5 Открой мне, Господи, день кончины моей и число дней моих, велико ли оно, да уразумею, что еще остается мне. 6 148 Словно пядью, измерил Ты дни мои, и естество мое как бы ничто пред Тобою. Впрочем, все суета, всяк человек живущий! 7 149 Подобно призраку, ходит человек, но напрасно суетится он; собирает сокровища и не знает, кому достанутся они. 8 А ныне кто надежда моя? Не Ты ли, Господи? И Тобою создано естество мое. 9 От беззаконий моих избавь меня! На поношение безумцу Ты отдал меня. 10 Онемел я и не отверзал уст моих, ибо Ты этого возжелал. 11 Отведи от меня удары Твои, ибо от крепкой руки Твоей я изнемог. 12 150 Обличая беззакония, поучал Ты человека и непрочной, как паутина, соделал жизнь его. Впрочем, суетен всяк человек. 13 Услышь молитву мою, Господи, внемли молению моему! Не безмолвствуй, видя слезы мои, ибо странник я у Тебя и пришлец, подобно отцам моим. 14 Смилуйся надо мною, да вкушу покой, прежде чем умру и не станет меня. 1 151 В конец, псалом Давида, 39. 152 2 Терпеливо надеялся я на Господа, и внял Он мне, и услышал молитву мою; 3 И вывел меня из пропасти страданий и тинистой топи, и утвердил на камне ноги мои, и направил стопы мои. 4 И вложил в уста мои песнь новую, песнопение Богу нашему. Узрят многие и убоятся, и станут уповать на Господа. 6 Блажен муж, который уповает на имя Господне и не взирает на суету и треволнения ложные. 6 Много сотворил Ты, Господи Боже мой, чудес, и в замыслах Твоих благих никто не уподобится Тебе. Возвещал я и говорил: «Нет им числа!» 7 153 Жертвы и приношения Ты не восхотел, тело же уготовил мне; всесожжений и жертв за грехи не требовал Ты. 8 154 Тогда сказал я: «Вот я иду, как в свитке книжном написано обо мне; 9 155 Сотворить волю Твою, Боже мой, восхотел я, и закон Твой в глубине сердца моего». 10 Возвещал я правду в церкви великой и впредь устам моим не возбраню, и Тебе это ведомо, Господи. 11 Правды Твоей не скрыл я в сердце моем, истину Твою и путь спасения поведал, не скрыл милости Твоей и истины Твоей от сонма великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" Предваряли очи мои утр о, чтобы поучаться словам Твоим» ( Пс.118:148 ). Не только в то время, когда сон бывает наиболее приятен, но и рано утром он размышлял о божественных зако­нах. А мы, живя в бедности, свободные от всяких забот, всю ночь проводим, валяясь в постели, и даже при начале дня не воз­носим гимна Подателю благ. Итак, пророк предупреждает нас, чтобы в утреннюю пору мы поучались в словах Божиих. И Гос­подь говорил: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). А один из пророков, оплакивая таких людей, говорил: «спит всю ночь» ( Ос. 7:6 ). «Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей, по суду Твоему оживи меня» ( Пс.118:149 ). Обладая столь великими благами, он ищет милости; и не вообще просит о милости, но о милости, полезной по суду Божию. И вот он просит и умоляет Бога, чтобы его жизнь направлена была по судам Божиим, а своим примером и нас учит молиться о том же. " Приблизились преследующие мен я беззаконно, от закона же Твоего они удалились» ( Пс.118:150 ). Далеки от боже­ственных законов те, которые хотят преследовать праведного. Так, книжники и фарисеи шли прямо на беззаконие, преследуя апостолов, которым Господь сказал: «и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ), как ска­зано: «врагом буду врагов твоих и противником противников твоих» ( Исх.23:22 ). Поэтому и удалились они от закона евангель­ского, не послушавшись учения апостолов. «Близок Ты, Господи, и все пути Твои – истина» ( Пс.118:151 ). 3. Ты, говорит, Господи, видишь все, потому что Ты не вдали от нас пребываешь, но наполняешь всю вселенную и сообразно с истиною управляешь созданием. Это и Сам Бог говорит чрез про­рока: «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?» ( Иер.23:23 ). Он все знает и испытывает, даже глубины сердец наших ( Пс. 47:2 ). А блаженный Павел говорит: «мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). " От начала я узнал из откровений Твоих, что Ты утвердил их на век...» ( Пс.118:152 ). Свидениями или откровениями на­зывает здесь небо и землю, потому что из снисхождения к людям Господь приводит иногда небо и землю во свидетели; так и великий Моисей в начале своей песни говорил: «внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» ( Втор.32:1 ). В них по­стоянно усматривается Промысл Божий, потому что все в них совер­шается в великом порядке. Отсюда, говорит, я узнал достоверно, что Ты находишься вблизи и присутствуешь во всем существующем, и ничто из Твоих творений не скрывает Тебя. Или иначе: издавна, говорит, я знал, что слова Твои, Владыка, тверды, и заповеди Твои постоянны. Законы царские и государственные изменяются, а с Божиими законами этого не бывает, но как небо и земля пребывают во век, так и заповеди Божии. К ним, говорит, ничего нельзя при­бавить, и от них ничего нельзя отнять. Говорил и Господь: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Вопрос 149. Какой суд домоправителю, если станет что делать по лицеприятию или соперничеству?    Ответ. Поскольку Апостол в одном месте повелевает ничего не делать «по уклонению» ( 1Тим. 5, 21 ), а в другом подтверждает: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11, 16 ); то да будет признан таковой чуждым Церкви Божией, пока не исправится. Впрочем, с большою осмотрительностью должно испытывать, к чему каждый способен, и тогда уже поручать ему какое бы то ни было дело, чтобы и делающие кому либо поручение не по силам не подпали суду, как худые домостроители душ и заповедей Господних, и принимающие поручение не думали находить для себя в этом оправдание греху.    Вопрос 150 . А если по нерадению не даст брату потребного? Ответ. Известен суд сей из слов Господа, сказавшего: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» ( Матф.25, 41–42 ), и проч. И: «проклят» всяк «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» ( Иер.48, 10 ).    Вопрос 151. Позволительно ли служащему говорить громким голосом? Ответ. Меру голоса определяет потребность слушающих. Поэтому, если голос слабее надлежащего, то, как невнятный, приближается к шепоту и достоин осуждения; а если усилен сверх нужды, когда слушающий может расслушать и говорящего тихо, то делается «кличем», который также осужден ( Ефес.4,31 ), разве только тупость слушателя доводить нас до необходимости употребить «кличь» и тем как бы пробудить его от сна. Ибо и о Господе повествуется, что говорил громко, как сказывает Евангелист: «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» ( Иоан.12, 44 ).    Вопрос 152. Если кто, исправляя очередную службу в поварне, утомляется не по силам, так что на несколько дней делается неспособным к обычному для него рукоделию; то должно ли возлагать на него подобную службу? Ответ. Сказано было, что получивший власть распределять работы должен давать приказы, соображаясь с способностью и силами употребляемого в работу, чтобы самому о себе не услышать: «созидаяй труд на повеление» ( Псал.93, 20 ). Впрочем получивши приказ не должен прекословить, потому что предел послушания-послушание до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2, 13 ). И Сам Виновник нашего спасения говорит: «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). И святой Давид напоминает: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его: если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс. 126, 1 ). «И помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим. 9, 16 ), Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 148 ). От гордости рождаются: презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот, поношение. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Серапион 53, 254). Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение людей, мать осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией... Гордость есть предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснований, источник гнева, опора лицемерия, твердыня бесов, хранилище грехов. Гордость есть причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судия, противница Богу, корень хулы. Начало гордости-корень тщеславия; середина-уничижение ближнего бесстыдное проповедание своих трудов, самодовольство в сердце, ненависть обличения. Конец гордости – отвержение Божией помощи, упование на свои усилия, бесовский нрав. ...Весьма часто эта страсть получает пищу от (самодовольного) благодарения Бога, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видел я людей, устами благодарящих Бога, а в мыслях своих возносившихся. ...Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость ( 57, 150 ). Не возвышайся, перстный, ибо многие, будучи святыми и невещественными, свержены с неба ( 57, 152 ). От гордости происходит забвение согрешений, а память о них ходатай смиренномудрия... ( 57, 153 ). Гордый монах не имеет нужды в бесе, он сам сделался для себя бесом и супостатом... Тьма чужда света, и гордый чужд всякой добродетели... Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога ( 57, 153 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И не участвуйте в бесплодных делах тьмы ( Еф. 5:11 ), как говорит апостол. Какой плод имели вы от дел духовной смерти, которых стыдитесь ныне? Потому что бесплодны дела лукавые и всякий тёмный поступок. Но как скоро душа бывает в состоянии отрезвиться и прийти в самопознание, чувствует смущение и стыдится грехов, учинённых в упоении пороком, и находит просвет целомудрия. 148. Диакону Ипафлору Не приходи в малодушие, но мужайся; твёрдый образ мыслей, ибо мужественный, хотя и израненный, несомненно, победит в сражении. 149. Схоластику Олимпию Да не будет этого! Не о себе говорит апостол: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного ( Рим. 7:23 ). Он говорит это от лица тревожимых плотскими страстями, хоть и сопротивляющихся им и побеждающих их. Но и они иногда побеждаются страстями, по минутному увлечению. 150. Ему же Нетрудно понять, что апостол говорит об этом, имея в виду всё человечество: Я жил некогда без закона ( Рим. 7:9 ). Он не мог и дышать без закона Моисеева, потому что с юного возраста по всей строгости обучался закону у Гамалиила. Но он говорит от лица живших вне закона Моисеева. 151. Максимиану Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ( Деян. 10:34–35 ). Ясно, что приятен Богу и не отвергается Им всякий, кто ищет узнать о Нём. Бог не оставит его умереть в неведении, но укажет ему путь к истине, подобно Корнилию, о котором и сказал эти слова апостол Петр. 152. Диакону Фессалию Желающему доброго не помыслами только и словами, но и делами своими надлежит всю жизнь трудиться над этим, чтобы возделав плоды многообразных добродетелей достигнуть, таким образом, Царствия Небесного. Посмотри, как говорит об этом патриарх Иаков: И увидел он [Иссахар] что покой, хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани ( Быт. 49:14–15 ). И пророк Иеремия: обрати сердце твое на дорогу, на путь ( Иер. 31:21 ), то есть стань деятельным, благие свои пожелания приведи в дело. 153. Хрисогону Клисуалию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

—47— на Иосифа, затем Саул из сыновей Вениамина, а остаток его погубил Мардохей постом своим. Так как из всех сыновей Исава [именно] Амалик захотел сразиться с сынами Иакова, то была изглажена память его. Посмотри: постом Мардохея и Есфири был низвергнут Аман с высоты своего величия, и погиб остаток амаликитян, а Мардохей, получив славу Амана, стал великим во всём царстве Артаксеркса, Есфирь же – царицей вместо Астинь. 14 . Еще Даниил постился за свой народ, чтобы не был увеличен семидесятилетний [срок пребывания] в Вавилоне. Три седмицы [держал он пост], и [пост его] был принят 150 . В течение двадцатиоднодневного поста Бог [постоянно] внимал ему, и в те самые дни Гавриил стоял, помогая ему, ибо [Гавриил] всегда принимает молитвы. Вместе с Гавриилом 151 помогал [Даниилу] также и Михаил, князь [Израиля] 152 , и они противостояли князю персидскому двадцать один день 153 . И помог [Гавриил и Михаил] Даниилу в посте его. Знай, возлюбленный мой, что именно Гавриил принимает молитвы перед Богом. Ибо когда постился Даниил, то пришел к нему Гавриил с войском своим и сказал ему: Молитва твоя услышана пред Богом, и я пришел по словам твоим 154 . И он ободрил его и сказал ему: Мужайся, муж желаний 155 . И как по молитве [Даниила во время] поста пришел к нему Гавриил, так же и молитву Захарии [Гавриил] принес к Богу. Ибо когда [Гавриил] благовествовал ему о рождении Иоанна, то сказал ему: Услышана молитва твоя перед Богом 156 . И также молитву Марии он принес к Богу. Ибо, благовествуя о рождении Христа, он сказал Ей: Ты обрела благодать у Бога 157 . Чем же обрела Мария благодать, если не Своим постом и молитвой. —48— Ибо Гавриил принимает чистые молитвы и приносит [их] к Богу, а Михаил – князь сыновей Израиля. Он есть тот, о ком [Бог] сказал Моисею: Вот, пойдет пред тобою ангел Мой и он истребит обитателей земли пред тобою 158 . Он тот, кто явился ослице Валаама, когда Валаам ехал, чтобы проклясть Израиль 159 . И еще он явился Иисусу Навину, когда, вытащив меч, он стоял в долине Иерихонской. Иисус же, увидев его, принял за врага, и сказал ему: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Михаил ответил ему: Я вождь воинства Господа, теперь я пришел [сюда] 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отметим, что «... Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак. 1:13 ) и делает для нас возможным преодоление искушения, поскольку «... не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10:13 ). «Ибо Господь всемогущ и крепче всех и во всякое время бывает победителем в смертном теле, когда идет вместе с подвижниками на брань. Если же бывают они побеждены, то явно, что... по своему произволению, неразумием своим обнажили себя от Бога» (преподобный Исаак Сириянин. Цит. по 20: 152). «Поскольку супротивная сила только побуждает, а не принуждает, то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку. Подобным образом, если человек обратиться к добру и Божия благодать превозможет, то благодать не себе прописывает доброе, но воздает за него человеку и прославляет его: потому что человек сам для себя виновник добра ( такова природа его), и приходящая к нему благодать нимало не связывает его воли принуждающей силою и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел или не хотел этого. Напротив и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, уважает ли или не уважает он душу, согласуется ли или не согласуется с благодатью (Слово о хранении сердца гл. 12)» (преподобный Макарий Египетский . Цит. по 43: 364). «Вступившие в борьбу по внутреннему человеку и испытавшие ее не сомневаются, что враги спасения “непрестанно наветуют нам”, подстрекают ко злу, противоборствуют нашему деланию добра. В этом они имеют некоторую свободу – “им дана власть подстрекать”. Но и человеку дана Богом сила отвергать все их действия и, более того, сокрушать их вредоносную славу или свободно соглашаться с ними» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Цит. по 86: 182). «Никто не может быть прельщен дьяволом, кроме того, кто сам пожелает отдать ему согласие своей воли» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Цит. по 122: 130). «Дьявол способен предложить, но не способен навязать нам наш выбор… Мы сами выбираем грех» (святой Кирилл Александрийский . Цит. по 122: 131). «… Дьявол не имеет власти над человеком…» (137: 430. См. ответ на вопрос 691). «Господь позволяет диаволу искушать людей потому, что наделил человека оружием победы над ним: “братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекайтесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских”» (150: 47).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

—149— сатаны 1421 , да удручает меня 1422 да не превозношуся 1423 . Жало же это было: или его немощь, как говорят некоторые, или Александр медник ( 2Тим.4:14 ), как говорят другие 1424 . —150— 12: 8–9. Ради сего трижды Господа умолял я, —151— да отступит от меня. И сказал (мне): достаточна тебе благодать моя, которая поражает жало твое; ибо сила моя 1425 в немощи совершается, поскольку сила благодати с помощью немощных совершается. Но в этом не был услышан: поскольку откровение и о том, что не был услышан, сделано было ему, дабы убедить его, почему не был услышан. Лучше будет мне хвалиться в немощи 1426 , то есть ожидать немощи, чтобы вселилась в меня сила Христова. 12: 10. Посему благодушествую в немощах, в обидах и в гонениях; ибо, когда я немощен в этом внешнем, тогда силен я во внутреннем. 12: 11. Вот 1427 , неразумен даже стал я и хвалюсь 1428 ; поскольку вы послушанием своим, оказав повиновение нашим хулителям и гордецам, при- —152— нудили меня дойти до этого. Ибо надлежало вам, пока мы хранили молчание, свидетельствовать за нас 1429 пред нашими хулителями; поскольку в любом из всех даров, кои даются чрез Духа, никакого не имел я недостатка у вас пред наивысшими Апостолами 1430 . 12: 12. Хотя и ничто я 1431 , по делам моим, знамения однако 1432 Апостолов 1433 я совершил у вас. 1434 И мы явили вам то, что превозносят люди, – мы были у вас во всяком терпении вместе с 1435 знамениями и чудесами и силами, кои совершали мы, но никоим образом не властвовали (над вами при помощи их), ибо всем и всячески угождали мы. 12: 13. Ибо (что есть такое), в чем вы умалены были против прочих церквей, если только не тем, что я 1436 нисколько не отягчил 1437 вас, то есть едва допустил нечто принять от вас? 12: 14. Ибо не ищу вашего, но вас: ведь (ибо) не дети родителям скопляют имение тайно или явно, но родители детям. —153— 12: 15. Я же преохотно буду тратить и истрачиваться 1438 , не за имения ваши, но за души ваши. И если я люблю вас всею моею любовью, то почему же я менее любим вами 1439 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда то будет сообразно с высочайшей премудростью Его и угодно Ему, Он, как всемогущий, силен и властен и изменить эти законы 150 . Впрочем, этого не потребуется: премудрость Божия найдет другой исход к исполнению обещанного, более естественный и, в то же время, более плодотворный: Так говорит Иегова воинств: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде (ст. 7–8). Предвозвещаемое Мною время спасения и мира, как бы, так говорит Господь, настанет тогда, когда Я сделаю Иерусалим источником спасения не для одного только избранного народа, но для всего человечества, – когда все народы, из всех стран земли, будут жаждать Моей благодати 151 , – и Я удовлетворю их жажде духовной, сделаю их возлюбленным народом Моим, и благодать Моя всегда и обильно будет изливаться на них, так как они никогда не отступят от того пути истины (боговедения) и правды (добра), какой Я укажу им, чтобы навсегда сохранить к себе благоволение Мое 152 . Что же касается ближайшего применения этого утешительного обетования к возвратившимся из плена иудеям, то – так говорит Иегова воинств: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Иеговы воинств, для создания храма. (ст. 9). То есть, как бы, так говорит Господь: если и вы, удостоившиеся услышать утешительное Мое обетование прежде исполнения его, хотите воспользоваться плодами его; то будьте тверды в вере в Бога и не отступайте от исполнения заповедей Его, – не придумывайте в этом случае никаких поводов и извинений к уклонению с пути правды, подобно тому, как вы придумывали их, чтобы не слушать пророков, призывавших вас к созданию храма 153 . А плоды открываемого вам теперь Божественного обетования, слишком благотворны для того, чтобы не стремиться к достижению их, – и верен Бог, чтобы осуществить Свое обетование 154 . Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

«Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великаго; по правде суди ближнего твоего» ( Лeb. XIX, 15 ). 149. Может ли ложь быть обращена против самого себя? Когда она проявляется в празднословии, а также при самообольщении . »Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак. 1, 26 ). 150. Каковы последствия лжесвидетельства? Вред душевный и материальный для того, кто по навету окажется обвиненным; это сближает ложь с убийством. Но и сам лжесвидетель, узнает вскоре, как наростает в его душе мрак угрызений, способный навсегда отогнать покой. 151. Вскрывается ли, рано или поздно, правда? Если это не отложено Господом до Его Последнего Суда, или не изглажено покаянием, то через какое то время злая тайна открывается или как факт или, как последствие, явно проистекающее от похороненной неправды, «...ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайнаго, что не было бы узнано» (Мф. Х.26). 152. Какую вселенскую истину старались скрыть и она стала явной пред всеми? Когда стража гроба Господня сообщила еврейским первосвященникам истинное событие Христова Воскресения, то они, после совещания, »довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали« ( Mф. XXVIII, 11–15 ). Эта ложь не утаила правды, но подтвердила ее, увенчанную пресветлой Славой. 153. Имеется ли род лжи такой, когда сами мы лично ничем не вредим ближнему? Это бездеятельная ложь, которая заключается в умолчании о чьем бы то ни было явном преступлении. Напр, если слышим клевету на ближнего и не исправляем ея; или если видим грабеж и не только не спешим на помощь пострадавшему, но даже уклоняемся от того, чтобы свидетельствовать. 154. Какие случаи постыдного умолчания должна обличить христианская совесть? Умывание рук, как Пилат (Мф. XXVII, 24), должно поставить в вину правителям свободных народов, которые молчали, наблюдая массовое человекоубийство особенно в странах под богоборцами (многотысячныя убийства в Катыне, в Виннице, в лагерях крайного Севера, умерщвленния голодом сотен тысяч военнопленных в Германии, миллионныя классовыя и расовыя истребления, жестокое уничтожение населения городов в Японии). При этих злодеяниях »князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал и язык их прилипал к гортани их« ( Uob. XXIX, 9 ). Сердце христианина должно чувствовать только так: »Все повеления Твои – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу... Вижу отступников и сокрушаюсь; ибо они не хранят слова Твоего« (Пс. CXVIII, 128, 158). § 23. Объяснение десятой заповеди

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010