538 . Ночь воскресения Господа нашего Иисуса Христа должно соблюдать с величайшим усердием; ибо Он сам – величайший. Никто посему в эту ночь пусть не спит до зари; тогда мойте тело водою, прежде чем приступить к пасхе, и весь народ пусть будет в свете. Ибо в эту ночь Спаситель снискал свободу для всей твари; и тогда праздник совершают небесное и земное и все, что на небе и земле, так как Он воскрес из мертвых и вознесся на небо и сидит одесную Отца, откуда придет во славе Отца и ангелов своих воздать каждому по делам его; делавшим добро в воскресение жизни, а делавшим зло в воскресение суда, как написано. Египетские каноны О том, что неприлично кому-либо вкушать что-нибудь на Пасху ранее часа, в который можно есть. Не может вмениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня Пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после Пятидесятницы. Ибо не Пасха то, что мы соблюдаем; что составляет образ, то минуло. Посему мы не сказали: во втором месяце 539 , но когда он узнает наверно (день Пасхи), пусть приступит и к посту 540 . Для обоих памятников Пасха – пост в честь страданий Христовых, но для первого в понятие ее входит уже и торжественное разрешение от поста в ночь воскресения. Другой, и, по-видимому, более сложный фазис в развитии пасхального ритуала, представляет Сирская Дидаскалия. Замечательна трогательность и одушевление, с которыми она говорит о Пасхе и которых нет в канонах Ипполита и Египетских. Интересна также та переработка, которой подверглись предписания Дидаскалии относительно Пасхи в Апостольских Постановлениях. Кроме того, что Пасху последние восполняют целым кругом новых праздников и постов: Рождеством Христовым, Богоявлением, Четыредесятницей, Фоминой неделей, Вознесением, Пятидесятницей и недельным постом после Пятидесятницы (Петров пост), самый тон предписаний о Пасхе Дидаскалии в Апостольских Постановлениях изменился, и не везде в лучшую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

6. Потому прекрасно говорит Екклесиаст, что если один упал, то другой поднимает товарища своего ( Екк. 4. 10 ), не сам тот поднимается. Христос же не помощью и трудами другого воздвигся, но Сам Себя воскресил. Ибо Он говорит: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его ( Ин. 2. 19 ). А Он сказал о храме тела Своего ( Ин. 2. 21 ). Совершенно справедливо: не был поднят другим тот, кто не пал. Ведь тот, кого другой поднимает, упал, а тот, кто упал, нуждается в помощи, чтобы подняться. О чем наставляет и нижеследующее речение Писания: Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его, ибо если лежат двое, то тепло им ( Екк. 4. 10–1 ). Ведь мы умерли со Христом и потому с Ним ожили. 537 Христос с нами умер, чтобы согреть нас. Он говорит: Огонь пришел Я низвести на землю ( Лк. 12. 49 ). 7. Я был мертв, но, так как в крещении умер со Христом, принял и от Христа свет жизни. 538 И тот, кто умирает во Христе, согретый Христом, принимает жар жизни и воскресения. Холоден был ребенок, согрел его Елисей дыханием своим, дал ему тепло жизни. 539 Уснул вместе с ним, чтобы пробудило его тепло сна того, кто был словно погребен с ним. Стало быть, холоден всякий, кто не умирает со Христом, не может согреться тот, к кому не приближается огонь пылающий, 540 не может согреть другого тот, кто в себе не имеет Христа. 8. И чтобы ты понял, что о таинстве, а не о количестве сказано: двоим лучше, нежели одному ( Екк. 4. 9 ), далее следует таинственное речение: И втрое скрученная веревка не порвется ( Екк. 4. 12 ). Ведь три элемента, которые не соединены, не разрушаются. Так, Троица, простой природы, не может разрушиться, ибо Бог есть единая, простая и несоставная сущность. А то, что существует, пребывает, не подчиняясь другому/независимо. 9. Итак, благо прилепиться к другому и склонить шею под узы его и подставить плечо, 541 и носить его, и не отвращаться оков, ибо из дома узников выйдет царствовать ( Екк. 4. 14 ) тот Отрок, Который выше старого и неразумного царя ( Екк. 4. 13 ). И потому идущие за Ним связаны оковами, оттого Павел сделался узником Иисуса Христа ( Еф. 3. 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вся слава и широта 534 дана была вам, и исполнилось, что написано: «Он ел и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный». 535 А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные – против славных, глупые – против разумных, молодые – против старших. Поэтому удалились правда и мир, так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в мир. 536 Глава IV. Много зла произошло от зависти и в древние времена Ибо так написано: «И было спустя несколько дней, приносил Каин от плодов земли жертву Богу; и также Авель приносил от первородных овец и от туков их; и призрел Бог на Авеля и на дары Его; на Каина же и на жертвы его не посмотрел. И весьма опечалился Каин, и опало лицо его. И сказал Бог Каину: что ты стал печален, и от чего опало лицо твое? Не согрешил ли ты, если ты хотя правильно принес жертву , но неправильно разделил? 537 Успокойся. К тебе обращение его 538 и ты будешь обладать тем. И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле; и было в то время, как они находились в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». 539 Видите, братья, ревность и зависть произвели братоубийство. По причине зависти отец наш Иаков убежал от лица Исава, брата своего. 540 Зависть была причиной, что Иосиф гоним был на смерть и подвергся рабству. 541 Зависть принудила Моисея бежать от лица фараона, царя Египетского, когда услышал он от единоплеменника своего: «Кто поставил тебя решителем или судьею над нами? Не хочешь ли убить меня, как убил вчера египтянина?». 542 За зависть Аарон и Мариам жили вне стана. 543 Зависть Дафана и Авирона живых низвела в ад за то, что они возмутились против Моисея, служителя Божия. 544 По причине зависти Давид не только подвергся ненависти иноплеменных, но был гоним и от Саула, царя Израильского. 545 Глава V. Немало произошло от того же и в ближайшее время. Мученичество апостолов Петра и Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Да не отпадем мы от отеческого благоволения, да не отвергнем наследие отца небесного, печать и знак родства с ним, чтобы не случилось нам отринуть и сыноположение, и благоволение, и учение его, чтобы не отпасть от обетованной жизни и не быть извергнутыми из духовного чертога, чтобы не услышать от самого начальника мира: «Не знаю вас, идите прочь от меня, виновники ненависти, вражды, соблазнов» 534 . Да не услышим таких слов от него, который, чтобы избавить нас от этого, послал мир через своих святых учеников и апостолов. Они ведь ставят этот мир превыше всего и свои проповеди и писания начинают со слов «Мир и милость вам от бога». Вот и мы, исполнители их служения, пришли возвестить вам этот мир и вместе с Павлом говорим: «Мир храните со всеми и святыню, без которых никто не увидит господа» 535 . Если никто, не имея мира со всеми, не увидит бога, то разве сможет узреть его и в будущем веке тот, кто не хранит мира с соотечественниками? Не он ли услышит тогда: «Да истребится нечестивый, чтобы не видеть ему славы господней»? 536 . Никто из вас да не услышит этот голос проклятия! Собранные воедино, примиренные в мире и любви и согласии, сохраняйте бога среди вас и сладостное его обетование – господа нашего Иисуса Христа, который облегчает нам тяготы здешней жизни и во время благоприятное дарует вечную жизнь, славу и царство. Эту вечную жизнь все мы да сподобимся получить милостию и человеколюбием мироподателя господа нашего Иисуса Христа, ему же подобает слава, честь и поклонение со безначальным его отцом и животворящим его духом ныне и всегда и во веки веков, аминь. ГОМИЛИЯ 35 537 538 Пророк Исайя провозвестил о Евангелии: «Господь пошлет на землю слово усеченное» 539 . «Усеченное» – это слово, которое объемлет большую мысль в немногих изречениях. Итак, рассмотрим сегодня снова и те евангельские речения, которые мы уже рассматривали, и те, которые еще остались, чтобы напитались мы заключенным в них чистым смыслом и стали всецело причастны божественному вдохновению. «В то же время берет Иисус Петра, Иакова и Иоанна и их одних возводит на высокую гору, там он преображается перед ними, и лицо его стало светлым, как солнце» 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Епископ или пресвитер или диакон... в клятвопреступлении обличенный, да будет извержен из священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного» (25-е апост. правило). 537 «Клятвопреступник (мирянин) десять лет да не приобщается: два лета находясь между плачущими, три – между слушающими писания, четыре – между припадающими, один стоя с верными, – и тогда сподобится причастия» (64-е правил. святого Василия Великого ; ср. 29-е прав., осуждающее клятву необдуманную «к соделанию зла другому»). 538 Указанные правила, возбраняя клятву ложную и необдуманную, свидетельствуют о позволительности клятвы истинной и законной в уважительных случаях. На 4-м вселенском соборе, именуемом Халкидонским, отцы собора постановили потребовать от египетских епископов, чтобы они дали клятвенное обещание разъяснить, почему они медлят подписать послание святого Льва, папы римского , к Флавиану. Это требование клятвы, исходившее от отцов вселенского собора, ясно говорит о том, что они считали ее вполне христианским делом в особых случаях. 539 Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) Иисус Христос запретил клятву именем Божиим: «Я говорю вам: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что от город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет» ( Мф.5:34–37 ). Книжники иудейские и фарисеи, зная общее уважение и доверие к тому, что подтверждено клятвою и боясь ответственности пред законом за произнесение имени Божия в обыкновенных разговорах и сделках, не подлежащих контролю закона, установили клятвы сотворенными предметами. 540 (ср. Мф.23:16–18 ). Евреи клялись этими предметами во лжи, нарушали клятвенные обеты и думали, что за все это невиновны пред Богом, так как клятвы их не сопровождались произнесением имени Божия. Господь Иисус Христос, пришедший не нарушить закон или пророков, но исполнить 541 Своим учением ( Мф.5:33–37 ), осудил установившуюся у евреев практику, восстановил истинный смысл закона о клятве и пресек поводы к обходу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Иез. 21 :16. Проходи, как молния 537 , обращайся острием 538 направо и налево, куда бы лице 539 твое ни направилось. Иез. 21 :17. И Я всплесну руками Моими и наведу ярость Мою, Я-Господь сказал. Иез. 21 :18. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 21 :19. И ты, сын человеческий, устрой себе две дороги, чтобы идти (по ним) мечу царя Вавилонскаго: из одной страны выйдут два пути 540 , и поставят руку 541 в начале пути из города, и в начале пути устрой (ее), Иез. 21 :20. Чтобы идти по нему мечу: на Равваф сынов Аммоновых, (или) на Иудею и Иерусалим. Иез. 21 :21. Ибо остановится царь Вавилонский на старом пути, в начале двух дорог, для гадания, чтобы потрясти 542 жезлы, и вопрошать идолов и ворожить чревоволшебством. Иез. 21 :22. В правой руке у него-предзнаменование (идти) на Иерусалим, чтобы, окружить валом, и открыть рот для (военнаго) крика, и поднять трубную тревогу, и устроить вал пред воротами его, и насыпать земли и поставить осадныя башни 543 . Иез. 21 :23. И он 544 покажется им 545 , при совершении волхвования, празднующим седмицы седмиц 546 , но он вспомнит неправды его 547 . Иез. 21 :24. Посему так говорит Господь Бог: так как вы припомнили 548 неправды свои, когда открылось нечестие ваше,-ибо обнаружились грехи ваши, во всех беззакониях ваших и во всех делах ваших,-так как вы припомнили (их), то в них и будете захвачены. Иез. 21 :25. А ты, оскверненный 549 беззаконник, владыка Израиля 550 , для которого наступает конечный 551 день во время неправды! Иез. 21 :26. Так говорит Господь Бог: сними кидар 552 и отложи венец 553 , он не таков будет 554 , (ибо) ты унизил высокое и возвысил низкое 555 . Иез. 21 :27. Неправду, неправду, неправду положу на нем 556 , и он не таков будет 557 , пока не придет Тот, Кому он достоин, и Ему 558 передам 559 . Иез. 21 :28. И ты, сын человеческий, изреки пророчество и скажи: так говорит Господь Бог о сынах Аммоновых и о поношении их, и скажи: меч, меч, извлеченный для сечения, извлеченный для погибели, двинься 560 , чтобы блистать! 561

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 23 :2. Посему так говорит Господь, Бог Израилев к пасущим народ Мой: вы разогнали овец Моих и отвергли их, и не смотрели за ними, вот и Я взыщу с вас за злыя дела ваши, говорит Господь. Иер. 23 :3. И Я соберу 532 остатки 533 стада Моего из всех земель 534 , в которыя Я изгнал их, и возвращу их в селения их 535 , и возрастут и умножатся. Иер. 23 :4. И поставлю над ними пастырей, и будут пасти их, и более они нс будут бояться и трепетать, и никто из них 536 не погибнет, говорит Господь. Иер. 23 :5. Вот наступают дни, говорит Господь, и Я возставлю Давиду Восток 537 праведный, и царствовать будет Царь, и премудр будет, и совершит суд и правду на земле. Иер. 23 :6. Во дни Его спасется Иуда, и Израиль будет жить безопасно, и сие имя Ему, которым назовут Его: „Господь Праведный нашъ“ 538 . Иер. 23 :7. Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: „жив Господь, Который вывел сынов 539 Израиля из земли Египетской“, Иер. 23 :8. Но „жив Господь, Который вывел и привел 540 семя дома Израилева из земли северной и из всех стран, в которыя изгнал ихъ“, и жить будут 541 в земле своей 542 . Иер. 23 :9. О пророках 543 . Сокрушено сердце мое во мне, потрясены все кости мои, я стал. как человек пьяный 544 и как человек, которого одолело вино, от Лица Господа и от благолепия славы Его. Иер. 23 :10. Ибо прелюбодеяниями наполнена земля, от них восплакала земля, высохли пастбища пустыни, и стало стремление их лукаво и сила их таковаже. Иер. 23 :11. Ибо пророк и священник осквернились, и в дому Моем Я видел лукавство их, говорит Господь. Иер. 23 :12. Посему путь их будет скользким во мраке, и споткнутся и падут на нем, ибо наведу на них бедствие в год посещения их, говорит Господь. Иер. 23 :13. И в пророках Самарийских Я видел беззакония: они пророчествовали во имя 545 Ваала и прельщали народ Мой, Израиля. Иер. 23 :14. И в пророках Иерусалимских Я видел ужасное: они прелюбодействовали и ходили во лжи, поддерживали руки порочных, чтобы никто не обращался с пути своего лукаваго; все они были для Меня, как Содом, и живущие в нем 546 как Гоморр.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 24 :22. В ярости он низвергал слабых, (посему) когда он встанет, пусть будет не уверен за свою жизнь. Иов. 24 :23. А когда заболеет, пусть не надеется выздороветь, но да падет отъ недуга. Иов. 24 :24. Ибо возвышение его многим причинило бедствия. Он увял, как трава во время зноя, или как колос сам собою упавший со стебля 528 . Иов. 24 :25. Если же не такъ 529 , то кто скажет, что я говорю ложь и обратит ни во что слова мои?. Глава 25 Иов. 25 :1. И отвечал Валдад Савхейский, и сказал: Иов. 25 :2. Что служитъ началомъ 530 , если не страх пред Тем, Кто творит все въ горнемъ 531 (мире)? Иов. 25 :3. Пусть никто не думает, что бывает замедление воинствамъ 532 и на кого (из них) не сойдет наказание 533 Его 534 ? Иов. 25 :4. Как же может быть человек праведен пред Богом? или кто из рожденных женою признает себя чистым (пред Ним)? Иов. 25 :5. Если Онъ повелит луне, и она не светит, и звезды не чисты предъ Ним, Иов. 25 :6. То тем более человек – гной и сын человеческий — червь 535 . Глава 26 Иов. 26 :1. И отвечал Иов, и сказал: Иов. 26 :2. Для кого ты усердствуешь или кому хочешь помочь? не Тому-ли, у Кого великая сила и у Кого мышца крепка? Иов. 26 :3. Кому ты дал совет? не Тому-ли, у Кого вся премудрость? за Кем ты следуешь 536 ? Не за Тем-ли, у Кого превеликая сила? Иов. 26 :4. Кому ты говорил слова? Чье же дыхание исходит из тебя? Иов. 26 :5. Ужели исполины родятся 537 под водою и окрестностями ея 538 ? Иов. 26 :6. Наг адъ пред Ним и нет покрывала преисподней 539 . Иов. 26 :7. Онъ распростер север ни на чем, повесил землю ни на чем. Иов. 26 :8. Онъ связывает воду в облаках Своих, и облако не расторгается под нею. Иов. 26 :9. Онъ укрепил лице престола (Своего) 540 , простирая над ним облако Свое. Иов. 26 :10. Пределомъ 541 опоясалъ поверхность воды, до грани света со тьмою. Иов. 26 :11. Столпы небесные распростерты 542 и ужасаются от Его грозы. Иов. 26 :12. Силою укрощает Он море, и разумом Его низложенъ 543 китъ 544 . Иов. 26 :13. Затворы небесные боятся Его, и повелением Онъ умертвил змия – отступника 545 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой! есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]; и храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне...» ( Втор.4:37–40 ; ср.: 7:7–11). Окончание этого высказывания показывает, что также и авторитет божественного права своим основанием имеет историческое самообнаружение Яхве в спасении Израиля из Египта и в даровании земли. В этих деяниях Яхве обнаружил не только Свое божество вообще – как в случае с фараоном, – но явил Себя как Бог, преданный этому народу, как Бог этого народа, То, что Израиль в решающей мере познает Бога благодаря событиям Исхода народа из Египта и завоевания земли, убедительно было высказано в иной форме уже пророком Осией, также и пророк Иеремия напоминает об этом 539 . Пророки, в особенности те, которые жили во время изгнания, больше не рассматривают события времени завоевания земли в качестве окончательного самообнаружения Яхве. Как явствует даже из поверхностного взгляда на пророка Исаию, в иудаистской среде уже давно приоритетное значение приобрело избрание Сиона и царского рода Давида. В качестве нового самообнаружения Яхве провозглашаются в особенности божественное осуждение государственного распада и ожидаемое новое спасительное действие, в котором Яхве явит Себя в Своей божественности перед лицом всех народов. Наряду с Иезекиилем также и Девтероисаия проповедует обнаружение божественности Яхве как непосредственную цель уже начавшегося и предстоящего спасительного действия 540 . Как показал новозаветный доклад, апокалиптика продолжает линию ветхозаветного представления об откровении. Она ожидает окончательного самообнаружения Яхве, явления Его величия в связи с эсхатологическими событиями. Это ожидание характерно также для апокалиптического горизонта провозвестия Иисуса; только с его появлением содержание этого ожидания приближается настолько, что почти стирается различие времен, благодаря чему явно преодолевается грань возможного в апокалиптическом богословии. С этим ожиданием связано в особенности также первое прошение «Отче наш»: «Да святится Имя Твое». Только в горизонте традиции пророческого и апокалиптического ожидания воскрешение Иисуса, а в свете этого воскрешения также и Его пред пасхальная участь может быть понята как эсхатологическое самообнаружение Бога. Если исследовать явные представления новозаветных писаний о самооткровении Бога в событии Иисуса, то станет ясно, что здесь нельзя слишком строго ориентироваться на терминологию откровения. Так, если мы будем исходить из терминов ποκαλπτειν и φανερον, то, как показало исследование Γ. Шульте, мы не найдем ни одного определенного высказывания о самооткровении, в том числе и непрямом самооткровении Бога. Также и исследование христологических высказываний не принесет здесь существенной пользы. Напротив, понятие величия Божия, как в Новом Завете, так и в апокалиптике, как правило, наиболее точно указывает на Его откровение (Offenbarwerden).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Как пишет автор, Павел, увидев, что одни члены совета были саддукеями, а другие – фарисеями, объявляет, что его судят за веру в воскресение, в которой (по его словам) он твердо держится позиции фарисеев. Это вызывает спор между двумя фракциями, так что беспорядок прерывает заседание. Описание Луки интересно, хотя и запутанно, и мы должны его тщательно рассмотреть, поскольку это важное свидетельство не только о саддукеях, но и о фарисеях: Когда он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание раскололось. (Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, – ни ангела, ни духа, – фарисеи же признают и то, и другое.) Поднялся большой крик и, встав, некоторые из книжников фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке. А что, если дух сказал ему, или ангел 536 ? 537 Сцена вполне правдоподобна, и мы должны помнить, что она принадлежит перу того же автора, что и подобный рассказ о воскресении Иисуса в Лк 24 . Ключевой отрывок – странная ремарка в стихе 8. Многие переводы это место сглаживают: «саддукеи говорят, что нет ни воскресения, ни ангела, ни духа; но фарисеи признают все эти три вещи». Тут есть три проблемы. Во–первых, если этот перевод верен, то почему Лука сначала употребил «ни… ни» по отношению к «ангелу» и «духу», а потом поставил слово «оба», которое означает два, а не «все три» 538 . Ответ фарисеев подтверждает это и помогает прояснить ситуацию, выделяя не само воскресение, а ангела и/или духа. Во–вторых, нет иных свидетельств, что саддукеи отрицали существование ангелов и духов. Более того, поскольку они основывались на Пятикнижии, где часто появляются ангелы, да и духи не обойдены молчанием (в частности, дух ГОСПОДА, хотя, возможно, это не имеет отношения к данному вопросу), едва ли они отрицали их существование 539 . В–третьих, Лука совершенно определенно и в своем евангелии, и в Деяниях Апостолов говорит о том, что воскресение Христа нельзя понимать в том смысле, что Иисус стал ангелом или духом или уподобился им 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010