Филипп Шафф (протестант) История христианской Церкви. Том 2 Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 Доникейское христианство (100 – 325 г. по Р. Χ.) Содержание Второй период доникейское христианство. Век гонений и мученичества от смерти апостола Иоанна до Константина Великого 100 – 325 г. по P. X. Предисловие к русскому изданию Предисловие к пятому изданию Предисловие к третьему, пересмотренному изданию Предисловие ко второму изданию Введение §1. Литература о доникейском периоде §2. Общий характер доникейского христианства Глава I. Распространение христианства §3. Список литературы §4. Препятствия и помощь §5. Причины успеха христианства §6. Средства распространения §7. Распространенность христианства в Римской империи §8. Христианство в Азии §9. Христианство в Египте §10. Христианство в Северной Африке §11. Христианство в Европе «Империя движется на запад». Глава II. Гонения на христианство и мученичество христиан §12. Литература §13. Общий обзор Размах гонений Следствия Религиозная свобода §14. Гонения со стороны иудеев Восстание Бар–Кохбы. Новое разрушение Иерусалима Талмуд §15. Причины гонений со стороны Рима Веротерпимость Рима Нетерпимость Рима Что мешало терпимому отношению к христианству §16. Положение церкви до правления Траяна §17. Траян. 98 – 117 г. по P. X. §18. Адриан. 117 – 138 г. по P. X. §19. Антонин Пий, 137 – 161 г. по P. X. Мученичество Поликарпа §20. Гонения при Марке Аврелии. 161 – 180 г. по P. X. §21. Положение церкви от Септимия Севера до Филиппа Араба. 193 – 249 г. по P. X. §22. Гонения при Деции и Валериане, 249 – 260 г. по P. X. Мученичество Киприана §23. Временная передышка. 260 – 303 г. по P. X. §24. Гонения Диоклетиана. 303 – 311 г. по P. X. §25. Эдикты о веротерпимости. 311 – 313 г. по P. X. §26. Мученичество христиан §27. Возникновение поклонения мученикам и реликвиям Глава III. Литературный спор христианства с иудаизмом и язычеством §28. Литература §29. Литературная оппозиция христианству §30. Иудейская оппозиция.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Закрыть itemscope itemtype="" > К истории почитания трёх святителей и происхождения их праздника 12.02.2024 32 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру 30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески. Три Святителя Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых). Ал. был брянским боярином, Ан. был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 авг. 1380 г. св. блгв. кн. московский Димитрий испросил у прп. Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Ал. и Ан. (слово «братья» могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду - определенно сказать нельзя). Ал. и Ан. были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, прп. Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство». Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Ал. принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия и воодушевил рус. войска. Древнейший рассказ о битве - «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце - ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Стб. 139-141, Симеоновской летописи - ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 129-131), а также летописная Повесть о Куликовской битве (в Новгородской IV (ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 311-320; Л., 1925. Вып. 2. С. 321-325) и Софийской I (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 90-98) летописях) сообщает о гибели на Куликовом поле только Ал. Наиболее полный рассказ об Ал. и Ан., начиная с посещения св. кн. Димитрием Донским Троице-Сергиева мон-ря, изложен в «Сказании о Мамаевом побоище» (основной редакции), однако и здесь не упоминается смерть Ан. в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в «Задонщине», изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в «Повести о Мамаевом побоище». «Задонщина», кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби Иакова.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Разделы портала «Азбука веры» Како должно есть чести Апостол: последование Святыя Четыредесятницы, субботам и Неделям святаго Великаго поста В Избранное СУББОТА 1 ПОСТА. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Апостол к евреем, зачало 303, и святому, к Тимофею, зачало 292. Аллилуиа. глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. НЕДЕЛЯ 1 ПОСТА. Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси, Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Апостол к евреем, зачало 329, от полу. Аллилуиа, глас 4: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху Господа, и Той послушаше их. На молебном пении. Прокимен, глас 4: Насаждени в дому Господни,/во дворех Бога нашего процветут. Стих: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. Апостол к римляном, зачало 121. СУББОТА 2 ПОСТА. Прокимен и аллилуиа дне, и за упокой. Апостол к евреем, зачало 309. За упокой, зачало 270. НЕДЕЛЯ 2 ПОСТА. Прокимен, глас 5: Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны/от рода сего и во век. Стих: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный. И святаго, прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Апостол к евреем, зачало 304. И святаго, зачало 318. Аллилуиа гласа. СУББОТА 3 ПОСТА. Прокимен дне, и за упокой. Апостол к евреем, зачало 325: и за упокой, зачало 270. НЕДЕЛЯ 3 ПОСТА. Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя,/и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. Апостол к евреем, зачало 311. Аллилуиа, глас 8: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. СУББОТА 4 ПОСТА. Прокимен дне, и за упокой. Апостол к евреем, зачало 313, и за упокой, зачало 163. НЕДЕЛЯ 4 ПОСТА.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kako-dolz...

ред. А.А. Титов Указатель имен личных, названий географических и предметов 20 А. Авдеев (Овдеев), Алексей, дьяк судн. дворцов. прик. 312, 318. Авраамий , старец посельский 297, 314, 330. Авраамий , старец, чашник 310. Александровская слобода 321. Александр , старец 306. Александр , старец домовый, учужник-промышленник 320. Алексеевы : Василий, подьячий патриарш. дворцов. прик. 308; подьячий патриарш. дворцов. разр. 323. Гавриил, дьяк сыскн. прик. 305, 318, 324. Иван, дьяк пушкарск. прик. 323. Петр Григорьев, подьячий патриарш. дворцов, прик. 319, 322. Алексей св. митроп-т Всероссийский 25. Андреев , Яков, конюх стремянной 332. Андрей Первозванный , апостол 68. Андроник , старец, закощик 330. Анна , Матерь Пресв. Богородицы 75. Анна Михайловна , боярыня 61. Анофриев . См. Онуфриев . Антоновы : Влас, подьячий печати, прик. 316. Григорий, подклюшник. Уп. часто. Ардабьев , Василий, старый подьячий казен. дворца 323. Арнаутов , Иван, с. бояр. 322. Артемьев , Лука, подьячий поместн. прик. 321, 331. Астрахань , гор. 305. Афанасий , игумен Песочнаго м-ря 314. Б. Баженов , Афанасий, подьячий суднаго владим. прик. 324. Базыкины : Андрей, стряпчий домовых дел 60, 64, 65, 296, 306. Василий, подклюшник 52, 83, 130, 300. Байсаренов , Илья, конюх стряпчий 320. Баскаков , Матвей Григорьевич, дворецкий 51, 56, 60, 64, 65, 68, 120, 128, 130, 146, 149, 198, 226, 231, 233, 236, 239, 244, 278. Батыщики 180. Березицкий , Сергей, двор. патриарш. домов. 300. Берешковская слобода 115, 334. Бестужев , Иван Петрович, стольник 307. Бобынин , Терентий, молодой подьячий житнаго двора 305, 330. Богданов , Иван, подьячий судн. владим. прик. 323. Болдырева пустынь 331. Борисов , Степан, подьячий патриарш. разр. 335. Борняков , Иван, стольн., судья земск. прик. 310, 313, 325. Боровитиновы ; Козма, двор. патриарш. домов. 301, 309, 321, 327. Осип, двор. патриарш. домов. 300. Бронницы , село 335. Брянск , гор. 328. Бужениновы : Аксинья, вдова дворянина 301. Кондратий, двор. патриарш. домов. 301, 311, 327. Иван Иванович, двор. патриарш. домов. 301. Лукерья, вдова дворянина 301. Михаил 304. Булгаковы : Иван Степанович, двор. патриарш. домов. 301. Иосиф, монах, конюшенный 55, 79. Иосиф, монах, судия дворц. прик. 1, 209, 244, 251, 296, 303, 329, 331. Матвей, клюшник 53, 97, 300, 305, 306, 308. Бурков , Кирилл 331. Бутурлин , Иван Иванович, стольн. 65. Беляевы : Иван Васильевич, двор. патриарш. домов. 301. Семен Васильевич двор. патриарш. домов. 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имп. Лициний. Фоллис. Аверс. Реверс. 317–320 гг. [Валерий Лициниан Лициний; Ликиний; лат. Licinius; греч. Λικνιος] (ок. 265, В. Мёзия - весна 325, Фессалоника или Серры?), рим. имп. (11 нояб. 308 - сент. 324). Происходил из семьи крестьян-даков. Начав военную карьеру, Л. добился дружбы и расположения имп. Галерия (цезарь с 293, август в 305-311), соправителя Диоклетиана (284-305); Л. сопровождал Галерия во время войны с персами в 298 г. и в др. кампаниях. С 305 г. Л. занимал посты одного из ближайших советников Галерия в Никомидии (ныне Измит, Турция). В 307 г. он был отправлен в Рим с дипломатической миссией для урегулирования отношений между Галерием как главой тетрархии, имп. Максенцием (306-312) и его отцом имп. Максимианом Геркулием (285-305, 307-308), к-рые были провозглашены императорами в Риме вопреки воле Галерия. Л. не удалось добиться полного подчинения узурпаторов Галерию, однако на нек-рое время гражданские войны в империи прекратились, что свидетельствует о частичном успехе миссии Л. Контакты между императорами в 308 г. привели к их взаимному признанию и заключению более прочных соглашений на встрече императоров в Карнунте (Паннония, в 80 км к востоку от совр. Вены, Австрия). Там же в присутствии Диоклетиана, Галерия, Максенция, Максимиана Геркулия и Константина Л. был провозглашен августом и тем самым занял 2-е после Галерия место в имп. иерархии и управлял диоцезами Паннония и Иллирик. В 309 г. Л. и Константин занимали посты консулов. Согласно эдикту Галерия от 310 г., Л. был одним из 4 законных августов империи наряду с Галерием, Максенцием и Константином. Летом 311 г., после смерти Галерия, состоялась встреча Л. и Максимина Дайи, на к-рой было достигнуто соглашение о разделе владений Галерия. При этом большую часть наследства Галерия получил Максимин, к-рый в течение неск. недель до совещания с Л. активно оккупировал анатолийские провинции. Л. достался лишь небольшой диоцез Фракия. Максимин также претендовал на роль старшего августа, объявил сына Галерия Кандидиана и своего сына Максима цезарями. В нач. 312 г. Л. вступил в союз с Константином, к-рый был закреплен помолвкой Л. и Констанции, сводной сестры Константина. В февр. 313 г. была организована встреча Л. и Константина в Медиолане (ныне Милан, Италия). На ней совместно 2 императорами был издан Миланский эдикт о веротерпимости, а также состоялась свадьба Л. и Констанции. В нач. весны 313 г. Максимин Дайя развязал войну против Л., переправил свои войска через Боспор из М. Азии во Фракию, захватил после короткой осады Византий и Ираклию Фракийскую. 30 апр. 313 г. произошло решающее сражение между Л. и Максимином на Серенских (Эргенских) полях (близ Цурула, ныне Чорлу, Турция), в к-ром Л. одержал победу и вынудил Максимина бежать на Восток. После гибели Максимина летом 313 г. Л. объединил под своей властью весь Восток Римской империи.

http://pravenc.ru/text/2110627.html

За основу раздела взят доклад, представленный авторами на XVI-oй международной патристической конференции, Великобритания, Оксфорд, 8–13 августа 2011 г. См.: Methody (Zinkovsky), hieromonk, Kirill (Zinkovsky), hieromonk. The Term ejnupovstaton and its Theological Meaning//Studia Patristica LXIII. Peeters Publishers, 2013. V. 11. P. 311–325. Содержание Значение приставки «ejn» Возможные значения термина «ejnupovstaton» и употребление его богословами II–IV вв. Термин «ejnupovstaton» в эпоху христологических споров Универсальное употребление термина «ejnupovstaton» преп. Иоанном Дамаскиным Термин «ejnupovstaton» у свв. Григория Паламы и Филофея Коккина Термин «ejnupovstaton» в русском богословии конца ΧΙΧ – ΧΧ вв. Универсальность термина и возможность его применения в разных сферах богословия Определение образа Божия как ипостасно-природного единства человека Евхаристическое применение термина «ejnupovstaton» Заключение     Хотя богословское понятие «личности» и пользуется уже более века весьма постоянным и пристальным вниманием, однако, даже среди авторов, придерживающихся христианских богословия и антропологии, присутствует существенное разногласие относительно как самой возможности адекватного применения термина «личность» в богословии, так и его смысловой нагрузки. Обращаясь к терминологическому аппарату, который активно использовался в богословии отцов Церкви, мы ставим целью проанализировать – что, собственно, возможно почерпнуть из содержания тех богословских категорий, которыми мыслили церковные авторы для современного богословского дискурса 2 . В богословской литературе последние годы все более активно стал обсуждаться вопрос об историческом употреблении и динамике смысловой нагрузки термина «ejnupovstaton». Более того, на самом деле этим термином пристально занимались исследователи уже с конца XIX в. И хотя среди современных богословов высказывались и продолжают высказываться различные, порой противоречивые мнения как об исторической стороне использования термина «воипостасный» различными отцами Церкви и позднейшими богословами, так и о значении его в Христологии и богословии в целом, однако нам представляется важным сделать собственную оценку смысловой нагрузки термина. И уже через призму его богословского осмысления мы попытаемся вновь рассмотреть ряд вопросов богословия личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Алексей Муравьев , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь . IV век оказался очень богатым на разные политические события и он начался с отмены гонений на христиан фактически. Решение было принято еще за два года до начала IV века, но Диоклетиан отказался от гонений на христиан. В 311 году после смерти Диоклетиана Флавий Константин, пришедший к власти и ставший впоследствии Константином Великим – святым равноапостольным, издал Миланский эдикт, запрещавший гонения на христиан и вслед за тем, начался процесс, который мы называем уже христианизацией Римской империи. То есть империя потихонечку становится христианской. В 325 году проходит Первый вселенский собор, уже под покровительством, тогда еще не полноценного христианина – оглашенного Константина Великого и дальше начинается этот процесс, приведший впоследствии противников христианства к состоянию маргинальной группы, которой когда-то были христиане. Так что впоследствии даже возникло такое явление, как гонения на язычников и эти сторонники античной религии познали на себе все прелести гонимого состояния. В свое время Pierre Chuvin опубликовал такую книгу, которая называется «Хроника последних язычников». В ней детально прослежено, как сжимался этот сегмент общества людей, которые пытались сохранить традиционные религиозные воззрения и не принимать христианство, хотя все время и все было против них. Но, что бы ни думали последние язычники, христианство стало де-факто определять жизнь империи. За одним исключением, что в 350-х годах к власти, после длинной смуты у власти оказался император Констанций, который поддерживал ариан, такое движение еретическое в христианстве и именно после его смерти в 361 году к власти пришел его родственник, племянник – император Юлиан. Он был родственник естественно и Констанция, и Константина Великого, но во времена Константина всю его семью, по приказу Константина самого практически истребили, и он стал испытывать к дому Константина и вообще ко всей этой христианской истории сложные чувства и в конце концов оказавшись волею судеб во главе войска в Париже, Лютецией называемом тогда. Он открыто провозгласил себя язычником и провозгласил курс на возвращение к античной религии. Но, если еще во II веке античная религия была хорошо представлена, здесь это пространство сжималось, поэтому он его возрождал довольно специфическими средствами, например, он решил создать языческое монашество, языческих епископов, языческих священников. И когда он увидел, что те, кто еще практиковал эти древние культы, что совершенно не хотели этого, он очень сердился, ругался и разочаровывался.

http://academy.foma.ru/imperator-yulian-...

В В. проповедовали апостолы Петр (Деян 2. 9; 1 Петр 1. 1; Euseb. Hist. eccl. III 1) и Андрей Первозванный . По свидетельству Плиния, в нач. II в. в В. было множество христиан всех сословий и возрастов ( Plin. Jun. Ep. X 96-97). Во время гонений 303-311 гг. Никомидия (резиденция гонителей христиан императоров Диоклетиана и Галерия ) и др. города В. стали местом подвига множества христ. мучеников. После торжества христианства при Константине Великом В. играла заметную роль в церковной истории. Здесь были созваны I (Никея, 325), IV (Халкидон, 451) и VII (Никея, 787) Вселенские Соборы. Сразу 3 крупнейших города провинции, Никомидия, Никея и Халкидон, имели статус митрополий (занимали 7-9-е места среди кафедр К-польского Патриархата). В 1-й пол. IV в. значительное влияние при имп. дворе имел сторонник ариан Евсевий , еп. Никомидийский, переведенный впосл. на К-польскую кафедру (338-341). Второй подъем Никомидии отмечен в IX в., при митр. исп. Феофилакте (800-815), когда город стал столицей фемы Оптиматы и началось широкое строительство мон-рей и богаделен. Начиная с V в. в горах В. сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и Авксентия святого гора . На «горе монахов» Олимпе, расположенной южнее Прусы, и в ее окрестностях в период наивысшего процветания (VIII-X вв.) находилось ок. 50 мон-рей, среди них - такие крупные, как Атроя, Мидикион , Пелекитский, лавра Символон и др. На Олимпе начинали карьеру или проводили остаток жизни мн. церковные и общественные деятели: преподобные Феодор Студит , Иоанникий Великий , Евфимий Новый , Патриарх К-польский свт. Мефодий (843-847) и др. В 12 км к юго-востоку от Халкидона находилась гора св. Авксентия, названная по имени сир. монаха прп. Авксентия (V в.), проведшего здесь последние 20 лет жизни. С кон. V в., но особенно интенсивно в IX-XII вв., здесь шло строительство мон-рей: св. Стефана, св. Апостолов, арх. Михаила и др. Много церквей и мон-рей было воздвигнуто в небольших городках в прибрежной полосе Мраморного м.: в Апамее, в Аполлонии, в Дакивизе и др.

http://pravenc.ru/text/158884.html

[Греч. Παυλος; лат. Paulinus], еп. Антиохийский (ок. 330), еп. г. Тир (Финикия; не ранее 313 - ок. 330). Участник арианских споров на их начальном этапе. Основным источником сведений о П. являются труды епископа Кесарийского Евсевия Памфила , его близкого друга. Евсевий посвятил П. свою «Церковную историю» ( Euseb. Hist. eccl. 10 1), а также по его просьбе составил «Ономастикон», справочник библейских названий. В 10-й кн. «Церковной истории» Евсевий поместил свой панегирик в честь П., написанный ок. 315 г. по случаю освящения новой христ. базилики в Тире, «самой прекрасной во всей Финикии» (Ibid. 10 5). В этом панегирике, а также в соч. Евсевия «Против Маркелла» ( Idem. Contr. Marcel. 1 4//PG. 24. Col. 750) содержатся наиболее важные сведения о П. Он происходил из Антиохии , там же получил сан пресвитера, так что христ. община Антиохии считала П. своим. В свое время П. был известным экзегетом; вероятно, учился у сщмч. Лукиана Антиохийского. Евсевий неоднократно характеризует П. как человека, отличающегося ученостью и сведущего в Свящ. Писании (письмо Евсевия к П.: Theodoret. Hist. eccl. I 6). П. стал епископом Тира после прекращения великих гонений нач. IV в. В 311 г. мученически скончался еп. Мефодий Тирский, но П. был избран на эту кафедру уже после провозглашения Миланского эдикта , не ранее 313 г. В визант. хронистике (источники не ранее нач. IX в.) было принято в качестве предшественника П. на Тирской кафедре помещать некоего Дорофея, который по ранним источникам не известен ( Theoph. Chron. P. 24). Основной заслугой П. на Тирской кафедре является благоустройство местной общины после гонений. С началом арианских споров П., как лукианист, выступил в защиту Ария . Сам Арий в своем послании к еп. Евсевию Никомидийскому называет П. среди своих сторонников ( Theodoret. Hist. eccl. I 5). Тем не менее первое время П. предпочитал не вмешиваться в спор, так что еп. Евсевий Памфил обратился к нему с посланием, призывая его как человека ученого высказать свое авторитетное мнение (Ibidem). В результате этой настойчивости Евсевия П. отправил послание к архиеп. свт. Александру Александрийскому, фрагмент к-рого сохранился в трактате Евсевия «Против Маркелла». В нем П. выступает против представлений о Рождении Сына как акта эманации или др. формы разделения Божества. В противоположность этому еп. Маркелл Анкирский обвинял П. в том, что он поддерживал строго арианскую доктрину и мыслил рождение не более чем как акт творения. Впрочем, полемика еп. Маркелла с П. относится ко времени после I Вселенского Собора (325), и Маркелл, вероятно, полемизировал уже с покойным П., так же как Евсевий, со своей стороны, защищал П. уже после его кончины.

http://pravenc.ru/text/2756957.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010