T. 1, где переизданы его диссертация об Оригене и несколько студенческих работ. В предисловии (Сидоров А. И. Василий Васильевич Болотов – человек и ученый. С. XII–XL) дается очерк жизни и личности Болотова (по статьям Рубцова и Бриллиантова), а также разбор его богословских воззрений на основе диссертации об Оригене . 1053 С 1885 г. экстраординаный профессор (дело об утверждении: РГИА. Ф. 796. Оп. 166. Д. 703); с 1896 г. ординарный профессор (Там же. Ф. 177. Д. 740). 1056 Родному селу впоследствии Болотов посвятит одну из своих работ по метрологии, где определит его точное географическое местоположение. Этот очерк издан А. И. Бриллиантовым : Болотов В. В. Заметки о селе Кравотыни//ХЧ. 1910. Февраль. С. 527–540. 1061 Библиографические заметки о своих работах, напечатанных в «Церковном вестнике» и «Христианском чтении» за 1880–1893 г. (ОР РНБ. Ф. 88. Оп. 2. Д. 13. 40 л.; опубликованы: ХЧ. 1907. Январь. С. 250–163). Эта справка была написана Болотовым по просьбе И. Е. Троицкого в связи с предстоящим избранием Болотова в члены-корреспонденты Имп. Академии наук. 1062 Болотов В. В. 1) Из церковной истории Египта. Ревилью и его издания. I: Рассказы Диоскора о Халкидонском соборе. В примечаниях: церковно-исторические очерки и наброски//ХЧ. 1884. Ноябрь – декабрь. С. 581–625; 1885. Январь – февраль. С. 9–94; 2) II: Житие блаженного Афу, еписко­па пемджского//Там же. 1886. Март – апрель. С. 334–377; 3) III: Архимандрит тавеннисиотов Вик­тор при дворе константинопольском в 413 г.//Там же. 1892. Январь – февраль. С. 63–89; Май – июнь. С. 335–361; 4) Appendix: «Параволаны» ли? (Орфографический вопрос)//Там же. 1892. Июль – август. С. 18–37; 5) IV: День и год мученической кончины св. евангелиста Марка//Там же. 1893. Июль – август. С. 122–174; Ноябрь – декабрь. С. 405–434. 1063 Болотов В. В. 1) I: К вопросу о соединении абиссин с православной церковью. Речь, читанная на годичном акте Академии 16 февраля 1888 г.//ХЧ. 1888. Март – апрель. С. 450–469; 2) II: Богословские споры в Эфиопской церкви//Там же. Июль – август. С. 30–62; Ноябрь – декабрь. С. 775–832. 1065 Болотов В. В. 1) Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в библиотеку СПб. Дух. Академии преосвященным Анатолием, епископом балтским (ныне острогожским)//ХЧ. 1887. Июль – август. С. 137–160; 2) Описание четвертой эфиопской рукописи библиотеки СПб. Духовной Академии (Cod. Aethiop. Sablerianus Membranac. 4) [Акад. библ.; II/39]. СПб., 1900 (=Журналы Совета Академии 1895–1896 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но ученое редакторство налагает на меня и ученую ответственность, которая может быть обеспечена лишь при том условии, если труд редактора будет поступать в обращение без посредствующего вмешательства. По этим принципиальным соображениям почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство не отказать в ходатайстве, чтобы для текста «Православной богословской энциклопедии» и прилагаемых к ней планов, карт, портретов, рисунков, снимков и всяких иллюстраций (в тексте и на отдельных листах) мне предоставлено было подписывать их к печати и к выпуску из типографии в обращение на правах цензора, как это дозволяется для «Христианского чтения», «Православного русского слова». Если моя вторая просьба не может быть уважена, то и первая теряет силу и должна остаться без удовлетворения» 1107 . Указом Синода от 14 октября 1904 г. Н. Н. Глубоковский назначен цензором и редактором ПБЭ, а также относящихся к ней документов и чертежей. Под его редакцией в 1905–1911 гг. вышло семь томов (VI–XII). Самому Глубоковскому в девяти из двенадцати вышедших томов принадлежит более 20 статей, не считая многочисленных дополнений различного характера, всего же – свыше 100 страниц текста. Подробнейший учет этих материалов Глубоковский вел в своей записной книжке 1108 . Должно быть, тогда же, в октябре 1904 г., Глубоковский писал С. А. Артемьеву: «С моей стороны я полагал бы следующее: 1) Обязанности цензора, для меня теперь крайне тягостные и обременительные, я постараюсь вести со всякою благожелательностью и при том, чтобы Энциклопедия не только не встречала препятствий, а всячески облегчалась и избавлялась от излишних типографских расходов; 2) заведование всем редакционным делом я оставляю за собою по-прежнему, но постараюсь добиться, чтобы в той или другой форме это было обозначено на титульных листах; 3) VI том должен быть не меньше 40 листов, и за каждый из них по отпечатании я получаю от Вас 30 (тридцать) рублей. По многим причинам считаю этот гонорар не только не преувеличенным, но даже настолько минимальным, что на следующие пункты [вероятно, описка, следовало бы: тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

в копт. агиографической традиции ( Butler. 1902. P. 524-526). Независимо от Батлера версию о связи прозвища с кавказским происхождением К. высказал В. В. Болотов, реконструировавший форму κεκαυκασιωμνος ( Болотов. 1908. С. 72-73; Он же. Лекции. Т. 4. С. 453). Иные этимологические гипотезы, связывающие прозвище с κακς (дурной, злой), араб. наименованием сизого голубя и др., менее убедительны (их обзор см. в: Ö hrnberg. 1993. P. 511). Араб. историк IX в. аль-Балазури писал, что аль-Мукаукис заключил мир с Амром, однако имп. Ираклий этот мир не одобрил. Автор признавался, что ничего не знает о его дальнейшей судьбе: одни говорили, что он вскоре умер, другие - что он был жив в 645 г., во время безуспешной попытки византийцев отвоевать Александрию у арабов. Здесь заметны тенденция представить К. как светского правителя Египта, игнорируя его церковный сан, и вместе с тем его частичное отождествление с копт. патриархом Вениамином, который вел переговоры с арабами, когда визант. экспедиция потерпела неудачу. Мифологический образ К. ярко проявляется у ат-Табари, к-рый, будучи по происхождению персом, переносит на церковную жизнь Египта реалии несторианской Церкви Востока. У него аль-Мукаукис - всемогущий князь коптов, резиденция к-рого находится в Мемфисе. Историк отличал его от главы Александрии, т. е. визант. правителя. В 6 г. хиджры аль-Мукаукис обменялся посольствами с Мухаммадом. Его ответ Мухаммаду звучит почти как принятие ислама, однако подлинность посланий вызывает сомнения. Во время арабского завоевания аль-Мукаукис оказал сопротивление Амру, послав против него под Мемфис армию, во главе к-рой был поставлен католикос (патриарх) Ибн Марьям. Эпический образ главы коптов с резиденцией в Мемфисе напоминает древнеегип. фараона и не может быть напрямую соотнесен ни с одной исторической фигурой, действовавшей в Египте в 30-40-х гг. VII в. В то же время под искаженным именем Ибн Марьяма фигурирует копт. патриарх Вениамин. В интерпретации Ибн аль-Асира (кон. XII - нач. XIII в.) эта история обрастает еще более мифологическими чертами. Он упоминал 2 Абу Марьямов, один их которых был «католикосом Мемфиса», 2-й - епископом. Оба были посланы с войсками аль-Мукаукисом против Амра и заключили с ним мир. Аль-Мукаукис отверг этот мир, лично принял командование, но потерпел поражение под Гелиополем. Впосл. он оборонял от Амра Александрию, но в итоге заключил с ним мирный договор. Он был жив еще во время краткосрочного захвата Александрии византийцами в 645 г.

http://pravenc.ru/text/1840123.html

26. Елисеев А. В. С русскими паломниками на Св. Земле весною 1884 г. СПб., 1885. 27. Коровицкий А. Дневник паломника. Житомир, 1891. 28. Марков Е. Л. Путешествие по Святой Земле. Путешествие иа Восток. СПб., 1891. 29. Картавцев Е. Э. Путешествие в Египет и Палестину. СПб., 1893. 30. Бобров П. Письма паломника. М., 1894. 31. Соловьев М. П. По Святой Земле.//«Русский Вестник», 1895, 2, 3, 5, 9, 10, 11, 12. 32. Конов К. И. Паломник в Святой Земле. М., 1895. 33. Суворин А. А. Палестина. СПб., 1898. 34. Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX века. М., 1991. XX век 35. Брянчанинов П. В. Скитания: Нубия, Судан, Палестина, Ливан. М., 1908. 36. Дмитриевский А. А. Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907 гг.). СПб., 1907. 37. Дмитриевский А. А. Типы современных русских паломников в Святую Землю СПб., 1912. 38. Быстрое С. И. Путешествие по Востоку. М., 1916. 39. Ветка Палестины. Стихи русских поэтов об Иерусалиме и Палестине. М., 1993. 40. Иерусалим в русской культуре. М., 1994. См. также Православные Палестинские сборники и др. издания Императорского Православного Палестинского Общества. Библиографические указатели 1. Хитрово В. II. Палестина и Сипай. ППС. Ч. 1, вып. I. СПб., 1876 (Библиографический указатель книг и статей о Святых местах Востока). 2. Пономарев С. И. Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах. СПб., 1877 (Материалы для библиографии). Приложение к ХХ-му тому записок императорской Академии наук. 3. Ставроу Т. Г. Вейнсенсел Питер Р. Русские путешественники на Христианский Восток за период с XII по XX век. Аннотированная библиография. Колумбия, Огайо, 1986 (на англ. яз.). 1 См., например, «Путешествие к Свитым местам, находившимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1S21 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым» (М.. 1824) или «Рассказ свято горца схимонаха Селевкия о своей жизни и о странствовании по св. местам русским, палестинским и афонским» (СПб., 1860) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

словаре Брокгауз и Ефрон. Т. 68. С.818–833; Завитневич В. “ Иосиф Семашко ”. Статья в Правосл. Богосл. энциклопедии. Т. 7. СПб. 1906. С.472–480; проф. Шабашин И.Н. Из истории воссоединения белорусских униатов. ЖМП. 1949. 8; Дмитрук К Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М. 1988. 567 Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декабрь 1944 г.). Публикация Одинцова М.Н.//Отечественные архивы. 1994. 3. С.56–71. 568 Одинцов М.Н. Государственно-церковные отношения накануне и в годы Великой Отечественной войны//Религиозные организации СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Материалы “Круглого стола”, посвященные 50-летию Победы 13 Апреля 1995 г. М. РА гос. службы при Президенте РФ. 1995. С.37. 569 Об этих арестах сообщили 9 Апреля 1946 г. в своём интервью корреспонденту ТАСС протопресвитер Г. Костельник и епископы Станиславский Антоний и Драгобычский Михаил; см. ЖМП. 1946. 4. С.35– 37; также: “Львовская правда”. 1946. 1 Марта. Митрополит Иосиф Слипый находился в заключении до 1963 г., пока не был выслан из СССР. Впоследствии проживал в Риме, где продолжал осуществлять духовное руководство греко-католиками украинского происхождения. С 1965 г. – кардинал. Умер в 1984 г. 571 Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (PЦXIДHU). Ф. 17. Оп. 125. Д. 313. Л. 29–30. 586 См., например, Николай, еп. Воинствующий католицизм. ЖМП. 1945. 4; Попов Т.Д., проф.-прот. Лжегуманизм Ватикана. ЖМП. 1945. 7; Гермоген, архиеп. К вопросу об интригах Ватикана... ЖМП. 1948. 8; Его же. Восточная церковная политика Римских пап Бенедикта XV – Пия XI – Пия XII. ЖМП. 1949. 4; Его же. Характеристика деятельности Ватикана за последние 20 лет. ЖМП. 1949. 9; Садовский Е., прот. Чуют правду. ЖМП. 1948. 11 и ряд др. 588 Центр хранения современной документации (ЦХСД). Ф. 5. Оп. 33. Д. 53. Л. 1; РЦХДНИ. Ф.17. Оп. 138. Д. 111. Л. 47. 590 Ведерников А. Прекращение унии в Чехословакии. ЖМП. 1950. 7. С.40–53. Интересно отметить, что сторонников унии автор статьи обвиняет как “врагов народно-демократического строя, шпионов и пособников поджигателей войны” (С.49).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. См. напр. Платон. Послесловие к Законам, 987с. В середине III b. до н. э. Гермип выводил учение Пифагора из религии иудеев. См.: Тн. Reinach. Texmes d " auteurs grecs et romains relatifs au judaisme, р. 39-40. О союзе иудейского первосвященника со спартанским царем см.: 1 Макк 12, 7 сл., Флавий. Арх. XII, 4, 10. Относительно хронологии этого события см. еп. Иосиф. Первая Книга Маккавейская. ТБ, т. VIII, с. 97 — 99. 6. Первые попытки аллегорического толкования мифов, как утверждает Диоген Лаэртский (II, 10), принадлежат Анаксагору. Впоследствии этим методом пользовался Платон, но особенно ценили его стоики. В Ветхом Завете алллегоризм впервые появляется у пророка Иезекииля (ср., напр., гл. 37). 7. Выдержки из трудов Димитрия, Артапана (по-видимому, псевдоним) у Евполема приводятся Климентом (Строматы, I, 21, 23) и Евсевием (Praep. Evang., IX, 17-18, 23, 26, 30-34, 39). Время составления «Истории» Евполема относят к 168 г. до н. э. См.: М. Hengel. Judentum und Hellenismus, s. 171. 8. Цитаты из драмы Иезекииля сохранены Климентом (Строматы, I, 23) и Евсевием (Praep. Evang., IX, 28-29). Мы приводим отрывок в переводе С. Аверинцева (см. ТЛДМ, с. 249 сл.). 9. Хасидов (евр. хасидим, греч. ассидеи) не следует смешивать с членами еврейской мистической секты XVIII b., носившими то же название. В 1 Макк 2, 42 говорится о сплоченном союзе хасидов (в синодальном переводе «множество иудеев»). «Синагога» в данном случае означает обособленное братство. 10. Шаббат, 146. Мишна говорит о том, что Иосе из Цереды был выходцем из священнического сословия (Хагига, II, 7). 11.  Полибий, XXXI, 4, 9. Кроме Полибия, данные об Антиохе приведены в Кн. Даниила, Маккавейских книгах, у Диодора, Ливия и Флавия. См. обзор этих источников в кн.: Е. Shurer. Тне History of the Jewish people in the Age of Jesus Christ, v. I, р. 17-68. 12. 2 Макк 4, 13. Маккавейские книги были написаны уже после того, как эллинизация запятнала себя насилием. 1 Макк написана ок. 100 г. до н. э. в Палестине на еврейском (или арамейском) языке. Она описывает события 175 — 135 гг. до н. э. Автор ее — религиозно настроенный историк, желавший прославить основателей династии Хасмонеев. 2 Макк написана в ином жанре. Это назидательный рассказ, стоящий ближе к целям «исторических книг» Библии, чем к античной историографии. Книга обнимает период между правлением Селевка IV (80-е годы II b. до н. э.) и победой иудеев над Никанором в 160 г. Написан этот труд в Александрии и является сокращенным изложением книги еврейского историка Ясона Киренского (2 Макк 2, 24). Время составления 2 Макк относится к 20-м годам II b. до н. э. 1 и 2 Макк книги дошли до нашего времени в греческом переводе и отнесены к неканоническим. См. Н. Родников. К вопросу о происхождении 1-й Маккавейской книги. ТКДА, 1907, с. 312-324; М. Schoenberg. Тне First and Second Books of Maccabees, 1966, р. 5-12.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Димитрия. 60-е гг. XI в. 21. Михайловский Золотоверхий собор (заложен в 1108) 22. Церковь св. Петра. Ок. 90-х гг. XI в. 23. Надвратная ц. XII в. 24. Церковь св. Иоанна . 1121 г. 25. Собор Симеоновского мон-ря. 2-я пол. XI в. 26. Храм. 2-я пол. XI в. 27. Храм. Кон. XII — нач. XIII в. 28. Каменная постройка (дворец?). XI–XII вв. 29. Церковь на г. Щекавице. До 1183 г. 30. Церковь Успения Пресв. Богородицы Пирогощая. 1131–1135 гг. 31. Михайловская (Новгородская) божница. XII в. 32. Борисоглебская (Туровская) божница. XII в. 33. Неизвестный храм (ул. Андреевская). 2-я пол. XII в. 34. Неизвестный храм (ул. Волошская). 2-я пол. XII в. 35. Неизвестный храм (ул. Юрковская, 3). 20–30-е гг. XII в. 36. Храм св. Николы (Иорданская ц.). XI в. 37. Каменная постройка 38. Кирилловская ц. (заложена ок. 1146) 39. Собор Пресв. Богородицы (Стефанич мон-рь). 1075–1108 гг. 40. Мон-рь св. Николая (?). 2-я пол. XI в. 41. Церковь Спаса на Берестове. Рубеж XI и XII вв. 42. Успенский собор Печерского мон-ря. 1073–1077 гг. 43. Трапезная ц. Печерского мон-ря. Нач. XII в. Еще во 2-й пол. XIX в. на территории К. существовало множество древних курганов. Один из первых их исследователей, Волошинский, сообщал, что курганы есть как в самом городе, так и за его пределами (в предместьях, на хуторах, дачах или на склонах днепровских гор); все они размещаются большими или малыми группами. Общее количество известных киевских курганов в XIX в. достигало 2 тыс. Изучением киевского некрополя (преимущественно дохристианского, IX-X вв.) занимались Хвойка, Милеев, Гамченко, Каргер, Зоценко и др. (см.: Голубева. 1948; Каргер. 1958; Зоценко. 2003; Комар. 2012). В нач. XXI в. древнерус. могильники христ. времени начал исследовать В. Г. Ивакин (см.: Ibakih В. 2008). Киевский некрополь состоит из 2 основных могильников. Первый из них объединяет погребения, находившиеся на территории Верхнего города, 2-й - в районе Кирилловских высот. Последний еще в нач. ХХ в. насчитывал неск. сот курганов (см.: Хвойка. 1913). Погребения IX-X вв.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Пророк. Витраж собора в Аугсбурге. 30-е гг. XII в. Период ранней нем. готики отмечен расцветом искусства скульптуры, как фасадной (юж. портал, т. н. Золотые врата, собора во Фрайберге, Саксония, 40-е гг. XIII в.; порталы соборов в Бамберге, 30-е гг. XIII в., Страсбурге, 30-е гг. XIII в., в Магдебурге, 40-е гг. XIII в.), так и интерьерной (статуи святых Марии и Елисаветы, «Всадник» в соборе Бамберга, 30-е гг. XIII в.; рельефы алтарной преграды и статуи донаторов в зап. хоре собора в Наумбурге, Саксония-Анхальт, 50-е гг. XIII в.). В XIV в. развитие нем. пластики связано с увеличением натурализма и психологичности («Оплакивание Христа» в Элизабеткирхе в Марбурге, ок. 1350). Полихромная скульптура украшала высокие переносные алтари. Подъем в период готики испытывало декоративно-прикладное искусство. Архитектурные мотивы церквей (особенно их завершений) использовались в формах рак-мощехранительниц (рака св. Елисаветы, 40-е гг. XIII в., Марбург) и ковчег (монстранц) для показа мощей. Монументальные храмовые росписи (потолок Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме, 30-е гг. XIII в.) были вытеснены витражами (витражи хора собора в Кёльне, ок. 1320) (см. ст. Витраж ). «Всадник». Статуя. 30-е гг. XIII в. (собор в Бамберге) «Всадник». Статуя. 30-е гг. XIII в. (собор в Бамберге) В нач. XV в. в изобразительном искусстве с увеличением его светского характера развивался т. н. мягкий стиль (гамбургский мастер Франке), лиризм к-рого воспроизвел кёльнский живописец С. Лохнер («Богоматерь в беседке из роз», 40-е гг. XV в., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн), испытавший воздействие К. Вица и нидерланд. мастеров. Во 2-й четв. XV в. реалистические тенденции проявились в работах швабских живописцев Л. Мозера (алтарь св. Магдалины церкви в Тифенбронне, Баден, 1431) и Х. Мульчера (Ландсбергский алтарь, 1437, Гос. музеи Берлина), работавшего также в качестве скульптора (деревянные статуи штерцингского алтаря Фрауэнкирхе в Випитено, Италия, 1456-1458). С изобретением книгопечатания (И. Гутенберг, 40-е гг.

http://pravenc.ru/text/529057.html

XI в.); Георгий III Таойский (50-60-е гг. XI в.); Гавриил III Сапарский (1065-1080); Димитрий (1080-1090); Василий III (1090-1100); Иоанн VI (нач. XII в.); Симеон IV (Гулаберисдзе; нач. XII в.); Савва II (40-50-е гг. XII в.); Николай I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.); Михаил IV (Мирианисдзе) (1178-1187); Феодор II (1188-1204/05); Василий IV (нач. XIII в.); Иоанн VII (1205/06-1210); Епифаний (1210-1220); Евфимий II (1220-1222); Арсений III (20-30-е гг. XIII в.); Георгий IV (30-е гг. XIII в.); Николай II (30-е гг. XIII в.); Михаил V (40-е гг. XIII в.); Арсений IV (Булмаисимисдзе; 1241/42-1249/50); Николай III (1250-1282); Авраам I (1282-1310); Евфимий III (10-е гг. XIV в.); Василий V (30-60-е гг. XIV в.); Дорофей I (60-е гг. XIV в.); Шио I (1356-1364); Николай IV (70-е гг. XIV в.); Георгий V (80-90-е гг. XIV в.); Елиоз (Гобирахисдзе; 90-е гг. XIV в.); Михаил VI (1419-1426); Давид II (Багратиони; 1425/26-1428); Феодор III (1429-1435); Давид III (1435/36-1438/39); Шио II (1439-1443/47); Давид IV (Чавчавадзе; 1443/47-1459); Марк (1460-1466); Давид V (1466-1479). Католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские): Николай V (1479-1488); Евагрий (1488-1492; 1500/03); Авраам II Абалаки (1492-1497); Ефрем I (1497-1503); Дорофей II (1503-1505, 1511-1516); Иоанн VIII (1505-1509); Дионисий (1510-1511); Василий VI (1517-1528, 1529-1531); Мелхиседек II (Багратиони; 1528-1529, 1540-1545, 1548-1552); Малахия (1532-1534); Герман (1535-1546); Николай VI (40-е гг. XVI в.); Симеон V (1547-1548); Зебеде I (1552-1556); Доментий I (1556-1560); Николай VII (Бараташвили; 1561-1584); Николай VIII (Багратиони; 1584-1589); Дорофей III (1589-1595); Доментий II (1595-1610); Зебеде II (1610-1611); Иоанн IX (Авалишвили; 1612-1616); Христофор I (1616-1622); Захария (Джорджадзе; 1623-1632); Евдемон I (Диасамидзе; 1632-1642); Христофор II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660); Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676); Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695); Иоанн X (Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700); Евдемон II (Диасамидзе; 1700-1705); Доментий IV (Багратиони; 1705-1741); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737); Кирилл II (1737-1739); Николай X (Херхеулидзе; 1741-1744); Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788); Иосиф (Джандиери) (1755-1764); Антоний II (Багратиони; 1788-1811).

http://pravenc.ru/text/639853.html

После установления союза с Византией (ок. 1015-1018) и до кон. XII в. наравне с итал. сохранилось визант. влияние на зодчество: был сооружен ряд центрических храмов (сохр. фундаменты, иногда части стен), большинство из к-рых служили местом погребения королей Арпадской династии: крестово-купольные тетраконхи в Фельдебрё (до XIII в.- Дебрев, в 17 км к юго-западу от Эгера; в 40-х гг. XI в.- уменьшенный вариант ц. апостолов Петра и Павла в Секешфехерваре, по реконструкции Й. Чемеди, И. Мери, Ю. Ковалик; сохр. крипта XI в. с фресками сер. XII в.), Сексарде (место погребения Белы I), Кесдисентлелеке (Перко, Румыния). Интересны центрические планы часовен в с. Тарнасентмария и св. Имре в Секешфехерваре (тетраконх, XII в.). О византийско-слав. связях Арпадов свидетельствует основание Эндре I (1046-1060) 2 мон-рей во имя свт. Василия Великого: около Вишеграда на Дунае и на п-ове Тихань, на сев. берегу оз. Балатон (сохр. крипта бенедиктинского аббатства 1055). Романским храмам, построенным в кон. XI - кон. XII в. (т. н. период печской мастерской) свойствен тип плана, разработанный бенедиктинскими монахами: 3-нефная базилика без трансепта, с 3 полукруглыми апсидами и 2 башнями на зап. фасаде (собор в г. Печ, перестроенный в 1882-1891, в к-ром сохр. нижняя церковь XI в. и резной алтарь 30-х гг. XII в.; руины храмов в Эгере и Шомодьваре). проникновение готики в В. связано с правлением Белы III (1173-1196), воспитывавшегося в Византии, женатого вторым браком на франц. принцессе Маргарите де Вексин (сестре кор. Филиппа Августа II). при нем было начато строительство в Эстергоме королевского дворца и капеллы с интерьером в стиле ранней готики (кон. XII в., фрески кон. XII в. и ок. 1340). Влияние «эстергомской мастерской» обнаруживается в украшениях собора г. Калоча и в бенедиктинском аббатстве в Вертешсенткересте. Во 2-й пол. XII в. появился тип базилики, характерный для цистерцианского ордена (с трансептом, без башен на фасаде, иногда с венцом капелл): церковь в с. Белапатфальва (1232, в 16 км к северу от Эгера) или церкви бенедиктинского мон-ря Паннонхальма (во время перестройки в 1-й четв. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/150197.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010