—345— у израильтян, но злостно и дерзко обвиняли Его в несвоевременности пришествия. Впрочем говорят это «прежде времени» (мучить нас пришел Ты), отнюдь не как подвергшиеся мучениям в другое какое время, но как ожидающие одного времени пришествия, в которое они без сомнения имели подвергнуться ожидаемому (наказанию). К нему (сатане) относится Ис.14:19–20 . Этого злоначальника сатану Христос называет отцом Каина, единонравного и единомысленного иудеям отца их. Как у всякого святого и праведника отцом мыслится Бог, начало освящения и праведности всех: таким же образом и всякого злодея отцом справедливо должен считаться сатана, начало всякого злодейства. Признав первоначальное своё достоинство (ангела доброго) как бы малочестным и пожелав гораздо высшего пределов своей природы, сатана за это был низвержен и пал, обличенный от Бога чрез это и для научения знать границы своей природы. Но по своему упорству он не только не получил никакой пользы отсюда, но стал страдать еще худшею порочностью, нисколько не стараясь об исправлении и упрямо оставаясь в своей порочности. И когда был создан Богом первый человек и пребывал в раю, соблюдая заповедь Божию о древе, то первый сатана возгорелся завистью, будучи как бы обличаем в своём преступлении первозданными людьми, пока они соблюдали данную им Богом заповедь. Хитросплетенными прельщениями он увлекает их к преслушанию и тем ввергает не причинивших ему никакого вреда в величайшие бедствия. Что действительно преступление Адама было делом диавольской прелести и зависти и чрез преступление это явилась смерть, этому научает как сама природа предмета так и следующее изречение премудрого Соломона: «Бог смерти не сотворил, но завистью диавола смерть вошла в мир» ( Прем.1:13; 2:24 ), где ясная речь о сатане. 8, 44–45. 351–355. Власть демонов прекратилась во дни Христа и воссияло Солнце Правды 6, 68. 89. Ср. диавол, сатана, духи нечистые. День – время жизни человека, ночь – время в состоянии его смерти 9, 4, – ум человеческий,– время первого и второго пришествия Христа, – ночь – время до Его пришествия 11, 9–10, – время каждого предмета, – день Христов видел Авраам (см. Авраам), – день суда Божия 1, 9–10. 126–127; 5, 25; 5, 28–29, –5, 30. 368; 6, 21; 6, 26; 8, 56; 14, 19; 20, 30–31, – дни злые (μραι πονηρα) – время будущего наказания грешников посредством огня 15, 2. 334.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя бы ты был до крайности беден, но верно не беднее той вдовы, которая принесла в дар все свое имение ( Лк.21:2–4 )? Хотя бы ты был до крайности беден, но верно не беднее вдовы Сидонской, которая, имея только горсть муки, не отказалась принять пророка? Видела она, что вокруг ея лик детей, и грозит голод, и нет у нея ничего более в запасе, и однако же приняла пророка с великим усердием» 355 . Для того, чтобы иметь возможность помогать неимущим, бедным рекомендуется пост. Так, напр., в Постановлениях Апостольских читаем: «все верующие служите святым чрез епископа своего от имений ваших и от труда вашего, а кто не имеет чем послужить, тот пусть попостится и, что останется от того дня, то пусть назначит святым» 356 . «Повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим» 357 . «В тот день, в который постишься, говорит Ерм , ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в тот день на пищу по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом, ты смиришь душу свою, и получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Богу» 358 . Эту же мысль мы встречаем и у позднейших писателей. Так напр., Евагрий говорит: «поевши однажды в день, не пожелай в другой раз, чтобы по издерживать много (на себя) и не возмущать ума своего. Поступая так, ты будешь иметь излишки для благотворения, и у тебя самого умертвятся телесные страсти» 359 . Если, таким образом, по учению отцов Церкви, даже крайняя бедность не освобождает человека от обязанности благотворить, то тем более богатый должен удовлетворять нужды бедных, пока состояние его само собою не растает. Если человек принимает нужду и бедность всякого так же близко к сердцу, как свою собственную, то он, конечно, начнет сначала отказывать себе в излишнем, чтобы удовлетворить насущную потребность другого, потом станет урезывать себя в необходимом, поститься, как делали это первохристиане, чтобы этим путем снискать сродства для благотворительности, и не успокоится до тех пор, пока у него не останется ничего, и он не в состоянии будет сказать просящему словами ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Значение Хиджры для развития ислама Хиджра стала ключевым, поворотным моментом в истории ислама. Получив возможность открыто и без стеснения исповедовать свою веру, мусульмане почувствовали себя реальной силой, способной устроить общество на новых основаниях. Именно после Хиджры появились условия для формирования основ мусульманского государства и новых внутрисоциальных отношений. Мусульмане объединились в умму (общину), в которой были стёрты различия по происхождению, социальному статусу или месту рождения. Верующие чувствовали в первую очередь духовное единство. Хиджра и мусульманский календарь Значимость Хиджры для последователей ислама обусловила появление впоследствии нового летоисчисления и календаря. В 637 г. момент Хиджры был объявлен началом мусульманского летоисчисления. Это произошло во время правления второго праведного халифа Умара бин аль-Хаттаба. Отправной точкой нового летоисчисления послужила не дата прибытия Мухаммада в Медину (Ясриб), а первый день первого месяца (мухаррама) того же года, то есть 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В отличие от юлианского и григорианского календарей, основывающихся на цикле обращения Земли вокруг Солнца, летоисчисление по Хиджре опирается на лунный календарь. Длина года в исламе равна 354, а иногда 355 дням. Поэтому существуют некоторые сложности при переводе дат по Хиджре на европейский солнечный календарь. Для этого разработаны специальные таблицы соответствий. Лунный год по Хиджре состоит из 12 месяцев, каждый из которых начинается и заканчивается новолунием. Деление года на 12 месяцев основывается на следующих строках Корана: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему. Четыре месяца из них запретные, и этот закон религии вечен. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе и, объединившись, сражайтесь все с многобожниками, подобно тому как они сражаются с вами все [вместе]. Знайте, что Аллах – на стороне богобоязненных». (Коран 9:36) Исламский календарь: 1.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Китайский способ деления года по солнечному обороту на 24 части, называемый «цзе-ци» (Tsie-khi), соответствует европейскому разделению и дате григорианского календаря, всегда совпадающего почти близко с 24 пунктами эклиптики, по прилагаемой ниже таблице. В ней расположены китайские названия «цзе-ци» по русской транскрипции, с русским переводом их, означены соответствующие знаки китайского зодиака и европейская долгота солнца, названия месяцев и числа по календарю григорианскому. Время, в которое солнце проходить в двух «цзе-ци» состоит круглым числом за год – из 30, 44 дней, пока промежуток между новомесячием и ближайшим состоит только из 29, 53 солнечных дней. По сему обстоятельству должен существовать один синодический месяц (lunation), в течении коего солнце не вступает равномерно в «цзе-ци» т. е. в один из 12 знаков зодиака. Месяц этот есть вставочный (intercalary) и называется «джун-юэ», не имея собственного числа, он слагается из дополнительного, воображаемого (previous) месяца. Вставочный месяц случайный по времени, когда солнце весьма далеко отстоит от земли, или близь aphelium, между апрелем и сентябрем (китайским 3 и 8 месяцами); причем, когда оно близко к aphelium, то солнечное движение медленно, и проходит на две «цзе-ци», или 30° долготы в 31,5 почти солнечный день, и когда вблизи perihelium, в январе (кит. 12-й месяц), солнце делает оборот 30° в 29,4 дня. Отсюда, солнце вступает в XII зн. зодиака, всегда встречается около 21 европ. месяца, и европейская дата новомесячия рецедирует ежегодно на 11 дней или в каждый месяц почти на один день, дата новомесячия должна пройти в 21 европ. месяц чрез каждые два или три года. При сем прохождении имеет место синодический месяц (Innation), которым восполняются совершенно условия китайского вставочного месяца. По вычислению г. Фритче, за двадцатилетие с 1880 и по 1900 гг., вставочные месяцы приходятся на годы 1881, 1884, 1887, 1890, 1892, 1895, 1898, 1900, это китайские високосы в 384 дня, так как прочие имеют 355 дней каждый. В дополнение к сказанному в § 68, предлагаем самые таблицы времясчисления китайцев, а при конце следующего § 69 чертежи полные систем Фу-си, Вэнь-вана, Шао-яу-фу, Скалигера, китайских буддийских календарей древних и новых, (табл. VI – см. стр. 589 оригинала). § 69. Китайская суббота и седмичный период 118

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

352 Это праздник воскресения, следующий за собственно Пасхой, но включенный в ту же праздничную неделю. Английское слово Easter (англо–саксонское easter, eâstran, немецкое Ostern) связано с востоком (East) и восходом солнца, это слово, родственное ης, oriens, aurora (см. Jac. Grimm, Deutsche Mythol. 1835, p. 181, 349, и Skeat, Etym. Dict. E. Lang, sub Easter). Сравнение восхода солнца и наступления природной весны с новым моральным творением через воскресение Христа и перенос прославления Остары, древнегерманского божества восходящего животворного Солнца, на христианский праздник Пасхи произошли легко и естественно, потому что все в природе – символ духовной реальности, а языческие мифы были смутными предчувствиями и плотскими предвосхищениями христианских истин. 354 Παννυχδες, vigiliae paschae, Easter Eve. На страстную пятницу и канун Пасхи был пост, который продолжался до полуночи или до крика петухов. См. Tertull. Ad uxor. II. 4; Euseb. H.E. VI. 34; Apost. Const. V. 18; VII. 23. 355 Существуют разные названия: πσχα σταυρσιμον (в отличие от π. ναστσιμον), μερα σταυρο, παρασκευ μεγλη или αγα, parasceue, feria sexta major, Good Friday, Charfreitag (от χρις или carus, «дорогой»). Но, по–видимому, отмечали ее не везде; Августин говорит в своем послании Ad Januar., что не считает этот день святым. См. Siegel, Handbuch der christl. kirchl. Alterthümer, I. 374 sqq. 356 От вербного воскресенья до кануна Пасхи. βδομς μεγλη, или του πσχα, hebdomas magna, hebdomas nigra (в противопоставление dominica in albis), hebdomas crucis, Charwoche. 357 Ириней в послании к Виктору Римскому (Euseb. V. 24) пишет: «Споры ведутся не только о дне, но и о способе поста. Ибо некоторые считают, что им надо поститься только один день, некоторые – два, некоторые – больше; некоторые считают, что пост должен продолжаться сорок часов днем и ночью, и эта разница между соблюдающими пост возникла не в наше время, но давно, среди наших предшественников, которые, вероятно, не будучи достаточно строго управляемы, выработали подобные практики в своей простоте и невежестве».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Гиппократ жил очень давно, с 460 до 355 г. до нашей эры. Но и в наши дни медики зачитываются его афоризмами. Именно он первым осознал, что “мы сами лекари своих болезней” — т.е. гораздо проще предотвратить заболевание, чем вылечить его. Гиппократ указывал, что повседневная программа самодисциплины здоровой личности должна обязательно включать диету, физические упражнения, свежий воздух. Следует не забывать о простых житейских вещах, предупреждающих и нейтрализующих заболевания, и, возможно, тогда не придется использовать лекарства, ну а уж хирургическое вмешательство должно быть последним средством. Многих из нас, наверное, удивит, что эти вещи были написаны так давно! Сегодня в США, Англии и многих других странах все врачи дают клятву Гиппократа, клятву верности своей науке. Слова этой клятвы актуальны и по сей день. Те, кому дано право посещать пациентов, не должны забывать о ней, должны вдуматься в толкование ее благородных слов. Вот выдержки из клятвы: “Я неустанно буду заботиться о благе моих пациентов. Я буду делать все, что в моих силах и никогда не причиню вреда. Никому в угоду я не пропишу смертельное лекарство и не дам совет, который может привести к смерти… Если я буду верно хранить эту клятву, я смогу с наслаждением практиковаться в своем искусстве, уважаемый всеми людьми во все времена. Но если я нарушу ее, то поражение будет моим жребием…” К сожалению, даже сегодня, в моей профессиональной карьере я часто вижу только малую долю выполнения этой клятвы, принципы ее нередко игнорируются. Но как бы то ни было, вся современная медицина до сих пор держится на учении Гиппократа. Если бы принципы Гиппократа, такие простые и мудрые, были бы сегодня пересмотрены, несомненно, изменился бы и уклад нашей жизни, исчезла бы ее гармония. Гиппократ предъявлял строгие требования к своим ученикам, но и сам он всегда осуществлял на практике все, что проповедовал. Нет авторитетов, есть истина. Гиппократ учил, что выводы нужно делать, лишь исходя из фактов. Врач не должен увлекаться различными научными течениями, не подтвержденными тщательными наблюдениями. Истинная наука признает и порождает только знание, а мнения игнорирует.

http://azbyka.ru/zdorovie/rody-bez-strax...

ЦА СВР РФ. Д. 23078. Т. 1. Лл. 352–355. Имеются пометы, указана рассылка. Незаверенная копия. Имеются пропуски в тексте сообщения. 422. Сообщение Берлинской резидентуры НКГБ СССР 22904 30 апреля 1941 г. Источник «Старшина», работающий в штабе германской авиации, сообщает, что по сведениям, полученным от офицера связи между германским министерством иностранных дел и штабом германской авиации Грегора, вопрос о выступлении Германии против Советского Союза решен окончательно и начало его следует ожидать со дня на день. Риббентроп, который до сих пор не являлся сторонником выступления против СССР, зная твердую решимость Гитлера в этом вопросе, занял позицию сторонников нападения на СССР. По сведениям, полученным в штабе авиации, в последние дни возросла активность в сотрудничестве между германским и финским генеральными штабами, выражающаяся в совместной разработке оперативных планов войны против СССР. Предполагается, что финско-немецкие части перережут Карелию, с тем чтобы сохранить за собой никелевые рудники Петсамо, которым придается большое значение. Румынский, венгерский и болгарский штабы обратились к немцам с просьбой о срочной доставке противотанковой и защитной артиллерии, необходимой им в случае войны с СССР. Доклады немецкой авиационной комиссии, посетившей СССР, и военно-воздушного атташе в Москве Ашербреннера произвели в штабе авиации удручающее впечатление. Однако рассчитывают на то, что, хотя советская авиация и способна нанести серьезный удар по германской территории, тем не менее германская армия быстро сумеет подавить сопротивление советских войск, достигнув опорных пунктов советской авиации и парализовав их. По сведениям, полученным от Лейббрандта, являющегося референтом по русским делам при внешнеполитическом отделе НСДАП, подтверждается сообщение Грегора, что вопрос о выступлении против Советского Союза считается решенным. ЦА СВР РФ. Д. 23078. Т. 1. Лл. 349351. Сообщение было направлено НКГБ СССР в ЦК ВКП(б), СНК СССР и НКВД СССР 1 мая 1941 г. 1451/М. Имеются пометы. Заверенная копия. 423. Сообщение Берлинской резидентуры НКГБ СССР

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

А. Грильмайер в качестве terminus post quem написания послания Евстафия называет 532 г., когда в Константинополе проходило собеседование между халкидонитскими и нехалкидонитскими богословами. Пытаясь определить верхний временной предел написания послания, немецкий патролог, во-первых, указывает на то, что Евстафий, несомненно, пользовался подлинными произведениями Севира на греческом языке, а после Константинопольского собора 536 г., осудившего Севира, появился императорский указ, предписывающий уничтожение сочинений Антиохийского патриархА.Во-вторых, он отмечает, что Евстафий говорит о Севире так, как если бы последний был еще жив. Севир умер в феврале 538 г. Отсюда А. Грильмайер заключает, что составление послания Евстафия следует поместить во временной промежуток между 532 г. и началом 40-х гг. (см.: Le Christ dans la tradition chrétienne... T. II/2. Р. 355–356). 654 См.: Ephraem Antiochenus. Apologia concilii Chalcedonensis ad Domnum et loannem//PG 103. Col. 993С. 655 См.: Ephraem Antiochenus. Ad Acacium philosophum et presbyterum Apameensem//Helmer. Der Neuchalkedonismus... S. 272. 659 Ephraem Antiochenus. Apologia concilii Chalcedonensis ad Domnum et Ioannem//PG 103. Col. 1001A. 660 Косвенным аргументом в пользу такого понимания может служить то, что свт. Ефрем, рассматривая формулу свт. Кирилла «единая природа Бога Слова воплощенная», считал оправданным заменять в ней слово «природа» на «лицо» или «ипостась», устанавливая тем самым личное (ипостасное) тождество между Христом и Словом до Воплощения (см.: Ibid. Col. 989D). 661 Д. Краусмюллером была высказана гипотеза о том, что Леонтий Иерусалимский жил на рубеже VI–VII вв. (см.: Krausmuller D. Leontius of Jerusalem, a theologian of the 7th century//Journal of Theological Studies. 2001. Vol. 52. P. 637–657). Однако аргументация Д. Краусмюллера не представляется настолько убедительной, чтобы поставить под сомнение общепринятую в современной патрологической науке датировку времени написания трактатов Леонтия. В частности, гипотеза Д. Краусмюллера была подвергнута критике со стороны одного из ведущих специалистов по Леонтию Иерусалимскому П. Грэем (см.: Gray P. T. R. Introduction//Leontius of Jerusalem. Against the Monophysites: Testemonies of the Saints and Aporiae/P. T. R. Gray, ed., trans. Oxford, 2006. P. 38–40). По словам Г. Беневича, «вопрос датировки жизни и деятельности Леонтия Иерусалимского можно считать на настоящий день в патристике открытым. Аргументы Краусмюллера пока не заслужили окончательного признания» (Беневич Г. И. Предисловие// Леонтий Иерусалимский , Феодор Абу Курра, Леонтий Византийский . Полемические сочинения. Краснодар, 2011. С. 16). Автор настоящего исследования исходит из традиционной датировки жизни Леонтия Иерусалимского эпохой св. императора Юстиниана Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

IX. Potest alio qua esse nunquam tamen et nusquam esse. X. Implicat alioqua duratio imminens et creatura essentialr indestruibilis. XI. Nihil creatum potuit esse ab aeterno categorematice. Publice in academia mosquensi S. С. М. domino Simeone Jarmirkowskio summato Philosophiae M. A. Bidello assistente R. P. Theophylacto Phiae ibidem professore scholarumque Praefecto (defenduntur?). Русский перевод этих положений был напечатан покойным В. И. Лествицыным, по списку его библиотеки, в Яросл. епарх. вед. 1881 г. под заглавием: «Похвала философом, составленная блаженная памяти преос. Димитрию митрополиту Ярославскому и Ростовскому». Соображения почтенного провинциального исследователя, не знавшего, что это перевод, конечно должны быть оставлены. Мы печатаем перевод по рукописи 1791 года Спасояковлевского монастыря 355, л. 315 – 317 об., сверив с печатным. Лишнее в напечатанном помещаем в скобках. «Великому господину ясне в Бозе преосвещеннейшему Кир Димитрию Савичу Божиею милостию православному митрополиту Ростовскому и Ярославскому премилостивому отцу патрону и благодетелю особливейшему. (Слава твоя до небес превосходит, ибо солнцу подобен еси, понеже преизобилство твоея мудрости просвещает всю вселенную, небожительствующих же радостны творит). Скорошествующе ко скончанию двоелетняго течения, любомудрие первее несовершенное твоего богомысленаго красноречия бряцает в двери, да по сих вкратце из училища чрез храм добродетелей твоих совершенное в мире произыдет, понеже совершившаяся иногда света видети не чает. Аще от исполнения твоея святыни совершение не восприимет, в самом плодовосприятии не уплодственное явится, аще твоего солнцу подобнообразнаго зрения не удовлетворится присутствием. Аще бо (яко Туллеуш в книзе первой о глаголех вещает) общее любомудрие, на три части разделенное в естества трудность, в мудрость разглагольствия (и) в житие и нравы, никогда любомудрие наше (без оныя части, яже житие и нравы соглядает повествуемое), всеми числы совершенное, зретися имать, разве ко твоему богомыслию ученица прибегнет и житиями святых, на четыре книги во образ святаго четверочастнаго евангелия расположенными, нравоучительными же златоплетенными твоими словесы совершится; которой благонравоводной и философии совершеннейшой паче твоей нравоучительной в книгах деяний святых и в церквах, от уст произшедшой, желати требе есть, – которая монашеская божественнейшая оной, юже в пустынников безмолвии изобрел еси; которое онои святейшее книгостроение, еже в киновиеначалников епископов патриярхов житиях, их же Господь постави над домом своим, изобразил еси, – которое оной искуснейшое гражданство, еже предложил еси в великом Константине, Владимере, Борисе, Глебе, Димитрии и инех православных царех? Предложил же еси и предлагаеши нравоучительное (сие) свидение толико лучше Стагирита, елико более могут дела неже словеса, приклады неже заповеди, житие неже учение, стихогласящу Клавдиану: не тако прекланяти разум человеческии завещания могут, яко житие управляющаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

по 2, тропари на 12» (л. 57) 373 . Из седмичных и субботних – те дни, в которые может случиться тот же праздник, т.е. Воздвижение, а также Сретение: «канон праздника..., ирмосы по 2, тропари на 12» (л. 171 на об.) и его отдание «канон праздника со ирмосом на 14, ирмос по 2» (л. 180 на об ); далее: Великие понедельник, вторник, среда и пяток: «поем Триоди трипеснец.... ирмос по 2, тропари на 12» (послед. Вел. понед., л. 335. См. также послед. Вел. вторника, среды и пятка),– Великая суббота: «канон гл. 6..., ирмос: Волною морскою... по 2, тропари на 12» (л. 345),– все дни Пасхи, начиная с понедельника: «поем канон: Воскресения день: ирмосы по 2; тропари же на 10. В Славу же и И ныне глаголем богородичны... И глаголем сие во всю седмицу вкупе со ирмосы на 14» (л. 355) 374 . См. также основную благов. гл. 25 март., л. 203 на об. Переходим к тем случаям, когда при двух или более канонах на 14 указывается брать ирмосы из одного только первого, но такого, который не есть дневной канон рядового гласа Октоиха. По воскресным дням это бывает тогда, когда хотя воскресные песнопения совершенно не отменяются, но вместо воскресных канонов Октоиха назначается какой-нибудь другой, а именно: в неделю пред Рождеством Христовым, если она случится 24 декабря, в каковом случае назначается канон недели св. Отцев (вместе с каноном предпразднства), и в период времени пения Цветной Триоди, начиная неделею Мироносиц и кончая неделею Слепого, в каковом случае назначается канон Пасхи (вместе с каноном Триоди). О первой в Типиконе прямо сказано: «канон Отцев со ирмосом на 8; ирмос: Волною морскою... по 2, тропари на 6; другой канон праздника на 6» (мр. гл., 24 декаб.. Тип., л. 131). В последованиях на недели Мироносиц (л. 365), Разслабленного (л. 367), Самаряныни (л. 369 на об.) и Слепого (л. 371 на об.) о двукратном пении ирмоса не упоминается, но аналогия этих дней с другими, напр., с неделею пред Рожд. Хр., прямые указания Типикона касательно седмичных (л. 362) и субботних (л. 363) дней седмиц, следующих за Пасхальною, и, наконец, причисление означенных недель к праздничным 375 , в связи с указанием Ирмологиона на двукратное пение ирмоса в праздничные дни (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010