304. Велико преспеяние и велика слава – смиренномудрия, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия – обеими руками удовлетворять потребности брата, так как бы и сам ты принимал пособие. 305. Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе. 306. Великое дело найти человека смиренномудрого и терпеливого, доброте его нет меры. 307. Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы. 308. Дожди размножают сорные травы, а обращение с людьми мирскими производит страсть высокоумия. Но боящийся Господа не превозносится. 309. Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй; ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, егоже неси приял от Бога (1 Кор. 4, 7); и если не будешь ходить по Его заповедям и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою, и отдаст лучшему: и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила. 310. Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же он попирает землю, из которой взят и в которую пойдет; возвышает же Господь смиренных. 311. Высокоумие низлагает, а смиренномудрие получает победную награду. 312. Если пред братиями своими окажешься чистым, как золото, то и тогда почитай себя сосудом непотребным, и избежишь гордыни, ненавистной Богу и людям. 313. Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не презирай его, признавая грешным в мысли своей: ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он, по падении своем, что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами. 314. Надобно удерживаться от осуждения других; каждому же из нас подлежит смирять себя, говоря о себе словами Псалма: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37, 5). 315. Не дай мне, общий всех Владыка, такого сердца, которое ненавидит подчинение и отеческое вразумление; удали от меня горделивые помыслы; ибо Ты, Господи, запретил еси гордым (Пс. 118, 21). 316. Не только взор пусть будет поникшим долу, но и сердце да не превозносится над другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С. 296. Ассюрируете (франц. assurer) — обеспечиваете. 74 С. 296. Падам до ног (польск. padam do nog) — Честь имею кланяться. 75 С. 298. Претекстую (франц. pretexter) — выставляю в качестве предлога. 76 С. 302. …под цветами иногда таится змея. — Ироническая перефразировка слов Джульетты в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»: «Змея, змея, сокрытая в цветах» (действие 3, сцена 8; перевод М. Н. Каткова). Эти же слова несколько иначе перефразирует Тоцкий в «Идиоте». 77 С. 304. …держа палки и банки Евгению Николаичу. — Обыгрывая в карты. Палки (как и банк) — названия карточной игры. 78 С. 306. …отправляется в Царское… — Железная дорога между Петербургом и Царским Селом (первая в России) была открыта в 1838 г. 79 С. 309. Случилось же это всё еще на Песках… — Пески — отдаленный район тогдашнего Петербурга, прилегавший к Смольному монастырю. 80 С. 309. …в банчишку, в преферанс и на биксе… — Бикса — маленький наклонный биллиард. 81 С. 312. …гриб съешь… — В просторечии — не дождешься ожидаемого, обманешься. 82 С. 314, …некоторые чиновники, начиная с самых древнейших, должны — какой-то экзамен по всем предметам держать… — По указу 1809 г., подготовленному М. Н. Сперанским, чиновники должны были сдавать экзамены для получения гражданских чинов. Однако указ этот практически не применялся и существовал только на бумаге. 83 С. 315. …ставил на нужной бумаге или жида… — Жид — жидкое пятно, клякса. 84 С. 316. …на Толкучем… — Толкучий рынок в Петербурге находился на Садовой улице, внутри Апраксина двора. 85 С. 316. … в Кривом переулке. — Кривой переулок в Петербурге 1840-х годов находился в Московской части, между Фонтанкой и Загородным проспектом. 86 С. 322. …своего пульчинеля… — Пульчинель ( итал. pulchinella) и другие перечисляемые далее лица — традиционные персонажи кукольной комедии, разыгрывавшейся петербургскими шарманщиками (см. о них рассказ Д. В. Григоровича «Петербургские шарманщики» (1843), написанный для изданной Н. А. Некрасовым «Физиологии Петербурга» (1844)). 87 С. 326. …не знал до сих пор такого гвоздя-человека. — Гвоздь-человек — упорный человек, долбящий одно и то же. 88

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Как необходимо спускаться вниз для раскопки и отыскания сокрытого в земле сокровища, так необходимо внимательно исследовать глубины Писаний, потому что одно чтение не показывает сокровищ заключённых в них благ 304 . Кроме того, Писание не приносит нам пользы, если мы не видим цели его 305 . Необходимы тщательное чтение, внимательное слушание Писаний; чтение Писаний есть откровение неба 306 . Подобно искателям золота, раскапывающим рудники до тех пор, пока не выберут всего золота, читатели должны оказывать усердие и старание в исследовании божественных изречений 307 . Если с тщанием будем исследовать Писания, то окажемся в состоянии достигнуть своего спасения. Если постоянно станем упражняться в Писаниях, то узнаем правые догматы и добродетельную жизнь 308 . Не просто, как случилось, но с большой осмотрительностью необходимо приступать к словам Писания. Кто станет слушать, что читается в нём без рассуждения и всё принимать буквально так, как сказано, тот может предполагать много нелепого о Боге. Пожалуй, в таком случае он допустит, что Бог есть и человек, что он – гневлив, яростен и много других ещё более худых мыслей. Если же кто будет вникать в глубину смысла, то всякой такой нелепости избежит 309 . Если далее мы будем смешивать порядок его изречений, то такое чтение никакой пользы нам не принесёт 310 . Не знающие порядка мыслей, не вникающие в особенности и законы Писания, пробегающие его невнимательно и безразлично не найдут сокровища, скрытого в нём 311 . Те, которые ссылаются на неясность или непонимание св. Писания, обыкновенно только делают из этого предлоги, отговорку, прикрытие своей лености перед исследованием его 312 . Между тем боговдохновенные книги потому и составлены людьми простыми и неучёными, чтобы быть всем удобопонятными 313 . Если же читатель той или другой боговдохновенной книги не поймёт того, о чём в ней говорится, то он должен обратиться к мудрейшему или же идти к церковному учителю. Если, несмотря на это, читатель не изъяснит искомого, то Сам Бог, видя старание и усердие его, несомненно, откроет ему смысл данного места 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Как, если кто позван на обед и предложено ему множество снедей, обременяет свой желудок, так и душа, когда грех, гнездящийся в ней отведывает много и всего, – делается обремененной грехами, – которые, в таком виде, суть уже страсти. Так развивается в человеке сребролюбие, тщеславие, надменность, ревность, раздражительность и т. п. 306 . Особенность страстей-непоколебимая их твердость. Они не легко поддаются искоренению. Страсти, это душевные язвы. И как язва на теле, пока она не совершенно залечена, невозможно, хотя сколько – нибудь, не покрываться гноем, даже при всем о ней попечении. Язва же, оставленная в небрежении, производит гнилость и разрушение в целом иногда теле, так представляй себе и дутевные страсти 307 . Страсти это суть неудобоносимые горы, среди них реки змей, ядовитых животных и пресмыкающихся. Представь, что кит поглощает в чрево свое человека, так и страсть поглощает души. Страсти суть горящий огненный пламень 308 . Не смотря однако на всю твердость страстей, возможно искоренение их при помощи благодати Божьей и собственного продолжительного трудничества. Кроме испорченной слабой греховной природы, с которой христианину приходится бороться, у него есть еще другой враг, не менее сильный и страшный – это дьявол , исконный враг человека. Во внутренней брани дьявол старается действовать на христианина, главным образом через те же греховные помыслы. Ежечасно многие помыслы душей производятся, но они влагаются и злобой. Как сама душа имеет много помыслов и ежеминутно производит и рождает их, так и злоба постоянно порождает помыслы, против души 309 . Если ум, хотя несколько легкомыслен и предается нечистым помыслам; то вот уже духи лести нашли себе там пажить, ворвались и ниспровергли все красоты, в ничто обратили добрые помыслы и в запустение привели душу. Сила вражья движет и уносит помыслы, колеблет глубины сердца, к своей склоняя воле, и в служении ей рассеивает помыслы 310 . Дьявол внушает христианину лукавое 311 , советуете ему то, что служит к удовольствию 312 , иначе говоря, всячески его искушает.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

3 . Возражение, что пророк не мог удержать в памяти столь многочисленных измерений, какие представлялись ему в видении, почти не стоит опровержения; ибо, не говоря о том, что есть простые люди, которые с удобностью замечают множество мер и чисел, не мог не упомнить их муж богодухновенный, особенно, когда видения, открываемые Богом, сильно впечатлеваются в ум и сердце. 4 . Если Иосиф Флавий, в одном месте, приписывает Иезекиилю две книги о пленении Вавилонском 304 , а в другом упоминает только об одной 305 , то, конечно последние девять глав, составлявшие в древности особую книгу, соединяет в одну. Откуда же следует, что они произошли не от руки Иезекииля? 5 . Ничтожная догадка некоторых 306 , будто бы неизвестный какой-либо иудей, позже других возвратившийся из плена, выдал сии главы под именем Иезекииля, для того, дабы побудить иудеев к новому разделению царства и в оном принять свой жребий, ибо таковой обманщик, написав о разделении земли между коленами вообще, конечно, не забыл бы написать о предоставлении ему участка в особенности. Сверх сего, мы находим в сих пророчествах частные эмблематические видения, тщательность в описании подробностей, известное свойство языка, – всё сие столь ясно отличает характер писания Иезекииля, что никто другой подражать не мог. VI. Общее суждение о первом и последнем видении Иезекииля Начальное Иезекиилево видение четырёх животных 307 , и последнее некоторого города и храма 308 иудеи запрещали читать людям не пришедшим в мужественный возраст 309 . Самые толкователи их не дерзали проницать в глубину сих тайн 310 . Иероним, изъясняя Иезекииля, остановился на последнем видении его по причине трудности предметов, описываемых здесь, пока не упрошен был к продолжению любителями слова Божия 311 . Не исчисляя подробно мнений, более или менее близких к существу упомянутых видений, заметим общее и более верное суждение о них. 1) Что касается до видения четырёх животных, из случая, при котором оно явлено было пророку, можно уразуметь, что четверо животных означают четыре главные свойства учителей церкви т. е. кротость, каковую они должны оказывать при обращении с изнемогающими в вере 312 ; неустрашимость при опасности проповедования 313 ; готовность к трудам и неутомимое перенесение оных 314 ; возвышенность откровенного учения, превосходящую понятия сотворённых существ 315 . Обращение лиц животных на четыре страны света отцы церкви в особенности прилагают к апостолам, которых глаголы огласили все концы вселенной 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Как и в 11 стихе, апостол Павел подчеркивает, что сам воспринимает Онисима так же, как просит относиться к нему Филимона. Если для апостола он стал «возлюбленным братом», то тем более (μλλον) для Филимона, в двух отношениях – «по плоти» (ν σαρκ) и «в Господе» (ν κυρ). Первое может означать принадлежность Онисима к дому Филимона, для которого он не чужое лицо, а также то, что он служит ему в мирских вещах 306 . Выражение «в Господе» означает их духовное родство во Христе. Апостол не останавливается на этом и требует большего – принять Онисима точно так же, как если бы это был сам Павел. Это требование обусловлено внушительным условием: «если ты имеешь общение со мной» 307 . Такой довод, как и требование, очень серьезен. Онисим должен быть принят даже не как рядовой христианин, а как любимый учитель Филимона 308 . Выполнение этого, апостол ставит условием общения с собой. Этим он подразумевает следующее: «Избирай, или со мною быть в общении вместе с рабом-братом, или, отвергая раба, и со мною общение расстроить» 309 . Такой строгий довод не мог быть выставлен в начале, поэтому он озвучивается после целого ряда похвал, убеждений и смиренных прошений. По сравнению с прочими аргументами, он должен стать определяющим для Филимона – его общение с Павлом поставляется в зависимость от принятия Онисима. О последствиях возможного неисполнения требования прямо ничего не говорится, скорее, идет призыв к дружеским и христианским чувствам Филимона: «Если мудрствуешь одинаково со мною, если стремишься к тому же, к чему и я, если считаешь меня другом, то “приими его якоже мене”» 310 . Святой Павел не сомневается в том, что сам был бы хорошо принят другом, поэтому он ждет такого же отношения к своему духовному сыну. Оставалась еще одна немаловажная проблема в решении дела Онисима. Его провинность, вероятно, состояла не только в его побеге, но и в хищении материальных средств. При всей щедрости Филимона, которой он одаривал нуждающихся, он вполне мог потребовать компенсацию причиненного ущерба. Предвидя такое препятствие, он сразу же снимает проблему обещанием: «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай (ελλγα 311 ) это на мне» (1:18). Тем самым, Павел принимает ответственность за возможные проступки своего духовного сына на себя и готов возместить причиненный ущерб. Некоторые экзегеты находят в этих словах параллель с искупительным подвигом Христа 312 . Господь Иисус Христос добровольно пострадал за грешников, приняв ответственность на Себя и заплатив полностью их долги перед Богом. Также апостол Павел выразил готовность возместить ущерб вместо Онисима, чтобы тот, будучи полностью оправданным, был принят Филимоном также как его поручитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Накануне же, восемнадцатого, было Плевненское дело. — 18 июля 1877 г. — день неудачного штурма осажденной Плевны, во время которого русские войска потеряли свыше семи тысяч человек убитыми и ранеными. 306 Я прочел его в газете «Новое время» и не знаю, был ли он перепечатан еще где-нибудь. — Здесь и ниже Достоевский пересказывает, а в следующем параграфе «Дневника писателя» обильно цитирует судебное «дело» Джунковских, изложенное «в сжатом виде» газетой «Новое время» (1877. 23 июня. «Второй лист». Отд. «Судебная хроника», подзаголовок «Калужский окружной суд»). 307 …помнится, как адвокат, в процессе Кронеберга — имея в виду доказать, что клиент его не подходит ни под одну из этих статей… — Подразумевается адвокат В. Д. Спасович и толкование им «Уложения о наказаниях» при защите Кронеберга, истязавшего свою семилетнюю дочь. 308 …«сократить времена и сроки». — Деяния святых апостолов, гл. 1, ст. 7. 309 …Левин — говорит про себя, что он сам народ. — Цитата из гл. XV восьмой части «Анны Карениной». 310 Этого Левина я как-то прежде, говоря об «Анне Карениной», назвал «чистый сердцем Левин». — Левин назван так в февральском, выпуске «Дневника писателя» за 1877 г. (см. с. 66). 311 …что «такого непосредственного чувства к угнетению славян нет и не может быть». — Слова в кавычках принадлежат Константину Левину, выражающему, по замечанию Достоевского, точку зрения самого Толстого (см.: «Анна Каренина». Ч. 8, гл. XV). 312 . Взгляд его, впрочем, вовсе не нов и не оригинален. Он слишком бы пригодился людям далеко не последним по общественному положению… — Здесь и выше можно подозревать выпад Достоевского против петербургского либерально-западнического «Вестника Европы». В напечатанной в этом журнале статье «Еще несколько слов по южнославянскому вопросу» были такие полемические строки: «Одним из заблуждений воинствовавшей печати было, между прочим, что свои славянские идеи она, не задумываясь, объявляла идеями русского общества, народа, России, — когда не имела на это никаких достаточных оснований. В самом деле, откуда знала печать о настроениях и желаниях России мы, при настоящем нашем знании народной жизни и при трудности сближения с ней, не можем говорить ничего решительного о взглядах народа на такие далекие и мудреные предметы, как славянский вопрос. Всего менее воинствующая печать компетентна была говорить о „России“, которую, собственно говоря, могла, представлять только правительственная дипломатия…» (Вестн. Европы. 1877. С. 374–375, подпись А. П.). Достоевский мог намекать на А. Н. Пыпина, автора этой статьи, или на редактора «Вестника Европы» — профессора М. М. Стасюлевича. 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010