Новосибирск. Кафедральный собор Вознесения Господня. Собор. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1974 и 1988. Архитектор:В.П. Авксентюк (перестройка) Ссылки:   Адрес: Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, Железнодорожный район, ул. Советская, д. 91 Координаты: 55.042421, 82.912198 Проезд:общественным транспортом до остановки цирк или остановки Гоголя(ул Советская) на личном транспорте можно доехать до остановки Гоголя, расстояние от остановки цирк до Собора 373 метра (пешком минут 7) от остановки Гоголя 19 метров. пешком 2минуты ходьбы) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1913 году на пересечении улиц Туруханской и Кабинетной (ныне ул.Советская) состоялась закладка церкви Вознесения Господня, которой позднее суждено было стать главным храмом Новосибирской епархии - кафедральным собором. В быту встречается второе наименование церкви - Туруханская, по названию улицы (ныне полностью ликвидирована). Первоначально Вознесенская церковь была однопрестольная, деревянная, с колокольней в одной связке, крытая железом. Строилась церковь с разрешения епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новосооруженный храм. Согласно указу Святейшего Синода, штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. Первым настоятелем храма с 1913 года был священник Гавриил Лебедев. При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения. Располагавшийся на северной окраине города, храм являлся одним из приходов с многочисленными прихожанами на ряду с собором во имя святого Александра Невского и Никольской церковью в селе Новолуговое (ныне действующие), Никольской церковью в селе Кривощеково (приход с 1746 года) и еще несколькими приходами (ныне не существующих), сооруженными в связи со строительством железнодорожного моста через реку Обь и города. Прихожане Вознесенской церкви по классовому сословию состояли из разночинцев, в основном являлись переселенцами с Поволжья и из российского нечерноземья, а так же Новороссы и казачьи поселенцы, бежавшие от революции и гражданской войны в относительно спокойную сибирь. Приход Вознесенской церкви объединял разных людей под Правосланым вероисповедыванием, начинавших новую жизнь на сибирской земле. Вознесенская церковь за время своей бытности часто обростала различными слухами абсолютно не обоснованными, которые также и исчезали, не причиняя ни кому особого вреда.

http://sobory.ru/article/?object=04429

И. А. составляют произведения различных жанров: эпиграммы, канонические постановления и обширная переписка (ок. 150 писем). Критического издания сочинений И. А. не существует, различные сборники писем и постановлений публиковались А. И. Пападопуло-Керамевсом, В. Г. Васильевским, Э. Курцем, Н. Веисом. Среди хорошо сохранившихся рукописей сочинений И. А.- РНБ. Греч. 250 (XIII в.); РНБ. Греч. 251 (XIV в.); Bodl. Baroc. 131 (XIV в.); Hieros. Patr. 276. Письма И. А. отличаются от большинства памятников средневизантийской эпистолографии тем, что подверглись лишь весьма незначительной литературной обработке. Они сохранили особенности стиля автора и бытуют в сборниках, содержащих также и ответы корреспондентов И. А. Являясь в первую очередь не лит. коллекцией, а рабочим архивом, текст писем содержит реалии повседневной жизни византийской провинции 1-й пол. XIII в. Юридические определения И. А. посвящены в основном частным вопросам: бракоразводным процессам, спорам о наследстве, завещаниям, случаям прелюбодеяния, различным проступкам священников и др. Среди адресатов писем И. А.- наиболее значительные политические и культурные деятели той эпохи: К-польский патриарх Мануил I Сарантин, архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан, архиеп. Афинский Михаил Хониат , митр. Керкирский Георгий Вардан, Эпирский деспот Феодор Комнин и его супруга Мария, богослов и историк Никита Хониат и др. Соч.: Васильевский В. Г. Epirotica saeculi XIII: Из переписки Иоанна Навпактского//ВВ. 1896. T. 3. С. 233-299; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 119-125; idem. Παρατηρσεις ες τ Epirotica saeculi XIII//ВВ. 1904. T. 11. С. 849-866; idem. Δυρραχην//BZ. 1905. Bd. 14. S. 568-575; idem. Κερκυρακ//ВВ. 1906. T. 13. С. 334-351; idem. Συμβολ ες τν στοραν τς Αρχιεπισκοπς Αχρδος//Сб. ст., посвященных акад. и заслуженному проф. В. И. Ламанскому. СПб., 1907. Ч. 1. С. 227-250; idem. Ιωννης Απκαυκος κα Νικτας Χωνιτης//Τεσσαρακονταετηρς τς καθηγεσας Κ. Σ. Κντου. Αθναι, 1909. Σ. 373-382; он же (Пападопуло-Керамевс А. И.). Noctes Petropolitanae: Сб. визант. текстов XII-XIII вв. СПб., 1913. С. 249-294; P é trid è s S. Jean Apocaucos, lettres et autres documents inédits//ИРАИК. 1909. Т. 14. C. 69-100; Bee-Sepherle E. Aus dem Nachlass von N. A. Bees: Unedierte Schriftstücke aus der Kanzlei des Johannes Apokaukos des Metropoliten von Naupaktos (in Aetolien)//BNJ. 1971/1974. Bd. 21. P. 57-243.

http://pravenc.ru/text/469808.html

В 30-40-е гг. XX в. в журнале были напечатаны научные статьи, преимущественно по литургике и патрологии: Д. Бальфура - «Реформа Часослова» (La réforme de lΩρολγιον//1930. N 2. P. 167-180), Ф. Париса - «Поставление епископа в византийском обряде по древнеславянским богослужебным книгам» (La consécration épiscopale dans le rite byzantin, selon les livres liturgiques paléoslaves//1930. N 3. Р. 276-308), Гертруды Робинсон - «Исторические заметки о греческом обряде в Юж. Италии» (Notes historiques sur le rite grec en Italie Méridionale//1930. N 5. P. 519-537), М. Ротенхойслера - «Учение о богословии Диадоха Фотикийского» (La doctrine de la Theologia chez Diadoque de Photiké//1937. N 6. P. 536-553), а также переводы творений вост. отцов и богослужебных текстов: «Жизнь во Христе» Николая Кавасилы (приложение с отдельной пагинацией к N 2-6 за 1932), «Мистагогия» Максима Исповедника (1936. N 4-6; 1937. N 1-5; 1938. N 1-5), «Две гомилии на Песнь Песней» Оригена (1939. N 2-5; 1940. N 1/2), чины вечерни, повечерия, полунощницы и часов по греч. Часослову (приложение с отдельной пагинацией к N 2-5 за 1933 и к N 6 за 1934). В послевоенные годы в «I.» были опубликованы труды видных католич., правосл. и протестант. богословов и историков - Ж. Даниелу («Раав, образ Церкви» (Rahab, figure de l " Église//1949. N 1. P. 26-45), «Евхаристия и Песнь Песней» (Eucharistie et Cantique des Cantiques//1950. N 3. P. 257-277), «Вознесение Еноха» (L " Ascension d " Hénoch//1955. N 3. P. 257-267) и др.), И. М. Ж. Конгара («Святые отцы - избранные орудия Предания» (Les saints Pères, organes privilégiés de la Tradition//1962. N 4. P. 479-498); всего в 1933-1981 напечатано 14 его статей), прот. Д. Станилоае («Восприятие Предания в современном мире: православный взгляд» (L " accueil de la Tradition dans le monde d " aujourd " hui. Le point de vue de l " Orthodoxie//1974. N 4. P. 451-466), «Исихастский бревиарий» (Bréviaire hésychaste//1979. N 1. P. 54-68; N 3. P. 356-373)), митр. Георгия (Ходра) («Христианство в плюралистичном мире» (Christianisme dans un monde pluraliste//1971. N 2. P. 191-202)), протестантского теолога Э. Бенца (3 статьи по истории взаимоотношений Православия с протестантизмом в XVI в. (1955-1956)).

http://pravenc.ru/text/673919.html

Изд. и пер.: Le «De oblatione» de Jean de Dara/Éd., trad. J. Sader. Louvain, 1970. 2 t. (CSCO; 308-309. Syr.; 132-133); Commentary on the Eucharist/Transl. B. Varghese. Kottayam, 1999. Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 118-123; Zingerle P. Aus dem Handschriftlichen syrischen Werk des Johannes von Dara über das Priestertum//ThQ. 1867. Bd. 49. S. 183-205; 1868. Bd. 50. S. 267-285; Райт. Очерк. С. 144; Duval. Littératures. P. 315-316, 390; Baumstark. Geschichte. 1922. S. 277; idem. Iwannis von Dara über Bardaisan//Oriens Chr. 1933. Bd. 30. S. 62-71; Furlani G. La psicologia di Giovanni di Dara //RStO. 1928. T. 11. P. 254-279; Abramowski R. Dionysius von Tellmahre, jakobitischer Patriarch von 818-845: Zur Geschichte der Kirche unter dem Islam. Lpz., 1940; Sader J. Jean de Dara//DSAMDH. 1974. Vol. 8. P. 467-468; idem. Le lieu de culte et la messe syro-occidentale selon le «De oblatione» de Jean de Dara: Étude d " archéologie et de liturgie. R., 1983. (OCA; 223); V öö bus A. Important Manuscript Discoveries of Iwannis of Dara and his Literary Heritage//JAOS. 1976. Vol. 96. N 4. P. 576-578 (нем. версия: idem. Die Entdeckung von Überresten der altsyrischen Apostelgeschichte//Oriens Chr. 1980. Bd. 64. S. 32-35); Breydy M. La doctrine Syro-Antiochiene sur le sacerdoce dans sa version maronite. Jounieh, 1977; idem. Les compilations syriaques sur le sacerdoce au IXe siècle: Jean de Dara//Symposium Syriacum, 1976. R., 1978. P. 267-293. (OCA; 205); Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences/Transl., ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 20032. P. 390-392. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей))

http://pravenc.ru/text/469478.html

373. С. 416-418). Очевидно, к нач. 80-х гг. Е. установил отношения с буд. царем, а тогда кравчим Борисом Феодоровичем Годуновым . После реабилитации опальных в 1-й пол. 1584 г. Годунов дал в Волоколамский мон-рь с. Неверово с деревнями и пустошами в Старицком у. «по князе Борисе Давыдовиче по Тулупове, да по его матери княине Анне, да по Федоре, да по Василье по Ивановичех по Умных на вечной поминок и на кормы», казненных в 1575 г. (Там же. 374, 375. С. 418-419). Ок. 1584/85 г. Е. составил отпись о внесении в синодик имен опальных кн. Тулупова, его матери и братьев Умных (Там же. 379. С. 424). 28 авг. 1585 г. Е. получил жалованную тарханную грамоту, к-рая освобождала по всей стране товары, купленные для Волоколамского монастыря, от уплаты пошлин. Эту грамоту в обитель «приказывал боярин и конюшей Борис Федорович Годунов». Став царем, он подтвердил ее 12 янв. 1604 г. (Там же. 380. С. 424-426). Краткий некролог Е. написан его учеником Левкием (Аишевым) (РГБ. Ф. 113. Вол. 213. Л. 491). Соч.: Ключевский. Древнерус. жития. С. 415-416. Примеч. 2; Кунцевич Г. З. Феодосий, архиеп. Новгородский (1451-1563): (Его «Житие»)//Über. der Reformierten Kirchenschule für 1899-1900. СПб., 1900. С. 1-14; Демкова Н. С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 342-356; Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова/Подгот. текста, пер. и коммент.: Л. А. Ольшевская//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13: XVI в. С. 692-717, 839-846. Ист.: Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 96, 102-112; КЦДР. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. СПб., 1991 (по указ.). Лит.: Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 г.//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. С. 8-9; Зимин А. А. Из истории собр. рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря//Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 15-29; он же. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 123-125, 132. Примеч. 165, 143-146, 153, 277, 308, 310; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 212-215; она же. Евфимий Турков//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 206-208 [Библиогр.]; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//ДРИ: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 161-162; он же. Максим Грек - переводчик повести Энея Сильвия «взятие Константинополя турками»//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 55-61; Чернов С. З. Волок Ламский в XIV - 1-й пол. XVI в.: Структуры землевладения и формирование военно-служилой корпорации. М., 1998. С. 26-27, 85, 89, 135, 176, 190, 213, 232, 240; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002. С. 74, 78, 198, 298, 314, 354-356, 381, 386. Б. М. Клосс, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки

http://pravenc.ru/text/187717.html

Koch H. Pseudo-Diojnisios in seinem Beziehungen zum Neuplatonismus und Mysterienwesen. Mains, 1900. Kreuzer G. Die Honoriusfrage im Mittelalter und in der Neuzeit. Stuttgart, 1975. Lackner W. Studien zur philosophischen Schultradition und zu den Nemesi-oszitaten bei Maximos dem Bekenner. Graz, 1962. [Diss.] LangenJ. Geschichte de romaischen Kirche. Bonn, 1855. Larchet J.-C. La divinisation de l " homme selon saint Maxim le Confesseur. Paris, 1996. Larchet J.-C. Introduction//Saint Maxime le Confesseur. Lettres. Paris, 1998. Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur (580–662). Paris, 2003. Lefherz F. Studien zu Gregor von Nazianz: Mythologie, Uberlieferung, Scho-liasten. Bonn, 1958. Leys R. L " image de Dieu chez S. Gregoire de Nysse. Esquisse d " une doctrine. Bruxelles; Paris, 1951. Lietzmann H. Apollinarius von Laodicea und seine Schule. Tbbingen, 1904. Long A., Sedley D. The Hellenistic Philosophers. Vol. 1. NY; Cambridge, 1987. Longo U. Vitaliano, santo//Enciclopedia dei papi. Vol. 1. Roma, 2000. Lossky V. Essai sur la theologie mystique de l " Eglise d " Orient. Paris, 1944. Lossky V. La notion des " Analogies» chez Denys le Pseudo-Areopagite//Archives d " histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age. 5,1930. P. 279–309. LubacA., de. Surnaturel. Paris, 1946. Magi L. La sede Romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VH sec.) Roma; Louvain, 1972. May G. Schopfung aus dem Nichts: Die Entstehung der Lehre von der creatio ex nihilo. Berlin, 1978. McClearE. The Fall of Man and Original Sin in the Theology of Gregory Nys-sa//Theological Studies. 9,1948. P. 175–212. MehatA. ΑΠΟΚΑΤΑΣΤΑΣΙΣ chez Basilide//Melanges d " histoire des religions offerts a Henri-Charles Puech. Paris, 1974. P. 365–373. MehatA. «APOCATASTASE»: Origene, Clement d " Alexandrie, ACT. 3.21//Vigiliae Christianae. 10,1956. P. 196–214. Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. N.-Y., 1989. Meyendorff J. Le theme de retour en soi dans la doctrine Palamite au XIV sie-cle//Revue de l " hist. des religions. 145,1954. P. 188–206.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

In the early 13th century the church suffered severe losses under Mongol domination. By the 16th century the church was centered in the mountains of Kurdistan, and weakened by internal divisions as part seceded to the jurisdiction of Rome, and accepted Chalcedonian Christology (Chaldean East­ern Catholics). The 20th century proved disastrous for the Assyrian Christians. Partly through British influence, the Chris­tians of Kurdistan supported the Allied cause under Russian protection in World War I and suffered reprisals for it in the aftermath from both sides: the Turkish state and the Kurds. After the murder of the catholicos, many Assyrian Christians fled to Iraq, claiming the protection of the British Administration there. When this political mandate was terminated (1933) the agitation that resulted led to the deportation of the catholicos, who finally settled in North America, where the largest diaspora grew up. The indigenous Assyrians of the Middle East (Iraq, Syria, Lebanon, and Iran) have been increasingly eroded by the ascent of Arab nationalism and fundamentalist Islam throughout the latter part of the 20th century. In 1968 a major internal division occurred, leaving two catholicoi, one in the USA and one in Baghdad. SEE ALSO: Antioch, Patriarchate of; Council of Chalcedon (451); Council of Constantino­ple II (553); Council of Ephesus (431); Islam, Orthodoxy and; Monophysitism (including Miaphysitism); Nestorianism; St. Cyril of Alexandria (ca. 378–444); St. Ephrem the Syrian (ca. 306–373/379); St. Isaac the Syrian (7th c.); Syrian Orthodox Churches; Theoto­kos, the Blessed Virgin REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Brock, S. P. (1985) “The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Centuries,” in G. D. Dragas (ed.) Aksum- Thyateira: A Festschrift for Archbishop Methodios of Thyateira and Great Britain. London: Thyateira House. Coakley, J. F. (1992) The Church of the East and the Church of England: A History of the Archbishop of Canterbury’s Assyrian Mission. Oxford: Oxford University Press. Fiey, J. M. (1980) Chretiens syriaques sous les abbasides, surtout a bagdad (749–1258). Beirut: Institut des Lettres Orientales. Joseph, J. (1961) The Nestorians and Their Muslim Neighbors. Princeton Oriental Studies Vol. 20. Princeton: Princeton University Press. Tisserant, E. and Amann, E. (1931) “Nestorius. 2. L’Eglise Nestorienne,” in Dictionnaire de Theologie Catholique, vol. 11, part 1, cols. 157–323. Paris: Letouzey et Ane. Wigram, W. A. (2002) The Assyrians and Their Neighbours. Piscataway, NJ: Gorgias Press. Young, W. G. (1974) Patriarch, Shah and Caliph: A Study of the Relationships of the Church of the East with the Sassanid Empire and the Early Caliphates up to 820 ad. Rawalpindi: Christian Study Center. Читать далее Источник: The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity/John Anthony McGuckin - Maldin : John Wiley; Sons Limited, 2012. - 862 p. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

См.: Walatka T. Von Balthasar & the Option for the Poor Theodramatics in the Light of Liberation Theology. Washington, DC, 2017. P. 7–11. Brand P., Häring H. Op. cit. S. 788. См.: Smolik J. Revolution und Säkularisation//Concilium. 1969. Bd. 5. H. 2. S. 564–571; West M. Gründe für die Unruhe in der Kirche//Concilium. 1970. Bd. 6. H. 1. S. 3–7. Schneider H. Demokratie: Idee und Wirklichkeit//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 3. S. 164. См.: Pesch R. Neutestamentliche Grundlagen kirchliche demokratischer Lebensform//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 3. S. 166. См.: Ibid. S. 170. Lehmann K. Zur dogmatischen Legitimation einer Demokratisierung in der Kirche//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 3. S. 178. См.: Zizola G. Demokratisierung des Gottesvolkes//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 3. S. 206– 210. См.: Ibid. S. 211. См., например: Iersel van B., Schillebeeckx E. Jesus Christus und die menschliche Freiheit//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 3. S. 159–162; Moltmann J. Das befreiende Fest//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 2. S. 118–123; Pesch R. Jesus, ein freier Mann//Concilium. 1974. S. 182–188; Lasch N. Die Kirche und die Freiheit Christi//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 3. S. 203–209; и др. См.: Neuner J. Kein Monopol in der Förderung der Freiheit//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 3. S. 175. См.: Díez-Alegría J. Manipulation und Freiheit in der Kirche//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 5. S. 343. См.: Ibid. S. 346. См.: Kaufmann F.-X. Kirche als religiöse Organisation//Concilium. 1974. Bd. 10. H. 1. S. 30–36. См., например: Davis Ch. Heutige Fragen an das Papsttum//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 4. S. 235–239; Pesch R. Die Stellung und Bedeutung Petri in der Kirche des Neuen Testaments: Zur Situation der Forschung//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 4. S. 240–245; McCue, J. Der römische Primat in den drei ersten Jahrhunderten//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 4. S. 245–250; Vries, de W. Neuerungen in Theorie und Praxis des römischen Primates: Die Entwicklung nach der konstantinischen Wende//Concilium. 1971. Bd. 7. H. 4. S. 250–253; и др. Winter A. Autorität gegen Argumente? Zwanzig Jahr nach “Humanae vitae”//Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1988. Bd. 17. H. 4. S. 367–373.

http://bogoslov.ru/article/6195056

35. Антонин (Капустин),архимандрит. Заметки поклонника Святой Горы. Киев, 1864. 36. Арсений,архимандрит. Очерки жизни и деятельности KaллucmaI,nampuapxa Константинопольского//ПО. 1873. Июнь. С. 917—944. 37. Архангельский А. С.Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882. Ч. 1: Преподобный Нил Сорский. 38. Аянов Г. П.Странджа//Етнографски, географски и исторически проучвания. София, 1938. 39. Балканова Е.Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството//Тьрновска книжовна школа, 1371—1971. София, 1974. Т. 1. С. 373—389. 40. Богданов И.Тринадесет века българска литература. София, 1983. Ч. 1: Стара българска литература, литература на възраждането (681—1878). 41. Богданович Д.Историоа старе српске кньижевности. Београд, 1980. 42. Богданович. Д.Епистолиое кир-Силуанове//Зборник филозофског факультета. Београд, 1979. Kh.XIV—I.C. 183—209. 43. Богданович. Д.Хиландар. Београд, 1978. 44. Борович В.Света Гора и Хиландар до шестнадцатог века. Београд, 1985. 45. Василий (Кривошеин),иеромонах. Афон в духовной жизни Православной Церкви//ВРЗЕПЭ. 1952. 12. С. 5—14. 46. Васильев А. А.Падение Византии//История Византии. Л., 1925. 47. Васильев А.Ивановските стенописи. София, 1953. Кн. 1. 48. Велчев В.Търновската книжовна школа и предренесансовото движение на Балканите//Търновска книжна школа, 1371—1971: Междунар. симпоз. Велико Тырново, И—14 окт. 1971. София, 1974. С. 243—256. 49. Вениамин,иеродиакон. Аскетика, или Подвижничество о Христе Спасителе Боге. Киев, 1906. 50. Веселий/осиф.Опис монастира у Сербией. Београд, 1867. Ч. 1. 51. Горазд,архимандрит. Търновската книжовна школа като проссветен център npeз.XIVb.//Търновска книжна школа, 1371—1971: Междунар. симпоз. Велико Тырново, 11—14 окт. 1971. София, 1974. С. 469—476. 52. Григорович-Барский В.Второе посещение Святой Афонской Горы. Б. м., 1887. 53. Дуйчев Ив.Из старата българска книжнина. София, б. г. Т. 2: Книжовни и исторически паметница от Второго Българско царство. 54. Дуйчев И.Центры византийско-славянского общения и сотрудничества//ТОДРЛ. М.; Л., 1963. Т. 19. С. 107—129.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

550. Соловьёв B.C. Литературная критика. М., 1990. С. 43-46. 551. Леонтьев К. Наши новые христиане. М., 1882. С. 16. 552. Соловьёв B.C. Цит. соч. С. 44-45. 553. Русские эмигранты о Достоевском. С-Пб., 1994. С. 124. 554. Там же. С. 125. 555. Ф.М.Достоевский и Православие. М., 1997. С. 93. 556. Леонтьев К. Цит. соч. С. 31. 557. Там же. С. 41 558. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 308. 559. Иванов Георгий. Собр. соч. в трёх томах. Т.3. М., 1994. С. 558. 560. Там же. С. 564-565. 561. Адамович Георгий. Борис Зайцев.// Борис Зайцев. Собр. соч. Т.7. М., 2000. С. 453. 562. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 45. 563. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония ... С. 824. 564. Горький А.М. Полн. собр. соч. Т.21. М., 1974. С. 12. 565. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. С. 455-456. 566. Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 54-55. 567. История русской литературы. Т.3. Л., 1982. С. 726. 568. Прп. Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. С. 155-156. 569. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1981. С. 373, 376, 378. 570. Там же. С. 387. 571. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. С. 246-247.   Краткая библиография   История всемирной литературы. Т.7. М., 1991. История русской литературы. Т.3. Л., 1982. Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского. М., 1975. Антоний (Храповицкий), митрополит . Словарь к творениям Достоевского. М., 1998. Батюто А.И. И.С.Тургенев— романист. Л., 1977. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. Бурсов Б.И. Вопросы реализма в эстетике революционных демократов. М., 1953. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л., 1974. Бушмин А.С. М.Е.Салтыков-Щедрин. Л., 1970. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923. Ветловская В.Е . Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1974. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989. Достоевский в конце XX века. М., 1996.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010