См. также: A Coptic Bibliography/Compiled Winifred Kammerer. Ann Arbor (MI), 1950 (repr.: New York, 1969). 1772 Например, установление, на основании нумизматических данных, полного имени императора Деция (249–251) – Cajus Messius Quintus Trajanus Decius – позволило часть многочисленных мученичеств, которые, на основании мученических актов, относились к времени Траяна ( Marcus Ulpius Nerva Traianus; 98–117), передатировать и отнести к периоду правления Деция (а именно – те, что начинаются словами: Imperatore Cajo Mense Quinto Trajano Decio – с учетом предположения об описке переписчика, в связи с которой Messio превратилось в Mense) . Кроме того, возникли основания для критики тех мученических актов, где Деций именуется Флавием – этот позднейший титул ему принадлежать не мог, поскольку внедрился в императорскую титулатуру с времени Констанция Хлора (305–306), который происходил из фамилии Флавиев и передал ее, в качестве элемента титулату- ры, своим преемникам, начиная с Константина Великого (август с 306 г., единовластный император в 323–337 гг.). См.: Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Ч. 1. С. 116–117. 1773 Сфрагистика (от греч. σφραγς – «печать»), или сигиллографии (от лат. sigillum – «печать»), – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. 1774 Heineccius J.M. De veteribus Germanorum aliarumque nationum sigillis, eorumque usu et praestantia, syntagma historicum. Lipsiae, 1709 (2 ed.: Francofurti, 1719). 1776 Grotefend H. Taschenbuch der Zeitrechnung des deutschen Mittelalters und der Neuzeit. Hannover, 1891 (14. AufL: 2007). 1777 Schlumberger G.L. Sigillographie de TEmpire Byzantin. Paris, 1884; idem. Numismatique de l’Orient latin. Paris, 1878–1882. 1778 Eckhel J.H. Doctrina nummorum veterum conscripta. 8 vols. Vindobonae, 1792–1798 (Addenda: Hrsg. Steinbuchel, 1826); idem. KurzgefaBte Anfangsgrunde zur alien Numismatik. Wien, 1787 (ряд переизданий; франц. пер. этого учебного пособия, дополненный Жакобом, опубликован впервые в 1825 г.) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996. Ч. 1: Брестская уния 1596 г.: Ист. причины. С. 135, 179; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 5. С. 281, 286, 293, 322-323; Кн. 6. С. 149, 164, 201, 205, 223, 494; Nabywaniec S., ks. Diecezja przemyska obrzadku wschodniego w okresie sporów prawoslawno-unickich//Polska-Ukraina: 1000 lat sasiedztwa. Przemyl, 1996. T. 3. S. 39-40; Halecki O. Od unii florenckiej do unii brzeskiej/Prze. A. Niklewicz. Lublin, 1997. T. 2. S. 62, 63, 67, 101, 111, 139, 148, 156, 173, 182, 235, 244, 248, 253, 254, 262, 275, 299; Krochmal J. Unia koscielna w eparchii przemyskiej w latach 1596-1679//Premislia Christiana. Przemyl, 1997. T. 7. S. 91-95; Юрчишин О. Ahmuмihcu XVII ст. nepeмucьkix, caмбipcьkux та nobimy Cяhiцьkoro зi збipku Нац. музею у Льbobi//Sztuka cerkiewna w diecezji przemyskiej. acut, 1999; Гудзяк Б. Криза i реформа: Киïвська мumponoлiя, Царгородський nampiapxam i Берестейськоï yhiï/Переклад. з англ.: М. Габлевич. Льbib, 2000. С. 188, 284, 285, 289, 296, 305, 306, 339, 341, 342, 345; Тимошенко Л. В. Справа про фальшування дok-mib Берестейськоï yhiï: Hobi джepeльhi мат-ли//Дрогобицький зб. 2000. Вип. 4. С. 337-347; он же. Перемишльський Михайло Копистенський: (Життя та дiяльhicmь)//Там же. 2002. Вип. 6. С. 175-196; он же. та дiяльhicmь Перемишльського Михайла Копистенського//Киïвська старовина. К., 2003. 1. С. 132-156; он же. Ihmpuru i kohфлikmu в icmopiï укладення Берестейськоï yhiï у cbimлi документ. джерел та noлeмiчhoï лim-pu//Coцiyм: Альм. соц. icmopiï. К., 2015. Вип. 11-12. С. 185-209; Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: Генезис Брестской церк. унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 125, 127, 150-154, 164, 172, 175, 179, 191, 192, 196, 232; Lorens B. Bractwa cerkiewne w eparchii przemyskiej w XVII-XVIII w. Rzeszów, 2005. S. 8, 19, 42-44, 51, 52, 83, 104, 106, 229, 241, 255-257; Kempa T. Wobec kontrreformacji: Protestanci i prawosawni w obronie swobód wyznaniowych w Rzeczpospolitej w kocu XVI i w 1-j polowie XVII w.

http://pravenc.ru/text/2563638.html

Переходим теперь к обзору списков Пространной редакции Жития Михаила Ярославича. К концу XIX столетия разысканиями В. О. Ключевского и Н. П. Барсукова было выявлено четыре списка Пространной редакции (из них старейший – список Ундольского-датируется 30-ми годами XVI в.). Спустя сто лет В. А. Кучкин обнаружил еще три списка: Лихачевский фрагмент середины XVI в. и два списка XVII в. – Першинский и Тверского архива 308 . Все семь списков исследователь разделил на четыре группы, восходящие к общему оригиналу: список из Милютинских миней и Тверской – через дефектный протограф, список из Тулуповских миней и Тихонравовский – через протограф 1485 г., списки Ундольского и Першинский – через общий протограф и, наконец, Лихачевский – непосредственно 309 . В настоящее время можно указать еще два списка Пространной редакции (ГИМ, Увар., 184 и РНБ, F.I.306) – более древние, чем известные до сих пор. В связи с этим обстоятельством требует пересмотра вся схема соотношения списков Пространной редакции. Дадим уточненное описание списков Пространной редакции Жития Михаила Ярославича: 1) Уваровский: ГИМ, собр. А. С. Уварова, 184 (4 ). Сборник житий и служб русским и славянским святым, в 4 , на 402 листах, датируется первой четвертью XVI в. Переписан пятью почерками одного времени. Основная часть (л. 3–327) написана первым писцом, но в ней имеются тетради, переписанные вторым писцом (л. 105–112 об., а также л. 382–402 об.) и третьим (л. 305–313 об.); филигрань: Тиаратипа Брике, 4910 (1503–1517 гг.) 310 . Четвертым почерком переписаны л. 327–337 об., пятым – л. 338–381 об. на бумаге с филигранью: Тиара с литерами «З» и «е» – Лихачев, 1382, 1383 (1511 г.). Житие Михаила Ярославича помещено на л. 210–229 об. и имеет заголовок: «В лето 6800. Убиен бысть благоверныи и христолюбивыи великыи князь Михаило Ярославичь месяца ноемвриа 22 день». Перед житием, на л. 198 об. – 210, переписана служба благоверному князю Михаилу Ярославичу (древнейший среди известных список службы) 311 . На л. 241–251 помещена служба еще одному тверскому святому – епископу Арсению (также древнейший список).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(classis Pontica), рим. имп. Веспасиан (69-79) создал Мезийский Флавиев флот на Дунае (classis Flavia Moesica). Вначале в Добрудже между Дунаем и Чёрным м. римляне осуществляли свой протекторат через местного правителя Рола, затем - через правителей Одрисского царства, управлявших территориями Добруджи. После смерти последнего одрисского царя Реметалка III в 45 г. территории царства были включены в состав Римской империи в виде пров. Фракия. В 61-66 гг., при имп. Нероне, наместник Мёзии Тиберий Плавтий Сильван Элиан переселил с сев. берега Дуная (возможно, в Добруджу) 100 тыс. чел. При имп. Веспасиане произошло присоединение Добруджи к Мёзии. Чрезмерная протяженность дунайской границы и угроза набегов со стороны даков, постоянно угрожавших с севера, привели в 86 г. к разделу провинции на В. Мёзию (Mesia Superior) и Н. Мёзию (Mesia Inferior). Территории Н. Мёзии простирались от р. Цибрица до Чёрного м. и от Дуная до Балкан; провинцией управлял наместник в ранге консула, власть к-рого поддерживали 5-й Македонский легион, расквартированный в Эске, и 1-й Италийский легион, стоявший в Новах. При рим. имп. Траяне (98-117) в Н. Мёзию был переведен 11-й Клавдиев легион, расквартированный в Дуросторе (Дристре, Доростоле, Силистре). В годы правления рим. имп. Диоклетиана (284-305) в адм., военном и экономическом устройстве империи произошли значительные изменения; Н. Мёзия была разделена на провинции Мёзия Секунда (Вторая Мёзия) и М. Скифия. Последняя занимала причерноморские и придунайские территории и была чуть менее вытянута на юг, чем совр. Добруджа. При рим. имп. св. Константине I Великом (306-337) М. Скифия со столицей в Томах вошла в 314 г. во Фракийский диоцез Восточной префектуры (до VII в.) (История Румынии. 2005. С. 91-92). Добруджа в составе Византийской империи. При визант. имп. св. Юстиниане I (527-565) были укреплены дунайские крепости; визант. историк Прокопий Кесарийский (VI) упоминает множество крепостей в Добрудже ( Прокопий Кесарийский. 1996. С. 257). Опустошительные вторжения гуннов, а затем аваров и болгар в Добруджу в V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

1 Евсевий, сын Памфила ок.260—339 — один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия. 2 Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284—305 , начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г. 3 «Похвале Константину» и «Жизни Константина». 4 Последняя Десятая книга «Церковной истории» Евсевия Кесарийского заканчивается описанием победы Константина Великого, правившего Западом, над императором Востока Лицинием в 323—324 гг. 5 Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса» , император Запада 286—293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293—305 , отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293—305 , ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305—311 , и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293—305 , ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305—306 . Галерий при отречении Диоклетиана и Максимиана добился назначения цезарями Флавия Валерия Севера, будущего императора Запада 306—307 , и своего племянника Максимина Дазы, будущего императора Египта и Сирии 309—313 . 6 Первый год двести семьдесят первой олимпиады — 304 г. Констанций же умер во время похода в Британию в Эбораке совр. Йорк 25 июля 306 г. 7 Гай Флавий Валерий Константин 272—337 стал цезарем Британии и Галлии, получив власть из рук умирающего отца и поддержанный легионами западной армии, несмотря на недовольство Галерия, который передал титул августа Запада, вакантный после смерти Констанция Хлора, цезарю Флавию Северу. Титул августа Константин получил 31 марта 307 г. от вернувшегося к власти Масимиана Геркулия. 8 Марк Аврелий Валерий Максенций, сын Максимиана Геркулия и зять Галерия, был провозглашен цезарем в Риме 28 октября 306 г. В 307 г. он стал августом Италии, Испании и Африки и оставался им до своей гибели 28 октября 312г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Кирилл (Константин, 826 или 827 – 869), родом из Фессалоники (Солуни), просветитель славян, один из создателей славянской азбуки, святой – 82, 377,397 Клавдий Готский (Марк Аврелий Готик, 219–270), римский император в 268–270 гг. – 141 Климент Александрийский (ок. 150 – до 215), христианский экзегет, богослов и философ, в сочинениях которого присутствует широкий синтез греко-римской культуры и христианской веры, александрийский пресвитер и основатель александрийской богословской школы – 176 Клинтон X. Л. (Clinton), английский византинист – 92 Кольбер Жан-Батист (Colbert, 1619–1683), министр финансов Франции с 1665 г. (в годы правления Людовика XIV) – 42 Кондаков Никодим Павлович (1844–1925), выдающийся историк византийской и древнерусской культуры, археолог, искусствовед, византинист – 79, 80, 90, 91, 235, 268, 344, 386 Констант I (Флавий Юлий, ок. 320–350), римский император в 337–350 гг., младший сын имп. Константина Великого – 64, 118, 121, 122,  Констант II , византийский император в 641–668 гг. – 266, 298, 301, 303, 305 Константин I Великий (Флавий Валерий, ок. 272–337), римский император в 306–337 гг., единолично правил после 316 г. – 63, 93–98, 100–115, 117, 118, 121, 123, 134, 135, 141, 154, 172, 179, 180, 181, 184, 186, 190, 213, 227, 261, 268, 358 Константин II (Флавий Клавдий, 317–340), римский император в 337–340 гг., сын имп. Константина Великого – 118, 120, 121 Константин III (Констанс II, он же Констант II), сын Константина II, византийский император в 641–668 гг. – 266 Константин IV Погонат , византийский император в 668–685 гг. – 266, 292, 293, 299, 301, 304, 305, 318 Константин V Копроним , византийский император в 741–775 гг. – 317, 321–324, 326, 328, 349, 351–353, 355, 391, 393, 397, 446 Константин VI , византийский император в 780–797 гг. – 317, 322, 357, 358 Константин VII Багрянородный (Порфирогенет, 905–959), византийский император в 913–959 гг., единолично правил после 945 г. – 247, 252, 254, 323, 336, 399, 401, 405, 406, 421, 425, 427, 439, 441, 456, 457, 461, 474, 475, 478

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

16 ...кесари два сына... – При императоре Диоклетиане (284–305 гг.) Римская империя была разделена на четыре части, которыми управляли два августа – Диоклетиан и Максимиан (286–305 гг.) и два цезаря (кесаря) – Галерий (293–311 гг.) и Констанций Хлор – отец Константина (293–306 гг.). Титул цезаря в империи носили соправители императоров, а также члены императорской фамилии. После смерти Константина в Италии правил Констант (337–350 гг.), погибший в борьбе с восставшим против него Магнецием, а в Галлии – Константин II Младший (337–340 гг.). Кто такой Адамант – неясно. 17 ...сына своего Константина... – Констанция, после смерти отца правившего Востоком (337–361 гг.). Β 351 или 352 г. он нанес поражение Магнецию и стал править всей империей. 18 ...Ликиния, зятя своего... – Соправитель Константина Лициний был женат на его сводной сестре. 19 ...Далмата... Галу и Улияна. – Братья Константина и его племянник Галл были убиты в 337 г. Констанцием. Юлиана Констанций женил на своей сестре, в 355 г. провозгласил кесарем, в 360 г. – августом. Β 361–363 гг. Юлиан был римским императором, он погиб во время похода на персов. 21 ...межи дву морь – Чернаго и Благо. – Константинополь расположен на полуострове, омываемом с юга Мраморным морем, а с севера – Черным морем, но непосредственно городская граница на северо-востоке идет по берегу залива Золотой Рог. 23 ...Новый Рим. – Византийские авторы свидетельствуют, что Константин назвал основанную им столицу «Новый Рим». Древнерусское именование «Царьград» – калька греческого названия («Басилевуса полис» – «царственный город»). 24 ...Софею Великую... Архангела Михаила. – Здесь перечисляются константинопольские храмы, построенные, однако, в различное время: церковь святой Ирины в 532 г., храм Святой Софии в 532–537 гг. Анфимием из Тралл и Исидором с Милета на месте деревянной базилики, храм Святых апостолов построен в конце IX–haчaлe X в. и т. д. 25 ...пречюдный он столпъ багряный... – Колонна из розового порфира, привезенная из Рима. На ней находилось изваяние Аполлона, замененное в XII в. изображением креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире Расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя. 23 мая, 2010 Расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя. Патриарх Константинопольский Варфоломей не раз приезжал с визитом в Россию. Но в 2018 году евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом было разорвано. Что из себя представляет Церковь Нового Рима — Вселенский Патриархат? Несколько слов об исторической роли Константинопольского Патриархата и его положении в современном православном мире. Историческая роль Константинопольского Патриархата Создание христианской общины и епископской кафедры в Константинополе (до 330 г. н.э. — Византий) относится еще к апостольским временам. Оно неразрывно связано с деятельностью святых апостолов Андрея Первозванного и Стахия (последний, по преданию, и стал первым епископом города, Εκκλησα которого непрерывно возрастала в первые три века христианства). Однако расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя.

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

Вып. 4. Четвертые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова. М., 2015. С. 299–305. Так, в 1589 г. монастырь был разорен шведским отрядом, после чего переведен с реки Печенги в Кольский острог, в 1619 и 1693 гг. пострадал от пожаров (Никонов С. А. Троицкий Печенгский монастырь в Кольском остроге... С. 10–11, 14). Сборник ГКЭ. Т. 2. 154. Стб. 495. Об этом говорит использование данных писцовой книги Кольского уезда 1608–1611 гг., выдержка из которой приводится в грамоте «с прочетом» кольскому воеводе Дубровскому. Сборник ГКЭ. 155. Стб. 515–523. Там же. 154. Стб. 514. Никонов С. А. Конфликт Троицкого Печенгского монастыря... С. 231–232. Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей//Православный собеседник. 1859. Ч. 2. С. 89–120. Яхонтов И.Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 337–340; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. С. 337–340; Белоброва О. А.Житие Трифона Печенгского (Кольского)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: вторая половина XIV – XVI в. Ч. 1: А–К. Л., 1988. С. 337–339. Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников... С. 127; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых... С. 337. Белоброва О. А. Житие Трифона Печенгского (Кольского). С. 337. Помимо канона прп. Трифону, Служба содержала каноны Иоанну и Логгину Яренгским, Варлааму Керетскому, Герману Соловецкому, митрополиту Филиппу (Сапожникова О. С. Русский книжник XVII в. Сергий Шелонин. Редакторская деятельность. М.; СПб., 2010. С. 352–355). Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. М., 2009. После выхода в свет работы В. В. Калугина еще один список Жития прп. Трифона был выявлен и опубликован В. М. Быковой и А. В. Пигиным (Житие Трифона Печенгского/Подгот. текста В. М. Быкова и А. В. Пигин//Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV–XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия/Сост., отв. ред. и автор предисл.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

5482 322. Кар правил два года совместно с сыновьями Карином и Нумерианом./исправлено: 5481 (282–283; 283–285; 283–284 гг.) 323 . После победы над персами Кар расположился лагерем около Тигра и скончался пораженный молнией. 5502 324 . Диоклетиан и Максимиан правили двадцать лет./исправлено: 5501 (284–305; 286–305; 307–308 гг.) 325. Диоклетиан повелел сжечь Святое Писание на огне и преследовал христиан по всему миру. 326. Он был первым, кто приказал обшивать драгоценными камнями свои одежды и обувь, а ведь прежде того принцепсы довольствовались единственно пурпуром. /добавлено: Эти императоры вели несколько войн, в которых одолели персов и отвоевали Месопотамию. /добвалено: Оба они, покинув вершины власти, жили как обычные граждане. 5504 327. Галерий правил два года./исправлено: Галерий правил три года. (305–311 гг.) 328. Краткость его правления не соответствует тому, чтобы удостоиться занесению в исторический трактат. 5534 329. Константин правил тридцать лет./исправлено: Константин правил тридцать один год. /добавлено: Он подготовил персидскую войну. И по достижению этих пределов все, пришедшие с просьбами были устрашены и готовы выполнять его приказания. (306 – 337 гг.) 330. Он был первый из императоров, который став христианином, даровал христианам свободу собраний и позволил возводить церкви в честь Христа. 331. В его времена зарождается арианская ересь, и Константин созывает Никейский собор, осудивший арианство. 332. Происходит раскол донатистов. 333. В Иерусалиме обретен крест Господа, который отыскала мать Константина, царица Елена. 334 . Однако на закате жизни Константин обращается в арианство. О, как печально, что такой великолепный принцепс закончил жизнь так ужасно! 5558 335 . Констанций и Констант правили двадцать четыре года./исправлено: 5559 /добавлено: Констант, человек ужасающе жестоких привычек, потерпел много поражений от персов. (337–361; 337–350 гг.) 336. Обратившись в арианство, Констант повсеместно преследовал католиков. 337. Арий 44 , поверив в его благосклонность появился в Константинополе и направлялся в церковь , чтобы завязать дискуссию о вере с нашими, но сошед по настоятельной нужде с Форума Константина, внезапно исторг свои внутренности, и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010