Archaeologists Find New Fragments of Bulgaria " s Oldest Icon: 10th Century AD Ceramic Icon of St. Theodore Stratilates From Veliki Preslav/Православие.Ru Archaeologists Find New Fragments of Bulgaria " s Oldest Icon: 10th Century AD Ceramic Icon of St. Theodore Stratilates From Veliki Preslav Source: Archaeology in Bulgaria October 1, 2015 The icon of St. Theodore Stratilates, the oldest known Bulgarian-made icon (ca. 900 AD), seen here after its new restoration, with the addition of newly discovered fragments from the saint’s shoulder, beard, and face, as well as the side inscriptions. View below the icon as it was known for about 100 years (since its discovery in the early 20th century), before the adding of the newly found fragments. Photo: TV grab from BNT      New fragments have been discovered from the earliest known Bulgarian-made icon – a ceramic icon of St. Theodore Stratilates dating back to the 10th century AD, the height of the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) – and the icon itself has been restored for the first time since its discovery in the early 20th century. The restored icon of St. Theodore Stratilates, which is one of Bulgaria’s national symbols, has now been shown for the first time with the added newly discovered fragments at the National Institute and Museum of Archaeology of the Bulgarian Academy of Sciences in Sofia. The icon was found at the beginning of the 20th century during archaeological excavations of themedieval Bulgarian monastery Patleyna located 2 km south of Veliki Preslav, today a small town in Northeast Bulgaria which was the glorious capital of the First Bulgarian Empire between 893 and 970 AD, connected with the reign of Tsar Simeon I the Great (r. 893-927 AD) and the period known as the (First) Golden Age of Bulgarian literature and culture. St. Theodore Stratilates was a 3rd century saint from Anatolia, today in Turkey; he died a martyr’s death in the ancient city of Heraclea Pontica in 319 AD as a defender of the Christian faith during the reign of Roman Emperor Licinius I (r. 308-324 AD).

http://pravoslavie.ru/82610.html

411 «Послах в Царьскый град в монастирь Светаго Предтече и Крьстителя Иоана, и принесень ми бысть си типик иер(оус)алимьскы, и приложих и вь нашь езык оть писмень грьчьскаго езыка» (Гласник. С. 191). 412 По мнению проф. И. Мансветова , данный памятник не принадлежит творчеству патриарха Филофея и существовал до этого патриарха, когда Константинопольскую кафедру занимал патриарх Афанасий, впервые управлявший Церковью с 1289 по 1293 год и вторично с 1304 по 1311 год. Кроме того, памятник испытал дополнения, на что указывают встречающиеся в нем повторения и противоречия (Церковный устав. С. 196). 422 Заслуживает внимания в данном памятнике сугубое «Аллилуиа». Профессор А. А. Дмитриевский говорит, что сугубое «Аллилуиа» «идет через всю эту рукопись и две другие, 321 и 324, той же Ватопедской библиотеки (Описание, III. С. 424). Явление знаменательное для истории русского раскола и исправления книг в XVII столетии. Очевидно, сугубое «Аллилуиа» нерусского происхождения и не было следствием ошибок переписчиков книг; оно существовало на Православном Востоке за много столетий до его оживленных сношений с Московской Русью в XVI-XVII столетиях и оттуда занесено на Русь, как и сам Иерусалимский устав. 454 «По отпусте „тритекти» сходит патриарх и ожидает царя во святом кладезе, если бы, конечно, и он пожелал по древнему обычаю прийти, а когда придет, кадит, и оба, вступая во святилище в предшествии им с кадильницей канстрисия, поклоняются и целуют лежащее на святой трапезе Евангелие. Царь стоит у правого столба кивория, а патриарх творит молитву начала литии. Певцы после возгласа начинают на амвоне вышенаписанный тропарь „Днесь спасения нашего главизна». Патриарх берет со святого престола Евангелие и после совершения по уставу каждения вручает его второму из диаконов и целует его (Евангелие), и царь целует Евангелие и крест, и, выйдя, отправляются на Форум. Когда там певчие пропоют славословие и когда совершатся обычные молитвы, снова начинают они тот же тропарь, и возвращается лития в Халкопратию» (Дмитриевский. Древнейшие типиконы. С. 306–308).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

1806 Lagrange, «Le Judaisme avant Jésus-Christ». Paris, 1931, p. 353; 362. 1807 «Discours sur l " histoire universelle», Π part., chap. 19. 1808 Gross, op. cit., p. 77. Автор основывается на L. Dennefeld. «Le Judaisme». Paris. 1925, pp. 90—91. Эту же точку зрения в особенности выдвигает Moore. «Judaism in fhe first centuries of the Christian era». Cambridge. 1927, II vol.. pp. 311—319. Lagrange, сильно смягчает этот взгляд. 1809 Cf: Gross. op. cit. pp. 93—94. 1810 Проф. В. Несмелов. «Наука о человеке», т. II. Казань, 1906, стр. 37. 1811 Theaet. 176 В. Cf: Respubl. X, 613; Leg. IV, 716. 1812 Ennead. l, 2. 3, 15—20. 1813 Ennead. VI, 9, 9, 56—60. 1814 «De incarnat. Verbi», cap. 54. — MPGr. t. 25, col. 192. 1815 «Adv haeres.» III, X, 2. — MPGr. t. 7, col. 873. 1816 Октоих, гл. 1, неделя, утро, канон крестовоскресный, песня 1-ая. 1817 Октоих, гл. 7, четверток вечера на «Господи воззвах». 1818 Октоих, гл. 6, вторник, утро, 1 канон, пЬснь 6-ая. 1819 Октоих, гл. 1, среда, повечерье, канон, песнь 3-я. 1820 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 3-я. 1821 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 5-я. 1822 Октоих, гл. 3, четверток, повечерье, канон, песнь 1-я. 1823 Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8-й. 1824 Октоих, гл. 8, среда, утро, канон Кресту, песнь 8-я. 1825 П. Минин. «Главные направления древне-христианской мистики». — «Бог. Вестн,.», 1911. декабрь, стр. 823—824. 1826 Abbé Freppel. «Clem. d. Alexandrie» P. 1865, p. 485. 1827 Gross, op. cit. pp. 173; 184. 1828 Минин, op. cit. «Бог. Вестн.», 1911, декабрь, стр. 832—838; и 1914, июнь, стр. 307. 1829 Gross. op. cit. p. 185. 1830 Минин, op. cit. 1914, iюhь, стр. 307—308. 1831 Минин, op. cit. 1913, май, стр. 151; 156—157. 1832 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 315—324. 1833 И. Попов. «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского». «Бог. Вестник». 1905, июнь, стр. 243; 237. 1834 MGPr. t. 37, col. 685. 1835 ibid., col. 678 A. 1836 «De opific. homin.» cap. 16.— MPGr. t. 44, col. 180: 1837

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

1090 О Пеголотти см.: W. Heyd. Histoire du commerce du Levant au Moyen Âge. Vol. I, pp. XVII-XVIII; C. R. Beazley. The dawn of modern geography, vol. III. Oxford, 1906, pp. 324—332. Статья в Encyclopaedia Britannica написана по Бизли; H. J. Jule. Cathay and the Ways Thither, vol. II. London, 1914, pp. 278—308. (Publications of the Hakluyt Society, vol. XXXVII); E. Friedmann. Der mittelalterliche Welthandel von Florenz in seiner geographischen Ausdehnung (nach der Pratica della mercatura des Balducci Pegolotti). — Abhandlungen der Kaiserlichen Königlichen Geographischen Gesellschaft in Wien, Bd. X, 1912, S. 3—5. 1091 Francesco Balducci Pegolotti. La pratica della mercatura. Della decima e delle altre gravezze, vol. III. Lisbon, Lucca, 1766, p. 24; английское издание — editor A. Evans. Cambridge, Mass., 1936, pp. XV-XXVI. (The Medieval Academy of America Publications, n. 24). Лучшей работой о византийской торговле при Палеологах является неоднократно упоминавшаяся работа В. Хейда — W. Heyd. Histoire du commerce du Levant... vol. I, pp. 427—527б а также второй том этого сочинения. 1092 Le voyage d " outremer publié par Ch. Schefer. Paris, 1892, p. 160, 164. 1093 См. весьма интересную главу о генуэзской торговле в XIII веке в книге — G. Brtianu. Recherches sur le commerce génois au XIII siècle, pp. 108—154. О торговых связях между Венецией и Трапезунтом в XIV веке см.: D. A. Zakythinos. Le Chrysobulle d " Alexis III Comnène empereur de Trebizonde en faveur des Venetiens, Paris, 1932, pp. 4—12. 1094 Текст этого весьма интересного документа опубликован в Записках Исторического и Археологического Общества в Одессе, т. V, 1865, с. 631—837. Затем статут был опубликован П. Виньей (Р. Vigna) в следующем издании — Atti della Societä Ligure di Storia Patria, vol. VII, 2, pp. 567—680. О генуэзских надписях из Каффы см. интересную работу: Е. Ч. Скржинская. Inscriptions latines des colonies genoises en Crimee. — Atti della Società Ligure di Storia Patria, vol. LVI, 1928, pp. 1—180. О статуте см. также: A. A. Vasiliev. The Goths in Crimea (Medieval Academy of American Monographs., n. 11). Cambridge, Mass., 1936, pp. 226—227.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Nelson, The Double Redaction of the Deuteronomistic History (JSOT.S 18) Sheffield 1981; M. Noth, Überlieferungsgeschichtliche Studien. Die sammelnden und bearbeitenden Geschichtswerke im Alten Testament (SKGG 18,2) Tübingen 3 1967 (=Halle/S. 1943, 43–266); G. von Rad, Die deuteronomistische Geschichtstheologie in den Königsbüchern, in: Deuteronomium-Studien (FRLANT 58) Göttingen 1947, 52–64; R. Smend, Das Gesetz und die Völker. Ein Beitrag zur deuteronomistischen Redaktionsgeschichte, in: Die Mitte des Alten Testaments. Gesammelte Studien 1 (BhEvTh 99) München 1986, 124–137. 494–509; T. Veijola, Die ewige Dynastie. David und die Entstehung seiner Dynastie nach der deuteronomistischen Darstellung (AASF B 193) Helsinki 1975; ders., Das Königtum in der Beurteilung der deuteronomistischen Historiographie. Eine redaktionsgeschichtliche Untersuchung (AASF B 198) Helsinki 1977; H. Weippert, Die «deuteronomistischen» Beurteilungen der Könige von Israel und Juda und das Problem der Redaktion der Königsbücher: Bib. 53, 1972, 301–339; H.-W. Wolff, Das Kerygma des deuteronomistischen Geschichtswerks, in: Gesammelte Studien zum Alten Testament (ThB 22) München 2 1973, 308–324. Сборники статей: St.L. McKenzie/M.P. Graham (Hg.), The History of Israel’s Traditions. The Heritage of Martin Noth (JSOT.S 182) Sheffield 1994; A. de Pury/Th. Römer/J.-D.Macchi (Hg.), Israel construit son histoire. L’historiographie deutéronomiste á la lumiére des recherches récentes (MoBi 34) Genéve 1996; dies. (Hg.), Israel Constructs its History. Deuteronomistic Historiography in Recent Research (JSOT.S 306) Sheffield 2000; L.S. Schearing/St.L. McKenzie (Hg.), Those Elusive Deuteronomists. The Phenomenon of Pan-Deuteronomism (JSOT.S 268) Sheffield 1999; G.N. Knoppers/J.G. McConville (Hg), Reconsidering Israel and Juda. Recent Studies on the Deuteronomistic History (SBThSt 8) Winona Lake/IN 2000; Th. Römer (Hg.), The Future of the Deuteronomistic History (BEThL 147) Leuven 2000. Новейшие исследования: R. Albertz, Die Exilszeit: 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Вслед за сим некоторые из спутников Критона увели Ксантиппу, которая ужасно кричала и металась от скорби»... 289 Tuscul. disp. V, 4. 10; Срв. Вера и Разум 1884. т. II. ч. 2, стр. 140; 1889. т. II, ч. 1, стр. 22. 300 Срав. Diogenis Laërtii De vitis, dogmatibus et apophthegmatibus clarum philosophoruin. Amst. 1692. II 93. Стр. 134 и след. 304 Πολιτεα ββλ. Z. 517. b. Platonis opera ex recensione C. E. Ch. Schneideri Parisiis, MDCCCLXXXIII, Vol. II, Стр. 125. 306 Platonis opera ex recensione C. E. Ch. Schneideri Parisiis, MDCCCLXXXIII, Teuaios. 29. e. 15, стр. 205. 308 Platonis opera ex recensione C. E. Ch. Schneideri Parisiis vol. secundum. Πολιτεα ββλ. Β. 379. 30–45, стр. 37 Срв. русский перевод проф. Карпова «Политика» кн. 2-я, стр. 380–383; а также Вера и Разум 1889. т. II, ч. I. Стр. 380–382. 310 Metaph I. b. Phys. 9. 192. а. 14; Срв. Целлера Die Philos d. Sriech. стр. 645; a также Вера и Разум. 1887 т. II. ч. 2. Стр. 106. 311 «Те, которые говорят, что Платон считал зло присущим материи, в сущности правы, хотя они и выражаются неопределенно. Материя есть та великая Необходимость, которую преобразовал Разум. Но именно потому, что материя есть Необходимость и лишена Разума, она есть зло, ибо только от разума может исходить добро». Льюис, История философии. Спб. 1892. Стр. 216 – 217. 314 Platonis opera ex recensione С. E. Ch. Schneideri. Vol. II. Πολιτεα ββλ. VII. 514. Стр. 123 – 124, 318 Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, Христианство и утилитаризм. М. 1878, стр. 114. 320 De anima III. 5. Срв. Metaph. XII, 3. Ethic, ad. Nicom. X, 7. Рус, перев. Снегирева О душе; стр. 84. 324 Polit, VIII, 13; Срв. рус. перев. Н. Скворцова IV, 12; а также Вера и Разум 1890 т. II. ч. 2. стр. 152. 325 Между прочим, здесь кстати отметить, что в своей Ифике для Никомаха (3:7) Аристотель довольно энергично старается опровергнуть положение Платона, что «добровольно никто не бывает злым». 331 Diogenis Laertii De vitis, dogmatibus et apophthegmatibus clarum philosophorum. Amst. 1692, X 130, стр. 657. 336 На русском языке ст. учением Плутарха Херонейского можно познакомиться по прекрасному и основательному исследованию Якова Елпидинского – «Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского. Спб. 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

188 Белов Г. Д. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1949 и 1951 гг.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 17; Белов Г. Д. Итоги раскопок в Херсонесе за 1949–1953 гг.//СА. – 1955. – Т. 24. – С. 275, рис. 17; Завадская И. А. Баптистерии ранневизантийского Херсонеса//Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе. – Севастополь, 2001. – С. 36; Завадская И. А. Баптистерии Херсонеса (к истории крещального обряда в ранневизантийский период)//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 263, рис. 16, 17; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 156. Результаты обмеров помещения даны по состоянию на 2003 г. 191 Об обряде крещения и о расположении помещений, в которых происходили разные части ритуала, см.: Ristow S. Fruhchristliche Baptisterien (Jahrbuch fur Antike und Christentum, Erganzungsband. 27). – Munster, 1998. – S.23–25, 81–85; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – C. 84, 308–311. 192 В связи с этим стоит обратить внимание на голословность заявления А. Бернацкого о том, что херсонские базилики с полукруглой апсидой с внешней стороны относятся к V – середине VI вв., а базилики с полукруглой апсидой внутри и пятигранной снаружи – ко второй половине VI – началу VII вв. (Бернацки А. Б. Веша в раннехристианских базиликах Херсонеса Таврического и Новы (Болгария)//Культовые памятники в мировой культуре: археологический, исторический и философский аспекты. V Международ. Крым. конф. по религиоведению. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2003. – С. 8–9). Во всяком случае, храм с пятигранной апсидой, на месте которого не ранее конца VI в. появилась большая базилика 1935 г. с полукруглой апсидой, явно не вписывается в предлагаемую исследователем схему. 193 Белов Г. Д. Отчет о раскопках Херсонеса в 1932 г.//Архив НЗХТ. – Д. 324. – Л. 3–3 об.; Белов Г. Д. Раскопки в северной части Херсонеса в 1931–1933 гг.//МИА – 1941. – – С. 224, maбл.II; Фирсов Л. В. Ориентировка... – Л. 30. 194 Белов Г. Д. Отчет... 1932 г. – Л. 5 об.; Белов Г. Д. Раскопки в северной части Херсонеса в 1931–1933 гг. – С. 231, 232, рис. 49; Дневник раскопок 1935 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 32; Белов Г. Д. Отчет о раскопках в Херсонесе за 1935–36 гг. – С. 91–92. Вслед за Г. Д. Беловым эта плинфа с прослойками цемянки обычно безоговорочно рассматривается исследователями как арки из кирпича, которыми, возможно, соединялись ряды колонн (ср.: Романчук А. И. Очерки... – С. 227).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 A. Fr. Gfrrer ibid. II, S. 136 flg. Oehler † (υ. Orelli), Art. «Messias» в «Real-Encyklopadie» von Herzog-Hauck IX (Lpzg 1881), S. 670. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 7, 273 flg=Jüdische Theologie. S. 7, 285 flg. О значении милостыни по Rosch Haschana см. еще у Prof. J. Rendel Harris, The Teaching of the Apostles (Διδαχη των Αποστολων) newly edited, with Facsimile and Commentary,.. from the MS. of the Holy Sepulchre, Baltimore – London 1887, p. 66. 36 О различных формах умилостивления – по иудейским понятиям – ср. также William Sanday – Arthur C. Headlam, A Commentary on the Epistle to the Romans (Edinburgh 1895), p. 88. 38 A. Fr. Gfrrer ibid. II, S. 152 flg, Cp. F. Weber, Die Lehren des Talmud. S. 252=Jüdische Theologie, S. 261–262. 39 См. подробнее F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 308 flg. 311 f. 313 f.=Jüdische Theologie, S. 321 f. 324 f. 326 f. 40 Alfred Edevsheim, History of the Jewish Nation, p. 301: «In general, it was thought that punishment and rewards stood in exact correspondence with man’s actions». Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopadie des Judenthums, Abtheilung III, Supplement III (Lpzg 1896), S. 34: «Праведник, у которого все идет хорошо, есть истинный праведник, а грешник, у коего все плохо, – настоящий грешник. Напротив, грешник благоденствующий – не истинный грешник и бедствующий праведник – не истинный праведник». 42 C.G. Montefiore, The Doctrine of Divine Retribution: in the Old Testament в «The Jewish Quarterly Review» Vol. III, No. 9 (October, 1890), p. 7, – in the Rabbinical Literature by S. Schechter ibid., p. 34, и в «Studies in Judaism», р. 260. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 48, 237=Jüdische Theologie, S. 49, 245. J. Hamburger, Real-Encyclopdie des Judenthums III, 3, S. 33. См. еще сноску 58: «J. Hamburger, Real-Encyclopdie III...». 43 S. Schechter в «The Jewish Quarterly Review» III, 9, p. 35. 37, и в «Studies in Judaism», р. 261. 263–264. Разумеется, здесь есть немалое внутреннее противоречие в раввинских воззрениях, но иудейские ученые утешают и ублажают себя словами «великого писателя, что самая лучшая теология та, которая is not consistent, and this advantage the theology of the Synagogue possesses to its utmost extend» (S. Schechter ibid., p. 50=280).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

250–262), «Евангелие от Филиппа» [=II, 3] (с. 274–296), «Гром. Совершенный Ум» [=VI, 2] (с. 308–315), «Евангелие от Марии» [=Berol. 8502,1] (с. 324–328)); ХосроевА. Л. Александрийское христианство поданным текстов из Наг-Хаммади (И, 7 [опечатка, надо: И, 6]; VI, 3; VII, 4; IX, 3). М., 1991 (на с. 186–232 перевод трактатов: «Поучения Силуана» [=VII, 4], «Толкование о душе» [=II, 6], «Подлинное учение» [=VI, 3], «Свидетельство истины» [=IX, 3]; «Апокалипсис Павла» (Наг-Хаммади V, 2)/Вступление, пер. с копт, и коммент. А. Л. Хосроева//Восток. 1991. 6. С. 96–101; Лосев А. Ф. История античной эстетики. [Т. 8.] Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992. С. 242–305, 648–650; Изречения египетских отцов: Памятники литературы на коптском языке/Введ., пер. с копт, и коммент. А. И. Еланской. СПб., 1993 (репринт: СПб., 2001). С. 319–334 («Происхождение мира» [=И, 5]), 335–342 («Сущность архонтов» [=II, 4]), 343–350 («Откровение Адама» [=V, 5]). В репринте 2001 г. имеется дополнение на с. 351–376 «Троеобразная Протенноя» [=XIII, 1]; «Евангелие египтян» – памятник мифологического гностицизма/Вступ. ст., пер. с копт, и коммент. Е. Б. Смагиной//ВДИ. 1995. 2 (213). С. 230–251 (перевод трактата III, 2=IV, 2); Смагина Е. Б. Библейские основы космогонии гностиков и манихеев//Материалы международной конференции «Сотворение мира и начало истории в апофатической традиции» (На материале славянских и еврейских текстов). М., 1995. С. 58–61; Хосроев А. Из истории раннего христианства в Египте: На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997 (перевод «Апокалипсиса Петра» [=VII, 3] на с. 312340); Де Андия (Изабелъ). Воскресение плоти согласно валентинианам и Иринею Лионскому //Символ 39. Июль 1998. С. 39–51; Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998 (пер. с англ.); Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998 (гностический материал учтен минимально); Шабуров Н. В. Функции мифа в гностической и христианской традициях в эпоху поздней античности (на примере текстов Герметического корпуса и памятников богословских споров IV в.): Автореф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Lagrange, «Le Judaisme avant Jésus–Christ». Paris, 1931, p. 353; 362. 1806 «Discours sur l " histoire universelle», Π part., chap. 19. 1807 Gross, op. cit., p. 77. Автор основывается на L. Dennefeld. «Le Judaisme». Paris. 1925, pp. 90–91. Эту же точку зрения в особенности выдвигает Moore. «Judaism in fhe first centuries of the Christian era». Cambridge. 1927, II vol.. pp. 311–319. Lagrange, сильно смягчает этот взгляд. 1808 Cf : Gross. op. cit. pp. 93–94. 1809 Проф. В. Несмелов. «Наука о человеке», т. II. Казань, 1906, стр. 37. 1810 Theaet. 176 В. Cf: Respubl. X, 613; Leg. IV, 716. 1811 Ennead. l, 2. 3, 15–20. 1812 Ennead. VI, 9, 9, 56–60. 1813 «De incarnat. Verbi», cap. 54. — MPGr. t. 25, col. 192. 1814 «Adv haeres.» III, X, 2. — MPGr. t. 7, col. 873. 1815 Октоих, гл. 1, неделя, утро, канон крестовоскресный, песня 1–ая. 1816 Октоих, гл. 7, четверток вечера на «Господи воззвах». 1817 Октоих, гл. 6, вторник, утро, 1 канон, песнь 6–ая. 1818 Октоих, гл. 1, среда, повечерье, канон, песнь 3–я. 1819 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 3–я. 1820 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 5–я. 1821 Октоих, гл. 3, четверток, повечерье, канон, песнь 1–я. 1822 Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8–й. 1823 Октоих, гл. 8, среда, утро, канон Кресту, песнь 8–я. 1824 П. Минин. «Главные направления древне–христианской мистики». — «Бог. Вестн.», 1911. декабрь, стр. 823–824. 1825 Abbé Freppel. «Clem. d. Alexandrie» P. 1865, p. 485. 1826 Gross, op. cit. pp. 173; 184. 1827 Минин, op. cit. «Бог. Вестн.», 1911, декабрь, стр. 832–838; и 1914, июнь, стр. 307. 1828 Gross. op. cit. p. 185. 1829 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 307–308. 1830 Минин, op. cit. 1913, май, стр. 151; 156–157. 1831 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 315–324. 1832 И. Попов. «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского». «Бог. Вестник». 1905, июнь, стр. 243; 237. 1833 MGPr. t. 37, col. 685. 1834 Ibid., col. 678 A. 1835 «De opific. homin.» cap. 16. — MPGr. t. 44, col. 180: 1836 «Агнец Божий», стр. 161. 1837

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010