412 . Herrmann L. Ambrosius von Mailand als Trinitatstheologe. Dargestellt in Konfrontation mit der illyrischen Theologie und im Blick auf das neu auftauchende christologische Problem. Diss. Heidelberg, 1954. 413 . Idem. Ambrosius als Trinitatstheologe//ZKG 69 (1958). S. 197–218. 414 . Madec G. Saint Ambroise et la philosophie. Paris, 1974. 415 . Markschies Chr. Ambrosius von Mailand und die Trinitatstheologie. Kirchen – und theologiegeschichtliche Studien zu Antiarianismus und Neunizanismus bei Ambrosius und im lateiniscchen Westen (364–381). Beitrage zur Historischen Theologie 90. Tubingen, 1995. 416 . Idem. Ambrogio teologo trinitario//La Scuola Cattolica 125 (1997). P. 741–762 (немецкий перевод: Ambrosius als Trinitätstheologe//Markschies Chr. Alta Trinita Beata. Gesammelte Studien zur altkirchlichen Trinitatstheologie. Tubingen, 2000. P. 265–285). 417 . Mesot J. Die Heidenbekehrung bei Ambrosius von Mailand. Schoneck/Beckenried. 1958. 418 . Moreschini C. Introduzione//Sant’ Ambrogio. Opere dogmatiche II. Lo «De Spritu Sancto». Milano-Roma, 1979. P. 9–41. 419 . Idem. Introduzione//Sant’ Ambrogio. Opere dogmatiche I. La Fede. Milano-Roma, 1984. P. 9–48. 420 . Savon H. Saint Ambroise devant l’exegese de Philon le Juif. Paris, 1977. Vol. 1–2. 421 . Schermann Th. Die griechischen Quellen des hl. Ambrosius in II, III de Spiritu Sancto. Munchen, 1902. 422 . Simonetti M. La politica antiariana di Ambrogio//Ambrosius Episcopus. Milano, 1976. P. 483–539. 423 . Szabo F. Le Christ Createur chez saint Ambroise. Roma, 1968. 424 . Taormina L. Sant’ Ambrogio e Plotino//Miscellanea di studi di letteratura cristiana antica 4 (1953). P. 41–85. 425 . Williams D. H. Ambrose of Milan and the End of the Nicene-Arian Conflicts. Oxford, 1995. Иероним 426 . Фокин А. Р. Иероним Стридонский //Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXI. С. 336–370. 427 . Он же. 2010. См. выше, 157. 428 . A Monument to St. Jerome. Essays on some aspects of his life, works and influence/Ed. F. X. Murphy. N. Y., 1952.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Писания святого Исидора Пелусиота Евагрий пишет об Исидоре Пелусиоте , что он много писал весьма полезного 364 . Но из писаний Исидора до нас дошли только его письма, которых в полном собрании его сочинений считается 2012 365 . Такое же число писем Исидора упоминают и современный ему писатель Приней Тирский 366 , и писатель VI века Факунд Епископ Гермианский (в Африке) 367 . Свида пишет, что Исидор пресвитер Пелусиот, муж знаменитый, философ и ритор, написал 3000 писем, в которых объяснял Священное Писание, и некоторые другие сочинения 368 . Никифор Каллист пишет, что Исидор написал много исполненного всякой пользы, особенно письма, полные всякой благодати, числом 10000, в которых объясняет Священное Писание и делает всем назидательное наставление 369 . Сам Исидор упоминает о книге своей против Еллинов. Когда комит Гермин спрашивал его: почему бывает, что люди нечестивые и порочные бывают счастливы, а благочестивые подвергаются великим бедствиям? – Исидор отвечает, что этот вопрос он разрешил в слове, написанном против Еллинов 370 . В той же книге, как видно из письма к Гарпократу Софисту, он писал о прорицалищах языческих 371 . Итак, видно, что он написал книгу против язычников. В письме к Гермину комиту он ещё упоминает о книге своей против судьбы. «Поскольку ты написал, – пишет Исидор, – что я недавно составил книжку о судьбе, которая от некоторых превозносится похвалами, и просишь прислать её, то я посылаю тебе» 372 . Из сих слов видно, что это сочинение прежде было неизвестно Гермину, между тем о сочинении против язычников он говорит, как об известном. Между письмами Исидора Пелусиота к Гермину есть одно, в котором он опровергает бытие судьбы 373 . Принимая во внимание, что письмо свое к Евлогию он называет ( λογδιον) 374 , так же как он называет и сочинение свое о судьбе, можем думать, что это и есть сочинение Исидора, которое просил у него Гермин 375 . Нет достаточных оснований сомневаться в подлинности писем Св. Исидора. Правда, в большей части их нет определенного указания на время их написания, на отношение их к веку Исидора, многие письма по содержанию своему сходны с мыслями других Отцов и потому представляются как бы извлечениями из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

360. Устремляй непрестанно помышления твои к Богу, и Он сохранит тебя. Не возлагай никакой надежды на преходящий мир, чтоб она не погубила тебя: уходя с земли, оставишь все принадлежащее миру, сделанное же ради Бога будет сопутствовать тебе и помогать во время нужды [ 40 ]. Изречение 361–400 361. Возненавидь мирские беседы, чтоб сердце твое соделалось способным узреть Бога [ 1 ]. 362. Люби молиться часто, чтоб просветилось сердце твое [ 2 ]. 363. Не люби лености, и страх Божий вселится в тебя [ 3 ]. 364. Будь благосклонен и милостив к неимущим, чтоб не постыдиться пред святыми, когда они за милость будут вступать в вечное блаженство [ 4 ]. 365. Возненавидь вожделение яств, чтоб Амалик, т.е. " блудная страсть " не возбранил тебе входа в Землю Обетованную [ 5 ]. 366. Не люби употреблять вино до опьянения, чтоб не лишиться веселья Божественного [ 6 ]. 367. Памятуй о царстве небесном, и будет мало помалу привлекать тебя к нему это памятование [ 7 ]. 368. Вспоминай о геенне, и возненавидь дела, влекущие в нее [ 8 ]. 369. Ежедневно утром, восстав от сна, приведи себе на память, что ты должен дать отчет Богу во всяком деле твоем, и не согрешишь пред Ним: страх Его вселится в тебя [ 9 ]. 370. Приготовляйся предстать Ему, и будешь творить волю Его. 371. Во всякой погрешности твоей приноси покаяние, и не подвергнешься недоумению в час смерти [ 10 ]. 372. Не надейся на себя: все благое, совершающееся в тебе, есть следствие милости и силы Божией. Не превозносись верою твоею; но пребывай в страхе до последнего издыхания. Не высокомудрствуй о жительстве твоем, признавая его достойным одобрения: потому что враги твои стоят еще пред лицом твоим. Не возуповай на себя, доколе странствуешь в земной жизни, доколе ты не миновал темных властей воздушных [ 11 ]. 373. Трезвись против духа, наводящего печаль на человека: он распростирает многие сети, чтоб уловить тебя и ввергнуть в расслабление. Печаль по Богу приносит радость и утверждает человека в воле Божией: напротив того враг ищет, чтоб ты оставил подвиг воздержания и предался отчаянию. Знай, что демонский помысл тот, который скажет: " куда убежишь? покаяния не имеешь, прощения не получишь " [ 12 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В писаниях основоположников теософии содержится ещё ряд вздорных утверждений о земной жизни Господа Иисуса Христа: о мнимом путешествии Его в Индию и Гималаи, о том, что Он был вместе буддистом и ессеем и т.д. Эти утверждения критически разобраны в частности в работах: Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). Том 2. М.: Издательство «Отчий дом», 1997. С 243–250. Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. http://pologet.orthodox.ru/ 344 Блаватская Е.П. Ключ к теософии./Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 76–77. 348 Jackson C. Vedanta for the West. The Ramakrishna Movenment in the United States. Bloomington & Indianapolis, Indiana: Indiana University Press, 1994. P. 5. 349 Macnicol N. The making of modern India. London: Humphrey Milford, Oxford University Press, 1924. P. 44. 351 Безант А. Строение космоса./Безант А. Эзотерическое христианство. Сборник. М.: Эксмо, 2001. С. 304–312. 352 Besant A. Lecture, delivered in November 1914 in Presidency College, Madras; цитирую по: Sarma D.S. Hinduism through the Ages. Bombey: Bharatiya vidya Bhavan, 1956. P. 120. 353 Besant A. Hindu Ideals, for the use of Hindu Students in the Schools of India. London & Benares: Theosophical Publishing Society. 1904. P. 165–166. 354 Besant A. 1875–1891. A Fragment of Autobiography – Annie Besant’s Farewell to Secularism./Supplement to The Theosophist (Madras). Volume XIII, October 1891. P. XI. 364 Leadbeater C.W. The science of the sacraments. Los Angeles, California: Saint Alban Press, 1920. P. 286. 366 Олькотт Г.С. Практическая теософия./Олькотт Г.С. Практическая теософия. Сборник. М.: Сфера, 2002. С. 22–23. 369 Ледбитер Ч. Что разумеется под новой Под-Расой./Вестник теософии (Петроград). 1917, 1–2. С. 39–50. Ледбитер Ч. Новая Под-Раса./Вестник теософии (Петроград). 1917, 10–12. С. 47. 370 Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 2. М.: Эксмо, Харьков: Фолио, 2010. С. 515. В противоречие этому Ч. Ледбитер утверждает, что шестая раса появится через 700 лет (Ледбитер Ч. Внутренняя жизнь: Учение Махатм об иной реальности. М.: РИПОЛ, 2005. С. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

е. Божеству 363 , почему и весь космос Платон иногда прямо называет Богом 364 , или же, точнее, чувственным Богом, образом Бога мыслимого 365 . Создав космос по образцу мира вечных и совершенных идей 366 , Бог, по Платону, сообщил ему все то, что могло его, по возможности, приблизить к этому образцу. С этой, между прочим, целью Бог, по взгляду Платона, создал время и показатели времени солнце, луну и звезды, – время, которое является как бы «подвижным образом вечности 367 . В устройстве отдельных частей космоса Платон также старается отметить те именно стороны космоса, которые свидетельствуют о высоком его совершенстве и уподобляют его первообразу – миру идей, или конечному «единому». Прежде всего, число главных частей, или видов бытия («животных»), по Платону, в космосе заключается такое же, как и в его первообразе именно четыре: 1) небесный род богов (планеты), 2) пернатый и летающий в воздухе, 3) водяной и 4) живущий на земле. В распределении этих четырех главных элементов космоса и в устройстве каждого из них порознь, в особенности в характере их движения, – Платон видит также образец совершенства и возможное приближение к их первообразу – идеям 368 . Наконец, чтобы космос уже вполне был совершен 369 , – был создан человек, причем в природе его души, тождественной по своей субстанции с мировой душою 370 , a, следовательно, и с Божеством, Платон усматривает также высокое совершенство, хотя в меньшей степени, чем в душе мировой 371 . В устройстве человеческого тела Платон также видит высокое совершенство и проявление Божеской премудрости. Хотя в создании человеческого тела участвовал не высочайший Бог, a низшие, сотворенные Им божества (планеты), однако, по Платону, они, уразумев предначертанный их Отцом порядок, при создании тела человека следовали примеру своего Отца 372 , откуда следует, что и их творение также должно было оказаться совершенным. В частности, заключенная в человеческом теле душа, по Платону, как и душа космоса в его целом, подчинена тому же совершенному движению, результатом которого является познание истинно сущего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

362 Oxnard, C.E., The place of the australopithecines in human evolution: grounds for doubt? Nature 258:389– 395, 1975 г. 363 Duarte, C. и др., The early Upper Paleolithic human skeleton from the Abrigo do Lagar Velho (Portugal) and modern human emergence in the Iberian Peninsula, Proceedings of the National Academy of Sciences, USA 96(13):7604–7609, 1999 г 364 Trinkaus, E. и др., An early modern human from Pestera cu Oase, Romania, The Proceedings of the National Academy of Sciences, USA 100:11231–11236, 2003 г 365 Green, R.E. и др., A draft sequence of the Neandertal genome, Science 328:710–722, 2010 г.; Than, K., Neanderthals, humans interbred – first solid DNA evidence, National Geographic Daily News, 6 мая 2010 г.; news.nationalgeographic.com 366 Carter, R.W., Neandertal genome like ours (There may be Neandertals at your next family reunion!), 1 июня 2010 г., creation.com/neandergenes. 370 Sibley, A., A fresh look at Nebraska Man, J. Creation 22(2):108–113, 2008 г.; creation.com/nebraska2. 373 Iten, O., Die Tasaday: Ein Philippinischer Steinzeitschwindel, Neue Zurcher Zeitung, Цюрих, стр. 77–89, 12 апреля 1986 г. 374 Например, см. Harding, L., History of modern man unravels as German scholar is exposed as fraud, The Guardian, 18 февраля 2005 г.; guardian.co.uk 375 31. Bergman, J., Why the epidemic of fraud exists in science today, J. Creation 18(3):104–109; creation.com/science-fraud-epidemic-russian. 377 Wieland, C., Ardipithecus again: a recycled ape-man, 5 октября 2009 г., creation.com/ardipithecus-again. 378 31. Gradstein, F.M. и др., Chronostratigraphy: linking time and rock; в Gradstein, F.M., Ogg, J.G. и Smith, A.G. (ред.), A Geologic Time Scale 2004, Cambridge University Press, стр. 20, 2004 г. 379 Reading, H.G. и Levell, B.K., Controls of the sedimentary rock record; в Reading, H.G. (ред.), Sedimentary Environments: Processes, Facies and Stratigraphy, Blackwell Science, стр. 18, 2002 г. Читать далее Источник: Ахиллесовы пяты эволюции: 9 ученых Ph.D. рассказывают о фатальных недостатках теории эволюции - в тех областях, которые считаются ее сильнейшими сторонами/Пред. д-ра Карда Виланда ; Под ред. Роберта Картера ; Пер. Алексея Калько. - Изд. САМ, 2014. - 288 с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ahi...

л. 359 об. О речи: Господи прибежище был еси нам. Нач. Господине и брате Григорие спасет тя Господь о всем твоем еже ко мне жаловании и любви духовней. Заглавие надписано другою рукою, судя по списку Царского, позднее 1705 года. л. 360. Господину и брату моему возлюбленному Георгию, онсица инок, радоватися о Господе. Нач. Молю тя Бога ради, не мни оно о мее, яко за леность или презорство которое или негодование, надлго несмь к тебе писал. (лист 361 порожний) л. 362. Послание к Силивестру попу. Нач. Честнейшему во иереох Вышняго, и всякими цветы добродетелными преукрашенному, и во искустве и разуме богодухновенных писаний изящному разсудителю, господину Силивестру и благодетелю моему, неключимый чернец онсице, смея не смея много челом бью до земли. л. 362 об. Послание к Григорию Диакону. Нач. Господине мой брате о Господе, Григорие, Христов диаконе. Аще познаеши свое погрешение и исправишися, не подиви Христа ради о моем безумии. л. 364. Послание к святейшему Макарию, митрополиту всеа Русии. Нач. Небо в день убо украшает солнечный свет пресветлый, в нощи же полон сый нощный свещник и раличная благодать безчисленых звезд. (лист 368 и 369 порожние), л. 370. Послание к некоему мужу поучително на обеты некоего латынина мудреца. Нач. Честнейший брате о Господе кир Георгие, по обычному челобитие. Молю тя, не добре внимай предсловию книги сея (т. е. Луцидария). – Учитель и ученик беседуют, сиа книга именуема Луцидариюс, сиречь Просветитель; такоже сея книги разум именуется Ауареагемма (aurea gemma), сиречь Златый Бисер. (листы 375–378 порожние). л. 379. Сказание о недоуменных неких речений в книге св. Григориа Богослова , слова 9, потом 10. Нач. Агамемнону царю еллинскому воюющу на многи лета в Трое, царица же его Клитемнистра отчаявши его возвращениа. (листы 382–384 порожние). л. 385. Повесть страшна и достопамятна и (о) совершенном иноческом жителстве. Нач. Повесть некую страшную начиная писанию предати, молю прочитающих списание сие не мнети им мене чрез естественнаа лжущаго.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Наконец, мы имеем формулы определения понятия истинного чуда, ограничивающиеся только определением одного онтологически-динамического элемента и почти не указывающие на причину чуда; самое же чудо трактуется в них как явление, нарушающее законы природы. Таковы формулы: Квенштедта 352 , Спинозы 353 , французского автора Литтре 354 ; немецких – Реймаруса 355 , Штрауса 356 , Апельта 357 , Лиско 358 , Шлейермахера 359 , Штейнмейера 360 , Цольмана 361 ; английских – Юма 362 , Бокля 363 ... Понятие о чуде как явлении, нарушающем законы природы, вполне естественно для пантеистического мировоззрения Спинозы и Штрауса, ибо, по этому мировоззрению, чудо является абсолютно невозможным. Подобное же понимание чуда может явиться и у тех богословов, которые составляют о нем понятие, руководствуясь не точными словами Божественного Откровения, а своим собственным мировоззрением. Они смотрят на природу не так, как то вытекает из слов свв.пророков и апостолов, а как она представляется естественнонаучному воззрению 364 . Но это воззрение необходимо иметь в виду только для научных работ, в данной же области оно совершенно непригодно для религиозного сознания человека. Лишь на основе Св.Писания получается понятие чуда, свободное от всего того, что ему неправильно приписывают, как, например, нарушение в нем законов природы 365 . Определять чудо как явление, нарушающее законы природы 366 , несправедливо и потому, что силы природы, действующие по известным законам, суть однообразные проявления свободной, всемогущей воли Бога, а чудо есть лишь особое ее проявление. В мире все от Бога, все содержится Им. «Отец Мой доселе делает, и Я делаю " 367 , – сказал Христос Спаситель и тем показал, что существование мира, с этой точки зрения, есть как бы ежесекундное творение Бога 368 . Поэтому справедливо говорит блаженный Августин 369 , что воля Творца есть внутренняя природа всякой сотворенной вещи. «Но Бог, Творец и Строитель всех природ, – продолжает он, – ничего противного природе не делает, ибо всякой вещи свойственно то, что делает Распорядитель всякой меры, числа и порядка». Следовательно, порядок и гармония всегда существовали, существуют и будут существовать в мире, и никакого нарушения законов природы, точнее – сил природы 370 , через чудо не может произойти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Но такая душевная благоустроенность бывает тогда, когда разум, управляющий человеком, сам управляется Богом 361 . В противном случае, он теряет своё царственное достоинство и делается рабом страстей. Это и произошло по падении: человек сверг с себя управление Божественное, не захотел признавать, его, и за то он подчинился худшему владыке – похоти, которая, «сбросив узду и возобладав домом, рождает первое вожделение», т. е. неразумное стремление к тому, что нравится 362 , сводит с прямого пути мысль, лишённую воспитания Логоса, и доводит человека до разнузданности 363 . И если свобода человека состоит в самообладании, во властвовании разума над похотями и вожделениями и независимости от них 364 , то чрез преслушание человек лишился этой свободы. «Первый человек, – говорится в Coh. XI, 86 365 , – играл в раю, свободный от каких бы то ни было уз (λελυμνος), так как он был дитя Божие. Когда же он подпал похоти (δον), – под змеёй аллегорически представлена похоть, ползущая на чреве, земной порок, питаемый на сожжение, – то был увлечён вожделениями. Дитя оказалось мужем по непослушанию и, преслушав отца, нанесло бесчестие Богу. Какую силу имеет похоть! Человек, благодаря невинности, бывший свободным от всяких уз, оказался связанным грехами». Но так как воля стоит во главе психической жизни, то лишение её свободы обнаружило свои следствия не только в нравственной, но и в умственной области. Наши мысли с тех пор находятся в заблуждении, как мы в лице своих прародителей растлили их любострастием 366 . Невежество (γνοια, μαϑα) и бессилие (σϑνεια) в их постепенном развитии – вот что сделалось уделом потомков Адама 367 , особенно тех из них, которые лишены были непосредственного Откровения. Яркими красками Климент изображает в Cohort. безбожие и нравственное развращение языческого мира. «Двойное безбожие, т. е. незнание истинного Бога и признание за богов предметов несуществующих» 368 производило нравственное развращение 369 , нравственное развращение вело в свою очередь к безбожию 370 ; но что всего печальнее, – то и другое обратилось в обычай (ανϑεια) 371 , вошло в плоть и кровь язычника, так, что потребно большое мужество и самообладание, чтобы оставить этот обычай 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

С сер. IV в. стремительно развивался процесс «втягивания» придунайских Г. в империю. Их предводитель Атанарих оказал помощь Прокопию (365– 366) во время его выступления против имп. Валента (364–378). Отряд Г. был сформирован из воиновразличных территориальных округов Готии. В 366 г. выступление Прокопия было подавлено, Г. захватили в плен и на рынках городов Фракии продали в рабство ( Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 5. 1; Eunapius. Fragmenta. 37; Zosim.Hist. IV 7. 10). С целью наказания Г. имп. Валент в 367– 369 гг. дважды переходил через Истр и углублялся на их территорию. Этим карательным экспедициям предшествовало тщательное укрепление линии границы напротив Готии (CTh. XV 1, 13; Zosim. Hist. IV 10). Во время первого похода (367) часть Г. попала в плен. Другим удалось отступить и укрыться от римлян ( Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 5. 2, 3, 4; Zosim. Hist. IV 11). В 369 г. имп. Валент снова переправился в Готию, но рим. войска столкнулись с воинственным гот. племенем грейтунгов. Решающего успеха Валент, вероятно, не добился. В результате переговоров между рим. императором и «судьей» придунайских Г. Атанарихом был заключен мир. По условиям договора Истр стал границей между империей и Г., к-рые теперь не были федератами, римляне отказали им в поставках продовольствия и резко ограничили торговлю. Заниматься торговлей Г. разрешалось в городах Константиане Дафне и Новиодуне (совр. Исакча, Румыния) ( Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 5. 6; 7, 8; Zosim. Hist. IV 11; Themistius. Orationes. X 135). Ок. 370 г. в Готии развернулась борьба за власть между Атанарихом и Фритигерном ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 27; Sozom. Hist. eccl. IV 30; Theodoret. Hist. eccl. IV 33). Римляне оказали поддержку Фритигерну, принявшему христианство. В 375 г. теснимые гуннами придунайские Г. разделились. Разногласия касались вопроса переселения в Римскую империю. Сторонники Фритигерна видели спасение Г. в союзе с империей. Они надеялись укрыться от гуннов не только за рим. лимесом, но и за его могуществом и авторитетом ( Orosius. Hist. adv. pag. VII 32). Сподвижники Атанариха видели перспективу спасения соплеменников в открытом военном противостоянии гуннам. После безуспешного сопротивления гуннам Атанарих оставил «страну готов» и без особых трудностей завоевал обл. Кавкаланд, локализация к-рой до сих пор остается спорной ( Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 4. 12, 13). Переселение придунайских Г. в империю

http://pravenc.ru/text/531505.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010