Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [р. п. II,113]; LIII,501C, p.147 [р. п. II,180]; LIV, 517D, p.156 [р. п. II,190]; LXIII,681C,684A, p.245; LXIV, 728C, p.271; LXV, 756D., p.286. Orat. Dom. expositio, PG.90, 873D, p.345 [р. п. I,186]. EP.36, PG.91, 629D, p.368. 309 Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 684A, p.245; LX, 621A, p.209. 310 Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 756D, p.286. Ambigua, PG.91, 1297A, f.218a. Им соответствуют в аскетике λγοι добродетели и ведения (Quaest. ad Tahl. III, PG.90, 273D, p.18 [р. п. II,37]), см. гл.«Практич. философия», прим. 3 и 20. 311 Ambigua, PG.91, 1357В,1169А, f.242Ь. 164а. 312 Cap. de charitate III,23 [р. п. I,123]. Ambigua, PG.91, 1085A-C, f.126a; 1328B-C, f.23 la. Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 625A, p.212. Дионисий Ареопагит, Div. nom. VII,2, PG.3, 869B-C. 313 Ambigua, PG.91, 1084B, f.125a. Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 625A, p.212. 314 Ambigua, PG.91, 1313AB, f.224a-225a. 315 Quaest. ad Tahl. XXII, PG.90, 317B, p.44–45 [р. п. II,75]. Ambigua, PG.91, 1087C. 1305B, f.132a,221b. 316 Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [р. п. II,40]; XL, 396C, p.89 [р. п. II, 123]; cP. Cap. de charitate II,26 [р. п. I,110]. Термин φυσικη θεωρα употреблен здесь в широком смысле (включая созерцание и мысленного бытия). Чаще же он употребляется в более узком смысле духовного созерцания чувственного бытия: Cap. de charitate I,94. 97 [р. п. I, 106]; Ambigua, PG.91, 1128C, f.145b; Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [р. п. II,51]. См. гл.«Естественное созерцание», прим. 17. 317 Ambigua, PG.91, 1129A, f.146a, ср. 1228В, f.189b. Св. Григорий Нисский, De hom. opificio 24, PG.44, 212D-213A; р. п. I,173–174. 318 Ambigua, PG.91, 1285CD, f.213b-214a; ср. 1293В–С, f.216b. 319 lbid. 1129В,1248В, С.1380В, f.146B.198a. b,25la. 320 Ibid. 1400A, f.257b. 321 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252B, p.5–6 [р. п. II,25]. Ambigua, PG.91, 1129B, f.146b. 322 Ambigua, PG.91, 1228B, f.189b; 1293B-C, f.216b. 323 Ibid. 1133A-B,1312B-D, f.148a. 224a-b. 324 Ibid. 1137A,1296D, f.150a,218a. 325 Quaest.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Алексей Муравьев , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь . IV век оказался очень богатым на разные политические события и он начался с отмены гонений на христиан фактически. Решение было принято еще за два года до начала IV века, но Диоклетиан отказался от гонений на христиан. В 311 году после смерти Диоклетиана Флавий Константин, пришедший к власти и ставший впоследствии Константином Великим – святым равноапостольным, издал Миланский эдикт, запрещавший гонения на христиан и вслед за тем, начался процесс, который мы называем уже христианизацией Римской империи. То есть империя потихонечку становится христианской. В 325 году проходит Первый вселенский собор, уже под покровительством, тогда еще не полноценного христианина – оглашенного Константина Великого и дальше начинается этот процесс, приведший впоследствии противников христианства к состоянию маргинальной группы, которой когда-то были христиане. Так что впоследствии даже возникло такое явление, как гонения на язычников и эти сторонники античной религии познали на себе все прелести гонимого состояния. В свое время Pierre Chuvin опубликовал такую книгу, которая называется «Хроника последних язычников». В ней детально прослежено, как сжимался этот сегмент общества людей, которые пытались сохранить традиционные религиозные воззрения и не принимать христианство, хотя все время и все было против них. Но, что бы ни думали последние язычники, христианство стало де-факто определять жизнь империи. За одним исключением, что в 350-х годах к власти, после длинной смуты у власти оказался император Констанций, который поддерживал ариан, такое движение еретическое в христианстве и именно после его смерти в 361 году к власти пришел его родственник, племянник – император Юлиан. Он был родственник естественно и Констанция, и Константина Великого, но во времена Константина всю его семью, по приказу Константина самого практически истребили, и он стал испытывать к дому Константина и вообще ко всей этой христианской истории сложные чувства и в конце концов оказавшись волею судеб во главе войска в Париже, Лютецией называемом тогда. Он открыто провозгласил себя язычником и провозгласил курс на возвращение к античной религии. Но, если еще во II веке античная религия была хорошо представлена, здесь это пространство сжималось, поэтому он его возрождал довольно специфическими средствами, например, он решил создать языческое монашество, языческих епископов, языческих священников. И когда он увидел, что те, кто еще практиковал эти древние культы, что совершенно не хотели этого, он очень сердился, ругался и разочаровывался.

http://academy.foma.ru/imperator-yulian-...

94 Чистое действие (лат.) 95 «Божественное существует во вселенной и сущностью, и энергией». Amphil., 75; PG 101:465вс. 96 См.: Akindynos, Against Palamas, in Codex Monacensis graecus 223, foil. 283, 293, 298, 305, 311, etc. 97 Library, codex 1 98 Там же. 99 Ep. 2 to Pope Nicholas; PG 102:604?—605?. 100 Mystagogy of the Holy Spirit, 15; PG 102:293A. 101 Там же, 9, 23; PG 102:289в, 313BC. 102 Там же, 94. 103 Michael Psellos, Address to His Negligent Disciples, ed. J. F. Boissonade (Nuremberg, 1838; репринт, переизд.. Amsterdam: Hakkert, 1964), p. 151. 104 Ed. C. Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi (Venice, 1872), V, 442. 105 Address to His Negligent Disciples, p. 146. 106 См. В. Tatakis, La philosophic byzantine (Paris: Alcan, 1949), p. 199. 107 Michael Psellos, On the Character of Some Wntings, ed. J. F. Boissonade, P. 52. 108 Консул философов (греч.) 109 CM. J. Gouillard, Synodikon, p. 56—60,188—202. 110 Порядок (лат.). По-русски — чин богослужения. (Тут имеется в виду наличие нескольких «ордо» в римско-католической церкви.) 111 Обожение (греч.). 112 Evagrius Ponticus, Praktikos; PG 40:1272—1276. 113 Pseudo-Nilus (Evagrius), De Oratione, 84; PG 79:1185в. 114 Там же, 52. 115 Там же, 34л. 116 Там же, 11. 117 Macarius of Egypt, Нот., 11, 1; ed. Domes, p. 96—97, 118 Там же, 15, 20; p. 139. 119 Там же, 11, 11; р. 103. 120 Там же, 1, 12; р. 12. 121 Diadochus, Сар. 77. 78; ed. ?. des Places, SC, 5 bis (Paris: Cerf, 1955),p. 135—136. 122 Там же, 85; р. 144—145. 123 См. там же, 31, 32, 61, 88. 124 John Climacus, The Ladder of Paradise, Degree 28; PG 88:1112c. 125 Там же, слово 27; PG 88:1097лв. 126 О Евагрии и Максиме см. Lars Thunberg, Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor (Lund: Gleerup, 1965) p. 317—325. 127 «Братская» (христианская) любовь (греч.). 128 CM. Lossky, Vision of Cod, p. 9—10. 129 Anastasius Bibliothecarius, Preface to the Eighth Council, Mansi XVI, 6 130 И.Ошер, ред. — в изд.: OnentChr 12 (1928), 45. 131 ymeon the New Theologian, Cat. II; ed. B. Krivocheine, Symeon le Nou-veau Theologien, Catecheses, SC 96 (Paris: Cerf, 1963), p. 421—424.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

300 Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica IV, VI, 2–4//SC, 31. P. 165–166. Относительно восстания Бар-Кохбы см.: Noth M. Histoire d " Israel. Paris, 1954. P. 448–453. 303 Следует отметить, что Евсевий, чтобы подчеркнуть линию церковного преемства, предпочитает употреблять наименование Иерусалима в отношении епископской кафедры. См.: Historia ecclesiastica V, XII, 1//SC, 41. P. 41; Ibid. VII, XXVIII, 1//SC, 41. P. 212; Ibid. VII, XXXII, 29//SC, 41. P. 230. Здесь действительно речь идет о Казабане, епископе Элии (Ibid. VII, V, 1//SC, 41. P. 168–169), однако перед нами цитата, взятая из послания Дионисия Александрийского . 310 Sozomenus. Historia ecclesiastica IV, 25, PG 67,1196A. Феодорит выражает сожаление по поводу этого конфликта относительно первенства: Theodoretus Cyrrhensis. Historia ecclesiastica II, 26, 5–11//GCS, 19. P. 157–158. 311 Такое деление официально упоминается в 409 г.: СТ VII, 4, 30. Р. 322. Однако оно уже засвидетельствовано в предшествующем веке, см.: Honigmann E. Op. cit. P. 213. Note 20. 315 Fuhrmann H. Studien zur Geschichte mittellalterlicher Patriarchate//Zeitschrift der Savigny Stiftung, 70. Kanonistische Abteilung, 39. 1953. S. 112–176. Φειδας Β. Ιστορικοκανονικα προβλματα περ τν λειτουργαν το θεσμο της πενταρχας των πατριαρχν. " Αθναι, 1970. 318 Gregorius Nazianzenus. Oratio XXXIX, 19, PG 36, 357BC; Ambrosius Mediolanensis. De paenitentia//CSEL, 73. P. 119–206; Pacianus Barcilonensis. Epistula III/Ed. de Ph. H. Peyrot. Nimegue, 1896. P. 44–99. 319 Эту работу рассматривает Фотий: Bibliotheca, cod. 182, PG 103, 532–535; Ibid. Cod. 208, PG 103, 677BC; Ibid. Cod. 280, PG 104, 325–356. 320 1 прав. Лаодикийского Собора; 4 и 24 правв. св. Василия Великого //Бенешевич-1906. С. 267, 467–468, 486. Относительно церковного благословения второго брака см.: Ritzer К. Le mariage dans les Eglises chretiennes. Paris, 1977. P. 177. 321 Socrates. Historia ecclesiastica I, 10, PG 67, 100–101. Ср.: Sozomenus. Historia ecclesiastica I, 22, PG 67, 924–925. Не вызывает сомнения сочувствие Сократа ригористическим установкам новациан. См. по этому поводу: Glenn F. Chesnut. The First Christian Histories: Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret and Evagrius. Paris, 1977. P. 177.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

304. Никольский В. О надписании Псалмов. М., 1882, с. 235 + IV. 305. Никанов А. Психология кающегося грешника по Псалтири. — ВР, 1911, с. 21-34. 306. Олесницкий А. Книга Притч Соломоновых и ее новейшие критики.— ТКДА, 1883, с. 337-443; с. 535-616 (автор — правосл. библеист, проф. Киевской Дух. Акад.). 307. Палладий (Пьянков), еп. Толкование на Псалмы. Вятка, 1874, с. ХХ+558. 308. Полотебнов А., прот. Мессианское значение типологических Псалмов, по Генгстенбергу. М., 1878. 309. Юнгеров П. Вероучение Псалтири. Казань, 1897. 310. Его же. Книга притчей Соломоновых. Казань, 1908, с. 154. 311. Его же. Псалтирь и ее значение в связи с заключающимся в ней вероучением. Казань, 1894, с. 28. 312. Lussier Е. Proverbs, Sirah. Collegeville, 1965. 313. Kissane Е. The Book of Psalms. Dublin, v. 1, 1953, v. 2, 1954. 314. Mac Kenzie R.A.F. Psalms. Collegeville, 1965. 315. Murphy R. Seven Books of Wisdom. Milwaukee, 1960. 316. Murphy R. Introduction to the Wisdom Literature of the Old Testament. Collegeville, 1965. 317. Noth R. and Thomas D. W. (ed.). Wisdom in Israel and in the Ancient Near East. Leiden, 1955. 318. Oesterley W.O.E. The Psalms. London, 1953. 319. Weiser A. Die Psalmen. Gottingen, 1955 (англ. пер.: The Psalms. Philadelphia, 1962).   11. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: ВВОДНЫЕ ТРУДЫ 320. Арсений (Москвин), митроп. Введение в священные книги Ветхого Завета. Киев, 1873, с. 194. 321. Астафьев Н. Пособие к разумному чтению Библии. М., 1899. 322. Бокмедлер Д. Толкователь Библии. Пер. с англ. Нью-Йорк, 1921, с. 401 (баптистское издание). 323. Бриллиантов Л. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Могилев, 1914, с. 398. 324. Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Ветхий Завет. Пер. с франц. Т. 1, М., 1916, с. 674; т. 2, М., 1900, с. 1016 (автор — католич. библеист). 325. Гастингс. Боговдохновенность Библии. Пер. с англ. — ЧОЛДП, 1888, с. 54 (автор — протест, библеист). 326. Жданов А. Из чтений по Св. Писанию Ветхого Завета, вып. 1. Серг. Посад, 1914, с. 200 (продолжение в БВ, 1916-1918; автор — правосл. библеист, препод. Моск. Дух. Акад.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Кюмон Франц (Cumont, 1868–1947), бельгийский археолог, филолог, гебраист и религиовед (специалист по иудаизму и греко-римскому язычеству) – 371 Лаббе Филипп (Labbe, Labbeus, 1607–1667), французский издатель античных и византийских текстов – 42 Лависс Эрнест (Lavisse, 1842–1922), французский историк, атташе в министерстве Виктора Дюрюи – 74 Лазарь (1-я пол. IX в.), монах-иконописец – 382 Лактанций (Луций Цецилий Фирмиан, ок. 250 – ок. 325), латинский христианский писатель, историк и филолог – 101, 184 Ламаяский Владимир Иванович (1833–1914), филолог-славист, историк и этнограф – 298 Ламброс Спиридон (LamproV, 1851–1919), греческий византинист – 65, 90, 318 Лебо Шарль (Le Beau, Lebeau, 1701–1778), французский византинист, автор «Истории Византии» – 50, 51, 52, 80 Лебедев Алексей Петрович (1845–1908), историк Церкви и богослов – 344, 439 Лев (сер. IX в.), византийский математик, в годы правления имп. Феофила избран епископом Фессалоники, после 843 г. низложен за иконоборческие взгляды, впоследствии возглавлял высшую школу в Константинополе – 396, 397 Лев Грамматик (2-я пол. Х – нач. XI в.), византийский хронист – 479 Лев Диакон (Лев Азиат, Лев Кариец, Х в.), византийский историк – 409, 419, 423, 424, 440, 478 Лев I Великий , византийский император в 457–474 гг. – 64, 121, 162, 165, 175,233 Лев II Младший , византийский император в 474 г. – 121 Лев III Исавр (Лев III Сириец, ок. 675–741), византийский император в 717–741 гг., уроженец Сирии, иконоборец, законодатель (издателе Эклоги), основатель так называемой Исаврийской династии – 55, 62, 112, 267, 311, 316, 317, 318, 320–324, 326–328, 330, 332, 335–337, 339–341, 343, 344, 346, 348, 349, 352, 355–357, 360–362, 380, 384, 446 Лев IV Хазар , византийский император в 775–780 гг. – 317, 353, 358 Лев V Армянин , византийский император в 813–820 гг. – 341, 359, 364, 375, 378, 380–382, 384, 389, 390, 476 Лев VI Мудрый (866–912), византийский император в 886–912 гг. – 401, 404, 405, 418, 419, 423, 430, 437, 439, 441, 447–450, 453, 454, 461, 474, 476

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В конце III - начале IV в. жил автор семи апологетических книг «Против язычников» Арнобий, который во времена Диоклетиана был известен как блестящий преподаватель риторики в африканском городе Сикке. Будучи язычником, он вел последовательную борьбу с христианством. Когда, побуждаемый сновидением, решил он принять христианство, то для доказательства искренности своих намерений должен был по настоянию епископа написать сочинение, опровергающее прежнюю свою религию. Апология Арнобия была написана между 303 и 311 гг. . Арнобий великолепно знал античных авторов. Он часто цитирует или пересказывает Платона, орфиков, Хрисиппа, Зенона, Эпикура, академиков (Аркесилай, Карнеад), Теренция Варрона, Цицерона, Лукреция и многих других философов, ученых, поэтов. Платона, как указывают исследователи, он читал по-гречески . Непосредственно с библейскими текстами Арнобий, как и Минуций Феликс, видимо, не был знаком, так как библейских цитат нет в его трактате. Христианское учение он знал по устным наставлениям и по работам своих предшественников - апологетов, как латинских, так и греческих, в частности по работам Климента Александрийского. Учеником Арнобия по школе красноречия был Луций Цецилий Фирмиан Лактанций. Превзошедший своего учителя и прославившийся на всю Империю, он был почтительно прозван гуманистами Возрождения христианским Цицероном. Где-то около 290 г. император Диоклетиан выписал его в свою столицу Никомидию для занятия кафедры красноречия, а в 317 г. будущий основатель Византии и первый христианский император Константин вызвал его в Трир, чтобы поручить ему воспитание своего сына Криспа. Принял христианство около 300 г., умер ок. 325 г., возможно в Трире. Лактанций много писал в стихах и прозе. До нас дошли не все его сочинения . Этот «ученейший муж», по выражению Евсевия Кесарийского, владел греческим, латинским, еврейским и некоторыми восточными языками. Он хорошо знал древних и современных ему писателей. Помимо Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, он цитирует и разбирает в своих сочинениях тексты Гермеса Трисмегиста, Зенона и Хрисиппа, Демокрита и Эпикура, Протагора и Диагора, Фалеса и Анаксагора, Каллифона и Герилла, Пифагора и Аристиппа, Асклепия и Гераклита, Эвклида и Карнеада и многих других философов, ученых, поэтов, историков. Он хорошо знал своих латинских предшественников: Тертуллиана, Минуция Феликса, Киприана. Его главное сочинение «Божественные наставления» является апологией, поднимающей практически все важные для поздней античности вопросы духовной культуры и на их основе вводящей читателя в круг основных проблем христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Четвертая глава составлена большей частью по четвертому и отчасти по первому трактатам Зерникава: параграфы 76–85 составлены по стр. 310–316, 319, 322, 324, 333 четвертого трактата 583 ; параграфы 87–97 по страницам 309, 311–312, 318–319, 325–326, 332–334, 346–347, 354–355, 359 пятого трактата 584 ; параграфы 98–104 по страницам 320, 326, 328–331, 343, 352–353, 357 четвертого трактата 585 ; параграфы 108–114 по страницам 178–195 первого трактата 586 ; причем во всех параграфах сохранен порядок мыслей указанных страниц. Глава пятая в параграфах 117–118, 120–122, 125–126 составлена по шестому трактату 587 . Глава шестая во всех параграфах: 127–136, составлена по восьмому трактату 588 . Глава седьмая (в параграфах 173 и 140) составлена по девятому трактату 589 . Глава восьмая (в параграфах 142–143, 145–147, 149–152) составлена по десятому трактату 590 . Глава девятая (в параграфах 153, 158–167 и 169) составлена по одиннадцатому трактату 591 . Глава десятая (в параграфах 170, 171 и 173–176) составлена по двенадцатому трактату 592 . Глава одиннадцатая (в параграфах 177–180) составлена по тринадцатому трактату 593 . Глава двенадцатая (в параграфах 185–189) составлена по четырнадцатому трактату 594 . Глава четырнадцатая составлена по второму трактату: Corruptelae 1–8 (§§ 201–209) изложены по порядку 198–212 страниц Зерникава (corr. 1–8) 595 ; corruptelae 24–27 (§§ 215–218) изложены по стр. 213–227 (corruptelae 9–12) с сохранением порядка этих же страниц или повреждений 596 ; corruptelae 29–33 (§§ 220–224) изложены по порядку 241–247 страниц Зерникава (corruptelae 13–17) 597 ; corruptelae 38–43 (§§ 229–234) изложены по страницам 248–252 (corruptelae 18–23) с некоторым изменением порядка этих страниц или повреждений 598 . Глава пятнадцатая составлена по третьему трактату: введение в главу (§ 235) и corruptelae 1–37 (§§ 236–272) изложены по порядку страниц 257–297 (по введению в трактаты и по corruptelae 1–37) 599 ; 38-е повреждение (§ 273) изложено по страницам 300–301 (corruptelae 39) 600 ; 39-е повреждение (§ 274) изложено по страницам 302–303 (corr.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Духовный руководитель внушает ему, что в деле нравственного совершенствования необходимо «шествовать истинным путем Божиим, путем царским – серединным, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе» 310 . Далее духовный руководитель говорит ему, что он сможет по этому пути идти только лишь тогда, когда будет совершать все «по уставу, заповеди и закону общежития» 311 , и когда не будет «чрез меру напрягаться в подвигах своих» 312 . «Ибо, – продолжает поучать он своего духовного сына, – какая польза сначала быстро тещи, а потом совсем ослабеть и остановиться? Но лучше тещи с расчетом и сдержанностью, имея в виду расстояние до конца течения» 313 . Чтобы «тещи с расчетом и сдержанностью», по совету духовного руководителя, христианин должен давать себе отдых» 314 . Во время отдыха христианин, по совету духовного руководителя, должен «питать душу благим Богомыслием и духовными созерцаниями, помышлениями… о небесном, услаждающем и об веселящем» 315 . Тело во время отдыха христианин, по совету того же духовного руководителя, должно питать пищей, чтобы оно «было опять способно к дальнейшему труду» 316 . Направив христианина на царский путь, духовный руководитель и здесь не оставляет его без своего наставления, ибо по опыту знает, что и на этом пути ему придется встретить много «трудов, неудобств и неприятностей» 317 . Ведя его по этому пути, духовный руководитель «от одного» удерживает, «в другом» утверждает 318 и утешает «в терпении» 319 , а в третьем – научат распознавать козни врага 320 и как вести с ним борьбу 321 . Но все это может сделать духовный руководитель, только лишь тогда, когда христианин будет ему открывать все свои помыслы 322 . Кроме того, христианин через такое исповедание духовному руководителю всех своих помышлений бывает «чист, как солнце» 323 . Ведя царским путем христианина, духовный руководитель в то же время возносит молитвы к Богу о том: чтобы не оскудела его «вера» и не охладела его «духовная любовь» 324 , чтобы не было в его сердце «соблазна или преткновения, ни смертельного преслушания, ни бедственного роптания, ни мертвительной продерзости, ни укорного какого желания злого, ни другого чего запрещенного и преступного» 325 ; чтобы «свет разума Божия» предшествовал ему «во всяком движении и деле» 326 ; чтобы руководило им «мирное устроение» 327 ; чтобы «тишина братолюбия» господствовала в нем 328 и чтобы «Господь Бог» приставил к нему «Ангела мирна, верна наставника, хранителя» души и тела его «в денноночное отгнание» от него «злых демонов и в руковождение» его «в благожизнии» 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вслед за сим некоторые из спутников Критона увели Ксантиппу, которая ужасно кричала и металась от скорби»... 289 Tuscul. disp. V, 4. 10; Срв. Вера и Разум 1884. т. II. ч. 2, стр. 140; 1889. т. II, ч. 1, стр. 22. 300 Срав. Diogenis Laërtii De vitis, dogmatibus et apophthegmatibus clarum philosophoruin. Amst. 1692. II 93. Стр. 134 и след. 304 Πολιτεα ββλ. Z. 517. b. Platonis opera ex recensione C. E. Ch. Schneideri Parisiis, MDCCCLXXXIII, Vol. II, Стр. 125. 306 Platonis opera ex recensione C. E. Ch. Schneideri Parisiis, MDCCCLXXXIII, Teuaios. 29. e. 15, стр. 205. 308 Platonis opera ex recensione C. E. Ch. Schneideri Parisiis vol. secundum. Πολιτεα ββλ. Β. 379. 30–45, стр. 37 Срв. русский перевод проф. Карпова «Политика» кн. 2-я, стр. 380–383; а также Вера и Разум 1889. т. II, ч. I. Стр. 380–382. 310 Metaph I. b. Phys. 9. 192. а. 14; Срв. Целлера Die Philos d. Sriech. стр. 645; a также Вера и Разум. 1887 т. II. ч. 2. Стр. 106. 311 «Те, которые говорят, что Платон считал зло присущим материи, в сущности правы, хотя они и выражаются неопределенно. Материя есть та великая Необходимость, которую преобразовал Разум. Но именно потому, что материя есть Необходимость и лишена Разума, она есть зло, ибо только от разума может исходить добро». Льюис, История философии. Спб. 1892. Стр. 216 – 217. 314 Platonis opera ex recensione С. E. Ch. Schneideri. Vol. II. Πολιτεα ββλ. VII. 514. Стр. 123 – 124, 318 Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, Христианство и утилитаризм. М. 1878, стр. 114. 320 De anima III. 5. Срв. Metaph. XII, 3. Ethic, ad. Nicom. X, 7. Рус, перев. Снегирева О душе; стр. 84. 324 Polit, VIII, 13; Срв. рус. перев. Н. Скворцова IV, 12; а также Вера и Разум 1890 т. II. ч. 2. стр. 152. 325 Между прочим, здесь кстати отметить, что в своей Ифике для Никомаха (3:7) Аристотель довольно энергично старается опровергнуть положение Платона, что «добровольно никто не бывает злым». 331 Diogenis Laertii De vitis, dogmatibus et apophthegmatibus clarum philosophorum. Amst. 1692, X 130, стр. 657. 336 На русском языке ст. учением Плутарха Херонейского можно познакомиться по прекрасному и основательному исследованию Якова Елпидинского – «Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского. Спб. 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010