Папска държава – виж Ватикана. Параклис (гр. утешение) – молебен канон, посветен на Богородица, който се пее и чете от вярващите по време на духовна скръб. Богородичен параклис се отслужва на вечерните служби по време на Богородичния пост. Паримия (гр. – притча; пословица, поговорка) – четиво от Стария или Новия Завет (предимно от Стария), което съдържа пророчества за празнуваното събитие и се чете при богослужение, главно през Великия пост. Броят на паримиите е различен при различните богослужения и варира от 1 до 8 паримии. Сборник от такива четива се нарича Паримейник. Парусия (гр. παρουσα) – тържествено шествие; тържествено архиерейско богослужение; в Новия Завет – понятие, обозначаващо Второто пришествие на Господ Иисус Христос, когато Той в слава ще се яви на края на времената. В някои преводи «парусия» е преведено с двойно значение – на «пришествие» и «присъствие» ( 1Сол. 2:19; 3:13 ), т.е. мистично присъствие още от момента на Христовото първо явяване. Пасха – 1) юдейски празник в памет на едно от най-важните събития в Библейската история – излизането на Израел от Египет (Изход 1–15 глава). 2) Агнец, обредно агне, заколвано и изяждано от юдеите на празника. 3) Ежегодно християнско тържество в памет на Възкръсналия от мъртвите Спасител. Виж също: Възкресение Христово, църковни празници. Пасхалия – система за определяне времето за празнуване на Възкресение Христово (Пасха) и другите подвижни празници. Съгласно правилата на Първия Вселенски събор (325 г. Никея, Мала Азия), празнуването на Пасха се извършва или 1) през първия неделен ден след пълнолунието, което настъпва в деня на пролетното равноденствие или след него, ако този неделен ден се пада след еврейската Пасха, или 2) ако така изчисленият ден се случи преди еврейската Пасха, християнската Пасха се пренася в първия неделен ден след еврейската Пасха. По този начин денят, в който празнуваме Възкресението на Господа се оказва между 22 март и 25 април (4 април – 8 май стар стил). С въвеждането на Григориянския календар през 1582 г., Западната църква нарушила съборното правило. Затова в някои години католици и протестанти празнуват Възкресение в деня, в който евреите празнуват Пасха (Песах) или преди него, което противоречи на историческата истина, засвидетелствувана в Евангелието. Извън речника: Пасхата и Пасхалният цикъл през IX век.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ПАСХАЛИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пасхалия – определение времени празднования Пасхи . Согласно правилам Первого Вселенского собора ( 325 г., Никея , Малая Азия) празднование Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Исчисление времени празднования Пасхи Исчисление дня еврейской Пасхи На основании предписаний, изложенных в книге Исход, а также лунно-солнечного календаря, окончательно принятого евреями в эпоху второго храма, еврейская Пасха празднуется 15 числа месяца нисана. Таким образом, у евреев праздник Пасхи является неподвижным. В современном еврейском календаре месяцы уже не устанавливаются, как это было в древности, непосредственным наблюдением лунных фаз, но определяются по циклу. Так как начало каждого месяца совпадает с некоторым, в сущности, фиктивным новолунием (молед), то пятнадцатый день совпадает с полнолунием. Месяц нисан всего ближе подходит к нашему марту, поэтому постановление о еврейской пасхе можно формулировать так, что она празднуется в первое весеннее полнолуние, вычисленное по известным предписаниям. За исходный пункт еврейского летосчисления принят т.н. молед создания или молед месяца тишри первого года, имевший место, по исчислениям евреев, в 3761 до христианской эры, 7 октября в 5 часов 204 хлаким (хлак – 1/1080 доля часа) после шести часов вечера под меридианом Иерусалима , или, по нашему делению дня, 6 октября в 11 часов 11 минут вечера.

http://drevo-info.ru/articles/1125.html

Комментарии Е. Гергей. История папства «Tu es Petrus» (лат.): «Ты - Петр» - начальные слова известной цитаты из Евангелия от Матфея (16:18), приведенной в русском переводе ниже. Этот символ веры был принят I Вселенским собором, проходившим в 325 г. в городе Никея (отсюда название). - Примеч. ред. Петр (Petrus) означает камень. Это первая фраза из процитированного выше отрывка из Нового завета по-латыни. Гече Г. История христианства. Будапешт, 1977; С. 32. Quo vadis? (лат.) - Куда идешь? Via Appia (лат.) - Аппиева дорога. Domine (лат.) - господин, здесь - Господь. Манихейство - религиозно-философское учение, возникшее в III веке в Персии. Названо по имени своего основателя Мани (216 - между 274 и 277). Согласно этому учению мир состоит из двух известных противостоящих друг другу начал: света и тьмы (материи). Добра и Зла. Зло (материя) вторгается в царство света и частично захватывает его. Благой отец, владыка света, создает первочеловека, который вступает в борьбу с сынами мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения Благой отец порождает духа живого и тот, победив сынов мрака, создает космос для очищения поглощенного ими света. После этого наступает время окончательного торжества Добра над Злом. Человек в манихействе - порождение тьмы, дьявола, заключившего душу (искру света) в оковы плоти. Для спасения человеческой души Благой отец послал своего сына Иисуса, обладавшего лишь видимостью человека и даровавшего спасение посредством «знания» («гносиса»), которым является учение манихейства. Евангельский Спаситель был лже-Христом, вторгшимся в дело подлинного Христа, который не воплощался и не сочетал в себе божественную и человеческую сущности. После Христа был послан Мани - параклет (утешитель) - главный из посланцев царства света. В Европе манихейство, сблизившись с христианством, распространилось в III-XI вв., оказав влияние на формирование дуалистических ересей павликиан, богомилов, катаров и альбигойцев. - Примеч. ред. Primus inter pares (лат.) - первый среди равных.

http://sedmitza.ru/lib/text/441719/

811 Английский официальный оригинал документа: doc_20160921_sinodality-primacy_en.html. Перевод на русский сделан составителем. 817 4 канон Первого Вселенского Собора (Никея, 325 г.): «Епископа поставлять наиболее прилично всем той области епископам. Если же сие неудобно, или по надлежащей необходимости, или по дальности пути: по крайней мере три в одно место соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершать рукоположение. Утверждать [kyros] же таковые действия в каждой области подобает ея митрополиту». Ср. также Апостольское правило, 1: «Епископ должен быть рукоположен двумя или тремя епископами». 818 Первый Вселенский Собор (Никея, 325 г.), канон 4; также канон 6: «Если кто без соизволения митрополита, поставлен будет епископом: о таковом великий Собор определил, что он не должен быть епископом». 819 Четвертый Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.), канон 12: «Град же, который по царским грамотам почтен именованиям митрополии, единою честью да довольствуется, так как и епископ управляющий его церковью, с сохранением собственных прав истинной [kata aletheian] митрополии». 820 Седьмой Вселенский Собор (Никея II, 787 г.), канон 11 предоставляет митрополитам право назначать казначеев своих викарных епископов, если епископы не предусматривают этого. 821 Ср. Антиохийский собор (327 г.), канон 9: «Подобает епископам в каждой провинции [eparchia] подчиняться епископу, который председательствует в митрополии». 822 Ср. Первый Вселенский Собор (Никея, 325 г.), канон 6: «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества [presbeia] Церквей»; Второй Вселенский Собор (Константинополь, 381 г.), канон 3: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести [presbeia tes times] по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим»; Четвертый Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.), канон 28: «Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества [presbeia]: поскольку то был царствующий град.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Турции на дне озера близ бывшего города Никея обнаружен христианский храм возрастом 1700 лет 13.09.2018 Археологи, исследуя дно озера в Турции близ бывшего города Никея обнаружили христианский храм возрастом в 1700 лет и предполагают, что именно в нем состоялся I Вселенский собор в 325 году, сообщает christianheadlines. Профессор Мустафа Сахин (Mustafa ahin), глава кафедры археологии в университете Улудаг (в провинции Бурса), указал в своем интервью журналистам издания Live Science, что храм был обнаружен методом аэрофотосъемки на дне озера Изник близ города Изник, в древности Никея. В городе до сих пор сохранились остатки крепости византийского времени, а его нынешнее население составляет около 15 тысяч человек. «Когда я занялся изучением полученных изображений, я вдруг с удивлением совершенно ясно различил контуры храма под водой, – сказал Сахин журналисту Live Science. – Я занимаюсь полевыми исследованиями в районе Изника с 2006 года, и никак не ожидал обнаружить столь великолепный археологический объект». По данным Live Science, храм был разрушен крупным землетрясением в 740 году нашей эры, и теперь остатки его стен покоятся на глубине 3 метров под уровнем озера примерно в 50 метрах от его берега. Аквалангисты уже обнаружили погребения в храме и его дворе, и нашли в них монеты времен римских императоров Флавия Юлия Валента II (364-378 гг. н.э.) и Цезаря Флавия Валентиниана II (375-392 гг. н.э.), сообщает Live Science. Издание The Daily Mail приводит слова Мустафы Сахина, считающего, что есть основания полагать, что именно в этом храме состоялся в 325 году Первый Никейский собор, созванный императором Константином I. Собор продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства. На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи и выработано двадцать канонов веры. Археологи имеют основания считать, что христианский храм был выстроен на древнем языческом святилище. Сахин надеется, что правительство присвоит храму статус подводного археологического памятника культуры и музея. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.09.2018 16:26:18

http://drevo-info.ru/news/24067.html

В В. проповедовали апостолы Петр (Деян 2. 9; 1 Петр 1. 1; Euseb. Hist. eccl. III 1) и Андрей Первозванный . По свидетельству Плиния, в нач. II в. в В. было множество христиан всех сословий и возрастов ( Plin. Jun. Ep. X 96-97). Во время гонений 303-311 гг. Никомидия (резиденция гонителей христиан императоров Диоклетиана и Галерия ) и др. города В. стали местом подвига множества христ. мучеников. После торжества христианства при Константине Великом В. играла заметную роль в церковной истории. Здесь были созваны I (Никея, 325), IV (Халкидон, 451) и VII (Никея, 787) Вселенские Соборы. Сразу 3 крупнейших города провинции, Никомидия, Никея и Халкидон, имели статус митрополий (занимали 7-9-е места среди кафедр К-польского Патриархата). В 1-й пол. IV в. значительное влияние при имп. дворе имел сторонник ариан Евсевий , еп. Никомидийский, переведенный впосл. на К-польскую кафедру (338-341). Второй подъем Никомидии отмечен в IX в., при митр. исп. Феофилакте (800-815), когда город стал столицей фемы Оптиматы и началось широкое строительство мон-рей и богаделен. Начиная с V в. в горах В. сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и Авксентия святого гора . На «горе монахов» Олимпе, расположенной южнее Прусы, и в ее окрестностях в период наивысшего процветания (VIII-X вв.) находилось ок. 50 мон-рей, среди них - такие крупные, как Атроя, Мидикион , Пелекитский, лавра Символон и др. На Олимпе начинали карьеру или проводили остаток жизни мн. церковные и общественные деятели: преподобные Феодор Студит , Иоанникий Великий , Евфимий Новый , Патриарх К-польский свт. Мефодий (843-847) и др. В 12 км к юго-востоку от Халкидона находилась гора св. Авксентия, названная по имени сир. монаха прп. Авксентия (V в.), проведшего здесь последние 20 лет жизни. С кон. V в., но особенно интенсивно в IX-XII вв., здесь шло строительство мон-рей: св. Стефана, св. Апостолов, арх. Михаила и др. Много церквей и мон-рей было воздвигнуто в небольших городках в прибрежной полосе Мраморного м.: в Апамее, в Аполлонии, в Дакивизе и др.

http://pravenc.ru/text/158884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ворота «Лефка» в вост. стене крепости Никея. Фотография. 2016 г. [Греч. Νκαια; лат. Nicaea; ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния , митрополия Константинопольской Православной Церкви , место проведения Вселенского I Собора (325) и Вселенского VII Собора (787). Точных сведений об основании города в районе Н. не сохранилось. Античная историографическая традиция утверждала, что город был основан либо племенем боттеев в классическую эпоху (ок. V в. до Р. Х.) и носил название Анкора или Геликора (Стефан Византийский), либо воинами Александра Великого, который с армией проходил через Вифинию в 334 г. до Р. Х. Возникновение Н. связывалось также с мифологическими сюжетами. Так, географ Менекрат Элейский (IV в. до Р. Х.) утверждал, что на месте Н. царь Тесей встречался с амазонкой Антиопой (FHG. Vol. 2. P. 345). В сочинениях Мемнона Ираклийского (ок. I в. по Р. Х.), Диона Хризостома (кон. I - нач. II в.), Нонна Панополитанского (V в.) пересказывался миф об основании города Дионисом, к-рый назвал его в честь своей возлюбленной нимфы Никеи ( Phot. Bibl. Cod. 224; Dio Chrysost. Or. 39.8; Nonn. Dion. XVI 403-405). Дионис и Никея часто изображались на монетах, отчеканенных в Н. Достоверные сведения об истории Н. появляются в кон. IV в. до Р. Х. Ок. 315 г. на месте Н. правитель одной из ближневост. сатрапий державы Александра Антигон Одноглазый основал город Антигонию. В 301 г., после поражения Антигона в борьбе с др. диадохами, Вифинией стал владеть Лисимах, к-рый переименовал Антигонию в Никею. С 80-х гг. III в. до Р. Х. Н. принадлежала Вифинскому царству и вскоре стала одной из царских резиденций. С ней соперничали в эллинистическую эпоху Никомидия (основана ок. 264 г. до Р. Х.; ныне Измит) и Пруса (основана ок. 202 г. до Р. Х.; ныне Бурса); ставку вифинских царей время от времени переносили из одного города в другой. В 74 г. до Р. Х. Н. перешла под контроль римлян, образовавших провинцию Вифиния.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Объявление о соборе не могло быть издано ранее второй половины 324-го года, а между тем весной 325-го уже состоялось его открытие. Первоначально, как мы видели, Константин имел намерение собрать собор в Анкире галатийской, но ряд соображений, которые он сам высказывает в пригласительном письме, напечатанном у Питры, побудил его изменить свое намерение и местом собора назначить Никею. Во-первых, для епископов Италии и Европы скорее можно сюда приехать; затем, в Никее больше свободных зданий, в которых могут епископы поместиться, и, наконец, самому императору ближе и удобнее следить за занятиями в соборе 81 . И действительно, Никея по особенностям своего географического положения наиболее была пригодна для такого большого собрания, как первый вселенский собор. Никея, теперь Исник (ες–vικα–av), бедное поселение в 1500 жителей, тогда была богатым и цветущим торговлею городом. Достаточная обширность ее размеров и свободный императорский дворец, находившийся здесь, обеспечивали необходимое помещение для всех предполагавшихся членов собора. Никея лежала вблизи моря, с которым она сообщалась посредством озера, и была одинаково хорошо доступна, как с моря, так и с суши. К тому же она отстояла от Никомидии всего на 20 миль и, таким образом, позволяла императору без больших затруднений следить за деятельностью собора. Быть может, на выбор Никеи местом собора оказало влияние и самое имя этого города, на что намекает Евсевий, говоря, что для собора назначен был город, соименный победе 82 . Константин сделал все, чтобы облегчить созываемым епископом путешествие в Никею и пребывание там во время самого собора. В эпоху Константина римское государство уже владело хорошими, устраиваемыми за счет казны, дорогами и прекрасно организованным почтовым делом. Император распорядился, чтобы путешествующим на собор епископам предоставлялись безвозмездно казенные почтовые лошади; тем же епископам, путь которых лежал мимо почтовых дорог, он приказал доставлять вьючных животных. Точно также и содержание прибывших в Никею епископов Константин принял на счет казны 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Напр., антиохийский собор против Павла самосатского по своим внешним признакам ничем не отличался от некоторых из позднейших вселенских соборов; это быль собор довольно многочисленный в своих членах; на нем присутствовали предстоятели важнейших церквей Востока, и окружное послание, изданное им, принято было всею церковью. Антиохийский собор хорошо помнили на Востоке и его постановления известны были многим деятелям, заявившим о себе в истории арианства. Неудивительно, поэтому, что мысль Константина о созвании вселенского собора была принята общим одобрением, и ее осуществление не встретило никаких препятствие для себя, несмотря на ту поспешность, с какою Константин принялся приводить эту мысль в дело. Объявление о соборе не могло быть издано ранее второй половины 324 – го года, а между тем весной 325-го года уже состоялось его открытие. Первоначально, как мы видели, Константин имел намерение собрать собор в Анкире галатийской, но ряд соображений, который он сам высказывает в пригласительном письме, напечатанном у Питры, побудил его изменить свое намерение и местом собора назначить Никею. Во-первых, для епископов Италии и Европы скорее можно сюда приехать, затем в Никее больше свободных зданий, в которых могут епископы поместиться и, наконец, самому императору ближе и удобнее следить за занятиями в соборе 829 И действительно, Никея по особенностям своего географического положения наиболее была пригодна для такого большого собрания, как первый вселенский собор. Никея, теперь Исник ( ες Νικααν), бедное поселение в 1500 жителей, тогда была богатым и цветущим торговлею городом. Достаточная обширность ее размеров и свободный императорский дворец, находившейся здесь, обеспечивали необходимое помещение для всех предполагавшихся членов собора. Никея лежала вблизи моря, с которым она сообщалась посредством озера, и была одинаково хорошо доступна как с моря, так и с суши. К тому же она отстояла от Никомидии всего на 20 миль и, таким образом, позволяла императору без больших затруднений следить за деятельностью собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Во-первых, для епископов Италии и Европы скорее можно сюда приехать; затем, в Никее больше свободных зданий, в которых могут епископы поместиться, и, наконец, самому императору ближе и удобнее следить за занятиями в соборе 3370 . И действительно, Никея по особенностям своего географического положения наиболее была пригодна для такого большого собрания, как первый вселенский собор. Никея, теперь Исник (ες – νικα – αν), бедное поселение в 1.500 жителей, тогда была богатым и цветущим торговлей городом. Достаточная обширность её размеров и свободный императорский дворец, находившийся здесь, обеспечивали необходимое помещение для всех предполагавшихся членов собора. Никея лежала вблизи моря, с которым она сообщалась посредством озера, и была одинаково хорошо доступна, как с моря, так и с суши. К тому же она отстояла от Никомидии всего на 20 миль и, таким образом, позволяла императору без больших затруднений следить за деятельностью собора. Быть может, на выбор Никеи местом собора оказало влияние и самое имя этого рода, на что намекает Евсевий, говоря, что для собора назначен был город, соимённый победе 3371 . Константин сделал всё, чтобы облегчить созываемым епископом путешествие в Никею и пребывание там во время самого собора. В эпоху Константина римское государство уже владело хорошими, устраиваемыми на счёт казны, дорогами —602— и прекрасно организованным почтовым делом. Император распорядился, чтобы путешествующим на собор епископам предоставлялись безвозмездно казённые почтовые лошади; тем же епископам, путь которых лежал мимо почтовых дорог, он приказал доставлять вьючных животных. Точно также и содержание прибывших в Никею епископов Константин принял на счёт казны 3372 . Срок, к которому епископы приглашались явиться в Никею, точно неизвестен. Несомненно только то, что первый вселенский собор состоялся в консульство Аниция Павлина и Аниция Юлиана, в 636 году эры Александра Великого, т. е. в 325 году по Рождестве Христове 3373 . Что касается, в частности, до месяцев и дней его заседаний, то относительно их источники доставляют нам различные даты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010