Немало также огорчений Исааку и Ревекке доставил Исав и своей враждой к брату своему Иакову, – за то, что последний предвосхитил у него благословение первородного. Когда Исаак состарился, то пожелал, перед смертью , благословить сыновей своих. Премудрому Промыслу угодно было, чтобы благословение первородного в данном случае получил не Исав, а Иаков. Орудием этого промысла явилась Ревекка 361 . «Премудрый и благопромыслительный Господь чрез Ревекку готовит исполнение собственного предречения» 362 . «Предварительно узнала она от Бога всяческих, что «больший поработает меньшему». Поверив же сему предречению, привела она в действие все средства, чтобы Иакову получить отцово благословение» 363 . «Так как Бог действовал в этих событиях, то и совершилось всё успешно» 364 . «Иаков, поступив во всём по совету Ревекки, успел получить благословение от отца и совершил сию похвальную татьбу, за что и содействие от Бога приобрёл, и старания его достигли успеха» 365 : он стал первородным по благословению. А «первородством прообразуется многое; в нём бесчисленные тайны. В нём изобразилось крещение, в нём запечатлелась вера, в нём назнаменованы целомудрие и преславное девство» 366 . – «Что же, скажет кто-нибудь, неужели и Бог содействовал такой лжи (т.е. поступку Иакова и Ревекки)? Не просто испытывай, возлюбленный, случившееся, а узнай цель, так как это делалось не ради житейской какой выгоды...... Итак, мы в этих случаях смотрим не на самые события, а на цель событий и на намерение тех, кто совершал такие дела» 367 . – «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его, и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отцу моему; и я убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала и призвала младшего сына своего, Иакова, и сказала ему: вот Исав, брат твой, грозит убить тебя. И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги (в Месопотамию) к Лавану, брату моему, в Харран; и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего» 368 . «Заметь благоразумие матери, – как она, движимая собственным чувством, а лучше сказать, служа и в настоящем случае исполнению предопределения Божия, советует сыну то же, что и Христос внушал Своим ученикам, когда советовал им не подвергать себя напрасно опасности, но удалением укрощать раздражение страстей человеческих» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Нищета же, отречение от самых близких своих и от жизни, наоборот, есть обогащение неветшающими сокровищами себя, есть идеальная жизнь истинного, совершенного христианина. Полную противоположность этих двух направлений и, так сказать, принципиальных устремлений жизни Господь, как известно, изобразил наглядно в Нагорной проповеди под видом прохождения широкими и узкими воротами, и заповедал нам: «… входить тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь и немногие находят их» 360 . «… Многие поищут войти, и не возмогут» 361 . Живя верою в спасшего нас крестом Христа, человек и сам должен взять на себя крест свой 362 : без креста нет христианства. С другой стороны, уподобляясь Совершенному Отцу своему, бесконечно доброму и к врагам Его, людям злым и неправедным, христианин и сам должен быть добр, быть искренно и бескорыстно добр ко всем: кто не делает добра, тот не христианин, кто никому не служит – Христа отвергает 363 . Отсюда, коренною заповедью нового закона жизни является любовь. «Заповедь новую даю вам», – сказал Христос (заметим, – не тогда, когда Он позвал и принял их к Себе, а когда уже покидал их, т. е. когда они, неотступно ходившие все это время за Ним, слышали уже все земное учение Его), и эта новая заповедь: «… да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы» 364 . Да, любить друг друга – давно говорилось, без этого, наверно, и не помнило человечество себя, ибо и при патриархах не жило оно без любви: но любить, как Христос возлюбил нас, – никто никогда не говорил, и не скажет нам, такою правдою Его слов, тем более что и Сам Он их сказал тогда, когда возымел на то уже и историческое право так проявившейся любви, – сказал тогда, когда по слову евангелиста именно, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их 365 и в этом настроении создал для них вечерю любви. Так заповедь эта – и предсмертное завещание Его, ибо Он, когда уже прощался со Своими учениками, перед тем, как пойти в путь на принесение жертвы любви, сказал им ее.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Однако, как думают некоторые библеисты, не только. Некоторыми предлагается мистическая интерпретация слов Иисуса Навина. Так, Дус 362 полагает, что Шемеш (солнце) и Йярех (луна) были богами-охранителями Гаваона. Иисус запрещает им участвовать в баталии, поскольку в этом нет необходимости, ведь Сам Господь, Творец и Повелитель небесных светил, сражался за Израиля (10:14). Однако, хотя Шемеш и Йярех и были общеханаанскими божествами, археологических данных о том, что они были покровителями Гаваона, нет. Кроме того, гаваонитяне были союзниками Израиля, и более логичным был бы приказ их богам воевать, а не стоять 363 . Несомненно одно – в книге Иисуса Навина мы имеем дело не с метафорой, а с описанием экстраординарного явления, столь необыкновенного, что для священного автора не остается сомнений в чудесном его характере: И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля (10:14). Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»? (10:13b). Сикре предлагает относить это упоминание о «Книге Праведного» к тому, о чем шла речь выше 364 . Таким образом, пунктуация русского перевода может быть следующей: И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного? (10:13). Что же это за таинственная книга Праведного, rwyh rpc, к которой отсылает священный писатель своего читателя? Во 2Цар 1:18 говорится о книге с таким названием: «И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнию; и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге праведного…» ( 2Цар. 17–18 ). Сикре полагает, что в раннеизраильскую эпоху существовал некий сборник военных героических поэм 365 . Военный эпос был распространенным жанром на Древнем Ближнем Востоке. Небесные светила в таких текстах принимают активное участие в баталиях, «сражаются» на той или другой стороне 366 . Термин rwy, праведник, по мнению некоторых историков еврейского языка вполне может означать «герой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Осмысление искажения человеческого естества святитель Феофан Затворник строит на словах апостола Павла из послания к Евреям: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго ( Евр. 3:12–13 ). Святитель из этого делает заключение, согласное, как можно видеть, с мнениями и других святых отцов: такое изменение «начинается неверием, ослаблением убеждения в истине, омрачением ума» 361 . Человек действительно отходит от Бога, поскольку неверие «наводит некоторую тень на истину, на Бога, закон Его и Божественный порядок – следовательно, и их отдаляет из сознания по мере увеличения сей тени. Так поступил диавол вначале, омрачив лик Божий в уме прародителей» 362 . В другом послании апостола тех, кто в горделивом надеянии на себя противится Господу, апостол Павел называет «людьми, развращенными умом» ( 2Тим. 3:8 ).Святитель Феофан Затворник поясняет, что особый вид развращения ума – «обладание страстьми. Куда влекут страсти, туда и ум плетется, и что они считают дельным, то таковым видит и ум. Страсти же все стоят вне истины; почему отбивают от истины и ум, ими завладенный» 363 . Как писал С. М. Зарин, превратный ум – «худое делание разума» 364 . В послании к Римлянам апостол Павел прямо указывает на то, что человеческое естество при его отпадении от Бога изменяется: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, самохвалы, горды…( Рим. 1:28–30 ). Святитель Феофан Затворник обращает внимание на то, что святой апостол показывает: поскольку люди не старались о богоугождении, не заботились сохранить память о Боге (не заботились иметь Бога в разуме), Он приводит их к неестественному – превратному. «Так как ум их сделался превратным, то все, наконец, пришло в беспорядок и смятение, когда руководитель оказался поврежденным» 365 , – отмечает святитель Иоанн Златоуст . При этом возникающие помыслы, «задерживаясь в нас по причине страстей, низводят ум «в бедствие и пагубу» (см. 1Тим. 6:9 )» 366 . В таком уме, по слову преподобного Исихия Иерусалимского , «наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются» 367 . Собственные помыслы ума вступают в беседу с помыслами чуждыми, предлагаемыми уму злыми силами 368 , дают, по словам преподобного, на их неподобные вопросы такие же и ответы. «Удушаемый» мыслями гордости ум, по словам святых отцов, оказывается неспособным «предстать перед Богом и увенчаться «венцом правды» ( 2Тим. 4:8 )» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Поэтому мы можем сказать, что всё в Церкви как в здании Божием – не один только угол, но все углы и стены этого величественного здания, так же как и главное Основание и остальные основания его есть Христос – единственный Церквозиждитель и Церкведержитель 361 . Ибо Христос не есть нечто чуждое нам в Церкви, ибо по природе Он единороден и единосущен Церкви, и Он даёт Церкви ипостась, существо и жизнь. Он – Божественный Строитель богочеловеческого здания Церкви, Он и Основание Её, и Краеугольный камень, и одновременно, по человеческой природе, родствен камням, которые слагаются в это небо-земное здание 362 . В словах апостола Павла: всё здание, слагаясь стройно ( π σα οκοδομ συναρμολογουμνη , взаимно соединяясь), возрастает в святый храм в Господе ( Еф. 2:21 ) именно выражение συναρμολογουμνη (слагаясь стройно) показывает это родство и согласие по природе и по нраву и жизни между Основанием Христом и сложенными живыми камнями и взаимно между камнями 363 . Поэтому уже в самом именовании Христа – Камень – следует видеть «стройность и единородность» ( συνρτησιν κα μογνειαν) Христа с устрояемыми (надстраиваемыми) (камнями), что есть результат Его воплощения и вочеловечивания 364 . Это же апостол выразит другими словами в Послании к Евреям ( Евр. 2:14 ): А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные (в воплощении). Это Божественное небо-земное здание – Οκοδομ – возрастает в святой храм в Господе, то есть в большой Дом Отчий, в котором Христос как Сын в доме Его; дом же Его – мы ( Евр. 3:6 ) 365 . Другими, златоустовыми, словами сказано, что Церковь «не что иное, как дом, возведённый из наших душ» 366 , из которых каждая душа опять дом, «храм духовный», «храм Божий в Духе», «храм Христоносный», в котором обитает Христос и Отец Его и Дух Утешитель (ср. 1Кор. 3:16–17, 6:19 ; 2Кор. 6:16 ) 367 . В этом смысле апостол Павел пишет: Вы – храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель ( 2Кор. 6:16–18 ) 368 . Как это видно, и здесь мы возвращаемся к Святотроическому измерению тайны Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Псалом 30 В конец. Псалом Давида. При исступлении 356 . На Тебя, Господи, я уповал, да не постыжусь во век: по правде Твоей избавь меня и спаси меня. Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня, будь мне Богом – защитником и домом прибежища, во спасение мне. Ибо Ты держава моя и прибежище мое, и ради имени Твоего наставляй меня и питай меня. Изведи меня из сети сей, которую затаили для меня, ибо Ты, Господь, защитник мой; В руки Твои предаю дух мой 357 . Ты избавил меня, Господи, Боже истины. Ты возненавидел почитающих суетное 358 напрасно, а я на Господа уповал. Возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо Ты призрел на смирение мое, избавил от бедствия душу мою И не оставил меня в руках врагов, поставил на просторе ноги мои. Помилуй меня, Господи, ибо я скорблю, помутились от ярости 359 око мое, душа моя и внутренность моя. Ибо истощилась в болезни жизнь моя и лета мои (прошли) в воздыханиях, изнемогла в бедности сила моя и кости мои потряслись. У всех врагов моих я сделался поношением, а наипаче у соседей моих, и страшным для знакомых моих: видящие меня вон убегали от меня. Я был забыт в сердце (их), как умерший, я стал, как разбитый сосуд. Ибо я слышал хулу от многих, вокруг живущих, когда они собирались вместе на меня, совещались исторгнуть душу мою. Но я на Тебя, Господи, уповал, сказал: Ты – Бог мой! В руках Твоих жребий мой: избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви 360 лице Твое рабу Твоему, спаси меня по милости Твоей. Господи! Да не постыжусь, что я призвал Тебя, да постыдятся нечестивые и да сойдут в ад. Да будут немы уста льстивые, с гордостью и презрением наговаривающие на праведника беззакония. Сколь велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя, приготовил для надеющихся на Тебя пред сынами человеческими! Ты укроешь их под кровом лица Твоего от мятежа людского, укроешь их в скинии 361 от возмутительной речи 362 . Благословен Господь, что дивно явил милость Свою (как бы) в укрепленном городе 363 . А я сказал в исступлении 364 моим: я отвержен от очей Твоих. Посему 365 услышал Ты голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Различные формы солнечных часов в древности изображены у Philippson " a, D. Israelitische Bibel II, s. 679). Чудесное возвращение солнечной тени до солнечного зенита было самым выразительным символом того, что неблизок еще для Езекии вечер жизни с его тенью ( Пс.101:12 ; Еккл.12:2 ; Иер.6:4 ). О делении дня на часы здесь не могло быть речи, так как оно явилось у евреев лишь после. 4Цар.20:12 .  В то время послал Беродах Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, письма и подарок Езекии, ибо он слышал, что Езекия был болен. 4Цар.20:13 .  Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем. Рассказ о посольстве к Езекии вавилонского царя по всем трем параллельным повествованиям (4 книга Царств , Книга Пророка Исаии , 2 книга Паралипоменон) имеет непосредственную связь с болезнью Езекии, его чудесным выздоровлением и астрономическим чудом, имевшим место при этом. Конечно, эти цели – поздравление Езекии с выздоровлением ( Ис.39:1 ) и осведомление об астрономическом чуде ( 2Пар.32:31 ) служили лишь благовидным прикрытием истинной цели посольства – желания вавилонского царя вовлечь Иудею в коалицию с Вавилонией и другими государствами против Ассирии. Написание имени вавилонского царя в 4 книге Царств – «Беродах» (евр. Бродах), вероятно, произошло вследствие смешения евр. букв мем и бет: в ( Ис.39 ) это имя читается Меродах, так стоит в разночтениях к ( 4Цар.20:12 ) (кодексы 93, 115, 145, 154, 172, 174, 240, 418, 476, 531 у Кенникота, 701 у Росси). Имени Беродах нельзя объяснить ни этимологически, ни исторически. Между тем Меродах или Мардук был известным богом древних вавилонян ( Иер.50:2 , согласно LXX – 27:2), особенно почитавшийся Навуходоносором (О Меродахе см. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 362–364), но, конечно, и другими царями. В Библии встречаются имена двух царей вавилонских с именем Меродаха в составе этих имен: 1) Меродах-Валодан ( Ис.39:1 ) – по надписям Mardukhabal-Iddina («Меродах дал сына») и 2) Евильмеродах в надписях Avil Marduk («человек Меродаха»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Расставшись с мыслью самому выстроить храм, Давид, с величайшим усердием, принялся за приготовления, которые должны были облегчить его преемнику это великое дело. «Соломон, мой сын, – говорил он -, молод и малосилен, а дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен на славу и украшение перед всеми землями. И так буду я заготовлять для него» 359 . Богатые добычи многочисленных войн доставили громадный запас металлов: количество железа и меди не исчислено по причине громадности и сравнительной незначительности цены, серебра же показано миллион талантов, а золота – сто тысяч 360 . К этому запасу, образовавшемуся в сокровищнице скинии, Давид присоединил богатый вклад из собственных средств – три тысячи талантов наилучшего качества золота 361 и семь тысяч талантов чистого серебра. Кроме того, Давид сделал воззвание ко всем именитым и богатым евреям, которые и пожертвовали пять тысяч талантов с лишком золота, десять тысяч талантов серебра, восемнадцать тысяч – меди и сто тысяч – железа. Жертвовали также и драгоценные камни. Заботы Давида не ограничились этим, он, можно сказать, приступил к самому построению, не возводя лишь самого здания храма: он собрал всех инородцев, живших в царстве и сведущих в каменном мастерстве и поручил им обделку камней для будущего здания, а финикияне в огромном количестве доставляли кедровые деревья 362 . Лишенный возможности видеть самый храм, Давид мысленно представлял себе его образ, потому что он составил «чертеж всего, что было у него на душе, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега; дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных, и священнических и левитских отделений и всякого служебного дела в доме Господнем, и всех служебных сосудов дома Господня, золотых вещей с означением веса для всякого из служебных сосудов...», и проч. 363 Этот чертеж он вручил Соломону с завещанием выполнить все, что в нем обозначено. Таким образом, создание храма было делом не одного Соломона. Впрочем, если честь самого построения храма, требовавшего, без сомнения, громадного ума, знаний и настойчивости, принадлежит именно Соломону, зато устройство богослужения в будущем храме – его порядок, правильность, торжественность и величие – принадлежит всецело Давиду. Он сообщил строгую организацию всему составу многочисленных священнодействующих лиц и храмовых служителей 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Собственно, тоже ‘пустое’, ‘бессодержательное’, ‘тщетное’. 362 Это обычные положения стоической онтологии. 363 Это также положение стоической онтологии, в которой все сущее телесно, и лишь не–сущее бестелесно. 364 Греч. «происхождение», «проистечение», «выступление». 365 Близко к греческому προφορικος. 366 То есть сущность (субстанция). 367 Это одни из самых употребительных у святых Отцов тварных аналогий Святой Троицы (наряду с антропологической аналогией). Примечательно, что образ солнца и луча (сияния) часто использует святитель Афанасий Великий, не опасаясь исказить догматическую истину. См. его Слово на ариан, I, 14; II, 33; III, 15.  — Святитель Афанасий Великий. Указ. соч. Т. II. С. 195:305–301:388–389. 368 Возможный вариант перевода: «поскольку Один отличается от Другого образом Своего бытия». Еще один вариант перевода: «поскольку Один от Другого отличается мерою» (см. ниже противопоставление: ‘часть’ — ‘целое’). 369 Другой вариант перевода: «Он боялся одного — солгать, [Он боялся также] Самого Себя как Творца истины и Самой Истины». Еще один вариант: «Он боялся одного — солгать, что Сам Он одновременно есть Виновник Истины (то есть Отец) и Сама Его Истина (то есть Сын)». 370 Данное место у Тертуллиана не совпадает с LXX, но ближе к масоретскому тексту. В Синод. пер.: «Вот отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». 371 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «Мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концев земли». 372 Данное место у Тертуллиана не совпадает ни с LXX, ни с масоретским текстом. В Синод. пер.: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим». 373 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего». 374

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Стало быть, если ученик является духовным чадом учителя, то ищущий отца в любом случае должен искать того, кто родился духовно, кто на самом деле знает Бога и Отца своего, дабы он и его родил духовно и воочию явил сыном Божиим. Если он взыскует такового [учителя] и в таком отце имеет нужду (ибо говорится 353 : «У хороших учителей хорошие учения, а у дурных семян – дурные всходы» 354 ), а на житейском пути находятся вместе и хорошие отцы и учители, на которых указало Слово 355 , и с ними те, которые еще не родились и не познали сами себя и тем более Бога, но попросту лишь себя дерзко выставили отцами и учителями других, прилагая всяческое тщание привлечь к себе всяческими способами и ухищрениями недавно отрекшегося [от мира] и ищущего, как сказано, духовного отца, а если заметят, что он хвалит кого-то из истинно духовных, то сразу же хулят того [подвижника], несчастные, дабы помешать доверию и устремлению собирающегося уйти к нему и соблазнить душу брата, – если таковой соблазнится, повернет вспять, перебежит к оным соблазнителям и лишится пользы, которую, возможно, должен был получить от одного из святых мужей, то кто понесет наказание за это и за всех тех, кто был таким образом лишен пользы от духовных отцов и учителей и соблазнен словами оных [лжеучителей]? Не те ли, кто ввел их в заблуждение и приписал себе отцовство над ними, отвлекая их от благих учителей и не позволяя, чтобы они направлялись теми и вошли в Царствие небесного света? Истинно, от рук их кровь их взыщется, глаголет Господь 356 , так как, одержимые тщеславием и гордыней и полагающие себя «чем-нибудь, будучи ничем» 357 , сами поставляют себя во отцы и учители и становятся саморукоположенными апостолами, не получая, как те, благодати Святого Духа, не просветившись «светом ведения» 358 и не узрев проповедуемого [ими] Бога, чтобы Он открылся им по Своему неложному обетованию, ибо обещал Бог Слово всем верующим в Него, так говоря: «Если кто любит Меня, сохранит заповеди Мои. И Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» 359 , и снова: «Я и Отец придем и обитель у него сотворим» 360 , и опять: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную 361 и на суд не придет, но перешел от смерти в жизнь 362 " , и еще: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем» 363 , а также: «Жаждущий да придет ко Мне и пьет 364 , ибо кто пьет от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать никогда, но она сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» 365 , и снова: «Кто верует в Меня, реки воды живой потекут из чрева его» 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010