352. «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» (1825). 353. Письмо к Чаадаеву (1836). 354. «Полтава» (1828–1829). 355. «Бородинская годовщина» (1831). 356. «Александр Радищев» (1836). 357. Ср. у Пушкина: «Разговор с англичанином». «Я. – Что поразило вас более всего в русском крестьянине? Он. – Его опрятность и свобода». Из «Мыслей на дороге» (1833–1834). 358. Письмо А. И. Тургенева к Вяземскому от 28 авг. 1818 г. 359. Письмо Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву от 19 апреля 1820 г. 360. «Трепеща радостно в восторгах умиленья…» («Из Пиндемонти», 1836). 361. «Чаадаеву» (1821). 362. «Осень» (1830). «Еще одной высокой, важной песни» (1829). 363. «Деревня» (1819). 364. См. его письмо к Вяземскому (1823). 365. «Вот уже 16 лет, как я печатаю» 366. Письмо к Ивановскому от 27 ноября 1927 г. См.: Вересаев. II, 107. 367. «Шалости, обнаруживающие смелость и пылкость характера» («Метель»). 368. «Пир во время чумы» (1830). 369. «Веленью Божию, о Муза, будь послушна…» 370. «Дельвигу» (1817). 371. «Над ним их промысел, безмолвною порой [Его баюкают Камены молодые]» («К Дельвигу», 1817). 372. Миллер П. И. «Встреча с Пушкиным». См.: Вересаев. Пушкин в жизни. III, 67. 373. Срв. отрывок: «Кстати. Начал я писать» (1830). 374. Исключением является «Домик в Коломне» (1830). 375. «Толпе тревожный день приветен» (1839). 376. «Вдохновение» (1822). 377. См. подстрочное прим. на с. 267. 378. См.: Булгаков С.Н. Иуда Искариот – Апостол предатель//Путь. 1931. С. 3–60; С. 3–43. Обширная работа, в которой, помимо психологизированного анализа этого евангельского персонажа, о. С. Булгаков, захваченный раздумьями над судьбой русского народа в ХХ в. и ищущий параллели ей в судьбе Иуды, развивает ряд историософских положений. 379. См.: Гегель. Собр. соч. М.; Л., 1935. Т. 8. С. 31. 380.//«Перед гробницею святой» (1831). 381. «Воплощенной революцией» (фр.). 382. Основные добродетели (лат.). 383. Богословские добродетели (лат.). 384. «Вольность» (1817). 385. «Трепеща радостно в восторгах умиленья…»

http://predanie.ru/book/219484-pushkin-v...

352 4:9 Точное название этих болезней растений не известно. 353 а 4:10 Исх 9:1–7. 354 б 4:10 Или: на стоянках ваших. 355 4:11 Букв.: как Бог ниспроверг Содом и Гоморру – Быт 19:1–29. 356 4:12 Очевидно, имеется в виду, наказание, предсказанное в 4:2, 3. 357 5:5 Или: Бет-Эль будет Авеном (уничижительное наименование Бет-Эля, т.е. Дома Божия). 358 5:7 Или: праведность. 359 а 5:10 Букв.: обличает в воротах ( города). 360 б 5:10 Букв.: искренне/ непорочное говорит. 361 а 5:12 Или: справедливого/ праведного. 362 б 5:12 Букв.: нуждающегося притесняете у ворот; или: отклоняете ( его прошение) у ворот. 363 а 5:15 Букв.: у ворот. 364 б 5:15 Букв.: над остатком Иосифа. Здесь имя Иосиф, очевидно, служит заменой названия Северного царства Израиля. 365 5:19 Или: стену – возможно, имеется в виду глинобитный забор с обильной растительностью вокруг него. 366 5:21 Букв.: не обоняю; слово «обонять» в ВЗ служило указанием на одобрительное принятие Богом жертвоприношений. 367 5:22 См. примеч. к Лев 3:1. 368 а 5:26 Друг. возм. пер.: ( нет), вы волокли за собой . 369 б 5:26 LXX: вы приняли скинию Молоха и звезду вашего бога Райфана, их образы, которые вы сделали для себя. 370 6:1 Или (ближе к букв.): именитым в первом среди народов. 371 а 6:2 Калне – город восточнее Антиохии на северо-западе Сирии, он, как и другие два города, названные ниже в этом стихе в риторическом вопросе, упомянуты с целью показать , что Израильское и Иудейское царства оказались в равном положении с соседними народами. 372 б 6:2 Друг. чтение: вами. 373 в 6:2 Букв.: этими царствами, т.е. Иудеей и Израилем. 374 6:3 Или: престол. Друг. возм. пер.: кто предвещает наступление черного дня и накликает ( колдовством) тяжелую неделю. 375 а 6:5 Точное значение этого слова в евр. неизвестно. 376 б 6:5 Или: придумываете музыкальные инструменты. 377 6:8 Или: жизнью Своей. 378 а 6:10 Или: тот, кто совершает сожжение для него (т.е. ради умершего). 379 б 6:10 Т.е. он выразит опасение, что пришедший хоронить умерших может вызвать и на себя гнев Божий, сказав: «Это сделал Господь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ, АЗАДАН И АВДИКИЙ Иаков [греч. Ικωβος], Азадан [Аза; греч. Αζς, Αζης, Αζαδνης] и Авдикий [Абдиисус; греч. Αβδιησος], мученики Персидские (пам. 10 апр., пам. зап. 22 апр.). Согласно визант. церковному историку V в. Созомену, пресв. И., диаконы Аз. и Ав. пострадали при персид. шахе Шапуре II (309-379) вместе со священномучениками Акепсимом, Иосифом и Аифалом . Однако в сир. (BHO, N 22) и греч. (BHG, N 15-20) версиях Мученичества этих святых сведений об И., Аз. и Ав. не содержится. П. Петерс предположил, что Созомен пользовался неск. независимыми сир. источниками, сведения об И. и Аз. были почерпнуты им из сир. Мученичества (BHO, N 423). Согласно этому источнику, И. был родом из дер. Аспаргальтар, Аз.- из Бет-Наггаре (обе деревни предположительно находились в Адиабене). Они были схвачены и доставлены «первомагу» (мобеду) г. Арбела, к-рый долго пытал их, затем велел привязать обнаженными к дереву и оставить на морозе на всю ночь. После вторичного отказа принести жертвы солнцу И., Аз. и Ав. были усечены мечом в Страстную пятницу 371 или 377 г. Совершивший казнь палач омыл меч в небольшом озере неподалеку от места казни, и его воды обратились в кровь. Ав. может быть отождествлен с мч. Авдиесом (по-гречески их имена пишутся одинаково), чья память вместе с мучениками Персидскими Илиодором и Досой (Дисаном), Мариавом и др. 9 апр. В таком случае он был казнен в 362 или 364 г. В сир. мартирологе IV в. Аз. и Ав. упомянуты в числе диаконов, пострадавших при Шапуре II (Un Martyrologe. P. 26). Различные греч. синаксари помещают память И. и Аз. под 10, 14, 15, 17 и 18 апр. Сведения в Римском мартирологе под 22 апр. основаны на сообщении Созомена. Бытующая в рус. традиции форма имени Авдикий объясняется среднегреч. и новогреч. формой Αβδσιος (Авдисий). Ист.: BHO, N 22, 423; Bedjan. Acta. Vol. 4. P. 137-141 [BHO, N 423]; SynCP. P. 596, 601, 604, 608, 611-612; Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 26. (PO; T. 10, fasc. 1); Sozom. Hist. eccl. II 12.

http://pravenc.ru/text/200307.html

344 Вставка Кройманна. 345 См.: Пс. 104 103:4. 346 Греческое слово διβολος означает «клеветник». 347 Ср.: Быт. 3:1. 348 Ср.: Быт. 3:4. 349 Ср.: Быт. 3:5. 350 Вставка Кройманна. 351 Ср.: Быт. 3:1. 352 Первый акт творения — создание идеального мира (Быт. 12:3); второй акт творения — создание реального мира (Быт. 2:4—25). 353 По словам Э. Эванса, идея, что животные из Быт. 2:18—20 суть ангелы, фантазия (fancy) Тертуллиана. 354 Ср.: Быт. 2:8. 355 Ср.: Лк. 10:18. 356 Ср.: Лк. 10:18; ср.: Ис. 14:12; Откр. 9:1. 357 A die conditionis conditus ut a bono conditore conditionum. 358 Ex quo apparuerunt laesurae tuae, — Тертуллиан не стремится к точному цитированию даже того библейского текста, который он сам только что приводил: donee inventae sunt laesurae tuae. 359 Ср.: Иез. 28:16. 360 Букв.: «отмеривает провиант». 361 Букв.: «Судией и суровым». Эти слова противоречат утверждению в Tert. Adv. Marc., II, 12, 3. 362 Отметим, что при полемике с еретиками, отвергающими мученичество, Тертуллиан, говоря о жестокости христианского Бога (crudelem deurn, qui non intellegit, credit — Tert. Scorp., 7, 5), делает Его образ похожим на образ Сатурна (См.: Stockmeier P. Gottesverstandnis und Sa-tumkult bei Tertullian/Studia patristica. 1979. Vol. 17. S. 830, 832). 363 Ср.: Быт. 3:16. 364 См.: Быт. 1:28. 365 Ср.: Быт. 2:20—22. 366 Ср.: Быт. 3:17. 367 Ср.: Быт. 3:18. 368 Ср.: Быт. 3:19. 369 Inmunis. Ср.: «без принуждения (inmunis) все давала земля» (Ov. Met., I, 101—102). 370 Ср.: Быт. 2:16. 371 Ср.: Быт. 3:21. 372 Два совмещенных варианта: 1) «ибо благость, если не управляется справедливостью, чтобы быть справедливой, не будет благостью», 2) «ибо благость не будет благостью, если будет несправедливой». 373 Ср.: Быт. 1:4. 374 Ср.: Быт. 1:5. 375 Ср.: Быт. 1:7. 376 Ср.: Быт. 1:10. 377 Ср.: Быт. 1:16. 378 Интерполяция, по мнению Кройманна. 379 Ср.: Быт. 2:9. 380 Ср.: Мф. 7:13. 381 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3; Мф. 9:13; 12:7. 382 Ср.: Иез. 33:11. 383 См.: Втор. 6:5; Мф. 22:37; Мк. 12:30; Лк. 10и в др. местах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Благодарственная акция св. Еферия напоминает те же действия св. Капитона (см. ниже), что, опять же, говорит о родстве данного пассажа с остальным текстом Жития. Итак, оказывается, что св. Еферий дважды посещал Константинополь и общался с императором, однако собственно житийная хронология его правления – достаточно краткая: прибытие в Херсон – первая поездка в столицу – вторая поездка – смерть. Перед нами встает вопрос о том, насколько эта хронология достоверна. К тому же ни один из вариантов ясно не говорит о том, что вторая поездка последовала непосредственно за первой. Кроме этих самых поездок никаких других деяний св. Еферия в большинстве текстов (XPDG) не указано. Если следовать им, то логично доверять Житию и считать правление святого довольно кратким. «Краткую» хронологию имеет и параллель в жизнеописании св. Капитона (см. ниже). С другой стороны, строительство храма в S, возможно, опирающееся на локальную традицию, ставит под сомнение эту краткость правления. Кроме того, логично было бы усматривать в действиях св. Еферия продолжение императорской антиязыческой политики, которая юридически стала оформляться с 391 года, тогда св. Еферий правил бы, как минимум, с 381 по 392 годах. Однако, как мы видели выше, масштаб военной операции может быть сознательно преувеличен Житием, так что необязательно связывать ее именно с последней частью правления Феодосия Великого (то есть 391–395 годам), чему противоречит и хронология правления св. Капитона (см. ниже). Очевидно, что участие епископа во II Вселенском соборе идентично одной из двух житийных поездок. Если оно совпадает с первой, тогда можно было бы увидеть в этой встрече епископа с императором, присутствовавшим на Соборе, удобное обстоятельство для просьбы о помощи (об еще одном аргументе в пользу этой версии см. ниже, в разделе о надписи времен Феодосия). Возможное же совпадение со второй поездкой обретает в тексте Жития реальную параллель в истории св. Капитона, побывавшего на Соборе именно во время своего второго, благодарственного визита в столицу. В таком случае смерть св. Еферия относится к осени 381 года. Впрочем, оба варианта вполне соответствуют и сюжетной канве главы о св. Еферии, и историческим обстоятельствам: начало активной антиязыческой кампании связано именно с Феодосием I, причем наиболее достоверные Х и S прямо говорят о его воцарении (см. выше). Таким образом, св. Еферий взошел на свой трон до 379 года, то есть при Валенте (364–378) или даже раньше. В 380 году Феодосий выпускает проправославный указ, и в 381 херсонский епископ совершает свою первую или вторую поездку в Константинополь. d. Погребение св. Еферия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Песнь о рабе Яхве 567 Песня–восхищение 511 Песня–описание 511 Пешер 478, 741 Пешитта 77 Письме Аристея 35, 63, 72, 450, 638 Плач у дверей 509, 511 Полиглотта 62 Пословица 435 Поучительная повесть 391 Поучительная речь 379, 386, 435, 436, 490 Поучительное стихотворение 435, 436 Поучительный рассказ 435, 437, 675 Праздник 134, 135, 198, 199, 203, 231, 304, 338, 347, 400, 401 Праздник седмиц 198, 303, 304, 347 Привилегированное право 180 Придворная и городская мудрость «школьная мудрость» 433, 434 Придворные пророки 544 Проект конституции 181, 548, 652 Пророчество несчастий 726 Псалмы–проклятия 483 Пурим 400, 401, 403, 404, 407, 409, 428 Пятикнижие 34, 35, 36, 79, 81, 82, 90, 92, 93, 95, 101, 113, 116, 127, 132, 139, 143, 151, 153, 165, 171, 172, 173, 191, 234, 249, 257, 258, 364, 523 Раннее христианство 33, 75 Рассказ о Потопе 223, 231 Рассказы о патриархах 148 Роман о воспитании 378 Самаритянское Пятикнижие 63, 64, 65, 67 Священные тексты 174 Семейная история 378 Септуагинта 35, 39, 71, 72, 73, 74, 271, 307 Символическое действие 643, 644, 649, 652, 683, 758, 760 Симмах 75 Синайский рассказ 239 Синхронический анализ 10 Сказка 378 Сказочный (мотив) 718 София 527 страх перед Яхве 493 Судьи (великие и малые) 285, 286, 287, 299 Талмуд 51, 52, 63, 521 Танах 20, 21, 25, 26 Таргум 55, 57, 76, 77 Таргум Ионафана 76 Таргум Неофити 76 Таргум Онкелоса 76 Теория «групп-носителей текстов» 67 Теория «локальных текстовых семейств» 64, 66 Теория «общераспространенных текстов» 63 Теория «первоначального текста» 63, 66 Теория многообразия текстовых традиций «Textual Variety» 56, 67 Теория цитат 497 Теория четырех источников 122 Транслирующие пророки 546 Тритоисаия 557 Учение об оправдании 204 Феодотион 75 Формула божественной речи 641, 701, 750 Формула канона 176 Формула познания 641, 642 Формула получения откровения 590, 641 Формула провозглашения послания 641 Ханукка 392 Хеттские вассальные договоры 181 Храм/Храмовое богословие 37, 50, 54, 70, 99, 117, 134, 139, 166, 171, 173, 187, 189, 197, 220, 260, 317, 326, 335, 341, 342, 343, 346, 351, 358, 392, 428, 544, 652, 659, 670, 703, 750, 751, 754 Храмовые пророки 544

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

См.: Christensen A. L’Iran... Р. 291 – 292. 22 Горго, Горга, Джорждан (у античных авторов – Иркания, Вркан), совр. Горган; расположен у юго-восточной части Каспийского моря. 23 Самоназвание эфталитов – хиониты. Это народ индоевропейского (иранского происхождения), говорил на одном из восточно-иранских (сакских) диалектов. Несколько хионитских царей носило имя Эфтал, отсюда и возникло название эфталиты. Сходство звучания хион и гунн (собственно hn), видимо, и объясняет тот факт, что византийские историки называют хионитов (эфталитов) белыми гуннами. К началу V в. хиониты (эфталиты) завоевали земледельческие оазисы за Аму-Дарьей и создали могущественную державу на обширных пространствах Средней Азии, Афганистана, северо-западной Индии и части восточного Туркестана. Их основная территория – Тохаристан и восточный Афганистан. Ядро эфталитов составляли воинственные кочевые племена, подвергшиеся влиянию городской культуры. См.: Ghirshmann. Les Chionites – Hephtalites. Le Caire, 1948. P. XII – XIII, 66, 115; Althelm F. Geschichte der Hunnen. В., 1959. Bd. 1. S. 41 – 56. Экскурс об эфталитах Прокопия является одним из пяти этнографических экскурсов, содержащихся в его «Войнах». Скорее всего он основан на достоверных свидетельствах, хотя во внешней форме этого эссе сказалось влияние Фукидида, а описание пира у эфталитов напоминает рассказ о пиршестве Аттилы, сохранившийся во фрагментах сочинения Приска Панийского. См.: Prisci fr. 8. 24 Зинон – византийский император (474 – 475, 476 – 491), сторонник монофиситства. В период его правления (так же как и двух его предшественников, императора Маркиана и Льва) между Византией и Ираном не было никаких враждебных столкновений. Имели место лишь инциденты дипломатического характера. 25 Евсевий, посол к Фирузу, являлся, возможно, тем же самым лицом, что и магистр оффиций 474, 492 – 497 гг. и консул 489 г. и 493 г. См.: PLRE. II. Р. 431, 433: Eusebius 18, Eusebins 19, Eusebius 28. Посольство имело место в 483 г. Целью его, видимо, было стремление добиться возвращения города Нисибиса, отданного во владение персам на срок 120 лет по условиям договора, заключенного в 363 г. между императором Иовианом (363 – 364) и шахом Шапуром II (309 – 379). См.: Bury J. History of the Later Roman Empire from the Death of Theodosins I to the Death of Justinian (A. D. 395 to A. D. 565). L., 1931. Vol. 2. P. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Ср. Быт. 6:7–20. 351 Сл. 25, 5, 17–6, 19; SC 284, 168–170=1.361. Ср. Исх. 3:2–3. 352 Сл. 25, 14, 26–15, 26; SC 284, 190–194=1.368–369. 353 Сл. 26, 10, 18–12, 24; SC 284, 250–256=1.378–380. 354 1 Кор. 7:40. 355 Т. е. сознательно отверг мирскую мудрость (языческую философию) и надеюсь на приобретение высшей духовной мудрости. 356 Т. е. сложил бы с себя материальное тело, чтобы " " облечься в тело духовное " " (1 Кор. 15:44). 357 Букв. " беглецом из своего отечества " " . Григорий имеет в виду обвинения, выдвигавшиеся в его адрес, в том, что он, оставив свою кафедру в Каппадокии (Сасимах), проживал в Константинополе. 358 Сл. 26, 14, 1–16, 12; SC 284, 258–264=1.381–383. 359 Евр. 13:14. 360 Сл. 4, 23, 6–8; SC 309, 116=1.73. 361 Gallay. Vie, 122. 362 См. Слово 16 (рус. пер. Слово 15). 363 Ср. Быт.1:28; 2:19–20; 3: 14–18. 364 Рим. 8:19–23. 365 Быт. 6–7. 366 Быт. 18:20–19:28. 367 Исх. 7–12. 368 Ис. 38:1–8. 369 Иона 1–4. 370 Сл. 16, 4–5; PG 35, 937–941=1.233–234. 371 Сл. 16, 6; 17–18; PG 35, 941; 959–960=1.234–235; 242–243. 372 Пс. 94:6. 373 Быт. 18:20. 374 Ср. Иоиль 2:14. 375 Ср. Пс. 125:5. 376 Сл. 16, 14; PG 35, 952–953=1.239–240. 377 Сл. 16, 20; PG 35, 961–964=1.244. 378 По предположениям некоторых ученых, Слово было произнесено в богадельне, устроенной Василием Великим. По другой версии, оно было произнесено для того, чтобы вдохновить жителей города на строительство богадельни. См. Gallay. Vie, 87; Benoit. Grйgoire, 272–274. 379 Сл. 14, 2–4; PG 35, 860–864=1.205–207. 380 Ср. Ин. 14:2. 381 Сл. 14, 4–5; PG 35, 864=1.207. 382 Сл. 14, 6; PG 35, 864–865=1.207–208. Древнегреческие поэты и историки чаще называли " " священной болезнью " " эпилепсию: см. Liddell-Scott. Lexicon, 822. 383 Сл. 14, 9–12; PG 35, 868–872=1.209–211. 384 Сл. 14, 29–31; PG 35, 897–900=1.224–226. 385 Сл. 14, 26–28; PG 35, 892–896=1.221–223. 386 Мф. 25:31–46. 387 Мф. 5:7. 388 Сл. 14, 37–39; PG 35, 908–909=1.229–231. 389 Сл. 43, 31, 13–30; SC 358, 268–270=1.564. 390 Ср. Mango. Byzantium, 222–223. 391 Mango. Byzantium, 33. 392

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Само се ум потпуно чулних, грубих, вештаствених претстава о Богу, може у мери до чисте бестелесности А помрачени, огрубели, искварени грехом ум, у да се много уздигне изнад чулних претстава и схвати Бога као чисто духовно Му вештаственост, па чак и О томе Апостол говори: искваренога ума славу нетленнаго Бога вь noдoбie образа тленна человека и птиць и четвороногь и гадь. 363 Духовност од основних богооткривених истина Старог и Новог Завета. По Старог Завета, Бог потпуно духовно се не може упоредити ни с ким и ни с чим у свету сазданих 364 због чега приписивати Богу ма какву вештаственост. 365 Зато што апсолутно духован, Бог и може бити, и мора бити, и свудаприсутан, безграничан, несместив, 366 вечан, 367 368 Осим тога, Богу се савршене светости, савршене савршене правде, савршене доброте, што све посведочава савршену духовност природе Онога Бог духовь и bcяkiя плоти. 369 У старозаветном налазе се и неке привидно антропоморфистичке претставе о Богу. У се често лице, руке, очи, уста, ноге и други органи тела, се и психофизичке 370 Али то долази отуда што се старозаветно с стране, старозаветном човеку, духовном да би могао схватити Бога као чисту духовност, а с друге – што о Богу суде аналогно структури. При свему томе то стварни антропоморфизам привидни; то антропоморфизам речи, израза, а не – садржине, се Бог у Старом Завету уопште као неизмерно више од сваког тела и вештаствености, 371 због чега се кумира и 372 У Новом Завету истина о духовности Сам и разговетно учи: Бог дух (Πνεμα Θες). 373 незнабожачке грубе, чулне претставе о Богу, апостол Павле вели: Не должни есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художну начертану, и смышлешю человучу. 374 А учида Бог апсолутна духовност: Господь же Духь есть; и идеже Духь Господень, ту свобода. 375 Пошто Бог свесавршени, апсолутни, вечни дух, то Он и Отац духова ( Πατρ των πνευμτων). 376 Као самобитни и безгрешни дух, Бог 377 непролазан (φθαρτος), 378 бесмртан. 379 као свесавршеном духу припада вечна мудрост и 380 савршена и 381 безгранична и преизобилна 382 и друга слична

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

35 Деций вместе с сыном – цезарем Этруском – погиб в битве с готами у Аврита в Мезии. Дексипп (Хроника. 15) свидетельствует, что готы разграбили Фракию, взяли Филиппополь. О «скифских» полях говорится потому, что сражение произошло при попытке Деция отбить у готов награбленное и пленников на их территории. 38 Публий Лициний Валериан (ок. 193 – после 260), римский император с 253 по 259 гг. Соправителем сделал своего сына Галлиена. Потерпев поражение от персов, умер в темнице под арестом. 39 Публий Лициний Этнаций Галлиен (218–268) – сын и соправитель Валериана. Оборонял в 254–259 гг. Римскую империю от франков, аламанов, маркоманов, готов и др. После смерти отца стал самодержцем. Был убит в результате мятежа. 41 Народ, прикочевавший из Внутренней Азии, через южную часть Восточной Европы. Часть гуннов, вторгшись в Европу, разбила в 375 г. остготское государство на Дону. Наиболее известным правителем гуннов был Аттила. Гунны вытеснили готов. 42 Изначально – скифское племя в верховьях совр. Днепра и Припяти. Затем – одно из наименований гуннских племен. 43 По античным и византийским представлениям, горный массив на севере Восточной Европы, расположенный в широтном направлении. 46 Флавий Валент (328–378) – римский император с 364 г. В 367–369 гг. победил готов в Нижнем Подунавье. В 377 г. вестготы подняли восстание, в ходе которого Валент был убит. 51 Племена, обитавшие в южных отрогах малоазийского Тавра. В 498 г. окончательно побеждены и частично переселены византийцами. 53 Под «скифами» Евнапий подразумевает готов с другими союзными народами Причерноморья и Подунавья. 56 В 366 г. вождь тервингов Атанарих послал помощь узурпатору Прокопию (см. об этом: Амм. Марц. XXVI 10, 3). 57 Гунны, в IV в. перекочевавшие из Приуралья в район Танаиса (Дона), вытеснили готов с территории от Дона до Карпат. 58 Из этого отрывка видно, что уже во время Евнапия существовали разные мнения о происхождении гуннов (называемых «уннами»). 61 Император Феодосий I Великий (347–395, император с 379 г.). В 382 г. заключил мир с вестготами и расселил их в качестве федератов на юге Нижнего Подунавья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010