В этой связи легко понять, почему данная форма еще долгое время доминировала в Римской империи, всякий раз рождая очередную партию императоров-«дублеров». Не был ей чужд и сам родоначальник православной Римской империи святой Константин Равноапостольный (306–337), лишь волей обстоятельств оставшийся единоличным правителем после взаимоусобной борьбы и победы над своими соперниками и соправителями Макценцием (305–312), Лицинием (308–325) и Максимином Дазой (305–313). Согласимся, все это кажется весьма необычным с точки зрения правовой науки. Мы привыкли к тому, что источник власти не может порождать собственное тождество, но лишь производные от себя фигуры. Однако уже ранняя Византия (или поздняя Римская империя) демонстрирует нам именно такие картины: один император признает другое лицо равным себе и наделяет полномочиями, какими владеет сам, и они правят совместно. С 330 года, то есть времени основания Константинополя, Римская империя обрела два центра политической власти, две столицы. Что, однако, никак не повлияло на основополагающий принцип единоличной власти – ее «многоцарствие». Императоры Константин II (337–340), Констант I (337–350) и Констанций (337–361), хотя и нарушив диоклетиановский «закон тетрархии», после смерти своего святого отца стали равноценными царями Римской державы. В последующем перипетии политики (гибель обоих братьев) вновь обусловили единоличное правление императора Констанция. Но уже в 351 году царь присвоил титул цезаря своему двоюродному брату Галлу, отдав тому в управление Антиохию. А после смерти последнего в 354 году (Галл пытался захватить власть и был казнен) назначил цезарем другого двоюродного брата, будущего Римского царя Юлиана Отступника (361–363), объявив того правителем западных провинций . Едва ли можно предположить, что Констанций пытался обеспечить преемственность власти, наделяя родственников полномочиями цезарей. Сохранились очевидные свидетельства тому, что, не доверяя младшему двоюродному брату, Констанций едва не казнил его. Но и он был не в состоянии одновременно вести войну на два фронта: против персов на Востоке и германцев на Западе. А потому император направил в западные провинции правителя, почти равного себе по статусу.

http://pravoslavie.ru/60482.html

Сын Константина Констанций (337–361) издал ряд указов, запрещавших язычникам кровавые жертвы и ночные жертвоприношения под угрозой смертной казни 333) . Несмотря на всю их видимую строгость, эти приказания по большей части оставались на бумаге из-за упорного языческого противостояния во всех слоях общества. Во время своего кратковременного правления император Юлиан (361–363) сделал неудачную попытку возродить язычество, за что в последующей истории был прозван “Отступником”. Хотя Юлиан не объявлял открытых гонений, он тем не менее перестал назначать христиан на государственные должности, потворствовал еретикам и преследовал православное духовенство. Последующие императоры, вплоть до Феодосия I (379–395), занимались больше преследованием неугодных им церковных партий, нежели притеснением язычников. Феодосий I объявил себя поборником православной антиарианской партии внутри христианства, учинил гонения на еретиков, запретил открытое публичное обсуждение религиозных вопросов и взялся всерьез за подавление язычества. В 392 году он издал указ, запрещавший жертвоприношения, гадание, предсказание судьбы, а также использование частных домов в культовых целях 334) . Как и при Констанции, в Риме не было недостатка в высокопоставленных язычниках, поэтому пассивное сопротивление этому распоряжению императора было ощутимым. Следующей вехой в истории отношений христианства и язычества является ряд указов, вышедших при Феодосии II (408–450), в которых предписывалось закрытие всех языческих храмов и были отменены все формы языческого культа под угрозой смертной казни 335) . Обнародование этих указов в 435 году можно считать символической датой рождения христианства как доминирующей государственной религии в разваливающейся империи. Отныне принуждение стало такой же обычной формой обращения язычников, как и убеждение. Учитывая многоплановость политических перемен, победа христианства над язычеством была вызвана многими условиями. Изменение общества вело к изменениям в церковной жизни. В объяснении этих перемен следует избегать двух крайностей. Одна крайность заключается в том, чтобы видеть в событиях IV в. одно лишь “человеческое, слишком человеческое” и представлять победу церкви над язычеством в виде печальной литании о человеческих ошибках, интригах, подлости, лицемерии, лжи, подсиживании, склоках, насилии, служении маммоне и погоне за социальным престижем. Именно в этом свете события эпохи после Константина представлялись историку V в. Сократу 336) .

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Обратись от суеты и самообольщения, обратись к истине! Обратись от греха и мира к Богу! Обратись от временного к вечному! Отвергни все пустные занятия и наслаждения, приступи к слову Божию, держись этого спасительного, животворящего слова; Оно просветит тебя и будет руководствовать к вечному блаженству (Тихон Воронежский). VI, 361. Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом: будь посреди этого мира, как странник и пришлец (Тихон Воронежский). VI, 361–362. Отрекшиеся от мира хотя и азбуки не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые все писание знают, но ищут в мире сем прославиться... (Тихон Воронежский). VI, 362–363. [Примечание святителя Игнатия:] По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. VI, 548. [Примечание святителя Игнатия:] В этих сказаниях изображено древнее монашество как бы на картине. Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностью как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которым отличается эта живопись, – положение древнего монашества, будучи отдалено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание отделенное от взоров густым туманом. От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время, сказал один из них, те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В то время, когда Григорий занимался умиротворением и благоустроением внутренних дел паствы отца и своей, над горизонтом Церкви Христовой скоплялись чёрные зловещие тучи. 13-го ноября 361 года умер покровитель арианства Констанций, процарствовавши 25 лет. На императорский престол вступил его племянник Юлиан, сын Юлия Констанция, родного брата Константина Великого , от второй жены его Василины, христианки. Спасшийся в христианском храме от смерти во время избиения членов дома после смерти Константина Великого , воспитанный в христианстве, крещённый и даже посвящённый в чтеца, Юлиан перенёс на религию понятную ненависть к убийце его семьи. Рано он стал почитателем язычества, восстановление которого в реформированном виде казалось ему его жизненным призванием. Воспитанный худыми представителями христианства, сначала в одном Каппадокийском замке и переселённый затем в Никомидию, он завязывает здесь тесные сношения с тогдашними учёными представителями язычества Ливанием, Максимом и Фемистием, кои посвящают его в языческие мистерии. В 354 году брат его Галл был убит. Такая же участь грозила и Юлиану. Но заступничество императрицы Евсевии спасло его. Его отправили для окончания образования в Афины, где он и встречается с Григорием, который своим проницательным оком провидел истинную сущность его 182 . В 355 году Юлиан был назначен правителем Запада, где он обнаружил большие административные и военные способности и заслужил любовь солдат варваров открытым почитанием древних богов и, в особенности, тавроболиумом, обрядом снятия с себя св. крещения и возвращения к язычеству 183 . Всем этим он достиг того, смерть Констанция открыла Юлиану бескровный путь к единодержавию. Кратковременное царствование Юлиана 1 год, 7 месяцев и 14 дней, с 13-го ноября 361 г. по 27-е июня 363 г., было полно событий, перемен и планов. Все его предприятия имели одну главную цель ослабить и уничтожить христианство и возродить древнее язычество. Для достижения этой цели он возвратил из ссылки всех ересиархов, запретил христианам образование у языческих риторов, лишил христиан льгот и удалил их от должностей при дворе и по управлению, как дело, якобы, несовместимое со смирением христианским; вместе с сим он отнимал у христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Ср. Быт. 6:7–20. 351 Сл. 25, 5, 17–6, 19; SC 284, 168–170=1.361. Ср. Исх. 3:2–3. 352 Сл. 25, 14, 26–15, 26; SC 284, 190–194=1.368–369. 353 Сл. 26, 10, 18–12, 24; SC 284, 250–256=1.378–380. 354 1 Кор. 7:40. 355 Т. е. сознательно отверг мирскую мудрость (языческую философию) и надеюсь на приобретение высшей духовной мудрости. 356 Т. е. сложил бы с себя материальное тело, чтобы " " облечься в тело духовное " " (1 Кор. 15:44). 357 Букв. " беглецом из своего отечества " " . Григорий имеет в виду обвинения, выдвигавшиеся в его адрес, в том, что он, оставив свою кафедру в Каппадокии (Сасимах), проживал в Константинополе. 358 Сл. 26, 14, 1–16, 12; SC 284, 258–264=1.381–383. 359 Евр. 13:14. 360 Сл. 4, 23, 6–8; SC 309, 116=1.73. 361 Gallay. Vie, 122. 362 См. Слово 16 (рус. пер. Слово 15). 363 Ср. Быт.1:28; 2:19–20; 3: 14–18. 364 Рим. 8:19–23. 365 Быт. 6–7. 366 Быт. 18:20–19:28. 367 Исх. 7–12. 368 Ис. 38:1–8. 369 Иона 1–4. 370 Сл. 16, 4–5; PG 35, 937–941=1.233–234. 371 Сл. 16, 6; 17–18; PG 35, 941; 959–960=1.234–235; 242–243. 372 Пс. 94:6. 373 Быт. 18:20. 374 Ср. Иоиль 2:14. 375 Ср. Пс. 125:5. 376 Сл. 16, 14; PG 35, 952–953=1.239–240. 377 Сл. 16, 20; PG 35, 961–964=1.244. 378 По предположениям некоторых ученых, Слово было произнесено в богадельне, устроенной Василием Великим. По другой версии, оно было произнесено для того, чтобы вдохновить жителей города на строительство богадельни. См. Gallay. Vie, 87; Benoit. Grйgoire, 272–274. 379 Сл. 14, 2–4; PG 35, 860–864=1.205–207. 380 Ср. Ин. 14:2. 381 Сл. 14, 4–5; PG 35, 864=1.207. 382 Сл. 14, 6; PG 35, 864–865=1.207–208. Древнегреческие поэты и историки чаще называли " " священной болезнью " " эпилепсию: см. Liddell-Scott. Lexicon, 822. 383 Сл. 14, 9–12; PG 35, 868–872=1.209–211. 384 Сл. 14, 29–31; PG 35, 897–900=1.224–226. 385 Сл. 14, 26–28; PG 35, 892–896=1.221–223. 386 Мф. 25:31–46. 387 Мф. 5:7. 388 Сл. 14, 37–39; PG 35, 908–909=1.229–231. 389 Сл. 43, 31, 13–30; SC 358, 268–270=1.564. 390 Ср. Mango. Byzantium, 222–223. 391 Mango. Byzantium, 33. 392

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Преподаванием общеобразовательных предметов в начальных церковных школах в 1907 году занимались 47 134 человека, из них священников 264, диаконов 2651, псаломщиков 1447, светских учителей 22 361, учительниц 20 411. При этом в двухклассных школах состояло 2036 учащих, в одноклассных 31 275 и в школах грамоты 13 823. Размеры учительских окладов в церковных школах видны из следующей таблицы: Размер оклада Церковно-приходские школы > Школы грамоты > Итого двухклассные одноклассные 60 р. и менее 61–119 121–179 181–239 241–299 301–359 361–419 420 р. и выше Итого: (Оклад 4252 в школьных листках не был указан. По епархиальным ведомствам 3092 из них числились бесплатными.) Наиболее типичными окладами, согласно таблице, были: 300 руб. в двухклассных школах, 240 – в одноклассных, 120 – в школах грамоты. Общая сумма учительских окладов за 1907 г. по школам двухклассным составляла 602 000 руб., по одноклассным 6 408 000 руб., по школам грамоты 1 359 000 руб., а в общей сложности 8 369 000 руб. Средний годовой оклад в двухклассных школах составил 315 руб., в одноклассных 226 руб. и в школах грамоты 107 руб. Повышение окладов в 1907 году по сравнению с 1906 годом составило в среднем 4 руб. на учителя. При пересчете оклада к установленной норме при введении всеобщего обучения – 360 руб., общая сумма окладов 33 311 преподавателей церковноприходских школ (двухклассных и одноклассных) должна была бы составить 11 991 960 руб. вместо 7 010 000 руб., получаемых ими в 1907 г. По образовательному цензу светские преподаватели начальных церковных школ делились на следующие группы 363 : Двухклассн. Одноклассн. Школы грамоты С высшим и средним образованием Со спец. педагогическим Со званием учителя начальной школы Со званием учителя школы грамоты Не имеющие учительских свидетельств Итого: Таким образом, правоспособных преподавателей (первые три группы) в двухклассных школах насчитывалось 88% и 82% – в одноклассных школах, в школах грамоты, включая четвертую группу, 51% учащих имели необходимую подготовку к учительству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

имп. Константине Великом. Констанций II (337-361) и Юлиан Отступник (361-363) явили христианам не тот образ, какому должен соответствовать идеальный И., а тот, каким он не должен быть. Тем не менее укрепившееся в сознании христиан отношение к идеальному образу И. доминировало, о чем свидетельствуют высказывания великих богословов, напр. свт. Афанасия I Великого , к-рый в своей «Апологии, к Констанцию» называл Констанция боголюбивейшим, благочестивейшим, христолюбивым, благоговейнейшим, богочестивым, праведным, блаженным, человеколюбивейшим ( Athanas. Alex. Apol. ad Const.//PG. 25. Col. 596, 597, 600, 608, 629, 641), хотя в «Истории ариан, к монахам» он и осуждает его как превосходящего жестокостью прежних мучителей и гонителей, безбожного, злочестивого и немилосердного и т. п. ( Idem. Hist. arian.//PG. 25. Col. 728, 740, 749, 773). Свт. Григорий Богослов за образец христ. И. также берет Констанция, «божественнейшего и христолюбивейшего из царей». «Никто никогда и ни к чему,- говорит он,- не пылал такою пламенною любовию, с какою он заботился об умножении христиан и о том, чтобы возвести их на высокую степень славы и силы». Не умалчивая об «арианстве» Констанция, свт. Григорий находит для него крайне снисходительные слова, слагая всю вину на вельмож, а руководящим мотивом И. выставляя желание, «чтобы все были одно, хранили единомыслие, не рассекались и не разделялись расколами» (PG. 35. Col. 560, 564, 684). Каноны, относящиеся к И. немногочисленны. Ап. 84 гласит: «Аще кто досадит царю или князю, не по правде, да понесет наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священнаго чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковнаго». Антиох. 11 предписывает «лишать не только общения, но и достоинства, какое имел», клирика, без письменного разрешения священноначалия «отходящаго к царю» и «стужающаго слуху боголюбезнейшаго царя». Письменные разрешения на обращение лично к И., согласно канону, должны выдаваться лишь в случае «необходимой нужды». Антиох.

http://pravenc.ru/text/389511.html

Передслава, ж. волынского кн. Романа Мстиславича, д. киевского кн. Рюрика Ростиславича (ум. после 1203/4 г.) IXb, 319 «Перенесение св. Годехарда Хильдесхаймского» (вскоре после 1132 г.) 191–192 «Перенесение руки св. Стефана Первомученика» (ок. 1141 г.) 197–200 «Песнь об Анноне» (ок. 1080 г.) 152–153 Петер (Петр) Орсеоло, кор. венгерский (1038–1041, 1044–1046, ум. в 1059 г.) V, 118, 137, 223–224, 223, 230, 350–352, 350–352, 355–356, 355–356 Петр, св., апостол 52, 52, 58–60, 59–60, 112–114, 156, 177, 185, 252, 252, 273, 279, 285, 347, 372, 372 Петр, архиеп. гнезненский (до 1191–1199) 317 Петр, архиеп. равеннский (третья четв. X в.) 277 Петр, венгерский воин (кон. XI в.) 362, 362 Петр Влостович, палатин силезский (ум. в 1153 г.) IXa, 197–199, 204, 204, 256–257, 256–257, 303–305, 304–305, 307 Петр Дамиани, кардинал, церковный писатель (ум. в 1072 г.) 88, 90–92 Петр Делян, предводитель антивизантийского восстания в Болгарии (1040 г.) 139 Петр Диакон, итальянский историограф, библиотекарь м-ря Монтекассино (ум. после 1159 г.) 163 Петр (Пьетро) II Орсеоло, дож венецианский (991–1009) 53 Петр (Пьетро) Традонико, дож венецианский (836–864) 53 Петров А. 254 Петрухин В. Я. 23 Пирошка, см. Ирина (Пирошка) Плантагенеты (Анжуйская династия), династия английских кор. (втор. пол. XII – втор, пол. XV в.) VII, 239 Плезя М., см. Plezia М. Плетнева С. А. 58 Плиний Старший Гай, римский полигистор (23/4–79) 146 Плодель, с. гуннского вождя Аттилы-Этцеля (в эпосе) 222, 222 «Повесть временных лет» (нач. XII в.) 23, 27–28, 36, 39–40, 54, 73, 78–81, 99, 107, 121, 144, 146, 168–169, 171, 173–174, 187, 209, 268, 301, 349, 361–363 «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» (руб. XI–XII вв.) 361 Помпей Трог, римский историограф (I в.) 45 Поппон, гр. ваймарский (втор. четв. XI в.) 230, 230 Поп(п)он I, еп. вюрцбургский (941–961) 47 Поп(п)он II, еп. вюрцбургский (961–983) 47 Поппэ А., см. Poppe А. Пракседа, св. 162 Пракседа, см. Евпраксия (Адельхайд, Пракседа) Пржемысл, легендарный прародитель чешских кн. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преемниками Константина Великого были его сыновья: Константин II (до 340 г.), Констанс (до 350 г.), управлявшие Западом, и Констанций, управлявший сначала (с 337 г.) Востоком, а по смерти Констанса и Западом (до 361 г.). Они изменили политику своего отца по отношению к язычникам; строгие и насильственные меры против язычников, по их понятию, могли скорее всего уничтожить идолопоклонство и дать полное торжество христианству. Особенно нетерпимостью отличался Констанций. Вместе с Констансом он в 341 году издал закон, которым под угрозой смерти запрещались языческие жертвоприношения и всякого рода суеверные гадания; тот же закон был повторяем еще несколько раз (в 346, 350, 353 и 356 гг.). Вместе с этим Констанций разрушал языческие храмы или отдавал их христианам, которые обращали их в церкви; только немногие храмы, бывшие памятниками истории или искусства, оставались нетронутыми. Вообще, в правление Констанция принадлежность к язычеству считалась государственным преступлением, как в прежние времена принадлежность к христианству. Следствием крутых мер Констанция было то, что толпы язычников обращались в христианство поневоле и без сердечного убеждения в истинности его. Язычники, состоявшие на государственной службе, прежде других спешили принимать христианство, чтобы удержать за собою занимаемые должности. Язычество уничтожалось быстро по городам, и только в важнейших их них, например Александрии, Афинах и Риме, оно имело еще значительную силу. Древние патрицианские фамилии Рима и ученые Александрии и Афин сильно отстаивали язычество; первые защищали религию своих предков, которые поставили империю на высшую степень славы и могущества, вторые – философию, науку и литературу, которые процветали в языческом мире. Сам Констанций при всем своем желании уничтожить язычество не отваживался разрушать языческие храмы в Риме и даже не отнял государственного жалования у жрецов. § 3. Положение Церкви при Юлиане Отступнике Насильственные меры Констанция повели к тому, что язычники, принявшие христианство поневоле и не принявшие его, сделались ожесточенными фанатиками и тем упорнее держались своей старой религии, чем настойчивее их преследовали. Затаенным желанием их было – взять перевес над христианами, какой они имели до времени Константина Великого . С восшествием на престол преемника Констанция, Юлиана (361–363), желания их исполнились на некоторое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А от Либерия получили они даже особое исповедание, в котором не признающих Сына подобным Отцу по существу и по всему он отлучал от Церкви. Поэтому Евдоксий и прочие, вместе с ним, в Антиохии, защищавшие ересь Аэция, получив послание Ocuu, разглашали, будто и Либерий отверг слово »единосущный», и не признает Сына подобным Отцу» (Церковная история. IV, 15). Таким образом, обстоятельства возвращения Либерия в Рим источники описывают по-разному. Но, во всяком случае, на основании их анализа, с нашей точки зрения, не представляется возможным допустить категорическое утверждение, что Либерий подписался под арианским лжеучением. Скорее всего, им была подписана обтекаемая и дипломатическая, но правоверная формулировка. Папа вернулся в Рим, и с радостью был принят народом. После смерти Констанция в 361 г. императором стал Юлиан, прозванный Отступником за отречение от христианства и попытку возродить язычество. Он не только не вмешивался в теологические диспуты христиан, чтобы привести всех к единомыслию, но, наоборот, стремился сделать так, чтобы развернулась ожесточенная борьба между сторонниками и противниками Никейского Символа, с целью дискредитировать пастырей Церкви в глазах народа. Но его правление было непродолжительным – он скончался еще во время понтификата Либерия, в 363 г., а вместе с ним умерла и попытка реставрации язычества как государственной религии: провозглашенный войском император Иовиан был христианином. В 363 г. Либерий совершенно определенно высказался за Никейский Символ веры в послании к италийским епископам, которое приводит св. Иларий (Ex opere historico fragmenta. XII), а также в ответе восточным епископам в 366 г., о котором упоминает и Созомен (Церковная история. VI, 10–12) и приводит Сократ (Церковная История. IV, 13). Это послание ниже приводим и мы. В «Мартирологе Иеронима» (V в.) имя Либерия стоит под 23 сентября, но в более поздних календарях оно не встречается, что стало следствием распространившейся в начале VI в. легенды, представляющей его не только как отступника, но даже преследователя христиан, исповедовавших Никейский Символ веры . Эта легенда затем попала в Liber Pontificalis, из-за чего его образ предстал перед потомками в искаженном виде, и он стал первым папой, не канонизированным Римской Церковью. Православной Церковью папа Либерий причислен к лику святых, память его как исповедника почитается 27 августа. В минее он прославляется такими словами: «о правоверии много подвизася». Сочинения Послания Либерия сохранились лишь в составе книг других авторов, причем, аутентичность посланий, приводимых Иларием, как уже отмечалось, подвергается сомнению. Ниже приводится послание папы, адресованное восточным епископам, которое помещено византийским историком Сократом в его «Церковной истории» (IV, 13). Послание Римского епископа Либерия к восточным епископам

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010