Но все сии разные виды воскресения объемлются в словах Господа 25–29 сей главы 537 и суть исполнение того, что Господь древле повелевал глаголать пророку Исайи: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою!... и народы приидут (из мрака) к свету твоему» 538 . Сие же величественно выражено Апостолом восклицающим: «встань, спящий и воскресни из мертвых и осветит тебя Христос!» 539 . Вникая еще в слова Господа: «изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда», мы видим, что суд лишь для злых сердец и неверующих. Сопоставляя сие место со словами: «слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (выше ст. 24), и еще ( Ин. 3:18–20 ): «веруяй в Он не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть ... всяк бо делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть», – мы видим, что единая вера в Сына Божия спасает, ибо человек переродившийся только сею верою может творить дела, угодные Богу, дела не лицемерия, а дела истинной любви. Готовый к вечной жизни, он идет «в воскрешение живота», и «на суд не приидет». В «воскрешение суда» восстают «сотворшии злая» а «злая творят», потому что они ненавистники света, и не идут к свету, ибо свет этот изобличит лукавство сердец их. Итак суд для злых, для «не сотворших милости» ( Иак. 2:13 ) для отринувших милости Бога, а для истинно верующих и исполняющих волю Отца небесного 540 вечная жизнь, царство небесное. Ин.5:30 . Не могу аз о себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду: и суд мой праведен есть: яко не ищу воли моея, но воли пославшего мя Отца. «Смиренно и по-человечески глаголет Господь», замечает св. Иоанн Златоуст 541 . Выше мы видели учение Отцов церкви вселенской, напоминавших, что Господь иногда глаголал о Себе по Божеству, иногда же по человечеству. И здесь, предстоя пред толпою Иудеев в образе человеческом, Он хочет привлечь к Себе, Богочеловеку, эти заблудшие души, а посему настойчиво указует им, что человек с ними говорящий, глаголет словеса, принадлежащие Богу, и что суд, Им предсказываемый и творимый, есть Суд Божий, и что воля Его человеческая подчиняется воле Божией, которая есть воля Отца и Сына совокупно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но при этом необходимо иметь в виду, что тот Захария был сыном не Варахии, а сыном священника Иойада (русск. Иодай). Поэтому Священное Писание и присоединяет: «Иоас не вспомнил об отце его Иойаде что он сделал ему добро ( 2Пар.24, 22 ). 538 Итак, хотя мы имеем и Захарию, и хотя относительно места убиения его замечается согласие, однако спрашивается, почему он называется сыном Варахии, а не Иойада (Иодая)? «Варахия» на нашем языке значит: «благословенный Господа», а имя священника «Иойад» – «праведность», в переводе с еврейского языка. В Евангелии, которым пользуются назареяне, мы находим вместо слов: «сына Варахии» слова: «сына Иойада». Более простые братья из нас между развалинами храма и жертвенника или при входах во врата, ведущие в Силоам, показывают красные камни и воображают, что они окроплены кровью Захарии. Но не будем осуждать заблуждения их, происходящего из ненависти к иудеям и из благочестивой веры. – Скажем кратко 539 о том, почему кровь Авеля праведного и далее до крови Захарии, сына Варахии, взыщется с этого рода, хотя он не умертвил ни одного из них? Правило Священного Писания таково, что оно представляет два рода людей: добрых и злых, – как бы каждый род тех и других (singulorum singulas) отдельно. Возьмем примеры указания на добрых: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его» ( Пс.23, 3 ). А когда он описал многих, которым предстоит 540 взойти на гору Господню, хотя они разного времени, в конце присоединяет: «Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова» ( Пс.23, 6 ). И в другом месте о всех в совокупности святых говорится: «род правых благословится» ( Пс.111, 2 ). О злых же говорится как в настоящем месте: «Род ядовитых змей» и: «Взыщется все с этого рода». Также и в книге Иезекииля пророческое слово, описав грехи земли, прибавляет: «И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов», [и тогда] «Я не прощу грехов земли той» ( Иез.14, 14 ); 541 оно 542 хочет, чтобы под Ноем, Иовом и Даниилом были понимаемы все праведники, которые своими добродетелями подобны им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Обращаемся к своей внутренней области веры для утверждения себя в вере и уповании на обещанные нам блага. Проверим свои убеждения собственными нашими источниками, точно ли мы так мыслим, как заповедует нам учение божественное и находим ли в нем такое удостоверение, чтобы нам несомненно надеяться на получение вечных благ? Ибо предмет, о котором мы рассуждаем, таков, что нелегко можно увериться в нем совершенно и самим пребывающим в вере! Всецело уповать на Господа, иметь твердую и непоколебимую надежду на получение от Него всех обетованных Им благ ясно уполномочивает нас божественное писание. В послании св. апостола Петра читаем: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений... посему возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» 536 . Совершенно уповайте, т. е. без всякого колебания какими-либо сомнениями и мыслями противными. И действительно, как ни высок предмет наших упований сам по себе, но если вникнуть в него поглубже и внимательнее, то здесь не может оставаться никакого места сомнению и колебанию. Ибо откуда может явиться тут сомнение? Со стороны Бога не представляется для нас никакого сомнения, потому что Он совершил уже все, что требуется для нашего полного и окончательного спасения 537 , и наше упование на действительное наследие сего спасения согласуется со всеми свойствами высочайшего Существа Божия, так что сомнение относительно сего предмета изобличало бы нашу верность Богу. Так мы признаем Бога существом истинным и верным 538 . Которому невозможно солгать, или изменить своему обещанию 539 ; а Он обещал спасти род человеческий еще первому нашему прародителю тотчас после его грехопадения 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

По этой же причине блаженный Августин пишет: «Есть лишь одна истинная свобода – свобода блаженных и тех, кто прилепляется к Божественному закону» 536 . Это – продолжение учения Христа: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин. 8:31 ). «Свобода есть воля разумной души, готовой устремиться к своему предмету», – говорит блаженный Диадох Фотики йский 537 . Это была свобода, которой обладал Адам в раю. Его воля осуществляла свою естественную цель, которая состояла в том, чтобы стремиться к лучшему 538 , и непроизвольно тянулась к добру, ничем не смущаясь 539 . Зная истинное благо и не желая знать ничего, кроме него, человек стремился к нему без колебаний, он не взвешивал добро и зло, за и против, лучшее и менее хорошее. Зная, в чем подлинное благо, и абсолютно отвергая зло, он не делал выбора в обычном понимании этого слова, не рассматривал множество возможностей, не принимал решения: он тянулся к благу непроизвольно, реализуя через такое распоряжение собственной свободой подобие Божественному первообразу, ибо, учит преподобный Иоанн Дамаскин , «следует знать, что в Боге мы говорим о намерении, но не о выборе в собственном смысле. Бог не обдумывает. Ведь обдумывать свойственно неведению, и когда знают, не обдумывают» 540 . К Адаму в его безгрешном состоянии можно было приложить слова пророка Исаии: Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее ( Ис. 7:15–16 ). Адам был сотворен Богом для обожения, поэтому он стремился к благу непроизвольно. Он удерживался на этом пути свободно, так как, помимо возможности «пребывать во благе и возрастать в нем с помощью Божественной благодати», у него была возможность «оставить благо, уйти ко злу, отделившись от Бога путем обдуманного выбора» 541 , «он был способен уступить натиску сатаны или не уступить и имел такую возможность» 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Пошли тотчас стратилаты войска, чтобы привести его, и нашли его сидящим у третьих врат дворца с теми, которые несут его. Они поверглись на свои лица и поклонились ему. Они (т. е. свита Константина) подивились тому, что произошло. И те, кто сидел и разговаривал с ним, и другие, кто стоял, они тоже поклонились царю. Он же явился пред лицо Диоклетиана. Сказал ему Диоклетиан царь: «Мой брат Константин, царь праведности, прости меня, потому что ты говорил со мной много раз тайно: „Оставь идолов, иначе Бог христиан не потерпит тебя таким (т. е. в качестве идолопоклонника)», (а) я не послушал тебя. И вот отняли у меня сегодня мое царство и отдали его тебе». Тотчас же удалили его (т. е. Диоклетиана) стратилаты из дворца. Отвели его слуги к вратам Антиохии и оставили там просить милостыню у прохожих, и у тех, которые входят, и у тех, которые выходят, до дня его смерти. В конце же своей жизни он поднял глаза свои к небу, говоря: «Един Бог христиан!». Тотчас же глас дошел до него с неба: «Не будет покаяния тебе, о Диоклетиан, (ни) в этом веке, ни в будущем, но ты пребудешь среди скрежета зубов до дня суда. А после суда кладезь бездны будет тебе местопребыванием, потому что множество раз ты произносил хулу на Духа Святого». Спустя же семь лет, которые он просил милостыню, с ним случилось следующее: внезапно язык наполнил его рот (т. е. распух), он был изъеден червями и умер. 539 Константин же, когда воссел на царство римлян, Бог был с ним. Он тотчас написал так по всему своему царству: «Я Константин, царь римлян, пишу по всему своему царству, от севера до юга и от востока до запада, и по островам, которые в море, по всей земле царства. Я повелеваю, чтобы служили Богу небесному, и Его Христу Иисусу, и Духу Святому и перестали произносить своими устами имена идолов, но чтобы разрушили храмы и места жертвоприношения тельцов ... и сделали их местами слез, и чтобы строили церкви, и приносили в этот день в них просфору. И те, кто в изгнании и в рудниках, и те, кто повсюду в темницах, и те, кто в местах заключения, да будут освобождены во второй день месяца тобе 540 , ибо этот день да будет освобождением всей земли моего царства, потому что это день, в который Господь обонял благоухание с земли ... после Диоклетиана, (творившего) пред Богом мерзости и беззакония».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

При всём Своём божественном величии, могуществе и славе Сын Божий пришёл в мир в униженном, смиренном виде, в образе раба ( Флп. 2:7 ). Это стало препятствием для многих Его современников, они не смогли распознать в Нём своего Мессию и Спасителя. Но именно Его смирение было необходимо для спасения людей, и об этом предупреждал в древности пророк Исайя: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис. 53:3–5 ). Тайна спасения рода человеческого была совершена через уничижение (κνωσις) Сына Божия. Это уничижение относится всецело и к Его личности, и к обеим Его природам. 1. Как личность Он, будучи Богом абсолютно святым и Человеком, непреклонным к личному греху, претерпевал унижения, оскорбления и бесчестия как великий грешник, вплоть до всенародного поношения и позорной смерти на Кресте. 2. Будучи безграничным и всесовершенным Богом, Он воспринял тварную ограниченную природу, то есть добровольно воспринял умаление Своего божественного величия: «Богатящий обнищавает – обнищавает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством; Исполненный истощается – истощается ненадолго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его» 539 . 3. Будучи Человеком совершенным и непорочным, Он воспринял образ раба, жил на земле в подобии плоти греховной ( Рим. 8:3 ), то есть воспринял смертное и тленное человеческое естество, нуждался в пище, страдал от жажды, утомлялся, испытывал боль, когда Его истязали. Он претерпевал всё это в той же мере, как и все люди. В святоотеческих творениях при описании уничижительного состояния воплотившегося Сына Божия всегда свидетельствуется, что уничижение воспринято было Господом добровольно. Свт. Григорий Богослов , вразумляя тех, которые обращают внимание на кенозис (κνωσις – истощание, умаление, унижение) Христа, но не понимают причины этого, говорит: «Ты выставляешь на вид уничижительное, а проходишь молчанием возвышающее. Рассуждаешь, что Он страдал, а не присовокупляешь, что страдал добровольно» 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

При этом самый закон был для иудея одновременно и высоким благом, и тяжелым игом. Если главная задача человека в том, чтобы оправдаться пред небом, а единственное средство оправдания дается законом, то, очевидно, обладание законом было в глазах иудея великим преимуществом и неоценимым сокровищем. По словам апостола Павла, иудей «успокаивал себя законом и хвалился Богом, потому что знал волю Его, и разумел лучшее, научаясь из закона, и был уверен о себе, что он путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» 538 . Но неизбежный и неоценимый как средство оправдания, дававший своим обладателям великое преимущество пред язычниками, закон не имел самородной ценности, так как праведность не доставляла абсолютного субъективного блага и, за вычетом номистического самолюбования, имела значение лишь постольку, поскольку признавалась на божественном суде. Поэтому закон сам по себе был для иудея тяжелым игом, сносным только в виду ожидавшейся за него награды. Иудей был рабом закона 539 Нравственная энергия его всецело направлялась на такие дела, которые можно точно считать, за которые можно рассчитывать на получение награды. Правда, иудей знал и такую область нравственной деятельности, которая не поддается точной регламентации и не имеет строго-номистический обязательности, поскольку здесь главное зависит от личного настроения, – это молитва , пост и особенно благотворительность в виде подаяния милостыни, погребения бедных и пр. По словам Симеона Праведного, «мир стоит на трех основах: на законе, богослужении (культе) и благотворительности» 540 . Но и эти действия подводились под ту же юридическую оценку и считались сверхдолжными заслугами. Милостыне придавалось грехоочистительное значение, наряду с строго-законническими делами: «искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» 541 . «Доброе (дело) – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Милостыня спасает от смерти и очищает от всякого греха. Творящие (дела) милостыни и (дела) правды будут долгоденствовать» 542 . Благотворящий бедному дает взаймы Самому Богу и может рассчитывать на воздаяние от Него 543 : дальше этих откровенных расчетов, кажется, нельзя идти. На этой почве юридической оценки благотворительности образовалось отожествление в еврейском языке понятий правды и милостыни 544 . Только в Евангелии положен конец этому юридизму, во-первых, тем, что здесь решительно устраняется надежда на награду за обязательные дела 545 , и, во-вторых, тем, что добрые дела, вытекающие из личного расположения, из любящего сердца, признаются обязательными 546 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Псалом 91 Псалом песни, в день субботный. С Евр.: «Псалом. Песнь на день субботний». Псалом сей, вероятно, пели в день субботный, в который повелевалось пребывать в молитвах, песнопениях и приносить Богу двойные жертвы. Кроме сей субботы бл. Феод. разумеет и будущую субботу, или вечный покой ( Евр. 4:9–11 ), «так как псалом предсказывает славу праведных и наказание неправедных». «Под субботою, – говорит св. Афан., – можно разуметь будущее наследие; потому что за здешними трудами последует успокоение, когда приимем награды свои. Посему пророк и восхваляет оный будущий покой». 2 . С Евр.: «Благо есть славить Господа, и петь имени Твоему, Всевышний». 3 . С Евр.: «Возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи». 4 . С Евр.: «На десятострунном и псалтыри, с песнью на гуслях». 5 . Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем. «Взирая на создания Твои и тайны домостроительства, восторгаюсь и радуюсь, и в душевном наслаждении побуждаю уста к песнопению» (Св. Афан.). С Евр.: «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих». 6 . Зело углубишася помышления Твоя. С Евр.: «Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои»! Как велики дела Твои, как непостижимы помышления или пути Твоего промысла! 7 . С Евр.: «Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того». 8 . Внегда прозябóша 539 грешницы яко трава; и проникоша 540 вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века. С Евр.: «Тогда как нечестивые возникают, как трава и делающие беззаконие цветут, чтобы изчезнуть на веки». Т.е. нечестивые являются, как трава, цветут благоденствием, и наконец погибают в аде на веки. «Подобно траве процвели и, как былие, изникли из земли делатели беззакония, но после настоящего благоденствия приобретут себе вечную гибель» (Бл. Феод.). 9 . С Евр.: «Ты, Господи, высок во веки»! 10 . С Евр.: «Ибо вот враги Твои, Господи, – вот враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие». 11 . И вознесется яко единорога рог мой. Рог единорога (или носорога) отличается необыкновенною крепостию, есть страшное оружие сего животного, делающее его независимым от других животных. Т.е. сила и слава мои будут, как сила и слава единорога. Под. Иов. 39:9–12 ; Числ. 23:22, 24:8 ; Пс. 21:22 . И старость моя в елеи мастите 541 . С Евр.: «А мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «ветхость моя, как маслина цветущая». Процвету, отложу старость, уподоблюсь цветущей маслине, и (по переводу LXX-mu) как от некоего елея утучнею от радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Синагоги, притворы Иерусалимского храма – нормальная обстановка деятельности рабби. Для неверующего этот «рабби», этот учитель или лжеучитель – лишь один в ряду других «учителей во Израиле» 535 . Другие рабби диспутируют с ним, как со своим коллегой и конкурентом 536 . Есть ученики у него, и есть ученики у других учителей, и можно спорить, чьим учеником быть лучше 537 . Но для верующего Христос – единственный учитель, по отношению к которому все люди должны соединиться в братстве учеников. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос; вы же все – братья» 538 . Пределы такой «школы» совпадают с пределами вселенной если не в реальности, то в идее. Афанасий вводит образ «священного училища богопознания, явленного всей вселенной» 539 . Если вселенная – школа, то история, и прежде всего «священная история», – педагогический процесс. Эта мысль намечалась уже в Ветхом Завете: «Бог учит тебя, как человек», – обращается Второзаконие к народу в целом, напоминая его былые судьбы 540 . Она подхвачена ранневизантийскими теологами. Десять заповедей для Григория Нисского  – «Божественные уроки» 541 , проповедь Христа для Феодорита Киррского  – «владычные уроки» 542 . В контексте подобных представлений с новозаветных времен интерпретировалось соотношение между иудейством и христианством: иудейский «Закон» – это «дядька» («педагог» в античном смысле этого слова, то есть раб, отводивший малого ребенка в школу 543 ), чья власть кончается на пороге Христовой школы 544 . На этом основана мистическая диалектика истории. Бог , как воспитатель, ведет воспитуемое человечество от несовершеннолетия к совершеннолетию (стоит заметить, что слово κριος, прилагаемое к Богу и Христу и по традиции переводимое как «Господь», по-гречески означает не господина, властвующего над рабом, а опекуна, имеющего авторитет по отношению к малолетнему). Цель воспитания – совершеннолетие. «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что неполно, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески творил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, оставил младенческое. Теперь мы видим как бы через зеркало в гадании, тогда же лицем к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю» 545 . Разные возрасты человечества сменяют друг друга. Но внутри Церкви как «училища» разные духовные возрасты сосуществуют, и педагогика Церкви по отношению к каждому из них должна быть особой. «Для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» 546 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Ст. 5. …И сказал Иосафат царю Израильскому: спроси сегодня, что скажет Господь… Блаж. Феодорит замечает в этом обстоятельстве благочестие Иосафата: «потому что счел необходимым вопросить прежде Бога всяческих» 537 . Однако же, при этом случае Иосафат не показал себя дальновидным; ибо союз с нечестивым Ахавом не мог быть угоден Богу 538 . Можно полагать, что Иосафат был обманут тем обстоятельством, что предыдущие победы его родственника одержаны были по предсказанию пророков Господних 539 . Ст. 6. …И собрал царь Израильский пророков около четырехсот человек... Кто были эти лживые пророки, увлекшие Ахава к погибельной для него войне? Нельзя считать их простыми льстецами и обманщиками Ахава, взявшими на себя заведомо ложный вид пророков – с той, единственно, целью, дабы извлекать выгоды из благоволения царского за благоприятные и льстивые предсказания; ибо нельзя же было всегда делать таковые предсказания, и не всегда они могли сбываться, – за ложь же они рисковали бы вместо милости царя жестоко поплатиться от гнева царского. Конечно, они были весьма неравнодушны к царскому благоволению, и по своей лести и угодливости весьма напоминали корыстолюбивого Валаама; но все же это были люди, и сами заблуждавшиеся относительно себя, ибо, сознавая в себе и нося действительно некий дух прорицания, они самооболыценно воображали, что это был дух истины и Дух Господень. Этим-то самообольщением и объясняются запальчивые слова одного из них, по имени Седекии, который, ударив пророка Божия Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе 540 ? Замечательно, что и в видении пророка Божия Михея, объясняющем причину лживости пророков Ахава, изображается, как один из духов, стоявших при престоле Господнем, отошел и сделался, по Господню попущению, духом лживым в устах пророков Ахава 541 . Это видение, при всем символизме своем, дает, однако же, разуметь, что прорицания Ахавовых пророков навеваемы им были отвне некоторым самостоятельным духом, помимо их сознания и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010