Для Евсевия безусловно, что войны и мятежи являются результатом социальной разобщенности, выражением которой является политеизм. В то же время Империя несет с собой мир, объединение народов под одной властью и одним законом, что создает благоприятные условия для проповеди единой веры. 332 Несмотря на отказ многих христианских писателей (в том числе Сульпиция Севера и Августина) «замечать» синхронизм «Христос – Август», ко времени Орозия сама идея о том, что Империя создана для проповеди Евангелия, становится одной из важнейших и в латинской христианской литературе. Так, Иероним в «Толковании на пророка Михея» (389/392 гг.), не оговариваясь о временном совпадении прихода в мир Христа и рождения Римской империи, со всей настойчивостью утверждал, что «единая Империя создана для проповеди единого Бога» (ad praedicationem unius Dei singulare Imperium... constitutum: Hieron. Comm. in Mich. I.4.1–7). Несколько же лет спустя Иероним в «Толковании на Исайю» (408/409 гг.) упомянет и имя Августа, принесшего мир, в связи с рождением Христа (Hieron. Comm, in Esaiam. I.2.4). 333 Доказательство богоизбранности Рима Орозий начинает задолго до рассказа о приходе к власти Октавиана Августа. В четвертой книге, рассказывая о сражении за Рим в ходе Второй Пунической войны, Орозий, объясняя неудачи Ганнибала, говорит об открытом вмешательстве Бога в ход событий на стороне римлян. В самый напряженный момент сражения, когда Ганнибал «бросил в битву все силы... неожиданно из туч хлынул такой страшный ливень, смешанный с градом, что приведенные в замешательство войска, с трудом неся оружие, отступили в свои лагеря» (IV.17.4–5). Для христианского историка бесспорно то, что «с небес в виде дождя пришло Божественное покровительство» (IV.17.9), а Рим был спасен исключительно «ради обретения будущей веры» (IV.17.11). Вновь о помощи небес римлянам Орозий пишет в следующей книге, рассказывая о сражении консула Мария с Югуртой: «И когда окруженные враги в очередной раз не только потрепали первые ряды консульского войска, но и, пуская вдаль стрелы, нанесли урон его центру, и когда приведенных в смятение римлян, кроме всего прочего, до крайности изнурили жар солнца, нестерпимая жажда и царящая вокруг смерть, внезапно та известная для римлян по войне с африканцами посланная небом помощь в виде непогоды и дождя принесла им неожиданное спасение» (V.15.15).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

386 Cp. E. Schurer, Geschichte des judischen Volkes II, S. 466: «К Мессии была применена господствовавшая в иудействе мысль, что совершенный праведник не только исполняет все заповеди, но еще и умилостивляет страданиями допущенные грехи, причем излишнее страдание праведников служит на пользу другим». 388 В Pesikta Rabbati сохранилось даже такое восклицание патриархов: «О! Ефрем, Мессия, праведность наша! Хотя мы твои отцы, но ты много больше (лучше) нас, потому что подъял грехи (наши и) детей наших». См. Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 67; G.H. Dalman, Der leidende und der sterbende Messias, S. 63. 389 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 73, 74, 76. G.H. Dalman, Der leidende und der sterbende Messias, S. 52. 390 G.H. Dalman, Der leidende und der sterbende Messias, S. 52, где – в связи с некоторыми другими соображениями – отсюда выводится, что тут речь собственно о телесных удручениях. 391 Ср. трактат I, стр. 44–47 и прим. 87; F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 344–346=Jüdische Theologie, S. 360–362. G.H. Dalman думает (Jesaja 53, S. 9), что вообще «die Synagoge ist der Beziehung von Jesaja 53 auf den Heilsmittler nicht allgemein gefolgt» (ср. прим. 332 на стр. 655), допуская однако (S. 2. 20), что отношение этой главы к Мессии «auf kein Fall kann vollständig unjüdisch sein». 394 Вероятно, поэтому и время пришествия Мессии называется – «концом искупления». См. S. Schechter, Studies in Judaism, p. 424, not. 8 to «Nachmanides». 395 Это признает даже O. Pfleiderer, когда говорит, что «первохристианская община мыслила о спасительной силе смерти Христовой» так, что «die sündentilgende Wirkung des Leidens der Gerechten sollte für die Ihrigen nicht etwa an die Stelle ihrer eigenen Gesetzt Gerechtigkeit treten, sondern vielmehr unter Voraussetzung des relativen Vorhandenseins einer solcher nur ergänzend zur Deckung ihrer Mängel und Lücken hinzutreten» (Das Urchristentum, S. 21). Cp. прим. 309 на стр. 384. 397 Aug. Wünsche, Die Leiden des Messias, S. 88. Cp. A. Fr. Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils II, S. 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С. 50–71. Что касается других рассказов негреческих очевидцев взятия Константинополя, то их список см. в: Gibbon (ed. Bury). Vol. VII. P. 332 ff. и Vasiliev . History. P. 649. О сообщениях турецких источников: Moschopoulos A . Le siège et la prise de Constantinople selon les sources turques//Le cinq-centième anniversaire de la prise de Constantinople. Athènes, 1953. P. 23 sv. 1082 Важную хронику, доходящую до 1391 г., издал И. Мюллер: Müller J . Byzantinische Analekten//Sitzungsberichte der Wiener Akademie IX (1852). S. 389 ff. В сокращенной версии (за вычетом не имеющей практически никакого значения начальной части, охватывающей период с 1204 по 1282) она воспроизведена в издании Ламброса и Амандоса: Βραχα Χρονικ. 52. Σ. 88 π.; ср. тж.: 15. Σ. 31 π. Это важное собрание содержит более 50 малых хроник, часть которых представляет достаточно большую ценность для хронологии Палеологов. Относительно издания см. важные критические замечания П. Виттека: BZ 12 (1937). S. 309–323. Ценный исторический комментарий к малым хроникам предлагает Харанис ( Charanis . Short Chronicle). Похожую достойную внимания хронику, доведенную до 1352 г., опубликовал по московской рукописи с русским переводом Б.Т. Горянов (Неизданный анонимный византийский хронограф XIV века//ВВ 27 (1949). С. 276–293). Предпосланное введение, впрочем, не приводит никаких сведений о многочисленных известных ранее источниках того же жанра; издание текста и перевод также оставляют желать лучшего. Еще одна краткая хроника, содержащая интересные сведения по второй половине XIV и первой половине XV в., в недавнее время опубликована Р.-Ж. Лёнерцом ( Loenertz R.-J. Chronicon breve de Graecorum imperatoribus ab anno 1341 ad annum 1453 codice Vaticano graeco 162//EEBI28 (1958). P. 204–215). См. тж.: Chronicon breve Thessalonicense, опубликованную Лёнерцем в: Demetrius Cydonès . Correspondance. Vol. I. Rome, 1956. (Studi e Testi; 186). P. 174 и его исследование: Chroniques brèves byzantines//OCP 24 (1958). P. 155–164. 1083 Изд. И. Богданом в: Archiv für slavische Philologie 13 (1891). S. 526–535. Важные рассуждения: Jireek К . Zur Würdigung der neuentdeckten bulgarischen Chronik//Archiv fur slavische Philologie 14 (1892). S. 235–277. 1084 Изд. В. Ягичем в: Гласник српског ученог друштва 42 (1875). С. 223–228, 372–277. Об этом: Stanojevi St . Die Biographie Stephan Lazarevis von Konstantin dem Philosophen als Geschichtsquelle//Archiv für slavische Philologie 18 (1896). S. 409–472.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва — 100, 139, 186, 191, 234–237, 239, 240, 242, 244, 246, 254, 256, 262, 263, 267, 274, 292, 293, 297, 301, 307, 308, 310, 311, 319, 323, 325–327, 332, 353, 363–365, 371, 379, 449–451, 453, 474, 488, 496 „Москвитянин“ — 449, 450 „Московские Ведомости“ — 352 358 „Московский Вестник“ — 354, 449, 462, 485 „Московский Наблюдатель“ — 341, 345, 351–355, 358, 459, 462, 485, 486, 489-492 „Московский Телеграф“ — 475, 479, 490 Московский университет — 86, 290, 291, 305, 311, 349, 363, 470, 481 Моцарт (Mozart), Вольфганг Амадей — 85, 261 Муравьев, Александр Михайлович — 393 Муравьев, Никита Михайлович — 393 Муравьевы-Апостолы — 393 Мыгалыч, сторож — 81, 405 „Наварыла сечевици“… — 285, 289 Надеждин, Николай Иванович — 204, 291, 302, 355, 470, 475, 491 Надержинская, Матрена Алексеевна — 107, 114, 411 Надержинский, Елисей Васильевич — 107, 114, 143, 229, 411 Назаревский, Александр Адрианович — 400, 414, 467 Наполеон I — 109, 204 „Невский Альманах“ — 217, 223, 412, 444 Неженцов — 229, 446 Нежин — 33-129, 167, 179, 188, 215, 235, 338, 340, 381, 389, 391, 396, 399, 402, 406–408, 410, 418, 424, 427, 431, 433 Нелединский-Мелецкий, Юрий Александрович — 448 Нибур (Niebuhr), Бартольд Георг — 335, 483, 485 Никитенко, Александр Васильевич — 349–350, 471, 487, 488–489 Николай I — 177, 184, 191, 201, 263, 403, 420, 425, 444, 458, 461, 463, 481 Николай Осипович — 229, 446 Никольский, Александр — „Основание российской словесности“ — 54, 397 Никольский, Парфений Иванович — 409 Нимченко, Матрена — 258, 365, 421, 460 Нимченко, Яким (Аким, Еким) — 149, 165, 245, 258, 261, 421, 454, 460 Новгород — 152, 443 „Новоселье“, альманах — 263, 459, 461, 466 „Новые разговоры немецкие и российские“ — 37, 390 „Новые разговоры французские и российские“ — 37, 390 Обуховка, имение — 393, 394, 447 Общество любителей российской словесности — 302 Одесса — 61, 62, 73, 79, 81, 99, 100, 133, 135, 241, 251, 252, 390 396, 402, 404, 428 Одоевский, кн. Владимир Федорович — 291, 296, 312, 351, 354, 444, 491 — „Дом сумасшедших“ — 247 („собранием своих повестей“), 455

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

2266 Так как только Палестина считалась изъятой от грядущих бедствий (см. W. J. Deane, Pseudepigrapha, p. 13. 153), то и воскресение приурочивалось именно к ней (ср. прим. 2025 и 2008), куда все, умершие вне ее, должны будут возвращены по особым подземным каналам. См. Antonii Bulsii Theologie judaica de Messia, p. 141. Joh. Buxtorfii Synagoga judaica, Basileae 1641, p. 22 sequ. 26 sequ. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 98–99. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S 352=Jüdische Theologie, S. 368–369. См. еще выше в прим. 2126. 2267 Это доказывалось и на основании аналогии с посеянным зерном (см. в прим. 2233), а из других данных выходит, что «der künftige Leib dem Stoffe und der Organisation nach wesentlich von gleicher Beschaffenheit gedacht wird», при чем «ersteht man in denselben Kleidern, in denen man ins Grab gelegt wurde». Посему «obwohl nach Sanhedrin 92a die durch Messias aufeweckten Gerechten nicht mehr zu Staub werden», однако «die Auferstandenen ein dem bisherigen entsprechendes materielles Leben führen und keine absolute, sondern nur relative Unsterblichkeit haben». (F. Weber, Die ren des Talmud, S. 353–354=Jüdische Theologie, S. 370); cp. в прим. 2079. 2265). Поэтому костюм умершего назывался «provision for а jornney»: см. у А. Р. Bender в «The Jewish Quarterly Review» VII, 26 (January, 1895), p. 261. 2268 Правда, говорилось, что в будущем люди (воскресшие) не станут ни пить, ни есть и пр. (см. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums I, S. 1001; II, 1256. Al. Bragin, Die freireligiösen Strömungen im alten Judenthume, S. 70), но – наряду с этим – допускали, что в пищу им послужит левиафан (см. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 195. 370–371. 384=Jüdische Theologie, S. 202. 389. 402. Aug. Wünsche, Der lebensfreudige Christus des synoptischen Evangelien S. 339 ff. Charles Taylor, Sayings of the Jewish Fathers, Cambridge 1897, p. 60). Конечно, нельзя толковать подобные выражения грубо-реалистически (о чем см. у G. Н. Dalman, Die Worte Jesu I, S. 246), однако несомненно (G. H. Dalman ibid., S. 91), что позднейшее иудейство говорило «von einem wirklichen Mahle, welches Gott den Frommen bereitet, dem «Mahle des Paradieses " » (cp. к сему F. Weber ibid., S. 332=346). Вообще, здесь перемешивались понятия материалистические со спиритуалистическими (F. Weber ibid., S. 383–384=402), и S. Schechter, признавая первые (в «The Jewich Quarterly Review» VII, 26 [January, 1896], p. 211), прибавляет от себя: «I too venture to maintain with the mystic that a good dose of materialism is necessary for religion that we may not starve the world» (ibid., p. 213)...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

81) ГИМ, Синодальное собр., 555 (л. 158—161) — 20–е годы XVII b. Описание см. в разделе Третьей Пахомиевской редакции. 82) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.244 (л. 99—101 об.; б.с.) — 20–е годы XVII в. (последний лист утерян). Филиграни: Столбы с литерами IG — Гераклитов, 1119—1122 (1628—1631 гг.); Домик под крестом, обвитым змеей — Дианова и Кос–тюхина, 526 (1622 г.). 83) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1466 (л. 342 об. — 349 об.; со стихом) — 20–е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками — типа: Дианова («Кувшин»), 374 (1621 г.). 84) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 669 (л. 350—356) — начало 30–х годов XVII в. Описание см. в разделе Редакции Германа Тулупова. 85) РГБ, ф. 199 (Собр. П. Н. Никифорова), 667 (л. 75 об. — 82 об.) — вторая четверть XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры GP и L—muna Гераклитов, 686 (1639—1640 гг.). 86) Научная библиотека Московского университета, 2 Ес—87 (л. 20 об. — 26; б.с.) — 40–е годы XVII в. Филигрань: Щит с рожком, под щитом литеры МС — Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). 87) РНБ. Q.I.332 (л. 32—38) — сер. XVII в. Филиграни: Щит с полосой—Дианова и Костюхина, 1048 (1649 г.); Щит с полосой и литерами PI — Дианова и Костюхина, 1044 (1645 г.). 88) РГАДА, ф. 181 (собр. МГАМИД), 639 (л. 107—110 об.; со стихом) — сер. XVII в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 89) РНБ. Q.I.1136 (л. 453—460 об.; со стихом) — сер. XVII в. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной, контрамарка ID — Дианова и Костюхина, 912 (1653 г.). 90) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1558 (л. 192 об. — 194 об.; б.с.) — 60–е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка с надписью DIEAYDE в картуше — Гераклитов, 1396 (1663 г.). 91) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.97 (л. 40—43) — третья четверть XVII в. 92) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 313 (л. 389 об. — 394 об.; без стиха) — 70–е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами (несколько вариантов) — Гераклитов, 1201 (1674 г.), Дианова и Костюхина, 353 (1675 г.), 401 (1678 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

— «Пан Тадеуш» 133, 152, 394 Мишле Жюль 182, 404 Млотковский, режиссер 34, 365 «Молва» 12, 13, 363 Мокрицкий Аполлон Николаевич 85, 218, 382, 410 Моллер Федор Антонович 27, 240, 250, 289, 349, 350, 415, 419, 435, 451, 452 Молчанова София Николаевна 285, 302, 304, 328, 433, 438, 445 Мольер Жан-Батист 14, 73, 82, 376 — «Мнимый больной» 82 — «Тартюф» 82 Монблан 62, 63, 66, 67, 113 Монтре 71 Москва 12, 13, 20–24, 27, 35, 38, 40–46, 60, 91, 166, 209, 212, 217, 242, 243, 249, 251, 253–260, 263, 264, 266–268, 271–281, 283–285, 288, 296, 297, 313, 318, 323–326, 329, 331, 333, 337, 340, 341, 343, 345–347, 349–354, 356, 360, 366, 367, 369–372, 374, 375, 404, 417, 419–427, 429–433, 436–440, 442–444, 447, 449, 452, 454 «Москвитянин» 332 («Журнал Погодина»), 363, 374, 409, 446 «Московские Ведомости» 24, 261 «Московский Наблюдатель» 13, 32, («Наблюдатель»), 364 Московский университет 166, 241, 326, 341, 343, 345, 350, 352 Московский учебный округ 28 Московский цензурный комитет 27 Мосолова Варенька 304, 438 Мочалов Павел Степанович 306 Мусин-Пушкин, граф 49 Мюнстер 55 Мюнхен 19, 183, 241, 247, 416 Н ащокин Павел Воинович 265, 268, 425, 426 Неаполь 17, 41, 80, 95, 126, 132, 151, 153, 155, 156, 160, 161, 163–168, 179, 186, 195, 199, 219, 240, 389, 394, 398, 400, 401, 410 Нежин 61, 74 Нежинский лицей 34, 86 («нежинская бурса»), 365 Неклюдова 275 Нестор, летописец 116, 223 Нибби, составитель путеводителя 127 (Nibbi), 129 («Ниббий»), 180 (Нибий), 349, 393, 404, 451 Нибур Бартольд-Георг 182, 404 Никитин, художник 211 («Никитины»), 409 Никколини Дж. 146, 396 — «Антонио Фоскарини» 146, 396 Николай I (Государь) 33, 47, 97, 98, 100, 108, 111, 114, 116, 149, 210, 224, 288, 368, 385, 395, 399 Никольсбург 20 Нимченко Яким («Аким», «Еким») 47, 48, 50, 55, 189, 373, 405 Новарра, провинция 400 Норов Авраам Сергеевич 417 Ноэль, француз, обучавший Гоголя разговорному французскому языку 14, 121, 133, 204, 392, 408 О бервек (Овербек) Иоган-Фридрих 316, 348, 441, 451 Общество поощрения художеств 26 Одесса 67, 208

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Тесовск. Будковск. Любожат Сабельск. Любуни Грузинск. Любуници Лусск. Любеховичи Городенск. 184. 247. 268. 271 Петровск. Лысцово Пидебск. Лядинное Верховье на рч. Глубоске Коломенск. 466. 470. 468 Лядины Передольск. Сабельск. Ляликово Будковск. 284. 358 Ляхово Хрепельск. Будковск. Макаркино Городенск. Максимов Пихинец на Ещере Будковск. Марково над Волховом, прот. м. Деревяниц Кречневск. Мачехино Пидебск. Медведевское Заречье на р. Оломне (Боручье) Солетцк. 438. 439 Межмошье, поч. Городенск. Мелезово Будковск. Мелехово Селище на р. Тигоде, прот. Кусыни Солетцк. Мелечажо Лусск. Мельница Переездовск. Мерева над оз. Килом Городенск. Мерятино Солетцк. Метино Грузинск. Мигалево Переездовск. Микулкино Спасск. 84. 100 » на Оредежи Милятино Будковск. 286. 309 Меневшина на Волоке на р. Тиг. Солетцк. Минкино на Оредежи Будковск. Митрохново Замошье Хрепельск. Митрошкино Тесовск. Михалево на рч. Стипине Кречневск. Мишково Тигодск. 389. 397. 412 Михалево Коломенск. Моглогость Спасск. 83. 93. 98 Могутово Кречневск. Городенск. Мокрик Передольск. Мокрици Городенск. Мокрицино Лусск. Мокроусово – Коробейниково Пидебск. Моллосово над оз. Моллосовым Будковск. 286. 308 Молоди Тигодск. Моломна Солетцк. Моровино Спасск. 88. 92. 97. 99. 101. 102 Мородкино Городенск. Морткино, пустошь Морщихино Поседенье под Елью Кречневск. Мошков Вывед Хрепельск. Мошонка Городенск. Сабельск. Мъскорици на р. Луге, село Передольск. Мстино Грузинск. Тигодск. Муравьево Грузинск. Мыселка Лусск. Передольск. 159. 168 Солетцк. Наберезье Лусск. На Валте, на р. Тосной Тигодск. Наволок на Пидбе на у. Стипины Пидебск. Наволок на Тигоде Солетцк. » Большой Передольск. 163. 169. 173. 178 » Меньшой 162. 175 На Горке за Кусынею Солетцк. На Горньце, на ручью Кречневск. Нагорье, пустая Коломенск. На Городне у Покрова на пог. сц. Городенск. На Гумнищах Домници Тигодск. Надбелье на р. Оредежи, сельцо Будковск. На Долгой Луке, на Тосной Тигодск. Над озер., на Волхове Переездовск. Надъозерье над оз. Кущинским Будковск. 314. 332 На Керести

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

D. W. Russell. L., 1976; Gonzalo de Berceo. Martirio de San Lorenzo/Ed. P. Tesauro. Napoli, 1971; Jean de Mailly. Abbreviatio in gestis et miraculis sanctorum/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 2013. P. 298-300; Iacopo da Varazze. Legenda aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. P. 754-773; Miracles de Nostre Dame par personnages/Éd. G. Paris, U. Robert. P., 1883. T. 7. P. 119-191; Le Mystère de Saint Laurent/Éd. W. Söderhjelm, A. Wallensköld. Helsingfors, 1890; MartRom. Comment. P. 331-332. Лит.: Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1900. Vol. 1. P. 199-201, 307-309; Franchi de " Cavalieri P. San Lorenzo e il supplizio della graticola//RQS. 1900. Bd. 14. S. 159-176; idem. «Assum est, uersa et manduca»// Idem. Note agiografiche. R., 1915. Fasc. 5. P. 65-82. (ST; 27); Monceaux P. Enquête sur l " épigraphie chrétienne d " Afrique//Mémoires présentés par divers savans à l " Académie des inscriptions et belles-lettres de l " Institut de France. 1908. T. 12. Pt. 1. P. 236-239, 245-248, 250-252, 272-273, 282-285, 305-307; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 79, 436, 553-555, 626; Pesarini S. Contributi alla storia della basilica di San Lorenzo sulla via Tiburtina//Studi Romani. R., 1913. T. 1. P. 37-52; Duchesne L. Le sanctuaire de Saint Laurent//MArHist. 1921. T. 39. P. 3-24; Kirsch J. P. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924. S. 29, 173, 182, 205-206, 229-230; H ü lsen С. Le chiese di Roma nel medio evo. Firenze, 1927. P. 280-297; Leclercq H. Laurent//DACL. 1929. T. 8. Pt. 2. Col. 1917-1961; Delehaye H. Recherches sur le légendier romain//AnBoll. 1933. T. 51. P. 34-98; idem. Origines. P. 51-52, 57, 67-68, 93, 107, 125, 132, 142, 269, 278-279, 295-297, 302, 318, 326-327, 343, 347-348, 356, 359, 371, 389, 400-401; idem. Légendes. P. 23, 83, 97-98, 102, 104, 147; idem. Passions. P. 187-188, 190, 192, 222, 224, 314; Boscaglia U. La «Passio S. Laurentii» di Prudenzio e le sue fonti. Udine, 1938; Bayo M.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

207 Время появления его, однако, неизвестно. Ляйтфут считает автором его составителя «Жизни Поликарпа» (Vol. I. Р. 642–645 и др.); таким образом, относит тоже к IV столетию. Но это предположение нельзя назвать безусловно достоверным (см. у нас разбор оснований Ляйтфута несколько ниже). 221 Здесь рассказывается о последних минутах св. Поликарпа, сожженного на костре. «Пламень сильно поднялся, и те из нас, которым дано было видеть, увидели чудо и пересказали его другим, быв для сего сохранены сами. Огонь принял форму шатра и подобно корабельному парусу, надутому ветром, окружал тело мученика, так что, находясь в середине, оно казалось не плотью сжигаемой, а золотом и серебром, разжигаемым в горниле. При этом мы ощущали такое благоухание, как будто курился ладан или какой-либо драгоценный аромат. Когда же в тело вонзен был меч, то из него вытекла кровь в таком великом количестве, что погасила огонь» (См.: Patrum opera editio 5 minor. S. 125; ср. также большое издание Zahn " a. S. 156–158; Light-foot’ a. P. 389–393; Funk " a. P. 332–334; также Евсевия «Церковную историю». IV, 15,36–39 (у Schwarmz’a S. 147; русск. перев. С. 197)). 225 Vol. I. P. 642–645; Vol. III. P. 402. Соответствующие слова эпилога Ляйтфут приводит в таком виде: « κ τν Γαου ντιγρφων, ναζητσας ατ... καθ ς δηλσω ν τ καθεξς... κ το χρνου κεκμηκτα» (см. у него Vol. I. P. 644). Эта фраза составлена им из выражений, взятых в двух рядом стоящих параграфах; первая часть ее (о Гае), по эпилогу, представляет из себя собственные слова Сократа; вторая же – выражение Пиония (см. уЛяйт фута полный текст эпилога – Vol. III. P. 401; edition 5 minor Цана. S. 127 и др. издания). Нам такое обращение с текстом представляется не совсем удобным. Но, оставляя это в стороне, считаем нужным подчеркнуть, что все приведенные выражения заимствованы Ляйтфутом из эпилога по другим рукописям. В Московской выражения « καθ ς δηλσω ν τ καθεξς (­ как я покажу дальше)» нет (см. те же издания). 226 Нам не представляется несомненной зависимость в этом отношении эпилога (по другим рукописям) от Vita Polycarpi (ср. полный текст начала этого сочинения и сообщения эпилога).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010