберу их, и все они будут призывать имя Бога и служить Ему в единой вере и приносить Ему жертвы повсюду” 386 , – и еще: “О сыны Израилевы, нет у Меня к вам благоволения, и жертвоприношений от рук ваших Я не приму, ибо от востока солнца до запада между народами велико [будет] имя Мое, прославляемое и восхваляемое. И во всяком месте будут возжигать фимиам и приносить имени Моему жертвы чистые” 387 , – и еще: “Ненавидит душа Моя субботы и новомесячия их, они сделались бременем для Меня 388 . В тот день Я упраздню все субботы и от Сиона дам избранным новый закон, отличный от того, который Я дал рабу Моему Моисею на горе Хорив в день великого собрания” 389 . (60) Новый же закон, данный Богом язычникам в Сионе через нас, учеников, таков: взамен обрезания – крещение, взамен субботы – воскресенье, взамен жертвоприношения животных – хлеб и вино, взамен молитвы лицом к храму – Восток, и взамен возмездия – милость. (61) Бог поступил так с вами из-за вашего нечестия, потому что вы пренебрегали именем Его и оскверняли жертвенники Его, в чем обличили вас уста пророка Исаии 390 . Вот почему Бог сказал: “Я не приму покаяния вашего и не возвращу вам милости” 391 . Вот почему послал Он Исаию-пророка к сынам Израилевым предупредить их: “Слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не узрите. Ослепли очи ваши, ожесточились сердца ваши, и оглохли уши ваши, а потому вы не обратитесь ко Мне, чтобы Я простил вас”. И сказал пророк: “Доколе, о Господи?” – [и] сказал Бог: “До тех пор, пока не опустеет, оставшись невозделанной, земля и не исчезнет имя ее” 392 . И еще Он уподобил вас жителям Содома и Гоморры, которых Он поразил огнем и потоплением: “Слушайте слово Божие, князья содомские, внимайте закону Господню, люди гоморрские, жертвоприношения ваши, ваши праздники и субботы возненавидела душа Моя, Я не желаю их от вас. Не топчите дворы Мои и не умножайте молитвы свои ко Мне, потому что Я не приму их от вас, поскольку руки ваши полны крови” 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010