Статистика Кирилл Иерусалимский, свт. Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре. В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима. В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 3 часов дня было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию (351 - 363), надеясь обратить его в Православие. Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя. Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению. Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361 - 363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

http://lib.cerkov.ru/authors/747

Статистика Юлиан Отступник Юлиан Отступник, Флавий Клавдий; Iulianus Apostata, Flavius Claudius, 331-363 гг. н. э., римский император, ритор и греческий философ. Родился в Константинополе, сын Юлия Констанция, брата Константина Великого. После смерти отца (337 г.) воспитывался Евсевием, арианским епископом Никомедии, а затем Константинополя. С 339 г. изучал греческую философию и литературу под руководством Мардония, который пробудил в нем любовь к эллинскому миру. В 344-345 гг. жил в Никомедии, где познакомился с Либанием (он не мог слышать лекций этого языческого оратора, но ему тайно передавали записи речей), а в 351-352 гг. - в Пергаме и Эфесе, где столкнулся с несколькими философами неоплатониками, среди них с Максимом Эфесским, который был сторонником теургического неоплатонизма Ямблиха и оказал на Ю.О. наибольшее влияние, став впоследствии причиной его разрыва с христианством. 352-354 гг. Ю. вновь провел в Никомедии, изучая сочинения неоплатоников. В 355 г. уехал учиться в Афины и там встретился с Григорием Богословом и Василием Кесарийским. В 355 г. стал соправителем римской империи и женился на Елене, сестре императора Констанция. Затем до 360 г. сражался в Галлии с германскими племенами франков и аллеманов. Когда в 361 г. Констанций потребовал подкрепления в войне с персами, галльские легионы взбунтовались и объявили Ю.О. императором. В 363 г. во время похода против персов Ю.О. умер от ран, полученных в битве под Маренгой. Слова, якобы произнесенные Ю.О. перед смертью: " Ты победил, Галилеянин! " ( " Galilaie nenikekas " ; лат. " Galilaee vicisti " ) - мы встречаем только в V в. у Феодорета. По принятии власти Ю.О. издал эдикт о веротерпимости, который отменил все постановления Констанция против язычников, призвал из изгнания христианских епископов - сторонников Никейского символа (среди них Афанасия). Ю.О. провозгласил подлинную религиозную терпимость и не преследовал христиан, но боролся против христианства и стремился создать сильную языческую церковь по образцу Церкви христианской. Наиболее болезненно восприняли христиане эдикт 362 г., который практически лишил их возможности преподавания греческой литературы. - Из произведений Ю.О. сохранилось 8 речей, 2 сатирических сочинения и собрание писем.

http://lib.cerkov.ru/authors/1146

Greatmartyr Theodore the Tyro (“the Recruit”) Commemorated on February 17/March 2 The Holy Great Martyr Theodore the Recruit (Tyro) was a soldier in the city of Alasium of the Pontine district (northeast province of Asia Minor, stretching along the coast of the Euxine, i.e. the Black Sea), under the command of a certain Brincus. They commanded him to offer sacrifice to idols. Saint Theodore firmly confessed his faith in Christ the Savior in a loud voice. The commander gave him several days to think it over, during which time Saint Theodore prayed. They charged him with setting a pagan temple on fire, and threw him into prison to be starved to death. The Lord Jesus Christ appeared to him there, comforting and encouraging him. Brought to the governor, Saint Theodore boldly and fearlessly confessed his faith, for which he was subjected to new torments and condemned to burning. The martyr Theodore climbed onto the fire without hesitation, and with prayer and gave up his holy soul to God. This occurred in about the year 306 under the Roman emperor Galerius (305-311). Unharmed by the fire, the body of Saint Theodore was buried in the city of Euchaita, not far from Amasium. His relics were afterwards transferred to Constantinople, to a church dedicated to him. His head is in Italy, in the city of Gaeto. Later on, fifty years after the death of Saint Theodore, the emperor Julian the Apostate (361-363), wanting to commit an outrage upon the Christians, commanded the city-commander of Constantinople during the first week of Great Lent to sprinkle all the food provisions in the marketplaces with the blood offered to idols. Saint Theodore appeared in a dream to Archbishop Eudoxius, ordering him to inform all the Christians that no one should buy anything at the marketplaces, but rather to eat cooked wheat with honey (kolyva). In memory of this occurrence, the Orthodox Church annually celebrates the holy Great Martyr Theodore the Recruit on the first Saturday of Great Lent. On Friday evening, at the Divine Liturgy of the Presanctified Gifts following the prayer at the ambo, the Canon to the holy Great Martyr Theodore, composed by Saint John of Damascus, is sung. After this, kolyva is blessed and distributed to the faithful. The celebration of the Great Martyr Theodore on the first Saturday of Great Lent was set by the Patriarch Nectarius of Constantinople (381-397).

http://pravoslavie.ru/101251.html

§ 129. Знаменитость и образованность св. Ефрема. Блаженный Иероним пишет: «Ефрем, диакон Эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после Свящ. Писания» 360 . «Прославлять мне надобно того, говорит Григорий Нисский , кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина , того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире». Блж. Феодорит не иначе называет Ефрема, как чудным Ефремом, а св. Феофан – Великим Ефремом 361 . Св. Ефрем прославился и в учениках своих, которые согласно с предсказанием его распространяли после него христианское просвещение в Сирии и прославились сочинениям 362 . Сочинения прп. Ефрема показывают в нем и глубокое знание Свящ. Писания и обширную ученость. Созомен говорит: «Он достиг до такой учености на языке сирском, что легко решал самые трудные задачи философии» 363 . По сирским сочинениям своим прп. Ефрем признается первым образцовым писателем сирским 364 . И в том нет сомнения, что ученое образование его совершалось по отечественным памятникам. Тем не менее: а) нельзя сомневаться и в том, что прп. Ефрем читал греческие сочинения на греческом языке. Не говорим о том, что прп. Ефрем пользовался при объяснении Писания греческим переводом Ветхого Завета 365 . Сочинения его показывают, что он читал Филокалию Оригена , сочинения Афанасия и обоих Григориев, которые, как несомненно известно, в его время еще не были переведены на сирский язык. Он читал сочинения Аристотеля и других греческих светских писателей, которых перевод на сирский язык, по крайней мере, сколько ныне известно, принадлежит пятому веку. б) Самые отношения Ефрема к различным еретикам – арианам, савелианам и др. поставляли его в необходимость знакомиться с языком и сочинениями греческими. в) По преданию, передаваемому древними, Ефрем при посвящении в диакона св. Василием, получил дар знания греческого языка 366 . После сего становится более, чем вероятным, что некоторые из сочинений писаны прп. Ефремом на греческом языке. Что сочинения прп. Ефрема еще при его жизни переводимы были с сирского на греческий язык, – это известно 367 . Но в подтверждение того, что некоторые писаны были прп. Ефремом и на греческом языке, служит самый характер некоторых сочинений Ефрема, вполне греческий 368 . Притом невероятно, чтобы при жизни Ефрема успели столько перевести сочинений, сколько пересматривает св. Григорий Нисский в похвальном слове Ефрему 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Акакий вызвал Кирилла к себе на суд. Кирилл не явился и был Акакием в 357 г. низложен. Кирилл отъехал в Tape к епископу Сильвану, где сблизился с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Православное настроение Кирилла сблизило его с этими богословски чуткими, завтрашними вождями новоникейской партии. Селевкийский собор 359 г. оправдал Кирилла. Но Константинопольский собор 360 г., под влиянием бывшего на нем «греховодника» Акакия, вновь низложил Кирилла. При наступившей свободе при Юлиане Отступнике (361-363) Кирилл мог вернуться в Иерусалим. Но время Валента (364-378) опять изгнало Кирилла, пока II Вселенский Константинопольский собор под покровительством Феодосия I Великого не оправдал Кирилла твердо и окончательно. Но 20-летнее (с 360 по 381) изгнание Кирилла из Иерусалима повело к торжеству ереси во св. граде, где один другого сменяли все арианствующие епископы. Народ церковный не был пассивен, противился еретической отраве, исходившей от епископских верхов, и держал связь с православным («Афанасиевским») Египтом, a через Египет — с Римом. A потому и к Антиохии тянулся ради Павлина. Но вот общая тогда наивность ревнителей православия: они одновременно тянулись и к Аполлинарию, зачарованные подложной формулой «миа фисис ту Феу Логу сесаркомени.» Поэтому и сам Кирилл Иерусалимский казался этим «ревнителям» подозрительным из-за его дружбы с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Увы, аполлинаристская фальшивка широким потоком разливалась по монашескому Востоку. Монахи Иерусалимской Масличной Горы считали себя под этим знаменем как бы крепостной твердыней догматической мудрости и не доверяли даже ни Мелетию Антиохийскому, скончавшемуся в роли председателя II Вселенского собора, ни его преемнику на кафедре Антиохийской Флавиану. Обеспокоенный этими увлечениями палестинского и аравийского монашества, Константинопольский собор 381 г. счел даже нужным послать в Палестину Григория Нисского. Император Феодосий Великий предоставил для этого казенный проезд. Григорий Нисский вынес из этого путешествия самые отрицательные впечатления от дурных нравов этих толп паломников к св. местам, ο прямой опасности их для девственниц и вообще заключал свой отчет словами, что «перемена мест не приближает к нам Бога.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435110/

Блаженный Стефан с молодых лет подвизался под руководством пр. Феодосия Печерского и был искренним учеником его. Он был в обители Феодосия доместиком или главным уставщиком по клиросу. Пр. Феодосий столько отличал его своим вниманием, что по временам поручал ему вместо себя говорить поучения братии. Перед смертью Феодосия братия просили назначить им в игумена Стефана доместика: «он вырос под твоей рукой, говорили они, послужил тебе, дай нам его». И Феодосий, соглашаясь на желания братии, сказал Стефану: «се, чадо, вручаю тебе монастырь; блюди его с опасением и храни, что я устроил относительно службы, не изменяй преданий монастырских» 359 . Блаж. Стефан с ревностью исполнял заповеди наставника своего. Ему надлежало заботиться о построении храма, который заложен был пр. Феодосием. Спустя три года огромный храм вчерне окончен постройкой. Так как новый храм сей от древнего монастыря стоял почти на двести сажен в юго-западном направлении, то необходимость требовала перевести туда и монастырь. Блаж. Стефан построил вблизи нового храма деревянные кельи и перевёл в них братию из старого монастыря. В последнем оставлены только немногие для погребения умирающих и для ежедневного совершения литургии за усопших братий. Старый и новый монастыри разделялись теперь двором, который устроен был Феодосием для странных. Стефан обнёс и монастыри, и двор деревянной стеной. Блаж. Стефан не успел окончательно устроить нового храма. Братия, которые сами выпросили его в игумена, неизвестно с чего и по какому случаю до того восстали на него, что он принуждён был отказаться от игуменства и оставить монастырь. Это было в 1078 г. 360 . Блаж. Стефан благодушно перенёс скорбь изгнания из обители, которая поручена ему была отцом и наставником его Феодосием. Многие из вельмож и людей богатых были духовными его детьми и очень жалели о его скорбном положении. Привязанный сердечной любовью к Печерской обители, он не хотел далеко уходить от неё. На другом отроге Печерской горы он основал новый монастырь в честь Пр. Богородицы, в память положения ризы её во Влахерне, который по месту называли Кловским, а по храму Влахернским 361 . Это был памятник благодеянию Богоматери к любимой Печерской обители. Стефан видел, пишет блаж. Симон, как пришли из Греции мастера каменного дела, с иконой Богоматери, и рассказали видение Царицы Небесной во Влахерне, и потому сам создал на Клове Влахернскую церковь . Приношения духовных детей дали Стефану средства выстроить и украсить сей монастырь. Он собрал в новую обитель много братии и ввёл в ней устав Печерского монастыря 362 . В 1091 г. видим его епископом Владимира Волынского; он был при перенесении мощей пр. Феодосия из пещеры в лавру. Блаженная кончина его последовала 27 апр. 1094 г. 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Вдовство, 608. Умозрительное изъяснение вездесущия Божия, 114, прим. Благотворное панятование о вездесущии Божием, 117. Величие голгофской жертвы, 286. Видимая верховная власть в церкви, 480. Билейские тексты о церковной власти , 480. Вменение греха Адама, 242. О вменяености крестных заслуг Христовых, 300. Вознесение Иисуса Христа, 359. Библейские тексты о вознесении , 363. Для чего Господь вознесся на небо? 361. Библейские тексты о возрождении , 494. Примеры чудной перемены, производимые в людях возрождающей силой крещения, 492. О свободе воли человека, 233. Внутренние причины происхождения греха заключается в свободе воли человека, 233. О двух волях в Иисусе Христе, 267. Исповедники учения о двух волях в Иисусе Христе, 268. Потребность воплощения Сына Божия, 247. Учение св. отцев причинах воплощения , 247. Объяснение тайны воплощения , 263. Воскресение Иисуса Христа, 339. Воскресение Иисуса Христа есть образ и нашего будущего воскресения, 359. Разбор возражения против факта воскресения Иисуса Христа, 341. Значение воскресения Иисуса Христа, 353, 354, 365, 358. Библейские тексты о воскресении Иисуса Христа, 342. Почему Господь по воскресении не являлся общенародно? 351. Природа – учительница истины воскресения мертвых, 650. Примеры, выясняющие истину воскресения мертвых, 652. Учение слова Божия о воскресении мертвых, 647. Библейский текст о воскресении мертвых, 655. О воскресении плоти, 651. Все ли члены человеческого тела воскреснут ? 654. Примеры воскрешения из мертвых, 666. История первых двух вселенских соборов, 80. Важность вселенских соборов, 84. Непогрешимость вселенских соборов, 85. Примеры всемогущества Божия, 112, примеч. Как понимать всемогущество Божие? 113. Что такое вера ? 9. Вера и добрые дела, как условие вечного спасения, 3, 4, 6, 7 и 337, прим. Вера в богодухновенность Священного Писания, 56. Вера в будущую жизнь, 684. Что значат слова: « вера есть уповаемых извещение», 8. Предметы веры , 9. Две стороны веры , 13. Примеры силы веры , 14, 15. Степени веры , 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал окроплять все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью 16 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует память св. мученика Феодора Тирона (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Святой великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305-311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361-363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381-397).

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ († ок. 366/7), еп. Элевтеропольский (Палестина) (ок. 359 - 366/7), арианин. Один из сторонников Акакия, еп. Кесарийского, в борьбе со свт. Кириллом Иерусалимским ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] LXXII 23, 27). В 359 г. участвовал в Соборе в Селевкии Исаврийской (см. Аримино-Селевкийский Собор ), где примкнул к партии Акакия. Подписался под выдержанным в аномейском духе вероисповеданием Акакия, к-рое было отвергнуто омиусианским большинством Собора. На последнем, неофиц. заседании Собора (1 окт. 359) присутствовавшие на нем омиусиане оправдали примкнувшего к ним свт. Кирилла Иерусалимского и временно отлучили от церковного общения Е. в числе др. сторонников Акакия ( Athanas. Alex. De Synod. 12). На К-польском Соборе в кон. янв.- нач. февр. 360 г. Е. вместе с Акакием присоединился к партии омиев. Благодаря усилиям Акакия и Е. Собор низложил свт. Кирилла Иерусалимского ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 41-42). Под надзором Е. находился сосланный после Медиоланского Собора 355 г. Луцифер , еп. Каралитанский, один из ревностных защитников Православия на Западе. В послании рим. пресв. Марцеллина и Фаустина имп. Феодосию I Великому рассказывается о притеснениях, к-рые Луцифер претерпел в Элевтерополе (Coll. Avel. II 109). Однажды, когда Луцифер совершал Евхаристию для небольшой правосл. общины Элевтерополя, диакон Е., по имени Турбон, ворвался в храм, разогнал присутствующих, избил Луцифера и разбросал священные сосуды и книги. Однако о причастности к этому Е. авторы не сообщают. После смерти имп. Констанция II в нояб. 361 г. Е. вместе с Акакием временно примкнул к сторонникам Никейского Символа веры . Он участвовал в работе Антиохийского Собора 363 г. ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25). Собор принял Никейский Символ, но с дополнениями омиусиан. Строгие никейцы, такие как свт. Афанасий I Великий , отказались признать этот Собор православным не только из-за омиусианских дополнений к Никейскому Символу, но и из-за принятия в общение еретиков Акакия и Е., к-рым пришлось смириться с возвращением на Иерусалимскую кафедру их главного противника свт. Кирилла (362).

http://pravenc.ru/text/187579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛАСИПП, КАССИНИЯ (КАС(К)ИНА) И АНТОНИЙ (АНТОНИН) [Греч. Μελσιππος, Κασσνη (Κασ(σ)να) κα Αντνιος] (IV в.), мученики Анкирские (пам. 7 нояб.). Супруги М. и К. и их сын А. жили в г. Анкире (ныне Анкара, Турция). Имп. Юлиан Отступник (361-363) отказался от христ. веры и стремился к тому, чтобы во всей Римской империи вновь утвердилось идолопоклонство. Он начал новые гонения на исповедующих евангельское учение. М., К. и А., как верные христиане, были арестованы и приговорены к мучениям. Юлиан лично присутствовал при истязаниях. А., 13-летний мальчик, сначала оставался в темнице. Его родителей подвесили и рвали их тела железными крючьями и опаляли огнем, потом К. отрезали сосцы, а М. отсекли ноги до колен. Когда привели А., он не устрашился при виде пыток, а славил подвиг родителей и целовал отсеченные ноги отца. Став свидетелем еще более жестоких мучений М. и К., во время к-рых они предали Господу свои души, А. плюнул в лицо Юлиану, после чего мальчика также подвергли пыткам. Сначала его подвесили к дереву и раздирали крючьями, потом перебили голени и привязали к ногам тяжелые камни, затем положили на раскаленное железо. После всех мучений ему обрили голову и водили по городу с тяжелым камнем на шее. Юлиан передал А. в руки военачальника по имени Агриппин. Тот велел бросить мальчика в раскаленную печь, а потом отдать на растерзание зверям, но святой остался невредим. Видя необычайную стойкость мальчика и преданность вере, 40 юношей, бывших свидетелями подвига, исповедали себя христианами и были обезглавлены. А. вновь положили на раскаленное железо и били палками, но видя, что мученик не отказывается от веры, а пытки чудесным образом не причиняют ему вреда, Агриппин приказал отсечь А. голову. Эти сведения сохранились в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и с большой вероятностью восходят к несохранившемуся греч. Мученичеству; однако, поскольку пытки в Синаксаре были описаны очень подробно, утраченный текст вряд ли был намного длиннее и содержал дополнительные детали. В некоторых зап. агиографических источниках К. называется Кариной, в слав. переводе в составе ВМЧ митр. Макария - Икаисилой и Каисилой, кроме того, там сказано, что мученики пострадали при имп. Диоклетиане (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 227-228). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского А. ошибочно назван Антонином.

http://pravenc.ru/text/2562810.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010