На третьем же аргументе, позволяющем полагать, что слова апостола не относятся к проповедническим опытам современных женщин, стоит остановиться подробнее. В этом месте своего послания апостол призывает коринфян не увлекаться мистическими экспериментами. С точки зрения апостола, не следует поощрять в себе стремление к «глоссолалии», то есть говорению на «незнакомых языках». В общем – это текст, мягко, но ясно направленный против мистического экстремизма, подобного тому, что встречается у современных «пятидесятников» и «харизматов». «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие: то не скажут ли вам, что вы беснуетесь?» ( 1Кор. 14:23 ). Затем апостол советует не говорить в собрании нескольким людям одновременно – «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (33). И затем – «жены ваши в церквах да молчат» (34). И вывод: «все должно быть благопристойно и чинно» (40). Мы видим, что совет о молчании жен прозвучал в послании к общине, чьи собрания проходили довольно бурно. Эта община была легка на расколы, на внутренние распри. Не умела она еще и отличать подлинно христианского учения от подделок. Прикоснувшись к чему-то необычайному, она легко впадала в надменность и гордость. Поэтому апостол в посланиях к коринфянам напоминал им, что путь любви выше, чем путь гностического «знания», дар любви важнее дара «языков», жизнь в любовном единении важнее школьных споров по поводу того, чей учитель «выше». Теперь представим себе, какой была роль новообращенных (а иных тогда просто не было) женщин в жизни такой общины. Эмоциональные, легковерные, они восторженно восприняли весть о том, что вера в Евангелие освобождает их от тягот иудейского закона. Недавно безмолвные – они стремились утвердиться в своем новом качестве, торопясь оповестить всех окружающих о своих духовных переживаниях. Сегодня мы видим, что в тех сектах, что возвещают непосредственные и регулярные «контакты с Духом», ведущую роль играют именно женщины. Елена Блаватская, Елена Рерих, Алиса Бейли, Елена Писарева, Мария Дэви Христос из «Белого Братства», Ольга Асауляк, Людмила Шапошникова, Наталья Бондарчук… В тех оккультно-гностических кружках, которые стояли на границе церковного христианства и язычества, также возвещались идеи и духовные опыты, быстрее пленявшие именно женское сознание. В Коринфе, где христиане еще не научились отличать гностические подделки от апостольской веры, голос женщин, видевших себя в роли «пророчиц», был слишком громок.

http://azbyka.ru/cerkov-v-mire-lyudej-zh...

Христос родился в мир как Царь на престоле Давидовом, – Сын Давидов, Сын Авраамов ( Мф. 1, 1 ). Таково было и обетование архангела уже при Благовещении: «и даст Ему Господь престол Давида отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1, 32–33 ). Это же обетование по существу дано было Богом Давиду вместе с обетованием о рождении сына Соломона: «Я утвержу престол Царства его во веки... и будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом твоим, и престол твой устоит во веки» ( 2Цар. 12, 16 ) Ср. Пс. 131, 11–14 . И это пророчество в применении ко Христу находит себе подтверждение в речи ап. Петра в день Пятидесятницы ( Деян. 2, 30 ). И соответственно тому Христос рождается в мир как «Царь Иудейский» ( Мф. 2, 2 ), которому волхвы приносят царственные дары, и об этом же надпись была утверждена на кресте Его. – Это же обетование о воцарении Потомка Давида или вообще мессианского Царя и о вечном Царстве Его, можно сказать, пронизывает ветхозаветные пророчества, – в псалмах и пророческим книгах: Ис. 9, 6, 7; 60, 18 сл.; особенно Иез. 37, 21–7 («и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их... сделаю их одним народом, и один Царь будет Царем y всех их... А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их... и раб Мой Давид будет князем у них вечно»); Мих. 5, 2 , Соф. 3, 15 , Зах. 9, 9; 14, 9 ; Ис. 60, 18 сл.; Иер. 23, 5 («вот наступают дни – говорит Господь и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле»); Дан. 7, 14 («Ему – Сыну Человеческому дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится»); псалмы 2, 19, 20, 44, 71, 109. Сюда же относятся и пророчества о мессианском царстве: Ис. 9, 6; 11; 32; 35 . Дав. 2, 34–44, Пс. 2; 28; 44; 71; 88; 109 . Сыном Давидовым, царственным Потомком теократического Царя, многократно зовется Иисус в народе ( Мф. 9, 27; 12, 23; 15, 22; 20, 30–31; 21, 9 ; Мк. 10, 47 ; Лк. 18, 38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

е. после чтений 33-й седмицы, так как чтения 34-й седмицы выпадают уже после Недели о мытаре и фарисее), а перед чтениями 30-й седмицы. Опять, таким образом, сохраняется хронологическая последовательность зачал из Евангелия от Марка. Таблица I. Распределение марковых зачал по седмицам года Седмица по Пятидесятнице Евангельские зачала от Марка, 21–26 от Марка, 27–32 от Марка, 48–53 от Марка, 33–41 от Марка, 42–46 от Марка, 48–53 от Марка, 54–58 от Марка, 59–63 В качестве примера приведем порядок седмичных рядовых чтений для года с ключевой буквой , т. е. с Пасхой 14 апреля (см.: Таблицы 24а и 24б) 36 . С 9 по 13 сентября за литургией читаются чтения 15-й седмицы по Пятидесятнице, после чего 16 сентября ввиду преступки начинаются чтения 18-й седмицы, а чтения 16-й седмицы пропускаются. Переходя теперь к 27-й седмице по Пятидесятнице (которая выпадает на 2–6 декабря), мы видим, что на ней читаются евангельские чтения 29-й седмицы. После этого в течение 28-й седмицы по Пятидесятнице (с 9 по 13 декабря) следует читать пропущенные в сентябре евангельские чтения 16-й седмицы. Затем следует перейти к евангельским чтениям 30-й седмицы (на 29-й седмице по Пятидесятнице, 16–20 декабря) и читать далее последовательно чтения 31-й (23–27 декабря), 32-й (30 декабря – 3 января) и 33-й (6–10 января) седмиц. Далее, если в следующем году Пасха выпадает 29 или 30 марта (см.: Таблица 24а), следует повторить чтения 33-й седмицы (с 13 по 16 января), т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 19 января; если же следующая Пасха выпадает 5 или 6 апреля (см.: таблица 24б), следует повторить чтения 32-й и 33-й седмиц, т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 26 января. В обоих случаях из-за перестановки чтений 16-й седмицы перед чтениями 30-й седмицы все указанные Лекционарием чтения Евангелия от Марка будут прочитаны и будет сохранена последовательность евангельского повествования. 5.2. Порядок субботних и воскресных чтений Евангелия Перейдем теперь к правилам, описывающим выбор субботних и воскресных зачал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К тому же пятидесятники – одна из последних по времени сект, пришедшая к нам с Запада и столь громко заявившая о себе, – среди сектантских объединений пятидесятники по количеству верующих в России стоят на втором месте. Это относительно новая секта, причем ее общины и группы, как правило, весьма разобщены. Единого центра у пятидесятников никогда не существовало. Впрочем, то же вначале наблюдалось и на их родине – в США. Там сразу же после своего возникновения пятидесятничество начало дробиться на многочисленные толки и отличалось пестротой и многоликостью. В США никогда не было организованного пятидесятнического движения, основанного на едином вероучении, как, например, у баптистов, адвентистов, иеговистов. Дело в том, что побуждение к «крещению Духом Святым» испытывали представители разнообразных протестантских направлений. Переходя в пятидесятничество, они несли туда все особенности своего бывшего вероучения. Так, адвентисты учили о субботе, молокане – о необходимости переселения на гору Сион. Наша страна не была исключением, достаточно только перечислить основные толки пятидесятничества: Христиане Евангельской Веры (ХЕВ) – воронаевцы, Христиане Веры Евангельской (ХВЕ) – шмидтовцы, Евангельские Христиане в Духе Апостолов (ЕХДА) – смородинцы, Субботствующие Пятидесятники (СП), Евангельские Христиане Пятидесятники-Сионисты (ЕХПС) – леонтьевцы, Евангельские Христиане Святые Сионисты (ЕХСС) – мурашковцы и другие более мелкие течения. Они существуют и по сей день, располагая множеством общин, не поддерживающих друг с другом никаких отношений. Вместе с тем нужно отметить, что наиболее крупные объединения, возникшие на заре пятидесятничества в России, действуют более или менее согласованно. Помимо указанных сект несколько ранее их существовали небольшие группы пятидесятников, особенности которых определялись личными наклонностями лидеров и руководителей общин: мамонтовцы 33 , доскональ-цы 34 и др. 2. Первые пятидесятники в России Когда же появились первые пятидесятники в России? В.Граждан в своей книге «Кто такие пятидесятники» отмечает, что первым проповедником пятидесятничества в России был немец Вильгельм Эбель 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

2112. Беседа преосвященного Илиодора, архиепископа курского. 1846. IV. 278. 2113. Слово неизвестного проповедника. 1825. XX. 330. В неделю 29-ю по Пятидесятнице 2114. Слово архиепископа Феофана Прокоповича , о ненависти ко греху. 1826. XXIV. 37. 2115. Беседа преосвященного Илиодора, епископа курского. 1843. IV. 389. 2116. Слово преосвященного Григория, архиепископа казанского. 1852. II. 551. В неделю 32-ю по Пятидесятнице 2117. Слово преосвященного Илиодора, епископа курского. 1844. I. 313. В неделю 33-ю по Пятидесятнице 2118.       Беседа преосв. Гавриила, архиепископа рязанского. 1842. I. 255. В неделю 34-ю по Пятидесятнице 2119. Слово неизвестного проповедника. 1827. XXV. 76. В неделю по Просвещении 2120. Слово преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1852.       I. 57. 2121. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 9. В неделю о Мытаре и Фарисее 2122. Беседа преосв. Илиодора, архиепископа курского. 1847. I. 284. 2123. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 98. 2124. Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 33. В неделю Мясопустную 2125. Слово Преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1854. I. 126. 2126. Его же. Поучение. 1856. I. 92. 2127. Неизвестного проповедника слово о страшном суде. 1848. I. 67. В неделю Сыропустную 2128. Краткое поучение преосв. Агапита, епископа томского. 1838. I. 281. 2129. Слово Евгения, архиепископа псковского. 1839. I. 226. 2130.       Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 107. 2131. Слово преосв, Анатолия, архиепископа могилевского. 1854. I. 133. 2132. Поучение преосв. Елпидифора. епископа вятского. 1858. I. 135. 2133. Слово неизвестного проповедника. 1830. XXXVII. 180. 2134. Поучение неизвестного проповедника. 1843. I. 320. 2135. Беседа неизвестного проповедника. 1880. I. 184. В первую неделю Великого Поста, или в неделю Православия 2136. Слово преосв. Григория, епископа калужского. 1826. XXII. 337. 2137.       Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В таком случае назад отсчитываются седмицы 35-я (следующая за 34 неделею, или воскресеньем, по Пятид.), 34, 33, 32 и 31, т.е. та, на которой в понедельник на литургии положено евангелие Марка, зач. 42. Из отсчитанных составляется новый ряд седмичных чтений, начало которого полагается с первого седмичного дня (понедельника), следующего за неделею (воскресеньем) по Просвещении (след., в этот понедельник читается евангелие Марка, зачало 42, в следующий за ним вторник зач. 43, в среду зачало 44 и т.д., как показано в росписании, и который оканчивается седмицею пред неделею Мытаря и Фарисея. При этом может случиться, что отсчитанных седмиц окажется именно столько, сколько и нужно; а может оказаться в них и излишек. Первое будет тогда, когда неделя по Просвещении следует непосредственно за 32 неделею по Пятидесятнице, а второе тогда, когда не сразу. В последнем случае начатый ряд чтений до конца не доводится и прерывается пред неделею Мытаря и Фарисея, с которой начинается новый ряд чтений, в росписании показанных с недели Мытаря и Фарисея. Обясним это примерами. Возьмем пасхальный год, в котором первая Пасха, обозначенная под буквою Н, бывает 5 апреля 452 , седмица, следующая за 32 неделею (вокресеньем), оканчивается 9-го января, неделя по Просвещении падает на 10 января, и вторая Пасха, обозначенная под буквою , 24 апреля, а раньше ее неделя Мытаря и Фарисея – 14 февраля. От 10 января до14 февраля 5 седмиц. След., взятый пасхальный год вместо 32 седмиц, следующих за седмицею Пятидесятницы, имеет 37 (иначе – вместо 33 седмиц, от Духова дня имеет 38), т.е. на 5 больше против обыкновенного. Берем росписание апостольских и евангельских чтений и по нему назад от недели Мясопустной отсчитываем 5 седмиц. Эти седмицы по росписанию будут те самые, которые выше были отсчитаны, т.е. 35, 34, 33, 32 и 31. Первый апостол и первое евангелие из отсчитанных седмиц, т.е. именно 31-й седмицы, надобно прочитать 11 января, т.е. в понедельник, следующий за неделею по Просвещении, вторые во вторник, третьи в среду, четвертые в четверток и пятые в пяток; в следующую седмицу, начиная с понедельника 18 января и кончая пятком 22-го января, надобно читать апостолы и евангелия 32 седм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Такова, опять, скажем, злоба и упорство! Зач. 56. Ответ Господа книжнику о большей заповеди в законе и вопрос самим книжникам о том, Христос чей Сын. Читается в среду 33-й недели по Пятидесятнице. Ответ Господа книжнику о большей заповеди в законе изложен у еванг. Марка гораздо подробнее, чем у евангелиста Матфея ( Мф.22:35–40 ), и с некоторыми особенными чертами. Мк.12:28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Едина от (из) книжник. О книжниках чит. в объясн. 22 ст. 1 гл. Этот книжник, вероятно, принадлежал к фарисейской секте ( Мф.22:34–35 ). О фарисеях чит. у Марка там же. Слышав стязающихся (слыша их прения) т.е. предлагаемые фарисеями с Иродианами и Саддукеями вопросы Господу о подати Кесарю и о воскресении мертвых (ст. 13–27), и видев, яко добре (хорошо) отвеща им Иисус Христос и пр. У еванг. Матфея говорится, что законник или книжник спрашивал Господа, искушая Его, подобно как и фарисеи с Иродианами и Саддукеи; еванг. Марк не говорит об этой цели, но еще как будто указывает на искренность законника, тем более, что далее этот законник выражает одобрение ответам Спасителя, а Спаситель с своей стороны одобряет ответы законника и похваляет его нравственное настроение (32 и 34 ст.). Это, по-видимому, разноречие между евангелистами? Блаж. Феофилакт так примиряет это разноречие. Он говорит, что законник, приступая к Господу с своим вопросом, первоначально хотел искусить Его, но потом сам пленился божественной мудростью Его и потому с восторгом одобрил ответ Господа. Господь же одобрил законника, потому что видел, что добрые качества еще не совсем были заглушены в нем ложью фарисейства. Кая есть первая всех заповедей (какая первая из всех заповедей)? Иудейские ученые, или книжники и фарисеи различали в законе большие и меньшие заповеди ( Мф.5:19 ), под большими разумели обрядовые законы Моисея, а под меньшими – правила нравственности, и вопрос, какая заповедь наибольшая, был у них спорным, т.е. это окончательно не было решено ими: одни считали наибольшей заповедь об обрезании, другие о жертвах, третьи о субботе и т. п. Св. Златоуст замечает, что фарисеи могли и знать, что первая заповедь есть о любви к Богу; но спросили, ожидая, не скажет ли Иисус Христос чего такого, за что можно было бы обвинить Его. Как же Господь отвечает на этот вопрос? Он сказал прямо, что две самые главные заповеди, это – заповеди о любви к Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Молись, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления (44,179). Матерь всех добродетелей – молитва; она не только может очищать и питать, но и просвещать, и в состоянии соделать подобными солнцу молящихся искренне (46,256). Но когда кто молится против врагов или против людей, причинивших ему какое-либо зло, то это слова не человека уже, а диавола (36,40). НЕДЕЛЯ 33-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ. Лк. Зач. 89. (18,10–14) О СМИРЕНИИ И ГОРДОСТИ Если имеем нужду в милосердии, то употребим в дело смиренномудрие, чтоб смиренномудрием привлечь на себя щедроты Господни (22,50). Чтобы знать тебе, какое благо – не воображать о себе ничего великого, начертай словом две колесницы. Впряги в одну праведность и высокоумие, а в другую грех со смиренномудрием и увидишь, что колесница греха опередит праведность, не по собственной силе, но по крепости сопряженного с ним смиренномудрия; а первая колесница останется позади не по немощи праведности, но по тяжести и дебелости высокоумия. Ибо как смиренномудрие, по превосходной своей высоте, преодолевает тяжесть греха и предваряет в восхождении к Богу, так высокоумие, по своей тяжести и дебелости, в состоянии взять верх над необремененною ничем праведностью и легко увлечь ее долу (34,408). Грешник, если приобретает в себе смирение, делается праведником. Кто облечен смирением, в том живет все доброе, а кто облечен гордостью, в том пребывает все худое. Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока (25,115). Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным (25,116). Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят и множество трудов своих (25,117). Не пренебрегай смиренного, он стоит тверже тебя (44,221). В какой… мере удручаешь тело свое… в такой же смиряй паче сердце твое, в ничто вменяй себя, чтобы, когда найдет себе доступ в тебе тщеславие, не пожать тебе вместо пшеницы крапиву и чтобы не погибли труды твои (46,24).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

по Пятидесятнице; с 25 января по 29-е включительно – апостолы и евангелия 33-й; с 1 февраля по 5 включительно – апостолы и евангелия 34-й или, иначе, седмицы, следующей за неделею (воскресеньем) Мытаря и Фарисея; с 8 февраля по 12-е включительно – апостолы и евангелия 35-й или, иначе, седмицы, следующей за неделею (воскресеньем) Блудного. Таким образом на отсчитанных седмицах апостолов и евангелий оказалось аккуратно столько, сколько их было потребно. С недели Мытаря и Фарисея или, точнее, с понедельника, за нею следующего, в этом случае придется во второй раз читать то, что две седмицы тому назад было уже прочитано. Берем другой пример: одна Пасха под буквою 29 марта 453 , седмица, следующая за 32 неделею (воскресеньем) оканчивается 2 января, неделя по Просвещении падает на 10 января: другая Пасха под буквою Щ 18 апреля, неделя Мытаря и Фарисея 7 февраля. В этом пасхальном году излишних седмиц против обыкновенного также 5. Поэтому назад от недели Мясопустной отсчитываются те же 5 седмиц, которые были отсчитаны в предыдущем взятом для примера году. Первый апостол и первое евангелие из отсчитанных седмиц надобно прочитать 11 января, т.е. в понедельник, следующий за неделею по Просвещении. Так как в этом году неделя по Просвещении, раньше которой не начинается чтение отсчитанных апостолов и евангелий, наступает не непосредственно после седмицы, следующей за 32 неделею, как в предыдущем, взятом для примера, году, а чрез седмицу после нее, то из отсчитанных седмиц апостолы и евангелия самой последней седмицы остаются не прочитанными: прочитаются же следующие: 31-й седм.– на первой седмице по Просвещении, следующей за неделею (воскресеньем) по Просвещении и начинающейся 11 января,– 32-й седм.– на седмице 18–22 января,– 33-й седм.– на седмице 25–29 января,– и 34-й седм.– на седмице 1–5 февраля; последней же седмицы, т.е. следующей за неделею о Блудном сыне, апостолы и евангелия останутся непрочитанными. Берем еще пример 454 . Одна Пасха под буквою А 22 марта; седмица, следующая за 32 неделею (воскресеньем), оканчивается 26 декабря; неделя по Просвещении падает на 10 января: другая Пасха под буквою У 11 апреля; неделя Мытаря и Фарисея 31 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Скачать epub pdf Седмица 20-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 25. (6,24–30) 1. О БОГАТСТВЕ Горе богатым, если имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (2,70). Богатство – самый проворный приспешник в худом, потому что при могуществе его сподручнее делать зло (11,367). Если погонишься за роскошью и за тем, чтоб иметь у себя больше других, то труда много, путь не надежен, скорбь неутолимая и жизнь многопопечительная (22,67). Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда он сам мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змием? (22,501). Чем больше кто богатеет, тем более делается немилосердным и бесчеловечным, и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни (24,145). Где богатые, которые собирали и запасали сокровища на многие годы? Смерть в одну минуту, в одно мгновение ока поглотила жизнь их (25,489). Не люби земного богатства, чтобы впоследствии не получить себе нищеты (26,295). Не люби украшать внутренность чертога, чтобы наследием твоим не стала тьма кромешная… Не созидай себе высоких жилищ, чтобы не низойти тебе в бездну (26,296). Не веселись при богатстве, потому что заботы о нем всего чаще и против воли отлучают человека от Бога (45,247). Кто владеет богатством, тому нелегко вырваться из оков его: такое множество недугов объемлет душу… то есть страстей, которые как бы гнусное и темное облако, заграждая взоры ума, не допускают взирать на небо, заставляют приклоняться вниз и смотреть в землю (32,485). Богат не тот, кто приобрел много, но тот, кто много раздал (33,34)… Богатство, если его запирают, бывает свирепее льва и везде наводит страх. А если ты выведешь его из мрака и поселишь в недра бедных, то этот зверь становится овцою, предатель – защитником, подводный камень – пристанью (34,432). Богатство не только не способно насаждать или возвращать что-нибудь доброе, но если даже найдет добро, то повреждает, останавливает и иссушает его, а иное и вовсе истребляет и вносит противное тому – безмерное невоздержание, непристойную раздражительность, несправедливый гнев, гордость, надменность, безумие (34,484).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010