328. Aristotelis Politica IV (VII), 5, 1327 a 1. 329. Ср.: Кудрявцев O. B. Эллинские провинции Балкаиского полуострова во второй веке нашей эры. М., 1954. С. 9—10, 118—155, 229— 243; Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957. С. 278—293, 420—443. 330. Пер. М. Л. Гаспарова (Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков. М., 1972. С. 211). 331. Пер. М. Лозинского (Данте Алигьери. Божественная комедия. М. 1968. С. 336. Ст. 1-12). 332. Слово «латинянин» (Λατεινς) становится особенно одиозным в связи с политическими и конфессиональными конфликтами поздневизантийской эпохи; но уже в эпоху Римской империи оно использовалось грекоязычным населеиием восточныя провинций как способ отделить ненавистную этническую природу западною завоевателя от его славною имперскою имени «римлянин». (При таком снижающем употреблении слова «латинянин» отчетливо выступает функция слова «римлянин» как титула) Около 180 г. Ириней Лионский уже сближал слово «латинянин» с апокалиптическим «числом Антихриста» 666 (Adversus haereses V, 30, 3). 333. Ср.: Моммзен Т. История Рима. Т. 1. М., 1936. С. 812—814. 334. О влиянии римской «триумфалыюй тематики» на церковную символику в ранневизантийском (равеннском) искусстве см.: Лазарев В. Н. Византийская живопись. 1971. С. 51; ср. также: Grabar А. L’empereur dans Рагтвлиянии римской «триумфалыюй тематики» на церковную символику в ранневизантийском (равеннском) искусстве см.: Лазарев В. Н. Византийская живопись. 1971. С. 51; ср. также: Grabar А. L’empereur dans Part byzantin. Paris, 1936. P. 237—239.yzantin. Paris, 1936. P. 237—239. 335. De anathemate 3//PG. 48. Col. 949. 336. Suetoni Nero XXXII, 3. 337. Eusebii Pamphili Historia ecclesiastica IX, 9; Lactantii Firmiani De mortibus persecutorum XLIV. 338. Cp.: Hunger H. Reich der Neuen Mitte. Der christliche Geist der.: Hunger H. Reich der Neuen Mitte. Der christliche Geist der byzantinischen. S. 74—96.yzantinischen. S. 74—96. 339. Pauli Silentiarii Descriptio S. Sophiae 257 sqq.; Corippi In laudem lustini carmen III, 167 sqq.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Филон был, с одной стороны, правоверным и чрезвычайно ревностным иудеем, свято чтившим закон, 318 а с другой – не менее преданным адептом греческой философии. 319 Как набожный иудей, он слепо следует закону и блюдёт каждую его букву, а, как просвещённый человек, воспитавшийся на греческих философах, он чрезвычайно высоко ценит греческую философию, придавая ей почти такое же значение, как и Св. Писанию, и тем, конечно, существенно ограничивая авторитет последнего. 320 Собственно говоря, и тот, и другой источники имеют у него только количественную разницу. Откровение содержит чистейшую и совершенную истину, а философия – менее совершенную и менее чистую, 321 но, во всяком случае, решительно необходимую для богослова. 322 После этого естественно, что Филон называет Платона великим и даже святым, 323 говорит о святой общине пифагорейцев, о святом союзе божественных мужей. 324 Филон не прочь даже приписать некоторую истинность и языческой религии 325 : например, в наказании храмового вора в Дельфах он видит доказательство божественного промышления. 326 Мало того, вместе с большинством языческих философов он признаёт звёзды не только совершеннейшими и разумными существами, 327 но и прямо-таки видными богами. 328 Эта двойственность принципов в мировоззрении Филона отразилась прежде всего на его учении о божестве. Правда, Бог у него мыслится, как природа простая ( φυσις πλη 329 ), чуждая смешения ( αμιγς 330 ) или сложности ( συμπλοκο, ασυγκριτος 331 ), однако, в то же время Божество наделяется такими эпитетами, которые являются характерными для греческих богов 332 ; бог, разгневанный фараоном, у него никто другой, как сам греческий бог Зевс. 333 Известно также, что греки почитали богами абстрактные понятия: судьбу, случай, мир. Их же мы видим и у Филона, хотя у него они связаны не с самим божеством, а с посредниками между богом и миром; впрочем, καιρος и ερνη, ассимилированны с самим Божеством. 334 Принимает Филон и учение о Логосе, который у него отождествляется с первоидеей Платона. 335 Единому Богу присущи две высшие силы: благость и могущество. По Своей благости Он всё сотворил, по Своему же могуществу Он владычествует. Третье, что соединяет и посредствует между тем и другим, есть Логос, ибо чрез Свой Логос Бог так же властитель, как и благодетель. 336 В это, напоминающее Платона, представление о божестве Филон вносит также и стоические воззрения. Бог у него управляет миром и душой человека, являясь одновременно и физической и моральной силой, 337 удерживающей при посредстве Логоса, 338 или разума, в гармонии все части мира. В дальнейшем это приводит Филона к совершенному мистическому пантеизму стоиков, утверждавших, что мир как бы погружён в божество и что всё полно божества. 339

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

На пиксиде из слоновой кости, изготовленной, вероятно, в Фессалонике в 1403-1404 гг. и хранящейся в коллекции Дамбартон-Окса (Dumb. Oaks. Acc. 36. 24), одна из фигур представляет М. П. в имп. облачении, с регалиями в руках (крестообразный скипетр и акакия). Справа от его головы помещена буква М, означающая инициал его имени ( Oikonomides N. John VII Palaeologus and the Ivory Pyxis at Dumbarton Oaks//DOP. 1977. Vol. 31. P. 329-337). Соч.: PG. 156. Col. 81-582; Lettres de l " empereur Manuel Pal é ologue, publiées d " apres trois manuscripts/Ed. E. Legrand. P., 1893; Ο «Συμβουλευτικς πρς τος Θεσσαλονκεις» το Μανουλ Παλαιολγου/Εκδ. Β. Λορδας//Μακεδονικ. 1955. Τ. 3. Σ. 295-302; Manuel II. Palaiologos. Dialog mit einem «Perser»/Hrsg. E. Trapp. W., 1966; Manuel II Pal é ologue. Entretiens avec un musulman, 7-e Controverse/Ed. Th. Khoury. P., 1966; The Letters of Manuel II Palaeologus/Ed. G. T. Dennis. Wash., 1977; Manuel II Palaeologus. Funeral Oration on His Brother Theodore/Ed. and transl. J. Chrysostomides. Thessal., 1985; Manuel Palaiologos. Dialogue with the Empress-mother on Marriage/Introd., text and transl. A. Angelou. W., 1991; Manuel Palaiologos. Dialoge mit einem Muslim/Hrsg. K. Förstel. Würzburg, 1993-1996. 3 Bde; Kaiser Manuel II. Palaiologos. Dialog über den Islam und Erziehungsratschläge/Hrsg. W. Baum; Übers. R. Senoner. W., 2003. Ист: D é m é trius Cydon è s. Correspondance/Ed. R.-J. Loenertz. Vat., 1956-1960. 2 vol.; Laonici Chalcocondylae Atheniensis Historiarum libri decem/Rec. I. Bekker. Bonnae, 1843; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975-1979. 3 Bde. Лит.: Berger Xivrey J., de. Mémoire sur la vie et les ouvrages de l " empereur Manuel Paléologue. P., 1852; Васильев А. А. Путешествие визант. императора Мануила II Палеолога по Зап. Европе//ЖМНП. 1912. Ч. 39. Май. С. 41-78; Июнь. С. 260-304; он же. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб., 1998. С. 328-342; Jugie M. Le voyage de l " empereur Manuel Paléologue en Occident (1399-1403)//EO.

http://pravenc.ru/text/Мануила II ...

Принадлежность Антонию XX речей доказывает всеобщее предание восточных монахов. Даже между монахами, принадлежащими к различным вероисповеданиям – маронитами, мельхитами, коптами, яковитами, несторианами и др., они обозначаются именем пр. Антония 328 . Поэтому как письма, так и речи Антония везде помещаются на первом месте в изданиях и считаются за произведения несомненно ему принадлежащие 329 . Рассматривая содержание этих писем и речей Антония, мы видим, что они во многом сходны с теми наставлениями, который помещены в самом жизнеописании св. Антония у Афанасия, и кроме того заключают в себе указания на такие события, которые были современны Антонию. Так в VI и XVIII пис., говоря о злых духах и их действиях по отношению к человеку, он описывает козни диаволов и их явление так же, как об этом говорится в его речах, записанных св. Афанасием 330 . В наставлениях к ученикам, записанных св. Афанасием, Антоний неоднократно предостерегает своих учеников от общения с арианами, осуждает учение араинское 331 . В своих письмах Антоний тоже нередко упоминает об арианах, просит учеников, чтобы они сохраняли себя «в нынешнее опасное время» 332 от заблуждений, и, обличая лжеучение Ария, почти буквально повторяет слова, содержащиеся в «vita S. Antonii» 333 . Указание на Ария и обличение его лжеучения, – это черта, свидетельствующая о том, что письма Антония согласуются с обстоятельствами его жизни и тогдашним состоянием общества. Затем содержание этих писем не противоречит известиям об Антонии, сохранившимся в «Достоп, сказаниях». Так в своих письмах Антоний нередко делает обличения нерадивым монахам и женам, предостерегает от нерадения одних иноков, обличает гордость других, считающих себя совершенными 334 . Такие же наставления Антония инокам нередко встречаются и в «достоп. сказаниях» об Антонии 335 . Афанасий, говоря об Антониевых поучениях, замечает, что он давал краткие наставления слушателям 336 . Там же замечания о характере своих наставлений делает и сам Антоний в VI письме, говоря: «наставления мои кратки, потому что сердце, желающее очиститься от греха, не имеет нужды во множестве слов» 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

325 Интерполяция, по мнению Кройманна. 326 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог не только к жизни вызвал человека». 327 Restitutum. 328 Ср.: Иез. 18:23; 33:11; 2 Петр. 3:9. 329 Institutum. 330 См.: Пс. 104 103:4. Любопытно, что Тертуллиан употребляет здесь слово apparitor «младший чиновник, низший технический служащий (ликтор, писеци т. п.)». В Вульгате используется слово minister «слуга». 331 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Его». 332 «дыхание» — πνο (ср.: Быт. 2:7), «дух» — πνεμα (ср.: Быт. 1:2). 333 Ср.: «Но настоящее исследование побуждает меня назвать душу духом, так как дышать приписывается другой сущности (т. е. духу). Поскольку мы считаем это свойством души, которую мы признаем однородной и простой, необходимо, чтобы мы объявили ее духом при определенном условии: не из-за состояния, но из-за действия, не как сущность, но как дело, потому что она дышит, а не потому, что она, собственно, есть дух. Ведь и дуть значит дышать. Таким образом, и душу, которую мы определяем. исходя из ее своеобразия, т. е. как дуновение, мы объявляем здесь духом по необходимости; как бы то ни было, вопреки Гермогену, который заявляет, что она состоит из вещества, а не из дуновения Бога, мы ее рассматриваем как, собственно, дуновение. Ибо он, пренебрегая свидетельством самого Писания, дуновение превращает в дух, чтобы считалось, что душа состоит скорее из вещества, чем из духа Божьего, поскольку невероятно, чтобы дух Божий дошел до греха, а потом до суда. Поэтому мы и там утверждаем, что душа есть дуновение, а не дух, согласно Писанию и согласно различению духа, и здесь объявляем ее духом неохотно, в соответствии со сходством дыхания и дуновения. Там стоит вопрос о сущности; ведь дышать есть действие сущности» (Tert. Dean., 11,1—2). 334 Adflatus. 335 Spiritus. 336 Aurula. 337 Интерполяция, по мнению Кройманна. 338 Ср.: Ин. 4:24 (πνεμα θες). 339 Т. е. человека. 340 Вставка Кройманна. В рукописи: «также и дыхание, т. е. образ». 341 Ср.: Быт. 2:7. 342 Ср.: Евр. 1:14. 343 Ср.: 1 Кор. 6:3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

П. х. занимает важное место в истории византийской и всей христианской исторической мысли как памятник, в наибольшей мере отражающий эволюцию визант. представлений о единой хронологии мировой истории. Пролог П. х. представляет собой небольшой трактат о хронологии (Ibid. P. 3-31). Автор П. х. пытался создать единую историческую хронологию и таблицу вычисления пасхалии. Система описания событий в П. х. учитывает одновременно неск. датировок: каждый год указан не только в рамках «эры Пасхальной хроники» от сотворения мира, но и по рим. консулату, греч. олимпиадам, индиктиону и году правления римских и византийских императоров. Такая многосторонняя датировка в визант. хронистике была применена впервые и в дальнейшем получила широкое признание среди визант. историков. «Эра Пасхальной хроники» опирается на дату сотворения мира - 11 марта 5509 г. до Р. Х. Среди дошедших до нас хронографических и исторических трудов эта эра для исчисления года того или иного события также применена впервые. Изд.: Chronicon Paschale/Ed. L. Dindorf. 1832. 2 vol. (CSHB; 14-15); PG. 92. Col. 69-1023; Рус. пер.: Пасхальная хроника/Пер.: Л. А. Самуткина. СПб., 2004. Ч. 1: От Адама до Фарры. Лит.: Gelzer H. Sextus Julius Africanus und die byzantinische Chronographie. Lpz., 1885. Bd. 2. Hl. 1; Krumbacher. Geschichte. S. 337-339; Pauly, Wissowa. R. 1. Bd. 3. Pt. 2. Col. 2460-2477; Conybeare F. C. On the Date of Composition of the Paschal Chronicle//JThSt. 1901. Vol. 2. N 6. P. 288-298; idem. The Relation of the Paschal Chronicle to Malalas//BZ. 1902. Bd. 11. N 2. S. 395-405; idem. The Codex of the «Paschal Chronicle» used by Holstein//JThSt. 1906. Vol. 7. N 27. P. 392-397; Mercati G. A Study of the «Paschal Chronicle»//Ibid. P. 397-402; Grumel. Chronologie. P. 73-85; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 328-330; Beaucamp J. e. a. Temps et histoire: Le prologue de la «Chronique Pascalae»//TM. 1979. T. 7. P. 223-301; Культура Византии: IV - 1-я пол. VII вв. М., 1983. С. 266-271; Удальцова З. В. Из визант. хронографии VII в.: Иоанн Лаврентий Лид, Пасхальная хроника//BB. 1984. Т. 45. С. 60-65; ODB. Vol. 2. P. 447; Howard-Johnston J. Witnesses to a World Crisis: Historians and Histories of the Middle East in the VIIth Cent. Oxf., 2010; Кузенков П. В. Христ. хронологические системы. М., 2014. С. 291-325.

http://pravenc.ru/text/2579167.html

Собственные сочинения Д. М. ограничиваются причастнами. В рукописной традиции на протяжении XVIII в. выделяется воскресный причастен на глас βαρς (Ath. Xeropot. 276. Fol. 159-160; Ath. Paul. 36. P. 641, 1-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 251. Fol. 291v - 292v, 1750 г.; Ath. Xeropot. 370. Fol. 409v - 422, 1759 г.; 277. Fol. 73v - 75, сер. XVIII в.; 366. Fol. 9; Ath. Pantel. 972. Fol. 3-7; 994. Fol. 281-282; Ath. Doch. 407. Fol. 67-69v; Ath. Pantel. 954. Fol. 103-110v; БАН. РАИК. 52. Л. 254 об.- 255 об., 275-276; Ath. Doch. 321. Fol. 156-158v, сер. XVIII в.; Ath. Doch. 363. Fol 394-395v; Ath. Xen. 123. P. 211-224, 2-я пол. XVIII в.). Меньшее распространение получили причастны на 1-й глас (Lesb. Leim. 251. Fol. 271-272; Ath. Doch. 321, Fol. 142-145; Ath. Xeropot. 380. Fol. 346v - 363v, 1759 г.; Ath. Dionys. 578. Fol. 211-224; Copenh. Kong. Bibl. 2747. Fol. 177v, 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 248. P. 328-329, 335-337 (2 сочинения), кон. XVIII в.; РНБ. Греч. 132, Л. 361 об., XVIII в.) и на 1-й плагальный глас (Ath. Paul. 36. P. 641; Ath. Xeropot. 380, Fol. 390v - 404; Ath. Dionys. 578. Fol. 211-224; Copenh. Kong. Bibl. 2747. Fol. 192v; Lesb. Leim. 248. P. 329-330; Ath. Xen. 153. Fol. 97v - 103v, кон. XVIII в.), а также причастен «Чашу спасения прииму» на 4-й плагальный глас (Ath. Pantel. 1012. Fol. 220; Ath. Doch. 363. Fol. 416v - 419, 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 248. P. 339-341; Ath. Doch. 359. Fol. 231v - 235v, кон. XVIII в.; Ath. Dionys. 571. Fol. 354-355, 1807 г.). Иногда встречаются воскресные причастны на гласы 3-й (Lesb. Leim. 248. P. 338-339) и 2-й плагальный (Ath. Xeropot. 380. Fol. 404-409v, 1759 г.; Copenh. Kong. Bibl. 2747. Fol. 194v; Lesb. Leim. 248. P. 330-332), к-рые дополняют незаконченный цикл воскресных причастнов (отсутствуют версии на 2-й, 4-й и 4-й плагальный гласы), а также причастен «В память вечную» на гласы 1-й (БАН. РАИК. 44. Л. 161 об.- 164) и 4-й плагальный (Lesb. Leim. 248. P. 341-346). Хадзиякумис приводит также воскресный причастен на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 255. Fol. 120v - 121; см.: Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 293), однако в рукописи содержится цикл причастнов протопсалта Даниила (см. Fol. 115-121, под рубрикой: «Причастны Даниила, протопсалта Великой церкви, глас 1-й, Хвалите Господа»), а также причастны мон. Дамаскина Фессалийца на 3-й глас (Fol. 116v - 117) и Д. М. на глас βαρς (120-120v).

http://pravenc.ru/text/178219.html

321 Jeremias, Babylonisches im N. T., S. 92. Также P. Fiebig, Babel und das Neue Testament, S. 18. 328 См. А. Jeremias, Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients, S. 15: Da die Stufeukreise nach dem Tierkreise zwölf Stationen haben, so wird hiermit die Vorstellung von den zwölf Toren am Himmel zusammenhängen. Но, по мнению Zimmern’a, auch hier nicht die Zwölfzahle der Tierkreisbilder, sondern die Zwölfzahle der Mondwechsel im Laufe eines Sonnenjahres den ursprünglichen Ausgangspunkt fur die Bedeutsamkeit dieser Zahl abgegeben haben wird (S. 627). 329 Связь образа со знаками зодиака признают Gunkel, Schöpfung und Chaos, S. 386; Zimmern у Schrader’a, B. II, S. 630; A. Jeremias, Babylonisches im N. T., S. 36; Bousset, Die Offenbarung Johannis, S. 336; Clemen, Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments, S. 78. 330 Jeremias, Babylonisches im N. T., S. 16–17. Подробнее у него же, Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients, S. 66–69. 331 Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments, S. 62; Pfleiderer, Urchristentum B. II, S.² 298. 336 Bousset, Die Offenbarung Johannis, S. 259. Сходство с Мардуком, получающим скрижали, то есть управление миром, признает и A. Jeremias (Babylonisches im N. T., S. 17–18). 337 A. Jeremias, Babylonisches im N. T., S. 24–25: Die Planetenfarben sind: Mond grün (oder silbern, weisz, entsprechend seinem Metall). Sonne golden, Mars rot, Merkur blau (bez. schwarz und weisz in seiner Doppelstellung zwischen Ober-und Unterwelt), Jupiter gelb (erdfarben), Venus weisz, Saturn schwarz. 340 Clemen, Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments, S. 68: Aber einmal wird beim siebenten Siegel überhaupt keine Farbe erwähnt denn der goldene Altar und das goldene Weihrauchfasz V. 3 gehören nicht mehr dazu – und wenn man dem auch nicht viel Wert beilegen darf, so entsprechen doch die vorher erwähnten Farben keineswegs schlechthin den fur die Planeten üblichen. Denn diese sind: silbern, dunkelblau, weissgelb, golden, rosenrot, braunrot, schwarz, im der Offenbarung dagegen: weis, feuerfarben, schwarz, gelb, nochmals weiss und nochmals schwarz.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

326 Никитин П. Сказание о 42 аморийских мучениках//Записки Имп. АН. 1905. VIII серия. Т. 7. 2, с. 21. 328 Konzilas Е., Halkin F. Deux vies de s. Maxime le Kausokalube//Analecta Bollandiana 54 (1936), p. 106. 329 Cm.: Angenendt A. Corpus incorruptum. Eine Leitidee der mittelalterlichen Reliquienverehrung//Saeculum. 42 (1991). Vol.. 332 Holy Women of Byzantium. Ten Saints’ Lives in English Translation. Ed. A.-M. Talbot. Washington, 1996, p. 113, n. 83. 335 Так, св. Трифилл Левкосийский, не сподобившись мученичества при жизни, позаботился о посмертном венце – мусульмане отрубили голову его нетленному телу (AASS Junii, vol. III. Bruxelles, 1867, p. 177E). 336 Трифонов Ю. Две съчинения на Константина Философа (св. Кирила) за мощите на св. Климента Римски//Сборник в чест на проф. Л. Милетич. София, 1933; Vašica J. Slovo па perenesenie moštem preslavnago Klimenta neboli Legenda Chersonska//Acta Academiae Velehradensis, 19. 1948; Vašica J. Literami pamatky epochy velikomoravske 863–885. Praha, 1966; Hannick Ch. Das «Slovo na perenesenie moštem sv. Klimenta» als liturgiegeschichtliche quelle//Orientalia Christiana Analecta, 231. Christianity among the Slavs the Heritage of Saints Cyril and Methodius. Roma, 1988. 337 Библиотека Ватикана, Barberini gr. 336. Cm.: Parenti S., Velkovska E. L’Eucologio Barberini 336. Roma, 1995. Наиболее ранние константинопольские списки XI в. опубликованы: Arranz М. L’Eucologio Constantinopolitano agli inizi del secolo XI. Roma, 1996. 338 РНБ, собрание Гильфердинга 32 (серб.). Древнейшие русские списки датируются концом XIV – началом XV в. Например, ГИМ, Син. 900. 340 Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//Византийский временник 59 (84). М., 2000, с. 116–128.; Уханова Е. В. Культсв. Климента, папы Римского, как отражение политических концепций Византии и Руси IX–XI вв. (Опыт комплексного источниковедческого анализа). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2005 О нем см.: Panagiotakis N. Μ. Λων Δικονος. ϑναι, 1965. Σ. 111–123; Sevcenko I. The Date and Author of the so-called Fragments of Toparcha Gothicus//DOP. 1971. T. 25. P. 117–188 (с по­дробной библиографией работ о Газе). 2009 Notices et Extraits de manuscrits de la Bibliothèque Impériale et autres Bibliothèques. 1810. T. 8. P. 254–296. 2013 Черновик его письма к Газе от [?] марта 1813 г. сохранился в его бумагах. Между прочим, сообщая о петербургском богаче, ревнителе отечественных древностей, который хотел бы способ­ствовать изданию Льва Диакона, Круг уточняет: «Derselbe Gönner wünscht femer zu wissen, ob Sie ihm wol eine ganz genaue von Ihnen revidirte Copie des griechischen Textes von Leo Diac, uberlassen wollen, die er hier in St. Pet., begleitet von einer russischen Übersetzung, könnte im Druck erscheinen lassen; und was Sie dafür verlangen? Er erwartet eine schnelle Beantwortung dieser Fragen» (ПФА РАН. Ф. 88. Оп. 1. Д. 138. C. 209–210 об.). 2016 О последнем подробнее см. в статье: Медведев И. П. К истории создания первого русского перевода Льва Диакона//ΑΝΤΙΔΩΡΟΝ: к 75-летию академика РАН Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 86–98. 2018 Бытующая в литературе другая цифра погибших экземпляров (150) восходит к ошибочной информации, сообщенной Раулем-Рошеттом в его рецензии на издание Льва Диакона (Journal des Savants. 1820. Janvier. P. 4). 2019 Этим сенсационным открытием наука обязана, как известно, американскому ученому И. Шевченко. См.: Sevœnko I. The Date and Author... 2020 Подробнее о наших наблюдениях, а также догадке в отношении литературного источника, использованного Газе при воссоздании событий, запечатленных в «Записке», см.: Medvedev I. στορα νς πλαστογραφματος: λεγμενος Toparcha Gothicus//Βυζαντιν, 2000. T. 21. Σ. 237–249. См. также русский вариант статьи: Медведев И. П. К вопросу о неподлинности так называемой Записки Готского топарха//Мир Александра Каждана: К 80-летию со дня рождения. СПб., 2003. С. 160–172. 2022 Лебедева Г. Е., Морозов М. А.У истоков изучения канонического права в России: А. С. Павлов //История Византии и византийская археология: Тезисы докладов X научных Сюзюмовских чтений. 25–27 марта 1998 г. Екатеринбург, 1998. С. 9–12; Лебедева Г. Е. Из истории канонического права в России: А. С. Павлов //АДСВ. Екатеринбург, 1999. С. 328–337.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010