Постепенное превращение Империи в формально христианское общество продолжалось при преемниках Константина. Но эта медленная эволюция была исполнена контрастов и парадоксов. Два сына Константина, Констанций II (337–361) и Констант (337–350), правившие соответственно в восточной и западной частях Империи, развивали Константинове законодательство, благоприятствовавшее христианам, и активно участвовали-особенно Констанций- в делах Церкви, разделенной арианским кризисом. Оба последовали примеру своего отца, откладывая крещение до последних дней жизни. В общественном сознании того времени исповедание христианства еще не рассматривалось как непременное условие для того, чтобы стать императором. Юлиан «Отступник», единственный племянник Константина Великого , оставшийся в живых после кровавых чисток Констанция, привлек к себе общественные симпатии восстановлением язычества (361–363). Другой язычник, префект претория Секунд Солюций, был единодушно поддержан армией как преемник Юлиана после его смерти. В 363г. и во второй раз в 364г. Секунд отказался от этой чести по причине своего возраста и состояния здоровья 4 . Среди кратковременно царствовавших императоров конца IV века Валентиниан I (364–375) выделяется современниками как исключение, поскольку, будучи при Юлиане военным командиром, он отказался приносить языческие жертвы 5 . Очевидно, у него были сильные христианские убеждения. Однако поскольку его избирало в Никее то же самое собрание военных командиров, которое прежде избрало язычника Солюция, можно предположить, что в 364г. – через пятьдесят лет после издания эдикта о веротерпимости-религиозные убеждения кандидата не рассматривались как важный фактор при избрании императора. Серьезные шаги в направлении государственного установления христианского общества были предприняты Феодосием I (378–395) и его западным коллегой Грацианом (379–384). В 381г. Грациан формально отказался от языческого титула pontifex maximus. Феодосии же первым из императоров принял крещение в самом начале своего царствования. Возможно, однако, что он воспринимал обряд крещения как ритуал для умирающих и просил епископа Ахолия Фессалоникийского совершить его над ним по случаю серьезной болезни. Однако, выздоровев, он добросовестно исполнял требования христианской жизни и регулярно причащался за литургией, подчиняясь также и покаянной дисциплине Церкви. Знаменитый инцидент в Милане, где в 390г. св. Амвросий потребовал у него публичного покаяния после наказания, которому он подверг фессалоникийцев, был бы невозможен при его некрещеных предшественниках, не ходивших в церковь и канонически неподвластных епископам в своем личном и общественном поведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Служебников здесь насчитывается 28 от XII до конца XVII в. Между ними замечательны служебники, по припискам принадлежавшие N 342 преп. Антонию Римлянину, N 343 прел. Варлааму Хутынскому, оба перг. XII в., N 344 перг. писан со служебника митр. Киприана, по N 347 перг. служил преп. Сергий Радонежский, – и ещё два, перг. служебника XIV в. N 348 перг. писан по воле Иоанна, архиепископа Новгородского, 1400 г., N 350 принадлежал преп. Евфимию Вяжицкому, – есть ещё один список безымянный XV в. Служебников XVI в. десять, из них N 352 принадлежал Серапиону, архиепископу Новгородскому, N 335 Троицкому Сергиеву, а N 356 Киевскому Межигорскому монастырю., N 359 патриарху Иову. Остальные все XVII в., из них по N 366 славил Бога Иона, митрополит Ростовский, N 364 и 365 употреблялись при патриаршем сложении, N 367 принадлежал Казанскому кафедральному собору, N 370, писанный по благословению Лазаря Барановича, впоследствии принадлежал святителю Димитрию Ростовскому . Из означенных служебников многие содержат и статьи из требников, а некоторые представляют архиерейское служение. – Требников всех девять, два перг. конца XIV или начала XV в., четыре XV в., два XVI и один XVII в. Из них замечательны полнотою и некоторыми особенными статьями старшие перг. списки N 371 и 372. между собою сходные. N 373 и 374 – оба Сербского письма XV в., писаны в Афоне, на бомбицине, и преимущественно последний представляет довольно замечательных статей. N 375, 1481 г., со статьями из требника содержащий и все три службы или литургии православной Церкви, списан с Киприанова служебника и потребника; N 379, список правленый, служил оригиналом печатного издания требника 1658 г. – Значительно число и уставов, простирающееся до 26-ти. Из них три списка представляют церковный устав Студийский, несколько списков устава лавры Саввы Освящённого, Русских монастырей и соборных церквей. Старший список Студийского устава N 380, перг. XII в., кроме церковного устава содержит ещё устав монастырский, составленный патриархом Константинопольским Алексием XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Кон­стан­ций II, по­счи­тав Кон­стан­ция Гал­ла угро­зой для сво­ей вла­сти, вы­звал его к се­бе на За­пад и при­ка­зал обезглавить. Юли­ан II От­ступ­ник (Фла­вий Клав­дий Юли­ан Август) 355–360, 360–361, 361–363/ок. 331–363 Сто­рон­ник ре­став­ра­ции язы­че­ских тра­ди­ций, про­тив­ник хри­сти­ан­ства, пла­ни­ро­вал за­но­во от­стро­ить Иеру­са­лим­ский храм для иудеев. Умер в во­ен­ном по­хо­де от ран. Пе­ред смер­тью вос­клик­нул: «Ты по­бе­дил, Га­ли­ле­я­нин!», имея в ви­ду Христа. Иови­ан (Фла­вий Клав­дий Иовиан) 363–364/ок. 330–364 Вос­ста­но­вил в им­пе­рии хри­сти­ан­ство и вер­нул Церк­ви все ее при­ви­ле­гии. Од­на­ко тер­пи­мо от­но­сил­ся и к язычеству. Умер от отрав­ле­ния угар­ным га­зом, отра­вил­ся или был убит. Ди­на­стия Валентиниана-Феодосия Ва­лен­ти­ни­ан I (Фла­вий Ва­лен­ти­ни­ан Август) 364 (еди­но­лич­но), 364–375 (на За­па­де)/321–375 Был спо­соб­ным пра­ви­те­лем, оди­на­ко­во за­бо­тив­шим­ся о внут­рен­них и внеш­них де­лах, бо­рол­ся с ере­ти­че­ски­ми дви­же­ни­я­ми в христианстве. Скон­чал­ся от ин­суль­та во вре­мя пе­ре­го­во­ров с во­ждем пле­ме­ни квадов. Ва­лент II (Фла­вий Юлий Ва­лент Август) 364–378 (на Во­сто­ке)/328–378 Ис­по­ве­до­вал ари­ан­ство. Ад­ри­а­но­поль­ская бит­ва 378 г. озна­ме­но­ва­ла со­бой на­ча­ло рас­па­да Рим­ской империи. По­гиб в бит­ве с го­та­ми при Адрианополе. Про­ко­пий (пол­ное имя не сохранилось) 365–366 (в Ма­лой Азии)/325–366 Под­нял мя­теж в Кон­стан­ти­но­по­ле и про­воз­гла­сил се­бя Ав­гу­стом. Про­во­дил кон­фис­ка­цию иму­ще­ства бо­га­тых рим­лян, не под­дер­жав­ших его. Каз­нен по при­ка­зу Ba­лeh­ma II. Гра­ци­ан (Фла­вий Гра­ци­ан Август) 367–375, 375–383 (на За­па­де)/359–383 Од­ним из са­мых зна­чи­тель­ных его де­я­ний бы­ло на­зна­че­ние в 379 г. во­е­на­чаль­ни­ка Фе­о­до­сия (по­лу­чив­ше­го про­зви­ще Ве­ли­кий) им­пе­ра­то­ром во­сточ­ной ча­сти Рим­ской империи. Убит за­го­вор­щи­ка­ми в Гал­лии в ре­зуль­та­те во­ен­но­го мя­те­жа Маг­на Максима. Ва­лен­ти­ни­ан II (Фла­вий Ва­лен­ти­ни­ан Август)

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

Иеронима, и отвергая свидетельство пространного сирского жизнеописания Ефрема, которое замечает, что Ефрем оплакивал кончину Василия Вел., которая относится к концу 378 г. Паниль, считающий годом рождения Ефрема 337-й, кончину относит к 378 г., Гарнак – к 380 г., архим. Аресений, автор «Летописи церковных событий» (СПб. 1880), говорит, что Ефрем скончался 28 января 379 г. Со своей стороны мы считаем указание пространного сирского жизнеописания совершенно правильным, каково бы ни было относительное достоинство его свидетельств в других отношениях. После свидания его с Василием, происходившего в бытность последнего архиепископом (он хотел посвятить Ефрема в пресвитера), следовательно, после 370 года, когда Ефрем возвратился уже в Эдессу, Василий присылал к нему нарочитых с предложением епископства. Следовательно, кончина Ефрема последовала не немедленно по возвращении его в Эдессу после свидания с Василием. Затем Ефрем составил похвальное слово Василию уже умершему, и как видно из его содержания, оно написано спустя значительное время после смерти. А Василий, как уже сказано, скончался в конце 378 или 379 г. Нужно отвергнуть подлинность этого слова, чтобы отнести год кончины Ефрема к более ранему времени. Но признаков неподлинности этого слова, хотя оно и не из лучших произведений Ефрема, никаких мы в нем не находим. Иероним говорит неопределенно, что Ефрем скончался в царствование Валента (364–378). Наконец в письме Ефрема к монаху Иоанну (соч. Eфp.IV, 143) содержатся указания на еретиков, которые раделяют Господа И.Христа на двое, причем Ефрем, называя пресвятую Деву Богородицей, отнюдь не хочет именовать ее человекородицей, что, повидимому, указывает на зачатки Несторианства. Следовательно нужно или счесть это послание писанным не Ефремом – для чего решительно нет оснований – или предложить, что Ефрем дожил до времени зарождения Несторианства и скончался в первой четверти V в., в чем нет ничего невероятного, так как в этом случае число лет его жизни, – если предположить, согласно пространному сирскому жизнеописанию, что он родился в первых годах IV века и был с Иаковом на Никейском соборе, – немного превышало сто лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Падшее естество наше враждебно Богу: последование разумениями и влечениями падшего естества есть стремление к верной и вечной погибели. II, 358. В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло. II, 364. Превосходно описывает Апостол смешение добра со злом в падшем человеке, предоставленном собственным усилиям к творению добра; причем по необходимости зло проникает из естества, искажает его добро, и низлагает замыслы ума, тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу. II, 365. Последование своему падшему естеству, последование его разуму и воле, есть деятельное отвержение Христа и дарованного Им обновления при Крещении. II, 378–379. Мы все рождаемся в первородном грехе и со всеми, усвоившимися нашему естеству вследствие падения, немощами, каковые открылись в Адаме по его падении, – да облечемся и во образ небесного посредством Крещения, дарующего нам этот образ, и тщательного соблюдения евангельских заповедей, которые сохраняют в нас образ целым, в его совершенстве. II, 383. По обновлении нашего естества Богочеловеком возвращение человека к своему естеству падшему есть в отношении к Богу прелюбодеяние. II, 400. По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнию животных, жизнию своего падшего естества. Оно служит для души темницей и гробом. III, 8. Ризы кожаные, по объяснению святых отцов, означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность. III, 11–12. Повреждение человеков заключается в смешении в них добра со злом; повреждение падших духов заключается в полном преобладании зла, при совершенном отсутствии добра. Способности падших духов далеко превосходнее способностей падших человеков, которые связаны в своих начинаниях самою тяжестью и дебелостью своего тела. III, 23. По причине падения нашего естества в нас перемешаны добрые и правильные помышления и ощущения с помышлениями злыми и ложными. III, 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

When the emperor Julian the Apostate (361-363) ascended the throne he repealed all the anti-Orthodox decrees of Constantius, seemingly out of piety. Saint Cyril returned to his own flock. But after a certain while, when Julian had become secure upon the throne, he openly apostasized and renounced Christ. He permitted the Jews to start rebuilding the Temple of Jerusalem that had been destroyed by the Romans, and he even provided them part of the funds for the building from the state treasury. Saint Cyril predicted that the words of the Savior about the destruction of the Temple down to its very stones (Luke. 21:6) would undoubtedly transpire, and the blasphemous intent of Julian would come to naught. Soon there was such a powerful earthquake, that even the solidly set foundation of the ancient Temple of Solomon shifted in its place, and what had been rebuilt fell down and shattered into dust. When the Jews resumed construction, a fire came down from the heavens and destroyed the tools of the workmen. Great terror seized everyone. On the following night, the Sign of the Cross appeared on the clothing of the Jews, which they could not remove by any means. After this heavenly confirmation of Saint Cyril’s prediction, they banished him again, and the bishop’s throne was occupied by Saint Cyriacus. But Saint Cyriacus soon suffered a martyr’s death (October 28). After the emperor Julian perished in 363, Saint Cyril returned to his See, but during the reign of the emperor Valens (364-378) he was exiled for a third time. It was only under the holy emperor Saint Theodosius the Great (379-395) that he finally returned to his archpastoral activity. In 381 Saint Cyril participated in the Second Ecumenical Council, which condemned the heresy of Macedonius and affirmed the Nicea-Constantinople Symbol of Faith (Creed). Saint Cyril’s works include twenty-three Instructions (Eighteen are Catechetical, intended for those preparing for Baptism, and five are for the newly-baptized) and two discourses on Gospel themes: “On the Paralytic,” and “Concerning the Transformation of Water into Wine at Cana.”

http://pravoslavie.ru/102003.html

После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября). После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364 — 378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии великом (379 — 395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры. Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане». Скончался святитель Кирилл в 386 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2016 8 апреля, 2016 24 января, 2021 4 апреля, 2019 12 марта, 2019 26 февраля, 2019 24 августа, 2018 7 мая, 2018 10 сентября, 2016 9 апреля, 2016 8 апреля, 2016 24 января, 2021 4 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину († 363, память 28 октября). После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры. Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане». В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца». «Члены веры, – учит святой Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета». Скончался святитель Кирилл в 386 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 сентября, 2019 18 февраля, 2019 21 ноября, 2018 5 мая, 2018 4 января, 2018 19 февраля, 2017 10 февраля, 2016 14 апреля, 2014 24 марта, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии, административном центре Каппадокии. Он происходил из известного знатного рода. Образование Василий получал у лучших учителей Кесарии, а затем – в школах Константинополя и Афин. Он получил глубокие познания в философии, астрономии, математике, медицине и правоведении. В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба. Возвратившись в 357 году в Кесарию, Василий вступил на путь аскетической жизни, а затем после смерти отца принял крещение и отправился в путешествие по Египту, Сирии и Палестине к великим христианским подвижникам. «Василий Великий. Мозаика Софийского собора в Киеве» Вернувшись домой, Василий раздал все имущество бедным и распространил в Каппадокии обшежительное монашество, пригласив сюда же и своего друга – Григория Богослова. Устав, который святитель дал своим монахам, устанавливал новые правила монастырской жизни. «То общение жизни называю совершеннейшим, из которого исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений, в котором с корнем истреблены всякое смятение, споры и ссоры, все же общее, и души, и расположения, и телесные силы, и что нужно к питанию тела и на служение ему, в котором один общий Бог, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы». В Кесарии Василий основал два монастыря: мужской и женский. Все иноки и клирики митрополии жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели чистую и добродетельную жизнь. Все средства и доходы употреблялись в пользу бедных. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании и, в уединении, молились о всем мире, занимались изучением Священного Писания, создавали манускрипты, вели споры. Здесь родились важнейшие духовные ценности, которыми до сих пор руководствуется человечество. С приходом к власти императора Валента (364-378), сторонника ариан, для православия наступили тяжелые времена. В Кесарии, во время арианской ереси, Василий, ежедневно проповедуя, утверждал веру православных, призывал их к мужеству и терпению. Представился он 1 января 379 года, оставшись для христиан «учителем спасительнейшим».

http://pravmir.ru/sokrovennaya-kappadoki...

Хотя святитель Василий прожил только 5 лет в этой монашеской общине, именно здесь он написал очень важные правила по монашеской общинной жизни, которые оказали влияние на развитие традиций монашества не только на Востоке, но и на Западе. В 364 году Василий был вызван местным епископом в Кесарию, был рукоположен в священники и помогал епископу в управлении епархией, борьбе с различными формами арианской ереси и направлял все усилия на достижение церковного единства в условиях очень сложной церковно-политической обстановки. Когда местный епископ умер, святитель Василий был избран его преемником и посвящен в сан епископа Кесари в 370 году в возрасте 40 лет. Современники характеризовали Василия Великого как иногда вспыльчивого и властного, но также великодушного и очень сострадательного епископа. Например, он построил комплекс за пределами Кесарии, который включал богадельню, приют и больницу. И мы знаем из его писем – у нас сохранилось много его писем, – что он лично занимался исправлением и перевоспитанием блудниц и разбойников. Он также был очень известным и пылким проповедником, проповедуя каждое утро и вечер в своей церкви. Он также продолжал, будучи епископом, работать над достижением церковного единства и заниматься написанием богословских трудов, которые очень способствовали формированию учения Церкви о Святой Троице. Святитель Василий умер в 379 году в возрасте 49 лет. Давайте задумаемся о наиболее поразительном, по моему мнению, качестве святителя Василия – знаете, каком? О его непоследовательности. Будучи очень точным в вопросах богословия и бескомпромиссным в отношении истины и веры, он часто демонстрировал удивительную непоследовательность в области литургической и канонической практики ради церковного единства. То есть он не настаивал на своих взглядах и действиях, когда ими можно было поступиться, не предавая при этом истину. Например, возможно, это покажется удивительным некоторым из нас, но он не стал настаивать на том, чтобы перекрещивать тех еретиков, которые были приняты в Церковь, когда он узнал, что другие епископы не перекрещивали таких еретиков. Вы могли читать об этом в первом Каноне Василию Великому.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010