981 См.: Roques R. Structures theologiques de la Gnose à Richard de Saint Victor. Essais et analyses. Paris, 1962. P. 63–91. 982 См.: Chevallier Ph. Jesus-Christ dans les oeuvres du Pseudo-Areopagite. Paris, 1951. P. 9–10; WecheK.P. Christological Doctrine and Liturgical Interpretation in Pseudo-Dionysius//St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1989. Vol. 33. P. 65–66. 983 См.: Hauken A.T. Incarnation and Hierarchy. The Christ according to Ps.-Dionysius//Studia Patristica. 1984. Vol. 15, pt. 1. P. 318–319. Иногда эту двусмысленность связывают с «нарочитой двусмыленностью» (the deliberate ambiguity) «Энотикона», обозначившего как бы основные ориентиры религиозной политики государственной власти в Византии в конце VI века. См.: Louth. A. Denys the Areopagite. Wilton, 1989. P. 14. 985 См.: Roques R. L’Univers dionysien. Structure hiérarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris, 1983. P. 310–313. 987 См.: Pelikan J. The Christian Thadition. A History of the Development of Doctrine. Vol. 2. Chicago, 1974. P. 65; рус. пер.: Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 2: Дух восточного христианства (600–1700). М., 2009. С. 63. 988 См.: Сидоров А.И. Проблема «единого действия» у Анастасия I Антиохийского: К вопросу о создании идейных предпосылок монофелитских споров//Byzantinoslavica. 1989. Т. 50, fasc. 1. Р. 25–26; см. с. 352–367 наст. изд. 989 См.: Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidus des Nestorius. Louvain, 1963. S. 191; Chesnut R.C. The Two Prosopa in Nestorius’ Bazaar of Heraclides//Journal of Theological Studies. 1978. Vol. 29. P. 402. 990 Более подробно см. нашу работу: Святой Ефрем, патриарх Антиохийский . Его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского собора//Преподобный Анастасий Синаит . Избранные творения. М., 2003. С. 321–368; см. с. 307–351 наст. изд. См. также: LebonJ. Ephrem d’Amid, patriarche d’Antioche (526–544)//Mélanges d’histoire offerts à Ch. Moeller. T. 1. Louvain; P., 1914. P. 197–214; Downey G. Ephraemius, Patriarch of Antioch//Church History. 1938. Vol. 7. P. 364–373.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

623 Нумерация PG совпадает c TLG. где текст писем даётся по новейшему изданию И. Куртонна (Courtonne Y. (ed.). Saint Basile. Lettres. 3 vols. Paris. 1957–1966). О неподлинных письмах см. в CPG 2900. 624 По списку сомнительных сочинений в: Hemmerdinger-Iliadou D. Éphrem Grec//Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. T. 4/2. Paris. 1961. P. 808. (Далее: Hemmerdinger-Iliadou 1961). 628 Ссылка на письма даётся по нумерации в русском переводе (Рус. пер.) и номерам соответствующих им писем в греческой патрологии Миня (PG). Нумерация писем в новейшем издании П. Галэй (Saint Grégoire de Nazianze. Lettres/Ed. P. Gallay. Vol. 1 [epist. 1–100]. Vol. 2 [epist. 103–201, 203–249]. Paris. 1964, 1967), включенном в TLG, совпадает c PG. Письма 101, 102 и 202 приведены в TLG по изд.: Grégoire de Nazianze. Lettres théologiques/Ed. P. Gallay (Sources chrétiennes 208. Paris. 1974), рус. пер. их указан выше под 47–49. О неподлинных письмах см. в CPG 3032. 629 Двумя звездочками отмечены послания, надписание которых в русском переводе не совпадает с греческим. 632 Другой русский перевод (с критическим аппаратом) см.: Прп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatie, graec. 694)/Изд. подг. А. Г. Дунаев. Μ., 2002 (далее: Дунаев 2002). С. 789–798 (=Макариевский корпус I. 55. CPG 2410). 636 В TLG среди греческих сочинений прп. Ефрема отсутствует. Отрывок из «Лавсаика» (гл. 34) Палладия. TLG 2111/1. Historia Lausaica (recensio G). 643 Отредактированный и исправленный русский перевод (с дополнением заключительной главы): Дунаев 2002. С. 373–414 (=Макариевский корпус I, 1). Фрагменты: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова. Св.-Троицкая Серг. Лавра, 1904. С. 328–382 (PG 34, 409–442 [partim]). Новый перевод А. И. Сидорова : Сидоров 1997. С. 99–142. 644 Данное сочинение имеет буквальные параллели с одним из слов Макариевского корпуса (ср. собр. II, слово 22: PG 34, 660). В рукописной традиции оно приписывается некоему Симеону (по одним рукописям – Симеону Дивному/Дивногорцу (Столпнику), по большему числу рукописей – Симеону Месопотамскому), что породило бурные споры об авторстве всего Макариевского корпуса (см.: Дунаев 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Очерк истории Советской Конституции. 2-е изд., доп. М., 1987. С. 244. 16 Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 г. (утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 г.). URL: http://constitution. (дата обращения: 01.10.2009) 17 Постановление XIV Всероссийского съезда Советов от 18 мая 1929 г. “Об изменении и дополнении статей ст. 4 Конституции (Основного закона) РСФСР”//Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР и действующие законы, инструкции, циркуляры с отдельными комментариями по вопросам, связанным с отделением церкви от государства и школы от церкви в Союзе ССР. М., 1930. С. 47. 18 Конституция (Основной закон) СССР утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года//Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории… С. 309. 19 Циркуляр Наркомюста РСФСР от 3 января 1919 г. § 12 о проповедях//Гидулянов П. В. Отделение Церкви от Государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик: УССР, БССР, ЗСФСР, Узбекской и Туркменской Систематизированный сборник действующего в СССР законодательства/Под ред. П. А. Красикова. М., 1926. С. 36. 20 Декрет ВЦИК о запрещении преподавания Закона Божия лицам, не достигшим 18-летнего возраста; о свободе проповеди от 13 июня 1921 г.//Революция и Церковь. 1922. 1–3. С. 52–53; То же//Гидулянов П. В. Отделение Церкви… С. 365–366. 21 Разъяснение V отдела Наркомюста РСФСР 126 о религиозных собеседованиях на дому от 16 марта 1922 г.//Гидулянов П. В. Отделение Церкви… С. 37–38. 22 Резолюция VIII съезда РКП(б) 18–23 марта 1919 г. “О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне”//Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов. 1917–1973 гг. М., 1974. С. 372–373. 23 Резолюция XII съезда РКП(б) “О работе РКП в деревне” 17–25 апреля 1923 г.//КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. I. (1898–1925). М., 1953. С. 754. 25 См.: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

Изд. и пер.: Le «De oblatione» de Jean de Dara/Éd., trad. J. Sader. Louvain, 1970. 2 t. (CSCO; 308-309. Syr.; 132-133); Commentary on the Eucharist/Transl. B. Varghese. Kottayam, 1999. Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 118-123; Zingerle P. Aus dem Handschriftlichen syrischen Werk des Johannes von Dara über das Priestertum//ThQ. 1867. Bd. 49. S. 183-205; 1868. Bd. 50. S. 267-285; Райт. Очерк. С. 144; Duval. Littératures. P. 315-316, 390; Baumstark. Geschichte. 1922. S. 277; idem. Iwannis von Dara über Bardaisan//Oriens Chr. 1933. Bd. 30. S. 62-71; Furlani G. La psicologia di Giovanni di Dara //RStO. 1928. T. 11. P. 254-279; Abramowski R. Dionysius von Tellmahre, jakobitischer Patriarch von 818-845: Zur Geschichte der Kirche unter dem Islam. Lpz., 1940; Sader J. Jean de Dara//DSAMDH. 1974. Vol. 8. P. 467-468; idem. Le lieu de culte et la messe syro-occidentale selon le «De oblatione» de Jean de Dara: Étude d " archéologie et de liturgie. R., 1983. (OCA; 223); V öö bus A. Important Manuscript Discoveries of Iwannis of Dara and his Literary Heritage//JAOS. 1976. Vol. 96. N 4. P. 576-578 (нем. версия: idem. Die Entdeckung von Überresten der altsyrischen Apostelgeschichte//Oriens Chr. 1980. Bd. 64. S. 32-35); Breydy M. La doctrine Syro-Antiochiene sur le sacerdoce dans sa version maronite. Jounieh, 1977; idem. Les compilations syriaques sur le sacerdoce au IXe siècle: Jean de Dara//Symposium Syriacum, 1976. R., 1978. P. 267-293. (OCA; 205); Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences/Transl., ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 20032. P. 390-392. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))

http://pravenc.ru/text/469478.html

Stremoukhoff D. Moscow the Third Rome: Sources of the Doctrine//Speculum. Vol. XXVIII. P. 84–101. 1953. 17 Повесть временных лет/Лихачева Д. С. (пер.)//Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. Москва, 1978. С. 123–125. 18 Fedotov G.P. The Russian Religious Mind. I. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1946. P. 373. 20 Успенский Н.Д. Участие верных в истории русского богослужения до Петра Великого//Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата. Париж. 1976. 93–96. С. 139–140. 22 Taft R.F. Great Entrance. P.77–78, 142, 253–256, 300, 304, 392ff, 424; Taft R.F. A Proper Offertory Chant for Easter in Some Slavonic Manuscripts//OCP. 1970. Vol. XXXVI. P. 437–443. 24 Arranz M. Etapes; Arranz M. Les prières presbytériales de la «Pannychis» de l " ancien Euchologe byzantin et la «Panichida» des défunts//OCP. 1974. 40. P. 314–343; 1975. 41. P. 119–139; Arranz M. L " office de la veillée nocturne dans l " Eglise grecque et dans l " Eglise russe//OCP. 1976. 42. P. 17–155, 402–425. 25 Taft R.F. The Liturgy of the Great Church: An Initial Synthesis of Structure and Interpretation on the Eve of Iconoclasm//DOP. 1980–1981. Vol. XXXIV–XXXV. P. 45–75. 36 Гоголь Н.В. Размышление о Божественной литургии//Выбранные места из переписки с друзьями. Москва, 1990. О 332. 40 Адаменко В. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной церкви. Н. Новгород, 1926. C. 36. 45 Основной текст статьи дан полностью. Опущены или сокращены в ряде случаев пространные библиографические примечания по частным вопросам, предназначенные лишь немногим специалистам. Цитируемые автором литургические и патристические источники даются по русским переводам (когда они имеются) со ссылками на соответствующие издания, и это не оговаривается. [Переводчик Ю. Рубан] 48 Winkler G. Interzessionen. S. 301–336. О прошениях в анафоре Иоанна Златоуста смотри также фундаментальные работы: Engberding Н. Das anaphorische Fürbittgebet der byzantinischen Chrysostomusliturgie. I//OC. 1961. 45. P. 2–29; Fenwick J. R. K. The Missing Oblation The Contents of the Early Antiochene Anaphora//Alcuin/GROW Joint Liturgical Study, Nottingham. 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Имеется в виду рассуждение Гегеля о «господине и рабе» в «Феноменологии духа» (Гегель. Сочинения. М., 1959, т. IV, с. 103–106). 362 Не совсем точно цитируются слова Великого Инквизитора, обращенные к Иисусу Христу: «Ты судил о людях слишком высоко, ибо, конечно, они невольники, хотя и созданы бунтовщиками» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы//Полное собрание сочинений. Пг., 1918, т.12, ч. I, с. 304). 363 АрТур Кёстлер (1905–1983) — английский писатель (по происхождению венгерский еврей), в конце 30–х годов порвавший с коммунистами, автор известных романов «Слепящая тьма» (рус. перевод: Нева. 1988, 7–8), «Земные подонки», «Гладиаторы». Левицкий, вероятно, имеет в виду его автобиографическую книгу «Невидимая литература» (1954), отрывок из которой опубликован в «Литературной газете» (1988, 31,3 августа). 364 Lippmann W. Essays in the public philosophy. Boston: Little Brown, 1955. 365 О «естественном праве» см. статью А.Ф. Филиппова в словаре «Современная западная социология» (М., 1990, с. 98–101). 366 Слова Шигалева из романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом» (Полное собрание сочинений, 1974, т. X, с. 311). 367 См. прим. 320 на с. 915. 368 И.В. Киреевский в статье «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» пишет о «самодвижущемся ноже разума», считая этим ножом «многовековый холодный анализ» (Киреев–ский КВ. Избранные статьи. М., 1984, с. 201). 369 См.: Jaspers К Vernunft und Widervernunft in unserer Zeit. 1950. 370 Парафраз знаменитого изречения Гегеля из предисловия к «Философии права»: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» (Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990, с. 53). 371 См.: Alexander F. The Age of Unreason. Chicago, 1946. 372 См. прим. 271 на с. 911. 373 См. прим. 176 на с. 904. 374 Флоровский Г. Пути русского богословия. 1936. [Старец Артемий — церковный деятель и публицист, один из идеологов «нестяжателей», в 1554 г. был осужден «иосифлянами» на церковном соборе и сослан в Соловецкий монастырь, откуда бежал в Литву, автор 14 посланий.] 375

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

– Загорск, 1952. Попов И. В. Религиозный идеал св. Афанасия//Богословский вестник. – 1903. – 12. – С. 690–716; 1904. – 3. – С. 448–483; 5. – С. 91–123. Поповицкий А. О пасхальных посланиях святителя Афанасия Александрийского , найденных в одном из египетских монастырей//Странник. – 1862. – Т. 2. 4. – С. 141–152. Сергий (Фомин), иеромонах. Учение св. Афанасия Великого о единосущии Сына Божия с Богом Отцом. – Загорск, 1974. Скурат K. Е. Сотериология св. Афанасия Великого . (Магистерская диссертация). – Загорск, 1970. – Т. 1–4. (Автореферат диссертации//Богословские труды. – M., 1971. – Сб. 7. – С. 257–262). Скурат K. Е. Учение св. Афанасия Великого о Боговоплощении как основе спасения//Богословские труды. – M., 1973. – Сб. 11. – C. 120–128. [Спасский A.] О новом издании творений св. Афанасия Александрийского в русском переводе//Богословский вестник. – 1901. – Ноябрь. – С. 567–581. Телегин А. Этика святого Афанасия Великого . – Л., 1966. Терновский С. Св. Афанасий Александрийский : (Выдержки из библиографического труда)//Православный собеседник. – 1885. – Ч. 1. – 3. – С. 228–254. Цветков П. Обзор апологетических трудов Восточных Отцов и учителей Церкви в IV и V веках//Творения Святых Отцов в русском переводе: Прибавления. – M., 1872. Ч. 25. – С. 314–371:637–735. Штеклъ А. Св. Афанасий Великий //Православный собеседник. – 1863. – Ч. 1. – 1. – С. 32–56. – (Из книги: Stockl A. Geschichte der Philosophie der patristischen Zeit. Wurzburg, 1859. – S. 264–277). Atzberger L. Die Logoslehre des hl. Athanasius. – Hildesheim, 1975. Bachelet X. de. Athanase//Dictionnaire de Theologie Catholique. – Paris, 1901. – T. 1. – P. 2143–2178. Bardy G. Saint Athanase (296–373). – Paris 1925. Bardy G. La vie splrituelle d’apres saint Athanase//V S. – 1928. Juillet. – P. 97–113. Bastgen M. J. Athanasius: Wirtschaftsgeschichtliches aus seinem Schriften. – Darmstadt, 1928. Batiffol P. Le Peri parqenias du pseudo-Athanase//Romische Quartalschrift. – Freibueg i. B., 1893. – S. 275–286. Beck A. Die griechischen Lebensbeschreibungen des Athanasius auf ihr gegenseitiges Verhaltnis und ihre Quellen untersucht.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3. «Об Иоанне [Крестителе] и Ироде» (изд.: Mingana. 1905. Vol. 2. P. 377-381; Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 185-191). 4. «О Кирилле [Александрийском] и Нестории» (изд.: Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 287-293). 5. «О Каине и Авеле» (изд.: Mingana. 1905. Vol. 2. P. 386-391; Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 334-341). 6. «О фарисеях и Господе нашем» (изд.: Mingana. 1905. Vol. 2. P. 396-401; Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 393-399). 7. «О царе и мучениках» (изд.: Manna. 1901. P. 222-228; Mingana. 1905. Vol. 2. P. 401-406; Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 520-526). 8. «Об [апостоле] Петре и [императоре] Нероне» (изд.: Mingana. 1905. Vol. 2. P. 391-396). Христология Н. являлся убежденным сторонником строгого дифизитства, центром которого в течение многих лет была Антиохийская школа. В период обучения Н. в Эдесской школе происходило активное усвоение представителями сирийской богословской традиции антиохийской христологии, что стало возможным благодаря переводу с греческого языка на сирийский экзегетических (а затем и догматических) произведений одного из «греческих учителей» - Феодора Мопсуестийского. Примерно в то же время в Эдессе приступили к переводу текстов Диодора Тарсийского. Осуждение одного из учеников Феодора, Нестория, архиеп. К-польского, на III Вселенском Соборе способствовало тому, что вост. сирийцы начали почитать последнего в качестве исповедника, а также получили общее представление о его богословии, хотя и не были знакомы с его основным произведением - «Трактатом Гераклида Дамасского» - вплоть до сер. VI в. Т. о., процесс рецепции восточносир. традицией антиохийской христологии может быть разделен на 2 этапа, причем 1-й этап (V - сер. VI в.), на который приходится в т. ч. деятельность Н., следует соотносить не с «несторианизацией», а с усвоением богословской системы Феодора Мопсуестийского (подробнее см. в статьях Несторианство , Церковь Востока ). Именно Н. осуществил масштабный богословский синтез предшествующей сир. традиции, представленной, в частности, именами Афраата († после 345), прп. Ефрема Сирина († 373), а также Кириллоны (кон. IV - нач. V в.), и христологии Феодора (обзоры христологического учения Н.: Tisserant. 1931. Col. 30; Bardenhewer. Geschichte. 1962r. Bd. 5. S. 408-410; Ortiz de Urbina. PS. 19652. P. 117-118; McLeod. 1973; Idem. 1981; Idem. 2007; Ibrahim. 1974/1975; Селезнев. 2002. С. 58-66; Quasten. Patrology. 2006. Vol. P. 457; Заболотный. 2016. С. 159-162). Этот синтез в значительной степени подготовил офиц. принятие Церковью Востока «феодорианского» варианта антиохийского богословия.

http://pravenc.ru/text/2564704.html

368 Акты Российского государства: Архивы московских монастырей и соборов. XV – начало XVII в. М., 1998, 75. С. 179. 373 Срезневский H. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1895. Т. И. С. 1734, ср.: С. 824, 851. 376 ВМЧ. Январь. Дни 6–11. С. 514–524; Каган M Д. Житие Павла Обнорского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. (А-К). С. 313–317. 377 Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 156–158. 380 Ключевский В. О. Соч. В 8 т. М., 1957. Т. 2. С. 258–262; ИвинаЛ. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. Л., 1985; Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри: X-XVII вв.//Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь . М., 2000. С. 309–315. 382 ПКМГ: Писцовые книги XVI века/Под ред. Н. В. Калачова. СПб., 1877. Ч. I, отд. И. С. 341. Новые данные об указанном явлении приведены в работе: Пулъкин М. В., Захарова О.А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV – первая треть XX в.). М., 1999. С. 46–47. 383 АИ. СПб., 1841. Т. I. 292. С. 531–534; ДАИ. СПб., 1846. Т. I. 25. С. 22–23; ПСРЛ. СПб., 1853. Т. VI. С. 284–285. 384 Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 3. С. 445; Житие Дионисия Глушицкого. См.: РГБ. Унд. 1214. Л. 350, 353; «Лаврой» называл Кирилло-Белозерский монастырь Гурий Тушин (запись о написании книги «в дому Пречистыя Богородица и в лавре преподобного отца нашего Кирила», РНБ. Кир. – Бел. 27/1266. Л. 1; воспроизведение записи см.: Синицына Н. В. Отождествление почерков русских рукописных книг конца XV – первой половины XVI в. и его трудности//Проблемы палеографии и кодиколо- гии в СССР. М., 1974. С. 100). 387 Источники, использованные составителями грамоты, выявил Н. Серебрян- ский (Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле//ЧОИДР. 1908. Кн. 3–4. С. 272–284); о типе псковских монастырей см.: Там же. С. 219–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. А. составляют произведения различных жанров: эпиграммы, канонические постановления и обширная переписка (ок. 150 писем). Критического издания сочинений И. А. не существует, различные сборники писем и постановлений публиковались А. И. Пападопуло-Керамевсом, В. Г. Васильевским, Э. Курцем, Н. Веисом. Среди хорошо сохранившихся рукописей сочинений И. А.- РНБ. Греч. 250 (XIII в.); РНБ. Греч. 251 (XIV в.); Bodl. Baroc. 131 (XIV в.); Hieros. Patr. 276. Письма И. А. отличаются от большинства памятников средневизантийской эпистолографии тем, что подверглись лишь весьма незначительной литературной обработке. Они сохранили особенности стиля автора и бытуют в сборниках, содержащих также и ответы корреспондентов И. А. Являясь в первую очередь не лит. коллекцией, а рабочим архивом, текст писем содержит реалии повседневной жизни византийской провинции 1-й пол. XIII в. Юридические определения И. А. посвящены в основном частным вопросам: бракоразводным процессам, спорам о наследстве, завещаниям, случаям прелюбодеяния, различным проступкам священников и др. Среди адресатов писем И. А.- наиболее значительные политические и культурные деятели той эпохи: К-польский патриарх Мануил I Сарантин, архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан, архиеп. Афинский Михаил Хониат , митр. Керкирский Георгий Вардан, Эпирский деспот Феодор Комнин и его супруга Мария, богослов и историк Никита Хониат и др. Соч.: Васильевский В. Г. Epirotica saeculi XIII: Из переписки Иоанна Навпактского//ВВ. 1896. T. 3. С. 233-299; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 119-125; idem. Παρατηρσεις ες τ Epirotica saeculi XIII//ВВ. 1904. T. 11. С. 849-866; idem. Δυρραχην//BZ. 1905. Bd. 14. S. 568-575; idem. Κερκυρακ//ВВ. 1906. T. 13. С. 334-351; idem. Συμβολ ες τν στοραν τς Αρχιεπισκοπς Αχρδος//Сб. ст., посвященных акад. и заслуженному проф. В. И. Ламанскому. СПб., 1907. Ч. 1. С. 227-250; idem. Ιωννης Απκαυκος κα Νικτας Χωνιτης//Τεσσαρακονταετηρς τς καθηγεσας Κ. Σ. Κντου. Αθναι, 1909. Σ. 373-382; он же (Пападопуло-Керамевс А. И.). Noctes Petropolitanae: Сб. визант. текстов XII-XIII вв. СПб., 1913. С. 249-294; P é trid è s S. Jean Apocaucos, lettres et autres documents inédits//ИРАИК. 1909. Т. 14. C. 69-100; Bee-Sepherle E. Aus dem Nachlass von N. A. Bees: Unedierte Schriftstücke aus der Kanzlei des Johannes Apokaukos des Metropoliten von Naupaktos (in Aetolien)//BNJ. 1971/1974. Bd. 21. P. 57-243.

http://pravenc.ru/text/469808.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010