Она писала: «Ныне молим вашу святость: помогите нам вашей силой и мужеством одолеть врага и освободить столицу». Торникий отказывался на том основании, что он монах. Но великий наставник монахов преподобный Афанасий сказал ему: «Мы все дети одного отечества и обязаны защищать его. Наша обязанность – ограждать отечество от врагов молитвами. Но если верховная власть признает нужным употребить на пользу общую и руки наши и грудь, мы беспрекословно должны повиноваться… Если ты не послушаешь царя, то будешь отвечать за кровь твоих соотечественников, которых ты не хотел спасти, и за разорение храмов Божиих…». Царь южной Грузии Давид († 1001) вручил Торникию отборное войско в 12 тысяч человек. Торникий, напутствуемый общими молитвами и благословениями, сел на корабль со всем войском в гавани Трапезунда и отправился сражаться против Варды Склира. В скором времени произошла ожесточенная битва на равнине, омываемой рекой Галисом, в Малой Азии. Торникий силой Христовой победил неприятеля и гнал его до пределов Персии, взял в плен знатных вельмож, державших сторону изменника, восстановил законную власть на всем Востоке и водворил мир в империи. Исполнив долг, Торникий вернулся в свою обитель. Слово akedia, которое в древнегреческом языке значило «небрежность, беззаботность», стало богословским понятием после того, как авва Евагрий Понтийский (345–399) при построении классификации восьми смертных страстей стал использовать его для названия шестой страсти – уныния: «Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первый помысел – чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда, третий – сребролюбия, четвертый – печали, пятый – гнева, шестой – уныния, седьмой – тщеславия, а восьмой – гордыни» (Слове о духовном делании. 6). Авва Евагрий указывает на демонический источник этих губительных страстей: «Бес уныния, который также называется «полуденным» ( Пс. 90:6 , есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

333 . The Eucharistie Dogma. Trans, and abridged by N. Hill. – Sobornost. 1960, .p. 4, 2, p. 66–77. 334 . Письмо H. А. Бердяеву. – Мосты, 1961, 8, с. 255. 335 . Письмо Л. И. Шестову. – Там же, с 259. 336 . Зов Апостольства. (Слово на день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня). – Русско-американский православный вестник, 1963, 7, с. 97, 109–110. 337 . Das Eucharistische Dogma. – Kyrios, 1963, Nr. I, S. 32–57; Nr. 2, S. 78–96. (См. 191). 338 . Православие. Очерки учения Православной Церкви. Paris, YMCA-Press, 1965. (Опубликованы сначала на фр. яз. – см. 226). Л. Зандер. Отец Сергий Булгаков . Краткий очерк его жизни и творчества (с. 5–26). Церковь (с. 27–42). Церковь как Предание (с. 43–92). I. Священное Писание и Священное Предание. II. О каноне. III. О церковном Предании. О церковной иерархии (с. 93–133). О внешнем непогрешительном авторитете в Церкви (с. 133–200). Единство Церкви (с. 201–214). Святость Церкви (с. 215–222). Вероучение (с. 223–242). О таинствах. Освящающая сила Церкви (с. 243–252). Почитание Богоматери и святых в Православии (с. 253–276). Богослужение в Православии (с. 277–296). Икона и иконопочитание в Православии (с. 297–307). Мистика в Православии (с. 308–323). Этика в Православии (с. 324–330). Православие и государство (с. 331–344). Православие и хозяйственная жизнь (с. 345–369). Православие и апокалиптика (с. 370–379). Православная эсхатология (с. 380–390). Православие и инославие (с. 391–399). Заключение (с. 400–403). 339 . Божественная София.· (Агнец Божий. Фрагмент). – В сб.: С. Л. Франк . Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. Вашингтон – НьюПорк, Inter-Language Literary Associates, 1965, 8, p. 213–222. 340 . Les Miracles de l " Evangile. – Le Messager orthodoxe, 1965, N. 31, p. 5–16. 341 . La resurrection. – Le Messager orthodoxe, 1966, N. 36, p. 2–20. 342 . Meine Ordination. – Kirche in Osten. 1966, Nr. 9, S. 22–30. 343 . The Church as Tradition. – New York, Métropolitain Council Publications Committee, 1966. (Orthodox Education Service, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

О. А. Родионов, Д. Чешмеджиев,Э. П. Ц. Прп. Петр Ивер. Тонолитография. 1896 г. Основание первых груз. мон-рей предание относит ко временам равноап. Нины (2-я - 3-я четв. IV в.): при царе Картли св. Мириане - жен. мон-рь Самтавро в Мцхете, при его сыне Бакаре - жен. мон-рь Бодбе. Само имя просветительницы Грузии св. Нины (груз. [Нино], арм. [Нунэ]) нек-рые исследователи этимологически возводят к лат. nonna (монахиня, инокиня). Поздние груз. источники прямо называют ее монахиней, однако остается открытым вопрос о том, где св. Нина начала свой монашеский путь и к какой монашеской традиции принадлежала. В грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли, V-VII вв.), посвященной описанию обращения грузин в христианство в 1-й пол. IV в., сообщается, что в Мцхете св. Нина организовала жен. общину, в к-рую входили 12 ее учениц (Мокцеваи Картлисай//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. C. 86, 115; Aleksidze. 1997; Обращение Картли святой Нино//Картлис Цховреба. 2008. С. 47-48, 58). По мнению нек-рых груз. ученых ( Tarchnisvili. 1958. С. 307; Кекелидзе. Зарубежный груз. мыслитель. 1960), первым грузинским монахом был Евагрий Понтийский (ок. 345 - ок. 399). Однако др. исследования позволяют считать эту т. зр. необоснованной ( Lemm. 1906; Amelineau. 1914). Благодаря деятельности Петра Ивера в V в. на Св. земле стали появляться груз. монашеские общины. Мон-рь, основанный им в Иерусалиме недалеко от башни Давида у Яффских ворот, назывался «монастырь иверов» ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi//Petrus der Iberer. 1895. S. 45). Существуют косвенные свидетельства того, что впосл. его населяли монахи - выходцы из Грузии. Сохранились упоминания не просто об отдельных аскетах, но о группах груз. монахов, подвизавшихся в V-VI вв. в Сирии и Палестине, в частности в мон-рях прп. Симеона Столпника Старшего ( Anton. Vita Symeon. Stylit. 1908. S. 8), прп. Симеона Столпника Младшего (Vita Sym. 89//Груз. агиогр. памятники. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 260) и в Великой лавре прп. Саввы Освященного (в последней грузины совершали богослужение на родном языке) ( Gregory (Peradze). 1937. P. 181-184). С VI в. источники начинают упоминать о груз. монахах на Синае ( Anast. Sin. Narrat. 1902. S. 65).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ [греч. Εϒριος Ποντικς] (ок. 345, г. Ивора Понтийская (совр. Сев. Турция) - ок. 399, пустыня Келлии (Египет)), монах, аскетический писатель, богослов. Жизнь Источники Помимо скудных автобиографических данных, содержащихся в сочинениях Е. П., основными источниками сведений о его жизни являются «Лавсаик» еп. Палладия Еленопольского ( Pallad. Hist. Laus. 38); копт. пространная версия «Лавсаика», написанная анонимным автором V в. (изд.: Am é lineau E., ed. De Historia Lausiaca. P., 1887. P. 104-124); «Изречения отцов» (Apophthegmata Patrum. Col. 173-176); анонимная «История египетских монахов» (Hist. mon. Aeg. 20. 80-87) и основанная на ней «История монахов» Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist. mon. 27); анонимное арм. Житие ( Blanchard et al. 2000/2001. P. 25-37); письма современников Е. П.- свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Ep. 3//PG. 37. Col. 24; Idem. Testamentum//PG. 37. Col. 393) и блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 133. 3 и др.); сообщения церковных историков Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23), Созомена ( Sozom. Hist. eccl. VI 30) и Геннадия Марсельского ( Gennad. Massil. De script. eccl. 11). Из исследований нового и новейшего времени см.: Ceillier. 1860. P. 110-119; Z ö ckler. 1893; Sarghissian. 1907. P. 1-8; Guillaumont A. et C. 1960. Col. 1731-1733; 1965. S. 1088-1107; 1971. N 170. P. 21-28; Bunge. Briefe aus der Wüste. 1986. S. 17-111; 2005. С. 9-19; O " Laughlin. 1987. P. 6-71; Nie ci o r. 1998. P. 87-103; Vivian. 2000. P. 8-23; Guillaumont A. 2004. P. 13-177. Юность и константинопольский период Отец Е. П. был хорепископом . Вероятно, он был в тесных дружеских отношениях с семьей свт. Василия Великого , фамильное имение которого Анниса располагалось недалеко от Иворы, родного города Е. П. Предполагают, что 1-я встреча Е. П. со свт. Василием и его другом свт. Григорием Богословом произошла во время пребывания последних в 357-358 гг.

http://pravenc.ru/text/180865.html

Источником для этой части послужили трактат Practicus 23 знаменитого теоретика восточного монашества Евагрия Понтийского (345–399 гг.) – и его же De octospiritibusmalitiae (“О восьми духах злобы”) 24 . 2 . Collationes (“Собеседования”, PL 49, 477–1328) 25 . Это сочинение было написано в три приема и состоит из трех частей. Вскоре после написания De institutis 26 преподобный Иоанн написал первую часть, включавшую в себя 10 Собеседований, которые он посвятил брату епископа Кастора епископу Леонтию Фрежюскому (Fryjus, епископ Кастор к тому времени уже скончался) и монаху Элладию, также впоследствии ставшему епископом (см. Собесед., ч. 1, предисл.). Затем, ок. 426 г., преподобный Иоанн написал вторую часть, включавшую в себя еще 7 Собеседований и посвященную Гонорату, настоятелю Леринского монастыря, впоследствии епископу Арльскому (с конца 426 г.) и монаху того же монастыря Евхерию, впоследствии епископу Лионскому (см. Собесед., ч. 2, предисл.). Наконец, вскоре после этого, ок. 427 г. была написана третья часть, включавшая в себя еще 7 Собеседований и посвященная четырем монахам, жившим на островах недалеко от Марселя – Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору, впоследствии епископу Фрежюскому (см. Собесед., ч. 3, предисл.). Таким образом, общее число Собеседований составляет 24. Они находятся в непосредственной связи с первым трактатом преподобного Иоанна, но в отличие от него посвящены внутренней жизни монаха 27 и представляют собой записи духовных бесед преподобного Иоанна со знаменитыми египетскими подвижниками – аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Особенно интересны 1-е собеседование, посвященное целям монашеской жизни; 9-е и 10-е, о молитве; 13-е, о покровительстве Божием, где рассматривается вопрос, какую роль в спасении играет свободная воля человека (здесь преподобный Иоанн ведет скрытую полемику с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли); 14-е, о деятельной и созерцательной жизни; 23-е, о последствиях грехопадения. Сокращенный вариант двух указанных сочинений преподобного Иоанна впоследствии был составлен Евхерием Лионским (PL 50, 867–894).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Евагрий Понтийский , родившийся около 345 г., был посвящен во чтеца св. Василием; св. Григорий Нисский рукоположил его в диакона и он сопровождал св. Григория Богослова в Константинополь в 380 г. Несмотря на тесные связи с тремя великими каппадокийцами, особенно со св. Григорием Богословом , которого Евагрий считал своим учителем, сформировался он прежде всего читая Оригена . В 383 г. он приезжает в Египет, поступает в один из нитрийских монастырей, но скоро покидает его в надежде обрести в Скитской пустыне, к западу от Дельты, благоприятную среду для созерцательной жизни. В этой «пустыне келлий», организованной св. Макарием, учеником св. Антония, он постарался осуществить идеал созерцательной жизни, намеченный Оригеном . Евагрий умер в 399 г., заслужив признание как великий учитель созерцательной жизни. Он оставил труды, которые служат учебниками духовной жизни, в которых мысли Оригена о христианском совершенстве, приспособленные для монашеского пользования, даны в сжатой, ясной форме аскетических и мистических афоризмов. Именно Евагрию принадлежит заслуга введения в аскетическую литературу формы «сотниц», сборников из ста глав или определений. Но также благодаря ему в духовную жизнь вошел преодоленный в догматическом плане интеллектуализм Оригена, который хотя обогатил христианскую аскетику, но и создал в ней новые трудности. В этом странность судьбы Оригена: испытывать постоянные нападки и в то же время обращать тех, кто борется с его воззрениями. Первым обвинил Евагрия в оригенизме блаж. Иероним. Но осужден Евагрий будет только через 150 лет, на V Вселенском соборе, одновременно с Оригеном . Тем не менее его сочинения, переведенные на сирийский, коптский, латинский языки, продолжали хождение в монашеской среде иногда под прикрытием имени, скажем, св. Василия или преп. Нила Синайского . Св. Максим и другие воспользуются Евагрием, не упоминая его имени, но сознавая богатство его учения, несмотря на его эллинистический изъян, т. е. интеллектуалистическую мистику. В наши дни все более и более начинают осознавать основополагающую роль, которую Евагрий сыграл в истории христианских учений о духовной жизни. Его литературное наследие чрезвычайно возросло благодаря находкам его сочинений, остававшихся неизвестными, а также идентификации текстов, до сих пор известных под ложными авторскими именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

396. Платон (Городецкий) , митрополит. Слова и речи, сказанные во время управления Херсонской епархией с июня 1878 г. по май 1880 г. Три слова о ходатайстве святых. Киев, 1883. – 189 с. 397. Платон (Городецкий) , митрополит. Христос Воскресе! Слова на Святую Пасху. Киев, 1890. – 43 с. 398. Платон (Казанский), архимандрит. Беседы на молитву Господню и на некоторые избранные места Свящ. Писания. Тверь, 1844. – 106 с. 399. Платон (Казанский), архимандрит. Слова и беседы. Тверь – 395 с. 400. Платон (Левшин) , митрополит. Полное собрание проповедей. В 2–х томах. СПб., изд. Сойкина. – (1680 с.). 401. Платон (Фивейский) , архиепископ. Собрание нескольких слов, поучений и речей. Кострома, 1869. – 219 с. 402. Плотников К. Миссионерские поучения по Прологу Январь–декабрь. В 3-х выпусках. СПб., 1904–1905. – (226 с.). 403. Поликарп (Гайтанников), архимандрит. Беседы и слова М 1835. – 345 с. 404. Полисадов П., протоиерей. Проповеди. В 4-х книгах. СПб., – (1429 с.). 405. Полканов И., священник. Поучения для простого народа. Симферополь, 1881. – 151 с. 406. Поляков П, священник. Пролог в поучениях и рассказах СПб., 1909. – 156 с. 407. Полянский И., священник. Церковные беседы миссионера. М., 1899. – 148 с. 408. Попов В. Симеон Полоцкий как проповедник М., 1886. – 96 с. 409. Попов Е. , священник. Поучительные беседы и слова. М., 1852. – 261 с. 410. Попов Н. , священник. Поучения к сельским жителям, среди которых живут старообрядцы. Вологда, 1889. – 100 с. 411. Поспелов И., протоиерей. Как жить по православной вере? (Домашние беседы пастыря с простыми людьми). Кострома, 1876. – 130 с. 412. Поспелов И., протоиерей. Поучения и речи на праздники Богородичные, в честь святых, на дни царские, при требах и на разные случаи. Кострома, 1879. – 243 с. 413. Поспелов И., протоиерей. Поучения и речи. Поучения на праздники Господские, на дни воскресные и дни Великого поста. Кострома, 1884. – 279 с. 414. Поучение святительское к новопоставленному иерею. М., 1895. – 192 с. 415. Поучения, говоренные в Ново–Архангельском соборе, на острове Ситхе. М., 1865. – 248 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Алексей Нестерук Глава II. Особое место богословия по сравнению с другими науками: святоотеческое понимание против современного Богословие как опыт богообщения: как святые отцы понимали богословие Оксфордский словарь (1990) дает богословию следующее определение: это «наука религии, особенно христианской». Поскольку в этом определении задействовано слово «наука», возникает вопрос: можно ли назвать богословие наукой в том же смысле, что и физику, биологию, психологию или социологию? История свидетельствует о том, что это определение богословия как особого предмета, которому можно учить и учиться, не совсем то, что имели в виду отцы церкви, когда они употребляли термин theologia. Термин «богословие» (или «теология») взят не из Писания: его нет ни в Ветхом Завете, ни в Новом. Апологеты II века относились к этому слову с некоторым подозрением, так как тогда считалось, что оно, подобно греческой философии, относится к рассуждениям о языческих богах. Термин «богословие» был введен в христианский контекст и узаконен Оригеном и Климентом Александрийским , которого некоторые авторы считают основоположником богословия 178 . Климент ввел философию в область веры с тем, чтобы установить более «научную и точную веру», – по Клименту, богословие, или наглядную веру, то есть знание (гнозис). Универсального же, общего для всех отцов определения «богословия» в греческой патристике не существует. Святые отцы разделяли мнение о том, что богословие – это систематическое изложение христианского вероучения, но каждый из них выражал свой подход к нему по-своему. Например, ярким контрастом дискурсивного определения богословия у Климента является известное изречение Евагрия Понтийского (ок. 345–399) о том, что богословие – это молитва: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если ты истинно молишься, то ты богослов» 179 . В этом изречении заключена бесценная мысль о том, что истина, являющаяся предметом богословских изысканий, достижима только через личное в ней участие через молитву – молитву, составляющую живой опыт истины, только в ней и возможный. В приведенной цитате Евагрий развивает мысли своего учителя св. Григория Богослова (Назианзина) о том, что необходимые предпосылки богословия – аскетическая жизнь, добродетель и нравственное очищение 180 . Говоря более категорично, богословие невозможно без очищения (katharsis). Ссылку на это определение богословия можно найти в Новом Завете: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

– 1860. – Вып. 6. – С. 81–84. 19 . Барсов Н. И. Архимандрит Макарий Глухарёв//Энциклопедический словарь «Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон. – СПб., 1896. – Т. 18. – С. 398–399. 20 . Беляев А. А. Организация наших миссионерских учреждений//Душеполезное чтение. – 1890. – Ч. 1, март. – С. 345–352; – Ч. 2, май. – С. 82–91, 215–221. 21 . Библия , или книги Священного Писания, переведенные с еврейского подлинника на русский язык архимандритом Макарием (Глухарёвым): Писарский список. Т. 1–3. – 1850–1854 гг. – (НИОРРГБ.Ф. 178. К. 1649. Ед. хр. 1–3. – 402 л., 374 л., 482 л.). 22 . Бородавкин А., Храпова Ю. Ю. К вопросу о культурно-просветительной деятельности архимандрита Макария (М. Я. Глухарёва) – идеолога и основателя Алтайской духовной миссии//Алтайский сборник. – Барнаул, 1992. – Вып. 15. – С. 14–21. 23 . В Орловскую ученую архивную комиссию, члена комиссии, священника законоучителя Илии Ливанского, сообщение//Труды Орловской учёной архивной комиссии. – 1894. – Вып. 3. – С. 1–3, 5–30; Вып. 4. – С. 17–20. 24 . Вальмон С. Некоторые сведения о крайней бедности алтайских новокрещёных: (Отрывок из миссионерской записки)//Православный благовестник. – 1904. – 2, январь. – С. 74–80. 25 . Ванина И. Ю. О проектах миссионерской работы в Сибири//Исторические судьбы православия в Сибири. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. техн. ун-та, 1997. – С. 30–34. 26. Введенский Д. И.  Апостол Алтая (Макарий Глухарёв) и дети. – Сергиев Посад, 1916. 27 . Вербицкий В., прот. Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю пятидесятилетнего ее юбилея (1830–1880 гг.)//Памятная книжка Томской губернии 1885 г. – Томск, 1885. – С. 142–221. 28.Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. – Переизд. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2001. 29 . Иннокентий (Соколов), архиеп. Алтайская духовная миссия в 1907 году. – СПб., 1907. 30 . Исторические судьбы православия в Сибири. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. технического ун-та, 1997. 31 . Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни, состоящей в Курской епархии и губернии в Путивльском уезде составленное Николаем Самойловым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Su doctrina sobre el ascenso del alma al cielo traslada al período terrenal lo que otros autores habían situado «post mortem.» Eso convierte a Ammonas en un precursor del misticismo cristiano. Ammonio de Alejandría Contemporáneo de Orígenes y autor de un tratado sobre la Armonía entre Moisés y Jesús que, presumiblemente, se escribió para combatir a los gnósticos, que negaban la unidad entre los dos Testamentos. Tanto Eusebio como Jerónimo lo confundieron con el neo-platónico Ammonio Saccas. Anastasio Papa (399–401) que, a petición de Teófilo, patriarca de Alejandría, convocó en torno al 400 un sínodo en el que se condenó parte de la teología de Orígenes. Al igual que su antecesor Silicio, mantuvo una relación especial con el obispo de Tesalónica para evitar que la Iliria oriental cayera bajo la influencia de Constantinopla. Cuando los obispos de África le suplicaron que se relajaran las medidas tomadas contra los donatistas, recomendó a éstos (401) que mantuvieran una actitud de fuerza frente al donatismo, consejo que los obispos africanos ignoraron. Se le atribuyen algunas reformas litúrgicas. Andrés Uno de los doce apóstoles al que se atribuyeron un Evangelio y unos Hechos apócrifos. En relación con la primera obra, parece establecido su contenido gnóstico y es posible que a ella se haya referido Agustín de Hipona en Contra adversarios legis et prophetarum I, 20. Los Hechos de Andrés son mencionados por Eusebio (HE III, 25, 6) como obra herética. Es posible que su autor fuera Leukios Cariños y que la fecha de redacción pueda fijarse en torno al 260. La obra no ha llegado a nosotros sino fragmentariamente. Anfiloquio de Iconio Vida: Nació en Diocesarea de Capadocia entre el 340 y el 345. Asistió en Antioquía a las clases de Libanios y se graduó como abogado en Constantinopla en torno al 364. Seis años más tarde concibió el deseo de vivir como ermitaño, actividad de la que se vio arrancado en el 374 por Basilio. En esa fecha fue consagrado obispo de Iconio y primer metropolitano de la nueva provincia de Licaonia.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/diccio...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010