21. Это сражение, по Льву Диакону, должно было произойти 23 июля, так как ниже он указывает, что следующий день приходился на пятницу 24 июля. Однако дата, приведенная Львом, ошибочна, ибо 24 июля 971 г. было воскресеньем. На пятницу же этот день приходился в 974 г. (ср. Анастасиевич. 1929, 1-20; 1931, 337, и ел.). Анастасиевич старался доказать, что война при Цимисхий продолжалась три года, т. е. до 974 г.; возражения см.: Дельгер. 1932, 375 ел.; Грегуар. 1937, 267, и ел.; Карыш-ковский. 1952, 136, и ел.). Согласно Скилице (304), предпоследняя битва (с участием Икмора) происходила 20 июля, тогда последняя битва должна быть отнесена к 21 июля, поскольку именно 21 июля 971 г. была пятница. Переписчики рукописей часто путают буквенные обозначения цифр: замена а (1) на 6 (4) в рукописи XIV в. вполне возможна, так что скорее всего день недели Лев Диакон назвал правильно, а число июля (24 вместо 21) - ошибочно. Таким образом, считаем наиболее вероятным отнести решающую битву к 21 июля 971 г. (Сюзюмов. 1974). 22. Это место требует особого внимания. Дело в том, что в 971 г. в ночь с 20 на 21 июля было почти новолуние и видеть что-либо издали не представлялось возможным. Отнести же битву к 970 г., когда действительно было полнолуние в ночь с 20 на 21 июля, тоже нельзя. Наиболее вероятно, что Лев Диакон допустил в этом месте ошибку, сообщая то, что ему передали очевидцы о каком-нибудь другом сражении в 970 г. Скилица (305) говорит об этой ночи только, что русские после неудачного сражения громко оплакивали погибших, но не упоминает при этом ни о полнолунии, ни о ритуалах. Видимо, Лев интересовался языческими обрядами, расспрашивал о них очевидцев и для вящего драматизма объединил все имевшиеся у него сведения в рассказе о ночи перед решающей битвой. Сообщение о полной луне добавляло рассказу достоверности. 23. Сожжение русскими своих покойников засвидетельствовано Ибн-Фадланом (143), Ал-Бекри, Истахари, Ибн-Хадисом, Масуди и другими арабскими авторами (Куник, Розен, 1878, 62; Заходер.

http://sedmitza.ru/lib/text/433437/

2.459 804 16.163.863 6.789.449 44.705.086 3.590.000 9.009.601 или Гинь 6.939.000 45.417.900 8.907.536 46.019.956 7.223.400 48.490.400 7.684.838 45.816.079 3.000.000 13.196.206 58.834.710 3.800.000 13.400.699 6.356.141 10.654.362 59.872.305 7.069.565 10.652.870 60.515.812 7.861.236 45.431.265 10.626.779 56.301.026 8.318.395 45.311.272 11.415.829 66.598.337 9.069.154 9.685.020 50.950.470 8.919.309 52.919.309 9.533.692 51.416.834 8.018.701 10.922.436 65.377.630 . 1.933.174 16.990.386 9.681.916 50.950.244 2.933.125 9.466.288 54.338.476 3.805.076 9.385.012 56.370.250 806–820 2.473.963 9.107.205 60.479.330 821–824 3.941.595 9.202.718 60.653.724 825–826 3.978.983 65.442.680 4.996.753 50.207.134 841–846 4.955.151 9.113.446 53.281.158 60.105.835 3.090.501 12.972.974 4.132.576 9.151.773 46.802.005 8.677.677 19. 930.320 63.300.000 10.162. 689 26.051.238 9.721.652 60.861.273 10.723.695 21.830.064 10.621.436 60.692.856 Таблица народонаселения Пекина с его окрестностями, двумя приписанными к нему уездами Да-син и Вань-пин, составленная полицейским ведомством в 1845 и 1846 годах Населенность Пекина без окрестностей и приписанных уездов по списку 1845 года Населенность Пекина с окрестностямии двумя уездами по спискам полиции 1846 года Наименование званий жителей Число семейс. Числодуш Наименование званий и состояний жителей. Число семейс. Числодуш Чиновников военных и гражданских, штатных и ожидающих вакансии 26.486 75.752 Чиновников военных и гражданских из маньчжур, монголов и китайцев штатных 15.866 74.615 Солдат гвардейских и полицейских 125.340 318.652 Чиновников сверх штатных, ожидающих вакансии 1 ) 23.703 101.126 Простолюдинов и монахов 191.586 677.561 Солдат 8 гвардейских корпусов, из маньчжур монголов и китайцев 76.584 168.631 Туркестанцев, издавна поселившихся 19.369 89.188 Полицейских солдат из китайцев 2 ) 35.612 65.763 Торгующих и ремесленников 186.986 557.658 Простолюдинов природных жителей двух уездов 138.570 269.860 Простолюдинов из других губерний, приписавшихся в двух уездах 112.864 208.963 Монахов и монахинь двух вер – буддийской и лаоской 10.704 Туркестанцев, издавна поселившихся 32.469 148.981 Торгующих, разных промышленников и ремесленников 359,394 1.349.650 Временных жителей, не имеющих постоянного жительства и занятия 155.863 549.773 1.648.814 795.092 2.553.159 Примечание 1. В итог чиновнических семейств и душ входят и все находящиеся на службе в других местах империи, но, по происхождению своему из Пекина, вписанные на родине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До сих пор остается открытым и вопрос о причинах обращения Константина. Почему Константин выбрал христианство? По политическим мотивам? Было ли это макиавеллианской хитростью или глубоким внутренним убеждением, вызванным Божественной благодатью? Немецкие историки Буркхарт и Гарнак считали, что все это был не более чем хитрый политический расчет гениального политика, стремящегося к власти любой ценой. Константин предвидел, что христианство становится ведущей силой на мировой арене, и решил его использовать. Однако, по самым благоприятным подсчетам, число христиан не превышало 10% населения империи. Следовательно, никакой великий политик не стал бы из соображений выгоды связывать свою судьбу и карьеру с 1/10 частью населения, не принимающей участия в политической жизни. Значит, обращение императора было вызвано его внутренним убеждением? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть раннюю биографию императора. Что мы знаем о нем? Гай Флавий Валерий Константин (274-337) родился в семье кесаря Констанция Хлора и его супруги Елены в Наиссе (Нише). Происхождение его было, скорее всего, иллирийское. Мать, по всей видимости, была христианкой. Однако сам Константин, как и его отец, исповедовал солнечный монотеизм - культ Непобедимого Солнца. В 305 г. августы Диоклетиан и Максимиан ушли в отставку. На Востоке стал августом Галерий, на Западе - Констанций. Кесарями были назначены два протеже Галерия - Севир и Максимин Дайя. Через год Констанций умер в Британии, и солдаты провозгласили императором Константина. Константин вынудил Галерия признать его кесарем - правителем Галлии, Испании и Британии. В это же время в Риме вспыхнул бунт. Сын Максимиана Максентий низверг Севира и провозгласил себя августом - правителем Италии и Африки. Тем временем Галерий умер, его преемник Максимин Дайя заключил союз с Максентием, а Константин - с претендентом на восточный престол Лицинием. В 312 г. Константин со сравнительно небольшой армией (что было весьма рискованно) быстрым броском перешел Альпы, вошел в Италию и атаковал Максентия в Риме. Константин весьма остро сознавал свою миссию. Сейчас должно было решиться все. Он дерзал идти против Вечного Города: не защищали ли его вместе с Максентием все древние силы прошлого? Все боги?

http://sedmitza.ru/lib/text/434706/

Имеется в виду дело экстраординарного профессора русской истории Киевского университета и Киевского Коммерческого института Е. Д. Сташевского, который еще в 1912 г. был уличен в краже документов (понадобившихся ему для работы над диссертацией) из московских архивов, в том числе, из МГАМИД. После обнаружения пропажи и запроса МИД в Министерство народного просвещения, Сташевский вернул все документы, поэтому МИД не настаивало на существенных репрессиях. Сташевский получил выговор, и этим, на первых порах, дело ограничилось. Однако, в 1916 г. вся история всплыла вновь и даже попала на страницы печати. Косвенно это дело коснулось и Богословского, который, собственно, и обнаружил пропажу. Когда Богословскому понадобилось сверить текст Сольвычегодской заседки 147 г. г.], он пришел в Архив МИД с корректурой и в присутствии служащих Архива пытался найти оригинал, но его на месте не оказалось. При разбирательстве выяснилось, что последним с этим архивным делом работал Сташевский, о чем имелась соответствующая запись в листе использования. Первоначально Сташевский отрицал свою вину, ссылаясь на то, что документ, возможно, попал в другое архивное дело. Однако, позднее, под грузом неопровержимых доказательств, вынужден был признаться и вернуть документы в архивы. Подробнее об этой истории см.: Михальченко С. И. «Дело Сташевского» (начало XX в.)//Российские университеты XVIII-XX вв. в системе исторической науки и исторического образования. Материалы межвузовской научной конференции. Воронеж, 1994. С. 46–48; Дубинский А. М. Ученый и его наука в письмах//Переписка С. Б. Веселовского с отечественными историками. М., 2001. С. 17. Письма С. Б. Веселовского Е. Д. Сташевскому 6, с. 349–350), Е. Д. Сташевского С. Б. Веселовскому 7, с. 351–353), П. П. Смирнова С. Б. Веселовскому 6, 7, 22, с. 305–307, 308, 336–337), Л. Н. Яснопольского С. Б. Веселовскому 3, с. 498–499), примечание С. Б. Веселовского к письму В. Е. Данилевича к нему 5, с. 365)//Переписка С. Б. Веселовского с отечественными историками. М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Григорий нисский 145. 89. 113. 119. 150. 235. 551. Григорий I папа (Двоеслов) 98. 103. 108. 174. 260. 260. 261–285. 308-10. 311. 349. 429-430. 513. 519. 531. 581. Григорий II папа 514–4. 516. 517–520. 551. Григорий III папа 520. 534. Григорий писивунтский 553. Григорий пресв. кесар.49. Григорий Просветитель 322. 323. Григорий Чудотв. 180. 58. 60. 89. 148. 318. 376. Гризар 259. 277. Гроссу 568. Guérard 518. Гуоткин (Gwatkin) 45. 68. 133. Гфрёрер (Gfrörer) 523. Haase 282. Haidacher 178. Harnack 17. 22. 113. 509. Hefele 68. 291. 389. 458. 469. Hergenröther 469. Гермес нарбоннский 189. Гермоген magister militum 182. Гимерий (Имерий) тарраконский 143. 2 63. Гишам халиф 505. Гонорат архидиак. 167. Гонорат медиол. 429. Гонорий имп. 80. 92.147. 182. 261. 269. Гонорий папа 463–4. 468–472. 475–482. 494–5. 498. 499–500. 594. 505. Гормисда папа 303. 305. 309. 364 - 7. 370. 372. Hort 114. 117. Hoffmann 258. Hubert 522. Далматий авва 212. Далматий кизикский 235. 304. 306. Дамас папа 72. 80. 109. 167. 181. 260. 261. 276. 99. 102–3. 107. 109. 111. 136. Дамиан алекс. 354–6. 448-9. Даниил 265. Даниил каррский 237. Даниил столпник 311. Датий медиол. 390. 400. 402. 404. 405. Дендерис 578. Дёллингер 277. Дефенсор еп. 187–8. Дидим 139. 148. Димитрий алекс. 146. Димитрий скевофилак 541. Димитрий филиппийский 375. Димосфен praepositus coquorum 99. Димофил 73. 77. 104. 107-8. Дианий кесар. 70. 73. Диаспондарист 404. Диоген еп. 149. Диоген кизикский 306. Диоген нотарий 66. Диодор тарсский 71. 112. 149. 150. 151. 220. 236. 240. 413, 414. 426. Диоклетиан имп. 16. 30. 105. 116, 213. 256. 440. Дионисий алекс. 253. 254. 12. 236. Дионисий Ареопагит 376. 492. Дионисий бар-Салиби 179. Дионисий комит 48. Дионисий миланский 66. Дионисии папа 216. Диоскор алекс. 228. 232. 241. 245. 246. 298. 304. 308-9. 323. 208. 218. 231. 237–8. 241–3. 245. 253. 255–9. 260–3. 265. 266. 279. 281–6. 288. 299. 300. 302. 306. 316. 317. 318. 321. 324. 333-4. 335. 337. 363. 375. 376. 557. Диоскор диак. 303. 306. 366. 368. 369. 373.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Константин Великий, IV в. (Капитолийские музеи, Рим) [Флавий Валерий Аврелий Константин; лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus Augustus; греч. Κωνσταντνος Μγας; Константин I Великий] (27.02. ок. 272, Наисс, рим. пров. В. Мёзия; ныне Ниш, Сербия - 22.05.337, Никомидия, ныне Измит, Турция), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306), выдающийся политический деятель древности, первым из рим. императоров официально провозгласил себя покровителем христианства и Церкви, провел ряд законодательных и политических реформ в Римской империи, во многом обеспечивших последующую успешную христианизацию рим. общества и превращение империи в христианскую державу; принял крещение на смертном одре. Биография Ранние годы К. род. в семье рим. офицера Флавия Констанция I Хлора , выходца из Дардании (пров. Мёзия, позднее Дакия Прибрежная), буд. императора (цезарь с 293; август Запада в 305-306), и его конкубины - св. равноап. Елены из Дрепана (позднее Еленополь, Вифиния; близ совр. дер. Херсек, Турция), возможно дочери хозяина постоялого двора. О совместной жизни и характерах родителей К. известно лишь из источников позднего происхождения, и поэтому большая часть информации считается недостоверной. В период правления К. св. Елена проявила себя ревностной сторонницей христиан, но неизвестно, когда именно она обратилась к новой вере. Согласно тем же поздним источникам, Констанций Хлор обладал мягким и скромным характером, терпимо относился к христианам, не поддерживал гонений христиан, организованных имп. Диоклетианом с 303 г. Тем не менее на вопрос, мог ли скромный человек сделать военную карьеру в период большого кризиса в Римской империи и заслужить доверие имп. Диоклетиана и Максимиана Геркулия, точного ответа нет. В 288 г. Констанций стал префектом претория в Галлии, а в 293 г.- цезарем, младшим соправителем августа имп. Максимиана Геркулия. Как цезарь Констанций получил в управление диоцезы крайнего северо-запада Римской империи - Галлию и Британию. Ок. 289 г. Констанций по политическим соображениям был вынужден разойтись с Еленой и вступил в брак с Феодорой, падчерицей имп. Максимиана Геркулия. В этом браке родились 3 сводных брата и 3 сводные сестры К.: Далмаций Старший, Юлий Констанций, Ганнибалиан, Анастасия, Констанция I и Евтропия II.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Шуваловым (Материалы для истории русской литературы, изд. П. Ефремова, Спб. 1867, стр. 66 – 67 и 121). Митр. Евгений говорит, что надпись к портрету Ломоносова: «Московский здесь Парнасс изобразил витию» и проч. сочинена гр. И. И. Шуваловым, но он ее выдал за сочинение якобы Поповского (Словарь рус. светских писателей, т. II, М. 1845, стр. 274). Шувалова считают сочинителем этой надписи И. Снегирев (Журн. Мин. Нар. Просв. 1837, ч. XV, стр. 403, примеч.) и П. Бартенев (Рус. Беседа, 1857, 1, стр. 79). В Биографяческом Словаре профессоров московского университета (М. 1855, ч. II, стр. 305–320), в биографии Поповского, об этой надписи вовсе не говорится. 2 «Он наших стран Мальгерб: он Пиндару подобен» («Эпистола о стихотворстве» в собр. сочин. Сумарокова, изд. 2-е, М. 1787, ч. I, стр. 347). 3 Се Пиндар, Цицерон, Виргилий–слава Россов, Неподражаемый, безсмертный Ломоносов.В восторгах он своих где лишь черкнул пером. От плаченых картин поныне слышен гром». («К портрету Ломоносова. 1779а. Соч. Державина. Изд., Ак.Н.т. III, Соб. 1866, стр. 337]. 4 «В отечесве зимы, среди ее снегов», Сказал Порнасский бог, « к безмертной славе Россов Родись вновь Пиндар, царь певцов!» Родился... Ломоносов. Эти стихи Карамзина помещены под портретом Ломоносова в «Пантеоне российских авторов», ч. I, тетр. 4, М. 1803. Здесь же Каромзит называет Ломоносова «отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства» и говорит·. «он (Ломоносов) вписал имя свое в книгу безсмертия, там, где сияют имена Пиндаров, Горациев, Руссо... Лирическое стихотворство было собственным дарованием Ломоносова. Талант великого оратора блистает в двух похвальных речах его, лучших образцах росийского красноречия». 5 «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнялъ все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, иполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник... Науки точныя были всегда главным и любимым его занятием» (О предисловии г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Кондакова и вскоре после возвращения из Палестины он, по совету врачей, должен был переселиться на юг. Не порывая связей с университетом, с учеными учреждениями, он и здесь, на юге, не оставляет своих ученых трудов; любовь к науке, к искусству, к распространению научных познаний о нем, о родной старине, забота о распространении, развитии искусства на родине 44 побуждают его и здесь к многочисленным трудам, дают ему силы и вдохновение для совершения того, что сослужит великую службу науке. За время пребывания на юге (в Ялте) Н.П. Кондаковым приготовлен к печати капитальный труд по русским древностям, который скоро появится в свет в изданиях Императорской Археологической Комиссии; приготовлен также к печати V выпуск «Русских Древностей»; в то же время он стал собирать материал для широко задуманного учено-художественного издания: иллюстрация евангелия картинами, исполненными лучшими художниками и воспроизводящими на основании археологическо-исторических изысканий обстановку, быт времени Христа. Таковы многочисленные, многозначительные для науки, искусства вообще и для науки русской археологии в частности труды Н.П. Кондакова , совершенные им в течение 30 лет. Пожелаем же ему здоровья, бодрости, энергии для совершения новых трудов, да послужит его деятельность высоким примером для молодых деятелей на ниве изучения отечественных древностей. 1 При составлении настоящего очерка главными источниками служили: труды проф. Кондакова и биографические заметки с перечнем его трудов: Маркевича в его «Двадцатипятилетии Императорского Новороссийского университета. (3. Им. Н. У. LIII, 302–305) и самого проф. Кондакова в Биографическом словаре профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета., Спб., 1896,I, 337–340. 5 Dietrich, De cruce Ruthvellensi et de auctore versuum in illa inscriptorum qui ad passionem Domini pertinent... Marburgi, 1865. 6 Ср. замечания В.П. Кондакова тождественного характера по поводу реферата Прохорова на 2 археол. съезде. Труды. 2 арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

290 Pichler. Gesch. des Protest., стр. 175; Καταλογος τν πατριρχ. 194; Kimmel. Monumenta fidei prolegom. – XLIX; Heineccii Abbildung Griech. Kirche I Th. 209–210; Hottinger p.574; Mελετιου, ςορια Εκκλ., τ. III, σελ. 449. 291 При всем желании сказать несколько подробнее о жизни и деятельности Кирилла Лукариса, мы решительно не в состоянии были сделать этого. Сведения современников и позднейших писателей восточных и западных, известных нам, весьма скудны, – а последних и недобросовестны. Весьма мало, например, указаний на труды его по управлению Константинопольской Церковью. Как будто вся деятельность его в Константинополе ограничивалась борьбою с иезуитами и его страданиями от них!?. 292 Так представлают его почти все его обвинители, западные историки: Гейнекций, Гэттингер, Смит, Аймон, Киммель, Пихлер и мн. др. 297 Т. е., о том, будто ли Лукарис в Саксонию продал свою веру за деньги, подписавши неправославное вероисповедование; а в Трансильвании в разговоре с Μ. Функсием отвергал почитание и ходатайство Святых перед Богом. 302 Смотр. в книге: Lettres anecdotes de Cyrille Lucar...; смотр, также Geschichte des Protest. – Pichler, стр. 100–110; Kimmel proleg. XXXIV–XXXV. 305 В Московском главном архиве министерства иностранных дел хранится более 50 подлинных писем Кирилла Лукариса, писанных по-гречески, к царю Мих. Федоровичу и к патриархам Филарету и Иосафу – с 25 апреля 1626 г. по июнь 1638 г. Эти письма по своему православнейшему характеру совершенно отвергают письма неправославного характера, приписываемые ему иностранными учеными. Мы не имели возможности пересмотреть упомянутые письма; пользуемся только теми, которые изданы Муравьевым в «Сношениях Востока с Россиею по делам церковным», во 2 т. 322 Flerii Hist. Eccl., t. 59, p. 175. Здесь разумеется рассмотренное нами письмо Лукариса, оставленное во Львове. 337 Mελετιου, ςορια Εκκλ., τ. III, σελ. 448. πκρισις ις τν νευελλ. Εκκλ. π το ικονμων, 1839 г., σελ. 450. Читать далее Источник: Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви./А. Брянцев. - Тип. дух. журн. «Странник». СПб. 1870. С. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

History of Religious Thoughts in England, V. 1, p. 150; сравн. Baur Ferd. op. cit., 55, 412, 413. 294 Переселенцы в Новой Англии были в большинстве случаев пуритане-кальвинисты в самой крайней степени, как это утверждает Лабуле (ibid., чтения VI–IX) и другие историки. 296 Особенно сильны были споры в лондонской общине, где множество невежественных проповедников и руководителей методизма принялись богословствовать на все лады. См. Southey I, 334–346; Stevens, I, 109, 110. 299 Часть переписки приведена у Southey I, 337–344. Из неё видны горячность Уайтфилда и его резкий оскорбительный тон. Гораздо мягче становится он после разделения общества методистов, когда ему пришлось убедиться, как для него невыгодны были споры по данному вопросу. Это заметно из одного письма, написанного по дороге из Америки (Southey I, 354). О том же можно заключать со слов Stevens’a I, 231. 302 Название партикуляристы и универсалисты происходит от того, что кальвинисты признают действие спасающей благодати только в некоторой части людей (pars); наоборот арминиане утверждают, что ко спасению призываются все и благодать спасающая действует во всех, хотя спасаются и не все (universe). См. Histoire d. Sectes Religieuses, Т. IV, 474, Schlegel, op. cit. ibid. 732. 305 Southey II, 339; Jacoby I, 79; Stevens I, 114. – Устроенная Уайтфилдом капелла известна под именем шалаша, палатки (Tabernacle). См. Histoire des Sectes religieuses IV 6, 475. p. 306 Одна часть кальвино-методистов и до сих пор носить её имя – Connection of Lady Huntingdon. См. Grundemann, Allg. Missione-Atlas. 307 Известный уже нам друг Джона Весла о его сотрудник по устройству проповеди в Америке и спутник в Гернгут. Основатель особой отрасли методизма, что мы увидим несколько ниже. 310 Southey II, 341–343 и Stevens I, 121 и дал. – Известно, что некоторые аристократы склонялись на сторону кальвино-методизма. 311 Jacoby I, 180. – «Но полной дружбы между Уайтфилдом и Весли никогда не восстановилось», – прибавляет Southey, к своему рассказу о том же (См.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010