Часто такое повреждение было весьма тонким, почти незаметным, и это неудивительно, ведь диавол большой мастер изощренных подделок и обманов. Его деятельность можно сравнить с работой фальшивомонетчика, изготовляющего поддельные купюры. Если какой-нибудь человек не заметит подделки и станет эти купюры копить на что-нибудь важное, например, на покупку дома, то, когда придет время заключения сделки, он не сможет ничего приобрести и окажется банкротом, потому что при покупке подделка непременно обнаружится. Подобное может случиться и в христианской жизни: человек долгое время копит духовный капитал спасения, но в конце жизненного пути, перед лицом смерти или даже после нее вдруг оказывается, что капитал этот весь фальшивый и приобрести на него в вечности ничего нельзя. Именно так работает дьявольский механизм ереси, и на этом принципе основано данное оружие врага. Для борьбы с ересями, этими подделками и призраками истины, как раз и собирались Вселенские соборы. Сегодня мы празднуем память отцов Первого Вселенского собора. Этот собор – великая веха в истории Церкви. Он был созван святым императором Константином Великим в 325 году, в городе Никея, расположенном недалеко от восточной столицы Римской империи – Никомидии. Сейчас это территория Турции, и на месте, где была Никея, находится маленький городок Изник. Собор был созван Константином по причине смертельной опасности, угрожавшей Церкви со стороны арианской ереси. Родоначальником и распространителем этой ереси явился Арий. Арий был священником одного из храмов столицы Египта Александрии. Красноречивый, богословски образованный, он проводил строгую жизнь и пользовался в Церкви большим авторитетом. Арий считался одним из кандидатов на александрийскую кафедру и однажды даже чуть было не стал архиепископом Александрийским. Суть ереси Ария сводилась к следующему: он учил, что Сын Божий – Превечное Слово Божие, – ставший человеком Иисусом Христом, не был истинным Богом, равным Отцу, как это исповедует Православная Церковь, но был высшим творением Бога Отца.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь ( Janin. Grands centres. P. 121). Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши. Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина. В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена. Известные епископы и митрополиты Н. Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Неофит (пам. 21 янв.), Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (пам. 10 сент.), мц. Антонина (пам. 1 марта, 13 июня; пам. греч. 12 июня), мц. Феодотия (пам. 29 июля, 17 сент., 22 дек.), мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий (пам. 20 нояб.). В 325 г. св. равноап. Константин I Великий остановил свой выбор на Н. для проведения Собора Восточной Церкви (см. Вселенский I Собор ). Соборные заседания проходили во дворце, расположение к-рого до наст. времени не определено. Первым известным епископом Н. был Феогний (Феогнис), ученик мч. Лукиана Самосатского, участник и, вероятно, один из деятельных организаторов I Вселенского Собора. Вскоре после Собора он был признан арианином, лишился своей кафедры и по решению Константина был отправлен в ссылку в Галлию. В период ссылки Феогния, между 325 и 329 гг., епископом Н. был Христ ( Theodoret. Hist. eccl. I 20). Однако ок. 329 г., также по решению императора, Феогний был возвращен на свой пост и в 30-х гг. IV в. по-прежнему играл важную роль в церковных делах, поддерживая партию еп. Евсевия Никомидийского - епископов, к-рые выступали против свт. Афанасия I Великого и с кон. 30-х гг. перешли к открытой поддержке арианства. В 335 г. еп. Феогний принимал участие в Тирском Соборе , его включили в состав соборной комиссии, к-рая ездила в Египет для расследования мнимых преступлений свт. Афанасия. В 343 г. еп. Феогний участвовал в Сардикийском Соборе . Он умер до 355 г., т. к. в этом году на совещании имп. Констанция II с Римским папой Либерием упоминался как уже умерший (Ibid. II 16). Преемником Феогния был еп. Евгений, также видный деятель арианской партии. Ок. 355 г. он участвовал в Антиохийском Соборе, на к-ром большинство членов вост. епископата вновь требовало низложить свт. Афанасия ( Sozom. Hist. eccl. IV 8); умер в 370 г. После него кафедру занимал Ипатий из г. Кирр (Сирия), также арианин. Он был изгнан из Н. в кон. 380 или нач. 381 г. по приказу имп. Феодосия I Великого ( Philost. Hist. eccl. IX 19). Его место занял правосл.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

В Александрии святитель Осия, придерживавшийся, подобно другим епископам Запада, пра­вославных убеждений, убедился в том, что спор идет не о второ­степенных предметах, но о самом существе христианской веры, и, вернувшись в Никомидию, сумел убедить в этом императора. Так возникла идея для решения богословского вопроса, потрясшего Церковь , созвать собор епископов всей эйкумены – вселенной, как принято было тогда называть Римскую империю, иными словами, Вселенский Собор. Заодно на нем предполага­лось рассмотреть другой важный вопрос – о времени праздно­вания Пасхи, поскольку в разных церквах имела место разная практика. Наконец, существовала нужда и в рассмотрении вопро­сов церковной дисциплины ввиду изменившихся обстоятельств церковной жизни: гонимая Церковь обрела свободу, и в христи­анские общины все в большем числе стали входить вчерашние язычники, теперь уже, в отличие от прежних времен, не рискуя при этом ни жизнью, ни свободой, ни имуществом, ни карьерой. Кроме того, «Константин захотел сделать собор символом и увен­чанием и своей победы, и нового положения Церкви в Империи» 73 . Собор намечено было созвать в 325 г., когда исполнялось 20 лет правления Константина Великого . Местом проведения Собора была назначена Никея – неболь­шой город Вифинской провинции, расположенный в живопис­ном месте на берегу озера, вблизи Мраморного моря и непода­леку от императорской резиденции в Никомидии. В конце 324 или начале 325 г. император направил послание епископам с при­глашением их на Собор. Участников Собора доставляли в Никею за счет казны на экипажах государственной почты, а также на судах имперского флота. В ту пору насчитывалось около 2 тысяч епископских кафедр на Востоке и Западе империи. Число прибывших на Собор свя­тителей в разных источниках оценивается по-разному: около 250 – у Евсевия Кесарийского , более 300 – у церковного исто­рика Сократа, более 320 – у Созомена . «Вошедшее в традицию точное число участников – 318, по словам протоиерея Вален­тина Асмуса, – первым назвал святитель Иларий, епископ Пиктавийский...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Святитель Евстафий Антиохийский: праведник, причину осуждения которого озвучить постыдились Архимандрит Феогност (Пушков) Кандидат богословия, заштатный клирик Луганской епархии УПЦ, автор многочисленных публикаций на богословские темы. Подпишитесь на наш Телеграм 5 марта (21 февраля по ст. ст.) Православная Церковь чтит память святителя Евстафия, епископа Антиохийского. Правда, статус этой памяти — рядовая, не праздничная, служба. У многих ученых Антиохийский епископ долгое время ассоциировался с потенциальным модализмом — одной из ересей III века. Так был ли святитель Евстафий модалистом? За что его осудил Антиохийский собор? И в чем состояло «оскорбление» матери императора Константина , которое не решались озвучить судьи епископа Евстафия в 327 г.? Об этом рассказывает архимандрит Феогност (Пушков). О жизни этого пламенного исповедника Православия до Никейского I Вселенского собора 325 г. мы почти ничего не знаем. Известно, что где-то с 318 г. он был епископом Церкви сирийского г. Бероя (ныне Халеб). По смерти Антиохийского епископа Филогония (ок. 324 г.) был избран на его кафедру, что, кстати, впоследствии стало предметом серьезных нареканий: каноническое право Древней Церкви категорически запрещало перевод епископа с кафедры на кафедру. Причина была не столько административная, сколько символическая: Местная Церковь считалась символической Невестой Христовой, а епископ — символом Жениха-Христа. В такой семантической конструкции переход от одной Церкви к другой символизировал прелюбодеяние. И впоследствии, когда отвергающие I Вселенский собор епископы начнут систематически переходить с кафедры на кафедру, сторонники никейской ортодоксии будут их обвинять в канонических нарушениях. Но сначала от этого обвинения пришлось защищаться Евстафию, который в свое оправдание говорил то, что не искал этой кафедры, но принял ее по настоятельным просьбам местного священства, клира и мирян. Радикальные «никейцы» Итак, к 325 г. он занимает столичную кафедру на востоке империи — Антиохию (напомним, что Константинополь был отстроен только к 330 году и первоначально был лишь своего рода дворцом государя, а до этого времени городом-ставкой императора была Никомидия — столица области Вифиния, куда входил и город Никея, в базилике которого прошел I Вселенский собор). Святитель Евстафий очень быстро сдружился с главой Церкви Египетского диоцеза — Александром Александрийским, с Анкирским епископом Маркеллом и с Кордовским епископом Осией. Вместе с ними он проводит в 324 г. Антиохийский собор, на котором выносится осуждение Арию и его учению. Всего за год до I Вселенского собора!

http://blog.predanie.ru/article/svyatite...

( Феодорит. Церк. ист. I 3). Арианские споры и Антиохийская схизма В 324 г. имп. Константин Великий , открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке имп. Лициния, объединив под своей властью всю империю. К этому времени относится начало широкого распространения ереси арианства (его сторонники признавали Сына Божия творением Бога Отца). Сознавая угрозу для единства Церкви, имп. Константин обратился к еп. Осию Кордубскому с просьбой стать посредником в примирении противостоящих партий. В сир. рукописи (Paris. syr. 62) сохранилось послание первого антиарианского Собора, состоявшегося в Антиохии в кон. 324 или нач. 325 г. Отцы Собора осудили Ария и предложили вынести окончательное решение арианского вопроса на Собор всей Церкви, к-рый предполагалось созвать в Анкире. Так родилась идея Вселенского Собора. По указанию имп. Константина местом созыва Собора стала Никея, где в 325 г. состоялся I Всел. Собор. Из 318 отцов ок. 80 представляли кафедры Вост. диоцеза империи; Антиохийскую кафедру представлял еп. Евстафий . Собор в Никее принял вероопределение о том, что Отец и Сын единосущны (греч. μοοσιοι), а в 6-м прав. подтвердил традиц. преимущество епископа Антиохии. Большинство Поместных Соборов в Антиохии в IV в. обсуждали проблемы, поднятые арианскими спорами (подробнее см. Антиохийские Соборы ). На одном из них (между 327 и 330) был низложен еп. Евстафий, один из наиболее убежденных защитников Православия в Никее. Еп. Евсевий Никомидийский внушил имп. Константину, что свт. Евстафий был зачинщиком беспорядков в Антиохии и не оказывал должного почтения императору. Низложенный святитель был сослан во Фракию, его сторонники (по словам свт. Иоанна Златоуста, вопреки завету самого Евстафия) при выборах нового епископа отделились, составив особую общину. Избранный большинством еп. Павлин Тирский (330) через неск. месяцев был смещен, и его место занял арианин Евлалий . С этого времени Антиохийский престол надолго перешел к противникам Никейского вероопределения.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Этого диавольского лжеучения придерживаются сейчас сектанты, называющие себя «свидетели Иеговы», а также многие оккультные (магические) секты. Так же учил Л.Н. Толстой. Если бы это учение восторжествовало, то от самого Евангелия не осталось бы ничего. Мы лишились бы надежды на соединение с Богом. I Вселенский Собор Александрийский епископ Александр отлучил Ария и его сторонников от Церкви. Тот же, подобно диаволу, погубившему треть Ангелов, увлек за собой треть клира Александрии и, не желая признать своего осуждения, перенес свою хулу и на другие Церкви мира. В результате смута охватила всю Церковь , и император Константин, движимый Святым Духом, повелел всем епископам вселенной собраться на Собор для разбирательства этого дела. Собор состоялся в 325 году в городе Никея (сейчас это город Изник в Турции). Собралось триста восемнадцать епископов со всех концов христианского мира, по числу тех слуг Авраама, которые сокрушили войска царей Междуречья ( Быт. 14 ). Председательствовал епископ Осия Кордубский (Испания). На Соборе было много святых: Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Александр Александрийский , Макарий Иерусалимский, Евстафий Антиохийский , Иаков Низибийский и другие. И вот они стали расспрашивать друг друга, как хранит каждый из них апостольское учение, и тогда оказалось, что учение Ария чуждо Преданию апостолов. Ариане пытались запутать дело философскими спорами. Но им твердо противостал диакон Александрийской Церкви Афанасий. Наконец святитель Спиридон, выйдя на середину собрания, взял кирпич и сказал: – Видите кирпич? Он один. И тут вверх взметнулось пламя, а вниз потекла вода, в руке же святителя осталась глина – три природы, составляющие один кирпич. – Так и Бог – это и Троица, и единство, – сказал святитель. Арий все равно продолжал упорствовать и хулить Христа, так что святитель Николай, возревновав, ударил его по устам. Отцы Собора за этот поступок лишили Николая сана. Но Христос и Богородица, явившись им, повелели восстановить его в достоинстве епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Нас преследуют за то, что мы говорим: Сын из не-сущего. Но говорим мы это потому, что Он не есть часгь Бога ( μρος Э’ εο) и не происходит из чего-либо предсуществовавшего ( εξ υποκειμνου τνος) 249 . Как отсюда видно, для Ария является равно неприемлемым и положение, согласно которому Сын рождается непосредственно от Бога (что означало бы, что Сын – Его часть 250 ), и положение, согласно которому Сын произведен из некоего бесформенного подлежащего субстрата; следовательно, по мысли Ария, Сын произведен «из не-сущего ( ξ οχ ον των) " 251 . После арианского собора в Вифинии сторонники Ария собрали еще один собор, во главе с Евсевием КесарГшским, на котором были признаны недействительными прещения собора свт. Александра. Вероятно, тогда было написано послание Ария и его клира св г. Александру 252 – в целях примирения с ним. В этом письме ариане несколько смягчают прежние резкие выражения и делают акцент на неизменности Сына 253 . Новый масштаб арианские споры приобрели с вмешательством в церковные дела имп. Константина Великого (прав. 306–337 гг.), инициатора христианизации Римской империи. Константин был уверен, что Церковь является важнейшей опорой для благополучного функционирования государства; поэтому мир в Церкви для Константина был важен не менее, чем мир в жизни государства. Когда Константин прибыл на Восток империи и узнал о имевших место церковных раздорах, он, по словам Евсевия Кесарийского 254 , почел это за собственное несчастье и немедленно стал принимать меры для их устранения. Послав своего посланца Осию Кордовского прояснить ситуацию и убедившись в серьезности обстановки, Константин решил собрать Вселенский собор для разрешения спорных церковных вопросов и достижения церковного единства. Изначально этот собор намеревались собрать в Анкире Галатийской, однако затем из соображений удобства решили собрать его в городке Никея. Собор состоялся в 325 г. Из числа участников Никейского (I Вселенского) собора можно выделш 1) партию сторонников Ария во главе с Евсевием Никомедийским; 2) партию противников Ария и арианского движения, в которую входили свт.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Если наши дети знают Священное Писание – они поймут и узнают все эти отсылки. Если знают, но не помнят – повод вспомнить, на то наша Церковь и повторяет все это из года в год, всю нашу жизнь. Если ни наши дети, ни мы сами совсем не знакомы с подобными явлениями Священной Истории – тоже не беда. Начать никогда не поздно. В таком случае просто прочитаем все эти перечисления, пусть откладывается в голове. И разберем подробнее что-то одно из перечисленного: например, почитаем о потопе, о Ное. Откроем Закон Божий – почитаем пересказ этого сюжета. А может быть, зачитаем какой-то фрагмент из Библии, книги Бытия – в Законе Божием и даже в Википедии есть все ссылки на конкретные тексты. Посмотрим иллюстрации в книгах, в Интернете. Для первого раза вполне достаточно. Постепенно мы за весь год так, хаотично, разберем многие места из Священной Истории. И в следующем году – тоже будем разбирать, уже немного по-другому. Так, потихонечку, познакомимся с Ветхим Заветом. А пока, сегодня, мы вспоминаем и Новый Завет. Потому что в день, который мы встречаем как день церковного новолетия, по преданию, Христос пришел в Назарет и, войдя в синагогу, прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя… проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4, 16–22). Этот евангельский текст читается в день новолетия в храме. И этот текст мы можем прочитать вместе с детьми дома. А если есть желание и возможность, можно вспомнить историю Церкви в самых общих чертах. На I Вселенском Соборе в Никее в 325-м году были установлены основные правила церковного календаря — расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) – и как раз установлено начало года на 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года Император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке Империи. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы Для начала наши дети просто услышат эти слова-явления: Император Константин, I Вселенский Собор, Никея, Миланский эдикт . Пока просто только слова – но так эти явления уже входят в культуру нашей жизни. Наши дети, а может быть, и мы сами узнаем, что вообще были такие события, как Вселенские Соборы. Что был Император Константин, который созвал этот Первый Собор и который вообще стал первым христианским Императором. Может быть, мы сразу все вместе погрузимся в изучение всех этих вещей. А может быть, ничего не получится – времени нет. Ну и что же? В этом году – просто сами что-то прочитаем, а детям за полминуты, по дороге в школу или за обедом, расскажем хоть что-то. Но так мы уже начнем входить в этот ритм, в эту культуру. Год за годом будем постепенно накапливать эти знания. Так, постепенно, весь этот круг тем станет для нас самих и для наших детей образованием, мировоззрением, культурой.

http://pravoslavie.ru/133911.html

Несториане Несториане – исторически христиане Малой Азии и Сирии, отказавшиеся принять осуждение Нестора и его учений Эфесским Собором (431 г.). В современности – Церковь Востока, которая на Западе именуется Ассирийской или Несторианской. Большинство ее членов – возможная численность 100 000 – живут в Ираке, Сирии и Иране. Около 3 000 – в Соединенных Штатах. Католикос-патриарх – Мар Ишая Шимун 21 (р. 1909 г.), изгнанный из Ирака в 1940 году, проживает в Сан-Франциско. Язык богослужения – сирийский. Есть разнообразные обряды. В причащении используются три анафоры – Аддая и Марии, Феодора Мопсуестийского и Нестора. Происхождение и первый период истории Осуждение Нестора и его учения Вселенским Собором в Эфесе вызвало серьезное недовольство церквей Малой Азии и Сирии. В конечном счете, эти церкви признали решение собора, за исключением довольно значительного меньшинства. Центром сопротивления стала известная богословская школа в Эдессе в восточной Сирии (ныне Урфа в Турции), которая строго придерживалась антиохийской традиции, представленной Нестором. Феодор Мопсуестийский – «Толкователь» – считался там главным авторитетом в вопросах веры. Еще в 457 году некоторые учителя были вынуждены покинуть школу и перебраться через границу в Персию. Школа в Эдессе была закрыта императорским указом в 489 году и небольшой, но активный несторианский остаток переселился в Персию. Христианская церковь в Персии к тому времени была сравнительно большим организмом, но сравнительно слабо связанным с западными церквями в пределах Римской империи, хотя и участвовал в 1 Вселенском Соборе (Никея, 325 г.). Полная независимость церкви в Персии была официально провозглашена поместными соборами в Селевкии (410 г.) и Маркабте (424 г.). Епископ Селевкии и Ктесифона (столицы Сасанидского царства) был признан верховным главой церкви в государстве – «великий митрополит и глава всех епископов». Основная причина такой декларации о независимости, по-видимому, была политической – ввиду натянутых и неприязненных отношений между Персией и Римской империей административные связи с зарубежными церквями могли вызвать подозрения правительства. Кроме того, был и национальный мотив – церковь в Персии говорила на сирийском языке и была очень слабо связана с греческой культурой. Между тем в теологическом отношении она опиралась на Эдесскую школу, которую часто называли «школой персов». Под давлением Барсаумы (Барсумы) – беженца из Эдессы и епископа Нисибиса (Нисибина) – Собор Персидской Церкви в Бет Лапате (или Джундишапуре) в 484 году признал Феодора Мопсуестийского защитником правильной веры. После внутренней борьбы, которая длилась несколько лет, верность Феодору была вновь подтверждена при Патриархе Бабае (497–502). С тех пор христианская церковь в Персии стала несторианской. Конечно, это название никогда не употребляется официально – это было уничижительное клеймо, придуманное противниками (вероятно, монофизитами). Официальным наименованием по-прежнему остается «Церковь Востока».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010