Беседа 22. О наибольшей заповеди Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы: первая – О наибольшей заповеди; и вторая тема – Чей Сын Христос? Вот уже второй раз в течение одного дня фарисеи пытались искушать Христа. Саддукеи удалились при ликовании народа в стыде и молчании. И мы читаем далее: Мф.22:34 . «А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе». Евфимий Зигабен так истолковал данные слова: «Лишь только принуждены были замолчать саддукеи, как опять нападают фарисеи и выставляют законника, не из желания научиться, но со злым умыслом. Так как первой заповедью была: “возлюби Господа Бога твое...” и т.д., то они ожидали, что Христос прибавит что-либо и относительно Себя, назвав, например, Себя Богом, и, как хулитель, подаст им новый повод к осуждению» 322 . Как мы видим, вопрос готовится заведомо со злым умыслом. Им, фарисеям, неважно получить правильный ответ, ведь они считают самыми правильными себя самих. Им и им подобным важнее неправильный ответ, который убедит их в собственном превосходстве и усилит веру в собственную эксклюзивную (исключительную) праведность, возможно, и святость. И далее мы читаем: Мф.22:35–36 . «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель!..». Здесь нам необходимо понять, на каком основании законник (знаток Торы), не будучи призванным учеником Иисуса Христа, называет Его словом «У читель » (Рабби). Но прежде попытаемся понять, кем был этот « законник »? Матфей и Лука 323 называют его законником, и только Марк 324  – книжником. Скорее это был один из молодых вундеркиндов, знатоков Торы, Пророков и Писания. И его, как наиболее опытного в полемических баталиях, выдвигают от партии фарисеев против Христа. Без сомнения, не все, называвшие Иисуса «Учителем», имели на это право, но только те, которые реально хотели учиться у Него, а не искушать Его. Ориген пишет: «Говоря “Учитель”, он искушал (Господа), потому что произносил это слово не как ученик Христов… И посмотри, что, поскольку не все, кто называет Его “Учителем”, правильно говорят, но только те, кто имеет желание научиться от Него» 325 . Но, как мы видим из Нового Завета, и «Господом» («мой господин») не каждый имеет право Его именовать. Сказано: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Быт. 22 :10. И простер Авраам руку свою, чтобы взять нож и заклать сына своего. Быт. 22 :11. И возввал к нему Ангел Господень с неба и сказал: Авраам, Авраам! а он сказал: вот я! Быт. 22 :12. И сказал: не поднимай руки твоей на отрока и ничего не делай ему, ибо ныне, Я узнал, что ты боишься Бога и не пощадил ради Меня возлюбленного 322 твоего сына. Быт. 22 :13. И поднял Авраам глаза свои и увидел: и вот один овен запутался рогами в лесной чаще 323 ; и пошел Авраам, и взял овна, и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. Быт. 22 :14. И нарек Авраам имя месту тому: «Господь увидел», так что и ныне говорят: «на горе Господь явился». Быт. 22 :15. И воззвал Ангел Господень вторично с неба к Аврааму. Быт. 22 :16. И сказал: клянусь Самим Собою, говорит Господь, за то что ты сделал это дело и не пощадил сына своего возлюбленного ради Меня, Быт. 22 :17. Я воистинну благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок по берегу моря, и наследует семя твое города врагов. Быт. 22 :18. И благословятся в семени твоем все народы земли 324 , ибо ты послушался гласа Моего 325 . Быт. 22 :19. И возвратился Авраам к слугам своим и вставши вместе пошли к Клятвенному Колодезу, и поселился Авраам у Клятвенного Колодезя. Быт. 22 :20. И после сих событий, Аврааму возвестили и сказали: вот Мелха родила брату твоему, Нахору, сыновей: Быт. 22 :21. Окса первенца и Вавкса, брата его, и Комуила, отца Сирийцев. Быт. 22 :22. И Хазада, и Азава, и Фалдеса, и Елдафа, и Вафуила. Быт. 22 :23. Вафуил же родил Ревекку: сих восьмерых сыновей родила Мелха Нахору, брату Авраама. Быт. 22 :24. И наложница его, по имени Ревма, и она родила Тавека, и Таама, и Тахоса, и Моха 326 . Глава 23 Быт. 23 :1. И было жизни Сарры сто двадцать семь лет. Быт. 23 :2. И умерла Сарра в городе Арвоке, который находится в долине, это Хеврон в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее. Быт. 23 :3. И встал Авраам от мертвеца своего, и сказал сынам Хеттеевым 327 так:

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В Ветхом Завете сообщается, что Менаим (евр. – Менахем, греч. и слав. текст – Манаим), шестнадцатый царь Израильского государства, стал данником ассирийского царя Феглаффелласара III (Фула): Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра (34 000 кг), чтобы руки его были за него, и чтобы утвердить царство в руке своей ( 4Цар. 15, 19 ). Фул был первым ассирийским монархом, чье имя упоминается в Священном Писании. Но в другой книге Священного Писания Фул, или Фалох, и Феглаффелласар предстают как разные лица: Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглаффелласара, царя Ассирийского, и он выселил (то есть увел в плен) Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина... ( 1Пар. 5, 26 ). Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что Фалох (Фул) и Феглаффелласар – разные люди. Но более внимательное изучение богодухновенного текста и новейшие археологические находки показывают, что оба имени относятся к одному и тому же лицу. Джозеф Хорнер отмечает, что как в еврейском тексте, так и в тексте Септуагинты глагол «выселил» стоит в единственном числе. Если бы речь шла о двух лицах, то в священном тексте было бы написано не «выселил», а «выселили». По мнению Хорнера, союз «и» в середине фразы следует истолковывать как выражение «известный также под именем...». Таким образом, весь стих надо понимать следующим образом: «Бог Израилев возбудил дух Фалоха (или Фула. – Н. В.), царя Ассирийского, известного также под именем Феглаффелласара, царя Ассирийского, и он увел в плен племена...». 321 Верность такого истолкования подтверждается и археологическими находками. Были обнаружены две глиняные таблички, предоставляющие материал о рассматриваемом периоде ассирийской истории. На одной из них написано имя Феглаффелласара, а на другой – Фула, с явным указанием на то, что речь идет об одном и том же лице. 322 Благодаря археологии мы располагаем также и другим текстологическим материалом. Присоединив Вавилонию и сделав ее частью великой Ассирийской империи, Феглаффелласар III сохранил в точности всю процедуру вступления на вавилонский престол. Для завоевания симпатии и благожелательного отношения вавилонян он позволил им, кроме всего прочего, называть себя Фулом (или Фалохом), чтобы они считали, что у них есть как бы свой собственный царь. Это, по мнению археолога Фри, объясняет, 323 почему в Четвертой книге Царств ( 4Цар. 15, 19 ) Феглаффелласар именуется Фулом, 324 а в различных клинописных текстах – Фалохом (Pulu). 325

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В ранней Церкви было распространено множество вероисповедальных формул, соответствовавших различным аспектам христианской веры. Наиболее распространенные формулировки носили исключительно христологический характер. Чаще всего в них фигурируют два элемента: смерть и Воскресение Христа и как следствие – Его божественная природа 319 . Иными словами, основное внимание уделяется жизни Христа и тому, Кто Он. Жизнь Иисуса Христа Первые христиане твердо верили в «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» – это исповедание веры приводится в 1Ин.4:2 . Мало где вера в Воплощение Иисуса выражена более явно, чем в «написанном до Павла гимне» в Флп.2:6 и далее 320 , где говорится о человеческой и божественной природах Иисуса, о Его смиренной жизни на земле – и о небесной славе («образ Божий»), о Его возвышении, о поклонении Ему. Другое древнее вероисповедание, подчеркивающее контраст между разными аспектами жизни Иисуса, – 2Тим.2:8 321 . Рождение Иисуса – потомка Давида – противопоставляется Его воскресению из мертвых, что снова подтверждает: ранние христиане помещали Иисуса в контекст исторических событий 322 . Еще одно древнее вероисповедание, появившееся до Павла, Рим.1:3–4 323 . Иисус, «Который родился от семени Давидова по плоти», но Он же – «открылся Сыном Божиим… через воскресение из мертвых» 324 . Здесь достаточно упомянуть о том, что уже в ранних источниках прослеживается интерес к земному, физическому родству Иисуса, происходившему из семьи потомков Давида. Как отмечает Моул, именно этот Человек Иисус жил, умер и подтвердил Свою истинность после смерти 325 . Одна из ранних вероисповедальных формулировок приводится в 1Тим.3:16 326 (иногда ее называют «гимном Христу»). В ней содержатся краткие упоминания о человеческой и божественной природах Иисуса: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Моул обращает внимание не только на раннюю дату этого вероисповедания, но и на ритмическую структуру, которая скорее всего использовалась в богослужении и в пении гимна 327 . В этой формулировке также подчеркивается контраст между рождением Человека Иисуса «во плоти» и Его божественной природой 328 ; далее упоминаются оправдание Духом и свидетельство ангелов. Христос был проповедован среди народов мира; люди уверовали в Него, прежде чем Он «вознесся во славе».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Глава 48 (1) Выслушайте сие, дом Иакова, Называющиеся именем Израиля, И от вод Иуды происшедшие 322 , Клянущиеся именем Иеговы, И Бога Израилева призывающие, Но не поистине и не искренно; (2) Хотя от города святого 323 они называются, И на Бога израилева опираются, Коего имя: Иегова воинств. (3) «Прежнее Я задолго возвестил, И из уст Моих вышло оно, И Я привёл его в известность: Внезапно сделал Я, что пришло оно. (4) Я знал, что упорен ты, И жила железная – шея твоя, И лоб твой медный 324 ; (5) Потому и возвестил тебе задолго, – Прежде, чем оно пришло, Я сделал его известным тебе, Чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, И изваянный мой, и вылитый мой повелел сему быть». (6) Ты слышал; рассмотри все это... И неужели вы не признаетесь? ... Возвещаю тебе новое ныне И сокрытое, и то, что не было известно тебе. (7) Теперь творится оно, а не издавна, И до этого дня ты и не слышал о нём, Чтобы не сказал ты: «вот я знал это». (8) И не слышал ты, и не знал ты, И долго уж не открывалось ухо твое, Ибо Я знал, что ты чрезвычайно вероломен И изменником от чрева матернего зовут тебя. – (9) Ради имени Моего Я отдалю гнев Мой 325 , И ради славы Моей удержусь против тебя, Чтобы не погубить тебя. (10) Вот Я переплавил тебя, Но не как серебро 326 ; Я испытал тебя В горниле страдания. (11) Ради Себя, ради Себя Я сделаю, Что имя Мое не будет поругано 327 , И славы Моей другому Я не дам». (12) «Послушай Меня, Иаков, И Израиль, призванный Мной! Я тот же; Я первый, И Я последний. (13) И рука Моя основала землю, И десница Моя распростерла небеса. Воззову Я к ним, – Они предстанут вместе. (14) Соберитесь все вы, и послушайте: Кто у них 328 возвестил это? Иегова возлюбил его 329 , Он исполнит волю Его на Вавилоне, И мышца его на халдеях. (15) Я, Я сказал и призвал его, Я привёл его, И успешен путь его! (16) Приблизьтесь ко Мне, выслушайте это: От самого начала не тайно говорил Я; С того времени, как стало сбываться, там Я; И теперь Господь Иегова посылает меня И Дух Его». (17) Так говорит Иегова,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Господь зовёт нас не для того, чтобы мы дали Ему ветви распустившихся деревьев, которые мы держим в руках, или одежды наши, подобно евреям. Он зовёт нас дать Ему другие одежды и другие ветви. Совершив воскрешение Лазаря, Господь идёт в Иерусалим, и первыми встречают Его те, кто чист сердцем, те, для кого установлено Царствие Небесное. Только тот, кто умалится, как дитя, войдёт в него.      . Пустите детей приходить ко Мне ( Лк. 18:16 ), – говорит Господь, и дети первые почувствовали любовь Его к ним и воспевают Ему осанну. А за ними – и народ, воспламенившись от детских голосов. Тот народ, среди которого Он творил чудеса, изгонял бесов, очищал от проказы. Этот самый народ вспоминает всё это и в порыве радости приветствует Его, срезает ветви и расстилает их на Его пути, а кто не может срезать, тот кладёт свои одежды. А Господь, когда увидел Иерусалим, куда Он направлялся, заплакал о нем, сказав: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему ( Лк. 19:42 ). Господь плакал, плакал о том, что не узнали времени посещения Его. Он плакал о людях Ветхого Завета, которые, хотя сами и проповедовали о Мессии и пели ныне осанну, но не были просвещены Светом и не могли в своей гордости принять того Света, Который просветил всех людей. «Грядый Господь на вольную страсть» 324 . Этого они не знали, а мы ныне знаем. И собрались мы сегодня не для того, чтобы встречать Его как Царя, торжественно грядущего во Иерусалим, но как идущего на Крест. «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» 325 . Вот наша осанна, вот как мы должны Его ныне прославлять. А мы как? А вот мы думаем, что собрались, чтобы петь Ему, как отроки: «И мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием» 326 . Но, братья и сестры, многие из нас и так не могут воспевать, многие и сейчас находятся в состоянии, в котором далеко отстоят от еврейских отроков. Святая Церковь через богослужение зовёт нас не к этому, а к иному, и второй тропарь, который мы мало слышим и который зачастую не поётся, раскрывает наше истинное состояние: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Дан. 9 :16. Господи! по всей милости Твоей да отвратится ярость Твоя и гнев Твой от города Твоего Иерусалима, от 322 горы святой Твоей, ибо мы согрешили неправдами нашими и беззаконием 323 отцов наших, Иерусалим и народ Твой стали укоризною для всех, окружающих нас. Дан. 9 :17. И ныне, Господи Боже наш, услышь молитву раба Твоего и прошение его, и обрати 324 Лице Твое на опустевшее святилище Твое, ради Тебя 325 , Господи. Дан. 9 :18. Приклони, Господи 326 Боже мой, ухо Твое и услышь, открой очи Твои и воззри на опустошение наше и города Твоего, на котором наречено имя Твое, ибо не на нашу праведность (надеясь) 327 , повергаем моление наше пред Тобою, но на великия щедроты Твои, Господи! Дан. 9 :19. Услышь, Господи! очисть, Господи! внемли, Господи! соверши и не умедли ради Тебя, Боже мой, ибо имя Твое наречено на городе Твоем и на народе Твоемъ“. Дан. 9 :20. И когда еще я говорил, и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и припадал с молением моим пред Господом Богом моим о горе святой Его 328 , Дан. 9 :21. И когда я еще говорил в молитве, и вот муж Гавриил, которого я видел в видении моем 329 прежде 330 , прилетев коснулся меня, около времени вечерней жертвы. Дан. 9 :22. И вразумил меня, и говорил мне, и сказал: „Даниил! ныне я пришел научить тебя знанию 331 . Дан. 9 :23. В начале молитвы твоей вышло слово, и я пришел возвестить тебе, ибо ты муж желаний 332 , вникни в слово и уразумей видение. Дан. 9 :24. Семьдесят седьмин определены 333 о народе твоем, и о городе твоем святом, чтобы обветшало 334 согрешение, и закончился грех, и запечатаны были грехи, и загладились неправды, и очистились беззакония, и приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых 335 . Дан. 9 :25. И узнай и уразумей, от выхода слова 336 об определении 337 построения Иерусалима 338 до Христа-Старейшины семь седьмин и шестьдесят две седьмины: и возвратится 339 , и обстроятся улицы и стены и истекут 340 года. Дан. 9 :26. И после шестидесяти двух седьмин потреблено будет помазание 341 и суда не будет в нем 342 , а город и святилище разрушатся 343 с имеющим придти старейшиною 344 и погибнут, как 345 в потопе, и до конца войны, предназначенной определением 346 , в опустошениях (погибнут) 347 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Евр 10:1–18 Среда 30 седмицы. Послание к Евреям, зачало 324 Братья, имея дерзновение входить во святилище кровью Иисуса, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея Священника великого над домом Божиим, – будем приступать с искренним сердцем в полноте веры, кроплением очистив сердца от лукавой совести и омыв тело водою чистой. Будем держаться исповедания надежды неуклонно, ибо верен Обещавший; и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам, не оставляя собрания своего, как есть у некоторых обычай, но призывая к бодрости, и тем более, чем ближе вы видите День. Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, то не остается уже жертвы за грех, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Человек, отвергший Закон Моисеев, без милосердия подвергается смерти на основании показаний двух или трех свидетелей; насколько худшего наказания, думаете вы, будет достоин тот, кто попрал Сына Божия и кровь завета, которою был освящен, не почтив ее как святыню и оскорбив Духа Святого. Ибо мы знаем Того, Кто сказал: “Мне отмщение, Я воздам”; и еще: “Будет судить Господь народ Свой”. Страшно впасть в руки Бога Живого! Евр 10:19–31 Великая Пятница, на 9 часе. Послание к Евреям, зачало 325 Братья, вспоминайте прежние дни, когда вы, будучи просвещены, претерпели великий подвиг страдания, то выставляемые напоказ в поношениях и притеснениях, то приняв участие в тех, кто находились в таком же состоянии: ибо вы и узникам сострадали, и расхищение вашего имения приняли с радостью, зная, что есть у вас имущество лучшее и пребывающее. Не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние. Ибо терпение вам нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное: “Ибо еще немного, очень немного, Грядущий придет и не замедлит. Но праведный Мой верою жив будет”. Евр 10:32–38 Суббота 3 Великого поста. Преподобномученикам. Послание к Евреям, зачало 326 Братья, не оставляйте дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Еккл. 9 :14. Город малый и мужей в нем мало, и подступил к нему могущественный царь, и обложил его кругом, и устроил против него большия насыпи, Еккл. 9 :15. Но встретил в нем мудрого бедняка, который спас город своею мудростию, а (ни один) 312 человек не вспомнил об этом мудром бедняке. Еккл. 9 :16. И сказал я: мудрость лучше силы, но мудрость бедняка унижается и слов его не слушают. Еккл. 9 :17. (Однако) 313 слова мудрых (высказанныя) спокойно выслушиваются лучше, чем крик безумных властелинов. Еккл. 9 :18. Мудрость лучше воинских орудий 314 , но один согрешивший погубит много добра 315 . Глава 10 Еккл. 10 :1. Умершия мухи портят благовонную приправу елея 316 . Малая честь мудрости лучше большой славы безумия 317 . Еккл. 10 :2. Сердце мудраго-на правую сторону его, а сердце безумнаго-на левую его сторону 318 . Еккл. 10 :3. Но по какому-бы пути ни пошел безумный, у него не достанет разума 319 , и о чем-бы он ни размышлял, все-есть безумие. Еккл. 10 :4. Если (гневный) 320 дух властелина постигнет тебя, то ты не оставляй места своего 321 , ибо врачевание 322 остановит 323 (и) великие грехи 324 . Еккл. 10 :5. Есть зло, которое я видел под солнцем, которое как бы невольно исходило от лица властелина: Еккл. 10 :6. Безумный поставлен на большой высоте, а богатые 325 находятся в унижении, Еккл. 10 :7. Видел я рабов на конях, а князей, подобно рабам, идущих по земле 326 . Еккл. 10 :8. Копающий яму 327 сам упадет в нее, и кто раззоряет ограду 328 , того змей ужалит 329 . Еккл. 10 :9. Вынимающий камни 330 заболеет от них, колющий дрова потерпит беду от них: Еккл. 10 :10. Если спадет топор, то он сам лицем пострадает 331 , (хотя) и напряжет он (все) силы, но преимущество для человека-мудрость 332 . Еккл. 10 :11. Если ужалит незаговоренный змей, то не бывает преимущества 333 (в этом отношении) и для заклинателя змей 334 . Еккл. 10 :12. Слова (из) уст мудраго-благодать 335 , а уста безумного погубят его 336 . Еккл. 10 :13. Начало слов (из) уст его-безумие, а конец речи 337 его-лукавая прелесть 338 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Если же кто скажет нам: неужели Бог не мог лучше умертвить Ирода? то я в ответ на это спрашиваю, не мог ли Бог еще в начале уничтожить змия и не говорить: «положу вражду между ним и женою и между семенем его и семенем ее» 322 ? Не мог ли Он вдруг сотворить множество людей? Но, поскольку Он знал, что прекрасно быть тому так, то сотворил ангелов и человеков со свободною волею для делания правды, и определил периоды времени, в продолжение которых Он признал за хорошее им пользоваться свободою воли; и предоставя им свободу воли, Он назначил всеобщие и частные суды, потому что знал, что это прекрасно. Поэтому Писание повествует о построении башни и о разделении и изменении языков так: «И сказал Господь: вот народ один и язык у всех один, и начали делать это; и теперь у них не будет недостатка во всем том, что они вознамерятся делать» 323 . Изречение: «иссохла сила Моя, как черепок, и язык мой пристал к гортани», также предвозвещало то, что Он по воле Отца намерен был сделать. Ибо сила Его могущественного слова, с которою Он всегда обличал фарисеев и книжников и вообще всех учителей вашего народа, когда они спорили с Ним, остановилась на подобие многоводного и сильного источника, которого вода отвращена в сторону, – когда Он молчал и никому при Пилате ничего не хотел отвечать, как сказано в памятных записях Апостолов Его 324 , для того, чтобы принесли действительный плод и слова Исаии: «Господь дает мне язык, чтобы я знал, когда мне должно говорить слово» 325 . Изречением: «Ты Бог Мой, не отступи от Меня», Он между прочим научает нас, что все мы должны надеяться на Бога, сотворившего все, и у Него одного искать спасения и помощи, а не думать подобно другим людям, что можем спастись происхождением или богатством, или силою или мудростью, как вы всегда делали, вы, которые некогда слили золотого тельца и всегда показывали себя неблагодарными, убийцами праведников и гордыми своим происхождением. Если и Сын Божий ясно говорит, что Он не может спастись ни тем, что Он Сын, ни тем, что Он силен или мудр, но показывает, что Он не может спастись без Бога, хотя Он безгрешен, как говорит Исаия, и не согрешил даже словом – ибо «Он не сделал беззакония и обмана устами» 326 , – то как вы и другие, ожидающие спасения без этой надежды, не подумаете, что вы обманываете себя самих? Глава 103

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010