Кирилла: «Извещаем вас, что в Церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех Церквей, епископ – достопочтенный и боголюбезнейший Кирилл; он, давно поставленный канонически епископом области, много раз и в разных местах подвизался против ариан» 311 . Заметим еще одно пастырское действе св. Кирилла. Два египетские инока, по неразумию скопившие себя, отлучены были от Церкви своим патриархом, и явились с жалобою в блж. Кириллу. Выслушав их, сказал он: «и я отлучаю вас» 312 . В 386 г. «муж святой жизни 313 , защитник апостольского учения» 314 , скончался мирно 315 . 299 Они говорены по смерти Константина Вел., следов. после 337 г. (Оглаш. 14, 20), тогда, как царствовали сыновья его (ο νν Βασιλες. Оглаш. 14, 14. сл. 23, 3); след. прежде 350 г., когда начал царствовать один Констанций; говорены во время гонения христиан в Персии Шапуром, начавшегося в 344 г. (Оглаш. 10, 19. Сократ 2, 41), во время войны Римлян с Персами (Оглаш. 15, 6), которая во второй раз открылась в 346 г. 300 Пристрастие Иеронима к стороне Павлина Антиохийского (см. о Мелет.) так далеко завлекло Иеронима, что он (Chronicon ad an. 349) чернит и веру, и жизнь Кирилла при поступлении его в епископа. Но это просто человеческая слабость. То обстоятельство, что Кирилл избран партией Акакия, могло подать повод думать, не одинаковых ли мыслей с Акакием был и Кирилл? Но чтобы решить сомнение, довольно прочесть оглашения Кирилла пресвитера; не говорим о действиях Кирилла епископа. Избрание Кирилла Акакием верно понял Феофан (Chronogr. ad an. 347). Лучше всего то, что враги его говорили о нем, как о последователе Савеллия (у Сократа 2, 9. Созомена 3, 6). 301 Кроме самого Кирилла (в письме к императору), об этом свидетельствуют: Сократ (2, 28), Филосторгий (3, 26), Созомен (4, 5), Амвросий (Ер. 40 ad Theodosium), Григорий Назианзин . (Orat. 4. Т. 1. р. 111), Хроника Алекс. ad an. 352. Память о сем празднуется доныне Церковью. 302 В 7-ом прав. Никейского Собора сказано: «понеже утвердися обыкновение, и древнее предание, чтобы чтили епископа пребывающего в Иерусалиме: те да имеет он последование честя, с сохранением достоинства присвоенного митрополии». На Антиохийском Соборе против Павла Именей Иерусалимский выше Феотекна Кесарийского (Евсевий 7. 30. 28). В письме к Димитрию Алекс. за Оригена первым Александр Иерусалимский, вторым Феоктист Кесарийский (Евсевий 6, 19). Имп. Константин пишет свое послание «Макарию и прочим епископам Палестины» (Евсевий о жизни Констант. 3, 52). 303 Созомен (4, 25) говорит, что будто Акакий обвинял Кирилла в том, что Кирилл следовал проповедовавшим подобосущие Сына. Но этого не могло быть: Акакий в это время сам и писал и действовал как полуарианин (Созомен 4, 22. Сократ 2, 40). Потому Никифор верно поправляет Созомена и пишет: «Акакий и прежде проповедовал мысли Ария; а Кирилл с самого начала следовал исповедавшим единосущие» (Hist. 4. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоанн Дамаскин , преподобный (676–749): Точное изложение православной веры . М., 1992. Иоанн Златоуст , святитель (347–407): О покаянии и об Ироде, и Иоанне Крестителе; Слово о лжепророках и лжеучителях//Творения. Т. VIII. Кн. 2. М., 2009. Он же. Фрагменты//БК. Иоанн Кассиан , преподобный (360–435): Послание к Кастору о правилах общежительных монастырей//Сергиев Посад, 1993. Иоанн Карпафский , преподобный (VII в.): Сотница вторая//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ., 1993. Иоанн Кронштадтский , святой праведный (18291908): Мысли при чтении Святого Писания//Дневник. Т. 1. Тверь, 2007. Ипполит Римский , священномученик (170–236): Слово на Богоявление//Творения. Казань, 1899. Исайя Отшельник, преподобный (V в.): Слова//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ., 1993. Исидор Пелусиот , преподобный (†440): Письма. М., 2000. Исихий Иерусалимский , блаженный (†433): Фрагменты//БК. Иустин Попович , преподобный (1894–1979): Подвижнические и богословские главы//На Богочеловеческом пути. СПб., 1999. Он же. на Первое послание ап. Иоанна. М., 1999. Каллист Ангеликуд , преподобный (1325–1395): Слово XVI//Путь к священному безмолвию. М., 1999. Кесарий Арльский, святой (470–543): Киприан Карфагенский , священномученик (†258): Творения. М., 1999. Кирилл Александрийский , святитель (378–444): На Святой Символ//Творения. М., 2000. Он же. Фрагменты//БК. Кирилл Иерусалимский , святитель (315–386): огласительные//Творения. СПб., 1913. Климент Римский , святой (†99): Послание к Коринфянам//Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Лев Великий , святитель (390–461): Проповеди//БК. Он же. Слово VII//Слова на Рождество Христово. М., 2000. Лука (Войно-Ясенецкий) , священноисповедник (1877–1961): Проповеди в 3 томах. Симферополь, 2003. Макарий Великий , преподобный (301–391): Творения. М., 2002. Макарий Оптинский , преподобный (1788–1860): Письма. М., 2011. Максим Исповедник , преподобный (580–662): Вопросоответы к Фалассию//Избранные творения. М., 2004. Марк Ефесский , святитель (1392–1444): Ответ Иоанну Палеологу//Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Сергиев Посад, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Однако опыт святости для всех святых был опытом как Святого Духа, так и Сына (Который подал им Его) и Отца (Который был им открыт Сыном в Духе). Все православные святые опытно ощущали в себе присутствие Святого Духа и осознавали его. Если и можно отметить развитие в откровении Святого Духа, то не в опыте и не в Его осознании, а в том, как эти опыт и осознание выражены. Творения преподобного Макария Великого , преподобного Симеона Нового Богослова , святого Серафима Саровского являются как бы вехами на этом пути – все более и более сильном осознании присутствия и действия Святого Духа. Свидетельство преподобного Силуана, вне всякого сомнения, достигает тут высшей точки. И в этом, несомненно, следует видеть огромную важность миссии святого Силуана для людей XX и XXI столетий. Его учение может захватить многих- в силу того, что он описывает личный, непосредственный опыт. Его мысль лишена абстрактного концептуального опосредования – его формулировки просты и пылки, они выражены языком, близким к языку Писания и святых отцов. II. Дар Духа Святого Прежде всего, нужно уточнить, что, следуя Писанию 460 и учениям святых отцов, святой Силуан тоже считает, что Святой Дух подается Богом человеку. Он повторяет это многократно (см. с. 297, 298, 305, 314–315, 339, 385, 386, 406–407, 456). Он считает нужным также уточнить, что этот дар Духа Святого – удел не загробной жизни, но что Бог по Своей благости дает Его в дар тем, кто этого достоин, уже сейчас, здесь, на земле. Он любит повторять, что Господь «дал на землю Духа Святого» (с. 363, 383, 401, 412, 427; ср. с, 372, 412, 456) 461 . И для Силуана это – причина благодарить и восхвалять Бога: «Благодарим Тебя, Господи, что Ты дал на землю Духа Святого...» (с. 412). Сказать, что Святой Дух подается Богом, означает, что его стяжание и принятие не зависят от заслуг человека (хотя, как мы увидим, они соотносятся с определенными духовными состояниями того, кто Его принимает). Следовательно, это означает также, что Он даруется не как награда. Он подается безвозмездно. «Господь... дает нам благодать Святого Духа туне...» (с. 351), – утверждает преподобный Силуан, обращаясь к Богу с такой молитвой: «Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого» (с, 327). Или, скорее, Он подается «по единой милости» (с, 297): «...благодать Святого Духа, которую дает Господь туне, по милости Своей» (с. 325). Ибо человек, будь он даже святым, всегда недостоин принять Святого Духа, настолько этот дар его превосходит, и требуется все милосердие Божие и вся Его щедрость, чтобы дар мог быть подан человеку, несмотря на его низость и невзирая на то, насколько велик его подвиг и многочисленны его заслуги. Вот почему святой Силуан говорит еще, что «Господь так любит человека, что дает ему дары Святого Духа...» (с. 324).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

268 О надписи на памятнике сыну. В. Новоспасском монастыре, где был погребен В. Новосильцев, на памятнике, в частности, было написано, что мать полагает «единственное утешение только в молитве о нем и в надежде, на непоколебимой вере основанной». – Прим. сост. 304 Головня – заболевание злаковых, при которых они превращаются в черную пыль или твердый черный нарост. – Прим. сост. 313 Евгений (А. Е. Казанцев, 1778–1871), архиепископ Тобольский и Сибирский, впоследствии архиепископ Ярославский. В 1825 году, по личному прошению, был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение о переводе в Сибирь вызвано трехкратным сновидением, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митрополит Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. Состоял в переписке с митрополитом Филаретом, мнение которого высоко ценил. – Прим. сост. 315 И. Каподистрия (1776–1831), граф, греческий государственный деятель. В 1809–1827 гг. на русской государственной службе. В апреле 1827 года избран президентом Греции. Пал жертвой заговора. – Прим. сост. 333 Написано 24 ноября/7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Е. В. Новосильцевой. – Прим. сост. 348 Речь идет о тяжко болевшей В. Н. Паниной, племяннице Е. В. Новосильцевой. См. о ней также в письме на с. 306. – Прим. сост. 366 А. А. Орлова-Чесменская (1785–1848), графиня, духовная дочь архимандрита Фотия и благотворительница Юрьевского монастыря. – Прим. сост. 367 Евгений (Е. А. Болховитинов, 1767–1837), митрополит Киевский и Галицкий, ученый иерарх, отличавшийся трудолюбием. Архиепископ Казанский – Филарет (Ф. Г. Амфитеатров, 1779–1857), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, выдающийся подвижник и иерарх. – Прим. сост. 386 Екатерина Петровна Ростопчина, ур. Протасова (1775–1858), графиня, супруга главнокомандующего в Москве графа Ростопчина, перешедшая в 1806 г. под влиянием иезуитов в католичество. По воспоминаниям М. М. Евреинова (письма к нему см. на с. 90–93), однажды, в 1825 г., он услышал ее рассуждения о книге митрополита Филарета «Разговор между Испытующим и Уверенным». По утверждению графини, в Париже на эту книгу составлено опровержение в несколько книг и что она «желала бы знать, что скажет теперь ваш Филарет». Зная, что Евреинов часто посещает владыку, граф А. П. Протасов, хозяин салона и родственник графини, предложил передать этот разговор митрополиту. Не имея много времени на опровержение всех книг, митрополит Филарет на другой день получил вопрос и через час дал на него ответ. Так завязалась переписка. Ответы для графини писали аббаты, и она, не имея что возразить на суждения митрополита, начинала все новые и новые споры. Владыке это наскучило, он сказал, что не желает более вести споры, которые ни к чему не ведут. Эта переписка хранилась у М. М. Евреинова и была издана в 1865 г. без указания имени автора. Записки с вопросами сохранились не все. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Жития и творения святых Поучения огласительные и тайноводственные Святитель Кирилл Иерусалимский (315—386) — выдающийся аскет, проповедник и церковный писатель. Из проповедей его (импровизаций, записанных слушателями) огласительные (κατεκετικι) и тайноводственные (μισταγωγικι) поучения (в числе двадцати четырех) имеют важное значение для истории христианских догматов, Таинств и обрядов. Житие святителя Тихона (Беллавина), патриарха Московского и всея Руси Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси — человек, достигший высокой степени совершенства. Своей жизнью он явил редкий нравственный облик христианина-монаха, отличаясь глубокой религиозной настроенностью, духом целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Матрона Московская В аудиокниге рассказывается о жизни, прижизненных и посмертных чудесах одной из самых любимых и почитаемых в народе святых — блаженной Матроне Московской. Основной текст книги звучит в исполнении автора, православной писательницы и ведущей авторской радиопрограммы «Помощь святых». Большое огласительное слово «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского содержит в себе богословско-философскую защиту христианского учения о Святой Троице, искуплении, крещении и причащении против язычников, иудеев и еретиков. Патерик Печерский, или Отечник «Киево-Печерский Патерик» был составлен в XIV–XV вв. как первый в Древней Руси, принявшей христианство, отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской Лавры, являющейся колыбелью христианского монашества Руси и всемирно известной святыней Православия. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти «Теперь же, блаженный и во истину христолюбивый, будем, согласно с благочестивою верою, говорить о вочеловечении Слова, и божественное Его к нам пришествие (на что иудеи клевещут, над чем эллины издеваются, и чему мы поклоняемся) постараемся объяснить так, чтобы видимое уничижение Слова тем паче возбудило в тебе большее и сильнейшее к Нему благоговение. Самое популярное Сейчас в разделе 1624  чел. Всего просмотров 98 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/1/zhitiya-i-tvore...

– Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из книги Исход//Творения: в 3 кн. – М.: Паломник, 2001. – Кн. 2. – С. 241–338. – (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 9). De odoratione et cultu in spiritu et veritate//PG 68, 133–1126. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. О поклонении и служении в Духе и истине//Творения: в 3 кн. – М.: Паломник, 2000. – Кн. 1. – (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 8). Epistolae//PG 77, 9–390. – Pyc. пер. частично опубликован в: Деяния Вселенских соборов: в 4 т. – Т. 1. – С. 142–143, 144–147, 150–155, 157– 160, 181–184, 186–187, 191–201, 211–212, 266–269, 273–275, 514–517, 540–565, 581–583; Т. 2. – С. 97–99, 100–103, 231; Т. 3. – С. 353–355, 485–486. Explicatio duodecim capitum//PG 76, 293–312. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе Кириллом, архиепископом Александрийским, когда святой Собор потребовал яснейшего изложения их//Там же. – Т. 1. – С. 406–414. Commentarium in Isaiam prophetam//PG 70, 9–1450. – Рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Толкование на пророка Исаию//Творения: в 10 ч. – Ч. 6. – Сергиев Посад, 1888. – Ч. 7. – Сергиев Посад, 1889. – Ч. 8. – Сергиев Посад, 1890. Commentarium in Mathaeum//PG 72, 365–470. – Пер. заглавия: Кирилл Александрийский , свт. Толкование на евангелиста Матфея. Apologeticus pro duodecim capitibus adversus orientales episcopos//PG 76, 315–386. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Защищение двенадцати глав против восточных епископов//Деяния Вселенских Соборов: в 4 т. – Т. 1. – С. 415–445. Apologeticus contra Theodoretum pro duodecim capitibus//PG 76, 386452. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Послание Кирилла, епископа Александрийского, к Евтропию, против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом//Там же. – Т. 1. – С. 445–473. Cyr. Hieros. Catech. Mystag. Cyrillus Hierosolymitanus episcopus Catecheses//PG 33, 331–1060. – Pyc. пер.: Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные// Кирилл Иерусалимский , свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Час 3-й : Воспоминание о мучениях, претерпенных Спасителем в претории Пилата. Час 6-ый : Распятие Господа Иисуса на Голгофе посреди двух разбойников, крестные страдания Его и искупление Адамова греха. Час 9-ый : Смерть Спасителя, чудесные события, ее сопровождавшие, и поражение смерти. Подобно тому, как Литургия Великаго Четвертка есть глава всех литургий церковного года, ибо на ней воспоминается ее учреждение, – так и Царские Часы Великаго Пятка – основа и глава всех часов Богослужебного года, ибо они совершаются в день, давший им начало и освятивший их. Чин настоящей службы принадлежит авторству св. Кирилла Иерусалимского (315–386) и в своей основе отличается глубокой древностью. Он реформирован св. Софронием патриархом Иерусалимским (ум. около 641 г.). Но уже Ерм , муж апостольский, живший во II-м веке, упоминает о пятнице, как дне поста в память смерти Спасителя (см. его «Пастырь» кн. 3.). Страстной Пяток в древности назывался «Пасхой Распятия» (см. выше), название многозначительное, полное глубокого смысла, особенно если принять во внимание слова ап. Павла: «Наша Пасха за нас принесенный в жертву Христос» ( 1Кор.5:7 ). Глава X. Святой и великий Пяток. Вечерня и вынос Плащаницы Вечерня Страстного Пятка совершается ко времени распятия Спасителя – в 3-м часу дня. Она прославляет и ублажает крестную агонию Господа, Его смерть и погребение. То, к чему шло в ночь последования Страстей, ныне исполняется. Чаша, об отклонении которой молил изнемогавший по человечеству Богочеловек, не пронесена мимо. И Он пьет, разделяя ее горчайшее содержимое со Своей Матерью. Пьет до дна – до оставления Богом, до смерти, до сошествия во ад и погребения. И оставляет Богоневесту с сердцем, пронзенным орудиями, низведшими и Его к персти смертной. Чаша сладкого питья жизни вечной на Вечери Господней, ныне для самого Господа и Матери Его сказывается, как чаша смертной горести. Чтобы наполнить ее, Богочеловеку подобало быть пронзенным. Чтобы оживотворить ее, подобало Ему умереть. Чтобы провести человечество от смерти к жизни и от земли к небу, к самому Богу, подобало Богочеловеку быть оставлену Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь О жизни св. Кирилла известно немногое, и дошедшие до нас сведения о нем древних историков противоречивы. Предположительно, он родился около 315 г. в Иерусалиме. В сан епископа Иерусалимского был рукоположен в 348 г. арианским митрополитом Акакием Кесарийским, предварительно изгнавшим законного епископа Максима, что впоследствии явилось поводом для сомнений со стороны некоторых историков в православии Кирилла и каноничности его поставления (Руфин, бл. Иероним, Сократ, Созомен ). Впрочем, бл. Феодорит считает, что Кирилл был рукоположен после смерти Максима (Церк. ист., 2:26). Вскоре между Кириллом и Акакием возникли разногласия по вопросу о правах Иерусалимской кафедры, подчинявшейся в то время Кесарийскому митрополиту. Св. Кирилл был низложен Акакием, после чего удалился в Тарс, где сблизился с партией «подобосущников». Восстановленный на кафедре Селевкийским Собором 358 г., Кирилл был вторично низложен Акакием и его сторонниками в 360г. Враждующие партии, по замечанию Сократа, «совершали низложения не ради веры, a по иным побуждениям; рассуждая о вере, они вовсе не обращали внимания на веру лиц, когда низлагали друг друга» (Церк. ист. 2:42). В 362 г. Кирилл получил разрешение императора Юлиана Отступника вернуться на свою кафедру. Юлиан, стремившийся возродить язычество и покровительствовавший иудеям, приказал восстановить храм Соломона и принял личное участие в финансировании проекта. Св. Кирилл, ссылаясь на пророчества Даниила и слова Спасителя, предсказал, что от восстанавливаемого храма вскоре не останется «камня на камне». В самом деле, сильное землетрясение разбросало камни древних оснований храма и повредило все заготовленные материалы и орудия, так что проект остался неосуществленным. Вскоре после смерти Акакия († 366) св. Кирилл в третий раз был изгнан со своей кафедры императором Валентом. Эта ссылка была самой продолжительной (367–378). О жизни св. Кирилла во время третьей ссылки ничего неизвестно. В 378 г. правитель умер, и св. Кирилл получил возможность вернуться в Иерусалим. В 381 г. он принимал участие во II Вселенском (Константинопольском Соборе), рассеявшем сомнения относительно его православия: в письме Отцов Собора о св. Кирилле сказано, что он «многократно и в разных местах подвизался против ариан» (цит. по: Феодорит. Церк. ист. 5:9). Впоследствии бл. Феодорит, вопреки мнениям историков Сократа и Созомена , назовет св. Кирилла «поборником апостольского учения» (Там же, 2:26). Св. Кирилл скончался 18 марта 386 г. Творения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Выдающиеся мыслители этого времени переживали религиозное обращение, посвящались в мистерии. В жизни святых Григория Назианзина и Василия Кесарийского переломным моментом стало крещение (357 и 359 гг. соответственно), вскоре после которого они решительно склонились к отказу от представлявшейся им блестящей светской карьеры. В жизни св. Григория Нисского большое значение имела смерть жены, подвигшая его искать уединения на берегу реки Ирис. Наследственное поместье Василия в этой местности Понта было превращено в монастырь, в котором соединились пути трех друзей. Желая составить наилучший общежительный устав, Василий предпринимал путешествие по сирийским и египетским обителям; Григорий Богослов начал свой духовный путь с жизни в пустыне и окончил дни в родительском доме в Арианзе, где написал свои знаменитые поэмы 27 . Св. Григорий Нисский умер епископом своего незначительного в политическом отношении города. Таким образом, духовные элементы в образовании великих каппадокийцев были вызваны потребностями жизни. В уединении друзья не только предавались молитве – они изучали Священное Писание и труды Оригена , выписывая избранные фрагменты его толкований и составляя из них особый сборник. Название этого сборника – Φιλοκαλα (Добротолюбие) – говорит о том, что библейская интерпретация Оригена уже тогда оценивалась ими критически. Еще более сдержанным было отношение к трудам Филона Иудея 28 . Из представителей Александрийской школы непререкаемым авторитетом обладал только св. Афанасий, в связи с чем говорить о безусловно «александрийском» характере мышления каппадокийцев было бы неверно 29 . Малая Азия их времени стала местом переплетения основных влияний христианской мысли: александрийского, антиохийского, палестинского и римского. С антиохийской традицией отцы были знакомы через наследников св. Лукиана Антиохийского (многие из которых являлись противниками Никеи), а конкретно с Эдесской школой – через личные контакты с преп. Ефремом Сирином (306–378). В Палестине их современником был святитель Кирилл Иерусалимский (315–386), участвовавший во II Вселенском Соборе. Нельзя также представить себе каппадокийское учение без предпосылок, выдвинутых св. Иринеем Лионским (130–202) и св. Ипполитом Римским (ок. 170–236), так как в начале III в. по Р. Х. «дебаты, происходившие в Риме, вывели на передний план некоторые важные проблемы, в частности, необходимость различать Отца и Сына» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Эти поучения сделали святителя особо почитаемым, как искусного наставника правой веры. Поучения пользовались большим уважением и авторитетом на Востоке, так что святые отцы не только руководствовались ими в проповеди слова Божия, но и переводили их с греческого на многие другие языки, чтобы как можно большее число христиан и всех людей, ищущих истину, познакомить с этим кладезем христианской мудрости. Книга рассчитана на широкий круг православных читателей, а также на тех, кто еще не принял Святого Крещения, но желает узнать о христианском учении. Предисловие Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (315–386) – выдающийся аскет, проповедник и церковный писатель. Первоначально был монахом в окрестностях Кесарии Палестинской, в 348 году его избрали епископом. Несколько раз его снимали с кафедры в периоды гонений от ариан (в 357, 360, 362 и 367 годах), некоторое время он провел в изгнании. В 381 году принял участие в Константинопольском соборе. Из проповедей его (импровизаций, записанных его слушателями) огласительные (κατεκετικι) и тайноводственные (μισταγωγικι) поучения (в числе двадцати четырех) имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов. Святитель Кирилл читал их публично около 347, или в 350, годах. Тогда он был еще пресвитером, в обязанности которого входило поучение новокрещаемых. Первые 19 поучений несут отпечаток разговорной речи, остальные, видимо, были опубликованы после смерти святителя Кирилла. Поучения эти были адресованы готовящимся ко Святому Крещению, а также уже сподобившимся его принятия. Первое из них вступительное, пять следующих касаются проблемы обращения ко Христу, в дальнейших объясняются основы веры. Пять последних поучений мы называем мистическими, или тайноводственными, поскольку они предназначены для уже принявших Крещение и объясняют смысл христианских Таинств. В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры . Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010