правителей. Византийское правление в М. (XI-XII вв.) Церковь Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в. Церковь Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в. В 1002 г., после взятия византийцами Скопье, его новым правителем стал стратиг-автократор Давид Арианит. В 1018 г. на землях античной М. была создана византийская фема Болгария, охватывавшая земли с юга на север от Костура до Белграда и с востока на запад от Сердики до Диррахия. Ок. 1026 г. вместо Арианита был назначен Константин Диоген, к-рый стал дукой и катепаном уже всей большой фемы Болгария. Известны имена неск. последующих правителей фемы: Василий Монах, Никифор Протевон, Роман Диоген, Андроник Филокал, Михаил Саронит, Никифор Вриений, Никита, Александр Кавасила, Иоанн Дука, Никита Карики, Иоанн Таронит, Константин Комнин, Михаил Дука, Лев Дримис. Печати дук показывают, что в сер. XI в. она была частью большого военно-адм. округа, в который вошли Фессалоника и, вероятно, фема Сервия. Во 2-й пол. XI в. границы фемы были расширены до Дуная. Весь период центром фемы был Скопье, кроме периода 1-го крестового похода в 90-х гг. XI в., когда центрами на краткое время служили Белград или Ниш. В XII в. фема была разделена на неск. меньших - Охрид, Струмица, Моглена, Прилеп, Веррия. Части Южной М. вошли в фему Фессалоника, Юго-Западная М. и Юж. Албания - в фему Навпакт. Фема Македония продолжала существовать на юге от Стара-Планины с центром в Адрианополе. Важнейшим элементом визант. системы правления на Балканах была Церковь. Болгарская Церковь в 1019 г. была преобразована в Охридскую архиепископию , к-рая охватывала всю прежнюю территорию Болгарской Церкви (приблизительно равную владениям Болгарского царства) и сохраняла нек-рую автономию по отношению к К-польскому Патриархату. Первым архиепископом Охрида стал Иоанн I Дебрский , славянин (болгарин) по происхождению († ок. 1037). После него Охридский престол занимали исключительно греки; наиболее знаменитыми среди них были свт. Феофилакт Охридский (Болгарский; ок. 1090 - ок. 1125), Иоанн (Адриан) Комнин, племянник визант. имп. Алексея I Комнина (ок. 30-40-х гг. XII в.).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

В соборе Св. Софии в Киеве один из приделов был посвящен Г., в нем сохранились росписи с житийным циклом святого. Из многочисленных церквей и мон-рей Др. Руси, построенных в честь великомученика, наиболее известны Юрьев мон-рь в Новгороде, в к-ром в день памяти святого служил новгородский владыка, церкви во имя вмч. Георгия в Ст. Ладоге и в Юрьеве-Польском. Георгиевский придел существовал в Благовещенском соборе в Кремле. «Чиновник церковный» (XVII в.) упоминает, что накануне 23 апр. «тамо всенощное бывает, а патриарх не служит там... а прежде сего служивал» ( Голубцов. С. 181). В 1626 г. в ц. Ризоположения в Кремле патриархом Филаретом был устроен придел во имя вмч. Георгия. Вмч. Георгий. Икона из Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде. 30-е - 40-е гг. XII в. (ГТГ) Вмч. Георгий. Икона из Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде. 30-е - 40-е гг. XII в. (ГТГ) Помимо широко распространенных переводных чудес Г. известно оригинальное древнерус. произведение - «Чудо о слепце», включенное в состав «Сказания, страсти и похвалы святых мучеников Бориса и Глеба». В нем повествуется о том, как один живший в Вышгороде слепец ходил в ц. во имя вмч. Георгия и молил святого о прозрении. Г. явился ему во сне и велел идти к мощам Бориса и Глеба, где тот и получил исцеление ( Абрамович. С. 59-60). Древнейший список «Чуда о слепце» находится в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (Л. 22-22 об.). К XII в. относится известие одной из редакций Архангелогородского летописца о чудесном явлении и помощи Г. осажденным чудью новгородцам (Летописец, содержащий в себе российскую историю от 6360/852 до 7106/1598 г., то есть по кончине царя и великого князя Федора Иоанновича. М., 18192. С. 132). В 1271 г. кн. Довмонт с псковичами «пособием Святыя Троицы и славнаго великаго воина Георгия» победили немцев на р. Мироповне (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 3, 85). Покровителями рус. войска во время Куликовской битвы (1380) выступили Г., вмч. Димитрий Солунский и святые князья Борис и Глеб (БЛДР. Т. 6. С. 130-131).

http://pravenc.ru/text/162188.html

СПб., 1879. С. 5, 33, 37, 56, 85, 89, 125, 126, 127, 188, 189, 236, 242, 272, 324, 337; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 2935. 1837. Л. 1-7; Ф. 481. Оп. 1. Д. 748; Ф. 511; РГИА. Ф. 797. Оп. 4. Д. 15806.1836. Л. 1-5 об. Лит.: Описание Антониева Новгородского монастыря. М., 1810; Димитрий [Сперовский], еп. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева мон-ря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием//Тр. XV Археол. съезда. М., 1914. Т. 1. С. 252-281; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59; Археология Новгорода: Указ. лит-ры, 1917-1980 гг./Сост. П. Г. Гайдуков. М., 1983, 1992. 126, 127; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С. 93-95; Комеч А. И. Древнерусское зодчество кон. Х - нач. XII в. М., 1987. С. 309-314; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина//НИС. 1987. Вып. 2(12). С. 203-210; Иконостас Рождественского собора Новгородского Антониева монастыря (XVI-XVIII вв.): Выставка, июнь-август 1988. Новгород, 1988. (Новые реставрационные открытия); Фет Е. А. Житие Антония Римлянина//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 206-207, 354-357; Амосов Л. В. Строительство Антониева монастыря в XII в.//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1993. С. 119-121; Каштанов С. М. Из истории рус. средневекового источника: Акты X-XVII вв. М., 1996. С. 83-87; Ершевская Н. Б. Архитектура Новгорода XVI в. в иконописи: (Изображение Антониева мон-ря на иконе «Видение пономаря Тарасия» из собрания НГОМЗ)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1997. С. 90-93; Сарабьянов В. Д. Стилистические основы фресок Антониева мон-ря//ДРИ. [Т.:] Исслед. и атрибуции. 1997. С. 56-82; Мильчик М., Секретарь Л. Антониев мон-рь на иконах XVI-XVIII вв.//София. 1998. 4. С. 33-35; Анкудинов И. Ю. О землевладении Антониева мон-ря в XVI в.//НИС. 1999. Вып. 7 (17). С. 100-112; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2000. Э. А. Гордиенко, В. Д. Сарабьянов, Л. А. Секретарь Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Мавзолей в Кирре. II–XII вв. Мавзолей в Кирре. II–XII вв. В 30-40-х гг. VI в. стены К. были перестроены по инициативе имп. Юстиниана I, когда он укрепил границы и городов Сирии, находившихся под угрозой нападений персов и арабов. В К. был сооружен новый водопровод, к-рый должен был обеспечить его водой во время возможной осады. Чтобы почтить великие святыни К., имп. Юстиниан после перестройки дал городу новое название Агиополь («город святых»; Procop. De aedificiis. II 11). Ок. 610-629 г., как и вся Сирия, К. был оккупирован персами, в 637 г. перешел под контроль арабов-мусульман. Правосл. кафедра в К. так и не была восстановлена; в VII-XI вв. известны епископы К. Сирийской яковитской Церкви . В 1-й пол. XII в. город некоторое время находился в руках крестоносцев и входил в состав Эдесского графства. Латиняне переименовали К. в Корицию (Coricia) и вновь перестроили его укрепления. В 1150 г. город был захвачен мусульм. эмиром Нур ад-Дином и окончательно потерял военно-стратегическое значение. В ходе крестоносных войн XII-XIII вв., а также в результате эпидемии XIV в. К. постепенно покидали жители, и с тех пор он не заселялся. Титулярная кафедра К. в XIX-XX вв. сохранялась в иерархии Маронитской католической Церкви . В 300 м к югу от юж. ворот города сохранились остатки некрополя рим. эпохи и большой мавзолей в виде 6-гранной башни (II-III вв.). В средние века некрополь начали использовать мусульмане, а древний мавзолей стал почитаться как могила мусульм. святого Урии бен Ханана (прор. Урии; совр. араб. название К. восходит к его имени). Культ этого святого известен с XII в. по упоминанию о нем араб. географа аль-Харави. В XIV в. рядом с мавзолеем была построена мечеть. Традиция почитания прор. Урии сохраняется среди местного населения до наст. времени; крестьяне окрестных селений приходят поклониться святому по пятницам в весенний сезон и приносят в жертву овец и коз. В совр. научной лит-ре высказывается предположение, что могила «пророка Урии» некогда заменила собой христ. святыню и может быть идентифицирована с «могилой пророка» (св. Иоанна Крестителя) близ К., о которой упоминал Феодорит ( Theodoret. Hist. rel. XXI 10; Pe ñ a. 2000. P. 121). Тем не менее для уверенной идентификации сведений в наст. время недостаточно.

http://pravenc.ru/text/1841117.html

на Городище, и была вывезена из Новгорода царем Иоанном Грозным в Москву, где помещена в местном ряду иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Иконы «Вмч. Георгий» и «Благовещение» были созданы по княжескому заказу и обладают рядом схожих черт: крупные размеры, монументальность и величие, плавные выразительные силуэты, мощные, но в то же время изысканные пропорции. Они сближают иконы с аристократической (столичной) линией визант. живописи нач. XII в. К византинизирующему направлению относится также икона «Успение» в облачном изводе из ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы новгородского Десятинного мон-ря (рубеж XII и XIII вв., ГТГ), иконографический аналог к-рой есть во фресках Рождественского собора Антониева мон-ря. Наряду с общевизант. тенденциями в иконописи развивалась местная художественная традиция, судя по 2-сторонней иконе «Спас Нерукотворный» и «Поклонение Кресту» (живопись 2-й пол. и кон. XII в., ныне в ГТГ). Как и др. визант. 2-сторонние иконы, вероятно, ее брали в богослужебные процессии, а в храмовом пространстве она была закреплена перед алтарной преградой. Лицевая сторона с изображением лика Христа на Нерукотворном Его образе свидетельствует об ориентации мастера на визант. образцы, тогда как стилистические особенности оборотной стороны с ее широкой и смелой манерой письма, ярким колоритом и резкими контрастами света позволяют провести параллель с фресками Георгиевской ц. в Ст. Ладоге и росписью купола Спасской ц. на Нередице. Кон. 30-х - 40-ми гг. XII в. датируется чудотворная икона Божией Матери «Знамение» - 2-сторонняя икона (древняя живопись на лицевой стороне почти не сохр.) с образами 2 святых на обороте, к-рых идентифицируют как праведных Иоакима и Анну,- пример самобытного искусства, для к-рого характерны приземистые фигуры, свободная манера письма, открытость и искренность образов. Образ прав. Иоакима сходен с образом ап. Петра из Деисуса в софийской Мартириевской паперти, что свидетельствует о возможности совмещения художником мастерства фрескиста и иконописца. Икону «Ангел «Златые власы»» (рубеж XII и XIII вв., ГРМ) с оплечным изображением архангела также связывают с Новгородом, хотя точных данных о ее происхождении нет. С к-польской живописью икону сближают в первую очередь техника нанесения плавей и их свечение, мерцание золотого ассиста на волосах архангела. Черты лика неск. преувеличены, огромные глаза выражают печаль и делают образ эмоционально открытым, такие детали, как короткая шея, укрупненный изогнутый нос, низкий лоб находят прямые параллели с образами на фресках в ц. Спаса Преображения на Нередице.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКА Прп. Лука, эконом Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Ближние пещеры) Прп. Лука, эконом Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Ближние пещеры) (XII-XIII вв.?), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), эконом. Научное исследование мощей Ближних пещер, произведенное в кон. XX в., показало, что Л. жил в XII-XIII вв. и к моменту кончины ему было 55-60 лет (Дива. 1997. С. 91, 92). При этом он не упоминается в ранних источниках, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- в Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Не исключено, что святой (если верно идентифицированы его мощи) жил во 2-й пол. XIII в. В «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где впервые были перечислены мощи преподобных, почивающих в Дальних и Ближних пещерах, Л. также не упоминается. Его имя встречается на плане пещер 1661/1674 гг., а затем, применительно к др. мощам, на плане 1744/1769 гг. («Св. Лука священик») (см.: Дива. 1997. С. 126), и на плане 2-й пол. XVIII - XIX в. он отмечен как «економ» (Там же. С. 128). В 1684-1690 гг. при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский) было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня; тогда же была составлена служба Собору, в к-рой «иконом» прославляется в 7-й песни канона (с 1886 по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.). Общецерковное почитание святого установлено по указам Синода 1762, 1775 и 1784 гг.; тогда же было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Л.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/2110790.html

Сложившиеся в визант. период типы изображений К. и И. и особенности их размещения в храмовых росписях в целом воспроизводятся и в поствизант. живописи. Их изображения встречаются в ц. Преображения в мон-ре Русану (1546) и в кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас). Мученики Кир и Иоанн. Роспись алтарной части собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. Мученики Кир и Иоанн. Роспись алтарной части собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря. 1125 г. На Руси почитание святых бессребреников установилось достаточно рано. Как показывает число сохранившихся памятников, известность К. и И. в домонгольский период почти не уступала другим прославленным целителям. К. и И. представлены в юж. внутренней галерее Софийского собора в Киеве (40-е гг. XI в.): К. в традиц. иконографии, как преподобный, с крестом в правой руке, в левой - предмет, похожий на бутылочку (у И. раскрыт только лик). Изображения святых помещены на серебряном окладе (датируемом временем создания иконы - ок. сер. XI в.) иконы апостолов Петра и Павла в ряд со святыми Космой, Дамианом, Пантелеимоном, а также на окладе Корсунской иконы Божией Матери (обе - НГОМЗ). В соборе Рождества Пресв. Богородицы новгородского Антониева мон-ря (1125) К. и И. представлены в алтарной части над темплоном на сев. столбе (симметрично образам святых Флора и Лавра на юж. столбе). О широкой известности святых в Вел. Новгороде свидетельствуют 2 придела, освященные во имя К. и И.- в ц. святых Флора и Лавра на Людогощей (Легощей) ул. и в ц. прор. Илии на Славне. В Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке эти святые представлены рядом с другими целителями (60-е гг. XII в.); в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.) - в сев. рукаве подкупольного креста св. целители представлены с сосудами, используемыми в медицинских целях; есть их образы и на валике юж. врат собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/1840131.html

При блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157-1174) центр его владений - Владимир - стал главным в политико-адм. отношении городом Сев.-Вост. Руси. В эти годы на землях мордов. племен была построена княжеская крепость Городец-Радилов (на Волге), вокруг к-рого к нач. 70-х гг. XII в. сложился отдельный территориальный округ - городецкая «тысяча». Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в. Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в. В период правления преемников кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо Владимирское княжество распалось на ряд полунезависимых княжеств-гос-в. Основные земли княжества подчинялись вел. князьям владимирским (см. ст. Владимирское великое княжество ), посажение вел. князей на стол совершалось во Владимире в присутствии ордынского посла. Кроме того, на территории совр. В. о. существовали княжества: Юрьевское (до 1353-1362), Муромское (до 1401-1408), Суздальское (с 1215 до нач. 60-х гг. XV в.), Стародубское (с 1216 до ок. 1483, с перерывами), а также находились владения переяславских, московских и тверских князей. Во 2-й пол. XIV в. Владимирское великое княжество было окончательно включено московским кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским в состав собственных владений и в 1389 г. завещано без санкции ордынской власти старшему сыну Василию I Димитриевичу . Особый статус данной территории поддерживало то обстоятельство, что в 1299 г. Владимир стал постоянной резиденцией главы Русской Церкви, под управление к-рого перешли земли упраздненной Владимирской кафедры (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ). В XIV в. во Владимирском княжестве и соседних с ним землях появились владения митрополичьего дома. В ряде городов, в т. ч. во Владимире, наряду с великокняжескими находились и митрополичьи наместники. В XV-XVII вв. земли буд. В. о. входили в состав Владимирского, Гороховецкого, Суздальского (включившего в кон. XV в. территорию Стародубского княжества), Юрьевского, Муромского, Переславского, Луховского, Шуйского, Кинешемского, Юрьевецкого уездов. В 20-х гг. XVII в. из Владимирского у. в Юрьевский у. были переданы Боголюбский и Опольский станы, в писцовых описаниях 30-40-х гг. XVII в. именовавшиеся юрьевской приписью, возвращение станов в состав Владимирского у. произошло в 1683 г. Границы Суздальского у. не были постоянными, на рубеже XV-XVI вв. в его состав вошли земли по правому берегу Клязьмы, на севере - от с. Палех до нижнего течения рек Нерехты и Тары, а на юге - от низовьев р. Уводь до среднего течения р. Лух. Первоначальным центром данной территории был г. Стародуб-на-Клязьме. Гороховецкий у., земли к-рого находились в среднем течении Клязьмы, был выделен из Суздальского у. в XVI в. Расположенный в низовьях Клязьмы Луховский у. сформировался в 1-й пол. XVII в. из уделов, ранее принадлежавших князьям Бельским и Волошским.

http://pravenc.ru/text/154967.html

В. В. Василик, А. Ю. Никифорова Прор. Аввакум. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Наиболее ранние изображения А. встречаются в сюжете «Пророк Даниил во рву львином» (Дан 14. 33-39): рельеф врат ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.; миниатюра Христианской топографии Космы Индикоплова (IX в. Vat. Gr. 699). Как правило, изображение чудесного перенесения А. из Иудеи в Вавилон буквально следует библейскому тексту: «Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы главы его, поставил... над рвом» (Дан 14. 36). Обычно пророк представлен облаченным в хитон и гиматий , правая рука в жесте благословения, в левой - развернутый свиток с текстом из Книги пророка Аввакума (3. 2 или 3. 3), напр. на фреске в Успенском соборе Владимира, ок. 1189 г. (последний извод чаще встречается на иконах), в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода, 2-я пол. XIV в., у А. в руке свернутый свиток. Еще один вариант дает фигуру в движении, правая рука А. поднята к голове и пальцем указывает на ухо в соответствии с пророческим даром: ц. Успения Богородицы в Дафниу , ок. 1100 г.; мозаики Фетие-джами (см. Паммакаристос мон-рь ), ок. 1315 г.; миниатюра из Книги пророков (1489 г. РГБ); миниатюра из НЗ с Псалтирью (30-40-е гг. XIV в. ГИМ. Греч. 407) - наиболее экспрессивная поза. В изображениях А. существуют 2 традиции: молодой пророк и зрелый муж. В росписи ц. Богородицы Елеусы около с. Велюсы (Македония), 80-е гг. XI в.; в Софийском соборе Новгорода, 1109 г., А.- молодой безбородый человек, с округлым лицом, короткими, слегка вьющимися волосами. Одновременно появляется вариант изображения, где А. представлен средовеком: на 2 иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае XI и XII вв. с изображением Богоматери на троне в окружении пророков и святых; в мозаиках кафедрального собора в Монреале в Сицилии, 80-90-е гг. XII в., и ц. Сан-Марко в Венеции, XII - нач. XIII в.; на иконе «Видение пророков Иезекииля и Аввакума», 1395 г., из Погановского мон-ря (в наст. время в Национальной художественной галерее в Софии); на резном новгородском складне - походном иконостасе, XVI в. (ГММК. СК 65-68).

http://pravenc.ru/text/62564.html

Васильевская (Трехсвятительская ц.). 1183 г. 10. Воздвиженская ц. 1215 г. 11. Софийские ворота. Кон. Х в. 12. Софийский собор. 1037 г. 13. Каменные стены. XI в. 14. Собор вмч. Георгия Победоносца. Ок. 1051–1053 гг. 15. Собор св. Ирины? Сер. XI в. 16. Дворец. XI в. 17. Безымянный храм. XI в. 18. Каменная баня на Софийском дворе. XI в. 19. Спасская ц. 20. Собор св. Димитрия. 60-е гг. XI в. 21. Михайловский Золотоверхий собор (заложен в 1108) 22. Церковь св. Петра. Ок. 90-х гг. XI в. 23. Надвратная ц. XII в. 24. Церковь св. Иоанна . 1121 г. 25. Собор Симеоновского мон-ря. 2-я пол. XI в. 26. Храм. 2-я пол. XI в. 27. Храм. Кон. XII — нач. XIII в. 28. Каменная постройка (дворец?). XI–XII вв. 29. Церковь на г. Щекавице. До 1183 г. 30. Церковь Успения Пресв. Богородицы Пирогощая. 1131–1135 гг. 31. Михайловская (Новгородская) божница. XII в. 32. Борисоглебская (Туровская) божница. XII в. 33. Неизвестный храм (ул. Андреевская). 2-я пол. XII в. 34. Неизвестный храм (ул. Волошская). 2-я пол. XII в. 35. Неизвестный храм (ул. Юрковская, 3). 20–30-е гг. XII в. 36. Храм св. Николы (Иорданская ц.). XI в. 37. Каменная постройка 38. Кирилловская ц. (заложена ок. 1146) 39. Собор Пресв. Богородицы (Стефанич мон-рь). 1075–1108 гг. 40. Мон-рь св. Николая (?). 2-я пол. XI в. 41. Церковь Спаса на Берестове. Рубеж XI и XII вв. 42. Успенский собор Печерского мон-ря. 1073–1077 гг. 43. Трапезная ц. Печерского мон-ря. Нач. XII в. План древнего Киева 1. Десятинная ц. 989–996 гг. 2–5. Дворцы на Старокиевской горе. Х в. 6. Собор св. Феодора. 1128 г. 7. Церковь св. Андрея Янчина мон-ря. 1086 г. 8. Ротонда (ц. вмц. Екатерины?). XII–XIII вв. 9. Васильевская (Трехсвятительская ц.). 1183 г. 10. Воздвиженская ц. 1215 г. 11. Софийские ворота. Кон. Х в. 12. Софийский собор. 1037 г. 13. Каменные стены. XI в. 14. Собор вмч. Георгия Победоносца. Ок. 1051–1053 гг. 15. Собор св. Ирины? Сер. XI в. 16. Дворец. XI в. 17. Безымянный храм. XI в. 18. Каменная баня на Софийском дворе. XI в. 19. Спасская ц. 20. Собор св.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010