Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМАС I Дамас I [лат. Damasus] (ок. 304/5, Рим - 11.12.384, там же), св. (пам. зап. 11 дек.), папа Римский (с 1 окт. 366). Согласно Liber Pontificalis , предки Д. были родом из Испании, родители (Антоний и Лауренция) получили статус граждан Рима. Отец Д., овдовев, а по др. версии получив согласие жены на развод, служил в сане диакона в рим. ц. св. Лаврентия, впосл. став субурбикарным епископом. При той же церкви начинал служение и Д. В 355 г. он покинул Рим вместе с папой Либерием (352-366), которого имп. Констанций II (337-361) отправил в ссылку во Фракию из-за нежелания папы осудить на Миланском Соборе 355 г. свт. Афанасия I Великого . В отсутствие Либерия в Риме оставшиеся клирики во главе с архидиак. Феликсом (впосл. антипапа Феликс II ) на особом собрании, в к-ром принимал участие и Д., торжественно поклялись в присутствии мирян, что, «пока Либерий жив, они не примут никакого другого епископа» (Collectio Avellana, N 1; Hieron. Chron. 2365). Однако, когда в 355 г. имп. Констанций утвердил Феликса новым епископом Рима, большинство рим. клириков встали на его сторону, а миряне поддержали Либерия. После смерти Феликса (22 нояб. 365) его сторонники решили не избирать преемника, папе Либерию на нек-рое время удалось восстановить единство рим. клира. 24 сент. 366 г., в воскресенье, Либерий умер. Противники Либерия в тот же день собрались в базилике Юлия (ц. Санта-Мария ин Трастевере) и в присутствии 7 пресвитеров и 3 диаконов избрали новым папой диак. Урсина (366-367), к-рого сразу же рукоположил во епископа Павел, еп. Тибурский. Др. партия римлян собралась на краю Марсова поля в Луцинской базилике (ц. Сан-Лоренцо ин Лучина), где папой был избран Д. Его рукоположение было отложено до следующего воскресенья, 1 окт. Но, узнав вечером о посвящении Урсина, сторонники Д. отправились громить базилику Юлия. Беспорядки в городе, в к-рых были человеческие жертвы, продолжались 3 дня ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 29; Sozom. Hist. eccl. VI 23).

http://pravenc.ru/text/168690.html

Да не внушает тебе высокомудренный помысл ослабить со временем труды, чтобы пред дверьми исшествия не застали тебя обнаженным от добродетелей и чтобы тебе не остаться вне врат Царствия (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. ...Втайне служить всегда, и напоказ людям не делать, но искать только похвалы у Бога... (свт. Василий Великий , 9, 55). Источник. Всеми же начинаниями да руководит вера в Бога, и да сопутствует ей благая надежда, чтобы верою укреплять нам в себе душевную силу, а благою надеждою возбуждать в себе усердие к доброму. Ибо человеческое начинание в рассуждении доброго не совершится без помощи свыше, а вышняя благодать не снизойдет на того, кто не прилагал о сем старания. Напротив того, в совершении добродетели должно соединиться то и другое и человеческое усердие, и помощь, по вере приходящая свыше (свт. Василий Великий , 9, 355). Во всем, что ни сделано нами доброго, душа причины успеха в деле должна приписывать Господу (свт. Василий Великий , 9, 355). Что пользы человеку во вчерашней сытности чрева, если ныне при возродившемся голоде не находит свойственного утешения снедей? Так и душе не пользует вчерашнее доброе дело, если в сей день оставлено исполнение правды (свт. Василий Великий , 10, 91–92). ...Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Положил ты хорошее начало, старайся и кончить хорошо, чтоб получить полную награду (прп. Ефрем Сирин , 30, 197). Источник. День заключает в себе существенность света, но к совершению своему имеет нужду в солнце. Так и добрые дела производятся людьми, но в совершение приводятся Богом (прп. Ефрем Сирин , 30, 245). Бог знает и природу, и произволение, и силы каждого, и всевает слово Свое, и требует дел по мере сил наших... (прп. Ефрем Сирин , 30, 264). Блажен, кто подобным себе рабам доставил духовное веселие плодом добродетелей, которые насадил он трудами своими, чтобы принесли они плод жизни о Господе (прп. Ефрем Сирин , 30, 524). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Града Твери Святыя 354. Святый благоверный князь Михаил Ярославич Тверский чудотворец убиен бысть в лето 6827 месяца ноября в 22 день Спорил с Московским князем Георгием Данииловичем о великом княжении, на которое имел полное право, как дядя Георгия. Очерненный последним пред ханом Узбеком, Михаил был мучительски умерщвлен в Орде 22 ноября 1319 года. Тело его, перевезенное в Тверь, погребено в Преображенском соборе, а в начале XVII века, при возобновлении собора Тверским архиепископом Евфимием, по указанию престарелого священника Феодора, обретены нетленные мощи св. князя. Они почивают открыто в великолепной раке (Ратшин, стр. 519). Наружность св. князя Михаила по старинному подлиннику: волосы с проседью, борода густая; на голове шапка, в правой руке крест, в левой меч в ножнах (Буслаева, Очерки слов. и искус. II, 357). В том же храме погребена княгиня Ксения, мать св. князя Михаила. Она ум. в 1312 году, приняв пострижение. В ризнице собора хранится древний образ св. князя Михаила и блаж. матери его Ксении, которые представлены держащими в руках город (Тверь). Снимок с этого образа приложен к книге священника А. Соколова: «св. кн. Михаил Тверский. Тверь. 1864». Местные жители почитают память княгини Ксении, как молитвенницы за родину (Рассказы из Ист. Р. Цер., стр. 148–149). Первоначальное сказание известно нам в немногих позднейших списках; оно не попало в древние летописи, а позднейшие летописные сборники занесли его на свои страницы уже в переделке XV века. По содержанию и основной мысли это сказание не житие в настоящем смысле слова, а повесть об убиении кн. Михаила в Орде; но его можно отнести к разряду житий, как по сходству литературного стиля, так и потому, что оно целиком легло в основание позднейших переделок, облеченных уже в форму правильного жития ( В.О. Ключевский , стр. 71 и 72). Память празднуется, в день преставления, по соборному определению 1549 года. 355. Святый Арсений Епископ Тверский чудотворец, престаися в лето 6917 месяца марта в 2 день Тверитянин, сын благородных и благочестивых родителей, по смерти их роздал все наследство нищим и ушел в Киево-Печерский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

355. Беседа в день Тезоименитства Благоверного Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича 1858 год В елико время наследник млад есть, ...под повелители и приставники есть, даже до нарока отча ( Гaл. IV. 1–2 ). Сие апостольское изображение воспитываемого наследника привел мне на память Высокий великого Престола Наследник, которого имя в нынешний день особенно возбуждает молитвенные чувствования в миллионах православного народа. Под бдительным попечением Благочестивейших Венчанных Родителей, Он проходит теперь поприще приготовления к подъятию Царственных подвигов, которые предназначает Ему право рождения и Божественный и царственный закон. Да утвердит и совершит в нем надежды Отечества «Вышний, владеющий царством человеческим!» ( Дан. 4:22 ) Мудро воспитанный наследник престола есть сокровище, соблюдаемое для грядущих родов царства. Но что, если мудро воспитанный наследник царства, вступая в царскую деятельность, встретит окрест себя род, воспитанный не мудро и небрежно 870 ? Может ли он поддержать, или устроить благоденствие царства и народа также удобно, как если бы окружен был людьми, воспитанными тщательно и разумно? – Конечно нет. Итак, народ должен благодарить царя, который упрочивает его благоденствие мудрым воспитанием своего наследника: и с тем вместе должен споспешествовать благонамерению царя и своему будущему благоденствию тем, чтобы каждый отец семейства воспитывал своих детей тщательно и разумно, сообразно с своим состоянием и с их способностями. В нынешние времена о предметах, правилах и способах воспитания так много рассуждают, пишут, спорят, что это едва ли не уменьшает доверия воспитателям от воспитываемых, которые слышат их, препирающихся между собою, и видят руководительные книги, недавно одобренные, вскоре осуждаемые другими новыми 871 . – Может быть, это и неизбежно, по причине умножившихся и разнообразившихся требований жизни общественной и частной, которым воспитание должно удовлетворять. Притом гласность некоторые почитают всеобщим врачевством против общественных зол, хотя иногда она бывает и источником общественных болезней, если слишком неудержимо расширяет уста свои не только для правды, но и для неправды. Впрочем, мне заповедано «не словопретися» ( 2Tuм. II. 14 ). Мой долг указать, поколику возможно, родителям и воспитателям на то, что бесспорно истинно, и для всех их доступно и полезно, и на руководительную книгу, которой не оттесняла бы от них никакая другая.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть «Официальной информации об освобождении митрополитов нет» По словам Валентины Ланцевой, утверждения о том, что оба иерарха находятся недалеко от Алеппо в безопасности, - всего лишь слухи 25.04.2013 355 Как сообщалось , вечером 22 апреля 2013 года мир облетела тревожная весть о похищении в Сирии неизвестными вооруженными людьми двух христианских иерархов — митрополита Алеппского Павла (Антиохийский Патриархат) и мар Григория Иоанна Ибрагима, возглавляющего епархию Сирийской Ортодоксальной Церкви в Алеппо. На следующий день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словами поддержки и участия к Блаженнейшему Патриарху Великой Антиохии и всего Востока Иоанну X и главе Сирийской Ортодоксальной Церкви Патриарху Игнатию Закке Ивасу. Соответствующие послания также направил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к Президенту России , прося его предпринять все возможные усилия для скорейшего освобождения сирийских иерархов. С решительным осуждением захвата христианских лидеров Алеппо выступило Министерство иностранных дел Российской Федерации. Святейший Патриарх Кирилл также обратился с посланиями к президенту США Бараку Обаме, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Пан Ги Муну, председателю правительства Турецкой Республики Реджепу Тайипу Эрдогану. Между тем, в тот же день в лентах «Франс Пресс» и «Рейтер», а затем и в ряде других иностранных информационных агентств и вещательных кампаний стали появляться сообщения о том, что похищенных христианских иерархов якобы освободили и они вот-вот вернутся или уже вернулись в Алеппо. Эти сообщения воспроизвели средства массовой информации в разных странах мира, в том числе в России, отмечает Патриархия.ru. Однако, как сообщили авторитетные источники в Антиохийском Патриархате и Сирийской Ортодоксальной Церкви, распространяемая информация является ложной. Так, согласно сведениям, которые Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата сообщил заведующий сиро-яковитской патриаршей курией митрополит мар Дионисий Иоанн Кавак, митрополит Алеппский Павел и митрополит мар Григорий Иоанн Ибрагим по-прежнему находятся в плену, в настоящее время ведутся переговоры об их освобождении.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/25/of...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИДОР [греч. ντδωρον - вместо Даров], в визант. обряде части агничной просфоры , оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца ; одна из святынь правосл. Церкви. Регулярно обычай вкушения А. отмечается уже в памятниках Студийского устава , где термин «А.» еще не является устоявшимся и часто заменяется термином «евлогия» (ελογα - благословение), употребляемым в литургических текстах и в др. значениях. Древнейшее упоминание - в «Ипотипосисе», составленном одним из учеников прп. Феодора Студита (IX в.), где указывается принятие братией евлогии по окончании изобразительных ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 233). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. 330, XII в.) указывает, что после окончания утреннего богослужения перед трапезой братия принимает «благословение» (букв. перевод греч. ελογα): в дни, когда на утрене поется Бог Господь, а на часах нет кафизм (т. е. в праздничные и полупраздничные дни),- после литургии; в дни, когда на часах есть кафизмы,- после литургии, 6-го и 9-го часов и т. н. «Блаженных» (т. е. чина изобразительных) (Л. 197об.). Среди указаний о порядке служб на 1-й седмице Великого поста присутствует следующее: «Во всю первую неделю всегда, по вечерни и по литургии [преждеосвященных Даров] благословение братия приимше входят на трапезу» (Л. 207об.); в главе о богослужении навечерия Богоявления также имеется указание о «благословении»; особо отмечается, что вкушение А. в этот день происходит по окончании чина водоосвящения и только после вкушения великой агиасмы (Л. 126 об.). Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. упоминает об А. в главах, посвященных навечериям Рождества Христова, Богоявления и Петрову посту ; указывается, что в навечерие Богоявления, случившееся в день седмичный, вкушение А. происходит только после освящения воды ( Дмитриевский. Т. 1. С. 355, 380-382). А. можно видеть в упоминаемой в «Ответах» (1105) Патриарха К-польского Николая III Грамматика (PG. 138. Col. 918, 949) «частице возносимого хлеба» (κλσμα ψωμνου ρτου), поскольку в своих 13-м и 14-м правилах Патриарх Николай отличает «возносимый хлеб» от проч. просфор: он раздается после литургии тем, кто постился, вкушать его предписывается с молитвой и страхом Божиим. Согласно Патриарху Николаю, те, кто по к.-л. причинам отлучен от Причащения, отлучаются от вкушения и этого хлеба.

http://pravenc.ru/text/115712.html

Скачать epub pdf Разные Похвальные беседы на праздники Господни и святых 355. Время празднования Рождества Христова На день Рождества Спасителя. Три доказательства того, что праздник Рождества Христова должно совершать не в январе 6-го, как это было до 376 года, а в декабре 25-го. I. Праздник Рождества Христова, как отдельный от Богоявления, содержится у всех христиан; те же, которые раньше не имели его, при первой вести о нем, стали все содержать его. II. Перепись Августа, во время которой благоволил родиться Христос, на основании верных документов, хранящихся в Риме, произошла именно в декабре. III. Благовестие Архангела Захарии о рождении Предтечи произошло в праздник Кущей, ибо только в этот день Первосвященник имел право входить за внутреннюю завесу и оставаться там один, совершая очищение стоявшего вне народа. Праздник же Кущей совершался в конце сентября, после него, то есть в октябре зачала Елизавета; в месяц шестый, то есть март, послан был Архангел с благовестием к Марии, и совершилось воплощение Слова; а чрез 9 месяцев, то есть в декабре, последовало и Рождество Христово. Минь. Т. II. С. 350 Творения Т. II. С. 394 своими словами 356. Воплощение Иисуса Христа на подобии лучей солнца. – Если солнце, тленное тело, испускает повсюду лучи, касаясь грязи, нечистот и многих других подобных вещей, от прикосновения к этим телам нисколько не повреждается в чистоте своей, но опять собирает чистыми лучи свои, сообщая свои совершенства многим из воспринимающих его тел, само же не получая ни малейшего зловония и осквернения, – то гораздо более Солнце правды. Владыка бестелесных сил, войдя в чистую плоть, не только не осквернился, но и ее сделал еще более чистою и святою (см.: Лев. 26:12 ; 2Кор. 6:16 ; 1Кор. 3:16 ). Минь. Т. II. С. 360 Творения Т. II. С. 402 357. Как приступать к Святому Причащению Намереваясь приступить к страшной и божественной этой трапезе и священному тайнодействию, делайте это со страхом и трепетом, без шума, не беспокоя и не толкая ближних, потому что служит знаком крайнего безумия и необыкновенного презрения и навлекает на поступающих так великое наказание и отмщение. Представь, человек, какой намереваешься ты касаться жертвы, к какой приступить трапезе; обрати внимание, что ты, земля и пепел, причащаешься крови и тела Христовых… Здесь нужны великий мир и спокойствие, а не шум, гнев и смятение, так как это делает приступающую душу нечистою… Будем же приступать с трепетом, тихо и с надлежащим благочинием, как приближающиеся к Царю небесному; приняв же непорочную и святую жертву, будем лобызать ее, обнимать ее глазами и согревать свой дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл совершил панихиду у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II 05.12.2022 355 Время на чтение 3 минуты Фото: Monasterium.ru Сегодня, 5 декабря, в четырнадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду у гробницы своего приснопамятного предшественника в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. В этот день раннюю Божественную литургию в Богоявленском соборе возглавил заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан. Позднюю Литургию совершил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении митрополита Липецкого и Задонского Арсения, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, настоятеля Богоявленского собора архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы, столичного духовенства. За панихидой Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; епископ Луховицкий Евфимий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы, председатель Синодального миссионерского отдела; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилл; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского собора (регент — А.К. Майоров). Заупокойное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

http://ruskline.ru/politnews/2022/12/05/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Мы не поверили, как не верили с первого слуха ни одному дурному известию, но на следующий день появился в газетах манифест об отречении, изложенный теми простыми и великими словами, которыми умел говорить один Государь» (Татьяна Мельник (рожденная Боткина). Воспоминания о Царской Семье и ея жизни до и после революции. Белград, 1921. С.30). 2. Есть законно. Принято в силу исполнения Царем Его личного долга. Царь не обязан был защищать свою власть над Россией. Это была обязанность всех до единого военных и гражданских чинов, дававших присягу служить ему лично до последней крайности, то есть до смерти. В его же обязанности Царя этот пункт – беречь свою власть и не сходить с престола – не входил. Он имел право отречься в пользу брата ради блага Родины. Беззаконный обман относительно положения в стране, учиненный теми людьми, докладам которых Царь верил, не делает Царя участником обмана. Царь зафиксировал свое решение на бумаге и пометил эту бумагу временем принятия решения: 15 часов 5 минут 2 марта. Но даже если эта бумага — Акт Отречения — нелегитимна перед буквой законов Российской Империи, даже если и само Отречение не предусмотрено никакими правовыми нормами, оно все равно законно перед Богом, как совершенное Его Помазанником по законным мотивам, составлявшим предмет Его обещания Богу — благо народа: недопущение внутреннего кровопролития, защита подданных от греховного падения в бунт и братоубийство перед лицом внешнего супостата. Уверенность, что Его уход — благо, окончательно созрела в Государе после получения телеграмм начальников фронтов. «В конечном счете фактором, перевесившим в решении царя, стал совет его генералов. Для Николая каждая из этих телеграмм была более значительной, чем дюжина посланий от Родзянко. Они были его товарищами по оружию, его друзьями, его бравыми воинами. Николай любил армию и также искренне любил свою страну. Он заботился о победе в войне больше, чем о своей короне. Начать гражданскую войну, когда русские будут убивать русских, а ненавистные немцы тем временем будут наблюдать это — эта мысль была отрицанием всего, во что он глубоко верил. Если это было мнение его генералов, то высшим актом патриотизма, какой он мог исполнить, было отречение». (Роберт Мэсси. Николай и Александра. Москва, Интерпракс, 1990, с. 355).

http://moral.ru/otrechenie-gosudaria/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЗИДЕРИЙ [лат. Desiderius; франц. Didier, Dizier], св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция). Свт. Афанасий I Великий упоминает Д. в числе галльских епископов, подписавших определения Сардикийского Собора (343), но в работе Собора лично не участвовавших ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 37). В 346 г. Д. направил своего представителя на Собор в Колонии Агриппине (совр. Кёльн, Германия), к-рый низложил местного еп. Евфрата по обвинению в арианской ереси. Мученическая кончина Д. описана в нач. VII в. лингонским пресв. Варнахарием по просьбе Керавна, еп. Паризиев (совр. Париж). Согласно Варнахарию, Д. вместе с клириками и паствой был убит при взятии и разорении г. Лингоны «королем вандалов Кроком». Свидетельствуя об убиении Д. и лингонских христиан варварами, Варнахарий перепутал факты нападения на галльские города и герм. племена, принимавшие в них участие. Крок (Хрок) был королем алеманнов, разоривших Галлию в 60-х гг. III в., вандалы появились там в 407 г. Оба этих герм. вторжения не согласуются с датировкой жизни Д. (сер. IV в.). Вероятно, гибель Д. относится к 355-357 гг., когда, по словам Аммиана Марцеллина , отряды варваров, преимущественно алеманнов, разоряли земли и города Сев. Галлии ( Amm. Marc. Rer. gest. XV 5; XVI 2). К VII в. Д. уже почитался в Лингонах: его имя значится в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (ок. 595). В IX в. в результате смешения Д., еп. Лингонского, с более известным Дезидерием , еп. Вьеннским, в нек-рых рукописях Мартиролога блж. Иеронима день памяти был перенесен на 23 мая (это отразилось в каролингских месяцесловах Адона Вьеннского, Узуарда ). Впосл. ошибка была закреплена в Римском Мартирологе, а также в месяцеслове Лангрского еп-ства, утвержденном в 1480 г., и в Лангрском бревиарии (изд. в 1604), по к-рому Д. положена отдельная служба (officium proprium).

http://pravenc.ru/text/171581.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010