Τ. e. эти антифоны поются в одной Студийской обители, поскольку Великая церковь и прочие поют их по обычаю. Она же (Великая церковь) приняла правило петь их только в три великих праздника: Пасхи, Рождества Христова и Светов, а в сей праздник – нет, но по обычаю (поётся служба). Следующая неделя называется первой по Пятидесятнице и так далее. Чтение во вторник 18-й недели прерывается за утратой следующих листов вплоть до апостола в неделю 20-ю. 33-я неделя называется неделей мытаря и фарисея, а 34-я – неделей блудного сына, 35-я седмица – мясопустной, а 36-я – сырной. В неделю мясопустную положен причастен «радуйтеся праведнии». Он называется малым, а при исполнении во время причащения Св. Даров – двойным. Из этого замечания следует, что в упомянутое воскресенье братия принимала Св. Тайны, и тогда этот причастен произносился или два раза, или избиралось для него большее число стихов. Вот подлинные слова замечания: «κοινωνικν· γαλλισθε τ μικρν. κα τε. φθσει γα κοινωνα τ διπλον γαλλισθε κα τ πληρωθτω (φ. 131 vers). В субботу сырную совершается память всех умерших священномучеников, иерархов и преподобных. Последование заупокойное (φ. 133 vers). В первую неделю Великого поста «память Православия и святых пророков Моисея, Аарона, Самуила и прочих». φ. 140 vers. 141. Записаны прокимены, поемые в Великую неделю вечером на панихидах (ες τς παννυχδας) и сопровождаются следующим замечанием: «Нужно знать, что в три дня (страстной недели) на «да исправится» говорится псалом Давидов 4-й и евангелие. В святый великий четверг – тропарь на поклонение честному копию, глас 2-й: «покланяемся копию, пронзившему животворящее ребро Твоея благости и неисследное Твоё снисхождение славим». Тот же тропарь произносится и на «Господи воззвах» и на вечернем входе. Нужно знать, что в Великий четверг трисвятое не произносится, ни ектенья, но после входа тотчас бывает восхождение на горнее место (η νω καθδρα) и чтение и прочее последование». Таким образом, в Великий четверг на вечерне совершалось поклонение копию, которым было прободено ребро Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

33. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви. Сии слова служат изъяснением выше сказанных двух речений; потому что в них повелевает и всем, по уверовании во Христа с царями их, петь и воспевать Ему песни и духовные псалмопения. 34. Возшедшему на небо небесе на востоки. Пойте, говорит, Господу, восшедшему на небеса небес на востоках, то есть явно, так что на земли смотрели на сие Апостолы, а свыше бестелесные ангелы. Ибо, когда Господь снизшел с неба на землю, то снизшел на запад, то есть неприметно, так что никто не знал сего, ибо божество Его неизъяснимо сокрывалось. А когда напротив восходил от земли на небо, тогда взошел на востоки, то есть явно, что и означает: на востоки Другие говорят, что потому сказал: на востоки, что Господь вознесся с восточной стороны Иерусалима, так как гора Елеон, с которой поднялся на небо, находится в виду Иерусалима на востоке. А небесами небес назвал небо, находящееся выше тверди, которое сотворено Богом прежде всех чувственных тварей; ибо первое небо есть небо тверди, как находящееся выше ее, а самая твердь есть наше человеческое небо Слова Евсевия : Выражение: на востоки, имеет значение притчи (примера), ибо как солнце, по захождении на западе, восходит на востоке: так и Господь, как бы из внутренностей адских взошел на небеса не бес. Акила вместо: на востоки, перевел: в начале, а Симмах—исперва, что соответствует сим словам: Отец! прославь Меня славою, которую Я имел у тебя прежде бытия мира. Григория Богослова: Так солнце из западов восходит на востоки; так и Господь как бы из внутренностей ада взошел на небеса небес, на востоки собственной своей славы и светлости. Се даст гласу своему глас силы. Голос Христа суть апостолы, как говорившие слова Христовы. Итак, сим-то апостолам дал Христос Духа Святого во время Пятидесятницы, как говорит Феодорит, каковый Дух Святый назван здесь у Давида голосом силы, голосом, как и божественный Лука пишет о нем: внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного дыхания ветра (Деян.2,2); а шум называется и голосом, как и ниже говорит: Итак, когда был таковый голос (шум, там же 6), а (назван) силою, потому что и Господь назвал Духа силою, сказав: вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49). Или согласно с Евсевием можно сии слова понимать и иначе. Голос Божий есть Иоанн Предтеча; глас, говорит, вопиющего в пустыни (Ис.40, 3); а голос силы есть Христос, потому что за словами Его (голоса) последовала и божественная—чудодействующая сила; ибо как только Господь произносил слово, тотчас происходили по Его желанию и чудеса

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

На этой особенности необходимо остановится подробнее. Говоривший на иных языках не находился в исступлении или по-другому, в состоянии транса, а контролировал свои действия, слова, все что с ним происходило, т.е. находился в полном сознании. 32 Эту особенность дара иных языков выделяют в своих толкованиях святые отцы и церковные писатели. Например, святитель Иоанн Златоуст разъясняя слова Апостола Павла из Первого послания к Коринфянам «когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас» ( 1Кор.12:2 ), пишет о различии между экстатическим состоянием у языческих прорицателей и пророков Божиих: «Смысл слов его следующий: в капищах идольских, когда кто бывал одержим нечистым духом и прорицал, то, как бы ведомый и связанный, был увлекаем духом и нисколько не сознавал того, что говорил . Гадателю свойственно быть в исступлении , терпеть принуждение и насилие, увлекаться и неистовствовать, как бесноватому. А пророк не таков, но он говорит все с трезвой душой и здравым рассудком, зная, что он говорит ». 33 Учитывая это и некоторые другие места из Первого послания к Коринфянам многие исследователи отмечали, что дар «иных языков» в книге Деяний и глоссолалия в описании Апостола Павла представлены по-разному: «у Луки речь идет о говорении на иностранных языках, а у Павла – об экстатической, нечленораздельной речи, известной по эллинистической традиции экстатического мистицизма». 34 На наш взгляд речь в послании Апостола Павла идет не о другом варианте глоссолалии, тем более что он сам был свидетелем подобного чуда говорения на иностранном языке крещенных им в Ефесе (см. Деян.19:6 ), 35 а о необходимости различения подлинного дара Божьего от языческих мистических практик. В своем Послании к христианам Коринфа Апостол Павел предстает нам как мудрый педагог, который при помощи риторических и полемических приемов пытается исправить заблуждения, которые возникли в этой христианской общине из-за чрезмерного увлечения глоссолалией. 36 Некоторые православные авторы считают, что коринфский дар, в отличие от чуда Пятидесятницы, имел не вполне христианский характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Кроме того у латинян в одном храме, но на разных престолах каждый день не только преемственно, но единовременно, и притом в весьма близком расстоянии, совершается множество мисс, что, по сознанию самих латинян 31 не внушает верующим того глубокого благоговения, каким должны быть проникнуты они к неизглаголанному тайнодействию. У нас приходский священник обязан совершать литургию кроме воскресных дней и великих праздников, каждую субботу, 32 а всякий священник, кроме торжественных дней и великих праздников, три, или, по крайней мере, два раза в неделю. 33 У латинян каждый священник обязан совершать Литургию, по крайней мере, в воскресные и праздничные дни; 34 впрочем, ему не запрещается совершать литургию и каждодневно, как и делают многие из латинских священников. По уставу нашей Церкви, только в немногие дни в году не положено Литургии, именно в среду и пяток сырной седмицы, если только в тот или другой день не случится Сретение Господне, или храм святого или святой, и в великий пяток, если в сей день не придется Благовещение Пресвятой Богородицы. 35 Не бывает также Литургии в пяток пред Рождеством Христовым, если навечерие сего праздника случится в субботу или в воскресенье. 36 На западе в Миланской Церкви есть обычай не совершать Литургии по пяткам великого поста, 37 а во всех прочих западных Церквах нет в году ни одного дня, когда бы совсем не было Литургии, потому что и в великий пяток там совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В частных домовых церквах запрещается совершать Литургию в главнейшие праздники. 38 По римскому служебнику 39 частную или тайную Литургию можно совершать во всякий час от зари (от 2-х часов до восхода солнца) до полудня. Впрочем, в особенных случаях, по уважительной причине, можно начать службу часом ранее зари и часом позже полудня. 40 Обыкновенно же у латинян в простые дни последняя частная Литургия начинается в час, а в праздники, после торжественного священнослужения, около двух часов по полудни. Первую Литургию в праздник Рождества Христова положено отправлять в полночь, но двух других нельзя служить преемственно до зари. У нас обыкновенным временем для начатия Литургии, по древнему обычаю, считается третий час от восхода солнца, или девятый по полуночи, т. е. время сошествия Св. Духа на апостолов; 41 но Литургия может быть совершаема и ранее и позже сего времени, только не прежде рассвета и не после полудня; 42 «за полуденные часы начинание Литургии продолжиться никак не может». 43 Из сего правила исключаются некоторые дни в году, в которые, по уставу нашей Церкви, Литургия должна быть отправляема ранее или позднее обыкновенного: ранее – в Рождество Христово, Богоявление, Пасху (в этот праздник у нас Литургия совершается в глубокое утро, иногда спустя час по полуночи) и неделю Фомину; позднее – в навечерие Рождества Христова и Богоявления, во дни великопостные (Литургия Преждеосвященных Даров), в великую субботу, в Пятидесятницу и в Благовещение. 44

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Первое отделение учения о Церкви передано нами все сполна, теперь обратимся ко второму. Оно начинается с того, что Иисус Христос основал Церковь с тою целью, чтобы все люди в ней и чрез нее ведены были к истинному Богопознанию и Богопочтению, а чрез то к вечному спасению. Для сей цели Он обещал Апостолам нисполать Святого Своего Духа, что и исполнил в день Пятидесятницы (§ 32). Но Он не только Апостолам, а также и их преемникам обещал свою божественную помощь, чтобы Церковь , сохраняя и преподавая Божественное учение, оставалась чистою от заблуждения или непогрешимою. Церковь непогрешима…; но не все члены Церкви одарены непогрешимостью, а только епископат или церковь учащая, но и епископам качество непогрешимости принадлежит не каждому порознь, а их совокупности, и при том только в союз с папой. Папа же непогрешим лично, сам в себе, в силу своего высокого звания, как глава Церкви (§ 33). Эта непогрешимость простирается на все, что относится к божественному откровению и ко спасению верующих… Поэтому учащий церковный чин непогрешим, когда: а) сохраняет и преподает откровенное учение, относящееся к вере и нравственности; б) когда разбирает и раскрывает откровенное учение, т.е. провозглашает такое учение, которое выведено из откровенного учения и стоит с ним в необходимой связи… в) когда разрешает сомнения и споры, возникающие по поводу откровенного учения, и когда открывает и осуждает заблуждения, противные откровенному учению и, наконец, г) когда решает и установляет относящиеся к вечному спасению верующих (§ 34). Непогрешимый суд Церкви произносится различными способами, а именно: а) от лица вселенского Собора, бывшего под председательством папы; б) от лица поместного собора, утвержденного папой: в) от лица самого папы, как главы Церкви, и г) от лица епископов, хотя и не собиравшихся на собор, но явно выразивших свое согласие на какое-нибудь определение относительно веры и нравственности, или одобривших решение молчаливым согласием (§ 35). Общий вывод отсюда тот, «что истинный авторитет Церкви католической есть правило веры» для каждого католика.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

„Тем более необходимо это (как восстановление строгой уставности и благочиния самого богослужения во всех приходских храмах), что Церковь православная ратуется в наше тяжкое время многочисленными врагами, которые на каждом шагу ищут повода к её обвинению и злословию, укоряя её сынов даже за малейшие упущения и нерадение“ (ibid.). Выяснив вкратце сущность, значение и образ православных поклонов, автор переходит к указанию времени их совершения. При этом оказывается, что: 1) по разным древним и более поздним уставам, общим и частным, правила о поклонах расходятся между собой как в отношении числа последних при разных видах суточного богослужения, так и времени их совершения, и 2) несогласны между собой касательно поклонов, и принятые ныне нашей Церковью богослужебные книги и Типикон (стр. 12). В виду этого автор предпринял „нелёгкую задачу“ – сличить разные уставы и богослужебные книги для выяснения числа, времени и образа совершения поклонов, при каждом из 9-ти видов суточного богослужения в дни простые и праздничные, субботы, воскресения и посты. Говоря о земных поклонах, автор останавливается на современном обычае стояния на коленях без приклонения головы, или без поклонов (на „Херувимской“, и „Отче наш“ и др.) и находит, что он не согласуется с установлениями православной Церкви, особенно в те дни, когда земные поклоны прямо запрещены канонами вселенской Церкви (т. е., во все воскресные, субботние и праздничные дни, в периоды времени от Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Богоявления, в некоторые предпразднства и попразднства великих праздников, а также во время пения „Херувимской“, „Хвалите имя Господне“, „Великого славословия“ и т. д.. (стр. 33–34). Автор, конечно, прав с своей научно-исторической точки зрения, когда осуждает произвольные уклонения от Церковного устава и беспорядок в богослужении. Но не должно, однако, забывать, что чинное и монотонное однообразие в богослужебных действиях легко может переходить и в формализм, что мы и видим в западных Церквах, где молящийся соблюдает строгий порядок во внешних знаках молитвы. Не желая упрекать автора в излишнем ригоризме, который, ради введения однообразия в поклонах, готов пожертвовать непосредственным и горячим религиозным чувством, неподдающимся строгой регламентации устава, мы укажем только на то обстоятельство, что самый устав наш, по признанию самого же автора, страдает недостатком полноты, систематичности и определённости. А потому, пока эти недостатки не устранены, трудно ожидать однообразия в богослужебном порядке и строгой точности в соблюдении буквы правила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В эфиоп. календаре отмечено множество памятей святых, среди к-рых - ветхозаветные патриархи, цари и пророки, апостолы и евангелисты, эфиоп. цари, монахи и св. жены, архангелы. Из общехрист. святых особо почитаются вмч. Георгий, свт. Фрументий, просветитель Эфиопии, мученики Кирик и Иулитта и др. Из копт. традиции заимствованы праздники в честь мириад ангелов, 4 животных и небесных священников (видимо, 24 старцев Апокалипсиса), воспоминание смерти Адама и Евы и др. Особенностью эфиоп. Г. ц. является ежемесячное (в определенный день) совершение 18 особенно популярных праздников в честь Господа, Божией Матери и святых (напр., Пресв. Троица, Крест, Спаситель мира, Рождество Божией Матери, Завет благодати, арх. Гавриил, вмч. Георгий и др.). Латинский Запад Классическая схема Г. ц. в римском обряде - деление его на 3 большие части: богослужение времени (или периодов) (Temporale), к-рое включает круг Рождественских праздников (периоды Адвента и Рождества Христова) и круг пасхальных праздников (предпасхальный пост, Свящ. триденствие (Великие четверг, пятница и суббота), праздник Пасхи и пасхальное время (Пятидесятница)); рядовые недели в течение года (per annum) (33-34 воскресенья вне 2 кругов); памяти святых (Sanctorale) ( Кунцлер. 2001). Литургическим началом Г. ц. является 1-е воскресенье Адвента (в древности 1 марта или 25 дек.). В средние века было принято вести счет недель от великих праздников - Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы, а также считать воскресенья Адвента и Великого поста (в ряде ранних памятников точками отсчета выступают также октава апостолов Петра и Павла, память св. Лаврентия (10 авг.) и арх. Михаила (29 сент.), Пурификация (Очищение; аналог визант. праздника Сретения) и Успение Девы Марии). Важным нововведением Ватиканского II Собора , по инициативе к-рого Г. ц. был значительно изменен, явилось установление 3-летнего цикла библейских чтений. Если раньше все 4 Евангелия прочитывались за год, то теперь в течение одного из 3 годовых циклов (A, B, C) читается только одно из 3 синоптических Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки). Евангелие от Иоанна читается каждый год в определенные периоды. В зависимости от цикла меняется содержание отдельных периодов Г. ц.

http://pravenc.ru/text/год ...

Без 2-й песни: 19 Бесплотным силам (8 нояб.); 20 свт. Иоанну Златоусту (13 нояб.); 21 ап. Матфею (16 нояб.); 22 свт. Проклу К-польскому (20 нояб.); 23 ап. Андрею Первозванному (30 нояб.); 24 преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенным (14 янв.); 25 на Сретение Господне (2 февр.); 26 на Благовещение Пресв. Богородицы (25 марта); 27 вмч. Георгию Победоносцу (23 апр.); 28 сщмч. Ольвиану (26 июня); 29 на попразднство Преображения Господня (9 авг.). Еще для 5 неизданных канонов атрибуция Г. ненадежна: 30 на начало индикта и прп. Симеону и проч. (1 сент.; канон атрибутируется Г. или Андрею); 31 мч. Уару Египтянину (25 окт.); 32 свт. Николаю Мирликийскому (6 дек.; канон атрибутируется Г. или Иоанну, монаху); 33 на поклонение веригам ап. Петра (16 янв.; наличие акростиха и набор ирмосов свидетельствуют против авторства Г.); 34 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня; канон атрибутируется Г. и Иоанну, монаху) (Ταμεον. Σ. 332). Кроме полных канонов именем Г. надписаны 15 полных и 5 неполных комплектов ирмосов на все 8 гласов от неизвестных канонов, опубликованные митр. Софронием (Евстратиадисом) в его Ирмологии (большинство ирмосов имеют соответствия в слав. Ирмологии). Для канонов Г. характерно наличие 2-й песни, отсутствие акростиха, авторские (а не заимствованные) ирмосы (впрочем, Г. может и заимствовать ирмосы у предшественников и старших современников - преподобных Андрея Критского и Иоанна Дамаскина). Для ирмосов Г. характерен в большинстве случаев небольшой размер текста; нек-рые ирмосы повторяются в др. гласах. Использование 3-го и тяжкого (т. е. 7-го) гласов в канонах может считаться аргументом в пользу авторства Г., т. к. эти гласы после IX в. выходят из употребления у творцов канонов. Большинство из надписанных именем Герман канонов содержатся в рукописях старше XIII в., что во всяком случае исключает авторство Германа II К-польского (чьему перу принадлежит канон Отцам семи Вселенских соборов (11 окт.)). Г. иногда приписывается (вероятнее всего, ошибочно) составление нек-рых текстов Евхология: коленопреклонных молитв на Пятидесятницу, молитв литургии Преждеосвященных Даров, чина проскомидии (последнего - в связи с ошибочной, по всей видимости, атрибуцией Г.

http://pravenc.ru/text/164781.html

На третьем же аргументе, позволяющем полагать, что слова Апостола не относятся к проповедническим опытам современных женщин, стоит остановиться подробнее. В этом месте своего послания апостол призывает коринфян не увлекаться мистическими экспериментами. С точки зрения апостола не следует поощрять в себе стремление к «глоссолалии», то есть говорению на «незнакомых языках». В общем – это текст, мягко, но ясно направленный против мистического экстремизма, подобного тому, что встречается у современных «пятидесятников» и «харизматов». «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие: то не скажут ли вам, что вы беснуетесь?» ( 1Кор. 14:23 ). Затем апостол советует не говорить в собрании нескольким людям одновременно – «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (33). И затем – «жены ваши в церквах да молчат» (34). И вывод: «все должно быть благопристойно и чинно» (40). Мы видим, что совет о молчании жен прозвучал в послании к общине, чьи собрания проходили довольно бурно. Эта община была легка на расколы, на внутренние распри. Не умела она еще и отличать подлинно христианского учения от подделок. Прикоснувшись к чему-то необычайному, она легко впадала в надменность и гордость. Поэтому апостол в посланиях к коринфянам напоминал им, что путь любви выше, чем путь гностического «знания», дар любви важнее дара «языков», жизнь в любовном единении важнее школьных споров по поводу того, чей учитель «выше». Теперь представим себе, какой была роль новообращенных (а иных тогда просто не было) женщин в жизни такой общины. Эмоциональные, легковерные, они восторженно восприняли весть о том, что вера в Евангелие освобождает их от тягот иудейского закона. Недавно безмолвные – они стремились утвердиться в своем новом качестве, торопясь оповестить всех окружающих о своих духовных переживаниях. Сегодня мы видим, что в тех сектах, что возвещают непосредственные и регулярные «контакты с Духом», ведущую роль играют именно женщины. Елена Блаватская, Елена Рерих, Алиса Бейли, Елена Писарева, Мария Дэви Христос из «Белого Братства», Ольга Асауляк, Людмила Шапошникова, Наталья Бондарчук… В тех оккультно-гностических кружках, которые стояли на границе церковного христианства и язычества, также возвещались идеи и духовные опыты, быстрее пленявшие именно женское сознание. В Коринфе, где христиане еще не научились отличать гностические подделки от апостольской веры, голос женщин, видевших себя в роли «пророчиц», был слишком громок.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

    Беседа на Послание к Евреям, Проповедь 17, P.G. 63, 131.     Изъяснение Божественной литургии, гл. XXII.     Послание к Ефесянам, XX, 2.    Молитва святого Симеона Метафраста по святом причащении.    Вместе с Цвингли, Кальвин возражает Лютеру и его учению о консубстанциосуществлении и истолковывает “быть” в смысле “означать”, говоря: “Хлеб и вино суть видимые знаки”.    Молитва перед причащением.    Против ересей, IV, 34.     " Точное изложение православной веры " , IV, 13.    Там же.    § 17.    Николай Кавасила, Изъяснение Божественной литургии, гл. XXXII.    Приготовление элементов жертвоприношения, или предложение, которое предшествует собственно литургии.    Изъяснение Божественной литургии, гл. 32, P.G. 150, 440 D – 441 А.    Святой Иоанн Златоуст, Беседа на Послание к Евреям, Проповедь 17, P. G. 63, 131.    Святой Кирилл Иерусалимский, Поучения тайноводственные, P.G. 33, 115–116; Святой Иоанн Златоуст, P.G. 61, 361.    Николай Кавасила, Изъяснения Божественной литургии.    Вливание кипятка=вода и огонь (образы Святого Духа) в чашу перед причастием.     Изъяснение Божественной литургии, гл. XXXVII, pp. 206–207, P.G. 150, 452. Эпиклеза является евхаристической Пятидесятницей. Очень поздняя практика XV века добавляет к эпиклезе тропарь Третьего часа, что разрывает логическую последовательность и разделяет смысл и единство замечательного текста эпиклезы. Современные греческие издания, к счастью, больше не содержат этого тропаря.    Православная практика хорошо обоснована (см.: о. Киприан (Керн), Евхаристия, с. 240), она даже неоспорима.    Святой Максим Исповедник, Тайноводство, 24, P.G. 91, 170 А.    Николай Кавасила, О жизни во Христе.    Ср. Святой Кирилл Иерусалимский, IV огласительное слово; Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Луки, IV. См. о. Керн, “Homotheos”, in: l’Eglise et les Eglises, V, II, Ed. Chevetogne 1955, p. 15.    Cp. Jean Daniélou, “Eucharistie et Cantique des Cantiques”, in: Irénikon, 1950.    P.G. 81, 128 A.    См.: A. Salaville, Les liturgies orientates, 3 vol., Paris 1932; A. Baumstark, Liturgie comparée, Chevetogne 1933; Mercenier et Paris, La Prière des Eglises de rite byzantin, 3 vol., Chevetogne 1937; L’Office divin de saint Jean Chrysostome (греческий и французский тексты), фр. перевод М. Rodocanachi, Paris 1955.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010