Имп. Максенций. Монета. Аверс. Реверс. 308–310 гг. [Лат. Marcus Aurelius Valerius Maxentius Augustus; греч. Μαξντιος] (ок. 278 - 28.10.312, Рим), рим. имп. (с 28 окт. 306). Сын Максимиана Геркулия (император в 285-305, 307-308) и сирийки Евтропии. После того как в 285 г. Максимиан Геркулий стал императором и соправителем имп. Диоклетиана , М. по мере его взросления воспринимался как вероятный преемник отца и буд. участник имп. тетрархии. До 305 г. М. занимал посты в личной охране Диоклетиана и жил большей частью в его столице в Никомидии (ныне Измит, Турция). Вероятно, едва войдя в юношеский возраст, М. женился на Валерии Максимилле, дочери имп. Галерия . В браке родились сыновья Валерий Ромул (ок. 295-309) и неизвестный по имени. 1 мая 305 г. Диоклетиан и Максимиан Геркулий отреклись от власти, передав верховное управление империей Галерию и Констанцию I Хлору . Церемонии отречения были проведены одновременно: Диоклетианом - в Никомидии, Максимианом - в Медиолане (ныне Милан). Однако при этом, вероятно вопреки ожиданиям мн. современников, цезарями-соправителями новых августов были объявлены не М. и сын Констанция Хлора св. равноап. Константин , а Максимин Дайя для Востока империи и Флавий Север для Запада. По версии современника событий христ. историка Лактанция , Галерий ненавидел М., своего зятя, и убедил Диоклетиана обойти М. в избрании новых цезарей ( Lact. De mort. persecut. 18-19). Впрочем, эти сведения едва ли можно считать достоверными; подлинные причины такого решения Диоклетиана неизвестны. Неизвестно также, где находился М. в момент передачи власти Диоклетианом и Максимианом Геркулием. После этой неудачи М. некоторое время жил на вилле близ Рима, на Аппиевой дороге; его отец вскоре поселился на вилле в Кампании. Ситуация для М. вновь изменилась 25 июля 306 г. со смертью имп. Констанция Хлора в Британии. Сразу вслед за этим августом Запада был провозглашен св. Константин, но свою власть он в тот момент смог распространить только на диоцезы Британия и Галлия и, т. о., оказался далеко от важнейших имперских столиц. Статус Константина как августа не был признан главой тетрархии имп. Галерием, который находился в Никомидии. Вскоре Галерий провозгласил августом Флавия Севера и объявил его законным императором для всего Запада.

http://pravenc.ru/text/2561546.html

Житие И. относится к типу «агиографического романа», включает ряд лит. топосов (мотив поиска родителей и др.) и фантастические подробности в «восточном стиле». Папеброх, однако, отмечал, что мн. географические и хронологические указания вполне историчны. Упомянутые в Житии деятели рим. Африки нач. IV в., в частности проконсул Африки Анулин, занимавший эту должность при имп. Максенции (306-312) и в нач. правления Константина I Великого (306-337), а возможно, и ранее, при Максимиане Геркулии (286-305), также являются историческими лицами. Мц. Криспина известна по Мученичеству IV в. и по упоминаниям в проповедях блж. Августина. Криспина пострадала в годы гонения имп. Диоклетиана (303-305), по указанию Анулина ее перевезли для суда из г. Тевеста (ныне Тебесса, Алжир) в Карфаген. Город Галилея в рим. Африке неизвестен: либо это вымысел поздних агиографов, либо его название было искажено в рукописной традиции. После разгрома королевства вандалов имп. Юстинианом I (527-565) ряд городов рим. Африки получил дополнительное офиц. название «Юстиниана», в т. ч. Карфаген. Возможно, в Житии подразумевается г. Юстиниана (Юстинианополь) в пров. Бизацена, бывш. Гадрумет (ныне Сус, Тунис). Поскольку в Житии сообщается, что И. бежал морем в др. провинцию, следов., Галилея, как и Тевеста, находилась в Проконсульской Африке, наместником к-рой был Анулин. Житие было записано не ранее IX в. В распоряжении автора были источники VI-VII вв., он дополнил их некоторыми вымышленными подробностями. По мнению Папеброха, переселение И. из Африки в Италию было связано с политикой имп. Констанция II в Зап. Римской империи (350-361), поддерживавшего ариан, когда мн. правосл. епископы и клирики были изгнаны и отправлены в ссылку. И. мог быть одним из таких епископов. Вероятно, сосланный в Таррацину, из-за бури он оказался в Капратии и вынужден был там остаться. Ф. Ланцони признает гипотезу Папеброха, но рассматривает и др. предположения, напр. о том, что И. был местным мучеником или исповедником. По 3-й версии, почитание И. в г. Гаэта является поздним, в действительности там почитался св. Иннокентий I , папа Римский.

http://pravenc.ru/text/389635.html

Имп. Лициний. Фоллис. Аверс. Реверс. 317–320 гг. [Валерий Лициниан Лициний; Ликиний; лат. Licinius; греч. Λικνιος] (ок. 265, В. Мёзия - весна 325, Фессалоника или Серры?), рим. имп. (11 нояб. 308 - сент. 324). Происходил из семьи крестьян-даков. Начав военную карьеру, Л. добился дружбы и расположения имп. Галерия (цезарь с 293, август в 305-311), соправителя Диоклетиана (284-305); Л. сопровождал Галерия во время войны с персами в 298 г. и в др. кампаниях. С 305 г. Л. занимал посты одного из ближайших советников Галерия в Никомидии (ныне Измит, Турция). В 307 г. он был отправлен в Рим с дипломатической миссией для урегулирования отношений между Галерием как главой тетрархии, имп. Максенцием (306-312) и его отцом имп. Максимианом Геркулием (285-305, 307-308), к-рые были провозглашены императорами в Риме вопреки воле Галерия. Л. не удалось добиться полного подчинения узурпаторов Галерию, однако на нек-рое время гражданские войны в империи прекратились, что свидетельствует о частичном успехе миссии Л. Контакты между императорами в 308 г. привели к их взаимному признанию и заключению более прочных соглашений на встрече императоров в Карнунте (Паннония, в 80 км к востоку от совр. Вены, Австрия). Там же в присутствии Диоклетиана, Галерия, Максенция, Максимиана Геркулия и Константина Л. был провозглашен августом и тем самым занял 2-е после Галерия место в имп. иерархии и управлял диоцезами Паннония и Иллирик. В 309 г. Л. и Константин занимали посты консулов. Согласно эдикту Галерия от 310 г., Л. был одним из 4 законных августов империи наряду с Галерием, Максенцием и Константином. Летом 311 г., после смерти Галерия, состоялась встреча Л. и Максимина Дайи, на к-рой было достигнуто соглашение о разделе владений Галерия. При этом большую часть наследства Галерия получил Максимин, к-рый в течение неск. недель до совещания с Л. активно оккупировал анатолийские провинции. Л. достался лишь небольшой диоцез Фракия. Максимин также претендовал на роль старшего августа, объявил сына Галерия Кандидиана и своего сына Максима цезарями. В нач. 312 г. Л. вступил в союз с Константином, к-рый был закреплен помолвкой Л. и Констанции, сводной сестры Константина. В февр. 313 г. была организована встреча Л. и Константина в Медиолане (ныне Милан, Италия). На ней совместно 2 императорами был издан Миланский эдикт о веротерпимости, а также состоялась свадьба Л. и Констанции. В нач. весны 313 г. Максимин Дайя развязал войну против Л., переправил свои войска через Боспор из М. Азии во Фракию, захватил после короткой осады Византий и Ираклию Фракийскую. 30 апр. 313 г. произошло решающее сражение между Л. и Максимином на Серенских (Эргенских) полях (близ Цурула, ныне Чорлу, Турция), в к-ром Л. одержал победу и вынудил Максимина бежать на Восток. После гибели Максимина летом 313 г. Л. объединил под своей властью весь Восток Римской империи.

http://pravenc.ru/text/2110627.html

Основное положение в своем учении о познании (гносеология) Киреевский выражает так: «Тот смысл, которым человек понимает Божественное, служит ему к разумению истины вообще» (II, 306). Другими словами, – «познание реальности есть функция Богопознания». Это чрезвычайной важности свойство познавательной способности души и лежит в основе гносеологических построений Киреевского и дает ключ к разумению последних. «В основной глубине человеческого разума, в самой природе его, заложена возможность сознания его коренных отношений к Богу» (II, 322), т.е. к вере. Вера, Богопознание – это есть глубокое таинственное единение не только духа человека, но и всей его личности в ее цельности с Богом – этой высшей единственно истинной реальности. Подобно этому и познание реальности вторичной, тварной должно касаться не только одного разума, но и «всем существом своим в его целом приобщаться реальности». Глубина познания, «овладение реальностью» той истиной, которая в ней скрыта, совершается не одним умственным познанием, но «свечением смысла, его осуществлением во внутреннем средоточии человека». Это возможно только в цельности духа, собранности всех его сил. Но в грехопадении строй души поврежден, и хотя ущерблена также и вера и отодвинута вглубь души, но ей все же осталась присуща та сила, которая может восстановить утерянную цельность духа и в той мере, в какой вера сохранилась во внутреннем средоточии духа, она восполняет естественную работу ума и «вразумляет ум, что он отклонился от своей первоестественной цельности, и этим вразумлением побуждает к возвращению на степень высшей деятельности», т.е. подняться выше своего «естественного» состояния. «Ибо православно-верующий знает, что для цельности истины нужна цельность разума и искание этой цельности составляет постоянную задачу его мышления» (II, 311)... «Таким образом, в мышлении верующего происходит двойная работа: следя за развитием своего разумения, он вместе с этим следит и за самым способом своего мышления» (II, 312) (контролирует правильность его деятельности), «постоянно стремясь возвысить разум до того уровня, на котором бы он мог сочувствовать вере» (II, 312), и благодаря этому поврежденность нашего ума по причине распада цельности восполняется тем, что вносит в наш дух вера. Здесь нет места насилию над разумом, которое подрывало бы его свободу и творческие силы, но возведение разума с низшей ступени на высшую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

К. участвовал в военных компаниях на Дунае в 296 г. и в Сирии в 297 г. под командованием имп. Диоклетиана, в 298 г. против персов под командованием цезаря Галерия ( Const. Magn. Or. sanct. 16. 2). К 305 г. К. имел офицерское звание первого трибуна (tribunus ordinis primi) ( Lact. De mort. persecut. 18. 10). В 303 г. К. вернулся с восточной границы в Никомидию и был свидетелем великого гонения на христиан, организованного имп. Диоклетианом и августом Галерием. Скорее всего К. не участвовал в гонении, поскольку, видимо, это не входило в его служебные обязанности. Позднее это позволяло ему противопоставлять свою политику «кровавым эдиктам» Диоклетиана ( Const. Magn. Or. sanct. 25), хотя о к.-л. противодействии гонению со стороны К. неизвестно. 1 мая 305 г. имп. Диоклетиан отрекся от престола в Никомидии, передав верховную власть августам Галерию и Констанцию Хлору и назначив их соправителями-цезарями Максимина Дайю и Флавия Севера. Согласно Лактанцию, мн. придворные до последнего момента ожидали, что Диоклетиан провозгласит новыми цезарями К. и Максенция, но эти претензии сыновей тетрархов не были поддержаны Диоклетианом ( Lact. De mort. persecut. 19. 2-6). Согласно сообщениям неск. авторов IV в., К. нек-рое время оставался при дворе Галерия, и тот пытался погубить его, отправляя на опасные участки сражений с варварами на Дунае, заставив на охоте вступить в единоборство со львом. К. выходил победителем из всех этих ситуаций ( Lact. De mort. persecut. 24. 3-9; Euseb. Vita Const. I 21; Aur. Vict. De Caes. 40. 2-3; Idem. Epitom. 41. 2; Zosim. Hist. II 8. 3). Степень достоверности этих сведений неясна. Имп. Констанций назначает Константина своим преемником. Эскиз к циклу «История Константина». 1622 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) Имп. Констанций назначает Константина своим преемником. Эскиз к циклу «История Константина». 1622 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) Не позже нач. лета 305 г. К. покинул Никомидию и присоединился к отцу, к-рый в то время пребывал в ставке в Бононии (Галлия; ныне Булонь-Сюр-Мер, Франция). Вероятно, переезд К. состоялся по требованию Констанция и с санкции Галерия, хотя позднейшие биографы К. описывали это событие как бегство К. от угроз Галерия. Ставка Констанция вскоре была перенесена в г. Эборак (пров. Вторая Британия; ныне Йорк, Англия). В течение года Констанций и К. вели войну против пиктов к северу от Адрианова вала в Сев. Британии, продвигаясь на север, но не одержав значительных побед. 25 июля 306 г. Констанций умер в Эбораке, перед смертью заручившись согласием воинов на провозглашение К. августом. Первым объявил К. августом король (rex) алеманнов Крок (Эрок), союзник римлян, и его поддержали все войско и двор. С нач. 307 г. резиденция К. была перенесена в Августу Треверов (ныне Трир, Германия). Начало правления на Западе (306-312)

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Мензурий предоставил вместо них сочинения еретиков (исполнителем поручения был диак. Цецилиан ), на что проконсул Ануллин закрыл глаза. Тем не менее противникам Мензурия это дало повод обвинять епископа в традиторстве. От имени исповедников из Абитин, пострадавших в К. в февр. 304 г., было распространено послание к верующим против отпавших и традиторов, среди к-рых были упомянуты епископы Фундан Абитинский и Мензурий (ActaSS. Febr. T. 2. P. 513). Центром оппозиции стала Нумидия. Чтобы предотвратить распространение недовольства, Мензурий обратился с письмом к первенствовавшему в Нумидии еп. Секунду Тагастскому с оправданием своего поведения, объяснением отношения к падшим и сообщением о мерах в отношении их. Секунд ответил открытым письмом с похвалой мученичеству, в к-ром содержалась скрытая критика Мензурия, что усилило оппозицию. Однако настоящее внутрицерковное противостояние началось после прекращения гонения в 305 г. Часть общины К., недовольная еп. Мензурием, сплотилась вокруг диак. Цецилиана и знатной матроны Луциллы. В 306 г. в К. прибыл епископ г. Казы Нигры (Нумидия), к-рый принял на себя окормление христиан, отказавшихся от общения с Мензурием. В 306-312 гг. власть над Африкой принадлежала имп. Максенцию , относившемуся к христианам доброжелательно либо нейтрально. С 311 г. противники еп. Мензурия начали действовать против него, используя имп. власть. В Рим из К. отправился диак. Феликс и обвинил Мензурия в том, что тот якобы сочинил памфлет против имп. Максенция. Епископ был вызван в Рим, однако скончался по дороге. На его место в К. был избран Цецилиан, что лишь накалило отношения внутри общины. Некоторые ставили Цецилиану в вину то, что он был исполнителем воли епископа в выдаче книг. Кроме того, один из 3 посвятивших его епископов, Феликс Аптунгский, также обвинялся в традиторстве. Наконец, поставление Цецилиана было незаконным, потому что оно вопреки традиции было совершено без участия епископа Тагасты, первенствовавшего в Нумидии. Еп. Секунд Тагастский вскоре прибыл в К.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

В этот же период в Августе Треверов была развернута широкая строительная деятельность. Были выстроены новые городские стены, начато возведение дворцового комплекса и публичных терм в северо-вост. части города. Южнее дворца был построен большой тронный зал, который позднее был передан Церкви (Трирская базилика). Активное строительство велось также в ряде др. городов Галлии, особенно в Августодуне (ныне Отён) и Арелате (ныне Арль). Фоллис имп. Константина Великого. 330–335 гг. Аверс, реверс Фоллис имп. Константина Великого. 330–335 гг. Аверс, реверс Согласно Лактанцию, следуя принципам имп. Констанция I Хлора, вскоре после восшествия на престол К. провозгласил формальное прекращение репрессий на Востоке и даровал христианам свободу исповедания ( Lact. De mort. persecut. 24. 9; Euseb. Vita Const. II 49). Принято считать также, что К. в своих диоцезах проводил реституцию собственности, утраченной христианами во время гонений. Подобные распоряжения К. хорошо известны с 312 г. в Италии и Африке, но в первые годы его правления прямых свидетельств о проведении реституции в пользу христиан нет ( Barnes. 1981. P. 28). В кон. лета 306 г. Галерий, продолжавший относиться к К. подозрительно, в противовес К. провозгласил августом Запада Флавия Севера, к-рый ранее имел титул цезаря и находился в Аквилее и Равенне ( Lact. De mort. persecut. 25. 4-5; Socr. Schol. Hist. eccl. I 2). Тем не менее Северу не удалось укрепить свою власть. Уже в окт. 306 г. в Риме произошел мятеж гарнизона и был провозглашен императором Максенций, сын Максимиана Геркулия, к-рый ранее публично выражал зависть по поводу успеха К. и досадовал по поводу своего положения частного лица ( Zosim. Hist. II 9. 2). В февр. 307 г. Максенций сделал соправителем своего отца Максимиана Геркулия, прочно утвердив свою власть в Италии, Испании и Сев. Африке. В апр. 307 г. Флавий Север, проигравший политическое противостояние с «узурпаторами» К. и Максенцием, капитулировал и был убит в Равенне ( Lact. De mort. persecut. 26.10; Euseb. Vita Const. I 27; Eutrop. Breviar. 10. 2. 4; Aur. Vict. Epitom. 40. 3; Anon. Vales. Chron. Const. 4. 10). После гибели Севера под контроль К. перешла Испания.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

10:20. Персия, Греция. Как и в гл. 8, здесь подразумевается последовательность империй, в которой Греческая империя Александра Македонского пришла на смену Персии. 10:21. Истинное писание. Эту книгу сравнивают с вавилонскими «Таблицами судеб», которые, как считалось, содержали в себе и направляли ход истории земли и вселенной (см. коммент. к 7:25). Характер этих «Таблиц» не только согласуется с материалом, изложенным в гл. 11, но и отвечает введению к этому материалу в 11:2, где представленная информация определяется как «истина». 11:1–45 Цари с севера и юга 11:2. Четыре персидских царя. Кир уже был царем во время этих событий, поэтому его не следует рассматривать среди этих четырех. Его непосредственными преемниками были Камбиз, Смердис (Бардия/Гаумата), Дарий, Ксеркс и Артаксеркс. Семь других царей, которые взошли на царский престол после Александра Македонского, правили в самом конце существования империи. Последним был Дарий III. Бесспорно, Ксеркс превосходил всех этих царей богатствами и наиболее активно воевал с греками. Этот отрезок персидской истории продолжался около семидесяти лет. 11:3. Могущественный царь. Могущественный царь – это не кто иной, как Александр Македонский. Этот текст был написан спустя почти 130 лет после окончания правления Ксеркса, в 336 г. до н. э., когда Александр Македонский занял царский престол в Македонии. Спустя пять лет его воинская доблесть опрокинула Персидскую империю и положила начало господству Греции. 11:4. Четыре ветра небесные. Александр Македонский умер в 323 г. до н. э., и двадцатилетняя борьба за власть закончилась разделением империи на четыре части (см. коммент. к 8:22). Два государства образовались в районе Эгейского моря (Кассандр стал правителем Греции и Македонии, Лисимах – Фракии) и два на Ближнем Востоке (Птолемей стал правителем Египта и Палестины, а Селевк – Сирии, Месопотамии и Персии). Династия Птолемеев далее представляет «южного царя», а династия Селевкидов – «царя северного». 11:5. Птолемей I Сотер (305–285 гг. до н. э.). Далее в центре рассмотрения находятся два царства (Египет Птолемеев и Селевкия), которые граничат с Палестиной. Птолемей на протяжении почти двадцати лет выступал в роли (уже с 312 г. до н. э.) влиятельного посредника и зачинщика в борьбе разных сил, но Селевк представлял в этом противостоянии более сильную сторону и обладал более обширным царством. Предпринятая Птолемеем в 321 г. до н. э. военная акция привела к разгрому первоначально сложившейся группировки, захватившей власть после смерти Александра Македонского. Одно из своих немногих поражений он потерпел в 309 г. до н. э. при попытке выступить против Антигона (предшественника Селевка). К 306 г. до н. э. стало ясно, что он переоценил свои возможности, и ему пришлось вернуться на прежние позиции и пере группировать силы. Тем не менее в 306 г. до н. э. он провозгласил себя царем Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На средине церкви сходятся оба лика и поют стихиры на стиховне из Постной Триоди. Сначала самогласен стихир на стиховне просто. Потом стих: К тебе возведох очи мои 627 . После стиха тот же самогласен повторяется. Затем стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... и мученичен стихир. Слава – святаго, если есть в Минее. И ныне, богородичен по гласу Славы, пропетой из Минеи 628 . Когда нет Славы святаго в Минее, то Слава, и ныне, богородичен, напечатанный в Триоди на ряду. По окончании пения богородична певцы уходят на свои места. Предстоятель или чтец: Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Иерей возглас: Яко твое есть царство. Лик поет: Аминь, и „тропари с поклонами по чину постному“ (издан. Киево-печ. лавры, л. 3 на об.): Богородице Дево... на 4 гл. Слава, Крестителю Христов. И ныне, Молите за ны. Под твое благоутробие 629 . Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш. Лик: Аминь. Небесный царю, вернаго императора... (чит. в Часослове). „Посем, воздевше руце, молимся в своей мысли (Тип., гл. 49), глаголюще в себе молитву св. Ефрема: Господи и Владыко живота моего“ (чит. и в Типиконе гл. 49 и в Часосл. в Послед. полунощ. повседневной). И поклон великий (см. в Часосл.). Дух же целомудрия. И поклон (великий). Ей Господи царю. И поклон (векикий) 630 . Иерей: Слава тебе, Христе Боже. (Тип., гл. 49 и особ. изд. л. 8). Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови (особ. изд. л. 8). Священник произносит отпуст, как сказано в изд. К.-печ. лавры, л. 3 на об., обычный. После отпуста в особом издании Служб на каждый день Страстной седмицы указано многолетие: Благочестивейшаго, самодержавнейшаго...; Типикон умалчивает о нем, когда излагает устав вечерни накануне понедельника 1 седм. В. поста (л. 306 на об.); но указывает его, когда говорит о вечерни в самый понедельник (л. 312 на об.). В 49 гл. Типикона сказано, что после вечерни „бывает совершенный отпуст“ По вечерни же назначается трапеза; а „по возстании от трапезы повечерие поем малое“ (л. 306 на об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

46 По сообщению Секста Аврелия Виктора («О цезарях», XL, 2) «...Галерий держал его как заложника под предлогом отеческого о нем попечения». До этого он состоял при дворе Диоклетиана, который, по сообщению Лактанция («О смерти гонителей», XVIII), возвел его в чин трибуна первого разряда за участие в компании в Палестине и Египте, где Евсевий видел Константина еще в молодым. 47 Констанций Хлор (ок. 250 – 25.07.306 г.), цезарь с 1.03.293 г., август с 1.05.305 г. Этот правитель равно восхищал языческих авторов, вот как характеризует его Евтропий («Краткая история от основания Города», X, 1, 3.): «Был он мужем великим и доброжелательности величайшей, усердствовал в обогащении провинциалов и частных лиц, не стремясь к такому же увеличению государственной казны, и говорил, что лучше общественное богатство держать у частных лиц, чем хранить его в одном сундуке. Жил он столь скромно, что, в праздничные дни, когда желал устроить пир для своих многочисленных друзей, брал взаймы у частных лиц серебряную посуду для украшения стола своего. Он был не только любим, но в Галлии даже почитался наравне с богами и особенно за то, что в его правление избавились наконец от диоклетианова опасного безумия и от максимиановой кровожадной безрассудности». 48 Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245 – 03.12.316), римский император с 17.11.284. по 01.05.305 г. 49 Марк Аврелий Валерий Максимиан (Геркулий), ок. 250–310 гг., с 285 г. цезарь, с 286 – Август и соправитель Диоклетиана. 50 Марк Аврелий Максенций (ок. 280 – 28.10.312), сын Максимиана Геркулия, захватил власть в Риме и провозгласил себя августом (28.10.306) через некоторое время после отречения отца. Евсевий упоминает его в качестве товарища Констанция Хлора не исторически, по единовременности правления, так как они не правили одновременно: Констанций умер за три месяца до того, как Максенций провозгласил себя императором. Кроме того он не упоминает, например Галерия, игравшего гораздо большую роль и долго бывшего соправителем Констанция, еще когда оба они были цезарями. Его противопоставление императоров покровительствующих христианам с борющимися против них не опирается ни на порядок старшинства, ни на хронологию, хотя, конечно, связан рамками определенного периода. Поэтому в список, противопоставляемых Констанцию не попал и Галерий, как написавший указ, прекращающий гонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010