Иная слава (свет, блеск) солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых. Здесь различие между степенями блаженства святых уподобляется различию яркости света, исходящего от разных светил. Вечное мучение неверующих и беззаконников . Что же касается неверующих и беззаконников, то они будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению вместе с дьяволами. Сам Господь скажет им в день Страшного суда: Идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф.25:41 ). Идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его 150 . И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф.25:46 ). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Ап. Иоанн говорит, что вечное осуждение ожидает тех грешников, имена которых не окажутся записанными в книге жизни у Господа Бога: Иже не обретеся в книзе животней написан, ввержен будет в езеро огненное ( Апок.20:15 ). И се есть вторая смерть ( Апок.20:14 ). Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (то есть был предан ужасным мучениям). Это смерть вторая (вечная) 151 . Жизнь вдали от Бога, терзания совести при воспоминании о загубленной жизни, злобное состояние при невозможности питать его соответственными делами, наконец, самая внешняя обстановка, именуемая в св. Писании геенною огненною ( Мф.5:22 ), адом ( Лк.16:23 ), – все это будет источником вечных мучений для грешников. На мучительное состояние грешников в будущей жизни указывает Спаситель, говоря: Добрее ти есть со единым оком внити в царствие Божие, неже две оце имущу ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает ( Мк.9:4748 ). Лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие (то есть лучше отказаться на земле от всех благ мира, ведущих ко греху), чем с обоими глазами (то есть насладившись ими) быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает 152 . Так строго будет поступлено с грешниками не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но потому, что они сами сделали себя неспособными к добру: они погибают, по словам ап. Павла, за то, что не приняли любви истины для своего спасения ( 2Фес.2:10 ), то есть за то, что не полюбили спасительной евангельской истины, ее нет у них в сердце 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

. И [все] это исполнялось в то время, когда был убит преклонный в летах старец Елеазар 140 , и семь сыновей блаженной Самоны 141 , когда Иуда и его братья боролись за свой народ и скрывались в убежищах 142 . В то время рог вел брань со святыми, и превозмогал их 143 , – [то есть] Антиох, муж беззаконный, произносил слова против Всевышнего, изменил времена и праздники 144 , отменил завет Авраама, и упразднил субботу покоя, ибо приказал иудеям не (224) обрезываться 145 . И поэтому [Даниил] сказал о нем: Он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы были в руку его до времени и времен и полувремени 146 . Время и полувремя, подобно седмине и половине, составляют десять с половиной лет. Еще [Даниил] сказал: И, приняв решение, отняли у него власть, чтобы погубить его и истребить его до конца царства 147 . Ведь настиг Антиоха суд с небес, и он заболел болезнью тяжкой и ужасной 148 . Из-за вони, исходившей от него, никто не приближался к нему, ибо черви кишели и, выползая из него, поедали плоть его за то, что он притеснял червя Иакова 149 . Воняла плоть его [уже] при жизни за то, что он сделал зловонными тела сыновей Иерусалима, и не были они погребены 150 . И было бельмо на глазах его за то, что он осквернил Святилище Божее. Он молился, но не был услышан, ибо не внял стона праведников 151 , убиваемых им. Он написал письмо и послал [его] иудеям, называя их своими друзьями, но Бог не смиловался 152 над ним, и умер он в мучении 153 . 21. Еще сказал [Даниил]: Святые Всевышнего получат Царство 154 . Что скажем об этом? Получили ли сыны Израиля Царство (225) Всевышнего? Да не будет! Взошел ли этот народ на облака небесные? [Нет], они лишились этого. Ведь сказал о них Иеремия: Отверженным серебром назовут их, ибо Господь 1 2 3 отверг их 155 . Еще сказал [Иеремия]: Он уже не призрит 156 на них 157 . Также Исаия сказал о них: Идите, идите, не касайтесь нечистых 158 . А о святых Всевышнего так сказал [Даниил]: Они унаследуют царство во веки веков 159 . Те же 160 [лишь] отдохнули немного от бремени царей и князей 161

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Очевидно, что святые, постоянно носящие «сердце сокрушенно и смиренно» 150 , постоянно пребывают в «Божественной Церкви» 151 . В первохристианском откровении о Церкви, в «Пастыре» Ерма , Церковь – непрерывно строящаяся башня. Пастырю вменено в обязанность заботиться о тех камнях, которые сперва вошли в башню, но, будучи повреждены, были затем выброшены вон. Для того и сделана остановка в строении, чтобы они покаялись и вошли в здание. Если же не покаются, другие поступят на их место, а они будут отвержены навсегда. «Позаботьтесь же о себе, пока строится башня! Господь дал вам непорочный дух, возвратите же Ему оный чистым и непорочным. За грехи ваши принесите покаяние» 152 . Если же нет покаяния, человек отходит от Церкви. Дух Святой незримо отделяет «мертвые камни», но Церковь хочет незримое сделать зримым, хочет, чтобы на пшеничном поле и видимо было как можно меньше плевел, чтобы все больше наполнялось реальным содержанием «божественное имя Церкви» 153 . Так возникает необходимость церковного отлучения, отделения, дисциплинарной практики Церкви. «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» ( 2Кор. 6, 17 ). «Будем удаляться от соблазнов, от лжебратии и от тех, которые носят на себе имя Господне лицемерно» 154 . «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, – с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор. 5, 11 ). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было (между вами) какого блудника, или нечестивца» ( Евр. 12, 14–16 ). Давно не слышно этих слов в Церкви. «Горькие корни» возникают и причиняют вред. Никто не «наблюдает». Или, может быть, в Церкви стало все непогрешимо? Слово Божие говорит, что нравственной непогрешимости нет не только в первосвященниках Церкви, но и вообще в Церкви. Нравственной непогрешимости нет, но есть непрекращаемая через все века святость ее святого «остатка». В святости всегда пребывает какоето большее или меньшее количество людей, составляющих в истории святую Вселенскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Между тем видел, что народ все больше возмущается, взял воды, умыл руки перед народом и сказал: « я неповинен в крови сего праведника. Смотрите сами». Народ отвечал: «кровь Его, т. е. ответственность за Его смерть, на нас и на детях наших.» 149 Тогда Пилат отдал Иисуса на распятие. (Мф.27:11, Мк.15 , Лк.23 , Ин.18:28 ). Пилат осудил И. Христа в угоду Иудеям. Человекоугодие – презренный порок. § 187. Распятие Иисуса Христа на кресте Когда Пилат отдал Иисуса на распятие, тогда повели Его за Иерусалим на гору Голгофу и дали нести крест Ему самому. И. Христос упал под тяжестью креста. Тут на дороге встретили одного Еврея, по имени Симона Киринейского , который возвращался с поля; и его заставили нести крест Иисусов. За Иисусом шло много народа. Некоторые женщины шли и плакали. Иисус обратился к ним и сказал: «дочери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и о детях своих. Ибо наступят дни, в которые скажут горам: падите на нас, и холмам: покройте нас», т. е. будут желать смерти 150 . Когда привели Иисуса на Голгофу, то перед распятием дали Ему пить вино, смешанное с желчью. Это питье давали распинаемым для того, чтобы они потеряли сознание, и потому были бы менее чувствительны для них страдания. Но И. Христос не принял этого питья 151 . Затем распяли Его, т. е. гвоздями по рукам и ногам прибили к кресту. Когда распинали Иисуса, Он возвел Свои очи к небу и молился: «Отче! прости им, они не знают, что делают». Вместе с Иисусом распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. Пилат приказал положить надпись на кресте: Иисус Назарянин Царь Иудейский. Архиереи пришли к Пилату и сказали: «зачем ты написал: Царь Иудейский? Напиши, что Он Сам назвал Себя Царем Иудейским». Но Пилат сказал им: «что я написал, то написал» (т. е. не стану переписывать того, что написал). Воины, которые распинали Иисуса, взяли одежды Его и разделили между собой, а хитон (нижнюю одежду), который был весь целый, без швов, они не хотели раздирать, а бросили жребий, кому достанется 152 . Когда Иисус висел на кресте, то многие насмехались над Ним. Народ смеялся и говорил: «если ты Сын Божий, то сойди с креста!» Первосвященники и старейшины смеялись и говорили: «других спасал, а Сам Себя не может спасти! Если Он Царь Израилев, то пусть сойдет с креста, и мы уверуем в Него. Он уповал на Бога, пусть Бог теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он говорил: Я Сын Божий. » Также и один из разбойников, распятых с Иисусом, смеялся над Ним и говорил: «если Ты Сын Божий, то спаси Себя и нас. » Но другой разбойник останавливал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда сам осужден на то же. И мы осуждены справедливо, потому что приняли достойное по делам нашим, а Он не сделал ничего худого». Затем сказал Иисусу: «помяни меня, Господи, когда придешь в царство Свое». Иисус сказал ему: «истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю 153 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Фе 129) Дивны свидения Твои, по сему вникла в них душа моя. 130 Возвещание слов Твоих просвещает и вразумляет младенчествующих. 131) Уста мои открыл я, и вдохнул в себя дух; ибо заповедей Твоих возжелал. 132) Призри на меня и помилуй меня, как судишь любящих имя Твое. 133) Стопы мои направь по слову Твоему, и да не возобладает мною всякое беззаконие. 134) Избавь меня от клеветы человеков, и соблюду заповеди Твои. 135) Лице Твое да светится над рабом Твоим, и научи меня уставам Твоим. 136) Потоки вод источили очи мои, потому что я не сохранил закона Твоего. 887 Цаде 137) Праведен еси, Господи, и правы суды Твои. 138) Ты явил свидения Твои как правду и как совершеннейшую истину. 139) Иссушила меня ревность по Тебе; ибо забыли слова Твои враги мои. 140) Очищено огнем слово Твое вполне, и раб Твой любит его. 141) Молод я и уничижен, но уставов Твоих не забыл. 142) Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. 143) Скорби и нужды постигли меня; но заповеди Твои поучение мое. 144) Свидения Твои – правда вечная; вразуми меня и жив буду. 888 Коф 145) Воззвал я всем сердцем моим; услышь меня, Господи; уставов Твоих взыщу. 146) Воззвал я к Тебе; спаси меня, и я сохраню свидения Твои. 147) Предварял я рассвет и взывал: на слова я обнадеялся. 148 Предваряли очи мои утро, чтобы поучиться словам Твоим. 149) Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей и по суду Твоему животвори меня. 150) Приблизились гонящие меня беззаконно; от закона же Твоего они далеки. 151) Близок еси Ты, Господи; и все пути Твоя истина. 152) Давно узнал я из свидений Твоих, что навеки утверждал Ты их. 889 Реш 153) Посмотри на смирение мое и избавь меня, ибо закона Твоего не забыл я. 154) Суди суд мой (процесс) и освободи меня; словом Твоим оживотвори меня. 155) Далеко от грешников спасение; ибо уставов Твоих не взыскали. 156) Щедрот Твоих много, Господи; по суду Твоему животвори меня. 157) Много гонителей и утеснителей моих; но от свидений Твоих я не уклонился. 158) Видел я неразумных и томился, потому что слов Твоих не хранили они.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

141 . Юнейший аз есмь и уничижен. С Евр.: «Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю». Бл. Феодорит разумеет отрока Давида, а св. Афан. – того, кто изучает начатки Бож. словес и унижает, смиряет себя. 147 . Предварих в безгодии 625 и воззвах. С Евр.: «Предваряю рассвет и взываю». «Давид приносил молитвы Богу не только с рассветом дня, а даже и среди ночи» (Бл. Феод.). «Безгодием, – говорит св. Афан., – называет тьму, или смутность обстоятельств». 148 . С Евр.: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое». 150 . С Евр.: «Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего». 152 . Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. С Евр.: «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки». Т.е. давно знаю, что закон Твой вечен. Бл. Феодорит разумеет иначе. «Пророк, – говорит он, – свидениями называет небо и землю ( Исх. 19:21 ). Из того, что все идет с великою стройностию, говорит пророк, в точности познал я, что (ст. 151) близ еси Ты, присущь всему, что ни совершается, и ничто не скрыто от Тебя». 154 . Суди суд мой и избави мя. С Евр.: «Вступись в дело мое, и защити меня; по слову Твоему оживи меня». «Напоминает Владыке, – говорит бл. Феодорит, – об обетованиях, просит у Него спасения, и умоляет рассудить его и неприязненных ему». 158 . Видех неразумевающыя и истаях. Т.е. «истаевал из ревности по Богочестию» (Св. Афан.). С Евр.: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего». 160 . Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. С Евр.: «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей». «Началом словес, – говорит бл. Феод., – называет пророк обетования, данные Аврааму, потому что от него ведут род Иудеи... Как пророк, он видел вечную державу Христову, а потому и сказал, что начало Божиих словес украшено истиною», – что вечны суды правды Его. Начало словес истина. «Это, – поясняет св. Афан., – первая из Твоих заповедей – во всем истинствовать и в деле и в слове и в помышлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Согласно «Учению 12-ти апостолов» апостолы, пророки и учители обычно не были прикреплены к одной местной церкви, как епископы-пресвитеры и диаконы. Апостол или пророк, остававшийся более двух дней в местной церкви, являются по «Учению» лжепророками 149 . Апостольские писания подобного требования не знают. Согласно основному характеру своей деятельности апостол являлся странствующим благовестником. Поэтому естественно он большую часть своей жизни проводил в странствии. Тем не менее, нигде в апостольских писаниях мы не находим указаний, что он не мог остаться в той или иной церкви продолжительное время. Согласно церковному преданию, возникшему очень рано, апостолы оставались в Иерусалиме после Пятидесятницы 12 лет 150 . Правильна или нет эта цифра, не имеет значения, т.к. несомненным является продолжительное пребывание апостолов в Иерусалиме. Ап. Павел никогда не ограничивал никаким сроком свое пребывание в местных церквах. Его апостольское служение заключалось не только в основании местных церквей: оно распространялось и на существующие церкви. Что касается пророков, то странствующий характер их дея-тельности также не подчеркивается нарочито в апостольских писаниях. Первое послание к Коринфянам явно предполагает, что пророки имеют постоянное пребывание в местной церкви 151 . Еще с большей уверенностью мы можем заключить, что учители, главным образом, исполняли свое служение в пределах местной церкви. С другой стороны постоянное пребывание епископов-пресвитеров в одной определенной местной церкви, в которой они были поставлены, не исключало для апостольского и после-апостольского времени возможности исполнения ими какой либо временной миссии в другой или в других церквах. «Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей начальствующих между братиями» ( Деян. 15,22 ). Несомненно, что термин «andraj hyoumenouj en toij adelfoij» указывает, что Иуда и Сила принадлежали к числу пресвитеров Иерусалимской церкви 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

И никтоже взыде на то небо, токмо Сый на небеси 138 . Так по величеству славы Твоей, Ты превознес и величие Свое. О, Отче святый! как величественно, достопоклоняемо и свято должно быть имя Твое по всей земле! Да святится имя Твое! Превеликое имя Отца светов всею разумною тварью почитается; и пророк сказал: свято и страшно имя Его 139 . Свято оно и страшно даже небесным силам: тысячи тысяч и тьмы тем предстоят пред Его престолом на небесах, и, покрыв лица, день и ночь друг другу вопиют: свят, свят, свят Господь Саваоф 140 . Так свято и страшно имя Твое, Отче наш, небесному воинству! да будет свято оно и страшно нам, земным чадам Твоим. Как на небесах страшатся имени Твоего, и сим страхом, как источником, благоволение Твое непрестанно изливается; так и на земле милость Твоя, Господи, от века и до века пребывает на боящихся Тебя 141 . Посему и просим мы: подай, Господи, страх Твой в сердца наши, и да будет свято для нас великое имя Твое. О, если бы мы оставались всегда в той свободе, которую даровал нам Христос Бог , и не подвергались игу рабства греховного 147 ! Если же и опять лишились свободы чад Божиих; то искали бы со всем усердием царствия Божия, которое внутрь нас есть 148 , и достигается усилием, постоянным навыком в добре. Ибо царствие Божие усилием восхищается, и только прилежные искатели находят Его; потому и сказано: ищите прежде всего, прежде всех временных благ, царствия Божия и правды Его 149 . Блажен, кто постигнет правду Божию, уразумеет истину Господню; такому сказано: не далече еси от царствия Божия 150 . Горе же, кто не познает ее, не признает учение Господне за истину: удобее бо есть велбуду, как сказано, сквозе иглине уши проити, нежели ему внити в царствие Божие 151 . Чтобы достигнуть нам царствия Божия, постараемся внимать учению Господню; ибо Царь наш и Бог – Господь Иисус Христос говорит: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете; и уразумеете истину, и истина свободит вы. Яко всяк творяй грех , раб есть греха; аще Сын вы свободит, воистинну свободни будете 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Поэтому Евхаристия, согласно ее Божественному установлению, есть высший, завершительный акт этого соединения, высшее выражение общения верующих с Господом и между собой. Поэтому Евхаристия не могла существовать изолированно, вне связи с остальными актами богослужения. Напротив, если установление Евхаристии составляет заключительный акт новозаветных учреждений и предписаний, который, как в фокусе, сосредоточивает все Домостроительство спасения, то совершение Евхаристии должно составлять и составляло с самого начала средоточие общественной жизни. Достойное совершение и принятие (Евхаристии) в качестве необходимого условия предполагало веру, выраженную в воспоминании и познании, просвещенную через учение и пламенную молитву. Потому-то первое общество Христово не могло собираться около Трапезы Господней, не назидаясь пророческим и апостольским словом, не испрашивая благодатного общения с Богом Спасителем и не изъявляя своей искренней благодарности за Его благодеяния. Равно как, с другой стороны, оно не могло совершать все это, не совершая в то же время Евхаристии как единственного средства личного усвоения спасительных заслуг Христовых, как Святейшей Жертвы, которая одна угодна Богу и которая должна быть венцом и украшением всего христианского богослужения. Епископ Христофор. Труды Киевской Духовной Академии ( 114, 150–152 ). ПРИЧАЩЕНИЕ «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54) Это Таинство называется Причащением, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова, через него соединяемся со Христом ( 113, 527 ). Хлеб и вино не есть образ Тела и Крови Христа (да не будет!), но самое Тело Господа обожествленное, так как Сам Господь сказал: «сие есть Тело Мое», не образ Тела, но «Тело»; и не образ Крови, но «Кровь». И прежде этого – иудеям, что «если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В предусмотренное же время по любви к миру Он, действительно, отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную 146 . В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши 147 , Который умер за нас, когда мы были еще грешниками 148 . Здесь мы познали любовь, которую имеет к нам Бог Отец 149 . Он Сам любит (нас), как возлюбил (Христа), потому (мы) возлюбили (Спасителя) и уверовали, что (Он) исшел от Бога 150 . В потусторонней жизни Господь Спаситель обещал еще более совершенно открыть имя Отца верующим, чтобы любовь, которою Отец возлюбил Сына, была в них 151 . Любовь Сына Божия и Святого Духа к людям имеет, по Библии, свои особенные оттенки и действенные проявления. Воплотившийся Сын Божий предал себя на крестную смерть за спасение человеческого рода, который до конца возлюбил 152 . Как представитель его, Он своею смертию в состоянии любви убил на кресте человеческую вражду к Богу греховно настроенного человека, Кровию Своею приблизил людей к Отцу и примирил с Ним действием Святого Духа в Церкви. Христос Спаситель любит всех верующих, объединившихся в Нем, любовию и благодатно питает их в таинствах Церкви. Дух Святой по дару Христову таинственно простирает на всякого человека, обратившегося ко Христу, дыхание Своей животворной любви 153 . Действие любви Святой Троицы обобщенно выражают следующие апостольские слова, имеющие отношение ко всему сонму верующих в Церкви: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа со всеми вами " 154 . Это значит, что невещественную любовь Святой Троицы Сын Божий по изволению Отчему и действию Святого Духа в таинствах Церкви преподает как незаслуженную человеком благодать, или благое даяние свыше. Божественная любовь вечно свята, безмерна, самопреданна людям в меру вместимости ими и сообщается путем излияния Духом Святым. Она – непостижимо-огненная сила чувства Божия, отражающаяся в действиях высочайшего Божественного Разума и Воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010