621 . В свое время пророчества были двусмысленны; ныне никакой двусмысленности в них нет. 622 . Чудо со слепорожденным. О чем говорит святой Павел? Говорит ли он о связи пророчеств с сиюминутным? Нет, но о чуде, которое Он Собою являет. О чем говорит Иисус Христос? Об исполнении пророчеств? Нет, Его смерть не воплотила их; но Он говорит: si non fecissem 107 . Веруйте в деяния. 623 . Иисус Христос сказал, что Писания свидетельствуют о Нем, но не сказал, что это за свидетельства. Даже пророчества не могли свидетельствовать пришествие Мессии, пока Иисус Христос был жив, поэтому не были бы виновны те, что не уверовали в Него до Его смерти, если бы, независимо от учения, не было такого доказательства, как чудеса. Следовательно, не уверовавшие в Него, когда Он был жив, совершили грех, как говорит Он сам, и этот грех непростителен. Итак, должно было быть очевидное доказательство, которое они отвергли. Но Писания у них не было, значит, речь может идти только о чудесах: следовательно, если нет противоречия Писанию, довольно того, что есть чудеса, и мы должны им верить. Иоанн VII, 40: Несогласия между иудеями, как в наше время между христианами. Одни верили в Иисуса Христа, другие не верили из-за пророчеств, гласивших, что Он родится в Вифлееме. Им следовало бы проникнуться большим недоверием, если бы таких слов не было. Ибо свершенные Им чудеса были столь убедительны, что всем не уверовавшим надлежало глубже вникнуть в мнимые противоречия между учением Иисуса Христа и Писанием; меж тем существующие темноты ослепили их и, значит, не могут служить оправданием их неверия. Точно так же, как нет оправдания и тем людям, которые, ссылаясь на мнимые, из пальца высосанные противоречия, отказываются и сегодня верить в свершенные Иисусом Христом чудеса. Народ, видя творимые Им чудеса, уверовал в Него, и тогда фарисеи сказали: “Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Из Галилеи не приходит пророк”. Никодим сказал им: “Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?”

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

—622— её и разделите между собой. Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет царствие Божие. И, взяв хлеб и благословив (ελογσας), преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И, взяв чашу и благодарив (εχαριστσας), подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов” ( Лк.22:7–20 ; Мк.14:12–18,22–24 ; Мф.26:17–21,23,26–88 ). В приведённом рассказе не только изображена обстановка совершения Христом ветхозаветной пасхальной вечери, не только ясно поименованы оба вида новозаветного таинства, но содержится указание и на внешний приём их освящения. Словами: и благословив, и благодарив, означается молитвенный акт, предшествовавший преломлению хлеба и раздаянию чаши. К сожалению, евангелисты умолчали о том, как именно благословил, какую благодарственную молитву произнёс Спаситель над хлебом и вином; из их повествования можно видеть только, что Иисус Христос совершил новозаветную пасху или таинство евхаристии после ветхозаветного пасхального обряда и в связи с ним. Поэтому обряды и молитвы ветхозаветной пасхи составили как бы вступление к евхаристии и, весьма вероятно, послужили образцом, по которому выработался канон евхаристии. По закону, хозяин дома или старший член семьи, отправлявший пасху (то есть раздроблявший пасхального агнца, раздававший его присутствовавшим за вечерню и рассказывавший историю установления последней), произносил при этом целый ряд псалмов, от 113-го по 118-й, и это составляло так называемый галлел, или молитву хвалы и благодарения. Во время первой и второй чаши прочитывались первые два псалма, представляющие величие и силу Иеговы, которые выразились в избавлении евреев от рабства. Пред 2-й чашей отец семейства в ответ на вопрос сына, почему эта ночь отличается от всех ночей, объяснял по Исх.12:26 цель и значение вечери, вспоминал избавление евреев от рабства в Египте 3328 . При употре- —623— блении третьей чаши произносились остальные псалмы от 115-го до 118-го, в которых высказывается благодарность Иегове за помощь и спасение в несчастии, и содержится, благодарственная песнь Мессии за избавление Его от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

87 . С Евр.: «Едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих». 88 . С Евр.: «По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих». 89 . Слово Твое пребывает на небеси. Т.е. «повеление Твое хранят неподвижные своды небес, и сонмы Ангелов хранят закон Твой» (Бл. Феод.). С Евр.: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах». 91 . Учинением 621 Твоим пребывает день. Твоим учреждением пребывает преемство и порядок времени; яко всяческая работна Тебе, – ибо все служит Тебе, все повинуется Твоим законам. 92 . С Евр.: «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем». 95 . С Евр.: «Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». 96 . Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. С Евр.: «Я видел предел всякого совершенства; но Твоя заповедь безмерно обширна». Симмах перевел: «Всякого уготовления видел я конец, весьма обширна заповедь Твоя». Т.е. «все человеческое имеет конец, а заповедь Твоя широка, негиблема, и хранящим оную доставляет бесконечную, вечную жизнь» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «это слово человека, восшедшего на самый верх добродетели, многому положившего начало и конец; ибо окончание первого усовершения служит началом последующему, по сказанному: егда скончает человек, тогда начинает ( Сир. 18:6 )» (Св. Афан.). 98 . С Евр.: «Заповедию Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною». 99 . С Евр.: «Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих». 108 . Вольная уст моих благоволи. Т.е. приими милостиво дела доброго произволения, не заключающиеся в пределах закона. «Пророк, – говорит бл. Феод., – таковыя дела (т.е. дары, нестяжательность, девство, безбрачие и т.п.) назвал вольными, потому что не подлежат они необходимости законов, но суть плод боголюбивого произволения и справедливо называются вольными». С Евр.: «Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня». 109 . Душа моя в руку Твоею 622 выну. Т.е. жизнь моя всегда в руке Твоей. «Хранимый Твоим промыслом, удалял я забвение законов Твоих» (Бл. Феод.). С Евр.: «Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

IV (1) И ныне знаете удерживающее, чтобы открыться ему в своё время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока удерживающий ныне не будет [взят] от среды. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Его же пришествие будет по действию Сатаны (2:6–9). Справедливо может всякий, во-первых, спросить, что же такое удерживающее, чтобы открыться ему, то есть что препятствует? Одни говорят, что это благодать [Святого] Духа, а другие – Римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что если бы апостол говорил о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но [сказал бы] определенно, что теперь препятствует ему явиться благодать Духа, то есть [чрезвычайные] дарования, потому что они давно оскудели. Но так как [апостол] говорит о Римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности. В самом деле, если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится Римское государство, то тогда немедленно его, как возмутителя, стерли бы с лица земли, и [вместе с ним] всех верующих, как живущих, так и подвизающихся для этого. Вот почему он не употребил такого выражения; не сказал также и того, что это скоро последует, хотя прикровенно он и говорил это всегда. Но что? Чтобы открыться ему в своё время, говорит, ибо тайна беззакония уже в действии. Здесь он указывает на Нерона как на прообраз Антихриста 622 , потому что и он хотел, чтобы его считали богом. Хорошо сказал он – тайна, потому что [Нерон] не так явно и бесстыдно [выдавал себя за бога], как [будет делать] этот (Антихрист). Итак, если ещё прежде того времени, говорит, нашелся человек, который немного во злобе уступал Антихристу, то что удивительного в том, если со временем явится [настоящий Антихрист]? Говорил таким образом прикровенно и не хотел прямо указать на него (Нерона) не из страха, но чтобы научить нас тому, что мы не должны навлекать на себя чрезмерной вражды, когда ничто нас к этому не принуждает. Так же точно говорит он и здесь: пока удерживающий ныне не будет [взят] от среды. То есть: когда прекратится существование Римского государства, тогда он (Антихрист) придёт. И справедливо, – потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится [Антихристу]; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он (Антихрист) будет стремиться похитить всю и человеческую, и божескую власть. Подобно тому, как прежде того разрушены были царства, именно: Мидийское 623 – Вавилонянами, Вавилонское – Персами, Персидское – Македонянами, Македонское – Римлянами, так и это последнее разрушено будет Антихристом, а он сам будет побеждён Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большею ясностью передаёт нам Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

А по местам, на отлогой, террасовидной полянке, лес сменялся лугом, усеянным самыми разнообразными 615 . И вся эта густая красивая зелень была наполнена шумом жизни многочисленных обитателей: насекомых, птиц и животных. Вид на эту гору остается еще и доселе самым лучшим со стороны моря, именно там, где проходили свв. путники 616 . Но кроме этого, чисто внешнего, достоинства, как красивой местности, Кармил в глазах не только иудея, но и язычника имел другое значение, чисто религиозного характера. Горы вообще, как места значительно удаленные от земли и сравнительно более близкие к небу, этому недосягаемому для человека высшему жилищу божества, с самых древних времен у всех народов почитались местами священными. По крайней мере алтари или жертвенники обычно ставились на возвышенностях 617 ; все наиболее великие и славные дела Божие совершались на горах; на горе Арарат остановился ковчег, спасший от всемирного потопления остаток человечества для его продолжения 618 ; на горе Мориа Авраам, по указанию самого Господа, должен был принести в жертву своего сына Исаака 619 ; на горе Синай дан был закон евреям Иеговой 620 ; тут 40 дней и 40 ночей беседовал Моисей с Богом 621 лицом к лицу 622 ; на Хориве св. пр. Илия слышал слово Господне 623 ; на горах Гавал и Гаризим была прочитана Иисусом Навином книга закона пред всем Израилем 624 ; на горах были школы пророческие 625 ; на горе Мориа стоял ветхозаветный храм; горы были обычно любимым местом проповеди Господа Иисуса Христа 626 ; на горе Он молился 627 ; на горе совершилась страшная и спасительная голгофская тайна; на горе в Галилее было одно явление Господа ученикам по воскресении; с горы, наконец, вознесся Он на небо 628 . Посему некоторые горы именуются в св. Писании священными горами Божиими, горами Иеговы 629 . Подобное же священное значение было связано в истории еврейского народа и с горой Кармил. Тут издревле существовал жертвенник Иегове 630 . Сюда св. пр. Илия в то время, как нечестивый Ахав повсюду искал его для наказания 631 , собрал весь Израиль, 450 пророков Вааловых и 400 пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели 632  и обратился к этому собранию с такими грозными словами: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Бывают и такие пастыри, которые входят во двор словесных овец не через двери. Но что же такое двери двора овчего? Сам Христос, который говорит о Себе: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин. 10, 9 ). Но кто входит этими дверьми во двор овчий на честь пастырства? Тот, кто избирается и возводится в иерархический сан по благоволению Самого Христа. Второй признак доброго пастыря тот, что он ходит перед овцами, а не позади овец, как говорит Христос в Евангелии: «И когда выведет своих овец, идет перед ними» ( Ин. 10, 4 ). Что же означает, что пастырь должен ходить впереди овец? Что он обязан быть первым во всех добродетелях, а не отставать от всех, что он должен служить примером для овец, а не овцы для него. Каждому из пастырей апостол завещает: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4, 12 ). Третий признак доброго пастыря: он полагает душу свою за врученных ему овец, по слову Господа: «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10, 11 ). И если пастырю повелевается не щадить души своей для овец, то тем более подобает ему не жалеть имения своего, а употреблять его на милостыню овцам – нищим и убогим, сирым и вдовицам, больным и странникам. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 622–624 ). «Вы – свет мира» ( Мф. 5, 14 ) Архиерейский сан уподоблен в Божественном Писании небесным светилам. Так, Сирах о ветхозаконном архиерее Симоне говорит: «Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего» ( Сир. 50, 6–7 ). О новоблагодатных же архиереях Сам Господь говорит в Евангелии: «Вы – свет мира (как небесные светила, озаряющие мир)... Так да светит свет ваш пред людьми» ( Мф. 5, 14, 16 ). Христова Церковь на земле есть как бы Небо, ибо как на Небе живет Бог, окружаемый Ангелами, так и на земле Он живет в Своей Церкви, прославляемый людьми, как говорит Давид: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10, 4 ), «хвала Ему в собрании святых» ( Пс. 149, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В заголовке книги заданы хронологические рамки пророческого служения Иеремии: «Слова Иеремии... которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце» (Иер 1. 1-3); это означает, что Иеремия мог произносить свои речи и проповеди в период с 629 по 586 г. до Р. Х. Однако, согласно главам 40-44, деятельность пророка продолжалась и после «переселения Иерусалима» в Вавилон, т. е. при правлении Годолии и нек-рое время после его убийства. Годолия правил, предположительно, от неск. месяцев до неск. лет, но, вероятно, это было не позднее 582 г. до Р. Х., когда, по-видимому, был осуществлен заключительный поход Навуходоносора в Сирию и Палестину. Последнее по времени событие, о к-ром сообщает И. п. к.,- оказание милости Иехонии Евилмеродахом - датируется 561 г. до Р. Х. Большинство речей Иеремии (главы 2-20, 22, 30-31, 33) не датированы. Речи с указанием времени относятся к периоду правления Иоакима либо Седекии и к более позднему периоду. С этим связаны высказываемые в исследованиях сомнения в том, что Иеремия начал пророческое служение ок. 627 г. Как правило, предлагается дата не ранее 609 г. Так, Кэрролл полагает, что самые ранние пророчества Иеремии в главах 2-6 относятся не к 627-609 гг., а к периоду после 609 г., т. е. связаны с нововавилонской угрозой. Бленкинсопп так же, как и мн. другие, указывает на невозможность датировать речи пророка периодом царствования Иосии ( Blenkinsopp. 1983. P. 160-161). Так, в речах Иеремии и повествованиях о нем не упомянуты события, связанные с реформой царя Иосии (4 Цар 23. 1-25), которые начались в 18-й год его правления (ок. 622 г. до Р. Х.). Одна из возможных, по его мнению, причин датировки начала деятельности Иеремии 627 г.- стремление привести срок его деятельности к круглой цифре 40, значимой для библейской традиции ( Blenkinsopp. 1983. P. 162).

http://pravenc.ru/text/293622.html

В ту эпоху в большинстве случаев посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных, обычно чрезвычайных обстоятельствах. Но были и посты постоянные, предписанные Законом для всех евреев. По всей видимости, из узаконенных постов наиболее древние корни имеет пост Великого дня очищения (Йом-Кипур), основания для которого находятся в Пятикнижии Моисеевом (см.: Лев. 23: 26–29). Окончательная редакция и кодификация Пятикнижия может быть отнесена к концу VII века до Р.Х. и связана с его провозглашением при царе Иосии (622 г. до Р.Х.; поздняя датировка относит канонизацию Пятикнижия к V в. до Р.Х. в связи с деятельностью Ездры). Но очевидно, что пост существовал ранее окончательной кодификации Пятикнижия. Впоследствии к этому посту добавляются еще несколько, также приобретающих значение закона. Их становление, на основании Книги пророка Захарии (та часть, где упоминаются посты, написана около 520–518 гг. до Р.Х.), следует относить к концу VI века до Р.Х.: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8: 18–19). Традиционно установление этих постов связывается с рядом событий Вавилонского пленения: деятельностью Навуходоносора, рассеянием евреев (первая половина VI в. до Р.Х.). На основании приведенных выше примеров можно сделать следующий вывод: уже в ветхозаветный период в еврейской среде существовал пост, за несколько столетий до зарождения христианства он был закреплен законодательно, и древнееврейское вероучение рассматривало его неотъемлемой и важнейшей составляющей духовной практики. Перейдем и к истории поста собственно в христианстве. Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф.

http://pravoslavie.ru/4314.html

Глава 5. Книга Пророка Варуха 24. Сведения о пророке Варухе Варух, по собственному его указанию в начале книги, был сын Нирия, сына Маасеева, сына Седекиина, сына Асадеева, сына Хелкиина ( Вар 1:1 ). Таковое перечисление предков до пятого рода или поколения ведет к заключению о знаменитости его происхождения. Действительно, Иосиф Флавий (Antiqut. lib. З, сар. 11) говорит, что Варух был знатного рода и обладал отличным знанием еврейского и халдейского языков. Брат его Сарей или Сераия был начальником даров, отправленных с посольством в четвертый год царствования Седекии к царю Вавилонскому ( Иер 29:1–23; 51:59 619 ). На том основании, что по одному древнему кодексу, из числа собранных Кеникоттом, в составе сего посольства Седекиина упомянут Варух, некоторые полагают, что действительно Варух отнес в Вавилон пророчество Иеремии, изложенное в 50 и 51 главах его книги, прочитал там его и бросил в реку Евфрат. Но в книге Иеремии Варух представляется неотлучным спутником этого пророка в Иерусалиме. В четвертый год царствования Иоакима он написал из уст Иеремии свиток его пророческих речей и прочитал его в храме народу; в 5 году составил другой экземпляр их, когда первый был сожжен высокомерным Иоакимом ( Иер 36:1–2 , 620 22–23 621 ). Как и пророк Иеремия, Варух терпел ненависть, преследование и гонение от своих современников ( Иер 36:19–26 ; 622 43:3 623 ). Поэтому и жаловался на свою горькую судьбу, особенно в начале служения, когда еще не приобрел терпеливости. Горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя ( Иер 45:2–3 ). Вместе с Иеремией был увлечен иудеями в Египет ( Иер 43:6–7 624 ). После смерти Иеремии Варух возвратился из Египта и путешествовал в Вавилон на пятом году после разрушения Иерусалима, когда войско Навуходоносорово опустошало Египет. Одни из раввинов полагают, что Варух умер в 12 году пленения в Вавилоне; а другие говорят, что кончина его последовала в Египте, когда он пришел туда во второй раз. Память его совершается Церковью 11 октября (28 сентября ст.ст.). 25. Содержание книги Варуха

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Желал бы я вполне насладиться вами, если бы только был достоин. Ибо хотя я и в узах, но не стою ни одного из вас, свободных. Знаю, что вы не кичитесь, ибо Иисуса Христа имеете в себе. Еще более знаю, что, когда хвалю вас, вы краснеете, как написано: праведный – обвинитель самого себя 620 . Глава XIII. Утверждайтесь в вере и единении Итак, старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов, чтобы во всем, что делаете, благоуспевать плотью и духом, верой и любовью, в Сыне и Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим и с прекрасно сплетенным венцом пресвитерства вашего и в Боге диаконами. Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти 621 Отцу и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное 622 . . Глава XIV. Молитесь за меня и Церковь Сирийскую Зная, что вы исполнены Богом, я кратко беседовал с вами. Поминайте меня в молитвах ваших, чтобы мне достигнуть Бога, и Церковь Сирийскую, по имени которой я недостоин называться, ибо имею нужду в совокупной вашей в Боге молитве и любви, чтобы Церковь Сирийская удостоилась ороситься от вашей Церкви. Глава XV. Приветствуют вас христиане Ефесской и прочих Церквей Приветствуют вас ефесяне 623 из Смирны, откуда и пишу вам; они находятся здесь во славу Божию, подобно вам, и успокоили меня во всем с Поликарпом, епископом Смирнским. И прочие Церкви в честь Иисуса Христа приветствуют вас. Укрепляйтесь в единомыслии с Богом, имея неразделенный дух, который есть Иисус Христос. Послание Святого Игнатия к траллийцам 624 Игнатий Богоносец , возлюбленный Богом Отцом Иисуса Христа, святой Траллийской в Азии Церкви, избранной и богодостойной, наслаждающейся миром во плоти и крови и страдании Иисуса Христа – надежды нашей, когда воскреснем по образу Его, посылает свое приветствие в полноте 625 , по образу апостольскому, и желает премного радоваться. Глава I. Мне стали известны достоинства ваши чрез епископа Поливия Узнал я, что вы со всем постоянством держите непорочный и согласный образ мыслей, не во внешнем только поведении, но как природное ваше свойство. Это открыл мне епископ ваш Поливий, который по воле Бога и Иисуса Христа был в Смирне и так утешил меня – узника ради Иисуса Христа, что в лице его я видел все ваше общество. Поэтому, принявши от него ваше ради Бога благорасположение ко мне, я нашел, казалось, судя по тому, как узнал о вас, что вы подражатели Богу 626 . Глава II. Повинуйтесь епископу, пресвитерам и диаконам

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010