285. См.: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 286. Достопамятные сказания. Об авве Серапионе, 2. 287. См.: Лавсаик. 100. О Виссарионе. См также: Достопамятные ска¬зания. Об авве Феодоре Фермейском, 1; A. et. С. Guillaumont (eds.). £vagre le Pontique. Trait 288. Монах. 97 (Творения... С.111). См.: Мф 19:21. 289. Слово о молитве. 124 (Творения... С. 90). 290. Там же. 125 (Творения... С. 90). 291. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 292. Монах. 89 (Творения... С. 110). 293. Изображение монашеской жизни. 8 (Добротолюбие. Т. 1. С. 595). См. также: Достопамятные сказания. Об авве Пимене, 69. 294. Достопамятные сказания. Об авве Памво, 2. 295. В оригинале – Gretchenfrage, т.е. «вопрос Гретхен». В трагедии Гёте «Фауст» Гретхен спрашивает Фауста: «А в Бога веришь ты?» В результате в немецком языке выражение Gretchenfrage стало широко распространенной идиомой, относящейся к решающим, «главным» вопросам. – Пргшеч. пер. 296. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 297. См.: Быт 3: 8. 298. Ис 58:1 и след. 299. См.: Мф 6:25. 300. Монах. 94 (Творения... С. 111). 301. O.sp. I, 23. 302. O.sp. I, 27. 303. O.sp. I, 28. 304. O.sp. 1,35. 305. 1Ин 4: 8. 306. Исх 34:28. 307. Мф 4: 2. 308. 2Кор 11:27. 309. Деян 14:23. 310. Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) – индийский общественный деятель, философ и аскет, один из главных идеологов и руководителей движения за независимость Индии от Великобритании. В политической борьбе пользовался тактикой ненасильственного сопротивления, прибегая также к голодовкам. Был убит в результате заговора радикальных индуистов. – Примеч. пер. 311. См.: Мф 6:16 и след. 312. Достопамятные сказания. Об авве Макарии Египетском, 11. 313. Vita С. 314. Достопамятные сказания. О святом Епифании, епископе Кипр¬ском, 4. 315. Там же. Об авве Исидоре пресвитере, 4; Об авве Иперехии, 4. 316. Там же. Об авве Пимене, 170. 317. 1Кор 6:13. 318. См.: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597).

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

286. См. Gouillard. Synodikon, 56–60, 188–202. 287. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 72–73. Ср. Лосев. Очерки античного символизма, 860–873. 288. Тропарь 9–й песни канона на утрени в четверг 3–й седмицы Великого Поста. 289. Ср. Quasten. Patrology I, 221. 290. Ср. Афиней. Пир софистов VIII, 341е. Ср. также Диоген Лаэртский. О жизни VI, 76. 291. Об изнеженности и развратном образе жизни Аристиппа см. Диоген Лаэртский. О жизни II, 8, 66–81. 292. См. Лукиан. О паразите 34. 293. По Аристотелю, Бог не вмешивается в управление миром. 294. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни V, 4–5. 295. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 5: " Он не был ничьим слушателем, а заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился " " . 296. О высокоумии и надменности Гераклита, а также о его смерти от водянки, см. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 1–4. 297. Татиан. Речь против эллинов 2–3. В последней цитированной фразе имеется в виду, очевидно, учение о переселении душ (метемпсихозе). 298. Иустин. Апология I, 46. 299. Строматы 1, 2. 300. Строматы 1, 5. 301. Строматы 1, 5. 302. Строматы 1, 2. 303. Гал. 3:23–24. 304. Строматы 1, 5. 305. Строматы 1, 7. 306. Строматы 6, 7. 307. Сл. 32, 25, 3–8; SC 318, 136–138=1.476. 308. Ученики Пифагора проводили пять лет в молчании: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 10. 309. Пифагор запрещал употребление бобов: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 19. 310. Формула, которую употребляли пифагорейцы, ссылаясь на своего учителя. 311. Учение об идеях — наиболее характерная часть философской системы Платона. 312. Слово metenswmatoshs не употреблялось Платоном, но встречается у неоплатоников III в., в частности у Плотина. Григорий, вероятно, имеет в виду мифы из платоновского Государства (614b-616b, 617d-621b). 313. В Государстве (615a) Платон говорит о тысячелетнем периоде подземного странствования душ. 314. Ср. Федон 72e. 315. Намек на педерастию Платона. 316. Эпикур учил о том, что мир состоит из атомов, и считал наслаждение (hdon — удовольствие) высшим благом для человека (отсюда " " гедонизм " " )..

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

303. Он был первым из императоров, поверившим в Христа./исправлено: Он был первым из императоров, ставший христианином. 304. Кроме того, говорится, что в первый год его правления исполнилось тысяча лет городу Риму. 5449 305 . Деций правил один год./исправлено: 5448 (249–251 гг.) /добавлено: Он подавил разгоравшуюся гражданскую войну в Галлации. 306. Рассказывают, что монах Святой Антоний стал известен в Египте/.исправлено: Говорят, что монах Антоний стал известен в Египте. Своим основанием первые монастыри обязаны ему. 5451 307 . Галл и его сын Волузиан правили два года./5450 307 . Галл правил два года совместно с сыном Волузианом. /добавлено: Они не сотворили ничего достойного упоминания. (251–253 гг.) 308. Новата, пресвитер епископа Киприана, отправившись в Рим, породил там новацианскую ересь. 5466 309. Валериан правил совместно с Галлиеном пятнадцать лет./исправлено: 5465 (253–268 гг.) 310. Киприан, бывши первым учителем риторики, а затем епископом, обретает мученический венец. 311. Готы опустошают Грецию, Македонию, Азию и Понт. 312. Валериан 42 , развязавший преследования христиан, был пленен персами и состарился там, причем жизнь его была полна позора и бесчестия. 5468 313. Клавдий правил два года./исправлено: 5467 (268–270 гг.) 314. Он побеждает готов, которые разоряли Иллирию и Македонию. 315. Появляется еретик Павел Самосатский. 5473 316 . Аврелиан 43 правил пять лет./исправлено: 5472 /добавлено: Сражаясь, он почти вернул Римскую империю в ее прежние границы. (270–275 гг.) 317. Проводя задуманные преследования христиан, он был поражен молнией и мгновенно скончался. 5474 318. Тацит правил один год/исправлено 5473 (275–276 гг.) 319. Краткость его жизни не предлагает никаких замечательных деяний. /исправлено: Краткость его жизни не предлагает достойных истории никаких деяний. 5480 320. Проб правил шесть лет./исправлено: 5479 /добавлено: Он был храбр на войне и блестящ в мире, он отвоевал все Галии у вторгшихся варваров. (276–282 гг.) 321. Зарождается манихейская ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

294 б 2:20 Букв.: тех, кто впереди, – в море восточное, позади – в море западное. 295 в 2:20 Друг. чтение: великое Он совершил. 296 2:21 Букв.: земля. 297 2:23 Евр. слово морэ может означать дожди (ранние), а также учитель. Отсюда друг. возм. пер.: даст вам Учителя праведности. 298 2:25 См. примеч. к 1:4. 299 а 2:28 Букв.: от Духа Моего; то же в ст. 29. 300 б 2:28 Букв.: на всякую плоть. 301 2:31 Букв.: превратится в тьму. 302 2:32 Букв.: выживших/уцелевших; или: остатка. 303 3:1 Или: верну пленных в Иудею и Иерусалим. 304 3:2 Иосафат (евр. Ехошафат) означает «Господь судил». Исследователи долгое время предполагали, что речь идет о долине потока Кедрон под Иерусалимом, но, скорее всего, так здесь названа «Долина судных решений». 305 3:5 Или: дворцы. 306 3:7 Букв.: подниму. 307 3:8 Сабеяне (или: сабейцы) жили на юге Аравийского полуострова. 308 3:9 Букв.: освятите войну. В древности перед началом войны в каждом народе совершались определенные религиозные церемонии. 309 а 3:10 Лемех – металлическая часть деревянного плуга, подрезающая пласт земли снизу. 310 б 3:10 Букв.: сильный. 311 3:11 Или: собирайтесь. 312 3:18 Евр.: Шиттим. Речь идет о вади – долинах сезонно пересыхающих рек, где могут расти одни акации, т.е. воды, текущей из Храма Божьего, будет достаточно, чтобы оросить и самые засушливые места. 313 3:20-21 Один из возможных переводов этих двух строк, смысл которых не однозначен в евр. тексте. Друг. возм. пер.: Я прощу им непрощенную вину их. 314 а 1:1 Или: скотовода. Амос мог быть как простым пастухом, так и владельцем овец; ср. 7:14, 15. 315 б 1:1 Текоа – иудейское селение в 8 км к юго-востоку от Вифлеема. 316 в 1:1 Озия (евр. Уззия) правил в Иудее в 767–740 гг. до Р.Х., Иеровоам II (евр. Йоровам) – в Израиле в 782–753 гг. до Р.Х. 317 а 1:2 См. примеч. к Иоил 2:1. 318 б 1:2 Букв.: горевать будут пажити/ пастбища. 319 а 1:3 Букв.: за три преступления… и ( даже) за четыре – здесь и далее используется числовой параллелизм, указывающий на многочисленные преступления судимых Богом народов; то же в 1:6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

— 399. …можно было уставить две целые державы — Липпе и Кнингаузен — немецкие государства: Липпе — Шаумбург — княжество, входившее в состав Германской империи, его территория 339 кв. километров. Кнингаузен — правильнее Книпгаузен — германское государство площадью в 28 кв. километров, в 1854 г. вошло в состав Ольденбурга. 299 Хлысты — религиозная секта, возникшая в начале XVIII века; на хлыстовских радениях их участники при помощи хороводных плясок, пения и самобичеваний доводили себя до состояния мистического экстаза — пророчества. 300 Духоборцы (духоборы) — религиозная секта, возникшая в середине XVIII века и ставившая своей целью защиту «служителей духа» от гнета «сынов Каина», к которым духоборы относили официальных церковников, дворян и чиновников. 301 Литой из золота телец — в библии (книга Исход) рассказывается о золотом тельце, которому поклонялись евреи в пустыне после исхода из Египта. Золотой телец иносказательно — богатство как предмет поклонения. 302 Уголовная палата — высшее судебное учреждение в губернии. 303 Термалама — плотная шелковая ткань, употреблявшаяся на халаты. 304 Гро-гро — плотная шелковая ткань. 305 Пумперлей — здесь — пузанчик. 306 «Котелка» — крендель, здесь в значении кружок, нуль. 307 Бранденбургия — маркграфство Бранденбургское было ядром, вокруг которого образовалось Прусское королевство. 308 Фукс — студент младшего курса. 309 Голубой воротник — по университетскому уставу 1835 года для студентов была введена форма, ношение которой было обязательно. 310 Горка — небольшой застекленный шкаф для посуды. 311 Голубое существо — форму голубого цвета носили солдаты и офицеры корпуса жандармов — политической полиции. 312 Жантильная — жеманная, кокетливая. 313 Пассия — страсть. 314 Буколическая — здесь — любовная. 315 Смирна — пахучая древесная смола, ею курили во время церковных служб. 316 Сбила меня с пахвей — сбила с толку; пахвы — ремень от седла с очком, в которое продевается хвост лошади, чтобы седло не съехало коню на шею. 317 Вертоград — сад. 318

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

302. Чему учит нас Пресвятая Дева Своею жизнью и блаженною кончиною. Там же, ч. 2, с. 548–550; Душеполезный собеседник, 1895, вып. 8, с. 235–238. 303. Заступление и покров Пресвятой Богородицы. Душеполезное чтение, 1894, ч. 3, с. 223–231. 304. Есть ли у нас любовь ко Господу? Душеполезный собеседник, 1894, вып. 6, с. 165–168. 305. Письма Преосвященного Феофана Затворника к прот. М. И.Хераскову. М., 1894, 14 с. 306. Письма Преосвященного Феофана Затворника к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Карякину в Задонске. М., 1894, 55 с. 307. Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов, 1894, 72 с.; Боровичи, 1908, 63 с.; изд. 2-е, М., 1910, 40 с. (вып. 5, с. 162–230) 10 . 308. Письма архимандрита Феофана, ректора Олонецкой духовной семинарии, к Преосвященному Аркадию, епископу Христианское чтение, 1894, ч. 2, с. 69–71, 72–75, 79–80, 83–85, 86–87, 88–92, 93–104, 105, 106–107. 309. Письма к прот. Д. Ж-ву в ответ на поздравление с Новым Киевские ЕВ, 1894, вып. 11, с. 312–314; вып. 15, с. 434–436. 310. Письмо к митрополиту Странник, 1894, т. 2, с. 104–105. 311. Письма к архимандриту Макарию (игумену Афонского Пантелеимонова Душеполезный собеседник, 1894, вып. 9, с. 266–267. 312. Письма к родственнику А.Г.Говорову. Душеполезное чтение, 1894, ч. 1, с. 570–577; ч. 2, с. 467–472, 598–605; ч. 3, с. 295–300 (вып. 1, с. 167–197). 313. Письма к NN. Там же, ч. 2, с. 30–36 (вып. 1, с. 108–114). 314. Письма к Преосвященному Никодиму. Там же, с. 401–402 (вып. 1, с. 166–167). 315. Письма к М.Р.Карякину. Там же, с. 403–404; ч. 3, с. 123–125; 1895, ч. 1, с. 286–298, 423–428 (вып. 1, с. 203–215, 230–241, 244–260). 316. Письма к Н.М. Там же, ч. 2, с. 453–459 (вып. 1, с. 137–144). 317. Письма к рясофорной монахине Софии Николаевне Булгаковой. Там же, с. 460–461 (вып. 1, с. 144–146). 318. Письма к священнику Алексею Орлову. Там же, с. 462–463 (вып. 1, с. 146). 319. Письма к П.Б. Там же, с. 463–465; 1900, ч. 1, с. 144–146 (вып. 1, с. 146–149).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Все эти жертвователи строили храмы и расписывали их живописью на свои средства, возобновляли монастыри, делали в них необходимые постройки в виде колоколен, башен и т.д. Но, к глубокому сожалению, из этого сухого перечня мы не видим разумного распоряжения и целесообразного расходования всеми этими богатствами и пожертвованиями святогорских иноков. Как будто бы преосвящ. Порфирий, характеризующий византийских императоров мрачными красками Никиты Хониата  и других византийских историков, и на самом деле поставил своей задачей доказать, что эти изверги императоры могли быть и бывали нередко весьма щедрыми вкладчиками и жертвователями в афонские монастыри, и что монастыри собирали эти пожертвования, то для собственного безбедного существования, то для выкупа своих собратий из плена пиратов (стр. 116), то для платы турецкому правительству подати или харача (стр. 304–305), то для гибельного для Афона во многих отношениях восстания святогорцев за свободу греков в 1821 г. (стр. 578) и т.д. Уделив на счет пятнадцать строк параграфу о том, «какая была польза от афонских монахов православным народам во время турецкого владычества» (стр.598), наш автор в своей книге представил святогорскую благотворительность вынужденной и случайной, которая явилась лишь потому, что турецкое правительство объявило монастырские имения вакуфами (стр. 313) и тем обязало благотворить окружающим эти монастыри насельникам. Иноки св. Горы, по изображению преосвящ. Порфирия, только и делают, что ведут между собой тяжбы и споры, поглощающие все их силы и материальные средства. По целым столетиям и более эти иноки будто бы бездействуют и совершенно забывают о том, что они светочи миру... Вообще, в этом отделе «Истории Афона» немало неутешительных картин из исторического прошлого святогорской афонской жизни, хотя и в одностороннем, а нередко и прямо неверном освящении. Отыскав, например, послание папы Иннокентия III от 12-го января 1214 г., в котором святогорцы принимаются, по их личной просьбе, под «покровительство сего папы и блаженного Петра» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

300 И здесь же – обоснование и оправдание аскетического самоотречения: «надо разрушить связь с миром», 301 «не интересоваться ничем, ни в этом мире, ни в следующем». 302 «Великий человек устраняет свой дух от внешнего мира и ведет жизнь аскета»; 303 «достойные в мир уходят из мира тварей», 304 «все вещие люди, все обладающие знанием скорби проповедуют отрешение; все мудрые не привязываются к миру, подчиняют себя, истязуют себя, ослабляют себя… дабы воспитать сосредоточенный дух, ни к чему (внешнему) не привязанный, 305 дабы уничтожить строгими подвигами злую карму, 306 ибо подвижничество, соединенное с покаянием, уничтожает ее». 307 В процессе самоограничения и самоотречения джайна ставит на первом плане дисциплину телесной стороны. В этом отношении она совершенно расходится с древнеиндусской высокой расценкой достоинства тела и материальных благ и значительно превосходит суровостью отношение буддизма к телу, который, не смотря на глубокое равнодушие ко всему материальному, не относился к физической стороне человеческого организма враждебно, а рекомендовал сохранять и ограждать здоровье и силы телесные. Для буддистов плоть только не ценна сама по себе; для джайн она уже совсем негодна, в силу своей изменчивой, разрушающейся природы: «тело, внутри и снаружи, гадко, грязно»; 308 «на плоть свою надо смотреть к на разлагающийся труп»; 309 не только нечего жалеть ее, питать и греть, – надо сурово обращаться с ней… подчинять плоть и кровь, умерщвлять ее в малой, высокой и высочайшей степени.. Поступающий так наречется «достойным героем». 310 Умерщвление плоти трудно выполнимо, но оно – на пользу душе, 311 а потому «лишениям, голоду, болям надо радоваться»: – «страдание подобает аскету!» 312 «Надо в конец изнурить плоть, проникаясь думой: да не будет мне препятствий чрез мое тело!» Подавлять в себе все влечения тела – вот высший закон» 313 праведного воздержания. Ибо воздержание праведно; оно – противоположность греха: грех есть разрешение на все, на плотское, чувственное, похотливое – в особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Однако же в удовлетворение дал я ему письмо, представляя тебе сего человека и прося воззреть на него благосклонно и, поелику дом его долгое время обременяем был общественными должностями, удостоить оный возможного облегчения. 304 (312). К сборщику податей (Поручает его вниманию человека, который боится понести убытки при новой описи имуществ) Знаешь выгоды и убытки, которые бывают людям при описи имуществ для обложения податьми. Поэтому извини употребившего много старания, чтобы не потерпеть никакого убытка; приими на себя труд по возможности помочь ему в том, чтобы оказана ему была справедливость. 305 (313). К сборщику податей (По оценке имений у галатов для обложения их податьми просит его убавить что–нибудь в оценке дома Сулпикиева) Нам издали невозможно видеть распоряжений Божиих; напротив того, мы, люди, по малодушию своему смотрим на то, что у нас под ногами, и нередко, направляемые к доброму концу, негодуем, и всем располагающий по Своей премудрости Владыка терпит наше невежество. Ибо, конечно, помнишь, сколько негодовали мы тогда на возложенную на нас должность, скольких друзей употребляли в дело, чтоб чрез них избавиться от притеснения, — потому что так называли мы дело. Но теперь видим, каково настоящее. Бог дал тебе случай привести в известность правоту своих нравов и на последующее время всему обществу оставить побуждения к доброй о тебе памяти. Ибо как будет произведена эта оценка имений, по обыкновению сохранится о ней воспоминание у следующих родов. А я уверен, что галаты не могли бы и пожелать себе человека более человеколюбивого. Даже не одних галатов могу назвать осчастливленными твоим правлением, но скажу это и сам о себе, потому что и у меня есть дом в Галатии, по милости Божией весьма знатный. Если будет ему от тебя какое вспоможение (наверно же будет, пока дружба не утратит своей силы), принесу Богу великое благодарение. Итак, если дружба моя значит что–нибудь для твоей досточестности, то позволь упросить тебя ради меня оказать какое–нибудь несомненное благодеяние дому достойного удивления градоначальника Сулпикия, так чтобы из нынешней описи получил он какую–нибудь особенно замечательную выгоду, достойную твоего великодушия, а присовокуплю и просьбы от меня, исполненного к тебе любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Второй китайский перевод – «Фа-цзы-би-ю» суть притчи, согласованные с учением Дгаммапада, и переведены по-китайски двумя шаманами западной Цзинской династии (по P. X. 265–313); скорее, это несамостоятельные притчи, но стихи с пояснениями. Третий китайский перевод – «Гу-ян-цзинь», т. е. Сутра, состоящая из 7-ми томов, которой автор – Дгарма-трада, а переводчик Гу-фу-нянь, около 410 по P. X. Четвертый перевод, времен Сунской династии (800 или 900 по Р. X.); автором текста признается Ария-Дгарматрата. Тибетский перевод Дгамма-пада, открытый Шафнером, содержит 33 гл. и более 1,000 стихов, из коих около четверти находились в тексте Пали. В Данчжуре тот же сборник встречается в 71 томе Сутр, и за ним следует комментарий – «Уданаваргавивирана», писан. Акария Прагнаварман. б) Содержание Дгамма-пада: гл.: I, 20, двойные стихи; II, 32, ревностное усилие; III, 43, мышление (thought); IV, 59, цветы; V, 75, безумный; VI, 89, мудрец; VII, 99, почтенный человек (архат); VIII, 115, тысячи; IX, 130, злой человек; X, 145, наказание: XI, 156, старость; XII, 166, сам, XIII, 178, мир; XIV, 196, Будда просыпающийся, недреманный; XIV, 220, удовольствие; XVII, 234, гнев; XVIII, 225, нечистота; XIX, 272, праведник; XX, 289. путь; XXI, 305, смесь; XXII, 319, обратное течение; XXIII, 333, слон; XXIV, 352, жажда; XXV, 382, бикшу (нищий); XXVI, 423, Брамана (архат). К означенному порядку по изданию М. Мюллера, на английский язык, присоединен index слов буддийских, встречающихся в Дгаммапада. в) В оригинале текст сего канона делится на три Питака или корзины (baskets): Виняйя-питака, Сутта-питака, и Абгидгамма-питака. Каждая Питака состоит из пяти Никайя: Дигга-никайя. Маггима-никайя, Самийутта-никайя, Ангуттара-никайя, и Кхуддака-никайя; последняя из перечисленных (кхудлака-никайя) содержит еще следующие сочинения; 1) Кхуддака-патга; 2) Дгаммапада; 3) Удана; 4) Иттавутака; 5) Сутта-нипата; Виманаваттгу; 8) Тьерагафа; 9) Тьери-гафа; 10) Гатака; 11) Ниддеза; 12) Патисамбгида; 13) Анадана; 14) Будгавамза; 15) Карийяпитака. По другому делению, полный буддийский канон состоит из пяти Никайя: Дигга-никайя, Маггима-никайя. Самиутта-никайя, Ангуттара-никайя, и пятая Кхуддака-никайя, состоящая из Винайя (дисциплина), и Абгидгамма (метафизика) с 15 книгами начиная с Кхуддака-пафа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010